Беседа: "Моя победа над собой".
план-конспект занятия (3, 4 класс) на тему

Шиляева Ольга Владимировна

 

Цели: обсудить проблему человеческой лени; сделать выводы, как преодолеть собственную лень; учить детей рассуждать.
Подготовительная работа: дети учат стихи, готовят инсценировку стихотворения С.Маршака «Кот и лодыри»», рисунки к теме «Лень и лентяи».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл besedy.docx65.7 КБ

Предварительный просмотр:

Улыбайтесь на здоровье!

Цель: Формирование у учащихся понятия о необходимости регулярного и правильного ухода за зубами, знакомство с основными правилами гигиены полости рта.

Оборудование:

  1. Небольшие зеркальца (по количеству учащихся).
  2. Плакаты «Строение ротовой полости», «Строение зуба», «Как правильно чистить зубы», «Зубы в течение жизни», «Жевательная резинка», «Кариес», «Правила борьбы с «кариесом».
  3. Рисунки «веселого» и «грустного» зубиков (по количеству учащихся).
  4. Фотографии улыбающихся людей из журналов.
  5. Памятки для учащихся «Правила борьбы с «кариесом» (по количеству учащихся).
  6. Запись песни «Улыбка».
  7. Экран чистки зубов.
  8. Дневник питания.
  9. Карточки «Здоровые продукты - для здорового питания».
  10. Рисунки щуки, бобра, змеи.

                                            Ход занятия:
Добрый день, веселый день,
Принимайте в гости нас.
Пусть сегодняшний урок
,
Всем ребятам будет впрок.
Для начала вы, ребятки,
Отгадайте две загадки:

  1. «В красном домике уют,
    В красном домике живут
    ,
    За розовыми губками
    Беленькие… ЗУБКИ».
  2. «Каждый день поутру,
    К ним приходит ко двору
    Заботливая «тетка»
    С толстой ручкой… ЩЕТКА (зубная)».

Упражнение «Что находится во рту?»
Детям предлагается взять в руки зеркальце, открыть рот и рассмотреть полость рта, ощупать языком свои зубы и десны и описать, что они чувствуют; обратить внимание на то, что зубы разные по своей форме.

 Спрашиваю детей, что они знают о зубах, для чего нужны зубы. (Выслушиваю желающих ответить и дополняю, если не все сказали: зубы нужны, чтобы есть, правильно говорить и красиво улыбаться.)

Упражнение «Зачем нужны зубы?»
 Представьте человека, у которого нет рта. Что не может делать такой человек?

 Попробуйте откусить от яблока, закрыв передние зубы губами.

– Произнесите слово «зубы», не касаясь языком передних зубов.
Игра «Как я выгляжу!

Детям предлагается показать друг другу картинки улыбающихся людей, обращая внимание на то, как приятно смотреть на улыбающегося человека, какие красивые у него зубы.
Далее предлагается закрасить зубы людей черным карандашом, обращая внимание на то, какой некрасивой становится улыбка.

Делается вывод о необходимости научиться правильно ухаживать за зубами.

А сейчас, друзья, давайте улыбнемся друг другу! Звучит запись песни «Улыбка».

Наверное, большинство ребят уверены, что зубы – это маленькие белые камушки во рту, которые иногда болят и которые взрослые заставляют чистить щеткой. Хотя, казалось бы, чего их чистить, когда они и так белые? Конечно, это не так.

То, что вы, дети, увидели в зеркале и потрогали языком во рту, – это еще не весь зуб, это его белая часть, которая называется коронкой. Остальная часть зуба спрятана в десне. Она называется корнем. Корень прочно удерживает зуб в челюсти. Вот так выглядит зуб.

(плакат схематично строение зуба в разрезе) снаружи и изнутри. Благодаря нервам зуб чувствует тепло и холод. Зуб такая же живая часть тела, как рука или нога и т.п. У взрослого человека 32 зуба.

Сейчас у каждого из вас меньше зубов, и они называются молочными. Пройдет немного времени, и их сменят более крепкие постоянные зубы. А когда ты вырастешь, у тебя будет 32 зуба, красивых и крепких. Конечно, если ты будешь о них заботиться.

- Помните ли вы, когда у вас выпал первый молочный зуб? Что вы делали?

– В разных странах существуют разные обычаи, связанные с выпадением молочных зубов.

Например, в Испании обычай таков: дети кладут вечером свой зуб под подушку, ночью приходит мышонок и приносит ребенку деньги или подарок.

Другой испанский обычай: надо забросить зуб на крышу дома, рассказать маленький стишок, приглашая мышонка прийти, чтобы взять зуб и принести новый.

Японский обычай. Когда ребенок теряет зуб, он бросает его в воздух и кричит: «Превратись зуб в Они!» Они – это японское чудовище, у которого очень крепкие зубы.

Корейский обычай. Выпавший зуб бросают на крышу и говорят: «Черная птица, я даю тебе старый зуб, пожалуйста, дай мне новый!» Черная птица в Корее символизирует удачу.

Упражнение «Почему зубы разные?»
 Еще раз посмотрите на ваши зубы с помощью зеркальца.

– Почему зубы у человека разные?

Зубы отличаются друг от друга. Одни острые, плоские, служат, чтобы резать пищу, - это резцы (передние зубы). Другие, заостренные, нужны, чтобы разрывать кусочки еды,  это клыки. И есть еще толстенные, крепкие, они помогают пережевывать огурец, морковку, репку, твердую пищу растирают и раздавливают, – это коренные зубы.

Крепче мясорубки
мелют мясо зубки,
мелют яблоко легко!..
Пьют кефир и молоко
,
И смеются голыши,
потому что крепыши.

– Приведите примеры животных у которых хорошо развиты резцы, клыки, боковые (жевательные) зубы.

Загадка:

Полосатая злодейка,
Съест любого малыша:
Пескаря, плотву, уклейку
,
Не проглотит лишь ерша. (Щука)

Всем известна кусака - щука! Рот у неё большой, а в нем полным-полно мелких и острых зубов. Растут они в несколько рядов, все направлены назад. Только без таких зубов щуке не прожить: ведь ловит она скользкую рыбу в твердой чешуе, трудно её удержать в пасти.

Загадка: Вьётся веревка, на конце головка. (Змея)

Ядовитые змеи гадюки кусают, когда нападают на добычу: мышей, лягушек – или когда защищаются. На верхней челюсти у них растут два ядовитых зуба. При укусе именно через эти зубы впрыскивается в ранку жертвы яд. Это зубы-шприцы. Может пострадать от яда гадюки и неосторожный человек. Если вы встретите змею в лесу, не трогайте её и обойдите. Ядовитые змеи очень полезны. Не обижайте их, и вас не укусят!

Загадка:

Эти строители – речные жители.
Пилят древесину, строят плотину. (Бобры)

У бобров зубы – стамески. Они всю жизнь ими грызут, и всю жизнь резцы острые и постоянно растут. И у бобров, и у белок, и у сусликов, и у мышей-полевок.
Как замечательно, когда зубки белые и красивые! Вот бы они всегда были такими и никогда не болели. Но, к сожалению, некоторым детям об этом остается только мечтать.

Наверняка вы все когда-либо замечали на своих зубах черные пятнышки, «дырочки», испытывали зубную боль и обращались за помощью к стоматологу. Почему же происходят с зубами эти неприятности?

Главный враг зубов – кариес. У него есть два верных союзника – зубной налет и сахар, который содержится в пищевых продуктах.

Когда человек не чистит или плохо чистит зубы, то сначала появляется зубной налет. Он почти не заметен, но это сначала: постепенно поверхность зуба становится слегка желтой и шершавой. Язычок не скользит по зубику. Этот налет состоит из огромного числа микробов. Их миллиарды. Сами эти бактерии не могут разрушить прочную твердую эмаль зуба. Но всякий раз, когда мы едим пищу, особенно сладкую, в которой много сахара, бактерии превращают этот сахар в кислоту. Кислота может разрушить эмаль очень быстро.

Вот посмотрите, к чему приводит нежелание чистить зубы:

  1. Кислота разрушает эмаль – самую прочную ткань зуба.
  2. Появляется полость («дырка»), которая увеличивается и позволяет кислоте разрушить дентин (более мягкий, чем эмаль).
  3. Кариес распространяется в глубину зуба, в пульпу, в мякоть, поражает нервы, и появляется зубная боль!

Больные зубы становятся хрупкими, черными, некрасивыми…

А ведь началось все с простой лени почистить зубы после еды! Давайте же научимся чистить зубы правильно и будем это делать каждый день утром и вечером, забыв про лень.

Никому из нас не лень,
Чистить зубы дважды в день!

Практическое обучение чистки зубов с использованием щетки.
Раз, два, три, четыре, пять
– Вышла щеточка гулять.
И пошла она по кругу
,
От налета чистить зубы.
Каждый зубик раз по пять
,
Гладит, чистит и опять
,
Покружилась возле щек,
А потом у язычка,
Сверху вниз у губ прошлась,
Сполоснулась, принялась
,
Заново все повторять.
После щеткиной работы
Рот прополощи водой.
А вечернею порой
Ничего не пропусти –
Все, как утром, повтори

– Зубы надо чистить не только справа налево, но и сверху вниз, с внутренней и с внешней стороны.

Чистим зуб со всех сторон,
Чтобы был здоровым он!

Обязательно почистите язык от налета.

Мы язык почистим, чтобы,
Разбежались все микробы!
Зубы чистим осторожно,
Ведь поранить десны можн
о,
А потом что?
А потом Зубы мы ополоснем.
Нам понадобится кружка
,
Улыбнитесь-ка друг дружке,
Поработаем умело!
Наши зубки стали белы.

Не следует чистить зубы чаще трех раз в день, так как частая и усердная чистка может разрушить зубную эмаль и повредить десны.

Зубную щетку используйте только для чистки зубов и сразу же ее промывайте. Никому не позволяйте пользоваться вашей зубной щеткой и сами никогда не пользуйтесь чужой.
Почему мы чистим зубы именно зубной пастой, а не мылом? Зубная паста содержит фтор – специальное вещество, которое предотвращает появление и развитие кариеса. Есть еще зубные порошки, зубные эликсиры, зубные нити – все они помогают ухаживать за зубами.

Зубные нити (флосcы) предназначены для тщательного удаления зубного налета и остатков пищи из промежутков между зубами.. Так как при чистке зубов щеткой налет из межзубных промежутков не удаляется полностью, то чистка зубов флоссом является необходимым дополнением. Поэтому чистить зубы флоссом рекомендуется после каждого приема пищи и чистки зубов.

Всем нужна Зубная Нить!
С нею будем мы дружить!

Каждому ребенку выдается «Экран чистки зубов», чтобы ребенок мог закрасить рисунок каждый раз, когда он почистил зубы. 

Упражнение «Правила безопасности». Спросить у ребят, ломал ли кто из них зуб, при каких обстоятельствах это произошло, что чувствовали в этот момент.

Спросить детей, как возможно повредить зуб, какие вредные привычки могут повредить зуб или могут помешать правильному росту и попробовать сформулировать основные правила безопасности.

Правильное питание – здоровые зубы. Сладости приятны на вкус, но так ли они хороши для ваших зубов и организма в целом? Конфеты, пирожные, печенья, и другие сладости, которые дети любят есть между приемами пищи, могут причинить вред зубам. В состав некоторых сладких пищевых продуктов, кроме того, входит много жира. Дети, которые едят много сладостей, каждый день потребляют различные виды сахара, включая столовый сахар (сахарозу) и фруктозу. Крахмал, содержащийся в продуктах, также разлагается в полости рта, образуя сахара.

Как правильно питаться, для того, чтобы защитить зубы от кариеса? Прежде, чем приступить к еде, спросите себя, из каких компонентов состоит пища, которую Вы собираетесь съесть. Присутствует ли в ней сахар? Если да, то подумайте снова - выбор других продуктов был бы более полезен для Ваших зубов. Имейте в виду, что некоторые виды сладостей могут причинить больший вред, чем другие. Липкие и жевательные конфеты в течение более длительного периода времени находятся в полости рта, по сравнению с продуктами, которые легко жуются и быстро проглатываются. Таким образом, липкие и жевательные сладости приводят к более длительному контакту зубов с сахаром. Кроме того, важное значение имеет частота приема сладостей: едите ли Вы сладости много раз в течение дня или обычно это бывает только во время десерта после обеда. Разрушительные кислоты формируются у Вас во рту, каждый раз, когда Вы едите сладости. Кислоты воздействуют на ваши зубы по крайней мере в течение 20 минут прежде, чем они нейтрализованы. Таким образом, чем чаще Вы едите сладости в течение дня, тем больший вред Вы наносите Вашим зубам.

Здоровые продукты - для здорового питания. Раздать детям карточки, где перечислены продукты для здорового питания.

Упражнение «Веселый и грустный зубик». Раздать детям зубики и предложить поднимать веселый зубик, когда называю полезный для зубов продукт, и грустный – когда вредный продукт.

Часто кушать, как попало,
Вам, ребята, не пристало.
Если сам себе не враг,
Перекусывай вот так:
Молоко, орехи, сыр,
Овощи, поп-корн, кефир.
Вот тогда не повредит
Кариес 
 зубной бандит.

Упражнение «Классификация продуктов»
Детям предлагается разделить продукты, вырезанные из журналов на три группы: необходимые продукты питания, продукты, которые можно употреблять иногда, вредные продукты для организма.

Помните: Как можно реже употребляйте продукты, содержащие сахар. Избегите сладостей между приемами пищи. Ешьте низкокалорийные или обезжиренных, пищевые продукты. После приема пищи, чистите зубы фторосодержащей зубной пастой или хотя бы полощите рот водой после каждого приёма пищи.

Полоскать нам рот приятно
Эликсиром ароматным!

Жевательная резинка.
– Кто из вас знает вкусную защиту от кариеса?

 Чем полезна жевательная резинка?

 Когда ее нужно употреблять?

 Сколько по времени?

Если щётку не найдём  
Жвачку дружно пожуём

 Дневник питания: 
Детям предлагается записывать в Дневник питания свой дневной рацион, указывая не только основные приемы пищи, но и все перекусы.

Чтобы иметь красивую улыбку и здоровую полость рта не забывай два раза в год посещать стоматолога. Он проверяет, как ты ухаживаешь за своими зубами, и лечит те, которые начали портиться. Врач удаляет повреждённые части зуба и заменяет их пломбами. Иногда, приходится удалять разрушенный зуб целиком и вставлять вместо него искусственный.

К стоматологу идем,
В год два раза на прием

Учитель: что делать, чтобы не дать «кариесу» разрастись и повредить зубы?

Воспитанник:

Как поел – почисти зубки!
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты –
Очень важные продукты.
К стоматологу идем
,
В год два раза на прием.
И тогда улыбки свет
,
Сохранишь на много лет.

 Вывешивается плакат «Правила борьбы с «кариесом».

  1. Чисти зубы два раза в день: утром и вечером.
  2. Полощи рот после еды водой.
  3. Как можно реже ешь сладости.
  4. Два раза в год ходить к стоматологу на проверку.

Если б зубы вдруг могли бы говорить,
То они б нас тут же начали учить:
"Ты нас чисти, чисти, чисти, не спеши,
И снаружи, и внутри нас почеши".
А потом бы, а потом Зубы пошли б к врачу.
И сказал бы врач: "Я вас полечу".
А потом бы, а потом,
Улыбаясь всем ртом
,
К ужину как раз
,
Возвратились в дом.

Итог:
-
Молодцы! А теперь возьмитесь за руки и пустите искорку тепла, доброты – улыбнитесь друг другу!

Учащиеся исполняют песню на мелодия: «Мы едем, едем, едем…»

Мы чистим, чистим зубы,
И весело живем.
А тем, кто их не чистит,
Мы песенку поем:
– Эй, давай не зевай,
О зубах не забывай,
Снизу вверх, сверху вниз
,
Чистить зубы не ленись

В конце каждому ребенку выдаётся диплом.





Беседа на тему: «Моя победа над собой». (О лени и лентяях).

Цели: обсудить проблему человеческой лени; сделать выводы, как преодолеть собственную лень; учить детей рассуждать.
Подготовительная работа: дети учат стихи, готовят инсценировку стихотворения С.Маршака «Кот и лодыри»», рисунки к теме «Лень и лентяи».

http://www.ug.ru/uploads/images/method_article/759/large/%D0%9A%D0%BE%D1%82%20%D0%B8%20%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D1%8B%D1%80%D0%B8.jpg

Форма: беседа.
Методы: рассказ с элементами беседы и игры.
Материалы к беседе: презентация к занятию.
Ход:
I. Воспитатель: Сегодня мы отправимся с вами в путешествие. Нас ждет одна очень удивительная страна – Лентяйдия. А живут в ней … (лентяи). Правильно!

II. Стихи и инсценировка.
Воспитатель: Сейчас мы познакомимся с некоторыми жителями этой страны. Впрочем, слушайте, все поймете.
«МИТЯЙ-ЛЕНТЯЙ»
Трезвонят все будильники:
«Митяй, вставать пора!»
А он храпит как миленький,
До десяти утра.
Потом он просыпается,
Потом встает Митяй,
И начинает каяться:
«Я лодырь! Я лентяй!»
Другие дети учатся -
Я сплю до десяти!
Что из меня получится?
Таким нельзя расти!»
Но тут зевает Митенька,
И спать ложится вновь.
Он ценит самокритику.
Питает к ней любовь.                    /
Агния Барто/

«КОТ И ЛОДЫРИ» (инсценировка)
Собирались лодыри,
На урок, 
А попали лодыри,
На каток.
Толстый ранец с книжками,
На спине,
А коньки под мышками,
На ремне.
Видят, видят лодыри:
Из ворот
Хмурый и ободранный
Кот идёт.
Спрашивают лодыри,
У него:
- Ты чего нахмурился,
Отчего?
Замяукал жалобно
Серый кот:
- Мне, коту усатому,
Скоро год.
И красив я, лодыри,
И умён,
А письму и грамоте,
Не учён.
Школа не построена,
Для котят.
Научить нас грамоте,
Не хотят.
А теперь без грамоты,
Пропадёшь,
Далеко без грамоты,
Не уйдёшь.
Ни попить без грамоты,
Ни поесть,
На воротах номера,
Не прочесть!
Отвечают лодыри:
- Милый кот,
Нам пойдёт двенадцатый
Скоро год.
Учат нас и грамоте,
И письму,
А не могут выучить
Ничему.
Нам учиться, лодырям,
Что-то лень.
На коньках катаемся
Целый день.
Мы не пишем грифелем,
На доске,
А коньками пишем мы,
На катке!
Отвечает лодырям
Серый кот:
- Мне, коту усатому,
Скоро год.
Много знал я лодырей,
Вроде вас,
А с такими встретился,
В первый раз                / 
Самуил Маршак/

Воспитатель: Лентяй и лодыри - это одно и тоже явление. Кто из героев стихотворения вам понравился и почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Ленивые дети скучают на уроках, плохо учатся. Они не хотят выполнять никаких поручений, не любят трудиться, читать книжки. Они не воспитывают в себе привычку заниматься полезным делом, помогать младшим. Ленивые дети хотят жить так, как мечтал об этом один ученик из стихотворения.
«ПЕТЯ МЕЧТАЕТ».
Если б мыло приходило,
По утрам ко мне в кровать,
И само бы меня мыло,
Хорошо бы это было!
Если б книжки и тетрадки,
Научились быть в порядке,
Знали все свои места -
Вот была бы красота!
 Вот бы жизнь тогда настала!
Знай, гуляй, да отдыхай!
Тут и мама б перестала,
Говорить, что я лентяй!
Воспитатель: Я надеюсь, что у нас в группе нет таких детей, как Петя.
Лишь осталось пожелать,
Всем учиться, не лениться,
Чтоб отметками гордиться,
Чтобы в дневнике страниц,
Украшала цифра «пять».
III. Подведение итогов:
Воспитатель: Кто может быть жителем этой удивительной страны Лентяйдии?
Ответы детей.
Воспитатель: Кто же такие лентяи? Отчего человек становится ленивым?
Ответы детей.
Воспитатель: А как по другому называют лентяев?
лентяй – лодырь, бездельник, тунеядец;
лодырь – от немецкого лоддэр (лоттер), то есть бездельник, человек, который ничего не делает;
тунеядец – тот, кто даром ест хлеб, сидит на шее (туне – даром, ец – есть, еда).
Какие советы можно дать лентяям?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте исправим слова в пословице, чтобы она подошла к теме нашего разговора.
Пруд человека кормит, а пень портит. (Труд человека кормит, а лень портит.)
VI. Выставка рисунков
Дети рассматривают рисунки к теме «Лень и лентяи», задают вопросы авторам рисунков.

Воспитатель
: В конце беседы я каждому хочу подарить памятку, в которой есть рекомендации, как преодолеть лень. Старайтесь их придерживаться, и тогда у вас не будет возможности проявлять свою лень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

беседа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников "Георгий Победоносец-символ победы добра над злом

эта разработка предназначена для работы в кружке по духовно-нравственному воспитанию дошкольников...

Самовоспитание - победа над собой.

Методические рекомендации тренеру...

Беседа «Путь к Победе» (Великая Отечественная война в произведениях художников)

Беседа о Великой отечественной войне на примере произведений живописи...

Беседа с младшими школьниками ко Дню Победы: Никто не забыт, ничто не забыто.

Цели: воспитывать чувство гордости за свой народ; воспитание гражданско-патриотических чувств у младших школьников.Ход беседы:22 июня 1941 год. В этот далёкий летний день никто не подозревал, что...

Беседа о медсёстрах ко Дню Победы - 9 мая для школьников начальных классов

Беседа о медсёстрах ко Дню Победы - 9 мая для школьников начальных классов. Знакомство детей с медсестрами-героями Великой отечественной войны/...

Беседа о Дне Победы

Цель: воспитывать детей в нравственно- патриотическом духе; закреплять их знания о том, как наш народ защищал свою Родину в годы Великой Отечественной войны.Задачи: сформировать представление о Дне...

Беседа "День Победы - самый главный праздник страны"

Содержание материала предлагается для детей младших классов школы, кружков дополнительного образования. Форма проведения - беседа, - дает возможность педагогу выявить имеющиеся у детей знания о праздн...