Статья «Сотрудничество семьи и школы» (из опыта работы)
статья на тему

Муратова Румия Чулпановна

     В статье представлен опыт работы социального взаимодействия семьи и школы по созданию единого воспитательного пространства, обеспечивающего раскрытие личностного потенциала ребёнка.                      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья из опыта работы22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Статья     «Сотрудничество семьи и школы» (из опыта работы)

  Муратова Румия Чулпановна МБОУ «Стародрожжановская средняя общеобразовательная школа №1» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан, учитель начальных классов.

     В статье представлен опыт работы социального взаимодействия семьи и школы по созданию единого воспитательного пространства, обеспечивающего раскрытие личностного потенциала ребёнка.                      

Семья – важный институт жизни и развития ребёнка. Говоря об опыте работы с семьёй по организации воспитания детей, хочется начать с того, что он начинается с первой встречи с родителями учеников,  а другими словами, с первого класса.

   Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А в современной школе роль классного руководителя остается неизменной.  Он не только руководит, направляет, но и воспитывает.

Направления воспитательной работы,  по которым я работаю совместно с семьей ребенка, представлены таким образом:
Я и моя учеба.
Мое здоровье и образ жизни.
Я, мои друзья и мой досуг.
Я и мои родители.

Я и мой родной край

 

     Главным принципом моей работы  является сотрудничество  с родителями, семьями детей в  непрерывном общем развитии  каждого ребенка. Следовательно, необходимо создать такие условия  воспитания, которые предоставят «шанс» каждому ребенку проявить самостоятельность и инициативу в различных видах внеурочной  и клубной деятельности. В нашем классе работают 2 клуба по интересам: «Ключ и заря», «Мы и окружающий мир».

    Семьи  приняли активное участие в Республиканской акции «Марш парков» по теме «Особо охраняемые природные территории». Дети с родителями и с другими членами семьи подготовили работы в нескольких номинациях: «Лукоморье» (филологическое направление), конкурс рисунков и фотоснимков, запечатлевших прекрасные уголки природы.  Много труда было вложено на  подготовительном этапе, ибо дети не знали, какие территории нашего района являются  «особо охраняемыми». Для этого им пришлось вести поисковую работу совместно с родителями и с классным руководителем.  Результат был интересным: оказывается Постановлением кабинета министров нашей республики на территории Дрожжановского района выделены следующие  ООПТ – Биби-Айша, Мордовские луга, Чистая поляна, овраг Шерелдавык, устье реки Цильна. Со своими  размышлениями члены клуба, участники конкурса,  поделились на странице местной газеты «Туган як».

   Принцип учета  индивидуальных возможностей и способностей школьников ориентирован на постоянную педагогическую поддержку всех учащихся.

        В познании учеником себя большую  роль играет исследовательская работа. Эта работа начинается у нас с  1 класса и, усугубляясь, становясь, всё самостоятельнее, к 4-му классу становится настолько серьезной, что дети в состоянии уже оценить  её объективную ценность. В 1-3 классах исследовательскую работу организовываю как творческую коллективную работу над проектами, в которой принимают участие все  желающие ребята, также их родители. Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» организует единое открытое информационное пространство для публикации работ учащихся . Основные разделы фестиваля дают возможность широкому кругу детей  попробовать свои силы в этом творческом процессе. Если в 2014-2015 году в этом направлении работало 4 учащихся, то в 2015-2016 учебном году число их выросло до 6. Все участники получили компакт-диски с полными версиями  всех работ и сборники тезисов, а также  был получен диплом.

 Охрана  и укрепление психического и физического здоровья детей непрерывный процесс школьной жизни. Это важно школе, учителям и родителям. Каждая семья рассчитывает , что их ребенок будет защищен во всех отношениях. Необходимую информацию по проблемам воспитания родители получают на родительских всеобучах.  В нашей школе традиционным является работа по программе «Путь к успеху» :

ПРОГРАММА АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. На родительских собраниях изучаются темы программы. Например: 1 класс, тема собрания в 3 четверти: «Психическое развитие и формирование личности младшего школьника». Классный руководитель ведет беседу по следующим подтемам:

Социальная ситуация развития  младшего школьника. Новая социальная роль ребенка - школьник. Ведущий вид деятельности. Возрастные новообразования. Особенности поведения ребёнка в период кризиса 7 лет. Мотивация к учебной деятельности. Особенности развития личности. Адаптация к новым требованиям. Факторы риска. Факторы защиты.

 Как  классный  руководитель  обращаю  большое  внимание  на проведение мероприятий, направленных на  оздоровление  детей. Анализируя состояние здоровья детей, приходящих в первый класс, к сожалению, наблюдается, что из года в год уже в дошкольный период растет количество детей с нарушением здоровья.

Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, изучаю  психологический  климат  в  каждой  семье, настраиваю  родителей  на  взаимодействие.

     В классе создан Совет здоровья, который состоит из учащихся родителей, медработников, попечительского совета класса. Совет здоровья проводит большую профилактическую работу. Мама  Аделя, педиатр Центральной районной  больницы Ходжаева Гузель Анваровна, с удовольствием посещает наши классные часы, занятия и доступным образом знакомит учащихся со многими  вредными здоровью ситуациями. Акцентирует внимание слушателей на том, как избежать их в жизни.

      Профилактической работой, агитационно- пропагандистской деятельностью семей нашего класса является активное участие в работе школьного театра здоровья “Нафис” 

      Внеурочное занятие  направлено на развитие детской инициативы, вдохновения и позитивного мышления, чтобы  ребёнок научился ставить вопросы и находить на них ответы. Это даёт ученику возможность заниматься исследованием и делать свои самостоятельные открытия.

  В последние годы участниками внеурочной деятельности становятся  родители, семьи.  Учащиеся сами заинтересованы в семейных дебютах.

      С каждым годом растет число учащихся, желающих реализовать свои способности на сцене театра . Это им и удается. Сцена их раскрепощает, дает возможность излить свои душевные эмоции и переживания. Семья , участвовавшая в конкурсах, сплачивается, появляются общие интересы , одна цель. Это большая возможность проявить творческие способности каждой семьи. Со стороны учителя требуется поддержка и внимательное отношение к семье.

            Со 2 класса начали проявлять интерес к творческим конкурсам. На классных часах мы изучали, что такое творческий конкурс, что нужно делать для участия, что такое положение и т. д . Участвовали дети при поддержке родителей, корректировку проводила сама. Итоги конкурса нас обрадовали : мы были в числе победителей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество семьи и школы в воспитательной работе с младшими школьниками

Основной задачей начальной школы является организация системы работы учителя с родителями. Цель данной работы - помочь ребенку стать уверенной зрелой личностью, которая сможет найти свое место в совре...

Сотрудничество семьи и школы в воспитательной работе с младшими школьниками

Основной задачей начальной школы является организация системы работы учителя с родителями. Цель данной работы - помочь ребенку стать уверенной зрелой личностью, которая сможет найти свое место в совре...

Взаимодействие семьи и школы (из опыта работы)

Взаимодействие семьи и школы (из опыта работы)...

"Сотрудничество семьи и школы" (из опыта работы)

Считаю, что эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираться на их помощь и поддержку. Поэтому работаю в тесном контакте с родите...

Статья: "Сотрудничество семьи и школы в развитии творческих способностей младших школьников через участие в проектной деятельности".

СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ – основополагающий фактор УСПЕШНОСТИ В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ УЧАЩИХСЯ. Действующий Закон об образовании гласит, что образование - это «воспитание и обучение в интересах ч...

Содружество семьи и школы. Из опыта работы учителя начальных классов Алексеевой Т.А.

. Процесс воспитания –очень сложный процесс. Не секрет, что сегодня многие родители самоустранились от воспитания своих детей. Большинство из них занято зарабатыванием денег, обустройством жилища, заб...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Применение технологии сотрудничества в начальной школе (из опыта работы)"

Актуальность, плюсы и минусы технологии сотрудничества, особенности использования, советы учителям....