Литературная гостиная "Великий май"
методическая разработка (2 класс) на тему

Литературная гостиная – одна из форм интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания кадет.

Цель:

Воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_gostinaya.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная «Великий май» (второй год обучения)

Цель:

Воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества.

Подготовительная работа.

Подготовительная работа проводится совместно с родителями.

1.Упражнение "Скажи по-другому" (учимся подбирать синонимы). 

Смелый - храбрый, отважный, геройский...

2. Упражнение "Скажи наоборот" (учимся подбирать антонимы).

Смелый - трусливый.
Враг -...
Мир - ...

3. Учимся подбирать однокоренные слова.

Герой - геройский, героический, героизм...
Защита - защитник, защищать, защищенный...

4. Словарная работа.
Лексическое значение слов и словосочетаний "подвиг", "победа", "героический поступок", "защитник", "ветеран".

Объяснение значение пословицы "Мир строит, а война разрушает".

5. Работа над выразительностью чтения.

Рекомендации родителям:

1. Рекомендуем напомнить ребенку о том, какой праздник отмечается в нашей стране 9 мая и почему он называется "День Победы".

2. Расскажите о героях Великой Отечественной войны, рассмотрите иллюстрации в книгах.

3. Вспомните, кто из ближайших родственников принимал участие в Великой Отечественной войне, рассмотрите иллюстрации в книжках, фотографии родственников.

4. Совместно с ребенком сходите к мемориалу в честь защитников Родины.

5. Ознакомление с художественной литературой.

Л. Кассиль "Главное войско",

Н. Зенькович "Мальчишки в пилотках".

Примерный сценарий.

Что такое День Победы

Что такое День Победы?

Это утренний парад:

Едут танки и ракеты,

Марширует строй солдат.

Что такое День Победы?

Это праздничный салют:

Фейерверк взлетает в небо,

Рассыпаясь там и тут.

Что такое День Победы?

Это песни за столом,

Это речи и беседы,

Это дедушкин альбом.

Это фрукты и конфеты,

Это запахи весны…

Что такое День Победы –

Это значит – нет войны.

                                                        А. Усачёв

Каждый год в мае наша страна празднует День Победы. И сегодня, так же как и много лет назад, в далёком сорок пятом, этот праздник остаётся радостным и трагическим.

Майский праздник –

День Победы

Отмечает вся страна.

Надевают наши деды

Боевые ордена.

Их с утра зовёт дорога

На торжественный парад.

И задумчиво с порога

Вслед им бабушки глядят.

                                                         Т. Белозёров

Великая Отечественная война… Нам не пришлось увидеть ужасов этой страшной войны. Мы родились в мирное время запуска ракет и освоения космоса. Мы не слышали грома орудий, не испытывали голода, холода.

О войне мы узнаём только из книг, кинофильмов, рассказов ветеранов.

 «Салют»

Гремит за окнами

Салют –

Огни букетами цветут.

Мелькают

В комнате моей

Цветные отблески

Огней.

На стенке –

Дедушкин портрет.

Ему здесь ровно

Двадцать лет.

Ремень, пилотка,

Ордена.

Суровый взгляд

У деда:

Ещё не кончилась

Война

И далека Победа.

Но до неё

Не дожил он –

Под Курском

Дедушка сражён…

Гремит за окнами

Салют –

Огни букетами

Цветут.

И озаряет

Яркий свет

На стенке

Дедушкин портрет.

                                                                 В. Орлов

Бабушка надела ордена

И сейчас красивая такая!

День Победы празднует она,

О войне великой вспоминая.

Грустное у бабушки лицо.

На столе солдатский треугольник.

Дедушкино с фронта письмецо

Ей читать и нынче очень больно.

Смотрим мы на дедушкин портрет

И разводим ручками с братишкой:

- Ну какой, какой же это дед?

Он же ведь совсем ещё мальчишка!

                                                                    В. Туров

Рассказ семьи Лапановых о своем прадеде, участнике ВОВ.

Великая Отечественная война явила миру образцы мужества и стойкости, героизма многонационального народа Советского Союза.

«Вставай страна огромная, вставай на смертный бой…» - говорится в известной песне.  Призыв к «смертному бою» с «фашистской силой темною» был услышан миллионами советских людей.

Народ, не знающий единства, с нуждой дружит, народ, сильный единством, со счастьем - говорит народная пословица. Если дружба велика, будет Родина крепка – вторит другая. На борьбу с фашистским нашествием поднялись все: стар и млад, мужчины и женщины, все нации и народности Советского Союза.

Дедушкин рассказ

Вчера мне рассказывал дедушка Женя:

Отряд партизанский попал в окруженье.

Осталось у них восемнадцать гранат,

Один пистолет и один автомат.

Всё больше в отряде погибших бойцов,

Всё крепче фашисты сжимают кольцо, –

Они за кустами, они за камнями.

И крикнул мой дедушка: "Родина с нами!"

И все побежали навстречу врагу,

И стали гранаты бросать на бегу.

Все храбро сражались, о смерти забыв, –

И вот, удалось совершить им прорыв.

Сквозь лес по болоту они уходили:

А деда медалью потом наградили.

                                                                                  А. Парошин

Солдат на войне, каков он. У него нет ни возраста, ни пола, ни национальности.  У него есть единственное звание – советский солдат!

Летней ночью, на рассвете,

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против всех людей советских -

Это значит - против нас.

 

Он хотел людей свободных

Превратить в рабов голодных,

Навсегда лишить всего.

А упорных и восставших,

На колени не упавших,

Истребить до одного!

 

Он велел, чтоб разгромили,

Растоптали и сожгли

Все, что дружно мы хранили,

Пуще глаза берегли,

Чтобы мы нужду терпели,

Наших песен петь не смели

Возле дома своего,

Чтобы было все для немцев,

Для фашистов-иноземцев,

А для русских и для прочих,

Для крестьян и для рабочих -

Ничего!

 

«Нет! - сказали мы фашистам, -

Не потерпит наш народ,

Чтобы русский хлеб душистый

Назывался словом «брот».

 

Мы живем в стране Советской,

Признаем язык немецкий,

Итальянский, датский, шведский

И турецкий признаем,

И английский, и французский,

Но в родном краю по-русски

Пишем, думаем, поем.

 

Мы тогда лишь вольно дышим,

Если речь родную слышим,

Речь на русском языке,

И в своей столице древней,

И в поселке, и в деревне,

И от дома вдалеке.

 

Где найдется в мире сила,

Чтобы нас она сломила,

Под ярмом согнула нас

В тех краях, где в дни победы

Наши прадеды и деды

Пировали столько раз?»

 

И от моря и до моря

Поднялись большевики,

И от моря и до моря

Встали русские полки.

Встали, с русскими едины,

Белорусы, латыши,

Люди вольной Украины,

И армяне, и грузины,

Молдаване, чуваши -

 

Все советские народы

Против общего врага,

Все, кому мила свобода

И Россия дорога!

 

И, когда Россия встала

В этот трудный грозный час,

«Все - на фронт!» - Москва сказала.

«Все дадим!» - сказал Кузбасс.

 

«Никогда, - сказали горы, -

Не бывал Урал в долгу!» -

«Хватит нефти для моторов,

Помогу!» - сказал Баку.

 

«Я богатствами владею,

Их не счесть, хоть век считай!

Ничего не пожалею!» -

Так откликнулся Алтай.

 

«Мы оставшихся без крова

В дом к себе принять готовы,

Будет кров сиротам дан!» -

Обездоленных встречая,

Казахстану отвечая,

Поклялся Узбекистан.

 

«Будет каждый верный воин

И накормлен и напоен,

Всей страной обут, одет». -

«Все - на фронт!» - Москва

сказала.

«Все! - страна ей отвечала. -

Все - для будущих побед!»

 

Никогда мы не забудем

Их геройские дела.

Честь и слава этим людям

И великая хвала!

                                                              С. Михалков

Живой журнал «Парад героев». Дети в национальных костюмах.

Солдаты, призванные в годы войны представляли 151 нацию и народность.  Вспомним хотя бы некоторые яркие героические подвиги, совершенные советскими воинами самих разных национальностей.

Абхаз, старший сержант Габлия Варлам Алексеевич, командир минометного расчета 144-го батальона морской пехоты. Прошел всю войну, освобождал города Европы, был 6 раз ранен, но каждый раз после госпиталя возвращался в строй. В марте 1945 года под городом Эстергом четверо суток вел бой в составе батальона в отрыве от главных сил бригады, уничтожив большое количество живой силы противника. Был ранен, но с поля боя не ушел.

Чеченец, старший сержант Ханпаша Нурадилович Нурадилов, командир пулеметного взвода 5-й кавалерийской дивизии. Лично уничтожил около тысячи фашистов. Погиб в бою.

Русский, старший сержант Попов Василий Лазаревич. Отличился при штурме города – крепости Кенигсберга. Командир стрелкового отделения штурмовой группы, комсорг роты. В уличных боях за Кенигсберг старший сержант Попов с отделением следовал впереди штурмующих подразделений советских бойцов. Лично уничтожил 34 немецких солдат, взял в плен около 80, захватил 2 орудия. Погиб в бою.

Азербайджанец, рядовой Гусейн-заде Мехти Ганифа оглы, сбежал с немецкого плена и воевал с итальянскими партизанами - гарибальдийцами. Группа Гусейна-заде уничтожила более 600 немецких солдат, 25 автомашин, 23 военных гаража и другие военные объекты. Погиб в бою

Украинка, Боровченко Мария Сергеевна, старший сержант 32-го гвардейского артиллерийского полка 13-й гвардейской стрелковой дивизии 5-й гвардейской армии. Погибла в бою, закрыв своим телом офицер

Башкир, старший сержант Сутулов Григорий Алексеевич, командир отделения пешей разведки. Во главе разведывательной группы одним из первых преодолел реку Одер (в черте г.Ополе, Польша). В бою на плацдарме обеспечил командование необходимыми разведывательными данными о противнике, чем способствовал успешному наступлению войск

«Проба пера». Чтение детьми и родителями своих стихотворений.

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Мурзаханова Н.Ф. презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Сказки народные и литературные В.И. Даль Девочка Снегурочка и русская народная сказка

Мурзаханова Н.Ф. Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные В.И. Даль" Девочка Снегурочка" и русская народная сказка." УМК "Школа 21 в"...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...