Практикум для учащихся "Первые шаги самовоспитания"
план-конспект занятия (4 класс) по теме

Честнокова Татьяна Павловна

Данный материал содержит конспект занятия и презентацию. В ходе практикума  учащиеся знакомятся с некоторыми приемами самовоспитания через групповые задания. Затем каждому ребенку предоставляется возможность спланировать индивидуальный проект по развитию необходимого качества характера. Стимулирование активной работы по самовоспитанию способствует развитию Я-концепции и адекватной самооценки личности младшего школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon praktikum_po_samovospitaniyu.zip225.41 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум «Первые шаги самовоспитания»

для учащихся 4 классов

Соответствие программе курса ОРКСЭ (Модуль «Светская этика»): Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.

Цели:

  • Познакомить учащихся с некоторыми приемами самовоспитания.
  • Побудить к использованию данных приемов в практике самовоспитания.
  • Развивать универсальное учебное умение -  оценивать качества, поступки, высказывания реальных лиц, героев произведений с точки зрения нравственных ценностей.

Демонстрационный материал: слайды с заданиями для практикума

Раздаточный материал: модели бутонов цветов с лепестками по количеству детей в каждой группе; проектные памятки для исследовательской работы «Первые шаги самовоспитания»

Примечание: Данные памятки были составлены с использованием различных методических материалов по организации проектной деятельности уч-ся, а также материалов по курсу «Человековедение» (Боровкова, Г. Г. Методические разработки по курсу "Человековедение" для начальной школы / Г.Г.Боровкова; Рос. центр пед. изобретательства. - Челябинск : 1992. - 123 с. )

Предварительная подготовка: на предыдущих занятиях учащиеся познакомились с понятиями «сила воли», «самовоспитание», провели акцию «Маленькая победа над собой», индивидуальные исследовательские проекты «Моя сила воли». Каждому ребенку было предложено, посоветовавшись с родными и друзьями, определить качество характера для дальнейшей работы над собой.

Для организации практической работы дети распределяются в группы.

  1. Создание эмоционального настроя.

Педагог демонстрирует детям бутон красивого цветка.

- Какие чувства и ожидания у вас возникают, когда вы смотрите на этот бутон? (желание заглянуть внутрь; ожидание, когда бутон раскроется).

  1. Побуждение к самосовершенствованию через участие в индивидуальном проекте «Первые шаги самовоспитания»

     - С кем можно сравнить бутон цветка?

- Такой же бутон есть в каждом из вас! В нем спрятаны самые лучшие человеческие качества. Запишите выбранные вами качества на лепестки бутонов. По желанию уч-ся рассказывают, почему они выбрали именно это качество, чьими советами они воспользовались.

- А от кого зависит, когда раскроются лепестки на наших бутонах? (от каждого из нас)

Сегодня мы сделаем первые шаги в самовоспитании!

  1. Знакомство с приемами самовоспитания по проектной памятке. 

А) Уточнение предполагаемого результата индивидуального проекта по развитию выбранного качества характера.

Задание для групповой работы: проанализировать предполагаемые результаты (демонстрируются на слайде), определить, развитию какого качества характера они соответствуют.

  • Я стану победителем в конкурсе «Лучшие тетради 3 «Г» класса» (аккуратность).
  • У меня будет много хороших отметок по чтению, ОМ и риторике (активность).
  • Я буду быстро и без ошибок умножать и делить любые числа (настойчивость в заучивании таблицы умножения).
  • Я буду писать без ошибок (борьба с невнимательностью).
  • У меня будет больше друзей в классе (доброта, взаимопомощь).

Задание для индивидуальной работы: сформулировать предполагаемый результат своей работы по самовоспитанию выбранного качества. 

Б) Выбор девиза проекта по самовоспитанию

 Задание для групповой работы: проанализировать девизы самовоспитания (демонстрируются на слайде), определить, развитию какого качества характера они соответствуют.

  • Трудности искать – себя воспитать! (сила воли)
  • Порядок время бережет! (аккуратность)
  • Терпение дает умение! (усидчивость)
  • Дисциплину держать – значит побеждать! (дисциплинированность)
  • Труд человека кормит, а лень портит! (борьба с ленью)

Задание для индивидуальной домашней работы: выбрать из пословиц, высказываний известных людей или придумать свой личный девиз.

В) Выбор эмблемы проекта

Задание для групповой работы: проанализировать эмблемы самовоспитания (демонстрируются на слайде), определить, развитию какого качества характера они соответствуют.

Задание для индивидуальной домашней работы: нарисовать эмблему своего характера.

Г) Выбор нравственного примера, образца для подражания

Задание для групповой работы: определить, по какому принципу данные личности (демонстрируются на слайде) разделены на  две группы. Добавить в каждую группу свои примеры.

Литературные герои:

  • Золушка
  • Тимур
  • Витя Малеев

Реальные личности:

  • Наш президент
  • Моя мама
  • Мой одноклассник

Задание для индивидуальной работы: выбрать человека, с которого можно брать пример.

Д) Составление списка ежедневных дел для развития выбранного качества

Задание для групповой работы: (демонстрируется на слайде) определить, для развития какого качества характера составлен данный список дел.

  • Перед уроком на перемене проверяю, все ли у меня готово к уроку.
  • Сдаю тетрадь сразу, когда говорит учитель.
  • Записываю домашнее задание сразу, когда говорит учитель.
  • Вечером проверяю, все ли я положил в портфель по каждому предмету и закрашиваю в дневнике цветным карандашом соответствующий квадратик.
  • За 30 минут до выхода в школу еще раз проверяю портфель.

(Ответ: точность, самостоятельность, борьба с забывчивостью)

Задание для групповой работы: педагог предлагает уч-ся объединиться в новые группы по одинаковым или похожим качествам характера, которые они выбрали для самосовершенствования и составить список из 3-х ежедневных дел.

Е) Ведение личного дневника

 Задание для групповой работы: прочитать страничку из дневника школьника и определить, какое качество характера он в себе развивает (Ответ: взаимопомощь, доброта)

26 октября 2013 года

Сегодня я заметил, как огорчилась моя соседка, когда получила самостоятельную тетрадь с тройкой по математике. Предложил на перемене с ней позаниматься. Вместе мы решили 7 примеров. Завтра еще будем работать на переменах.

27 октября 2013 года

К сожалению, с соседкой позаниматься не удалось, т.к. на переменах у нас была линейка и мы готовились к физкультуре. зато во время групповой работы на ОМ я объяснил ребятам, которые не были на прошлом уроке, кто такие производители, потребители и разрушители.

28 октября 2013 года

На чтении работали в парах. Мой одноклассник читает очень медленно. Надо придумать, как заинтересовать его чтением книг!!! Посоветуюсь с мамой.

Задание для индивидуальной домашней работы: начать вести личный дневник самовоспитания.

  1. Анализ высказывания. Стимулирование активной работы по самовоспитанию.

Один великий человек сказал (демонстрируется на слайде): «Наша личность – сад, а наша __________ - его садовник!» Какое слово пропущено в этом высказывании? (воля)

Желаю, чтобы ваша воля была отличным садовником! Пусть поскорее распустятся лепестки на ваших бутонах! Пусть расцветает сад вашей личности!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение взаимоотношений учителя и ученика в самовоспитании младших школьников

Педагогическая деятельность - это тот вид деятельности, на результат которой оказывает влияние характер отношений между ее участниками. Успешное решение сложных и ответственных задач обучения и воспит...

Самовоспитание в начальной школе. Ресурсы БРС.

Всю свою жизнь от рождения до последних дней человек находится в процессе самовоспитания ...Нужно ли управлять этим процессом? И если -да, то какие инструменты  использовать?...

Педагогика сотрудничества как главный способ воспитания внутренне свободных и творческих учащихся, способных к саморазвитию, самореализации, самовоспитанию.

Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. Эта работа сопряжена с большими трудностями, длительным периодом и порой сопровождается малозаметными положительными качественн...

Примерная программа по развитию самовоспитания у обучающихся начальной школы

Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания. Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, ...

Русская народная сказка как средство нравственного самовоспитания учащихся начальной школы.

В период коренных социально-экономических преобразований в нашей стране дело воспитания молодого поколения приобретает особое значение для развития общества. "Воспитание - великое дело: им решается уч...