"Умницы и умники"
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Аввакумова Раиса Михайловна

Конспект внеклассного мероприятия "Умницы и умники", проведенного в рамках недели русского языка и литературы в 3-м  классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umnitsy_i_umniki.docx62.39 КБ

Предварительный просмотр:

Аввакумова Р.М.,

учитель начальных классов МБОУ ООШ №19,

г.-к. Геленджик

Конспект внеклассного мероприятия «Умницы и умники» для учащихся начальных классов в рамках недели русского языка и литературы, 17.04.2012 г.

Цель: закрепить знания по русскому языку, способствовать развитию знаний учащихся о творчестве детских писателей.

Задачи: 1) формирование умения выражать свои мысли;

2)проверить орфографические знания у учащихся, уровень начитанности;

3)воспитывать чувство сопереживания за своих товарищей, уважение, дружелюбие.

Оборудование: мультимедийное оборудование, таблички для оформления стола жюри: «Председатель ареопага», «заместитель ареопага», «секретарь ареопага», плакаты с высказываниями известных людей о русском языке, медали и ордена для агонистов и теоретиков, воздушные шары.

Вступительная часть

На экране: «С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого, что нельзя было бы передать русским словом»

                                                                                         К. Паустовский

(Слайд №1)

Сообщение темы конкурса:

Уч.: Задумывались ли вы над тем, что один человек говорит, а другой слушает и понимает его. С помощью слов человек выражает свои мысли и передаёт их другим. Это происходит благодаря языку.

Э. Успенский в книге «Слово о словах» пишет «Язык - удивительное орудие, посредством которого люди общаются между собой, предают друг другу свои мысли».

Язык имеет два непохожих друг на друга значения:

       1. Язык - это мясистый подвижный орган вкуса, помещённый во рту.

       2. Язык - человеческая способность говорить и понимать собеседника. Это мы говорим о языке. А что такое русский язык?

Ответы детей:

Русский язык - это национальный язык русского народа.

Уч.: А немецкий, английский, французский языки?

Ответы детей: Каждый из них так же является национальным языком данного народа. Население земли говорит на сотнях языках. Только в нашей стране говорят на более чем 130 языках. А более чем 70 языках работают школы и другие учебные заведения, издаются газеты, журналы.

Уч.: Я ко всем наукам ключ имею.

                    Я со всей вселенною знаком

                    Это потому, что я владею

                    Русским всеохватным языком.

- Моно ли узнать, сколько всего слов в нашем языке? Обратимся к словарям русского языка.

(Слайд №2-4)

Ответы детей: В одном словаре С.И. Ожегова 57 тысяч слов. В 4-томном  словаре под редакцией Д.Н. Ушакова 85 тысяч слов. В 17-томном словаре современного русского литературного языка 120 тысяч 480 слов. Попытку собрать все слова русского языка предпринял и В.И. Даль. В его более 200 тысяч слов Даль работал над ним более 47 лет!

(Слайд №5)

Уч.: В былине об Илье Муромце есть такие слова: «Слово, оно что яблочко, с одного боку зелёное. Так с другого румяное, ты умей его девица, перевёртывать!»

Вдумайтесь в смысл этого предложения: слово - разное, если рассматривать с разных сторон, а главное - нужно уметь владеть словом. Так оно имеет не одно, а несколько значений.

Таким образом, чем лучше, чем глубже человек знает русский язык, слова и их значения, тем богаче, глубже и точнее будут его собственные мысли. И с большой яркостью они могут быть выражены.

А сейчас все свои знания в области русского языка вы покажете в конкурсе «Умники и умницы». Тема нашего конкурса - «Язык мой – друг мой».

(Слайд №6)

Сообщение правил игры:

 В нашем конкурсе участвуют 3 игрока - ученики 3 класса. Мы их будем называть агонистами от греческого слова «агон», что значит «соревнование». Если агонисты не смогут ответить на вопрос, то возможность предоставляется «теоретикам» - зрителям. Греческое слово «цеория» - праздник, зрелище. Я хочу представить, наш уважаемый ареопаг, который, будет сегодня, судить нашу игру (представление жюри):

Председатель ареопага………

Заместитель председателя ареопага........

Секретарь ареопага..........

Я приглашаю участников нашей игры.

Начнём мы наше состязание с пролога, который состоит из двух конкурсов.

(Слайд №7)

ПРОЛОГ

1-й конкурс

Нашим участникам предлагаются слова, где они должны найти ошибки, если таковые имеются.

(Слайд №8)

Въюга

соловъи

обьявление

друзъя

подьезд

Карточки передаются судьям для проверки и объявления результата в знании русского языка.

Конкурс русского языка окончен.

(Слайд №9)

2-й конкурс

Второй конкурс – конкурс красноречия. До игры участникам было дано задание, ответить на вопрос «Для чего нужно изучать русский язык?» Участники показывают свой дар красноречия.

Уч.: А теперь, Ваша честь, по результатам двух конкурсов Вам нужно определить, кто первый будет выбирать дорожку, кто второй, а кто встанет на дорожку, которая ему достанется.

Игрок, выбравший красную дорожку, не имеет права на ошибку. Если он ошибается, то выходит из игры.

Игрок, выбравший желтую дорожку, может дать один неправильный ответ. Если такое случается, то он получает штрафное очко, но все-таки переходит на следующую клетку (т. е. может отвечать на следующий вопрос). Если допустит ошибку в ответе во второй раз, он выбывает из игры.

Игрок, выбравший зеленую дорожку, может дать два неправильных ответа.

Побеждает тот игрок, который быстрее пройдет свою дорожку и с наименьшим количеством штрафных очков. (Например, если игрок на красной дорожке дает два правильных ответа, то именно он становится победителем игры.)

Если агонисты не смогут ответить на вопрос, то возможность предоставляется «теоретикам». Зритель, ответивший верно, получает медаль или орден. Агонисты выбирают дорожки.

Все правила озвучены, приступаем к основному этапу.

(Слайд №10)

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Грамотный человек – начитанный человек. Тот, кто много читает, тот правильно пишет. Поэтому в основном этапе мы проверим, насколько начитанны наши агонисты.

1-й агон

Поговорим о русских писателях и поэтах. Уважаемые агонисты, вам предлагается выбрать одну из тем:

(Слайд №11)

1. Русские поэты

2. «Что за прелесть, эти сказки»

3. Внимательный читатель

1. Назовите автора строк: «Унылая пора, очей очарованье...»

                                                                 (А.С. Пушкин)

Назовите настоящую фамилию Чуковского.

                                                                        (Корнейчуков)

Кто автор гимна России?

                                                 (С.В. Михалков)

2. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами:

«Чистота - залог здоровья!»

                                                                  («Мойдодыр», «Федороино горе»)

 Сколько лет спала принцесса в сказке «Спящая красавица»?

                                                                           (100 лет)

 Назовите 5 произведений Корнея Чуковского.

               («Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Доктор Айболит», «У меня зазво-  

               нил телефон», «Бармалей», «Путаница», «Крокодил»)

3. Что купила девочка в булочной из произведения В. Катаева «Цветик- семицветик»?

                                                                                   (Баранки)

Чем принцесса уколола палец в сказке «Спящая красавица»?

                                                                                   (Веретеном)

Какого цвета глаза у Денискиной мамы?

            (Зеленые как крыжовник. «Тайное становится явным», «Гусиное горло»)

2-й агон

Темы на выбор:

1. «Что за прелесть, эти сказки»

2. Русские писатели

3. Узнай героя

(Слайд №12)

1. В какой стране живёт Карлсон?

                                        (В Швеции)

Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление - попытка убийства?

                                                                       («Муха - Цокотуха»)

За кого полевая мышь хотела отдать замуж Дюймовочку»

                                                                        (За крота)

        

2. Автор увлекательных детских рассказов «Мангуста», «Булька», «Что я видел», «Про слона».

                                                                         (Б. Житков)

С кого списал черты своего героя Незнайки Николай Носов?

                                                              (Наблюдал за своим сыном Петей)

Русский писатель, родившийся в Нью-Йорке, мечтал стать клоуном?

                                                               (Виктор Юзефович Драгунский)

3. «Сто граммов веснушек - вот это и есть...»

                                              (Денис «Расскажите мне про Сингапур»)

Какой герой был страшный злодей, а потом перевоспитался?

                                                                         (Бармалей)

Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»?

                                                                                            (Улитку)

3-й агон

Темы на выбор:

1. Кто есть кто?

2. Предметы сказочных героев

3. Басни

(Слайд №13)

1. Кем работал крокодил Гена в зоопарке?

                                                                    (Крокодилом)

Назовите фамилию Дениски.                                        

                                             (Кораблёв)

Как звали мальчика, который победил Крокодила?

                                                     (Ваня Васильчиков)

2. Кто или что принесло Ивану-дураку столько неприятностей?

                                                                                      (Перо Жар-птицы)

Какие предметы от маркиза Карабаса носил королю Кот в сапогах?

                                                                            (Куропаток и кроликов)

Что отдала Герда речке, чтобы спасти Кая?

                                                                   (Башмачки)

3. Назовите автора басни, мораль которой такова:

          «А вы, друзья, как ни садитесь,

          Все в музыканты не годитесь.»

                                                                (И.А. Крылов)

У Сергея Михалкова есть басня о том, как Попугай хвастался, что умеет говорить по-человечески. Тогда Ворон, который тоже знал несколько слов, но не считал себя знатоком человеческого языка, произнес фразу: «Здравствуйте. Я - Ворон!» Что же в свою очередь сказал Попугай, если Ворон с ним полностью согласился?

                                                                     («Попка - дурак!»)

Из какого произведения эта фраза: «Соседка, перестань срамиться» - ей шавка говорит»?

                                                                                   («Слон и Моська»)

4-й агон

Тема на выбор:

  1. Рассказы
  2. Стихи
  3. Сказки

(Слайд №14)

1. Самое короткое название рассказа В. Драгунского.

                                                                                         («Бы»)

Назовите 4 желания мальчика Мити.

(Пусть всегда будет лето, зима, осень, весна)

Какую букву долго не могла выучить девочка из рассказа Л. Пантелеева «Буква «ты»?

                                                                                                  (Я)

2. Продолжи стихотворение.

Мама спит, она устала…

Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

…………….

                  (А уселась и сижу.)

Назовите автора стихотворения «Вот так защитник!»

                                            (Агния Барто «Я свою сестрёнку Лиду»)

Кто из детских поэтов написал «Сказку о глупом мышонке» и «Сказку об умном мышонке»?

                                                                    (С.Я. Маршак)

3. В какой сказке прославляют воробья?

                                                                        («Тараканище»)

Русский композитор XIX в. Александр Варламов написал музыку к балету «Хитрый мальчик и людоед». Что легло в основу либретто балета?

                                             (Сказка Шарля Перро «Мальчик-спальчик»)

Кто автор сказки «Бременские уличные музыканты»?

                                                                       (Братья Гримм)

(Слайд №15)

Определение победителя.

(Слайд №16)

Уч.: Оставшиеся вопросы задаются теоретикам, за что они получают ордена.

Уч.:Агон закончен и мы переходим в ЭПИЛОГ. Вопросы в эпилоге гораздо проще, поэтому мы даём медали.

Задаётся 3 вопроса. 2 медали = 1 ордену.

Уч.: Эпилог окончен. Спешу брать интервью.

(Слайд №17)

Спасибо за внимание!

р


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Умницы и умники"

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 2-4 классов...

Интеллектуальный марафон "Умницы и умники" для учащихся 2 класса.

Конспект урока для внекласного мероприятия....

Игра "Умницы и умники"

Интерактивная игра "Умницы и умники" содержит 20 вопросов по 4 предметам: русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру.Предназначена для ребят 3-4 класса....

рабочая программа кружка "Умницы и умники", 2 и 3 классы

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся «Умники и умницы» с использова...

Планирование факультатива "Умницы и умники" (3 класс)

Тематическое планирование факультативного курма по математике для 3 класса....

Программа внеурочной деятельности "Умницы и Умники"

Аннотация по внеурочной деятельности обще-интеллектуального направленияДанная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Мир логики» Н.Д.Рындиной....

Интеллектуальный марафон "Умницы и умники"

Вашему вниманию представляются задания для отборочного туры для учащихся 2-4-х классов....