программа внеурочной деятельность "Сундучок творчества"
календарно-тематическое планирование на тему
Эта программа предполагает декоративное творчество, котоорое является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Декоративное творчество способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов». Курс по внеурочной деятельности разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Данный курс внеурочной деятельности , общекультурного направления «Сундучок творчества» составлен учителем начальных классов Кравченко Натальей Георгиевной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kravchenko_sunduchok_tvorchestva.doc | 265.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №131 г.Карталы
Утверждаю» Рассмотрено и принято
Директор школы № 131 на педагогическом совете
______И.С.Теплякова Пр. № _______от________
КУРС ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Сундучок творчества»
Направление – общекультурное
Возраст- 7-10 лет
Срок реализации – 4 года
Составил – Кравченко Наталья Георгиевна
г. Карталы
Пояснительная записка.
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Декоративное творчество способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов». Курс по внеурочной деятельности разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Данный курс внеурочной деятельности , общекультурного направления «Сундучок творчества» составлен учителем начальных классов Кравченко Натальей Георгиевной.
Цели программы:
-Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.
-Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
Задачи:
-Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.
-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством.
-Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
-Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.
- Приобщать школьников к народному искусству;
-Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
-Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
-Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Общая характеристика предмета.
Содержание программы «Сундучок творчества» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства. В программу включены следующие направления декоративно – прикладного творчества: работа с природным материалом, лепка, бумагопластика, вышивка, изготовление кукол, бисероплетение, макраме. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.
Программа способствует:
-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
-формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;
-освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
-обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
-знакомству с историей пластилина, бумагопластики, и изготовления кукол, народными традициями в данных областях.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого– педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Планируемые результаты
Освоение детьми программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению декоративно – прикладное искусство «Сундучок творчества» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Курс внеурочной деятельности обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных и метапредметных результатов.
Личностные результаты
- учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования ;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
Познавательные
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
Младшие школьники получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.
Коммуникативные
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
Младшие школьники получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Содержание курса «Сундучок творчества»
Первый год обучения (69 ч.)
Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, бумага и картон, бисер и проволока и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства, изготовление простейших декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.
1.Введение: правила техники безопасности -1ч.
2.Экскурсия-1ч
3.Работа с природным материалом – 6 часов.
4.Лепка -11ч.
5.Макраме -11 часов.
6.Бисероплетение -11 часов.
7.Вышивка – 7 часов.
8.Бумагопластика- 11 часов.
9.Изготовление кукол - 10 часов.
Второй год обучения (70 часов).
1. Введение: правила техники безопасности – 1 час.
2. Работа с природным материалом-7 часов.
3. Лепка – 9 часов .
4.Макраме- 11 часов.
5.Бисероплетение - 11 часов.
6.Вышивка-11 часов.
7.Бумагопластика - 9 часов.
8.Изготовление кукол-11 часов.
Третий - четвертый год обучения (35 часов).
На третий год обучения, учащиеся закрепляют свои умения на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении подбирать доступные в обработке материалы и технологические приемы для изделий в соответствии с поставленной задачей.
Введение: правила техники безопасности-1ч.
Работа с природным материалом- 3 часа.
Лепка – 5 часов.
Макраме – 5 часов.
Бисероплетения – 5 часов.
Вышивка – 5 часов.
Бумагопластики – 3 часов.
Изготовление кукол – 8 часов.
Тематическое планирование
занятий по курсу «Сундучок творчества»
1 год обучения. (2 часа в неделю)
№ | Темы занятий | Основные виды учебной деятельности |
1. | Вводное занятие. Правила техники безопасности. | Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности. |
2. | Экскурсия. Сбор материала. Способы засушивания листьев. | Экскурсия . Сбор листьев, веточек, камней. Теория. Закрепление знаний о размере, форме, цвете.Что на что похоже? Сравниваем собранный материал с насекомыми. Практическая часть: расписываем камни как насекомых, выдуманных и настоящих. Симметрия и асимметрия. |
Работа с природным материалом – 6 часов | ||
3 | Что на что похоже? Роспись по камню. | Практическая часть: выполнение аппликации из сухих листьев , веточек. Используем наблюдения за насекомыми и растениями, знания о размерах и формах. Сравниваем обе аппликации. Понятия: цвет, тон. Теория. Закрепление знаний о цвете , тоне. Практическое занятие. Использование наблюдений в работе с красками. Рисование : осеннего неба, леса, листвы. Панно « Осень красавица» Практическая часть: выполнение аппликации на тему «Ковер осенних листьев под ногами». Учимся работать в коллективе. |
4-5 | Симметрия и асимметрия. Аппликация из сухих листьев.«Бабочка» , «Цветок». | |
6 | Понятия: цвет, тон. Работа с красками. Рисунок на тему «Краски осени». | |
7-8 | Понятия: Размер, форма. Панно « Осень красавица» Коллективная работа. | |
Лепка-11 часов | ||
9 | Вводное занятие. «Путешествие в Пластилинию». | Вводное занятие «Путешествие в Пластилинию». Теория: Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином. |
10 | Плоскостное изображение. « Волшебные рыбки». | Плоскостное изображение. «Волшебные рыбки». Теория Особенности построения композиции подводного мира. Практическая часть. Создание сюжета о подводном мире, используя технику пластилинографии. Совершенствовать технические и изобразительные навыки и умения. |
11 | Рисуем пластилином «Цветы для мамы» | Рисуем пластилином. Панно « Цветы для мамы». Практическая часть. Показать прием «вливания одного цвета в другой». |
12-13. | Знакомство со средствами выразительности.«Червячок в яблочке», «Кактус в горшке». | Знакомство со средствами выразительности. «Червячок в яблочке», «Кактус в горшке». Теория Создание выразительного образа посредством объема и цвета. Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах (раскатывание.) Практическая часть. Сплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых объектах. Практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. |
14-15. | «Натюрморт из чайной посуды» -лепим с натуры. | «Натюрморт из чайной посуды» Теория Композиция и цвет в расположении элементов на поверхности. Практическая часть. Соединение частей изделия, путем сглаживания мест скрепления. |
16. | «Мой друг…» лепим домашнего любимца. | «Мой друг…» лепим домашнего любимца. Теория : Создание сюжета в объеме. Практическая часть. Создание фигурки животного из отдельных деталей, с использованием имеющихся навыков работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание. |
17-18-19. | Коллективная работа «На лесной полянке» , «В школе на празднике», | Коллективная работа . Практическая часть. Лепим фигуру человека. Создание композиции : «На лесной полянке», «В школе на празднике». Работа в группах. |
Макраме – 11 часов | ||
20-21 | Макраме. История узелкового плетения. Используемые нити, инструменты, приспособления. | 14. Макраме. Теория: история узелкового плетения. Знакомство с материалами , инструментами , приспособлениями используемыми для работы. |
22-23-24 | Изучаем : -« правосторонний узел» -«левосторонний узел». Выплетаем браслет «Змейка». | 15. «Правосторонний» и «Левосторонний» узел. Практическая часть: выполнение образцов. Закрепление навыков плетения браслет «Змейка». |
23-26-27 | «Квадратный узел». Панно «Веселые человечки»-коллективная работа. | «Квадратный узел» или узел « Макраме». Практическая часть: выполнение образца узла «макраме» . Создание панно «Веселые человечки», из выполненных образцов . |
28-29 | «Кулон». Изготовление кулона по собственной фантазии . | « Кулон» . Теория: знакомство с понятиями : фурнитура, бижутерия. Практическая часть: Изготовление кулона по собственному эскизу. |
30 | Выставка работ. | Выставка работ. Практическая часть : оформление выставки. |
Бисероплетение – 11 часов | ||
31 | История стеклянной бусины. Материалы и инструменты. Подготовка к работе. | История стеклянной бусины. Материалы и инструменты. Теория: знакомство и историей бисероплетения. Правила ТБ. |
32-33 | Цвет и свет . Аппликация « Гроздь рябины», «Волшебный кристалл» | Цвет и свет. Аппликация «Гроздь рябины» , «Волшебный кристалл». Теория: Изучение понятий: цвет, свет. Практическая часть: выполнение аппликации , используя цветной и прозрачный бисер. |
34-35. | Геометрический орнамент. Аппликация из бисера и стекляруса. Самостоятельная работа. | Геометрический орнамент. Теория: понимание разных форм и размеров. Практическая часть: составление разных геометрических орнаментов и узоров. |
36-37. | Украшение для броши или булавки «Стрекоза». Знакомство с основными технологическими приемами низания на проволоку. | Украшение для броши или булавки «Стрекоза» Теория: Знакомство с основными технологическими приемами низания на проволоку. Практическая часть: выполнение броши . |
38-39. | Понятия : размер, форма. Панно «Мой дом», «Мой двор». | Понятия: размер, форма. Панно « Мой дом», «Мой двор». Практическая часть: контурные миниатюры: домик, дерево, забор, цветок, девочка, птичка и т.д. Закрепление отдельных заготовок на основе. |
40. | Низание на нитку (резинку) . Браслет, колечко на фантазию школьника. | Низание на нитку (резинку). Практическая часть: изготовление браслета, колечка. |
41. | Низание на две иглы. «Браслет Дружбы» | Низание на две иглы. Теория: Сочетание цветов. Практическая часть: Выплетаем браслет « Дружба». |
Вышивка 7ч | ||
42. | Вышивка в народном творчестве. История вышивки.. Материалы, инструменты. | Вышивка в народном творчестве. История вышивки. Материалы, инструменты. Теория: Знакомство с историей народного творчества. Правила ТБ при выполнении ручных работ. Практическая часть: Просмотр работ в кабинете домоводства. |
43-44-45-46. | Народные орнаменты, узоры. Подбор рисунка, зарисовка. « Ромашка», «Незабудка», « Колокольчик». | 27. Народные орнаменты, узоры. Практическая часть: Зарисовка орнамента, самостоятельное составление узора для своей работы. Для изделия предлагается использовать простые цветочные композиции «Ромашка», « Незабудка». « Колокольчик». |
47. | Перевод рисунка на ткань. Понятия: длинна, ширина. Подбор лент , для вышивки. | 28. Перевод рисунка на ткань. Теория: знакомство со способами перевода рисунка на ткань. Практическая часть: Изучение на практике свойств атласных и капроновых лент, определение необходимой ширины и длинны ленты. |
48. | Работа над изделием. Выщиваем -стебелек -листочки - цветочки | 29. Работа над изделием. Практическая часть: выполнение вышивки. |
Бумагопластика 11ч. | ||
49 | Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги». «Волшебные комочки». | Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги «Волшебные комочки» Теория: История возникновения и развития бумагопластики. Сведения о материалах , инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с использованием мятой бумаги. Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по ТБ. |
50-51 | Аппликация «Чудо дерево» | Аппликация «Чудо дерево». Теория: последовательность изготовления работы с использованием аппликации и кусочков мятой бумаги. Практическая часть: выполнение работ |
52-53. | Аппликация «Фрукты». Понятие : свет и тень. | Аппликация «Фрукты» Теория: знакомство с понятиями : цвет, тень. Практическая часть: выполнение работы с использованием аппликации и кусочков мятой бумаги. |
54 | Орнамент в полосе . Изготовление закладки для книг. | Орнамент в полосе. Теория: орнамент расположенный в полосе. Цветовые сочетания. Практическая часть: выполнение закладки для книг с использованием аппликации . |
55-56-57-58-59 | Панно « Времена года» -«Зима» -«Весна» -«Лето» -«Осень» | Панно «Времена года» Теория: понятия о цветовых сочетаниях соответствующих временам года. Практическая работа : работаем в группе , создание панно «Времена года». |
Изготовление кукол – 10 часов | ||
60 | Вводное занятие. История куклы. | Вводное занятие. Теория: История куклы. Игровые и обереговые куклы. |
61-62-63 | « Ой ребята и подружки Пропоем мы вам частушки…» Народный костюм. Куклы-раскраски. | «Ой ребята и подружки Пропоем мы вам частушки…» Теория: знакомство с народным костюмом, используемые цвета и материалы. Практическая часть :закрепление полученных знаний, раскрашиваем кукол в народных костюмах. |
64-65-66. | Аппликация из ткани «Узорчатые кармашки.», «Платочек для Аленки» | Аппликация из ткани «Узорчатые кармашки», «Платочек для Аленки» Теория: Формирование композиционных навыков. Практическая часть: Навыки работы с тканью. Выполнение макета платка , узорного кармашка. |
67-68 | Кукла –оберег. Традиции родного края» -кукла «Пеленашка» -кукла «Капустка» | Кукла - оберег . Теория: Бубушкины уроки или как самим сделать народную куклу. Практическая часть: изготовление куклы – оберега «Колокольчик», «Пеленашка», «Капустка». |
69. | Выставка-презентация. Итоговое занятие. | Итоговое занятие. Выставка – ярмарка. |
Тематическое планирование
занятий по программе «Сундучок творчества»
2 год обучения. (2 часа в неделю)
№ | Название темы занятий | Основные виды учебной деятельности |
1. | Вводное занятие. Правила техники безопасности. | 1.Вводное занятие. Декоративно-прикладное искусство в интерьере. Основные декоративные элементы интерьера. Правила техники безопасности. ППБ. |
Работа с природным материалом – 7 часов. | ||
2. | Что такое флористика? Листья, цветы ... А что еще ? | Что такое флористика? Листья, цветы… А что еще? Теория: знакомство с понятием флористика, заготовка и хранение листьев, цветов, семян. Практическая часть: сбор природного материала. |
3-4 | Понятия: пейзаж, перспектива, наплавление. Аппликация из листьев. Композиция : -« По лесной тропинке» -«Осенний ветер» | Понятия: пейзаж, перспектива, направление. Теория: особенности построения композиции. Практическая часть: выполнение аппликации на тему «По лесной тропинке», «Парковая аллея», «Осенний ветер» . Применение знаний о перспективе. |
5-6 | Что такое витраж? Аппликация из кусочков листьев, яичной скорлупы, используем гуашь. | Что такое витраж? Практическая часть: аппликация из кусочков листьев. При выполнение работы используем как природный материал. Так и краски, гуашь. Применяем знания о тени и свете . |
7-8 | Коллаж на свободную тему: «Мой котенок», «Дом в котором я живу». Зима за окном» .С использованием : клея ПВА, круп (разных цветов и оттенков), тополиного пуха, мелких семян . | Коллаж на свободную тему. Практическая работа: Техника коллаж из мелких зерен, семян. |
Лепка – 9 часов. | ||
9-10 | Полуобъемное изображение на плоскости. «Мультипликационные герои» | Полуобъёмное изображение на плоскости. Практическая часть: Целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливание деталей к основе. Примазывание. Приглаживание границ соединения отдельных частей. |
11. | Жанр изобразительного искусства - натюрморт. «Осенний натюрморт» | Жанр изобразительного искусства – натюрморт. Теория: понятие-натюрморт . Красота обычных предметов .Натюрморты периода барокко. Практическая часть: композиция «Осенний натюрморт» . Выполнение настенной тарелки с фруктами. |
12-13 | Жанр изобразительного искусства – портрет. «Веселый клоун» | Жанр изобразительного искусства –портрет. Теория понятие – портрет, выражение лица. Практическая часть: лепим клоуна, делаем акцент на выражении лица . |
14-15 | Жанр изобразительного искусства – пейзаж. «Цветение лотоса» | Жанр изобразительного искусства- пейзаж. Теория: понятие- пейзаж. Увидим красоту природы через цветы. Практическая часть: Выполнение композиции « Цветение лотоса», с использованием техники –смешивания. |
16-17 | Оформление народной игрушки в технике пластилинография.«Матрешка» | Оформление народной игрушки в технике пластилинография. Теория: знакомство с разнообразием народной игрушки, яркость красок, сочетание цветов в росписи матрешки. Практическая часть: Оформление макета матрешки, предложенные макеты разных размеров и цветов. С использованием имеющихся навыков работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание. |
Макраме – 11 часов. | ||
18 | Макраме. Знакомство с изделиями в технике макраме. | Макраме. Знакомство с изделиями в технике «Макраме». Теория: Экскурсия по кабинету «Домоводства» знакомство с работами выполненными в технике макраме. |
19 20 21 22 23 | Основные и вспомогательные узлы. Выплетаем образцы разных цветов и разной длинны. Коллективная работа : панно « Мы его слепили из того что было» | Основные и вспомогательные узлы. Практическая часть: изготовление, плетение образцов узловых цепочек . Из полученных «образцов-хвостиков» делаем разные фигурки: цветок, облачко змейка и т.д., составляем сюжетную композицию, закрепляя на общей основе . Коллективная работа: панно «Мы его слепили из того что было» |
24 25 | Рамка из нитей. | Рамка из нитей. Теория: знакомство с понятием – рама, рамка. Знакомство с разнообразием форм , декоративных рамок. Практическая работа: Используя полученные навыки выплетаем рамку для маленького панно, зеркальца, фото. |
26 27 | Брошь : «Черепашка», «Бабочка». | Брошь: «Черепашка», «Бабочка» Практическая работа: изготовление фигурки насекомого .Самостоятельная работа. Использование фурнитуры. |
28 | Выставка работ. | Выставка работ. |
Бисероплетение – 11 часов. | ||
29 | Параллельное низание на проволоке. Плоские фигурки животных, насекомых. | Параллельное низание на проволоке. Теория : Правила работы с бисером. Материалы и инструменты. Сказки о животных. Практическая часть: Работа группой или по два – три человека. Согласно выбранному сюжету изготавливаются фигурки животных и насекомых, Используя технику –параллельное низание. На основе закрепляются все герои сказки, при помощи проволоки. Изделие дорабатывается аппликацией из цветной бумаги. |
30 31 32 | Вышивка бисером и пайетками. « Снежная сказка» , « Ночное небо» | Вышивка бисером и пайетками. Теория: Сравнение природной и искусственной красоты: ночное небо , снежинки. Знакомство с разнообразием видов бисера, пайеток, стразов, стекляруса. Практическая часть: Способы пришивания пайеток. Картина «Ночное небо», « Снежная сказка». |
33 34 | Цветы нашего края. Подробная зарисовка. | Цветы нашего края. Теория: Изучение цветов растущих в дикой природе, и на домашних клумбах. Практическая часть: Подробная зарисовка цветов и их отдельных лепестков, листочков, стебельков. |
35 36 37 38 39 | Миниатюра из бисера « Букет фиалок» | Миниатюра «Букет фиалок». Практическая часть: изготовление миниатюрного букета « Фиалки», « Незабудки», «Ромашки». |
Вышивка – 11 часов. | ||
40 | Вышивка атласными и капроновыми лентами. | 20.Вышивка атласными и капроновыми лентами. Теория : Увидим красоту природы через цвета радуги. Знакомство с разнообразием лент. Понятия: ширина, длинна, цвет, свет. Игра «Ниточка и иголочка». |
41 | Проект картины « Розы», «Маки», «Букет для мамы» Выполняем эскиз .Работа с красками. | 21.Проект картины «Розы», «Маки». Теория: Цветочный дизайн. Как подобрать вазу к букету. Понятие- эскиз. Практическая часть: Рисуем эскиз «Ваза с цветами». Работа с красками. |
42 | Перевод рисунка на ткань. Понятия: размер , объем, полуобъем. | 22.Перевод рисунка на ткань. Практическая часть: перевод рисунка на ткань используя капирку. |
43 44 45 46 47 48 49 | Работа над изделием «Раз стежок, два стежок» | Работа над изделием « Раз стежок, два стежок» Практическая часть: вышивание букета, соответствие эскиза и выполняемой работы. |
50 | Выставка работ ,чаепитие. | Выставка работ .Чаепитие. |
51 | Оригами . История. Технология работы с бумагой. Материалы, инструменты. | Оригами. История. Технология работы с бумагой. Теория: понятие: оригами, бумагопластика. История оригами. Материалы и инструменты. |
52 53 54 | Цветы из бумаги. | Цветы из бумаги. Практическая часть: Изготовление цветов в технике –оригами. |
55 56 57 58 | «Сказка оригами» изготовление кукол для театра оригами. | «Сказка оригами» изготовление кукол для театра оригами. Теория : Понятие- домашний театр. Сказки народов мира: китайские сказки. Практическая часть: Складывание бумажных кукол . По сюжету выбранной сказки. |
59 | Представление – выставка. | Представление-выставка. Кукольный спектакль. |
Изготовление кукол – 11 часов. | ||
60 | Народная кукла. Русские обряды и традиции. | 29. Народная кукла. Русские обряды и традиции. Теория: Классификация кукол. Их роль и место в обрядах и традициях. Практическая часть: Технология изготовления бесшовных кукол: «Кукла на счастье», «Веснянка», «Утешница». Разбор последовательности работы по инструкционным картам. |
61 62 63 | Кукла – актер. Аппликация из цветной бумаги. Изучаем понятие : движение. | Кукла –актер. Аппликация из цветной бумаги. Теория: изучаем понятие движение. Практическая часть: Создание героев сказки «Теремок». Цветовое решение |
64 65 | Сувениры в нашем доме. Из чего ? для чего? Проект сувенирной куклы « Домовенок» | Сувениры в нашем доме. Из чего? Для чего? Теория: сувенир как субъект культуры и истории.Традиционные материалы и инструменты. Практическая часть: «Домовёнок». Последовательность выполнения работы по инструкционной карте. |
66 67 68 69 | Сувенирная кукла « Домовенок | Сувенирная кукла «Домовёнок». Практическая часть: Изготовление игрушки. |
70 | Итоговая годовая выставка . | Выставка- презентация. Итоговое занятие |
Тематическое планирование
занятий по курсу «Волшебный сундучок»
3 год обучения (1 час в неделю)
№ | Название темы занятий | Основные виды учебной деятельности |
1. | Вводное занятие. Правила техники безопасности. | 1.Вводное занятие. Декоративно-прикладное искусство в интерьере. Основные декоративные элементы интерьера. Правила техники безопасности. ППБ. |
Работа с природным материалом- 4 часа. | ||
2. | Изделия из природных материалов в нашей жизни. | Изделия из природных материалов в нашей жизни. Теория : Использование природных материалов в повседневной жизни : плюсы и минусы. Заготовка и хранение природных материалов. Теория: Способы сохранения: листьев, семян, семечек, косточек, ракушек, коры. Практическая часть : сбор и сортировка. |
3. | Аппликация из семян, колосков «Жар- птица». | Аппликация из семян, колосков «Жар-птица». Практическая часть: Выполнение эскиза по мотивам русских сказок. Изготовление аппликации из природного материала. |
4-5 | Народная кукла из соломы или лыка. Панно « Шла девица», Троицкий хоровод» | Народная кукла из соломы или лыка. Теория: Приобщение к народным промыслам, закрепление знаний о народных традициях. Хоровод – как традиция русского народа. Практическая часть: Изготовление куклы «девица». Оформление панно (коллективная работа) « Шла девица» или «Троицкий хоровод». |
Лепка – 5часов. | ||
6. | Соленое тесто. Материалы, инструменты, приспособления. | Соленое тесто. Теория: Материалы, инструменты и приспособления. Состав теста для лепки. |
7. | Мелкие детали -завитки-спирали. | Мелкие детали-завитки - спирали. Практическая часть: работа с формочками для лепки. Изготовление мелких завитков. |
8 | Керамическая посуда. Лепка декоративной тарелки . | Керамическая посуда. Теория: Керамическая посуда. Изготовление и роспись. Практическая часть: Лепка декоративной тарелки. Выбор формы. Роспись. Цветовое решение. |
9 -10 | Декоративно – прикладное искусство в интерьере. Полуобьемное панно « У самовара» | Декоративно-прикладное искусство в интерьере. Теория: Русская изба. Чаепитие. Практическая часть: Выполнение эскиза. Изготовление композиции по инструкционной карте. |
Макраме – 5 часов. | ||
11. | Украшение в технике макраме. Модно во все времена. | Украшение в технике макраме, модно во все времена. Теория: С чего начиналась история украшений, первые драгоценности. |
12. | Бисерный узел. Кулон «Черепашка» | Бисерный узел. Кулон «Черепашка» Практическая часть: изготовление кулона «Черепашка» |
13 | Способы крепления нитей на основу. | Способы крепления нитей на основу. Практическая часть: изучение и применение узлов для закрепления нитей на основе. |
14. | Плетение сетки на основе квадратного узла. «Совушка», «Собачка» | Плетение сетки на основе квадратного узла. Практическая часть: изготовление панно «Совушка», «Собачка». |
15 | Выставка работ. | Выставка работ. |
Бисероплетение – 5 часов. . | ||
16. | Низание сеток. С использованием ниток или лески. | Низание сеток. С использованием ниток или лески. Теория: Традиционные виды бисероплетения. Использование бисера в народном костюме. История бисероплетения. Практическая часть: Выполнение отдельных элементов. |
17. | Составление схемы. | Составление схемы. Теория: Различные способы низания из бисера « в две нити», « в крестик». |
18. | Пасхальное яйцо. Составление плана работы над изделием. | Пасхальное яйцо. Теория : составление плана работы над изделием – сувенир «Пасхальное яйцо». |
19-20 | Выполнение изделия « пасхальное яйцо». | Выполнение изделия. Практическая часть: Освоение приемов бисероплетения. Художественный образ изделия. |
Вышивка – 5 часов. | ||
20. | Вышивка – вид декоративно- прикладного искусства. | Вышивка вид декоративно-прикладного искусства. Теория: История народной вышивки . Виды вышивания. Способы вышивания. |
21. | Народная вышивка. Орнамент: растительный, геометрический. Работа с карандашами или красками. | Народная вышивка. Орнамент: растительный и геометрический. Практическая часть: Работа с карандашами или красками. Зарисовка народных орнаментов . |
22. | Простейшие швы. Выполнение образцов, изготовление «Закладки для книг» «Шов вперед иголку» «Тамбурный шов» «Гладьевый шов» Шов «козлик» | Простейшие швы. Выполнение образцов. Практическая часть: Выполнение образцов простейших швов для украшения закладки. «Шов вперед иголку», «Тамбурный шов», «Гладьевый шов», шов «Козлик». |
23. | Пришиваем пуговицы красиво!!! Панно «Птица», « Чудо дерево». Понятия: композиция, пространство, роспись по ткани. | Пришиваем пуговицы красиво!!! Панно «Птица», «Чудо дерево». Теория: Понятия: композиция, пространство, декорирование. Роспись по ткани. Практическая часть: совершенствуем умение пришивать пуговицы. Декоративное использование пуговиц. |
24. | Выставка работ . | Выставка работ. |
Бумагопластика – 3 часа. | ||
25. | Что такое квиллинг ? История возникновения. Инструменты, материалы, приспособления, | Что такое квиллинга? Теория: История возникновения. Инструменты, материалы, приспособления. |
26. | Основные фигуры. Изготовление образцов. | Основные фигуры. Изготовление образцов. Практическая часть: Показать основные формы и приемы квиллинга, торцевания. Развивать умение самостоятельно «включать» способ конструирования в процесс изготовления различных поделок. |
27. | Завивка и закругление. Панно «Бабочки», «Стрекозки», «Цветы». Выставка работ. | Завивка и закругление. Теория: активизировать воображение детей. Совершенствовать умение самостоятельно анализировать готовые поделки с точки зрения выделения общего способа их создания. Использование приема завивки, закругления с целью получения заданного образа. Практическая часть: « бабочки», «цветочки». Выставка работ. |
Изготовление кукол – 8 часов. | ||
28. | История тряпичной куклы. Игрушки разных времен и народов. | История тряпичной куклы. Игрушки разных времен и народов. Теория: Познакомить детей с историей деревенской тряпичной куклы. |
29. | Куклы в интерьере. Куклы- подушки. Куклы- тряпиенсы. Работа с красками. | Куклы в интерьере. Теория: виды интерьерных кукол: куклы- подушки, куклы- тряпиенсы. Практическая часть: зарисовка понравившихся кукол. |
30 | Проектирование куклы –брелка. | Проектирование куклы –брелка . Практическая часть: Проект. Выполнение эскиза для работы. |
31 32 33 34 | Изготовление мягкой игрушки : от проекта до набивки. | Изготовление мягкой игрушки от проекта до набивки. Работа над проектом. |
35 | Итоговая годовая выставка . | Итоговая годовая выставка. |
Календарно-тематическое планирование
занятий по курсу «Сундучок творчества»
4 год обучения (1 часа в неделю)
№ | Название темы занятий | Основные виды учебной деятельности |
1. | Вводное занятие. Правила техники безопасности. | Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности. |
Работа с природным материалом- 4 часов. | ||
2. | Изделия из природных материалов в нашей жизни. | Изделия из природных материалов в нашей жизни. Теория : Использование природных материалов в повседневной жизни : плюсы и минусы. |
3. | Заготовка и хранение материалов : высушивание семян, семечек, косточек, ракушек, коры, кожуры. | Заготовка и хранение природных материалов. Теория: Способы сохранения: листьев, семян, семечек, косточек, ракушек, коры. Практическая часть : сбор и сортировка. |
4. | Аппликация из семян, колосков «Панда». | Аппликация из семян, колосков «Панда». Практическая часть: Выполнение эскиза по мотивам русских сказок. Изготовление аппликации из природного материала. |
5. | Народная кукла из соломы или лыка. «Домовушки», «Берегиня». | Народная кукла из соломы или лыка. Теория: Приобщение к народным промыслам, закрепление знаний о народных традициях. Хоровод – как традиция русского народа. Практическая часть: Изготовление куклы «Домовушки», «Берегиня». |
Лепка – 5 часов. | ||
6. | Соленое тесто. Материалы, инструменты, приспособления. | Соленое тесто. Теория: Материалы, инструменты и приспособления. Состав теста для лепки. |
7. | Мелкие детали - завитки-спирали. | Мелкие детали-завитки - спирали. Практическая часть: работа с формочками для лепки. Изготовление мелких завитков. |
8. | Керамическая посуда. Лепка декоративной тарелки. | Керамическая посуда. Теория: Керамическая посуда. Изготовление и роспись. Практическая часть: Лепка декоративной тарелки. Выбор формы. Роспись. Цветовое решение. |
9- 10. | Декоративно – прикладное искусство в интерьере. Полуобьемное панно «Парусник» | Декоративно-прикладное искусство в интерьере. Теория: Виды кораблей. Парусник. Практическая часть: Выполнение эскиза. Изготовление композиции по инструкционной карте. |
Макраме – 5 часов. | ||
11. | Украшение в технике макраме. Модно во все времена. | Украшение в технике макраме, модно во все времена. Теория: С чего начиналась история украшений, первые драгоценности. |
12. | «Омут плетения». ( Плетение косичек в 3 пряди. Плетение цепочек узлами макраме). | Теория: Виды косичек макраме. Практическая часть: Плетение косичек в 3 пряди. Плетение цепочек узлами макраме. |
13. | Способы крепления нитей на основу. | Теория: Виды и способы крепления нитей на основу. Практическая часть: крепление нитей на основу. |
14. | Панно «Сова» | Теория: Что такое панно? Виды панно. Практическая часть: Плетение панно «Сова» |
15 | Выставка работ. | Выставка готовых работ |
Бисероплетение – 5 часов. | ||
15. | Низание сеток. С использованием ниток или лески. | Низание сеток. С использованием ниток или лески. Теория: Традиционные виды бисероплетения. Использование бисера в народном костюме. История бисероплетения. Практическая часть: Выполнение отдельных элементов. |
16. | Составление схемы. | Составление схемы. Теория: Различные способы низания из бисера « в две нити», « в крестик». Практическая часть: Низание в две нити,в крестик. |
17-18. | Сувенир «Собачка» | Сувенир «Собачка». Теория : составление плана работы над изделием – сувенир «Собачка». Выполнение изделия. Практическая часть: Освоение приемов бисероплетения. Художественный образ изделия. |
19. | Плетение комплекта украшений «Спираль». | Плетение комплекта «Спираль» Теория : составление плана работы над изделием – сувенир «Спираль». Выполнение изделия. Практическая часть: Освоение приемов бисероплетения. Художественный образ изделия. |
Вышивка – 5 часов. | ||
20. | Вышивка – вид декоративно- прикладного искусства. | Вышивка вид декоративно-прикладного искусства. Теория: История народной вышивки . Виды вышивания. Способы вышивания. |
21. | Народная вышивка. Орнамент: растительный, геометрический. | Орнамент: растительный, геометрический. |
22. | Простейшие швы. Выполнение образцов, изготовление «Закладки для книг» «Шов вперед иголку» «Тамбурный шов» «Гладьевый шов» Шов «козлик» | Простейшие швы. Выполнение образцов. Практическая часть: Выполнение образцов простейших швов для украшения закладки. «Шов вперед иголку», «Тамбурный шов», «Гладьевый шов», шов «Козлик». |
23. | Пришиваем пуговицы красиво!!! Детские брошки из пуговиц. Сердечко из пуговиц. « Чудо дерево». Понятия: композиция, пространство, роспись по ткани. | Пришиваем пуговицы красиво!!! Детские брошки из пуговиц. Сердечко из пуговиц. « Чудо дерево». Теория: Понятия: композиция, пространство, декорирование. Роспись по ткани. Практическая часть: совершенствуем умение пришивать пуговицы. Декоративное использование пуговиц. |
24. | Выставка работ . | Выставка работ. |
Бумагопластика – 3 часов. | ||
25. | Что такое квиллинг ? История возникновения. Инструменты , материалы, приспособления, | Что такое квиллинга? Теория: История возникновения. Инструменты, материалы, приспособления. |
26. | Основные фигуры. Изготовление образцов. | Основные фигуры. Изготовление образцов. Практическая часть: Показать основные формы и приемы квиллинга, торцевания. Развивать умение самостоятельно «включать» способ конструирования в процесс изготовления различных поделок. |
27. | Завивка и закругление. Панно «Весенний букет». | Панно «Весенний букет». Теория: Виды завивки, закруглений разными способами. Практическая часть: изготовление цветов Ромашка, лютик, гиацинт. |
Изготовление кукол – 8 часов. | ||
28. | История тряпичной куклы. Игрушки разных времен и народов. | История тряпичной куклы. Игрушки разных времен и народов. Теория: Познакомить детей с историей деревенской тряпичной куклы. |
293031 | Куклы в интерьере. Куклы- подушки. Куклы- тряпиенсы. Работа с красками. | Куклы в интерьере. Теория: виды интерьерных кукол: куклы- подушки, куклы- тряпиенсы. Практическая часть: зарисовка понравившихся кукол. |
32. | Проектирование куклы –брелка. | Проектирование куклы –брелка . Практическая часть: Проект. Выполнение эскиза для работы. |
33 34 | Изготовление мягкой игрушки : от проекта до набивки. | Изготовление мягкой игрушки от проекта до набивки. Работа над проектом. |
35 | Итоговая годовая выставка . | Выставка. |
Учебно-методическое обеспечение
1. Артамонова Е.В. «Бисер» Практическое руководство.
Издательство «Эксмо» Москва -2006.
2. Андреева И.А. «Рукоделие» Популярная энциклопедия.
Издательство «Советская энциклопедия» 1991.
3.Белова Н.Р., Кононович Т.П., Кочетова С.В., Неботова З.Л.
«Мягка игрушка» . Издательский дом «Рипол классик» 2002.
4.Голубева Наталья « Аппликации из природных материалов»
Издательство «Культура и традиции» Москва.
5. Кузьмина М. А. « Азбука плетения»
Издательство «Эксмо» Москва -2002.
6. Калинина Е.А. «Вышивка . От простого к сложному.»
Издательство « Лабиринт Пресс» 2002.
7.Кузнецова Л.А. «Технология» Ручной труд.
Издательство «Просвещение» Санкт-петербургский филиал 2012.
8.Лутцева Е.А. «Технология 3 класс»
Издательский центр «Вентана Граф» 2013.
9.Майорова И.Г. Романина В.И. «Уроки трудового обучения»
Издательство «Просвещение» 1974.
10. Маракаев О.А. « Первый букет» Увлекательная энциклопедия о цветах.
Издательство «Академия развития» Ярославль 1999.
11. Перевертень Г.И. «Техническое творчество в начальных классах»
Издательство «Просвещение» Москва 1988.
12.Солодкова А.Ф. «Рукоделие в начальных классах»
Издательство «Просвещение» Москва 1985.
13. Соколова С.В. «Сказки оригами: Игрушки из бумаги.
Издательство «Эксмо» Москва -2002.
14.Федотов Г.Я. «Плетение из сухих трав»
Издательство «Эксмо» Москва -2004.
15.Шалаева Г.П. «Учимся рисовать»
Издательство «Эксмо» Москва -2005.
Материально-техническое обеспечение
Таблицы:
-Организация рабочего места и т/б при работе ручными инструментами
Компьютерные и коммуникативные средства
Компьютерные слайдовые презентации:
-Насекомые
-Бабочки
-Животные нашего края
-Картины из природных материалов
-Кто в озере живет?
-Осенние пейзажи
-Ветер
-Радуга
-Троицкий хоровод
-Пластилиновая ворона (мульфильм)
-Натюрморт
-Русский чай
-Волшебные узелки
-Кукла-оберег
-Народные традиции
-Сувенир в нашем доме
-История куклы
Технические средства обучения
Компьютер. Монитор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Театр-творчество-дети"
Программа внеурочной деятельности в начальной школе разработана на 4 года....
образовательная программа театрального творчества
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Чародеи" (3 года обучения)...
Модифицированная образовательная программа прикладного творчества "Родничок"
Программа "Родничок" по экологическому образованию школьников особенно актуальна так, как акцентирует особое внимание на процесс осознания необходимости изменения самой жизненной парадигмы, которая до...
РАБОЧАЯ дополнительная образовательная программа ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО (КРУЖОК)
Рабочая программа «Художественное творчество» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образ...
Разработка занятия Образовательная программа «Ступени творчества» Раздел: Основные правила композиции. Тема: Цветоведение. Химия цвета, краски(пигмент).
Данное занятие «Химия цвета, краски(пигмент)» является одним из занятий по теме «Цветоведение» раздела «Основные правила композиции» образовательной программы «Ступени творчества».Программа представля...
Программа "Художественное творчество: станем волшебниками"
Программа курса для внеурочных занятий...
Дополнительная образовательная программа "Страна творчества"
Программа «Страна творчества» рассчитана как дополнение и расширение художественно-эстетической деятельности младших школьников....