Активизация математической речи школьников
статья на тему
Материал знакомит читателя с развитием речи и словарного запаса на уроках математики в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Активизация математической речи школьников.
При изучении геометрического материала особое внимание следует уделять систематическому изучению терминологии и символики, развитию речи учащихся.
Усвоению терминологии способствует систематическое использование учащимися новых слов при выполнении разных практических заданий. Сначала объяснение учеников звучит как повторение задания учителя или задания. данного в учебнике, но несколько в другой форме - форме отчёта за проделанную работу. Выглядит на уроке это примерно так.
- Отметьте на листе тетради четыре точки . Обозначьте их буквами.( Одна точка - А, другая - В, третья - С, четвёртая - D. )
Все остальные дети обозначают точки такими же буквами.
- Соедините каждые две точки последовательно отрезками. ( Соединяем точки А и В, получается отрезок АВ. Соединяем точки В и С, получаем отрезок ВС и т.д.)
Все учащиеся одновременно выполняют задание в своих тетрадях. Учитель иногда делает предложенное задание на доске, но умышленно выполняет его последним. При таком ведении урока обеспечивается самостоятельность выполнения задания учащимися и в то же время создается возможность проверить правильность своего решения.
- Какую фигуру вы начертили на листе тетради? ( Четырехугольник).
- Чем являются точки АВС и D в четырехугольнике ? ( Вершинами четырехугольника).
- Чем являются отрезки в четырехугольнике ? ( Сторонами).
- Почему фигура, полученная на листе тетради, есть четырехугольник ? ( Фигура имеет четыре вершины, четыре стороны, четыре угла).
- Какой линией изображена граница четырехугольника на чертеже? ( Ломаной линией , состоящей из четырех отрезков.)
- Как можно назвать по - другому фигуру ? ( Многоугольник).
Отвечающий проговаривает слова точки- вершины, отрезки - стороны, граница фигуры - ломаная линия и др..
Объяснение учащимися своих действий способствует усвоению и геометрических фигур и теоретического материала. Учащиеся становятся более внимательны к словам учителя, так как они знают, что им предстоит объяснять свои действия.
На полученном четырехугольнике АВСD можно провести упражнения, которые способствуют развитию речи и отработке умения распознавать известные фигуры в сложных фигурах.
- Сторону АD на глаз разделите пополам. Новую точку обозначьте буквой О( рис. 1). Вершину В соедините с точкой О. На какие две фигуры отрезок ВО разделил четырехугольник АВСD ? ( треугольник АВО и четырехугольник ОВСD , рис.2)
- Какой отрезок является одновременно стороной треугольника АВО и четырехугольника ОВСD ? ( Отрезок ВО).
- Сколько всего многоугольников на чертеже? ( Три).
- Назови и покажи их.( Треугольник АВО, четырехугольники АВСD и ОВСD ).
Важную роль в работе по развитию речи играет обучение детей чтению математических заданий. Читать задание учебника следует по логически законченным частям. Например, в учебнике математики для 3 класса дано задание: " Начерти ломаную линию АВСD ЕК и найди её длину. Измерь расстояние между точками А и К. Сравни длину отрезка АК с длиной ломаной. На сколько миллиметров длина ломаной АВСD ЕК больше длины отрезка АК?
Ученики читают задание по частям . после этого приступают к выполнению первой части , объясняя свои действия. Если у кого возникает затруднения в измерении расстояния между точками А и К , то учащимся следует помочь представить мысленно отрезок прямой, соединяющие точки А и К. Все остальные задания в данном упражнении не вызывают трудностей у учащихся и выполняются в указанном порядке.
Для развития речи учащихся использую задание : " С помощью циркуля и линейки нужно построить отрезок АВ, равный 8 см. Для этого поставь одну ножку циркуля на нулевой штрих линейки, другую ножку на штрих с отметкой 8 см. После этого поставь одну ножку циркуля в точка А на прямой СD . Другая ножка покажет точку В на этой прямой. Какова длина отрезка АВ ? Упражнение следует прочитать целиком и помочь учащимся выделить из него первое практическое действие, после чего оно последовательно выполняется учащимися и сопровождается рассказом, обосновывающим действия. Следует отметить, что подобная работа повышает внимание учащихся к слову учителя и тексту учебника.
Основной запас слов и выражений по геометрическому материалу учащимся надо копить уже с 1 класса. О расширении и закреплении словаря следует не забывать и в последующих классах. Работа по закреплению словаря должна выполняться при всяком удобном случае на любых уроках, а не только на уроке математики. Особенно большие возможности в этом отношении открываются на уроках изобразительного искусства и технологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-82867-1413457917.jpg)
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье поднимаются актуальные проблемы, возникающие в ходе преподавания математики в начальной школе, в частности развитие и применение математического языка при решении различного рода матема...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/17/picture-153593-1355743143.png)
Диалогическая речь – одна из форм активизации учебной деятельности школьников, их речевой культуры на уроках татарского языка.
Использование коммуникативных технологии на уроке татарского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/21/picture-717012-1605966916.jpg)
Мастер-класс "Формирование математической речи младших школьников"
Предлагаемая работа знакомит с приёмами работы над формированием математической речи младшего школьника...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/27/picture-1514285-1709014490.jpg)
Проверка уровня развития математической речи у младших школьников
Проведение методики описанной Р. С. Немовым для определения уровня знания математической речи младших школьников...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/27/picture-1514296-1709014967.jpg)
Развитие математической речи младших школьников.
Задания для развития математической речи младших школьников на уроках математике....
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/27/picture-1514314-1709018124.jpg)
РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИМЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Задание для развития математической речи младших школьников ....
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/27/picture-1514287-1709014847.jpg)
Проверка уровня развития математической речи у младших школьников
В данном документе проводилась примерная работа уровня развития математической речи на примере моей группы....