Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный волонтер"
рабочая программа (3 класс) на тему

Ануфриева Светлана Федоровна

Программа для 3-го класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunye_volontyory.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» пгт. Пойковский

      «Проверено»                        «Согласовано»        «Утверждено»

Заместитель директора        Заместитель директора             Директор МОБУ «СОШ № 1»

                                                                                                     

___________Н.М. Чашкова          ___________И.В. Гусак             ____________В.Н. Кокорев

       

« 29 » августа  2016 г.                 « 30 »   августа      2016 г.                « 31 » августа 2016 г.

                                                                                                        Приказ № 395-О от 31.08.2016

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Юный волонтёр

«Смайлик»

______________3 класс_______________

__________2016-2017уч.год___________

Составлена на основе примерной программы :Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М.Просвещение 2011. (стандарты второго поколения). Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М.Просвещение 2011. (стандарты второго поколения).

Программа рассчитана  на 34 часа из расчета 1 учебный час в неделю.

Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего программу:

Ануфриева Светлана Федоровна, учитель начальных классов первой кв. категории

           пгт. Пойковский

2016 - 2017 учебный год

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Юные волонтёры» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) и с учетом требований образовательной программы начального общего образования», предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися  третьего класса.

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в начальной школе, так и к содержанию образования. В период стремительной информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, ребёнок каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранять здоровье и отстаивать свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указывается, что “общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования”.

Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов. В отечественной педагогике накоплен большой опыт детской социализации. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов детей. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.

Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовала появления новых подходов и методов активизации учащихся. Волонтёрское движение может стать одной из форм вовлечения учащихся в социальную активность, средством формирования политической и социальной компетенции подрастающего поколения.

Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности ребёнка навязанной извне. 

Цели:

1. Инициировать и развить детское волонтёрское движение.

2. Возродить лучшие отечественные традиции благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.

Задачи:

1. Знакомство с деятельностью волонтерских организаций в России.

2. Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей.

3. Овладение основными практическими умениями в области социальных отношений.

4. Формирование позитивного мнения по отношению к людям с ограниченными возможностями.

5. Формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере.

Правовой базой для составления программы являются:

•        Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (п. 22 ст. 2; ч. 1, 5 ст. 12; ч. 7 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48);

•        Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (п. 19.5);

• Конвенция ООН о правах ребенка

• Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М.Просвещение 2011. (стандарты второго поколения).

Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов Программы внеурочной деятельности. М.: Просвещение, 2011

Д.В.Григорьев, П.В.Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2011

Программа направлена на формирование универсальных учебных действий (УУД):

- в блок личностных УУД входит ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование интереса к осуществлению благотворительных акций;

- в блок регулятивных УУД входит постановка учебной задачи, планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата); прогнозирование, контроль, коррекция и оценка;

- в блок познавательных УУД входит умение осуществлять поиск необходимой информации, знакомство с деятельностью волонтёрских организаций в России; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;

- коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей; участие в КТД; умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Данная программа основывается на принципах культуросообразности и коллективности.

Принцип культуросообразности предполагает, что волонтёрская деятельность учащихся основывается на духовно-нравственных ценностях.

Коллективность в процессе волонтёрской деятельности означает, что она протекает в детско-взрослых общностях и даёт юному человеку опыт конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.

Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Срок освоения программы  курса внеурочной деятельности и

объем учебного времени

Программа строится на основе знаний возрастных, психолого - педагогических, физических особенностей детей 7- 9 лет, увлекающихся социально значимой деятельностью.

Нормативный срок освоения программы курса внеурочной деятельности «Юные волонтёры» рассчитан на один год.

Продолжительность учебного года: III класс – не менее 34 учебных недель. Занятие по внеурочной деятельности проходит один раз в неделю по одному часу. Продолжительность занятия для III класса – 40 минут.

2. Формы реализации

Реализация программы проводится во внеурочной форме. На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, проектная, коллективная.

Содержательными формами проведения занятий могут быть: практическое занятие,  беседа,  участие в акции.

Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации.

3. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и решения задач программы используются современные методы обучения и образовательные технологии деятельностного типа, взаимно дополняющие друг друга. Отбор осуществляется с учетом особенностей содержания программы курса внеурочной деятельности социальной направленности «Юные волонтёры». На занятиях используются  общепедагогические методы, к которым относятся:

проблемно-поисковый;

исследовательский;

творческий (художественный);

метод учебного диалога;

наглядный (иллюстрация, демонстрация, презентация);

игровой и др.

III. ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные результаты освоения программы «Юные волонтёры»:

- формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.

Метапредметные результаты освоения программы «Юные волонтёры» проявляются в:

-расширении круга приёмов составления разных типов плана;

- расширении круга структурирования материала;

- умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;

- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);

- умении организовывать волонтёрскую деятельность;

- способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.

Направления работы

- духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;

- патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы и микрорайона;

- здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;

- формирование толерантности – организация досуга молодежи

Критерии оценки волонтёрской деятельности учащихся

- Активность участия.

- Умение планировать работу волонтёров.

- Самостоятельность.

IV. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание программы разделено на два блока. У каждого блока своя тематика, которая привязана к календарю памятных и знаменательных дат. Это позволяет ребенку отслеживать и осмысливать все изменения в окружающей жизни, почувствовать себя сопричастным к происходящему, а значит и неравнодушным к миру вокруг.

Раздел 1. Волонтерское движение в России.

Учащиеся узнают о волонтерском движении в России, знакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера. Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению.

Раздел 2. Участие в благотворительных акциях.

Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, близкие, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.

Программа рассчитана на 1 учебный год.

Программа содержит теоретические и практические занятия. Реализация программы предусматривает включение учащихся в социальную практику, образовательные тренинги, анкетирование по созданию базы добровольческой деятельности. Освоение программы “Юные волонтёры” обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях.

V. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

Количество часов

Форма контроля

1

Волонтерское движение в России.

3

Тренинг – 1

Проект – 1

Анкетирование - 1

2

Участие в благотворительных акциях.

31

Изготовление поделок – 13

Трудовые дела – 6

Проект – 2

Акции – 10

Итого:

34

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата занятия

Тема учебного занятия

Кол-

во

часов

Формы занятия

Формы контроля

план

факт

Теоретическая часть

занятия/основные виды внеурочной деятельности обучающихся

Практическая часть

занятия/основные виды внеурочной деятельности обучающихся

1

03.09

Вводный урок. Волонтерское

движение. «Спешите делать добрые дела!»

1

Участие в беседе

Просмотр видеофильмов, обсуждение

2

10.09

Изготовление открытки  «С Днём рождения школа»

1

Участие в беседе

Изготовление открытки

3

17.09

Изготовление праздничной открытки с Днём пожилого человека

1

Участие в беседе

Изготовление открытки

4

24.09

Поздравление пожилых людей  с Днём пожилого человека в Совете ветеранов

1

Выступление детей

5

01.10

Изготовление буклета по ПДД

1

Участие в беседе

Изготовление буклета по ПДД

6

08.10

«Это должен каждый знать обязательно на пять» (агитбригада по ПДД)

1

агитбригада

Выступление детей, вручение буклетов первоклассникам

7

15.10

Изготовление закладок для книг в подарок школьному библиотекарю

1

Участие в беседе

Изготовление закладки

8

22.10

Береги воду!

1

агитбригада

Выступление детей

9

29.10

«Учись приносить людям пользу»  

Ремонт книг для школьной библиотеки.

1

Участие в беседе

Ремонт книг

10

12.11

13 ноября – Всемирный день доброты. «Наши добрые дела»

1

Участие в беседе

Просмотр видеофильмов, обсуждение

11

19.11

Изготовление для мам подарков к Дню матери

1

Участие в беседе

Изготовление подарка

12

26.11

Акция «Поздравляем маму»

1

Участие в беседе

Выступление детей

13

03.12

 Крошка хлеба на землю упала. Бережное отношение к хлебу. Рассказ о ленинградской блокаде в годы Великой Отечественной войны.

1

Участие в беседе

выступление детей

14

10.12.

О хороших и дурных привычках.

1

викторина

викторина

15

17.12

Изготовление новогодних игрушек из бумаги для школьной новогодней ёлки

1

игра

Изготовление новогодних игрушек

16

24.12

К Всероссийскому дню зимующих птиц. «Покормите птиц зимой»

1

Участие в беседе

проект

Развешивание кормушек и кормление птиц

17

14.01

Права и обязанности

волонтера

1

Участие в беседе

Просмотр Интернет ресурсов, обсуждение

18

21.01

Друзья Мойдодыра

1

Участие в беседе

агитбригада

Выступление детей

19

28.01

Минута час бережет.  Зачем нужно беречь время? Что я могу сделать за 1 минуту?

1

агитбригада

Выступление детей.

20- 21

04.02

11.02

Проект. Разработка "Паспорта

Волонтера" или

визитки "Ты хочешь

стать волонтером?",

кодекс настоящего

волонтера, куда

могут войти "10

заповедей волонтера"

или "права

волонтера"

2

Участие в беседе

проект

Выполнение проекта

"Паспорт

Волонтера"

22

18.02

17 февраля – День спонтанного проявления доброты. Тренинг “Доброта как Солнце”

1

Участие в беседе

Выполнение тренинга

23

25.02

Поздравление ветерана Великой Отечественной войны и тружеников тыла на квартирах с Днём защитника Отечества

1

концерт

Выступление детей, вручение подарков ветерану и труженикам тыла

24

04.03

Изготовление подарков для тружениц тыла к Дню 8 Марта

1

Участие в беседе

Изготовление подарков

25

11.03

Поздравление ветеранов с Днём 8 Марта

1

концерт

Выступление детей, вручение подарков труженицам тыла

26

18.03

2.04 - Международный день детской книги. Ремонт книг школьной библиотеки

1

Участие в беседе

Ремонт книг

27

25.03

12.04 - Международный день милосердия. “Будьте

милосердным”

1

Участие в беседе

Просмотр видеофильмов,

чтение художественных произведений, обсуждение

28

08.04

Проектирование действий по

благоустройству. Подготовка к акции «Мой двор, моя улица»

1

Участие в беседе

Составление плана действий

29

15.04

Трудовой десант

1

Участие в уборке территории

30 -31

22.04

29.04

Акция «Память» Рассказ о ветеранах Великой Отечественной войны. Подготовка концертных номеров, изготовление подарков, открыток к празднику Победы.

2

акция

Изготовление поделок, подготовка концертных номеров

32 - 33

06.05

13.05

КТД Оформление и распространение электронных листовок с обращением к жителям посёлка о сохранении чистоты

2

КТД

Создание листовок, развешивание их на улицах посёлка

Операция «Фантик»

34

20.05

Могу ли я быть волонтером?

(анкетирование)

1

тест

Выполнение анкеты

 

VI.ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИТЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-

ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М.Просвещение 2011. (стандарты второго поколения).

2. Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов Программы внеурочной деятельности. М.: Просвещение, 2011

3. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2011

4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова, М.: Просвещение, 2011

5. Капский А.И. Технологизация волонтерской работы в современных условиях. - Киев, 2001.

Сайты Интернет

1. Волонтерское движение http://www.adolesmed.ru/volunteers.html и http://www.mir4you.ru/taxonomy/term/7237/all 

2. Институт волонтёрства http://inductor1.ucoz.ru/publ/institut_volonterstva/9-1-0-481   

3. Отряд волонтерского движения

http://www.ipk.khakasnet.ru/deiatelnost/izdat_deit/elekt_obr_res/tretiykova/index.htm 

4. Устав волонтера http://he-plus-she.narod.ru/ustav_vol.htm 

5. Волонтёрский отряд «Планета друзей» http://plastsosh7.narod.ru/volonterskiotrad.htm 

6. Союз волонтерских организаций и движений http://volontery.ru/ 

7. Проект “Эра милосердия прошла?”

8. Волонтёрское движение “Милосердие” http://www.miloserdie-nn.ru/ 

Перечень технических средств, имеющихся в кабинете

1. Компьютер

2. Средства телекоммуникации (выход в Интернет, электронная почта)

3. Принтер лазерный

VII.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающиеся будут знать:

- о волонтерском движении в России;

- права и обязанности волонтеров;

- основные направления деятельности волонтеров;

- основные формы работы волонтеров.

Обучающиеся будут уметь:

- организовывать и проводить различные мероприятия для

соответствующих категорий нуждающихся в помощи;

- аргументировано отстаивать свою позицию;

- адекватно общаться с учащимися и взрослыми;

- издавать агитационную печатную продукцию;

- принимать общечеловеческие ценности.