Самовоспитание - победа над собой.
методическая разработка на тему

Малахова Оксана Викторовна

Методические рекомендации тренеру

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Самовоспитание-победа над собой33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самовоспитание – победа над собой!

Самовоспитание- это умение и желание становиться лучше. Человек, осознавший, как важна постоянная работа над собой, не довольствуется достигнутым. Он привыкает строго оценивать себя и свои поступки и большего достигает в жизни. Награда за успехи в нелегком труде - умение всегда принять правильное решение, достоинство и профессионализм, и, как следствие, уважение окружающих. Особо высока цена самовоспитания в сфере физического и духовного развития.

Удача для учеников, если тренер являет собой пример самовоспитания, добрая заслуга тренера, если его ученики осознают важность победы над собой и последуют в этом за своим наставником. В содружестве «тренер-ученик» кропотливая  долгая работа по самовоспитанию - это совместный труд, обогащающий обе участвующие стороны.

Тренер, как руководитель процесса воспитания, сначала должен возбудить желание учеников совершенствовать себя. Пожалуй, самый действенный прием в этом - личный пример. Очень важно объяснить, на что нацелен весь процесс самовоспитания, какие преимущества в жизни получает умеющий «побеждать себя», насколько полезна привычка все время «следить» за собой.

Тренер, не теряющий самообладания, умеющий сдержано относиться к чрезвычайным происшествиям, к поступкам своих воспитуемых (пусть даже только внешне), не позволяющий себе бестактности, способен направленно воздействовать на формирование духовных потребностей учеников.

Самовоспитание начинается с самооценки. Человек должен знать, какие качества следует воспитывать у себя. Самооценка формируется в сравнении себя с другими людьми, в сопоставлении своих желаний со своими задачами. Адекватная самооценка правильно определяет цели самовоспитания.

Нелишне вспомнить совет великого немецкого писателя И.Гете. Он говорил, что, общаясь с ближними, как они того заслуживают, мы делаем им только хуже. Общаясь же с ними так, как будто они лучше того, что представляют собой в действительности, мы заставляем их становиться лучше. Вот почему многих учеников целесообразно авансировать похвалой. Но хвалить надо за подлинные успехи, не лицемеря.

Опасная заниженная самооценка тренера. Она порой влияет на взаимоотношения с воспитуемыми.

 Он бывает не справедливее к ученикам, считая их удачливее и умнее себя. При этом он мнителен и отрицательно относится к тем, кто как ему кажется, его не любит, не уважает. Появляется авторитарный стиль управления, устанавливается жесткая дисциплина, демонстрируется неверие  в честность детей.

Значительно завышенная самооценка отдаляет тренера от коллег и учеников, мешает установлению дружеских отношений с окружающими. Однако, если  несколько завышенная самооценка не ведет к самолюбованию, высокомерию, она не страшна. Она даже помогает в достижении успехов в делах.

 Адекватная же оценка вызывает потребность в самовоспитании. Иначе и быть не может: если человек правдив, он стремясь стать лучше, научившись за все спрашивать с себя, часто недоволен собой.

Самоприказ- это краткое распоряжение, сделанное самому себе(«Разговаривать спокойно!»,»Не поддаваться на провокацию!», « Молчать, молчать!»). Самоприказ помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики.

Среди обязанностей у каждого человека, а тем более у тренера, есть такие, выполнять которые далеко не всегда приятно. Они требуют не отвлекаться, держать себя в узде, а по нравственным нормам отношения к труду, по профессиональному долгу - неуклонно выполнять свои обязанности. Вот здесь помощником и может стать самоприказ. Важно, чтобы он был и разумным, и «доброжелательным»-помогал делать не то, что хочется, а то, что нужно.

Приказная форма решительно требует от самого себя необходимого действия.  В другой раз выполнить такое действие будет легче, а в дальнейшем самоприказ станет привычкой.

Если самоприказ не помогает, необходимо повторять его, и в конце концов волевой человек всегда добьется успеха.

Самовнушение может применяться при самовоспитании достаточно широко. Оно помогает владеть собой в самых трудных ситуациях. Неделями, а иногда и месяцами по многу раз в день приходится произносить заранее подготовленные фразы-заклинания: «Я ни за что не буду повышать голос!», «Я слушаю собеседника, не перебивая!», «меня не выводят из себя никакие замечания окружающих!» Делается это до тех пор, пока уверенность не становится непоколебимой, не оставляя ни тени сомнений в умении справиться с собой.

Действенность самовнушения очень показательна в спорте. К различным формам самовнушения предъявляется общее требование:  категорическое и обязательно положительное утверждение ( я уверен в себе!), «Я владею этим материалом!;, «Я добьюсь;).

Самовнушение особенно эффективно при несколько заторможенном состоянии коры головного мозга -в полусонном состоянии, при искусственном расслаблении (релаксации), в процессе аутогенной тренировки.

 Самоодобрение предлагает во многих жизненных ситуациях «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах. Одна из сфер самоободрения- борьба со своими недостатками.

Самоконтроль учит сдержанно относится к другим людям, терпимо воспринимать их недостатки, слабости , ошибки. Очень не просто управлять чувствами, обуздывать их. Но и этому можно научиться. Необходимо тренировка. Почти как на стадионе: сначала надо сдержаться раз, потом второй, пятый, двадцатый, а потом это состояние мускулов и чувств станет привычным.

Надо следить за внешними проявлениями эмоциональных состояний. Изменяя внешнее выражение эмоции, можно скорректировать внутреннее психическое состояние.

В саморегуляции большую роль играет умение «собраться».

Концентрация сознания часто позволяет обнаружить несовместимость своих принципов, мыслей и решений и в результате найти новые элементы поведения.

Не следует забывать, что волнение, переживание  неприятностей зависят не столько от объективных, сколько от субъективных причин. Уровень волнения зависит не столько от того, что происходит, сколько о того, как мы реагируем на случившееся.

Самовоспитание раскрывает собственные возможности, влияет не только на характер, но и на тело, изменяет взгляды, укрепляет нервную энергию, дает ощущение здоровья и силы.

«Ничто так не содействует собственному благу и благу других людей, как стремление к совершенствованию»,-писал великий мыслитель Л.Н.Толстой.

Работа над собой не принесет плодов, если не будет подкрепляться доброжелательностью, жизнерадостностью, верой в людей, уверенностью в успехе дел, за которые взялся. Ведь основной целью следует считать не стремление сделать себя хорошим, хотя для человека, существа социального, это очень важно, а добрые отношения с окружающими. Только думая о других, заботясь о них, можно стать лучше самому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение взаимоотношений учителя и ученика в самовоспитании младших школьников

Педагогическая деятельность - это тот вид деятельности, на результат которой оказывает влияние характер отношений между ее участниками. Успешное решение сложных и ответственных задач обучения и воспит...

Самовоспитание в начальной школе. Ресурсы БРС.

Всю свою жизнь от рождения до последних дней человек находится в процессе самовоспитания ...Нужно ли управлять этим процессом? И если -да, то какие инструменты  использовать?...

Педагогика сотрудничества как главный способ воспитания внутренне свободных и творческих учащихся, способных к саморазвитию, самореализации, самовоспитанию.

Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. Эта работа сопряжена с большими трудностями, длительным периодом и порой сопровождается малозаметными положительными качественн...

Практикум для учащихся "Первые шаги самовоспитания"

Данный материал содержит конспект занятия и презентацию. В ходе практикума  учащиеся знакомятся с некоторыми приемами самовоспитания через групповые задания. Затем каждому ребенку предоставляется...

Беседа: "Моя победа над собой".

Цели: обсудить проблему человеческой лени; сделать выводы, как преодолеть собственную лень; учить детей рассуждать.Подготовительная работа: дети учат стихи, готовят инсценировку стихотворения С....