Тренинговое занятие «Взаимодействие родителей с детьми».
план-конспект на тему

Игнатьева Виктория Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_dlya_roditeley.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинговое занятие

«Взаимодействие родителей с детьми».

ЦЕЛЬ: осознание разницы между «миром» ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации поведения и т.д. Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиции ребенка (педагогическая рефлексия).

Задачи тренинга:

- расширение возможностей понимания своего ребенка;

- улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком;

- выработка новых навыков взаимодействия с ребенком;

Содержание: Информационная часть: «Причины детского непослушания». В детстве мы не раз давали себе обещание не повторять ошибок своих родителей, когда вырастем. Кто из нас не раз говорил себе: "Я никогда не буду поступать так с собственным ребенком"? Но когда появляются дети, нам не помогают данные себе когда-то обещания. Ошибки в воспитании приводят к тому, что дети становятся скрытными и неуправляемыми, детская агрессия накаляет отношения в семье.

Часто родителю кажется, что ребенок плохо себя ведет на зло, стремясь «насолить» родителю, однако в основе любого нежелательного поведения ребенка могут лежать следующие мотивы:

  • требование внимания или комфорта;
  • желание показать свою власть или демонстративное неповиновение; борьба за самоутверждение
  • месть, возмездие;
  • утверждение своей несостоятельности или неполноценности. потеря веры в собственный успех

Мы часто исходим из положения, что дети должны нас и окружающий мир понимать так же, как взрослые, но это заблуждение. Дети делают свои выводы, учитывая при этом не только то, что мы им говорим, но и то, что мы при этом делаем и как ведем себя с другими людьми. Наш личный пример является подчас более воспитывающим, чем любые нравоучения.

Во время обучения ребенка в школе мы (дети, учителя и родители) составляем треугольник. Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребенок. Его задача, познавая новое, открывать самого себя. А задача взрослых – помочь ему в этом нелегком деле.

Что произойдет с трехногим табуретом, если подломится одна ножка? Упадет!

Отсюда вывод: нам стоит объединить наши усилия.

- Душа ребенка – это полная чаша.

Каким вы хотите видеть своего ребенка? (Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?)

У каждого из Вас есть сердечко, поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка?

- Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! А какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче?

Задумаемся над словами Л.Н. Толстого: “Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!”

“Я-высказывание”, “Ты-высказывание”

Избежать конфликтов и в то же время сделать так, чтобы ребенок вас услышал, поможет использование Я-сообщений. В отличии от частых нравоучений, которые ставят ребенка в оборонительную позицию, у него подсознательно возникает ощущение, что на него нападают. Я-высказывание” - это сообщение о ваших чувствах, оно редко вызывает протест, потому что не содержит обвинения. “

Фраза в данном случае состоит из четырех основных частей:

1) Начинать фразу надо описанием того факта, который не устраивает вас в поведении ребенка. Никаких эмоций или оценки личности.

2) Далее следует описать свои ощущения в связи с таким поведением. Например: «я расстраиваюсь», «я волнуюсь», «я огорчаюсь», «я переживаю».

3) Потом нужно объяснить, какое воздействие это поведение оказывает на вас или на окружающих.

4) В завершающей части фразы надо сообщить о вашем желании, то есть о том, какое поведение вы бы хотели видеть вместо того, которое вызвало у вас недовольство.

В результате вместо обвинения «Ты что натворил, пришел домой после полуночи и даже не позвонил ни разу!» мы получаем фразу вроде «Когда ты гуляешь допоздна, я волнуюсь, потому что не знаю причину твоей задержки»

Практические упражнения. Тренировка в построении “Я - высказывания”.

“Ты – высказывание” может говорить ведущий (психолог).        

Проблема

Ты – сообщение

(слово обостряет, обижает, ранит)        

Я – сообщение

(слово смягчает, щадит, оберегает)

Родитель устал

Ты меня утомил.

Отстань от меня.

Я очень устал.

Мне хочется отдохнуть.

У ребенка замечание (двойка) в дневнике        

Ты – бездельник!

Вечно ты меня расстраиваешь!

        Я огорчен.

Мне неловко за тебя …

Сын (дочь) не может выполнить домашнее задание.

        О чем ты только думаешь?

Неужели тебе трудно запомнить?

Давай вместе разберемся…

Я надеюсь, что у тебя при старании все получится

Ребенок грубо ответил Вам на замечание.

        Когда ты научишься разговаривать с родителями?

Мне больно это слышать.

Я думаю, что ты просто поторопился.

Упражнение с красными лентами «ЗАПРЕТЫ».

Кто желает побыть в роли ребенка?  Одной из форм родительского внимания, заботы и любви являются ограничения и запреты. Сегодня, каждый предъявляемый запрет, мы переведем в физический  и покажем на нашем ребенке.  

 Часто мы даем себе и ребенку негативные установки:

Рот – чтобы не ругался и не кричал; Рот: помолчи, закрой рот.

Глаза – чтобы не видели недостойного, не выражали ненависть, неудовольствие и зло,;

Уши – чтобы не слышали лишнего; Уши: Никого не слушай, кроме меня

Руки – чтобы не дрались; Руки; Не трогай руками!

Ноги – чтобы не пинались, не ходили в плохие компании; Ноги: Куда пошел, сядь на место, замри.

Душу – чтобы не страдала. Нечего реветь! Позоришь меня! чтобы не плакали

После завершения процедуры инсценирования запретов (завязываний), тренер обращается к участникам с вопросами:

Что может такой человек? Выражать свою мысль? - Рот скован!

Наблюдать, выделять прекрасное, откликаться? – снижена возможность реагировать – глаза закрыты!

Творить прекрасное, обнимать, выражать радость? – руки связаны!

Идти по жизни? (легонько подтолкнуть связанного, попытаться заставить двигаться) – страх, скованность движений!

Сочувствовать, радоваться, доверяться? – душа «молчит», скована!

 Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:

— Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?

— Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?

Рефлексия участников, игравших роль взрослого:

— Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?

— Что вам хотелось сделать?

— Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?

Родители находят компромисс для решения сложных ситуаций:

 - Не завязывать глаза или уши - разговаривать спокойным голосом, не ругаться;

 - Не завязывать рта - выслушать ребенка;

 - Не завязывать руки - помыть руки после прогулки;

 - Не завязывать ноги - обуть резиновые сапоги;

 - Не завязывать сердце – выслушать и понять ребенка.

Игровое упражнение «Запрет».

Мать ребенка очень о нем заботиться: следит за тем, чтобы он не вымазывался, чтобы не заболел и т.д. Запрещает прыгать ребенку по лужам, бегать по улице, прикасаться к палочкам на улице, собирать камни и тянуть их в рот и т.д. Рассмотрим все выше перечисленное на конкретном примере.

 Ты – маленький ребенок. Вы с мамой спешите в детский сад. А ты очень энергичный, любознательный, задающий кучу вопросов ребенок

 - Мама, а что там такое, посмотри! – говоришь ты.

 - Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой!

 Перестань глазеть! – я тебе отвечаю. (Завязываю глаза платочком)

 Вы бежите дальше, и встречаете по дороге подругу мамы и, взрослые быстро обмениваюсь с последними новостями. Ты внимательно слушаешь, а потом говоришь:

 - Мама, а кто такой дядя Юра?

 - Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще ты чего уши развесила, как не стыдно! Закрой свои уши! (Завязываю платочком уши)

 Мама прощается с подругой, и вы бежите дальше.

 - Мам, а меня Машка ждет в детском садике, которая…

 - Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем! Можешь ты помолчать! Закрой рот! (Завязываю платочком рот)

 Ребенок уже молчит, но начинает на ходу поднимать какую-то веточку. Мама кричит:

 - Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого! Выброси сейчас же! Убери руки! (Завязываю руки платочком)

 Но тут ребенок начинает скакать, задирать ноги. Мать в ужасе кричит на неё.

 - Ты где этому научилась? Это что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно! (Завязываю платочком ноги)

 Ребенок начинает хныкать. Мама продолжает на неё кричать:

 - Что ревешь?! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю? Нечего реветь! Позоришь меня! Я кому сказала – перестань реветь, ты слышишь меня! (Завязываю платком сердце).

Итоги занятия

- Давайте вернемся к душе нашего ребенка, вспомним, каким бы мы хотели видеть своего ребенка. А какими же должны быть мы, взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче. Возьмите по звездочке, подумайте и напишите, какие качества взрослого человека, рекомендации, советы вы можете дать себе, друг другу. (родители пишут рекомендации, вместе украшают ими чашу, педагог раздает рекомендации Приложение 1)

- Взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определённым количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом. 


Приложение

 Рекомендации родителям        

1. В воспитании всегда опирайтесь на сильные стороны ребенка. Каждому родителю есть, за что гордиться своим ребенком.

2. Хвалите. Чем чаще, тем лучше. Но хвалите за то, чего ребенок достиг сам, а не за то, что заложено природой.

3. Не сравнивайте ребенка с другими – все дети непохожи друг на друга, и у каждого есть положительные и отрицательные стороны.

4. Проявляйте позитивные чувства к ребенку. Он заслуживает внимания не только в форме требований, но и в форме интереса к его жизни.

5. Не унижайте ребенка, особенно публично. Проявляйте тактичность.

6. Объясните, что ребенок делает не так, но не ждите идеального поведения сразу же.

7. Исключите физические наказания, а также угрозы и запугивания, из обихода.

8. Старайтесь контролировать негативные эмоции, в то же время, не сдерживайте позитивные.

9. Не стесняйтесь помочь ребенку, он будет благодарен вам за участие в его делах, если ему требуется помощь. Но если не требуется, избегайте навязчивости.

10. Больше говорите о своих чувствах и высказывайте отношение не к личности ребенка, а к поступкам.

11. Выработайте единый стиль воспитания в семье, требования должны быть одинаковыми у всех членов семьи.

12. Будьте примером – поведение родителя всегда наиболее сильно воздействует на ребенка.

13. Принцип «здесь и сейчас»: хвалите или наказывайте ребенка сразу после его положительного или отрицательного поведения. Избегайте напоминаний о неприятных переживаниях и плохом поведении ребенка.

14. Никогда не стремитесь сделать все, чтобы ребенок поскорее стал взрослым: потом вы будете скучать по его детскости.

15. Если ребенок не хочет что-то делать, не действуйте по методу «сделай это за что-то (игрушки, сладости)», иначе ребенок привыкнет к тому, что за хороший поступок обязательна «плата».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ролевые и тренинговые игры, направленные на развитие эмпатии (понимания) между родителями и детьми.

Ролевые и тренинговые игры, направленные на развитие эмпатии (понимания) между родителями и детьми (возможно использования на совместных родительских собраниях - присутствие родителей вместе с детьми)...

Тренинг взаимодействий родителей с детьми

Тренинг может использоваться  для гармонизации детско-родительских отношений....

Конспект внеклассного занятия между родителями и детьми "Весёлые старты"

Цели:1.     Пропаганда здорового образа жизни.2.     Совершенствование связи семьи и школы через привлечение родителей к совместным с детьми общешкольным меропр...

Тренинговой занятие с родителями во 2 классе

Тренинг с участием детей и родителей с целью укрепление единства между родителями, детьми и школой....

Тренинговое занятие на сплочение и групповое взаимодействие.

Классный час в форме тренинга  на сплочение классного коллектива. В ходе классного часа обучающиеся должны понять, что от уровня развития взаимоуважения, степени сплоченности коллектива зави...

Особенности взаимодействия родителей с детьми младшего школьного возраста с разными типами темперамента.

Данная статья написана на основе проведенного исследования на тему: "Особенности взаимодействия родителей с детьми младшего школьного возраста с разными типами темперамента".  Она посвя...

Рекомендации по взаимодействию родителей с детьми младшего школьного возраста

Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы).Рекомендации для родителей по взаимодействию с детьми младшего школьного возраста:Не наказывайте  за ...