Виды самооценок.
консультация на тему

Кирильчук Ольга Николаевна

Виды самооценок: адекватная,завышенная,заниженная.Тест  для проверки самооценки.Советы родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adekvatnaya_samootsenka.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Адекватная самооценка — реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих.

Завышенная самооценка — неадекватное завышение в оценивании себя субъектом, при завышенной самооценки дети стараются лидировать во всем, считают себя лучше, чем остальные, хотя не всегда это так. Заниженная самооценка — неадекватное недооценивание себя субъектом, а имеено пассивность в действиях, такие фразы как: « Я не смогу», «Я неспособен», «У меня не получится».

Иногда, завышенную самооценку вызывает у детей низкая оценка его поведения сверстниками, заниженную же самооценку — низкая психологическая устойчивость.

На самооценку влияют не только окружающие люди, но и характер личности ребенка. Например, адекватная самооценка способствует формированию уверенности в себе, самокритичности, настойчивости в деле. Обнаруживается также связь характера самооценки с учебной и общественной активностью. Дети с адекватной самооценкой имеют более высокий уровень успеваемости, у них нет резких скачков успеваемости и наблюдается более высокий общественный и личный статус. Дети с адекватной самооценкой имеют обширнее круг интересов, их действия направлены на различные виды деятельности, а также на общение с со сверстниками, стараются познать себя в процессе общения с детьми.

Дети с завышенной самооценкой, проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.

Агрессивные дети, имеют часто крайнею самооценку (т.е. либо максимально положительную, либо максимально отрицательную), что характеризуется повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций.

Дети с низкой самооценкой подвержены депрессивным состояниям. Причем у психологов имеется расхожие мнения, одни считают,  что низкая самооценка предшествует депрессивным реакциям или является их причиной, а другие — что депрессивный аффект проявляется сначала, а затем инкорпорируется в низкую самооценку.

Начиная примерно с лет дети, начинают оценивать самостоятельно  свою успешность в разных областях. Наиболее значимыми из них оказались пять: школьная успеваемость, внешность, физические способности, поведение и социальное принятие. Однако школьная успеваемость и поведение важнее для родителей,  затем для детей, а вот три другие — для сверстников.

Поддержка семьи и принятие ребенка и его устремлений родителями в наибольшей степени влияют на уровень его общей самооценки, а школьные успехи и некоторые факторы, связанные с учителями, значимы лишь для самооценки способностей.

Теплое, внимательное отношение родителей является основным условием формирования и дальнейшего подкрепления положительной самооценки детей. Жесткое, негативное отношение родителей имеет обратное действие: такие дети, как правило, сфокусированы на неудачах, они боятся рисковать, избегают участия в соревнованиях, кроме того, им присущи такие черты характера, как агрессия и грубость, а также высокий уровень тревожности.

С помощью теста, вы можете проверить самооценку вашего ребенка, приведем пример ниже.

Тест «Смешные человечки»

Покажите ребенку рисунок, на котором изображены смешные человечки, сидящие на дереве попросите показать, где располагается он, его друзья, родственники. Чем выше помещает себя ребенок на этом дереве, тем выше его самооценка. Чем выше он размещает остальных, тем лучше к ним относится, и тем большой значимостью они обладают в его глазах.

Если у Вашего ребенка есть наклонности в сторону завышенной или заниженной самооценки, рассмотрим ниже рекомендации, по формированию ее:

Любите вашего ребенка, таким какой он есть, общайтесь с ним искренне, что бы дать ему возможность почувствовать, что вы видите в нем хорошего, интересного человека, с которым хочется подружиться.

Не сравнивайте своего малыша с кем-то из его сверстников.

Обязательно показывайте ребенку, что вы его понимаете, спрашивайте его мнение в тех или иных ситуациях, советуйтесь с ним.

Хвалите ребенка за конкретные поступки, а не за все подряд. Если ребенок видит, что вы действительно заметили его попытки что-то сделать хорошо, он, скорее всего, их повторит.

При разрешении конфликтных ситуаций, помогут ролевые игры, сталкиваясь в жизни с новыми ситуациями, дети чувствуют уже себя уверенно и комфортно, зная, что делать и чего ожидать.

Помогите ребенку научиться решать проблемы самостоятельно, не прибегая к помощи взрослых.

Что бы поднять самооценку ребенка, можно сравнить его старые работы с новыми, и показать разницу между ними, при этом показать ему его успех.

У детей бывают неудачи в тех или иных делах, скажите ребенку, что даже взрослые ошибаются, и на ошибках учатся.

Стремитесь к тому, чтобы ребенок многое умел делать самостоятельно, решал задачи, опирался на собственные возможности и чтобы он мог гордиться собственными достижениями.

Время от времени хвастайтесь успехами в семье, мамы или папы, пусть ребенок понимает, что есть важны не только его успехи, но и других людей.

Меньше критики в сторону детей, пусть он что – то делает не так, за то сам, и ждет от вас похвалы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самооценка Е.А. Толстова

Презентацию "Самооценка" можно использовать на уроках психологии, самосовершенствования личности, классных часах в 5-6 классах. так же данную презентацию можно предложить обучающимся для индивидуа...

Формирование самооценки у учащихся младшего школьного возраста

Формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности - главные задачи образования, успешность решения которых во многом зависит от направления и темпа реформ шко...

Дипломная работа "Формирование адекватной самооценки у школьников СКОУ VIII вида

Дипломная работа на тему"Формирование адекватной самооценки у школьников СКОУ VIII вида"...

Самооценка у детей: её адекватность, последствия неадекватности самооценки.

Самооценка является частью самосознания человека. Она представляет собой мнение индивида относительно себя, собственной значимости, ценности отдельных сторон своей личности, а также поведения, отдельн...

Виды речи. Устная и письменная речь.Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Тема Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Педагогические цели сформировать способности

Виды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)ТемаВиды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)Педагогические целисформироват...

"Вычитание вида 6-7",1 класс; "Вычитание вида 8-9",1 класс; "Вычитание вида 8-9. Закрепление", 1 класс.

Конспекты уроков, которые были разработаны мной на преддипломной практике и проведены для учащихся 1-х классов...

Примеры видов самооценки учащихся на уроках в начальной школе

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРУЮЩЕГО (ОЦЕНИВАЮЩЕГО) ОБУЧЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ...