"Ступени"
методическая разработка (1 класс) на тему

Программа воспитательной работы с учащимися "Ступени"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_stupeni.doc63 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 65»

«Ступени»

Программа

воспитательной работы

с учащимися

Составила: Леонтьева О.П.

Магнитогорск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ребенок, пришедший в школу, попадает в загадочный, необычный мир. Очень важно, чтобы период адаптации к этому миру прошел успешно, чтобы каждый первоклассник ощущал себя в школе комфортно, нашел себе достойное место в классном коллективе, научился строить свои отношения с учителями и одноклассниками: и личные, и деловые. Не менее важно сформировать высокую мотивацию младшего школьника к учению, положительную самооценку возможностей, дать толчок к развитию его личности, творческих и организаторских способностей. Здесь немалую помощь классному руководителю могут оказать преподаватели, имеющие возможность диагностировать учебные способности школьников, психолог, изучающий индивидуальные психологические особенности подростков, медработник, имеющий сведения о состоянии здоровья детей, социальная служба школы, родители.

В среднем звене приоритетом в воспитательной работе является самопознание личности. Основная задача воспитательной работы в этот период: осуществление перехода от процесса воспитания к процессу самовоспитания, от процесса развития к процессу саморазвития личности. Помочь младшему подростку в постижении своего «я», предоставить возможность проявить себя в конкретной деятельности, примерить на себя различные социальные роли, составить программу самовоспитания, проводить рефлексию по реализации этой программы.

В старшем звене главной задачей становится самоопределение подростков. Они должны не только сформировать свое отношение к обществу, государству, общекультурным ценностям человечества, но и определить себе место в обществе, государстве, культуре. Одним из важнейших направлений воспитательной работы становится социальная адаптация учащихся. Именно сюда должны быть направлены основные усилия педагогического коллектива. Для организации процесса профориентации педколлектив выстраивает взаимодействие с учебными заведениями города, страны.

Важной особенностью каждой ступени является подарок, который школьник делает сам. Адрес подарка меняется, но неизменным остается отношение к нему. Подарок должен быть сделан по желанию, с любовью, самостоятельно и добровольно и вручен при всех. Подарок может быть коллективным. В подарке проявляется отношение подрастающего человека к окружающему миру, формируется потребность творить добро и испытывать при этом радость.

В процессе формирования классного коллектива мы определили три этапа. 1 этап - зарождение классного коллектива, в этот период учащиеся только начинают выстраивать отношения друг с другом, не сформированы органы управления, нет явных лидеров и актива, но ребята осознают необходимость добрых и дружеских отношений, стремятся к объединению. На этом этапе задачей педагога является выявление возможных лидеров, формирование актива, обучение их методике организаторской деятельности, создание авторитета актива, укрепление желания всех членов класса стать хорошим дружным коллективом путем создания ценностных ориентировок в процессе выполнения детьми совместной деятельности.

Планируя воспитательную работу в классе, классному руководителю нужно помнить о том, что развитие целостной личности с твердыми нравственными устоями возможно лишь при совпадении ценностных установок семьи и школы. Поэтому огромную роль в воспитательном процессе будет играть умение педагогов найти точки соприкосновения с семьей, координация требований, предъявляемых ребенку, с родителями, педагогическое просвещение родителей, подключение их к процессу коллективного воспитания через участие в различных воспитательных мероприятиях. Педагогический коллектив должен владеть информацией о социальных условиях учащихся и при необходимости школа будет брать на себя функции социальной защиты своих воспитанников. Для осуществления профессиональной и действенной педагогической поддержки учащихся в школе существует социально-психологическая служба.

Планирование воспитательной работы с учащимися осуществляется на основе диагностики достигнутых результатов с учетом возрастных, половых, индивидуально психологических особенностей и здоровья детей и подростков, этапа развития классного коллектива, содержания воспитательной работы на данной ступени. Анализ результативности воспитательной работы и коррекция планов проводится 1 раз в полугодие.

                                        Содержание воспитательной работы в классах

по программе ВР школы «Ступени»

Класс

Особенности ступени

Содержание воспитательной работы

1 класс

Ребенок адаптируется к школе, к своему классу. Поэтому важно найти ему достойное   место   в   коллективе, сформировать высокую мотивацию к учению, положительные установки в отношении к своим возможностям.

Я - первоклассник. 

  • Передо мной огромный Мир Знаний. Азбука этикета: я – ученик.
  • Личная гигиена школьника. Разговор о правильном питании.
  • Познакомьтесь со мной: мой дом, мои родители, мои близкие. Мои увлечения. Я - спортсмен. Что я умею делать? Что я люблю?  
  • Моя Родина - Россия. Государственный флаг, герб, гимн. Президент Российской Федерации. Права ребёнка в России.
  • Подарок классу.

2 класс

Активная работа педагога по формированию  коллектива.  Организуются микрогруппы. Через них организуется дежурство по классу, они осуществляют совместно  с учителем  подготовку классного часа.

Я – ученик, мы - одноклассники. 

  • Мои друзья. Другу помогай везде. Работа в группе. Подарок другу. 
  • Режим дня. Подвижные игры. Спорт и организм ребёнка.
  • Азбука этикета: вежливые слова; как нужно ходить друг к другу в гости.
  • Административное деление нашего государства. Регион. Область. Областной центр. Челябинская область.

3 класс

Сформирован коллектив, находящийся на 2 этапе развития. Микрогруппы активно работают при подготовке классных мероприятий.

Я – член коллектива. 

  • Традиции класса. Что значит быть лидером? Как подобрать команду?
  • Здоровье человека. В чём заключается ответственность человека за своё здоровье. Что такое здоровый образ жизни.
  • Азбука этикета: основы делового общения.
  • Город Магнитогорск в Российском государстве. Администрация города. Глава города. Права гражданина.  Обязанности горожанина.
  • Подарок коллективу.

4 класс

5 класс

Коллектив на втором этапе развития. Микрогруппы подключаются к работе на уровне начальной школы: дежурство по этажу, подготовка школьного мероприятия.

Период адаптации к среднему звену. Классный руководитель начинает готовиться к приёму класса с предыдущего года. Он получает полную информацию обо всех уч-ся класса (см. индивидуальную карту класса),   участвует   в   подготовке последнего праздника в 4 классе. В 5 классе ребята сотрудничают со своим преподавателем в начальном звене и 1 классом, привлекаются к работе в ДОО. Могут быть избраны в совет ДОО. Коллектив на втором этапе развития.

Я – выпускник начальной школы. 

  • Традиции школы. Учителя.  Выпускники   школы.  
  • Воспитанный человек - это ... Азбука этикета: как составить о себе приятное впечатление.
  • Что значит быть здоровым? Как проверить своё здоровье. Как укреплять своё здоровье. Что такое вредные привычки? Как отказаться от плохих предложений?
  • Я – выпускник начальной школы. Я - гражданин Российской Федерации. Нация и национальность. Национальные традиции и дружба между народами. Конституция Российской Федерации.
  • Подарок классу.

Я - ученик средней ступени  школы.  

  • Что значит быть хорошим учеником? Как помочь себе учиться?
  • Личная гигиена младшего подростка. Роль образа жизни в индивидуальном развитии. Подросток и никотин.
  • Детская общественная организация «Данко».
  • Права подростка.
  • Радость   общения. Общению можно научиться. Этические законы разговора, телефонного разговора, переписки. Далекие и близкие друзья. Можно ли назвать тебя другом? Общение мальчика и девочки. Межнациональное общение.

Подарок школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нит - новая ступень в логопедической работе

Каждый логопед- практик хотел бы от своих учеников проявления живого интереса к предмету, концентрации внимания, заинтересованности в результате. Этого можно достичь, по-разному организуя занятия, ис...

Проект исследовательской работы "Психолого-педагогические основы адаптации учащихся на 2 ступени обучения"

Проект исследовательской работы учителя начальных классов Носовой О.М. по теме: "Психолого педагогические основы адаптации учащихся начальной школы на 2 ступени....

Описание педагогического опыта по теме"Взаимодействие с ИКТ в режиме интерактивного обучения как одно из условий развития творческих способностей учащихся 1 ступени"

Цель: развитие творческих способностей младших школьников в процессе взаимодействия с ИКТ в режиме интерактивного    обучения  Задачи:  выявить теоретические подходы в...

Презентация по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС"

Презентация по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС" для ознакомления с основной образовательной программой начальн...

Педагогическое Эссе "Здоровьесбережение школьников первой ступени в рамках реализации государственных стандартов общего образования первого поколения" ступени

Здоровьесбережение  школьников первой ступени в рамках реализации государственных стандартов общего образования  второго поколения...

ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (на I ступени начального образования) и учащихся на II и III ступенях обучения.

В системе развивающего обучения контроль и оценка должны отражать, прежде всего, качественный результат процесса обучения, который включает не только уровень усвоения учеником знаний по предмета...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов, составленная на основе УМК «Русский язык: от ступени к ступени» Какориной Е.В, Костылевой Л.В., Савченко Т.В., Синевой О.В., Шориной Т.А.

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов  начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Н...