ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ОСНОВЕ.
статья на тему

Чербунина Анна Сергеевна

В данной статье показана реализация экологического воспитания на уроках в начальной школе. Даны примеры применения учебных заданий экологического содержания на предметах гуманитарного и естественно-математического циклов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

НА МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ОСНОВЕ.

Анализ учебных программ для начальной школы позволяет сделать вывод, что в содержании каждого учебного предмета заложены возможности для осуществления экологического образования и воспитания учащихся. Так, например, в содержании предметов гуманитарного цикла (чтение, русский язык, музыка, изобразительное искусство) раскрываются экологические знания о природе как источнике красоты, вдохновения, эстетического наслаждения, творческой деятельности человека, о том, что жизнь, здоровье, душевное состояние человека зависят от окружающей природной среды.

Учитывая возрастные особенности младших школьников (их эмоциональную восприимчивость, чуткость, стремление к яркому и не обычному), учитель имеет возможность на уроках по предметам гуманитарного цикла формировать у детей знания о различных предметах и явлениях природы, их эстетической ценности и влияния на настроение и чувства человека, на его здоровье и трудовую деятельность. Процесс преподавания предметов естественно-математического цикла (природоведение, математика, сельскохозяйственный труд, трудовое обучение) помогает раскрыть следующие экологические знания: природа — объект целесообразной трудовой деятельности человека, направленной на ее рациональное использование, улучшение, восстановление, охрану; характер трудовой деятельности людей зависит от состояния природы и наоборот, состояние природы находится в тесной зависимости от трудовой и хозяйственной деятельности человека.

Специфические условия учебного процесса в начальных классах позволяют осуществлять взаимосвязь уроков природоведения, чтения и русского языка, так как изучение материалов о жизни природы на уроках чтения и русского языка, образность описаний природы поэтами и прозаиками вызывают и стимулируют у детей интерес к наблюдениям за природными объектами и явлениями, желание сравнивать свои впечатления с впечатлениями литераторов. Это способствует более глубокому и тонкому пониманию явлений природы, формированию образной картины мира, бережному отношению к его неповторимой красоте и разнообразию.

Программа начальной школы дает возможность осуществлять связь уроков природоведения, изобразительного искусства и музыки, обогащая содержание и методы преподавания каждого из них, так что воспитательное воздействие, осуществляемое на одном из уроков, может быть продолжено на следующих. Таким образом, взаимосвязь этих предметов позволяет в итоге эффективно осуществлять воспитание экологической культуры младших школьников.

Не меньше возможности для установления межпредметных связей представляют уроки природоведения и сельскохозяйственного труда. В практике работы на пришкольном участке, в теплице учащиеся, опираясь на природоведческие знания, самостоятельно и под руководством учителя выращивают растения, выявляют влияние различных экологических факторов на их рост и развитие. Тем самым формируются практические знания и умения детей в области экологического образования и воспитания.

При проведении тематических бесед на уроках трудового обучения, работая с различными природными материалами, младшие школьники приходят к более глубокому пониманию значения природы в хозяйственной и творческой деятельности человека, осознают необходимость бережного, экономного использования природных богатств.

Большие возможности для осуществления экологического образования и воспитания на межпредметной основе имеют экскурсии по различным предметам: чтению, изобразительному искусству, трудовому обучению, математике, сельскохозяйственному труду, необходимость проведения которых заложена в учебных программах. Такие экскурсии позволяют более детально изучать отдельные объекты природы, их влияние друг на друга, взаимозависимость, выявить последствия влияния деятельности человека на состояние природного окружения и т.д.

Межпредметный подход в экологическом образовании и воспитании побуждает к поиску методов и форм обучения, требующих взаимодействия содержания различных учебных предметов. Хорошие результаты в экологическом образовании и воспитании младших школьников на межпредметной основе могут быть получены  в процессе использования в практике обучения и воспитания таких приемов и методов, как межпредметные задания и задачи, текстовые задачи по математике, выявление связей и пищевых цепей в природе, составление схем этих связей, беседы с элементами прогнозирования, решение проблемных задач и т.п.

Покажем, как используются эти приемы и методы в процессе обучения и воспитания учащихся начальных классов на уроках гуманитарного и естественно-математического циклов, а так же во время проведения внеурочных и внеклассных мероприятий.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА.

Уроки гуманитарного цикла служат благодатной почвой для формирования ответственного отношения учащихся к природе, так как они обеспечивают сочетание эмоционального и интеллектуального начал.

Элементы экологического образования и воспитания могут иметь место на любом этапе урока русского языка, например, при организации словарной работы. Многие словарные слова обозначают названия растений, животных (медведь, ворона, воробей, желудь и т.д.). Можно предложить учащимся рассказать все, что они знают о том или другом представителе природы, установить природные связи между объектами, обозначенными этими словами. Например, как связаны между собой в лесу желудь, мышь, сова? Таким образом, на уроке русского языка повторяются и расширяются знания об объектах природы, условиях их жизни, пищевых связях между ними.

При изучении русского языка в начальных классах проводится работа по развитию речи. Учитель может предложить учащимся следующие задания экологического содержания: объяснить значение пословиц («Много снега — много хлеба», «Много леса — береги, мало леса — посади», «Лес и вода — брат и сестра»). Учитель предлагает вспомнить и рассказать, как ведется на полях снегозадержание; составить рассказ по картине или на заданную тему, написать сочинение, изложение. Темы могут быть различные: «Лес — наше богатство», «Пробуждение природы», «Звуки леса», «В гости к лесу», «Я — бабочка», «Путешествие скворца», «Мы охраняем родную природу» и др.

Эти задания помогают повторить знания о взаимосвязях в природе, о мерах ее охраны, развивают у учащихся способность воспринимать красоту природы, радоваться и удивляться в процессе общения с природой и передавать эти впечатления с помощью слова, т.е. формируют мотивы охраны природы.

Для осуществления экологического образования и воспитания на уроках русского языка большую роль может играть работа с текстами и заданиями учебников (Рамзаева Т. Г. «Русский язык»). Например, задания в упражнениях 35 «Рыжик», 40 (про экскурсию в парк), 47 (про барсука), 50 (загадка про медведя), 61 (про живой уголок), 86 «Пушок», 102 (про снегиря) и др. в учебнике 2 класса дают возможность повторить и систематизировать знания учащихся об объектах природы, их признаках и свойствах. В процессе работы на уроке с текстовым материалом учитель проводит беседу с учащимися о значении диких и домашних животных, о правилах поведения в лесу, рассказывает учащимся о том, что, например, шиповник в нашем крае становится редким видом, раскрывает причины сокращения и исчезновения данного растения.

Так же учителем могут быть использованы тексты диктантов и изложений экологического содержания. [7] Например, диктант для 2-го класса «Где зимуют бабочки?» и изложение для 3-го класса «Олененок» (см. приложение 1).

Большими возможностями для осуществления экологического образования и воспитания обладают уроки чтения и учебники по чтению, в частности «Родная речь» Л.Ф.Климановой. В этих учебниках содержится большое количество произведений писателей-натуралистов Б. Чарушина, М. Пришвина, В. Бианки, Б. Житкова и других. Эти произведения позволяют формировать у учащихся знания об объектах природы, о взаимосвязях в природе и многообразии объектов, мерах, мотивах охраны природы. Но особое внимание на уроках чтения учитель уделяет работе по развитию у детей мотивов охраны природы, так как в основе этих уроков лежит образное, художественное познание мира.

Учитель может рассказать учащимся об увлечениях природой В. Бианки, начиная с детских лет; о роли природы в творчестве А. Пушкина, С. Есенина, И. Бунина, М. Пришвина. Важное место в формировании эстетических мотивов охраны природы занимает анализ лирических стихотворений А. Пушкина, С. Есенина, Н. Некрасова и других поэтов. Работа над ними позволяет развивать у детей умение сравнивать состояния природы в различное время года, видеть, «открывать» для себя многоцветие мира, многообразие форм и «настроений» природы; эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, уметь находить необычное в обычных предметах, видеть отношение человека к окружающему миру.

Целесообразно использовать для проверки навыков чтения и понимания тексты экологического содержания. [16] Например, текст для 2-го класса «Трясогузка» и для 3-го класса «Спор деревьев» (см. приложение 2).

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННО–МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА.

Межпредметными могут быть задачи и задания, которые требуют подключения знаний из различных предметов, или те, которые составлены на материале одного предмета, но используются с определенной познавательной целью в преподавании другого предмета.

Например, на уроках математики во II классе при изучении темы «Решение задач» учитель может использовать задачи, содержащие экологическую информацию. [2]

Задача 1. В Австралийском заповеднике живет 45 сумчатых волков, 34 крупных и 27 мелких кенгуру. На сколько больше в заповеднике живет кенгуру, чем волков?

Задача 2. Шестиклассники смастерили на уроках труда скворечники. В городском парке они развесили 15 домиков для птиц, а в школьном саду – на 9 скворечников меньше. Сколько скворечников изготовили шестиклассники?

Задача 3. На берегу отдыхало 28 тюленей. Приближение белого медведя заметили 7 тюленей. Они и еще 15 тюленей спрыгнули в воду. Сколько тюленей осталось на берегу?

На уроках математики во время устного счета или повторения и закрепления изученного целесообразно использовать карточки-задачи, несущие информацию о различных видах растений или животных. Учитель показывает детям карточку, на одной стороне которой изображен, например, лось, и спрашивает учащихся, о ком рассказывается в этой задаче. На обратной стороне записана задача о лосе: в наших лесах обитает одно из самых крупных животных суши – лось. За сутки он съедает летом 35 кг листьев, травы. Сколько корма потребуется лосю в течение 10 дней?

В другой карточке говорится о слоне. Слон живет в зоопарке, где его кормят, ухаживают за ним. Сколько же продуктов он съедает в день? Чтобы узнать, сколько именно, необходимо решить записанную в карточке задачу.

Задача: слону в зоопарке в день дают 30 кг сена, 7 кг черного хлеба, 2 кг белого хлеба, 70 кг овощей, 1 кг сахара. Сколько всего продуктов в день съедает слон?

После неоднократного использования подобных материалов на уроках математики у некоторых учащихся появляется желание сделать карточки-задачки дома или на уроках труда. Учитель объясняет, что для выполнения этой работы необходимо найти и прочитать материалы о каком-либо растении, животном, природном явлении или событии. Такой материал можно найти на страницах журнала «Юный натуралист», в детской энциклопедии, в книгах В. Бианки «Лесная газета», Ю. Дмитриева «Книга природы», А. Плешакова «Зеленые страницы» и др., а также в содержании различных телепередач, например, «В мире животных», «Клуб путешественников», «Подводная одиссея команды Кусто» и др.

С целью повышения активности и интереса детей к решению арифметических примеров с различными действиями можно использовать задания экологического содержания. Например: «Определите, какое из деревьев, растущих на наших улицах, является лучшим «пылесосом»:

береза — 28

сосна — 17

тополь — 23

Чтобы ответить на вопрос, нужно решить пример:

50 – (20 + 7)

Ответ примера вам укажет на название дерева.

После решения примера следует выяснить, почему тополь является лучшим «пылесосом», какую пользу приносит он, очищая воздух от пыли и ядовитых газов на улицах городов и сел.

Или другое задание: «Какая птица выводит птенцов зимой?

дятел — 7

клест — 8

аист — 6

Для того чтобы ответить на вопрос, решите цепочку примеров:

9 – 6 = …                … + 4 = …                … – 5 = …

… + 45 = …        … – 48 = …        … + 6 = …

Выполнив решение, школьники определяют, что такой птицей является клест. Затем дети вспоминают материал по природоведению: почему именно зимой у этих птиц появляются птенцы, чем они питаются. В результате беседы на уроке математики приходят к выводу о том, что в природе существует тесная взаимосвязь между сезонными изменениями в неживой природе, в жизни растений и животных, взаимозависимость между характером питания и жизнедеятельностью птиц.

Широкое применение в обучении школьников математике получили межпредметные текстовые задачи. Использование их способствует формированию не только вычислительных навыков, но и экологических знаний об объектах природы, их свойствах, многообразии, экономической пользе и т.д. Так, например, во 11 классе учащиеся выполняли решение текстовой задачи: жужелица уничтожает в день до 30 насекомых-вредителей. Сколько она сможет уничтожить за 2 дня? За 5 дней? На уроке математики учитель показывает детям изображение жужелиц.

Выполнив решение задачи, учащиеся пришли к выводу о том, что жужелица приносит большую пользу растениям и человеку в его хозяйственной деятельности и ее необходимо охранять. Учитель обращает внимание детей и на то, что некоторые виды жужелиц занесены в Красную книгу и подлежат охране.

Приведенные примеры показывают, как на уроках математики можно расширять, углублять, уточнять знания учащихся, полученные на уроках природоведения. Дети получают дополнительные сведения о состоянии природы родного края, о заповедниках, о значении растений и животных в природе и жизни человека, о видах, занесенных в Красную книгу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе.

Одна из важнейших задач современной школы  – повышение экологической грамотности учащихся, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у школ...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

Педагогический проект "Экологическое воспитание младших школьников на основе краеведческого материала"

Успех в решении целей экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения – начальной школы, где закладываются основы формирования экологической грамотной личности, способной ...

Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе

Материал предназначен для учителей начальных классов, воспитателей ГПД, руководителей кружков экологической направленности....

Статья "Развитие нравственных ориентаций взаимодействия с природой у младших школьников на межпредметной основе"

Развитие нравственных ориентаций взаимодействия с природой у младших школьников на межпредметной основе...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....