Экскурсия по Курску
проект (4 класс) на тему

Бакланова Лилия Ивановна

Внеурочная деятельность

«Юные исследователи»

Проект

«Мой город Курск»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_po_kursku_konspekt.docx26.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Школа №54»

Внеурочная деятельность

«Юные исследователи»

Проект

«Мой город Курск»

Учитель начальных классов Бакланова Л.И.

Курск 2017 г.

Паспорт проектной работы

       

Руководитель проекта: Бакланова Л.И.                               

                                     

Название проекта: « Мой город Курск ».

Учебный предмет: литературное чтение, русский язык.

Учебные дисциплины, близкие к теме предмета: окружающий мир.  

Тип проекта: информационный, литературно-творческий.

Состав группы: групповой, учащиеся 4 «В» класса.

Время работы над проектом: краткосрочный.  

Цели: научиться работать с дополнительной литературой;

повышать интерес к изучению краеведческой литературы.

Объект исследования: в процессе чтения краеведческой литературы расширить знания учащихся о родном крае,                                           о знаменитых земляках.

Предмет: изучение стихотворений курских поэтов, посвященных родному городу,  памятного знака Герою Советского Союза Е.И. Зеленко.  

Гипотеза: знания, полученные в процессе чтения краеведческой литературы, воспитывают у учащихся чувство гордости за свой Курский край.    

Задачи: 

  1. Формирование коммуникативной компетенции в сотрудничестве (умение вести диалог с одноклассниками в процессе совместной деятельности).  
  2. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею (воспитание целеустремленности и настойчивости).  
  3. Формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
  4. Формировать умение работать с информацией.    

Режим работы: внеурочные занятия.

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение:  фотографии с видами города Курска;  аудиозаписи: «Звуки природы. Курский соловей», песни М. Блантера « Катюша».

Аннотация: обучающиеся познакомились с жизнью Героя  Советского Союза Е.И. Зеленко,  узнали о необычном памятнике «Курская антоновка».

Предлагаемый продукт проекта: учащиеся научились работать с информацией, отбирать материал, который соответствует теме проекта, в процессе совместной деятельности дети подготовили  сообщения, стихотворения, иллюстрации по теме: «Мой город Курск ».         

   

Презентация творческих работ

I. Оргмомент.

II. Определение  темы  занятия. Отгадывание ребуса.

 Фото №1.

2  1   3    2 1 3 5 4     4 1 2 3 5

о  М  й    о  г р д о     с К у р к

- Сколько лет нашему городу?

- Что нравится вам в городе?

 Сегодня состоится презентация творческих работ учащихся 4 «В» класса о городе Курске.

III. Рассказ учителя о городе Курске.  

IV. Творческая работа о Е.И. Зеленко. (Позднякова Анна и Самохвалов Вова)

 1)Сообщение о Е. И. Зеленко.

Екатерина Ивановна Зеленко была единственной женщиной, применившей воздушный таран. На месте ее гибели установлен обелиск. В Курске Екатерине Ивановне сооружен памятник и мемориальная доска на доме, где она жила в детские годы. В честь ее малая планета Солнечной системы, открытая астрономом Крымской астрофизической обсерватории Т. Смирновой, носит имя Катюша. Ее имя носили морское судно, улицы в Курске, Воронеже, Сумах, школы и пионерские дружины. Ее комсомольский билет долгое время хранился у учительницы Анастасьевской школы А.М.Марченко, а затем был передан в Оренбургское высшее летное военное авиационное Краснознаменное училище летчиков имени И. С. Полбина. Музеи летчицы были созданы в Анастасьевке и в курской школе №10, в которой она училась. 5 мая 1990 года Указом Президента СССР ей посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Ее муж - командир 4-й эскадрильи того же полка Павел Игнатенко - погиб в воздушном бою в 1943 году.

 2)Стихотворение Шкребо Анастасия «Курская Катюша».

    (Учащиеся лицея№ 21г. Курска)

 Посвящается моим знаменитым землякам: М. Блантеру и Е. Зеленко

Курская Катюша

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой...

Кто не знал на той войне «Катюшу»,

Созданную Блантера рукой?

Под неё в атаку шли солдаты,

И в тылу ковали ратный меч,

Но вот знал ли он, земляк наш,

Живший здесь когда-то,

О какой Катюше пойдёт речь?

Думаю, не знал, что по соседству

Маленькая девочка живет

В двух шагах от места его детства.

Может, про неё потом споёт?

Наряду с мальчишками-друзьями

С крыш сараев прыгала с зонтом

И взрослела, не подозревая,

Что беда стучится в её дом.

Поменяв зонты на парашюты

И на китель платье поменяв,

Проложила Катя страшные маршруты

В небе, в логово врагов попав.

На таран пошла отважно, смело,

Защищая от врага своим огнём

Всё, о чём Катюша в песне пела:

И реку, и отчий курский дом.

Всем известна улица Зеленко,

От неё два шага до реки,

Я хожу по этой улице нередко

И горжусь, что мы с Катюшей - земляки!  

V.Рассказ учителя о композиторе Матвее Блантере. Фото композитора М. Блантера и поэта  М. Исаковского.

Прослушивание аудиозаписи песни «Катюша».

Матвей Блантер.

Герой Социалистического Труда (1983), лауреат Государственной премии СССР (1946). Народный артист СССР (1975).

Матвей Исаакович Блантер родился 10 февраля 1903 г. в г. Почеп (ныне Брянская область). В юные годы обучался по классам фортепиано и скрипки в Курском музыкальном училище, затем продолжал занятия в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества по классу скрипки А. Я. Могилевского, по теории музыки у Н. С. Потоловского и Н. Р. Кочетова. В 1920—1921 гг. брал уроки композиции у Г. Э. Конюса. Первые самостоятельные композиторские опыты связаны с участием в студии «Мастфор» («Мастерская Н. М. Фореггера»), к спектаклям которой Блантер сочинял эстрадную музыку. В конце 20-х — начале 30-х годов заведовал музыкальной частью Ленинградского театра сатиры, Магнитогорского драматического театра, Горьковского театра миниатюр, основное же внимание уделял творческой работе.

Лучшие произведения М. Блантера вошли в золотой фонд советской песенной культуры.

V. Физкультминутка

VI. Творческую работу о курской антоновке. ( Гребенников Алексей и Гребенникова  Елизавета).

  1. Сообщение о яблоке антоновке.

В курских садах растёт полезное и вкусное яблоко – антоновка.

          2)Сообщение о памятнике «Курская антоновка».

     В 2004 году уроженец Курской области знаменитый скульптор Вячеслав Клыков изготовил памятник «Курская антоновка», посвящённый символу родной области.

     Памятник размещён на улице Ленина.

     Открытие монумента 19 августа 2008 года было приурочено к православному празднику преображения Господня, в народе известному под названием «Яблочный спас».

VII. Описание  антоновки.

- Подберите слова к яблоку, отвечающие на вопрос какое?

VIII. Творческая работа о курских соловьях.

  1. Загадки про соловья:

Для заросшей речки в мае

Этой птицы нет главней,

- Как он чудно напевает

Голосистый ... (Соловей)

Он весной поет красиво,

Звонко, весело, игриво!

Угадай-ка поскорей,

Что за птичка? ... (Соловей)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистей и нежней?

Кто же это? (Соловей)

2)Сообщение о соловье..

Соловей давно и по праву считается живым символом нашего края. Лучшие певцы – именно курские соловьи, песни которых мы с удовольствием слушаем по весне.

3)Стихотворения о соловье.

1.Соловья прекрасно пенье,

В этом равных ему нет,

С давних пор его уменье

Поражает белый свет.

Песни звук его прекрасной,

Дарит летом радость нам,

2.Ночью звездной, в вечер ясный,

И на зорьке, по утрам,

Соловей коль разойдется –

Не унять ни чем певца,

Песня звонко его льется,

Там, где в роще  деревца…

3. На даче соловушка пел.

 Слышны были все переливы:

 То тёхкал, то звонко свистел.

 Все трели его сердцу милы.

 Затмились все звуки вокруг.

 Одна только песня звучала.

 Лаская, тревожила слух.

 Покоя в душе не давала.

4. Соловей – соловушка,

Светлая головушка.

Только солнышко взойдёт,

Звонко песню пропоёт.

Громко заливается.

Для друзей старается.

Оживает всё кругом.

С песней счастье входит в дом.

5. Родился я не в мега-переулке,

 а там, где серебристый соловей.

 Поил меня младенца на прогулке

 он досыта мелодией своей.

 Поэтому, в любой теперь столице

 я долго находиться не могу,

 скучаю по своей любимой птице,

 и в рощу к ней и еду, и бегу.

IX. Сообщение о музее «Курский соловей». (Позднякова Ангелина). 

     Музе́й  «Ку́рский солове́й»  — музей, посвященный символу Курского края — Курскому соловью, расположенный в Курске. Музей был открыт 4 июня 2007, в Соловьиный день по русскому народному календарю.

Учитель: В музее собраны:

- фотографии курского соловья, сделанные в 2007 году курским фотохудожником Виктором Викторовым и в 1960-е годы 15-летним Гришей Кокоровцом (ныне — Григорий Александрович Кокоровец, фотограф Курского госуниверситета), которая удостоена диплома Международной выставки детского и юношеского творчества в Монреале;

- материалы о Соловье-разбойнике, так как он издревле считается обитателем курского края, как это показывает в своих трудах курский археолог Ю. А. Липкинг;

- буквенные записи трелей курского соловья курского писателя Владимира Конорева (у него их получилось около 900 разновидностей); видеозапись встречи с ним сделана 01.12.2007;

- рассказы «Мой соловей», «Тётёнь» курского писателя Владимира Конорева, книги-подарки других курских поэтов и писателей, воспевающих соловья;

- старинные рушники, на которых соловей запечатлён в вышивке и кружеве;

- исторические данные о происхождении фразеологизма «Курский соловей»;

- диски и пластинки с пением соловья, пластинка «Танго соловья»;

- материалы о людях, кого на их родине называют курскими соловьями (о Надежде Плевицкой, Иване Суржикове, Ирине Стародубцевой, сёстрах Толмачёвых, Владимире Неведрове);

- материалы о курском фирменном поезде «Соловей»;

- глиняные «фирменные» соловьи курских мастеров-глинщиков;

- материалы о соловьиной переписи в Москве, Курске;

- фирменные футболки, значки, конфеты «Соловушек перезвон», мороженое «Соловушка», бальзам «Курский соловей» (больше не выпускается…), даже выращенные Л. Н. Ерёминой и замаринованные в баночках огурцы «Соловей»;

- о фестивале бардовской песни в Курске «Соловьиная трель», марафоне «Курский соловей», зимних автогонках «Курский соловей», празднике дружбы и партнёрства «Курский соловей», детском исполнительском конкурсе «Курский соловей»;

- настоящее гнездо соловья и другие материалы.

 X. Прослушивание аудиозаписи «Звуки природы. Курский соловей».

 - Ребята, представьте, что вы в майском лесу и слышите пение соловья.

XI. Показ курских сувениров учителем.

XII. Угощение детей курской антоновкой.

   

XIII. Викторина о Курском крае.

                         

  1. Кого называют живым символом Курского края?                             (Соловья)
  2. Где можно услышать самых лучших певцов?                                                (В окрестностях Коренной пустыни)
  3. Золотое и ароматное, считается символом плодородия курской земли, ей поставлен памятник на улице Ленина  г. Курска.

Что это?  (Курская антоновка)

4.Какое звание носит наш город?                                                                 (Город воинской славы)

5.Почему улицу Весёлую переименовали в улицу Кати  Зеленко?

6.За какой подвиг Катя Зеленко была награждена званием Героя Советского Союза?

7.Сколько лет исполнилось нашему городу 25 сентября 2012 года? (980 лет)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Святыня земли Курской. Курская Коренная икона Божией Матери.

Святыня земли Курской. Курская Коренная икона Божией Матери...

Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классеТема: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени».

Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классе специальной коррекционной школы VIII вида, по теме: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени». В предложенном примерно...

Интегрированный урок-экскурсия окружающего мира с элементами краеведения и английского языка по теме «Экскурсия в зоопарк» во 2 классе (УМК М.З. Биболетовой, Enjoy English – 2; )

Тема: В зоопарке. Лексика по теме «Животные, обитающие в зоопарке». Монологическая речь по теме «He/She can(can’t)», «I have got».Цели:Образовательные: активизировать лексический материал по тем...

Виртуальная экскурсия "Сторона родная" "Экскурсия в поселок Гузерипль"

Экскурсия в посёлок Гузерипль  поможет детям проявить интерес к истории  родины, национальной культуре, открыть для себя новые ценности, дети лучше узнают друг друга. Краеведение является од...

Экскурсии по окружающему миру: ПРИРОДА И МЫ" ; Экскурсия в парниково-тепличное хозяйство городской организации "Зеленстрой" (зима)

Примеры экскурсий по окружающему миру ("ПРИРОДА И МЫ" ; Экскурсия в парниково-тепличное хозяйство городской организации "Зеленстрой" (зима)) помогут молодым учителм и студентам при подг...

Конспект внеурочного занятия. «Святые места Курского края. Монастыри Курской епархии»

Тема: «Святые места Курского края. Монастыри Курской епархии»...