Программа для летнего оздоровительного лагеря "Радужный мост"
рабочая программа по теме

Пилюгина Инна Олеговна

Данная программа предназначена для изучения культуры и традиций татарского, русского, немецкого народов в летнем оздоровительном лагере и рассчитана на детей в возрасте от 7 до 16 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа "Радужный мост"317.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан

Программа

детского оздоровительного лагеря

«Радужный мост»

(этнокультурное направление)

 

Разработчики программы:

                                                          Пилюгина Инна Олеговна -

                                                           педагог МБОУ «Гимназия №94»

                                                          Спиридонычева Наталья Викторовна-

                                                          педагог МБОУ «Гимназия №94»

г. Казань

2015 год

Содержание

1

Информационная карта программы

стр 3

2

Пояснительная записка

стр 5

3

Цель и задачи программы, основные принципы

стр  9

4

Концептуальные основы программы

стр 10

5

Нормативно-правовое обеспечение

стр 13

6

Содержание программы

стр 14

7

Механизм реализации программы

стр 18

8

Условия реализации программы

стр 19

9

Ожидаемые результаты

стр 21

10

Список литературы

стр 22

11

Приложения

стр 23

Информационная карта программы

Полное название программы

«Радужный мост»

Автор программы

Пилюгина Инна Олеговна

Спиридонычева Наталья Викторовна

Руководитель программы

Арькова Ольга Владимировна

Территория, представившая программу

Название проводящей организации

ГБУ РЦ «Черноморец»

Адрес организации

г. Казань, ул. Г. Тукая, д.57

Телефон

293-90-52

Форма проведения

творческая и игровая форма,

участники лагеря попытаются прожить каждый день жизнью (русского, татарского или немецкого) народа. В этот день участники лагеря должны почувствовать себя представителем данной национальности (пребывание детей в лагере).

Цель программы

Создание благоприятных условий для полноценного отдыха и оздоровления детей. Содействовать формированию и развитию национального самосознания и этнической толерантности детей и подростков в условиях летнего лагеря через традиции и культуру разных народов.

Специализация программы

Воспитание психологической готовности (без страха, а значит без агрессии) воспринимать этническое и культурное многообразие человеческого общества, используя механизм формирования культурной толерантности (комплексная)

Сроки проведения

Июль-август 2015года

Место проведения

ДОЛ им. Казакевича,

Республика Крым,

Бахчисарайский район, пос. Песчаное

Официальный язык программы

Русский

Общее количество участников

400 чел.

Географии участников

Республика Татарстан

Условия участия в программе

- заявление родителей участников программы;

-добровольность, взаимопонимание;

- дети в отрядах должны быть разного возраста, для того чтобы учились помогать и заботиться друг о друге

Условия размещения участников

 трехэтажные корпуса с удобствами на каждую комнату из 5-6 человек.

Краткое содержание программы

Программа направлена для:

- оздоровление и полноценный отдых детей;

- непрерывность воспитательного и образовательного процесса детей;

-гражданское воспитание и духовно-нравственное, через традиции народов проживающих в России.

- изучения культурных  традиций, народных обычаев татарского, русского и немецкого народов в летнем оздоровительном лагере рассчитана на детей в возрасте от 7 до 16 лет.

 По своей направленности программа является комплексной, так как включает в себя этнокультурное направление, историко-краеведческое  направление, а также разноплановую деятельность.

История осуществления программы

-Летний пришкольный лагерь

-изучение немецкого языка и традиций Гимназии № 94;

- проживание в многонациональной Республике Татарстан

Пояснительная записка

«Лето – это маленькая, но интересная  жизнь!»

Россия – многонациональная страна. Этим она была сильна в историческом прошлом, в этом залог её процветания в будущем. Истинный патриотизм цивилизованных граждан России всегда основывался на терпимом отношении к представителям других национальностей.

Современные дети живут в новых условиях: в условиях существования этноса, к которому они принадлежат, в условиях не двуязычия, а много язычия информационного пространства, в которое они включены, в ситуации пересечения многих культур, через СМИ , которые не всегда регулируются родителями, школой, обществом, в условиях контактов с разноязычными сверстниками.

В современном мире наблюдается возрастание интереса к этническим корням через обращение к традиционным ценностям и мировоззрению предков. Важно, чтобы наши дети  не росли Иванами, не помнящими родства. Они должны иметь представление об истории, укладе жизни, традициях, обычаях, фольклоре своего народа, но в тоже время располагать азбучными сведениями о культуре этнических общностей России, и в частности – культуре детей, посещающих их школу, класс. Уважать и проявлять толерантное отношение к самобытным традициям и обрядам других этносов, располагать сведениями о выдающихся деятелях разных народов, знакомиться с искусством народов мира.

Огромные возможности для развития творческого потенциала личности и развертывания отношений заложены в жизнедеятельности детей в свободное время. В это время организация деятельности, ее характер, вид, форма и т.д. совершаются  ребенком добровольно, в связи с чем эта деятельность превращается в регулятор   развития его интересов и способностей. Необходимо особо подчеркнуть высокий воспитательный потенциал свободного общения ребят в каникулярное время, особенно если этот процесс организован в лагере.

Условия современных летних лагерей  отдыха уникальны, с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности ребенка. Поэтому здесь применима идея управления социализацией личности через личностно-деятельный подход, где главной ценностью в детском  коллективе выступает личность ребенка и взрослого. Стратегическими целями воспитательной деятельности становятся развитие каждого ребенка, ценностное отношение к личности и взаимодействию с другими; организация процесса взаимодействия участников смены, формирование у участников временного детского коллектива,  навыков адаптации к изменяющейся социальной ситуации, создание атмосферы доверия, взаимопонимания, терпимости, развитие творческой активности и способности оставаться самим собой и понимать и принимать других. Снятие барьеров общения и взаимодействия детей разных национальностей при одинаковых условиях для каждого. Создание условий для поднятия культурного уровня детей через повышение уровня воспитанности, культуры взаимодействия, знакомство с историей, культурой, традицией своей и других стран. Лагерная жизнь объективно создает условия для развертывания разнохарактерных отношений детей, межэтнических связей, развития толерантных отношений. Самочувствие ребенка в лагере, его удовлетворенность пребыванием в нем определяется тем, как складываются отношения со сверстниками, тем, нашел ли он поле деятельности для самореализации и самоутверждения. Лагерь – это наиболее благоприятная пора развития разнообразных творческих и физических сил юной личности, здесь созданы условия для самовоспитания личности. Большую роль в развитии детей играют вариативные мероприятия: тематические дни, конкурсы, состязания и др.

При внимании к организационным формам, стремлении к разнообразию главным остается содержательное наполнений мероприятий, обеспечивающих не только физическое закаливание, интеллектуальный рост, развитие творческих способностей, но прежде всего научить детей высоким нормам межличностных отношений на всех уровнях, привитие им человеколюбия, воспитание доброжелательности, толерантности в самом широком ее понимании.

В условиях усложнения межэтнических отношений особое внимание в лагере следует уделять проблеме воспитания интереса к культуре других народов, стремлению понять её, воспитанию доверия и уважительности к детям разных национальностей. Опыт показывает, что лагерь создает оптимальные условия для снятия межнациональных барьеров. Своей программой мы хотим внести, пусть и небольшой, вклад в решение этих задач. Программа предназначена для изучения культурных  традиций, народных обычаев татарского, русского и немецкого народов в летнем оздоровительном лагере и рассчитана на детей в возрасте от 7 до 16 лет. По своей направленности программа является комплексной, так как включает в себя этнокультурное направление, историко-краеведческое  направление, а также разноплановую деятельность, объединяет направления оздоровления, отдыха, художественно-эстетического образования и воспитания детей в условиях детского лагеря.  В современных условиях возникает настоятельная необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Элементы изучения народного искусства представлены в данной программе, они призваны помочь детям через диалог культур открыть новые грани, понять истоки, читать образный язык и видеть мудрые советы предков. Дети познакомятся с богатым наследием татарского, русского и немецкого народов, заглянут в мир книг, песен и праздников, приобщатся к лучшим традициям нашего Отечества, и, надеемся станут духовно богаче. Поможет им в этом творческая и игровая деятельность. Участники лагеря  попытаются прожить каждый день жизнью какого-то (русского, татарского или немецкого) народа. Почти каждый день в лагере является национальным, т.е. посвященным культуре русского, татарского или немецкого народов. Основной смысл национального дня заключается в том, что в этот день все участники лагеря должны почувствовать себя представителем данной национальности. Представляется, что возможность и желание больше узнать о других культурах, вчувствоваться, пережить глазами другого способствует развенчанию мифов и идей превосходства одной культуры над другой. Этой цели подчинена вся жизнь лагеря. Летние каникулы школьникам предоставляют большую возможность полноценно и правильно организовать свой отдых. Разработка данной программы организации летнего отдыха , оздоровление и нравственного воспитания детей была вызвана : -обеспечением преемственности в изучении немецкого языка и традиций немецкого народа; - необходимостью воспитывать толерантное отношение к детям другим национальностям , которые проживают в нашей республике.

   Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, новая деятельность, а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья.

Актуальность программы:

Данная программа предназначена для изучения культуры и традиций татарского, русского, немецкого народов в летнем оздоровительном лагере и рассчитана на детей в возрасте от 7 до 16 лет.  Создания благоприятных условий для их всестороннего духовного, нравственного и физического развития, выработки первичных трудовых навыков через привлечение  к общественно полезной работе (уборка комнат, территории, дежурство в столовой). Система работы лагеря направлена  на  создание  оптимальных условий для полноценного отдыха детей. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, достичь уровня  самоуважения и самореализации. Узнать новое, обогатить свой кругозор. Познакомится с культурой и традициями народов Прививает уважительное отношение к людям другой национальности. На реализацию данных задач направлена вся работа летнего лагеря. Развивает у ребят чувство коллективизма, творческие способности. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста,  уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.

Процесс  организации воспитательной работы в летнем лагере направлен на вовлечение ребенка  в общественную жизнь с учетом его индивидуальных способностей, выработку ценностного отношения к здоровому образу жизни и формирование на этой основе его нравственного, эстетического, гражданского сознания.  

 Организация спортивных соревнований, проведение подвижных игр, конкурсов, встречи с медицинскими работниками, оздоровительные процедуры призваны способствовать укреплению здоровья, развитию двигательных способностей и функциональных возможностей    детей,  воспитанию нравственных и волевых качеств личности.

Организация досуга построена так, чтобы наиболее полно и ярко раскрыть естественную потребность в свободе и независимости ребенка, стать сферой активного самовоспитания, предоставить детям возможность роста и самосовершенствования, преодолеть  трудности  возрастных проблем. Реализация программы осуществляется через организацию различных видов деятельности.

Цель: организация и создание условий полноценного отдыха ; оздоровления детей (продолжение  укрепления  физического, психического, интеллектуального, нравственного здоровья  детей), развитие их внутреннего потенциала (развития личности  воспитанников и раскрытия творческих способностей детей); формирование и развитие национального самосознания и этнической толерантности детей и подростков в условиях летнего лагеря ( познакомить с традициями и культурой татарского, русского и немецкого народов); повышение у воспитанников навыков культуры поведения(  межличностные отношения в разновозрастном коллективе)

Задачи реализации программы:

  1. создать благоприятные условия для разностороннего развития личности каждого ребенка и летнего отдыха детей;
  2. обмен информацией о культуре, традициях татарского, русского и немецкого народов ;
  3. ориентировать детей на понимание механизмов развития культуры и возникновения этнокультурного многообразия;

    4. спланировать и провести  комплекс   мероприятий, предусматривающих         физическое, нравственное, психическое оздоровление детей в  условиях  временного  коллектива;

5. создание условий для самореализации и самовыражения, атмосферы творчества и сотрудничества через вовлечение воспитанников лагеря в творческие виды деятельности  и развитие творческого мышления;

6.  выявить  одаренных и талантливых детей, привлечь их к участию в различных мероприятиях;

7. способствовать формированию интереса к физической культуре и спорту, потребности в укреплении собственного здоровья;

8.  воспитание чувства личной ответственности у детей за свои дела и поступки;

9 .помогать сплочению детей в группы и коллективы по интересам;

10. повышение самооценки; · воспитание навыков культурного поведения, этикета, бережливости; · воспитание у детей стремления к культурной жизни, правде, доброте, справедливости, красоте, а самое главное любви к Родине.

         Ожидаемые результаты:

-дети познакомятся с богатым наследием татарского, русского и немецкого народов, заглянут в мир книг, песен и праздников,

-приобщатся к лучшим народным традициям,  

-включить всех детей в коммуникативно- игровую деятельность;

- отсутствие детей желающих уехать;

- укрепление здоровья детей, интереса к занятиям физкультурой и спортом;

- снижение роста негативных социальных явлений среди детей;

- укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей.;

- формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
- вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда;
- формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира.

Концепция программы

В летний период важным является не только решение задач оздоровления и отдыха детей, но и организация воспитательного процесса, поскольку непрерывность воспитания позволяет повысить эффективность воспитательных воздействий. Поэтому организация воспитательного процесса в условиях детского оздоровительного лагеря сегодня становится всё более актуальной.

Следует отметить, что воспитательная система детского оздоровительного лагеря основана на таком взаимодействии педагога и ребенка, при котором с помощью педагога дети способны определять направления, средства и темп собственного развития. Педагог помогает ребенку приобрести необходимые знания, умения и навыки, благодаря которым последний (ребенок) может успешно исследовать, наблюдать, описывать и организовывать приобретаемый опыт. Другими словами, воспитательная система лагеря создает атмосферу, способствующую проявлению индивидуальных особенностей и развитию ребенка.

Мы определяем воспитательную систему детского оздоровительного лагеря как механизм организации пространства здорового образа жизни, физического, психического, духовно-нравственного, естественного оздоровления ребенка через активный отдых (в играх и прогулках на свежем воздухе, в купании в море), открытая система, позволяющая целенаправленно с пользой для каждого члена лагеря включать его в реальный окружающий мир, живое общение с природой, приобретать новый  важный жизненный опыт – источник роста и развития  интеллектуально-развитой, творческой, толерантной личности.

На первый план выходит развитие основных базовых свойств личности, способных обеспечить адаптацию подрастающего поколения к современным условиям жизнедеятельности и оказывающих непосредственное влияние на формирование мировоззрения личности. К таким свойствам относятся: умение владеть собой, доверие, чуткость, терпимость к различиям, доброжелательность, альтруизм, инициативность, любознательность, гуманизм, ответственность, эмпатия, общительность, трудолюбие. Перечисленные свойства личности характерны толерантной личности. Поэтому цели и задачи воспитательной системы детского оздоровительного лагеря направлены на становление атмосферы толерантности в воспитании подрастающего поколения.

В настоящее время перед всеми педагогами встает вопрос: как обеспечить формирование толерантных качеств личности ребенка в поликультурном обществе. Поэтому детский оздоровительный лагерь должен стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем детям прививается уважение к своей культуре и культурам других народов, поскольку именно в воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального, формального и неформального общения. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.  

Толерантное  самосознание можно формировать, используя всё достояние духовного опыта народа (язык, историю, духовную и материальную культуру, религию, национальный менталитет, праздники, традиции, обычаи, устное народное творчество и т.п.)  привлекая краеведческий материал.

Важную роль в решении этой задачи может сыграть детский оздоровительный лагерь. Детский лагерь как воспитательное учреждение имеет ряд особенностей, которые отличают его от общеобразовательных учебных учреждений, воскресных школ, культурных центров и т.п.: дети находятся в лагере постоянно; дети живут вместе с ровесниками и находятся с ними в постоянной взаимосвязи; в лагере дети временно оказываются вне непосредственного влияния своей семьи, школы, привычных групп включения, СМИ и т.п, межличностные отношения в лагере формируются и развиваются очень быстро.

Таким образом, появляется возможность полностью сконструировать этнокультурную воспитательную среду и добиться максимального эффекта.

Только здоровый человек с хорошим самочувствием , психологической устойчивостью , высокой нравственностью способен активна жить , успешно преодолевая трудности  и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому волнует вопрос не только воспитания здорового физически крепкого ребёнка, развития в нём творческих способностей , но и воспитания любви с своей Родине, уважение традиций людей с которыми ты учишься, живёшь на одной улице. Сейчас должно уделяться большое внимание духовному возрождению, но без изучения культуры, традиций и истории это не получиться.

  • организация досуга направленного на  изучение традиций с  учетом  индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • создание условий для реализации своих  способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря;
  • приветствие и принятие инициативы ребенка;
  • создание  безопасных условий для проведения  всех мероприятий;
  •  профессиональное моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых;
  • четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря;
  • обеспечение достаточным  количеством оборудования и материалов для организации полноценной   работы  лагеря;
  • равномерное  распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня;
  • ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне;
  • позитивно решать  конфликтные ситуаций;
  • осуществление тесного взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, что обеспечивает реализацию принципа профессионализма в организации работы лагеря.

Нормативное правовое обеспечение программы

Закон  «Об образовании Российской федерации» 2012 года

Конвенция о правах ребёнка , ООН 1991 год.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Р Ф» 1998 год

Конституция Р Ф 1993 год.

Программа  «Дети России», Указ Президента 1996 год.

Положение о лагере .

Правила внутреннего распорядка лагеря.

Правила по технике безопасности , пожарной безопасности.

Приказы управления образования.

Должностные инструкции работников.

План работы.

В последние годы по инициативе Президента и Правительства Российской Федерации совершенствуется нормативно-правовая база организации отдыха детей и подростков..Типовое положение разработано для координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проведению оздоровительной кампании детей и обеспечения единого подхода к созданию и организации деятельности детских оздоровительных лагерей. Оно определяет понятие детского оздоровительного лагеря, закрепляет принципы организации его деятельности, порядок комплектования, имущественные права и обязанности. Наряду с этим, в Типовом положении определены задачи деятельности лагеря, включающие организацию содержательного досуга детей, сохранение и укрепление их здоровья, создание необходимых условий для личностного, творческого, духовно-нравственного развития детей, для занятий физической культурой, спортом и туризмом, формирование мотивации здорового образа жизни, организацию условий размещения детей, обеспечение их полноценным питанием, привитие навыков самоуправления, чувства патриотизма и др.Также в Типовом положении устанавливаются формы и методы работы детского оздоровительного лагеря, порядок проведения профильных смен, права и обязанности директора лагеря, который несёт в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за деятельность лагеря, жизнь, здоровье детей и работников лагеря во время нахождения в лагере, нарушение их прав и свобод. В приказе Mинздрав соцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761-н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» определены профессиональные требования как к содержанию по должности, так и к профессиональной подготовке всех педагогических работников учреждений, организующих отдых детей и подростков. Родители, принимающие решение отправить в лагерь своего ребёнка, должны знать и понимать, что выбранный ими лагерь включён в государственный реестр и контролируется государственными структурами. В соответствии с Типовым положением основными целями деятельности лагеря являются обеспечение развития, отдыха и оздоровления детей в возрасте от 6 и до достижения ими 18 лет.

Содержание программы

В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов, дебатов). Однако, воспитательные особенности детского оздоровительного лагеря отличаются от условий учебно-воспитательной деятельности в школе, что обуславливает  поиск особых форм и методов работы именно детского оздоровительного лагеря. Почти каждый день в лагере является национальным, т.е. посвященным культуре русского, татарского или немецкого народов. Основной смысл национального дня заключается в том, что в этот день все участники лагеря должны почувствовать себя представителем данной национальности. Представляется, что возможность и желание больше узнать о других культурах, вчувствоваться, пережить глазами другого способствует развенчанию мифов и идей превосходства одной культуры над другой. Этой цели подчинена программа «Радужный мост».

Программа   «Радужный мост» предполагает активную творческую, интеллектуальную и спортивную деятельность участников смены. В течение смены каждый участник может попробовать себя в разных ролях – исполнителя, организатора, генератора идей, что способствует социализации ребенка и раскрытия его индивидуальности .

 Программа построена  с учетом возрастной психологии, физических возможностей и интересов детей по принципу игры, что позволяет включить ребят в различную деятельность, добиваясь решения определенных воспитательных задач.

Основу программы составляют викторины, конкурсы, командные игры. Присущая детям жажда деятельности часто находит своё выражение в игре. Каждая  игра имеет своё педагогическое значение, что позволяет обучать детей нормам социальной жизни, поведению в коллективе, культуре взаимоотношений, располагает к раскрытию способностей детей, проявлению инициативы, способствует приобщению к духовности, усвоению принципов безопасного и здорового образа жизни.

Все общелагерные дела организуют, проводят и анализируют совместно командиры отрядов, воспитатели, педагог – организатор, инструктор по физической культуре, медработник.

Основные формы осуществления программы:

- познавательная деятельность (викторины, игры, экскурсии);

- ценностно-ориентационная деятельность (выработка норм поведения, общения между людьми);

- творческая деятельность (участие в конкурсах, концертах);

- коммуникативная деятельность (организация коллективного творчества);

- физическая деятельность (организация спортивных мероприятий);

Основные направления  программы:

- изучение культуры, традиций  русского, татарского и немецкого народов;

- изучение государственной символики;

- изобразительное искусство;

- изучение национальных праздников народов, представленных в программе;

- хореография;

- народные песни;

- конкурсы;

- выставки.

Приложение № 1

План - сетка мероприятий

Сроки проведения

Содержание

Ответственные

1день

Открытие лагеря

«Дружба народов»

-знакомство с законами и традициями лагеря;

- рождение отрядов;

- оформление отрядного уголка, и эмблемы комнат;

- игры на знакомство;

- выборы командиров отрядов;

- мозговой штурм мероприятий смены;

-анкеты;

-линейка открытия смены «Дружба народов»;

- праздничная дискотека

педагог организатор,

диджей,

воспитатели

2 день

«Ивана Купалы»

- конкурс рисунков «Здравствуй лето!»;

-знакомство с территорией лагеря – игра «Найди клевер с 4 листочками»;

- праздник венков (из бросового материала);

- парад костюмов;

-конкурс «Отрядный хоровод»;

- встреча заката, орлятский круг, отрядные свечки на пляже

педагог организатор,

диджей.

воспитатели

3 день

«Масленица»

- конкурс блинов из песка;

- игры по станциям «Забытые забавы и игры русского народа»;

-фотоконкурс «Улыбка лагеря»

педагог организатор,

диджей.

воспитатели

4 день

«Русской народной песни»

- работа по станциям «Мир песни»;

- концерт русской народной песни в национальных костюмах, сделанных их подручного  материала.

педагог организатор,

диджей.

воспитатели

5 день

«Сабантуй»

- турнир по пляжному волейболу;

- спортивный праздник «Сабантуй»;

- танцевальный марафон (народные мелодии);

- Большие танцы (народные танцы: русские, татарские, немецкие)

педагог организатор,

диджей.

Воспитатели

6 день

«Международный день спорта»

- спартакиада;

- командные спортивные игры;

-спартакиада ( нормы ГТО);

- творческий конкурс «Минута славы»

педагог организатор,

диджей.

воспитатели

7 день

«Татарские напевы»

- спартакиада;

-спортивные игры;

- изготовление костюмов;

- творческие поздравления чемпионов (татарские напевы)

педагог организатор,

диджей.

Воспитатели

8 день

«Культура Германии»

- конкурс на пляже «Замки из песка»;

- конкурс на пляже «Тату шоу»;

- знакомство с традициями Германии;

- Рыцарский турнир

педагог организатор,

диджей.

Воспитатели

9 день

 «День памяти»

- Подготовка к вечернему мероприятию, изготовление «Венка памяти»;

- Вечер военной песни (инсценировка);

- спуск Венка памяти на воду

педагог организатор,

диджей.

Воспитатели

10 день

«День святого Валентина»

- изготовление «валентинок»;

- игра «Тайный поклонник»;

- конкурс «Лучшая пара лагеря Мисс и Мистер»

педагог организатор,

диджей.

воспитатели

11 день

«Сказки Германии»

- конкурс театральной афиши;

- игра по станциям: викторина по немецким сказкам;

-театральное представление сказок

педагог организатор,

диджей.

Воспитатели

12 день

«Хэллоуин»

- праздник воздушных шаров ( спортивная эстафета);

- парад  и представление костюмов

педагог организатор,

диджей.

Воспитатели

13 день

«День именинника»

-  конкурс на пляже «Найди клад»;

- изготовление поздравительных открыток;

- игра «Самый умный именинник»

педагог организатор,

диджей.

воспитатели

14 день

«Музыкальный талисман»

- игра «Угадай мелодию»

(русские, татарские, немецкие мелодии);

- музыкальный конкурс «Точь в точь» (исполнители татарской, русской и немецкой эстрады)

педагог организатор,

диджей.

воспитатели

15 день

«День народностей»

- выборы вожатых в отрядах, выбор национальности для отряда;

- Викторина «Что? Где? Когда?»

«Однажды летом»;

- КВН

педагог организатор,

диджей.

воспитатели

16 день

 День закрытия смены

«Солнечный круг»

- фотоконкурс «Радужный мост»;

- анкетирование;

- подведение итогов (награждение детей и лучших вожатых);

- карнавал;

- заключительный Гала-концерт;

- прощальный фейерверк на закате

педагог организатор,

диджей.

воспитатели

17 день

Отъезд

Сбор вещей.

Уборка комнат и территории.

Механизм реализации программы

Для реализации данной программы разработаны этапы.

   Подготовительный этап: подбор кадров; планирование; подготовка к лагерной смене; оформление лагеря; подготовка материальной базы (разработка сценариев общелагерных дел); комплектование отрядов;

     Организационный этап: организация заезда, расселения (адаптация ребенка к новым условиям быта, окружению, особенностям питания, санитарно-гигиеническим условиям); знакомство детей с лагерем, его традициями (период установления правил, законов, заповедей, традиций внутри коллектива и в лагере в целом, формирование доброжелательных отношений внутри коллектива); постановка цели смены и развития коллектива и личности; сплочение отрядов; формирование законов и условий совместной работы; подготовка к дальнейшей деятельности по программе; оформление отрядных мест, информационного стенда, подготовка к презентации отрядов, открытие лагеря, погружение в сюжет смены, основной упор предполагается сделать на внутри отрядную работу.

Основной этап: реализацию основных положений программы (оформляют отрядные уголки, в лагере работает система «Ленточки» , ежедневно на свечках или мероприятиях выбирают «Героя дня», которому вручают ленточку): узнают, отдыхают, трудятся; делают открытия в себе; участвуют в мероприятиях, подвижных играх, конкурсах, викторинах; учатся преодолевать трудные ситуации; коллективная и творческая деятельность по подготовке и проведению отрядных и общелагерных дел.; издание фотоотчета, видеоматериала в течение каждой недели.

В основной период решаются поставленные программой задачи.

Заключительный этап: подведение итогов; самый лучший отряд. самый активный ребёнок (по подсчёту ленточек), самый любимый вожатый, подведение итогов по сюжету смены.; анкетирование детей; закрытие смены.

 Период после смены:

Всесторонний анализ смены, выделение плюсов в программе и её реализации. Обсуждение перспектив программы.

Условия реализации программы:

          Соблюдать сочетание групповых и коллективных форм организации дел. Увеличивать объем и интенсивность общих дел к концу основного периода. Обеспечивать творческий подход к организации и содержанию деятельности. Предлагать разнообразие дел с учетом природных склонностей, индивидуальных особенностей детей. Вникать в отношения, складывающиеся в коллективе, корректировать их. Руководить развитием инициативы и самодеятельности у детей, побуждать детей к творчеству, стимулировать работу творческих групп.
Методы работы педагога в основной период:

коллективная общественно-полезная деятельность; поручение; соревнование; игра; поощрение; убеждение; требование.

Направления деятельности: познавательная; трудовая; художественная; спортивная; общественная; коммуникативная.

В системе личных отношений наблюдается наиболее интенсивное новое межгрупповое общение на более высоком уровне. Возникают микро группы дружеского типа которые действуют в интересах коллектива. В этот период наблюдается наибольшая степень соответствия официальной и неофициальной структур отряда.

пора вожатых на активную позицию участников, их самостоятельность и инициативу; добровольность участия детей в предлагаемых вожатыми формах совместной деятельности; выделение в рамках общей идеологии детского лагеря ведущих идей формирования и развития активной жизненной позиции участников, реализуемых посредством специально обозначенных в программе методов, приёмов и форм;

В практической деятельности это отражается в следующих правилах: вожатые должны иметь достаточно чёткое представление об уровне активности детей, об их готовности к проявлению инициатив различного плана; необходимо создавать оптимальные условия для того, чтобы внутренняя готовность к осуществлению активных действий была реализована детьми в практической деятельности; необходимо, чтобы за реализацию идей и инициатив, выдвинутых детьми, отвечали они сами, а не вожатые (но, разумеется, при их непосредственной или косвенной поддержке);

Материально-техническая база:

Для реализации программы имеются:

-методические разработки, которые помогут  организовать и провести мероприятие;

-помещения и место для проведения мероприятий (спортивные площадки , пляж, танцевальная площадка, беседки, зал с музыкальным оборудованием);

-компьютерная техника, для использования  интернет – ресурсов;

-канцелярские принадлежности;

-комнаты отдыха;

-медицинский кабинет;

-столовая.

Мониторинг эффективности программы

Проводите больше активных шумных игр на протяжении всего периода пребывания в лагере , желательно --- на свежем воздухе; Чередуйте активные и релаксационные виды коллективной и индивидуальной деятельности; Деятельность должна вызывать у детей только положительные эмоции. Необходимо создавать для детей реальные возможности для успеха в деятельности.

В системе личных отношений наблюдается наиболее интенсивное новое межгрупповое общение на более высоком уровне. Возникают микро группы дружеского типа которые действуют в интересах коллектива. В этот период наблюдается наибольшая степень соответствия официальной и неофициальной структур отряда.

Каждое дело должно быть коротким по времени – не более тридцати минут, а все вместе они должны превратиться в калейдоскоп, в котором каждый новый узор не похож на предыдущий, но все яркие, необычные.

Ожидаемые результаты

      Результатом деятельности данной программы можно считать общее оздоровление детей. Овладения детьми элементарными знаниями  о культурах и традициях русского, татарского и немецкого народов .  Программа может дать положительные результаты в межнациональных отношениях : должен быть создан благоприятный психологический климат в коллективе, как условие развития творческого потенциала детей. Предполагается развитие индивидуальных особенностей детей и общей культуры личности. Организация отрядных и общелагерных  соревнований. Проведение подвижных игр и занятий на воздухе. Включение всех детей в коммуникативно - игровую деятельность. Отсутствие детей уехать из лагеря.

Результат личностных положительных изменений детей.

     Оценка программы детьми осуществляется через:

-анализ дня на огоньках,

- цветограммы,

- забор откровения,

- послания для детей другой смены.

      Оценка программы родителями отслеживается через:

- анкеты для родителей,

-желанием отправить детей на следующий год.

     Оценка программы педагогическим коллективом реализуется через:

-анкетирование,

 -анализ педагогического дневника вожатого,

- обсуждение результатов на итоговом педсовете.

                  Анкета 2. (последний день смены)

Что тебе понравилось в лагере?

Что нового ты узнал в лагере? 

Что нового ты узнал про себя?

Что изменилось в тебе?

  Самое важное событие в лагере?

 Какие из мероприятий лагеря оказали наибольшее влияние на тебя? 

 Что бы ты хотел (а) пожелать другим ребятам?

Что бы ты хотел (а) пожелать педагогам?.

 Кому и за что ты бы хотел (мог) бы сказать “спасибо” (постарайся выбрать трех самый важных для тебя людей из лагеря)

 СПАСИБО!

Список литературы

  1. Афанасьева А.Б. Формирование этнокультурной  компетентности в системе высшего педагогического образовании -2007. –Т.8, №30. –С. 77-88
  2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – 2-е изд. – М., 2000
  3. Ленский И.П. Культура межнациональных отношений. – М., 1998
  4. Меерзон Е.Е., Тазиев С.Ф.. Научно-методическое обеспечение этнокультурного образования учащихся: учебно-методическое пособие. – Елабуга, 2011.
  5. . Гайнанова Л.Е. Педагогика каникул. Методическое пособие в помощь организаторам детских оздоровительно – образовательных лагерей. Вып.1. – Чита, ИПЦ ЧИПКРО,2001. -123 С.
  6. 2.Газизулин Р.Я., Дюкина О.В.Дневник воспитателя летнего лагеря. – Киров, ВАКО,2008.-143
  7. 3. Дик Н.Ф. Организация летнего отдыха и занятости детей. - Ростов н/Д, Феникс, 2006.-352 С.
  8. 4. Мечта, творчество, вдохновение. Сборник тезисов научно – практической конференции «Дети в загородном лагере». С. – Петербург, ОАО «Светоч»,2000.- 165 С.
  9. 5. Навстречу лету. Материалы областного конкурса проектов в сфере летнего отдыха и оздоровления. – Липецк, ИРО,2006.-118 С.
  10. 6. Программно – методическое обеспечение воспитательной работы в детских оздоровительных центрах (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей») - М., ГОУ ЦРСДОД, 2004.-64 С.
  11. 7.Творческое лето. Сборник методических материалов. - М., ГОУ ДОД ФЦТТУ, 2007. –64 С.
  12. 8. Шмаков С.А. Ее Величество – Игра. – М., 1992

Приложение № 2

Время

Событие

07.30

Подъем. Наше утро начинается с зарядки у моря

8.00 – 08.30

Утренний туалет. Мы умываемся, убираем в комнатах. Утренний обход комнат..

08.30 – 09.00

Завтрак. Завтрак - вкусное время. Приятного аппетита.                                 На завтрак мы выходим в купальниках!

09.00 – 11.30

Линейка. Мы узнаем путевку дня, получаем командные и общие задания.

Море, Солнце, Пляж. Мы не просто купаемся и загораем, а еще активно отдыхаем и творчески развиваемся.

11.30 – 13.00

Свободное время (это время отдохнуть после пляжа и                         принять душ. Убрать в своей комнате, постирать вещи,                      позвонить домой)

Кружковая работа

13.00 – 13.30

Обед. Едим быстро и молча – потому что вкусно!

13.30 –15.30

Послеобеденная Сиеста. Если мы устали – мы отдыхаем, если нет, ведем себя тихо, так, чтобы не мешать отдыхать другим. В сиесту мы можем доделать свои дела, почитать книгу, поиграть в настольные игры. Однако необходимо соблюдать 3 основных правила сиесты: Тихо, В тени,                С пользой.

15.45 – 16.00

Полдник. Как раз вовремя, чего-то пожевать охота.

16.00-18.00

Море, Солнце, Пляж. Готовимся к вечернему мероприятию.

18 00– 18.30

Нас ждёт душ

18:30 - 19:00

Ужин. Приятного аппетита.

19:00 - 20:00

Подготовка Репетиции.

20.00 – 21.00

Вечернее мероприятие. Это время, когда ты можешь проявить себя! Каждый день, что то необычное.

21.00 – 22.00

Вечерняя дискотека.  Если ты не устал за день, тогда танцуй вместе с нами!

22:00 - 22:30

Вечерний свечка. Время для анализа и обсуждения прошедшего дня.(на свежем воздухе или в тёплой кают компании)

22.30 – 23:00

Вечерний туалет. Спать в свои постели МЫ ложимся чистыми!

23:00

Отбой. Пора всем спать.

Отношения в лагере строятся на правилах и законах.

Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в лагере интересной  и насыщенной, приносящей радость себе и другим.

Законы:

  • Закон точного времени.
  • Закон доброты.
  • Закон порядочности.
  • Закон дружбы.
  • Закон безопасности.
  • Закон взаимовыручки.

Заповеди:

  • мы – одна семья.
  • Каждый человек любим и уважаем
  • Один за всех и всем за одного.
  • Здесь нет чужих среди своих
  • Порядок, прежде всего.
  • Каждое дело вместе
  • Все делай творчески, а иначе зачем?
  • Даже если трудно, доведи дело до конца.
  • Чистота – залог здоровья.
  • Свободу мы понимаем как ответственность.
  • педагоги любят и уважают каждого и помогаем ребятам самим строить отношения с миром на основе любви, доверия и уважения.

              Система стимулов и поощрений.

К окончанию лагерной смены каждый её участник накапливает некоторое количество цветных символов, что стимулирует творческую деятельность детей.

Символы имеют цвета:

  Красный – цвет сотрудничества, милосердия

Оранжевый – цвет интеллектуальных способностей

           Жёлтый – цвет трудолюбия и чистоты

     Зелёный – цвет физической культуры и здорового образа жизни

Синий – цвет лидерства

Фиолетовый – цвет творчества и фантазии

Система стимулирования обеспечивает стремление детей к занятиям различными видами деятельности и завершается вручением каждому грамот и обмену символов на сувениры.

В самый первый день дети заполняют анкету которая поможет внести дополнение в программу.

   Анкета 1.(на входе)
   Мы вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
   – Твои первые впечатления от лагеря?
   – Что ты ждешь от лагеря?
   – Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?
   – В каких делах ты хочешь участвовать?
   – Что тебе нравиться делать?
   – Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?
   – Кто твои друзья в лагере?  
   – Пожалуйста, закончи предложения (фразы):
   Я приехал в лагерь, потому, что…..

Имя          Фамилия

Заповеди вожатого

Приехав в лагерь, оставь свой образ жизни дома, и руководствуйся идеологией и отношениями, сложившимися до тебя.

Предъявляя требования к ребятам, в первую очередь, выполняй их сам.

Каждый имеет право сказать другому, что, по его мнению, плохо, но только если сам знает, как сделать, чтобы стало хорошо.

Не обсуждай своих товарищей в присутствии ребят, не говори плохо о своем напарнике, лучше поищи пути сработаться с ним.

Не обещай ребятам того, что не можешь выполнить.

Допустил ошибку - признай её. Не бойся отменить свое распоряжение, согласившись с доводами ребят.

Умей удивлять и поражать ребят, а если надо - покорять, - вожатый должен быть интереснее кино.

Будь жизнерадостным человеком, и пусть ребята знают и видят это.

Помни: все сотрудники лагеря - воспитатели. Относись к ним с уважением.

Самоуправление - это когда сами придумываем, сами делаем и сами анализируем. Убери одно из звеньев, и от самоуправления ничего не останется.

Знай все о ребятах, но в нужный момент умей не расслышать, не заметить, не понять.

Хочешь получить умный ответ - научись умно спрашивать. Высказывай свое предложение и мнение, начиная со слов: "Как вы считаете?".

Не злоупотребляй приказаниями. Кто не может взять лаской, не возьмет и строгостью.

Помни - человек сложен, даже если ему десять лет. Не считай себя умней детей. Возможно, у тебя больше мудрости, т.е. жизненного опыта, но вот ум дается от природы.

Работая с ребятами, чаще вспоминай, каким ты сам был в этом возрасте.

Не только оберегай ребят от дурного, но и учи сопротивляться ему.

Не спеши переделать ребят по своему образу и подобию. Воспитатель - это тот, кто помогает человеку стать самим собой.

Учись сравнивать свои дела не только с тем, что было, но и с тем, что должно было быть.

Постоянно показывай ребятам, что их работа и жизнь - это часть работы и жизни лагеря.

Какие бы дружеские чувства и симпатии ты не испытывал к детям, помни, что ты - воспитатель, прежде всего, и поэтому всегда соблюдай дистанцию.

И еще несколько советов:


                  Памятка взрослым от ребенка

  • Не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
  • Не балуйте меня, вы меня портите. Я очень хорошо знаю, Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
  • Не полагайтесь на силу в отношении со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.
  • Не давайте обещаний, которые вы не можете исполнить; это ослабит мою веру в вас.

Какие дела можно организовать с отрядом на всякий случай если пойдёт дождь:1. Конкурс врунов «Как меня собирали в лагерь». 2. Операция «Вперед, спасатели!» – по «спасению» территории вокруг корпуса от мусора. 3. Конкурс на самого быстрого «шнуровальщика» ботинок. 4. Изготовление переходящего вымпела и награждение им того, кто первый выбегает на зарядку. 5. Чтение вслух жутко интересной сказки. 6. Изготовление рекламного стенда «Эй, приятель, взгляни на нас». 7. Показательные выступления лучших чистильщиков зубов. 8. Веселая спортивная эстафета «Мишки Гамми» с бегом и прыжками. 9. Музыкальный час с разучиванием новой песни. 10. Составление графика дежурства по комнатам. 11. Конкурс на придумывание нового окончания к сказке «Курочка Ряба». 12. Загадочный вечер, т.е. вечер по отгадыванию загадок. 13. Составление письма с рисунками для любимой мамы или бабушки. 14. Организация телестудии «Спокойной ночи, малыши». 15. Оборудование отрядного места с выкладыванием из шишек и камешков эмблемы и названия отряда. 16. Конкурс на самый аккуратный чемодан или тумбочку. 17. Турнир по мини-футболу. 18. Соревнование-пари на скорейшую заправку кроватей. 19. Операция «Прощай, ватрушка!» – съедание последних запасов родительских продуктов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа детского летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием.

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием (площадкой раньше назывался)  "Планета Здоровья". Основная цель программы: создание условий для оздоровления детей и привития навыков зд...

Программа детского летнего оздоровительного лагеря(ДЛОЛ) Сорванцы

В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных э...

Рабочая программа по летнему оздоровительному лагерю в школе

организацияотдыха и оздоровления обучающихся в период летних каникул;планирование  досуга школьников летом с целью создания условий для  разностороннего развития личности  воспитанников...

Программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря "Весёлый Роджер".

В 2014 году силами начальника  и вожатого летнего пришкольного лагеря на базе МКОУ "Медвежьегорская СОШ №3" была разработана увлекательная программа. Суть её заключалась в том, что ребята, "путеш...

Программа работы летнего оздоровительного лагеря

Программа работы летнего оздоровительного лагеря...

Программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря «Солнечный» с дневным пребыванием детей при МОАУ СОШ №1

               Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет...

Программа деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей « Жизнь замечательных детей»

Программа деятельности летнего оздоровительного лагеря  с дневным пребыванием детей  « Жизнь замечательных детей»...