Урок, посвящённый 70 – летию Победы в Великой Отечественной войне
план-конспект занятия (1 класс) на тему
Урок Мужества и Памяти, посвящённый 70-летию Победы, построен на краеведческом материале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzhestva_i_pamyati_-_70_let_pobede.docx | 109.82 КБ |
Предварительный просмотр:
«Когда это будет, не знаю,
В краю белоногих берёз
Победу девятого мая
Отпразднуют люди без слёз».
С. Орлов.
Урок, посвящённый
70 – летию Победы
в Великой Отечественной войне
МКОУ «Поныровская средняя общеобразовательная
школа»
1 «А» класс, учитель Бобринева Л.А.
2014 – 2015 год
Цель: формировать у ребят высокое патриотическое сознание, верность Отечеству; воспитывать у подростков уважительное отношение к ратным подвигам защитников Отечества; содействовать формированию у учащихся чувства долга, гражданской ответственности.
Задачи: воспитание гордости за Российское государство; укрепление любви к родине, увековечивание памяти воинов, погибших при защите Отечества в годы ВОВ; воспитание чувства уважения к героическим поступкам в военное время; проведение исследовательской работы «Моя семья в истории войны».
Оборудование: эмблема 70 – летия Победы, детские рисунки, георгиевская ленточка, портреты поныровцев – героев Советского Союза, книги Г. Ильина, А.Митяева, гвоздики для возложения на мемориал, детские исследовательские работы.
Ход урока:
Мы пришли в этот день,
Что победным зовут,
Прошагав через многие беды.
Через горе и смерть,
Через воинский труд,
Приближая минуту победы.
Победа… Нелегко досталась победа нашему народу. Война нанесла тяжелые раны советским людям. Гитлеровцы разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населённых пунктов. Трудно найти в нашей стране дом, куда бы ни пришло горе, - кто потерял сестру или брата, кто сына или дочь, кто отца или мать, кто друга. Победа досталась нам очень дорого, ценой человеческой жизни. Поэтому об этом должны знать самые маленькие граждане нашей страны. Думать о мире, бороться за мир мы должны ежедневно, ежечасно. Вы должны расти и мужать, сохраняя в сердцах память о героях, которые подарили нам счастливую мирную жизнь.
- Дети, кто знает, когда началась Великая Отечественная война?
- Сколько лет длилась эта битва? В каком году закончилась?
- Как вы думаете, почему войну назвали Великая Отечественная?
- Сколько лет в этом году будет со дня окончания войны?
Ещё тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий май, победный май!
Видела вся планета
В тучах огня и дыма –
Слава твоя бессмертна
Воля несокрушима.
Сила твоя стальная
Двигалась, как лавина,
По берегам Дуная, по площадям Берлина.
Мы на огне горели, мы по сугробам спали.
Многие постарели, многие - в поле пали.
Многое нынче память восстановить не может.
Новый день наступает – старый со славой прожит…
- Ребята, в годы войны: за Родину, за наше счастливое детство сложили свои головы свыше 25 млн. человек. 22 июня ровно в 4 часа , Киев бомбили, нам объявили, что началась война…Сразу после объявлении по радио о нападении фашистов в военкомат стали поступать заявления от мужчин, женщин, подростков, чтобы их отправили на фронт.
Я снова на поле, где жизни ломались,
Где юного миг превращал в старика,
Где люди с горящей землёй обнимались
И уходили в неё на века…
Запомни, живущий, кровавое место.
С названием милым, родным – Поныри,
Дугой оно Огненной миру известно.
Где бились за Родину богатыри.
Это стихотворение написано уже после войны. Написал их, ветеран ВОВ, прошедший всю войну, награждённый орденом Отечественной войны 1 степени, двумя медалями «За Отвагу», орденом «Красной звезды», наш с вами земляк, который учился в нашей школе – Геннадий Ильин. В то время он был учеником 9 класса железно – дорожной школы. Через 5 дней после начала войны Геннадий Ильин пришёл в военкомат вот с таким заявлением: «…Мне 17 лет, я окончил 9 классов. Учился на «хорошо» и «отлично». Теперь, когда фашистские псы напали на наши священные границы, я хочу добровольно пойти защищать их. Буду не щадя своей жизни, биться с врагами Родины».
Учительница из 1 – Понырей Устимовичева Наталья Федоровна просила в заявлении направить её в госпиталь для ухода за ранеными: «…Я не могу в эти грозные дни сидеть дома».
Уже 1 сентября 1941 года 179 человек нашего района ушли на фронт, ведь прошло чуть больше 2 - х месяцев со дня начала войны. 4198 человек ушли на фронт из нашего района, а вернулись в свои дома и семьи 3198 человек.
Гремели в долах и лесах бои с зари и до зари.
Орёл и Курск как на весах, а посредине Поныри…
Пройди на станцию, на шлях, где страшный след сражений свеж.
Какая сила в Понырях железным сделала рубеж?
Здесь не было ни гор , ни скал, здесь не было ни рвов, ни рек.
Здесь русский человек стоял, советский человек.
В годы войны 12 тысяч отважных воинов удостоены самой высокой награды – звания Героя Советского Союза, среди них 200 курян, а 8 человек наши с вами земляки – они родились на Поныровской земле. Николай Алексеевич Вялых из села Н. Смородина, Овсянников Константин Васильевич родился в селе Тёплое, Шитиков Иван Павлович из сла Н.Смородина, Сорокин Василий Петрович уроженец села Никольское, Афанасий Семёнович Горбачёв из села 2 Поныри, Бирюков Василий Николаевич родился в селе Ольховатка.
- Этих героев знают многие, в их честь и память называют улицы, им посвящают стихотворения и песни. Но всегда есть и будут герои незаметные, без которых невозможна была бы эта великая Победа. Это просто люди, просто солдаты, которые шаг за шагом прошли эту страшную войну, приближая минуты Победы.
- Расскажите, кто в ваших семьях помог приблизить день Победы. (сообщения детей прилагаются к разработке)
Почти сразу после начала войны – 2 октября фашисты ступили на нашу Поныровскую землю и только в феврале 1943 года началось освобождение нашего района. В нескольких километрах от нашего посёлка есть село Никольское, там 9 февраля вёл бой против немецко-фашистских захватчиков сержант Григорий Кагамлык со своим отделением. Силы были неравные. У фашистов 7 танков и лыжный батальон. У наших бойцов только оружие. Григорий из своего противотанкового ружья подбил 2 танка и самоходное оружие, но и сам был ранен, немцы наступали. Сержант достал свой комсомольский билет и кровью, сочившейся из ран написал: «Умру, но не отступлю ни шагу назад. Клянусь своей кровью Г. Кагамлык» пуля сразила бесстрашного сержанта. Бойцы глядя на героизм и стойкость своего командира, не пропустили врага, посмертно ему прсвоено звание Героя Советского Союза. Похоронен Г. Кагамлык на привокзальной площади, на территории мемориала, куда мы сегодня пойдём возлагать цветы. В нашем посёлке есть улица, названная в честь героя.
9 февраля наш посёлок освободили от фашистов, поэтому этот день считается у нас в посёлке памятным днём. Мы с вами в этом году впервые принимали участие в этом празднике.
Чтоб была Отчизна крепкой, как гранит,-
Армия родная на посту стоит.
- У А.Митяева есть рассказ «Почему армия всем родная». А как считаете вы, почему армия всем родная? Кто по вашему нужнее на войне ракетчик или танкист? Танкист или моряк? Лётчик или десантник? На эти вопросы ответить не возможно. Какой палец для вас нужнее? Все пальцы нужны. Одним пальцем не ударишь – нужно сжать все пальцы в кулак. И на войне враг получит крепкий удар, когда ударят вместе моряки и десантники, танкисты и лётчики.
Все ваши папы служили в армии, прадедушки воевали, вы тоже будущие защитники нашей Родины, поэтому армия родная всем и всегда. Она бережёт покой нашей страны.
Пограничник на границе нашу землю стережёт.
Чтоб работать и учиться мог спокойно весь народ.
Охраняет наше море славный доблестный моряк,
Гордо реет на линкоре наш родной Российский флаг.
Наши лётчики – герои небо зорко стерегут.
Наши лётчики – герои охраняют мирный труд.
Наша армия родная стережет покой страны
Чтоб росли мы, бед не зная, чтобы не было войны.
Мы учимся в школе, растим тополя,
Мы любим походы в леса и поля.
Нам в жизни открыты любые пути,
Под небом спокойным хотим мы расти.
Наша родная, славная армия не только освободила нашу Родину от фашистских захватчиков, но ещё помогла другим странам. Умирая за нашу Родину, наши бойцы завещали нам беречь любимую Отчизну как зеницу ока. И мы с вами свято должны выполнять это завещание.
Умолкли оркестры, склонились знамёна,
Лишь ветер весенний по ивам шумит.
Минута молчания…, всех поимённо
Страна вспоминает , живым говорит
О самой тяжёлой, бесценной утрате.
О тех, кто защитником Родины был.
Чтоб каждый живущий, о каждом солдате,
Через столетия не позабыл.
- Прошу почтить память воинов, погибших в ВОВ, ветеранов, которых уже нет в живых минутой молчания.
Люди! Покуда сердца стучатся, Помните!
Какой ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полёт,
Помните!
О тех, кто уже никогда не споёт.
Помните!
Пускай мы не солдаты, но клятву свою
Даём, как даёт её воин в бою.
Навек ей верны остаемся:
От школьной скамьи – навсегда, до конца
Отдать тебе, Родина, наши сердца –
Клянемся! Клянемся! Клянемся!
Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство, за весну,
За мир, в котором мы живём.
- Давайте закончим наш урок Памяти и Мужества песней «День Победы», а затем пойдём на мемориал для возложения цветов к могилам солдат, захороненных на нашей Поныровской земле.
Приложение: рассказы детей о родственниках, участниках Великой Отечественной войны.
Рассказ Казначеева Владислава, ученика 1-А класса
МКОУ «ПСОШ»
Мой прадедушка, Понкратов Алексей Кузьмич родился и вырос в селе Становое. В 1940 году он был призван на срочную службу в ряды Советской армии. На войну он ушёл в 1941 году и закончил её Победой в 1945 году.
Прадедушка был рядовым солдатом-связистом, во время боёв он должен был обеспечивать связь. Прадедушка несколько раз был ранен и контужен, но после лечения в госпитале он опять возвращался на фронт. Алексей Кузьмич участвовал в операции по форсированию рек Днепр, Висла, Одр и после этих операций сразу вступали в бой. Прадедушка воевал под командованием маршала Жукова. На пути к Победе прадедушка освобождал от захватчиков города и сёла, он принимал участие в битве за Берлин. Роспись Алексея Кузьмича есть на стенах Рейхстага.
Ефрейтор – Понкратов Алексей Кузьмич был награждён медалями: «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне » и другие награды. Ещё целый год прадедушка был в составе армии, домой вернулся только в 1946 году.
Мой прадедушка умер 15 лет назад. Похоронен у себя на Родине в селе Становое. Мы с папой, бабушкой и дедушкой часто рассматриваем награды прадедушки, бабушка рассказывает мне о нём и событиях той далёкой войны, о которой нельзя забыть.
Папа мне говорит, что я должен вырасти настоящим мужчиной – будущим защитником своей Родины и всегда помнить о своём прадедушке, который приближал Победу.
Рассказ Бельчикова Максима, ученика 1-А класса
МКОУ «ПСОШ»
Я хочу рассказать о своём прадедушке Лукине Леониде Ивановиче (отце моей бабушки Родионовой Татьяны Леонидовны). К сожалению не дожил до 2015 года и не сможет участвовать в празднике, посвященном 70- летию Победы, но память о нем и том подвиге, который он совершил, как и многие советские солдаты навсегда останется в памяти нашей семьи.
Мой прадедушка Лукин Леонид Иванович прошёл путь от города Москвы и до Берлина. Он проходил службу по призыву в городе Москва и, когда началась война в июне 1941 года, он именно из Москвы отправился на фронт.
Прадедушка служил в артиллерийских войсках, был командиром орудия в звании старший сержант. Проходил свою службу в армии Рокоссовского. Мой дедушка воевал на Северном Кавказе, именно событиях о войне на Северном Кавказе по рассказам прадедушки в нашей семье помнят хорошо, так как артиллерия, где служил прадедушка, находилась около месяца в республике Чечня, в городе Грозный. Орудие прадедушки находилось в горах и именно оттуда наносились удары по немецкой армии. В городе Малгобек, республика Чечня прадедушка был сильно ранен. На самолете его и других раненых переправили в город Ташкент. В госпитале он пролежал около двух месяцев, затем опять вернулся на фронт. Вместе со своей частью прадедушка освобождал Польшу и дошел до Берлина. Во время штурма Берлина стрелял по Бранденбургским воротам. После окончания войны Леонид Иванович некоторое время оставался на службе, а потом вернулся домой в село Нижний Реут, Фатежского района летом 1946 года. У прадедушки остались награды и наградной лист за взятие Берлина. Сейчас эти награды хранятся у родственников в городе Орёл. Умер мой прадедушка в 2001 году, похоронен в посёлке Поныри.
Хотя я ещё маленький и учусь в первом классе, но уже знаю о той далёкой и страшной войне. Я горжусь, что в нашей семье были настоящие герои.
Рассказ Митрофановой Олеси, ученицы 1-А класса
МКОУ «ПСОШ»
Анпилогов Владимир Михайлович – мой прадедушка, родился в июне 1923 года в селе Никольское, Поныровского района. Прадедушка был призван в ряды Красной Армии. У нас дома хранится его Красноармейская книжка. На фронте гвардии сержант Анпилогов Владимир Михайлович был заряжающим третьего гвардейского танкового полка.
Воевал прадедушка на 1-вом Прибалтийском, 2-ом Украинском, втором и третьем Белорусском фронтах. Прадедушка, как и многие другие воины был храбрым солдатом. Это отмечено в Благодарственном письме приказом Генералиссимуса Сталина и подписано маршалом К.Рокоссовским.
Мой прадедушка несколько раз был ранен, об этом я прочитала в справках из военных госпиталей. Но каждый раз он опять возвращался в строй. Владимир Михайлович дошёл до Берлина и вернулся домой.
Прадедушка был награждён медалями «За отвагу», 2За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
В октябре 1983 года прадедушки не стало, он похоронен в посёлке Поныри. Я горжусь своим прадедушкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию Победы В Великой Отечественной войне «Великий праздник – День Победы!»
Цели и задачи : воспитывать патриотизм, любовь к России, чувство гордости за свою страну, за победу над фашизмом в ВОВ, ответственность и желание достойно нести вахту памяти о ВОВ....
Выступление на семинаре » в г. Котка, Финляндия «От побед А.В.Суворова к 70-летию победы в Великой Отечественной войне» на тему: «Использование материалов из цикла «Когда была война…» на уроках как форма патриотического воспитания младших школьников.
"Использование материалов из цикла "Когда была война..." неат уроках как форма патриотического воспитания младших школьников"...
«Великая Победа: наследие и наследники. 75-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается» Юные защитники Отечества». Устный ЖУРНАЛ « Маленькие герои большой войны»
Создание устного журнала "Маленькие герои большой войны " о пионерах героях , о детях войны....
Социальный проект по патриотическому воспитанию школьников «75 добрых дел к 75- летию Победы» Посвящается 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
В преддверии празднования 75-летия Великой Победы появилась идея о создании проекта «75 добрых дел к 75-летию Победы!». В рамках проекта предполагается организация просветительской, исслед...
Социальный проект по патриотическому воспитанию школьников «75 добрых дел к 75- летию Победы» Посвящается 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
В преддверии празднования 75-летия Великой Победы появилась идея о создании проекта «75 добрых дел к 75-летию Победы!». В рамках проекта предполагается организация просветительской, исслед...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 75-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ «ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ»
Данное мероприятие способствует развитию личностных качеств патриота и гражданина нашего Отечества, воспитанию уважения к славным страницам прошлого. любьви и уважению к матерям, которые провожа...
Тезисы к докладу на тему «Великая Победа: наследие и наследники», Социальный школьный проект, посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. «Письма в прошлое»
Система воспитательной работы в начальной школе строится на тесных взаимоотношениях с семьями учащихся. И формируя первоначальные представления об истории страны мы опираемся на историю семьи. И...