работа с классом
статья на тему

Румянцева Инна Михайловна

из опыта воспитательной  работы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_klassom.ppt.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Методы работы с классом

Всем нам приятно когда наши дети нужны не только нам как родителям, но и учителям, и социуму,  и государству.

Наша задача как учителей начальных классов сделать так, чтобы наши ученики были успешными  в среднем звене, успешными не только учебной жизни, но и социальной. Поэтому хорошо воспитанные, выученные , социально адаптированные дети- наша цель в работе.

Работая с детьми младшего школьного возраста,  используя в своей практике разные формы взаимодействия с родителями я сделала вывод, что родителей интересуют активные формы взаимодействия, где в непринужденной обстановке можно обсудить свои проблемы воспитания ребенка, поделиться опытом с другими.

Первым и решающим условием положительного взаимодействия являются доверительные отношения между педагогами и родителями. Необходимо, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах. Во время адаптационного периода у родителей возникает много вопросов, их волнует, как будет чувствовать себя ребенок в новой для него обстановке, в новом коллективе, в новых обстоятельствах – интенсивной учебной работе,  как будет привыкать к новой социальной ситуации.

Сначала осуществляется знакомство с семьями школьников, условиями жизни и быта детей. Для этого используются имеющиеся документы, беседы с родителями и детьми, в том числе и с участием школьного психолога. Эффективным подходом является проведение  анкетирования родителей. Анализ анкет позволяет узнать о методах воспитания в семье, увлечениях и поведении ребенка, его домашних обязанностях, чертах характера. Очень важным является первое родительское собрание, где осуществляется знакомство родителей как с нормативными документами (законодательные документы об образовании, устав школы, образовательные стандарты), так и с основными моментами пребывания ребенка в школе. Сориентироваться родителям в школьной жизни ребенка позволяют раздаваемые им памятки. Памятки могут нести как информацию общего характера, так и представлять собой результат опыта работы конкретного учителя. Большую помощь в организации взаимодействия родителей и педагогов в обучении и воспитании детей может оказать родительский комитет, избираемый на первом собрании.

В работе используются различные формы и методы взаимной деятельности педагогов и родителей по воспитанию  и обучению детей. При этом педагог должен:

·           повышать уровень педагогических знаний родителей;

·           направлять работу родителей по руководству учебой детей в домашних условиях;

·           помогать родителям в выборе средств и приемов воспитания детей;

·           укреплять доверие детей и родителей к учителю и авторитет родителей в глазах детей;

·           расширять участие членов семей младших школьников в воспитательной работе, школьных мероприятиях.

Родительское собрание, являясь традиционной формой работы с родителями, может быть построено по новому, используя различные приемы и подходы (диспуты, элементы деловой игры, семинарские занятия, обсуждение книг или фильмов). К родительским собраниям можно приурочить различные выставки (лучших работ, тетрадей, рисунков, поделок, достижений в спорте), показывающие интеллектуальное развитие детей. Я с каждым классом провожу собрания не только в классе, но и  на базе ЦДБ им. М. Горького. Это живое общение, возможность узнать новое о других членах своей семьи и своих одноклассниках, проанализировать свое мнение о проблемах воспитания, о своем ребенке в группе детей. Обычно одно родительское собрание в учебном году проводим в «библиотечную полночь» в конце апреля- начале мая, в этом году с четвертым классом -  по «Маленькому принцу» Экзюпери с инсценировками, обсуждением ситуаций, играми детей и родителей. А с первоклассниками провели «День летне-осеннего именинника», подготовленный группой родителей под руководством мамы Куликовой Е.Ю.под названием «Забытый День рождения».

Большой эффект в воспитании, укреплении связей и взаимопонимания между родителями, детьми и педагогом дают проводимые совместные мероприятия: концерты и представления детей для членов семей, походы в составе класса с родителями на природу, экскурсии в музеи, зоопарк, посещения театров и различные другие мероприятия. Они также способствуют формированию коллектива в классе. Широкие возможности в совместной воспитательной работе семьи и школы открывает привлечение к ней бабушек и дедушек детей. Это и работа над проектами в семье, и создание газет по различным темам, и совместные игры.

Объединению родителей и детей способствует их совместная работа по изучению истории своей семьи. Ее можно проводить в виде классных часов в период обучения детей в начальной школе. На классных часах дети знакомятся с понятиями и сведениями о родословных, профессиях и фамилиях родственников, семейных праздниках и традициях, участии в войне родственников.

Значительный потенциал в работе по укреплению взаимодействия педагогического коллектива и семьи имеют бабушки и дедушки младших школьников, которые, обладая большим жизненным опытом, свободным временем, желанием, часто готовы участвовать в совместной работе по воспитанию детей. Как показывает практика, привлечение их к организации мероприятий дает хороший воспитательный эффект.

Большие возможности в улучшении работы с родителями со стороны педагога, укреплении связей с ними открывают современные информационные технологии. Они могут быть использованы как в организации рассмотренных выше мероприятий (классные часы, изучение истории семьи, проведение различных праздников), так и для оперативного информирования родителей, к примеру, посредством ведения электронного дневника, доступного для родителей через сеть Интернет. Причем организовать его можно в виде своей классной социальной сети, с помощью которой родители имеют возможность в любой момент связаться друг с другом или с педагогом. Например, в этом классе на первой неделе был создан сайт на  classtime.pro, где размещается вся интересующая родителей информация.

Работа над подготовкой мероприятий проводится группами, или постоянными, или скомплектованными по желанию детей, потребностям семей. Игры, соревнования, встречи, выезды и другие мероприятия должны быть направлены на разностороннее воспитание и развитие детей. Обязательно использую разумную инициативу родителей, корректирую идею или процесс мероприятия. Например, мероприятие  «День рождения класса»  в процессе игры сплотило как детей, так и родителей (особенно спортивные эстафеты «родитель и ребенок» и совместное поедание тортика). Такие встречи делают общение теплым. Также практикую уборку класса совместно детьми и родителями с 1 класса.

Естественно вся проделанная работа принесет результаты: взаимопомощь, взаимоуважение, взаимопонимание, взаимопринятие детей и родителей как личностей друг друга, создаются благоприятные условия в коллективе для развития ребенка.

Цель учителя – чтобы каждый ребенок знал и понимал свою социальную роль, умел правильно общаться, правильно воспринимал критику товарищей и взрослых, решать конфликтные ситуации мирным путем. Хочется верить, что наша работа по развитию и воспитанию учеников не окажется напрасной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная работа План воспитательной работы 3 класс

План воспитательной работы в 3 классе на  20011-2012 учебный год ...

Проектная работа, 2 класс, начало работы.

Проектная работа, 2 класс, начало работы....

Работа над ошибками в комплексной работе 3 класс.Осень в лесу.(И.Соколов –Микитов )

Эту презентацию можно  использовать после того , как ребята выполнят комплексную работу в 3 классе (Абросимова Е.Е.,Мурашкина И.А) по тексту " Осень в лесу."(И.Соколов-Микитов).  Иллюстрации...

Конспект урока технологии "Народный костюм. Работа с бумагой. Аппликационные работы" 2 класс Школа России

Предмет: ТехнологияКласс: 2Тема урока: Народный костюм. Работа с бумагой. Аппликационные работыЦели урока:-  познакомить учащихся с правилами разметки ткани;- обучить приему разметки тк...

Проверочная работа по чтению+Анализ работы 1 класс-II четверть. Начальная школа XXI века

Проверочная работа по чтению в 1 классе во 2 четверти. Анализ работы. Начальная школа 21 века...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ. Средства, формы и способы воспитательной работы с классом. (из опыта работы) Ермилова Н.Н., классный руководитель 4в класса

   Как сформировать портрет выпускника начальной школы? Какие средства, формы и способы применить, чтобы организовать деятельность классного коллектива?  Применение акт...