Методическое описание краткосрочной досуговой программы гражданско-патриотической направленности
учебно-методический материал (3 класс) по теме

Краткосрочная досуговая программа включает в себя три досуговые программы: «Школа юного разведчика», «Школа юного моряка», «Школа юного космонавта». Каждая из программ содержит сценарий с текстом героев, порядком и описанием заданий, и скриншотами презентации.

Материал позволяет:

  • педагогам-организаторам подготовить и провести массовое воспитательное мероприятие (одно определённое или полный комплекс) для разных возрастных категорий обучающихся, в системе гражданско-патриотического воспитания;
  • стимулировать педагога к обновлению форм внедрение ЭОРов в процесс организации воспитательной работы, что способствует становлению нового качество воспитательной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБУДО Дворец творчества детей и молодежи

Колпинского района Санкт-Петербурга

«Школа юного гражданина»

краткосрочная досуговая программа

Авторы-составители:

Заведующий отделом по воспитательной работе

Корженко Григорий Дмитриевич

Методист отдела по воспитательной работе

Будакова Ирина Владимировна

Педагог-организатор отдела по воспитательной работе

Пономарёва Ирина Сергеевна

Педагог-организатор отдела по воспитательной работе

Смирнов Анатолий Владимирович

Педагог-организатор отдела по воспитательной работе

Бельская Ольга Юрьевна

Санкт-Петербург

2017

Краткосрочная досуговая программа

«Школа юного гражданина»

Краткая аннотация

Краткосрочная досуговая программа включает в себя три досуговые программы: «Школа юного разведчика», «Школа юного моряка», «Школа юного космонавта». Каждая из программ содержит сценарий с текстом героев, порядком и описанием заданий, и скриншотами презентации.

Материал позволяет:

  • педагогам-организаторам подготовить и провести массовое воспитательное мероприятие (одно определённое или полный комплекс) для разных возрастных категорий обучающихся, в системе гражданско-патриотического воспитания;
  • стимулировать педагога к обновлению форм внедрение ЭОРов в процесс организации воспитательной работы, что способствует становлению нового качество воспитательной работы.

Пояснительная записка

Актуальность

Вопрос «Кем быть?» рано или поздно встаёт перед каждым ребёнком. У человека всё закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в том, чтобы навязать ребенку то, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, и облегчить ему самостоятельный выбор профессии в дальнейшем. Необходимо развить у детей веру в свои силы путем поддержки их начинаний в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

Пятьдесят лет назад почти все мальчишки и девчонки хотели летать в космос, исследовать земные просторы и далёкие планеты, бороздить моря и океаны, конструировать космические и морские корабли, защищать свою Родину, служить ей. С течением времени интересы изменились - нужные для страны сферы деятельности отошли на второй план. На современном этапе развития российского общества профессии, связанные со службой Родине получили государственную поддержку. Стране нужны исследователи, космонавты, моряки, конструкторы, военные. Эти профессии востребованы, престижны и значимы.

Посетив досуговую программу, дети получат возможность в игровой форме познакомиться с элементами профессий военнослужащего, моряка, военнослужащего космических войск, узнать новые термины и определения, научиться простейшим стилизованным действиям в рамках программы, а также понять значение службы (труда) на благо Родины.

Новизна 

Мы видим новизну в оригинальном сочетании трёх досуговых программ с разнохарактерным содержанием, что позволяет максимально оптимизировать условия для позитивной социализации и дополнительного профессионального гражданско-патриотического самоопределения.

Идея

Воспитание личности юного гражданина, понимающего, что труд на благо Родины – нужен, важен, интересен.

Цель создания программы

Создание условий для формирования универсальных познавательных коммуникационных учебных действий, через знакомство в игровой форме с элементами профессий военнослужащего, моряка, военнослужащего космических войск.

Основной способ достижения цели

  • Формирование интереса к профессиям военнослужащего, космонавта, моряка.
  • Создание условий для популяризации: профессии военнослужащего и службы в армии РФ; профессии космонавта и космических войск РФ; профессии моряка и службы в ВМФ РФ.
  • Создание условий для развития гражданской идентичности.
  • Способствовать развитию чувства верности своей стране и солидарности с её народом, гордости за своё Отечество, где гражданин родился и воспитывался, готовности к служению Отечеству.

Способствовать развитию умения разрешать конфликтные ситуации в команде.

Педагогические задачи программы

  • Создание условий для формирования интереса и популяризации: профессии военнослужащего и службы в армии РФ; профессии космонавта и космических войск РФ; профессии моряка и службы в ВМФ РФ, а также для дополнительного профессионального гражданско-патриотического самоопределения.
  • Создание условий для развития гражданской идентичности.
  • Создание условий для позитивной социализации.

Содержательно-педагогические формы

  • Игра
  • Эстафета
  • Викторина

Условия и особенности реализации программы

Программа реализуется в большом просторном зале способном вместить от 30 до 60 человек. Количество стульев должно соответствовать количеству участников программы. В связи с особенностями реализации на окнах необходимо установить затемнение. Так же в зале необходимо установить музыкальный центр, мультимедийный комплекс, микшер и микрофоны.

Специальной подготовки перед посещением программы участникам не требуется.

Временные рамки

Краткосрочная досуговая программа рассчитана на три месяца реализации (по одному мероприятию в месяц). Каждая программа длится 60 минут.

При востребованности определённой темы, отвечающей содержанию, каждая из трёх составляющих программы может реализовываться самостоятельно и проводиться разово, длительностью 60 минут.

Сроки проведения

В течении учебного года, 1 раз в 3 месяца.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

  • Сформируется позитивная позиция по отношению к профессиям военнослужащего, космонавта, моряка.
  • Совершенствуется умение сотрудничества в команде.
  • Знакомство и опыт простых приёмов поиска информации.
  • Получат опыт демонстрации своих знаний.

Получат опыт преодоления конфликтных ситуаций.

Реквизит

Музыкальные произведения, а также наборы игровых заданий приведены и описаны в сценариях программы.

Для реализации досуговой программы «Школа юного разведчика» необходимо:

  • Костюм «Командир школы юных разведчиков» (Рубашка, военный китель, брюки, фуражка или комбинезон маскировочной расцветки, фуражка)
  • Костюм «Весёлый коротышка - Пончик» (Цветная рубашка, брюки, бабочка, кепка, связка баранок)
  • CD диск с подборкой музыкальных произведений военной тематики (Музыкальные композиции приведены и описаны в сценарии программы)
  • Музыкальный центр
  • Набор заданий «Школа юного разведчика» (Приведён и описан в сценарии программы)
  • Два стола
  • Маскировочная сетка для декорации зала

Для реализации досуговой программы «Школа юного моряка» необходимо:

  • Костюм «Старший помощник капитана - Старпом» (Тельняшка, китель, брюки, фуражка)
  • Костюм «Повар - Кок» (Тельняшка, брюки, фартук, поварской колпак)
  • Игровой мультимедийный материал «Школа юного моряка» (Презентация с игровыми заданиями и комментариями)
  • Мультимедийный комплекс (Ноутбук + телевизор или ноутбук + проектор + экран + звуковая система)
  • CD диск с подборкой музыкальных произведений морской тематики (Музыкальные композиции приведены и описаны в сценарии программы)
  • Штурвал
  • Набор заданий «Школа юного моряка» (Приведён и описан в сценарии программы)
  • Два стола
  • Флажки для декорации зала

Для реализации досуговой программы «Школа юного космонавта» необходимо:

  • Костюм «Инструктор школы по подготовке будущих космонавтов» (Скафандр, шлем, космоботинки)
  • Игровой мультимедийный материал «Школа юного космонавта» (Презентация с игровыми заданиями и комментариями)
  • Мультимедийный комплекс (Ноутбук + проектор + стена, затянутая белой тканью превращённая в экран или экран + звуковая система + микшер + микрофон)
  • CD диск с подборкой музыкальных произведений космической тематики (Музыкальные композиции приведены и описаны в сценарии программы)
  • Набор заданий «Школа юного космонавта» (Приведён и описан в сценарии программы)
  • Два стола
  • Затемнение зала + прожектора + звёзды, светящиеся в темноте для оформления зала

Методические рекомендации

Методика проведения краткосрочной досуговой программы видна из последовательного описания сценария. Особенным аспектом при реализации является рекомендация (исходя из опыта реализации) блок контроля результативности и рефлексии проводить в контексте самой досуговой программы.


Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дворец творчества детей и молодежи

Колпинского района Санкт-Петербурга

Досуговая программа

«Школа юного разведчика»

Пояснительная записка

Краткое тематическое содержание: Ребята вместе с Пончиком попадают в школу юного разведчика. В процессе выполнения игровых заданий под руководством командира им предстоит проявить дисциплину, ловкость, меткость, смекалку, умение работать в команде и д.т.

Цель: Создание условий для формирования универсальных познавательных коммуникационных учебных действий, через знакомство в игровой форме с элементами профессии военнослужащего.

Задачи:

  1. Создание условий для популяризации профессии военнослужащего.
  2. Создание условий для развития гражданской идентичности.
  3. Способствовать развитию умения разрешения конфликтов в команде.
  4. Способствовать развитию чувства верности своей стране и солидарности с её народом, гордости за своё Отечество, где гражданин родился и воспитывался, готовности к служению Отечеству.

Область применения:

Данная программа может быть использована в организации внеурочной деятельности по направлению социальное развитие и может быть использована в системе дополнительного образования в контексте воспитательной системы.

Основы реализации программы:

Системно-деятельностный подход.

Формы реализации:

Форма – игра.

Методы и приёмы реализации:

  1. Методы активного обучения
  2. Театрализация

Возрастная группа: дети 7-8 лет

Действующие лица и их характерные особенности:

Командир- действующий военнослужащий РФ, дисциплинированный, требовательный, смелый, решительный, волевой, является лидером.

Пончик- Рассеянный, весёлый, ленивый, любитель вкусно поесть, мечтатель.

Ожидаемые результаты:

  1. Сформируется позитивная позиция по отношению к профессии военного.
  2. Получат опыт преодоления конфликтных ситуаций.
  3. Осознание и укрепление чувства патриотизма.

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дворец творчества детей и молодежи

Колпинского района Санкт-Петербурга

Досуговая программа

«Школа юного моряка»

Пояснительная записка

Краткое тематическое содержание: Дети попадают на корабль. Знакомятся с главными героями. Отправляются в увлекательное путешествие и преодолевают трудности. Знакомятся с основными морскими командами, терминами, видами кораблей расшифровывают сообщения, переданные с помощью азбуки Морзе, а также осваивают принцип швартовки корабля с помощью морских узлов и т.п.

Цель: Создание условий для формирования универсальных познавательных коммуникационных учебных действий.

 Задачи:

  1. Формирование интереса к профессии моряка и службе в ВМФ РФ.
  2. Способствовать развитию сотрудничества.
  3. Способствовать развитию умения разрешения конфликтов в команде.
  4. Способствовать развитию умения рассуждать.
  5. Способствовать развитию умений находить информацию в специально созданной игровой ситуации.

Область применения:

Данная программа может быть использована в организации внеурочной деятельности по направлению социальное развитие и может быть использована в системе дополнительного образования в контексте воспитательной системы.

Основы реализации программы:

Системно-деятельностный подход.

Формы и методы реализации:

Форма - игра – путешествие.

Методы:

  1. Методы активного обучения
  2. Метод интерактивной художественной иллюстрации (использование ЭОРов)
  3. Метод театрализации

Возрастная группа: дети 7-8 лет

Действующие лица и их характерные особенности:

Старпом- матрос, заменяющий капитана корабля, находчивый, неунывающий.

Кок – повар на корабле, всесторонне развитая личность; кроме рецептов, разбирается в Азбуке Морзе и других морских премудростях, добр и улыбчив.

Ожидаемые результаты:

  1. Сформируется позитивное отношение к профессии моряка.
  2. Совершенствуется умение сотрудничать.
  3. Получат опыт преодоления конфликтных ситуаций.
  4. Знакомство и практика простых приёмов поиска информации.

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дворец творчества детей и молодежи

Колпинского района Санкт-Петербурга

Досуговая программа

«Школа юного космонавта»

Пояснительная записка

Краткое тематическое содержание: Ребята попадают на секретную базу по подготовке будущих космонавтов. Проходя испытания и выполняя задания, ребята узнают много нового не только о космонавтах, но и о космосе.

Цель: Создание условий для формирования универсальных познавательных коммуникационных учебных действий, через знакомство в игровой форме с элементами профессии военнослужащего.

 Задачи:

  1. Формирование интереса к профессии космонавта и темы космоса.
  2. Создание условий для популяризации профессии космонавта и космических войск РФ.
  3. Создание условий для развития гражданской идентичности.
  4. Способствовать развитию умения рассуждать.
  5. Способствовать развитию умений находить информацию в специально созданной игровой ситуации.

Область применения: Данная программа может быть использована в организации внеурочной деятельности по направлению социальное развитие и может быть использована в системе дополнительного образования в контексте воспитательной системы.

Основы реализации программы:

Системно-деятельностный подход

Формы и методы реализации:

Игра. эстафета, викторина

Методы:

  1. Методы активного обучения
  2. Метод интерактивной художественной иллюстрации

(использование ЭОРов)

  1. Метод театрализации.

Возрастная группа: дети 7-8 лет

Действующие лица и их характерные особенности:

Косма- инструктор школы по подготовке будущих космонавтов: весёлый, сообразительный, любитель фантазировать и изобретать.

Компа –новая специальная модель говорящего компьютера для базы школы юного космонавта: чуткая, внимательная, не дающая сбоев.

Ожидаемые результаты:

1. Сформируется позитивное отношение к профессии космонавта

2.Совершенствуется умение сотрудничать при работе в команде.

3. Получат   опыт демонстраций своих знаний

Список использованной литературы

  1. Агапова, И.А. Патриотическое воспитание в школе / И.А.Агапова, М.А.Давыдова. – М.: Айрис-пресс, 2002. -224 с.: ил.; 22 см. – (Внимание: дети!).
  2. Аронов, А.А. Воспитывать патриотов: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. -175 с.; 21 см.
  3. Борисов, Н.В. Патриоты Отечества. –М.: Знание, 1988. -63, (I) с.; 20 см. – (Новое в жизни, науке, технике. Защита Отечества; 8/1988).
  4. Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова. – СПб.: Каро, 2004. – 221 с.
  5. Военно-патриотическое воспитание в школе: сборник мероприятий к празднованию дня Победы сценарии торж. линеек, вечеров, литер. - муз. композиций, кл. часов, военно-спорт. игр / сост. М.В. Видякин и др. – Волгоград: Учитель, 2005. -303 с.; 21 см. – (Воспитание в школе).
  6. Воронова, Е.А. Воспитатель патриота: программы, мероприятия, игры / Е.А.Воронова. – изд. 2-е.; перераб. и доп. –Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 282 с.; 21 см. – (Сердце отдаю людям).
  7. Горелик, Ф.Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение: кн. для учителя: из опыта работы / Ф.Б.Горелик. – М.: Просвещение, 1986. – 207, [1] с.; 21 см.
  8. Дмитриев В. «Как стать капитаном» - о профессии судоводителя, каковы условия жизни и работы на промысловых и транспортных судах, какими качествами должен обладать капитан рыболовного судна, как учатся и живут курсанты морских училищ. (Ст)
  9. Как научить детей любить Родину: пособие для реализации гос. прогр. «Патриот. воспит. граждан РФ на 2001-2005 годы» / авт.-сост.: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина и др.- 3-е изд.; испр. и доп. –М.: АРКТИ, 2005. -166, [1] c.; 21 см. – (Развитие и воспитание дошкольника).
  10. Квятковский И. «Ты хочешь быть моряком?» - книга о морских профессиях (капитан, радист, механик) - какими они были раньше и какими стали теперь; об истории создания судов от первых парусников до современных океанских лайнеров. Автор книги - профессиональный моряк, вице-адмирал, директор Российского государственного военного историко-культурного центра. (Ср)
  11. Марек Корейво. На космическом корабле 1968 г.
  12. Овчинникова, И. Г. «Будь гражданин!». Факторы риска / И.Г.Овчинникова, И.В.Бестужев-Лада. – М.: Знание, 1989. -192 с.: ил.; 17 см. – (Нар. ун-т. Пед.фак.)
  13. Полищук, И.А. Диагностика гражданско-патриотического воспитания школьников / И.А.Полищук // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 1. - С. 146-148.
  14. Шакаров, С.Ф. Уроки для будущего воина / С.Ф.Шакаров. – Минск: Нар. асвета, 1990. -110, [2] c.; 20 см.
  15. Информационно-исследовательский проект «Удивительный космос», http://festival.1september.ru/articles/614813/
  16. Путешествуем по солнечной системе. Celestia, http://www.youtube.com/watch?v=MKvs3LMeRgA


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа гражданско-патриотического воспитания Россия - наш дом

Программа гражданско-патриотического воспитания «Россия – наш дом»  разработана для ученического коллектива отдельно взятой школы с 1 по 9 классы...

Рабочая программа гражданско-патриотического направления по воспитательной работе

Данная рабочая программа во воспитательной работе состоит из пояснительной записки, описания направлений и плана воспитательной работы....

Программа гражданско-патриотического воспитания «Школа гражданского мужества гимназистов «СЛАВИЯ»

Воспитательная программа гражданско-патриотического клуба "СЛАВИЯ"...

Рабочая программа гражданско-патриотического направления по воспитательной работе для учащихся начальной школы

Название проекта: Защитники ОтечестваКраткая характеристика проекта: проект направлен на патриотическое воспитание младших школьниковНаправление воспитания.6 формировать в детях любовь к родине...

Программа гражданско-патриотической направленности "Я - гражданин России"

Школа является центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей.Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя ...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию обучающихся Развлекательно - познавательная программа для учащихся 3-х классов «Вперёд, мальчишки»

Цели:познакомить обучающихся с историей возникновения праздника и поздравить будущих защитников Отечества.Задачи: расширить кругозор учащихся;способствовать формированию чувства патриотизма;развивать ...

Рабочая программа гражданско-патриотического направления по воспитательной работе (цели, задачи, основные направления и принципы деятельности классного руководителя)

Основа моей воспитательной  работы - творческие дела, которые доставляют удовольствие детям, развивают ум и душу ребенка, учат  любить родителей, семью, школу, друг друга, природу, животных,...