В помощь педагогу по работе с семьей
план-конспект на тему

Борисова Ольга Николаевна

1. Диагностика основных проблем развития детей как условия определения тематики родительского всеобуча.

2. Возможности активных форм образования в работе с родителями.

3. Определение специфики задач и форм участия родителей в профилактической программе ОУ.

4. Организация консультативной помощи родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

План:

1. Диагностика основных проблем развития детей как условия определения тематики родительского всеобуча.

2. Возможности активных форм образования в работе с родителями.

3. Определение специфики задач и форм участия родителей в профилактической программе ОУ.

4. Организация консультативной помощи родителям.

Форма работы:

1. Работа в мини-группах.

2. Обсуждение итогов работы.

3. Доклады рабочей группы.

4. Оформление итоговых документов.

Ход занятия:

1. Пользуясь Приложением №1, заполните анкету от лица воображаемого родителя. Сделайте вывод о степени риска злоупотребления ПАВ.

2. Познакомьтесь со спецификой задач прямой профилактической деятельности с родителями. Составьте перечень тем для занятий на год (для определенной возрастной параллели).

3. Познакомьтесь со спецификой задач непрямой профилактики с родителями. Пользуясь Приложением № 2, №3, №4, текстом 2 модуля Ресурсной программы, составьте тематику занятий с родителями на год (для определенной возрастной ступени).

4. Уточните задачи и формы адресной помощи родителям детей группы риска. Составьте план работы на год.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ВЕДУЩЕГО (!)

                

Очень важный адресат профилактической деятельности – семья ребенка.

Обобщение опыта работы с семьями детей и подростков, употребляющих наркотики, показывает, что семья может выступать:

– как фактор фиксации психологической зависимости от наркотиков;

– как фактор, провоцирующий продолжение приема наркотиков;

– как фактор эффективности психотерапевтической и реабилитационной работы;

Основные формы профилактической работы с родителями:

– индивидуальные консультации;

– групповые консультации, родительские собрания;

– всеобуч родителей (лекции, практикумы, групповые дискуссии, обмен опытом семейного воспитания);

– организация совместного с детьми проведения досуга;

– организация совместных с детьми мероприятий и классных часов;

Успешность профилактики во многом зависит от способности педагогов к установлению контакта с родителями, особенно проблемных, трудных детей. Исследования позволяют говорить о том (см. раздел Мониторинга, занятие №7), что значимые для ребенка взрослые часто склонны перекладывать ответственность друг на друга. Социологические опросы по поводу причин злоупотребления ПАВ детьми свидетельствуют: родители чаще связывают его риск со школой, в то время как педагоги указывают на более значимое влияние семьи. Педагогам важно поработать с вероятными причинами и «нежеланием» сотрудничать, которое они встречают зачастую со стороны родителей. Как правило, если родители «уходят» от контакта, не могут повлиять на поведение ребенка, то это скорее их беда, а  не «вина». Это говорит о том, что воспитательный ресурс семьи исчерпан, и мы сталкиваемся на деле с защитным поведением. Видимо, в этой ситуации родители сами нуждаются в поддержке. Следование определенным принципам позволит поддерживать необходимый для воспитания детей диалог с родителями:

1. Не поучать, а приглашать к сотрудничеству. Опыт работы в школе показывает, что нередко учителя, предвидя возражения родителей, начинают беседу властным тоном с поучительными «интонациями». Такое начало сразу ставит родителя в позицию обижаемого и вынуждает его защищаться, обвиняя во всем учителя и выгораживая ребенка. Естественно, о сотрудничестве здесь не может быть и речи. Другое дело, если учитель постарается понять чувства родителей проявит доброжелательность и внимание к их точке зрения. Тогда возможна выработка совместных действий для адекватного воспитания ученика.

2. Находиться в партнерской позиции с родителями. Ни в коем случае учитель не должен занимать позицию «сверху», чтоб не вызвать сопротивление родителей. В то же время вредна и позиция «снизу», так как может привести к манипулятивным действиям со стороны родителей.

3. Показать родителям свое положительное отношение к их ребенку. Психологический контакт возникает сразу, как только учитель показывает, что видит позитивные черты в характере ребенка, симпатизирует ему и даже любит его. Когда родители видят дружелюбный взгляд учителя и чувствуют, что он заботится о благополучии их ребенка, психологические защиты становятся не нужными и возникает сотрудничество.

4. Вести конструктивный диалог с родителями. Не стараться любой ценой отстоять собственную позицию, а стремиться объединить усилия для изменения ситуации. Обсуждать проблему, а не личностные особенности ученика (личностные особенности — это дело психологии). Учитывать личные интересы родителей; искать совместные варианты. При таком подходе можно разрешить многие проблемы без помощи психолога, хотя квалифицированное руководство последнего увеличивает эффективность и качество такой работы.

Основные блоки профилактической деятельности с родителями.

  • Выявление. Предполагает ознакомление родителей с основными признаками употребления ПАВ у детей. Первичную диагностику ситуации с использованием анкеты (см. Приложение №1). Кроме того, обязательное информирование родителей о службах помощи в ситуации подозрения на употребление ПАВ или установление факта потребления. Информирование родителей о фактах распространения или употребления  ребенком ПАВ (см. также Приложение № 2 к занятию №5).
  • «Непрямая профилактика». Представляет основную часть в системе профилактики. Главная задача профилактики – это обсуждение условий семейного воспитания для увеличения личностных ресурсов ребенка. В содержание этого блока входят основные темы коррекционно-развивающей части Ресурсной программы, которые проектируются применительно к семейному воспитанию.

К примеру, коммуникативный блок может быть представлен в следующей тематике:  

  • «Конфликт с ребенком, причины и способы разрешения»;
  • «Негативизм ребенка – источники и способ поведения родителей»;
  • «Когда в семье конфликт»;
  • «Ребенок не слушает меня»;

Тематика лекций может быть составлена на основании предварительной диагностики проблем семейного воспитания (можно использовать методику в Приложении).

Предполагается работа с проблемными ситуациями семейного воспитания, обмен опытом семейного воспитания, обсуждение семейных традиций и т.п.

Важна и организация совместных с детьми мероприятий (досуговых, классных часов, походов, экскурсий, спортивных мероприятий и т.п.)

  • «Прямая профилактика». Реализация информационной модели в работе с родителями. Информирование родителей о факторах риска, медицинских, правовых и иных последствиях злоупотребления ПАВ. Обсуждение семейных факторов риска злоупотребления ПАВ.

Основная тематика занятий:

1. Факторы риска, способствующие употреблению наркотиков и токсических веществ детьми и подростками.

2. Мотивы употребления наркотиков, токсических веществ и алкоголя детьми и подростками.

3. Как противостоять наркомании.

4. Поиск внутренних ресурсов при риске формирования зависимости.

5. Как отказаться от наркотика.

6. Как защитить своих детей.

7. Информационная лекция «Что такое наркотики?».

(Желательно не останавливаться на традиционной форме лекций, а после небольшого информирования обращаться к интерактивным формам – групповым дискуссиям, практикумам и т.п.)

  • Адресная работа с родителями детей группы риска имеет специальное содержание. С родителями и детьми из первой группы риска (см. классификацию к занятию), где определены единичные случаи употребления ПАВ, при соответствующей подготовке могут заниматься школьные специалисты. В остальных случаях содержание работы, по всей видимости, может выходить за рамки педагогической профилактики. Речь идет о консультациях и работе тренинговых групп для созависимых, особенно в случае систематического употребления детьми ПАВ. Осуществить подобную помощь могут особым образом подготовленные специалисты (психологи, медики, социальные педагоги). Не всегда подобную работу уместно разворачивать в условиях школы.

Говорить с ребенком – как?

Правила эффективного общения

            Эффективное общение предполагает наличие взаимного уважения, когда дети и взрослые откровенно и без страха критики или осуждения могут выражать свои убеждения и чувства, зная, что они будут приняты. Принять  - значит показать, что вам понятны чувства ребенка, даже если вы и не разделяете их убеждения.

Человек, умеющий хорошо слушать, сконцентрирован на том, что ему говорят. Он смотрит ребенку в глаза, часто повторяет: "Я тебя слушаю внимательно!". Иногда он молчит, иногда отвечает.

Слушая ребенка, дайте ему понять и прочувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Для этого выслушайте, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы убьете сразу трех зайцев:

- ребенок убедится, что вы его слышите;

- ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства;

- ребенок убедится, что вы его поняли правильно.

Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не сов- падают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.

Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.

Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон "говорит" не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы.

Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает.

Выберите подходящий момент для разговора. Убедитесь, что информация, полученная ребенком, верная. Поговорите с ребенком о наиболее распространенных мифах о табаке и алкоголе и развейте их.

На минуту задумайтесь над тем, как вы разговариваете с сыном или дочерью. Часто ли критикуете, что-то напоминаете, угрожаете, читаете лекции или мораль, допрашиваете, высмеиваете, придираетесь и ворчите? Эти распространенные методы общения с детьми даже при самых благих намерениях родителей приводят к потере хороших отношений, затрудняют и обедняют общение. Представьте себе, что вы читаете нравоучительные лекции друзьям или, насмехаясь, критикуете их. Вряд ли они надолго останутся вашими друзьями.

Если вы будете обращаться с детьми как с лучшими друзьями, то ваши отношения могут улучшиться.

 Неспециалисту может показаться странным, что самооценка прямо связана с употреблением табака, алкоголя или даже наркотиков. Однако исследования показали, что люди, злоупотребляющие этими веществами, обычно имеют низкую самооценку. Так и у ребенка имеющего положительную, высокую самооценку, скорее всего хватит самоуважения, чтобы отказаться от употребления алкоголя и наркотиков. Он будет сопротивляться давлению окружающих более активно, чем тот, который считает себя "хуже других".

Поощряйте, хвалите ребенка за старание и усилия так же, как и за достижения. Замечайте даже самые маленькие успехи. Давайте понять, что старание и настойчивость часто важнее результата.

Помогайте детям ставить реалистические цели. Если они сами или их родители ожидают слишком многого, неудача может стать разрушительной для их личности. Ваш ребенок должен знать, что его личные, пусть объективно небольшие по сравнению

с другими, достижения вызовут у вас такую же гордость и такое же восхищение как наивысшие достижения и победы других.

Исправляя ошибки, критикуйте поступки и действия, а не самого ребенка.

Давайте ребенку настоящую ответственность. Дети, у которых есть обязанности по дому, считают себя значимыми .в семье. Выполнение своих обязанностей они воспринимают как достижение.

Показывайте и говорите детям, что вы их любите. Поцелуи, объятия, слова "я тебя люблю" способствуют тому, что ребенок видит себя в положительном свете, принимает себя. Дети никогда не бывают слишком взрослыми, чтобы им не повторять, что они самые любимые и самые дорогие.

В каждой семье система ценностей своя. Не существует единых стандартов воспитания, предупреждающих употребление табака и алкоголя. Скорее всего ваш ребенок будет наблюдать, как семейные ценности влияют на ваше поведение, и перенимать ваши стандарты поведения, установки и убеждения.

Примеры семейных ценностей, относящиеся к профилактике употребления табака, алкоголя и наркотиков детьми и подростками:

- наличие личных убеждений или религиозных представлений, отрицающих употребление алкоголя или наркотиков;

- признание ценности своей свободы, ценности принятия своих решений; при этом стремление быть "как все", "следовать за толпой" не является ценностью и стандартом поведения;

-        уважение к человеческому телу и стремление к тому, чтобы быть здоровым и красивым; следование здоровому образу жизни; убеждение, что контролировать свое поведение следует всегда.

Исследования показали, что большинство людей употребляют алкоголь так же, как это делали их родители. Обнаружено также, что вероятность курения повышается у тех детей, чьи родители курят. Интересно, что само по себе употребление алкоголя на глазах детей не оказывает на них вредного влияния. Однако специалисты советуют не пить при детях много. Демонстрация того, что вы можете в зависимости от ситуации или вовсе не пить или пить умеренно, является хорошим примером, а вы сами являетесь положительной ролевой моделью. Иногда родители, которые не пьют и не курят совершают ошибку, не обсуждая проблему употребления табака или алкоголя с детьми. Эти родители должны помнить, что они, к сожалению, не являются единственными образцами для своих детей.

Одним из примеров здорового поведения для ребенка являются родители, организующие праздники, где алкоголь - не центр события. Наряду с алкогольными предлагайте гостям безалкогольные напитки, никогда не заставляйте кого-либо пить, если он не хочет, убедитесь в том, что ваши подвыпившие гости не будут за рулем по дороге домой.

Особенно тяжелая ноша ложится на семьи, в которых один из родителей страдает алкоголизмом. Поступки больного алкоголизмом отца и реакция на его болезнь здоровой матери и наоборот формируют опасные для детей в будущем модели поведения.

Несколько правил, которых следует придерживаться в целях облегчения положения ребенка в такой семье:

- Не пытайтесь скрыть от детей проблему - заболевание супруга. Дети могут справиться с ситуацией лучше, если будут твердо знать, что один из родителей болен.

- Убедитесь в том, что ваши дети понимают, алкоголизм - это заболевание, как рак или диабет. В этом случае они могут возненавидеть болезнь, но продолжать любить больного отца или мать.

- Узнайте побольше информации об алкоголизме сами, а затем передайте ее детям. Понимание избавляет, хотя бы частично, от страха перед заболеванием.

- Убедитесь, что дети не чувствуют, что являются причиной болезни в целом или очередного запоя в частности.

-        Постарайтесь внести некоторую стабильность и порядок, ритуалы и традиции в жизнь вашей семьи. Здоровому развитию детей способствует постоянство и предсказуемость окружающей среды.

Навыки противостояния давлению сверстников - это такие поступки или действия, которые родители могут воспитать в своем ребенке в целях отказа от употребления табака, алкоголя и наркотиков. Для воспитания противостояния давлению используйте пять правил.

Научите ребенка ценить индивидуальность в людях и в себе самом. В подходящий момент попросите ребенка сказать, что делает вас особенным, ни на кого не похожим, уникальным человеком. Спросите, что ребенку нравится в своей собственной индивидуальности, добавьте

его описанию побольше его хороших черт, которых он сам не назовет.

Обсудите вместе

ребенком понятие дружбы. Попросите его составить описание настоящего друга: "друг - это ..." и "друг - это не ...". Пока он работает, составьте свое описание друга. Поговорите, сравнивая, сколько одинаковых характеристик в ваших описаниях и выясните, кто же такой настоящий друг.

Научите ребенка говорить людям "нет". Большинство родителей учат своих детей быть вежливыми, уважать других и быть послушными. Однако этого не достаточно для того, чтобы ребенок мог постоять за себя. Детям нужна поддержка родителей, чтобы сказать "нет" давлению посторонних взрослых или сверстников. Объясните ребенку, что в некоторых ситуациях абсолютно необходимо настаивать на уважении к себе. Эти ситуации, прежде всего, - предложение табака, алкоголя, наркотиков.

 Бывают ситуации, провоцирующие давление со стороны сверстников. Подростки настойчиво предлагают друг другу выпить алкоголь, попробовать наркотики. Вы можете помочь своему ребенку избежать попадания в такие ситуации, введя специальные правила. Например, ваш ребенок не будет бывать дома у своих друзей, если там никого из взрослых. Он не будет ходить на дни рождения, которые проводятся без присмотра взрослых.

Используйте давление сверстников в свою пользу. Оно может быть не только отрицательным, но и положительным. Важно, чтобы дети, окружающие вашего ребенка, придерживались здоровых стандартов поведения и поддерживали положительные ценности друг друга.

Исследования психологов показали, что дети в своей жизни ведут себя более ответственно, когда взрослые накладывают разумные ограничения на их свободу.

Семейные правила помогают ребенку сравнительно легко сказать "нет" в ситуации давления со стороны сверстников. Например, представьте, что в ответ на предложение группы сверстников покурить, ребенок говорит: "Нет, спасибо. Мои родители на прошлой неделе сказали, что они не купят мне компьютер, если я буду курить".

Конструктивным ответом на вопрос будет организация здоровой, творческой деятельности ребенка. Возможно, как минимум, два пути.

Первый. Поддерживайте участие ребенка в кружках, спортивных секциях, поощряйте занятия музыкой и хобби, не настаивая на том, чтобы он обязательно выигрывал или добивался выдающихся результатов. Не важно, чем будет заниматься ребенок. Если у него есть здоровые интересы, то вероятность курения, употребления алкоголя или наркотиков невелика.

Другой путь, способствующий здоровой, творческой деятельности ребенка, - это путь совместной деятельности, опросы детей показывают, что они любят, когда родители проводят с ними время, даже если это связано с выполнением работы по дому.

Приложение №1

Анкета для определения подростковой наркомании*:                                                                                                

                         

1. Обнаружили ли Вы у ребёнка:

1. Снижение успеваемости в школе в течение последнего года.

2. Неспособность рассказать Вам о том, как протекает общественная жизнь в школе.

3. Потерю интереса к спортивным и иным внеклассным мероприятиям.

4. Частую, непредсказуемую смену поведения.

5. Частые синяки, порезы, причины появления которых он не может объяснить.

6. Частые простудные заболевания.

7. Потерю аппетита, похудание.

8. Частое выпрашивание у Вас или у родственников денег.

9. Понижение настроения, негативизм, критическое отношение к обычным вещам и событиям.

10. Самоизоляцию, уход от участия в семейной жизни.

11. Скрытность, уединённость, задумчивость, длительное прослушивание магнитофонных записей.

12. Позицию самозащиты в разговоре об особенностях поведения.

13. Гневность, агрессивность, вспыльчивость.

14. Нарастающее безразличие, потерю энтузиазма.

15. Резкое снижение успеваемости.

16. Татуировки, следы ожогов сигаретой, порезы на предплечьях.

17. Бессонницу, повышенную утомляемость, сменяющуюся необъяснимой энергией.

18. Нарушение памяти, неспособность мыслить логически.

19. Отказ от утреннего туалета, не заинтересованность в смене одежды и т. п.

20. Нарастающую лживость.                                                                                                                  

21. Чрезмерно расширенные или суженные зрачки.                                                                        

22. Значительные суммы денег без известного источника дохода.                                                                                      

23. Частый запах спиртного или появление запаха гашиша от одежды.

24. Потерю памяти на события, происходившие в период опьянения.                                              

25. Наличие шприца, игл, флаконов, закопченной посуды, марганца, уксусной кислоты, ацетона, растворителей.                                                                                                                      

26. Наличие неизвестных таблеток, порошков, соломы, травы и т.п., особенно если их скрывают.                                                                                                                                                

27. Состояние опьянения без запаха спиртного.                                                                                  

28. Покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке, следы от уколов.

2. Слышали ли Вы от ребенка:

1. Высказывания о бессмысленности жизни.                                                                                      

2. Разговоры о наркотиках.                                                                                                                    

3. Отстаивание своего права на употребление наркотиков.                                                              

3. Сталкивались ли Вы со следующим:

1. Пропажей лекарств из домашней аптечки.                                                                                        

2. Пропажей из дома денег, ценностей, книг, одежды и т. д.                                                              

             

4. Случалось ли с Вашим ребенком:

1. Задержание в связи с употреблением опьяняющих средств на дискотеках, вечерах и т. п.

2. Задержание в связи с вождением автомототранспорта в состоянии опьянения.

3. Совершение кражи.                                                                                                                              

4. Арест, в связи с хранением, перевозкой, приобретением или сбытом наркотиков.

5. Другие противоправные действия, происходящие в состоянии опьянения (в том числе и алкогольного).                                                                                                                                                          

50

50

50

50

50

50

50

50

50

50

50

50

50

100

100

100

100

100

100

100

200

300

300

300

300

300

300

300

50

100

200

100

100

100

100

100

300

100

Если Вы нашли для констатации более чем 10 признаков и их суммарная оценка превышает 2000 баллов, Вам необходимо обратиться за консультацией к врачу психиатру-наркологу.              

                                                                                                     

*Анкета опубликована в сборнике:

Наркомания (Методические рекомендации по преодолению наркозависимости)/Под ред. А. Н. Гаранского, 2000 г.


Приложение №2

Признаки функциональной и дисфункциональной семьи.

 

Перед решением вопросов, связанных с обращением к семье для оказания помощи, необходимо ориентироваться в таких базовых понятиях как здоровая (функциональная) семья, конфликтная (дисфункциональная) семья асоциальная семья с наркологическими проблемами и противоправным поведением членов семьи, распавшаяся семья.

Для здоровой семьи характерна сильная родительская позиция с ясными семейными правилами; гибкие, открытые взаимоотношения между младшими и взрослыми членами семьи с четкими "образцами" отношений и поведения; сохранные, эмоционально теплые связи между поколениями, которые составляют основу «семейной памяти». Друзья семьи – родителей и детей – свободно входят во внутрисемейное пространство, принимаются в нем без риска «быть отвергнутыми». Опору семьи создают взаимно солидарные и поддерживающие друг друга родители. Они же обеспечивают и чувство безопасности для детей.

Семейные условия, связанные с формированием успешного, «хорошего» поведения:

  • уметь разделять самого ребенка и его проступки: «Я люблю тебя, но не принимаю того, что ты сделал (а)»;
  • уметь активно слушать и понимать переживания и потребности своего ребенка;
  • не вмешиваться в занятия, с которыми он справляется, и заниматься вместе, помогать, когда он просит;
  • стремиться разрешать возникающие конфликты с ребенком без угроз и наказаний, доверять его пониманию и делиться своими чувствами, которые возникли из-за конфликта, объяснять их;
  • постоянно поддерживать успехи ребенка, в повседневном общении использовать любые формы выражения своих теплых чувств и отношения: «Мне хорошо с тобой... Я рад (а) тебя видеть... Я по тебе соскучился (лась)... Мне нравится как ты... Ты мой хороший (ая)... Ты, конечно, справишься...».
  • стремиться выражать свои теплые чувства и поддержку не только словами, но и лаской, голосом, прикосновением.

Для конфликтной (дисфункциональной) семьи типичны «запутанные отношени» между членами семьи. Например, семья с разъединенными, конфликтно существующими родителями; семья с хронической неприязнью между отдельными членами семьи, старшим и средним поколениями, между родственниками по материнской и отцовской линиям. В такой семье у членов семьи наблюдаются проблемы с алкоголем; у женщин часто встречаются психосоматические, т.е. связанные с психогенными причинами, нарушения со стороны здоровья.

Характерные черты поведения взрослых и детей в такой семье:

  • общение между ними находится на низком уровне, в нем отсутствуют забота, юмор,   радость от общения;
  • в   межличностных   отношениях  доминируют  разъединение,   неприязнь,  взаимное  перекладывание вины;
  • для членов семьи характерно нежелание обсуждать внутрисемейные проблемы с кем-либо из окружающих, поэтому семья активно избегает поддержки со стороны школы, служб социальной защиты, просто соседей;
  • по отношению к семейным проблемам легко возникают состояния тревоги и паники;   часто   наблюдается   тенденция   разрешать   возникающие   проблемы на эмоциональном уровне;

В   конфликтной   (дисфункциональной)   или   дисгармоничной   семье   проявляет несоответствие  между словами и действиями;  между одними посланиями со стороны родителей типа: «Я тебя люблю» и другими – отталкивающими: «Уйди, надоел, не мешай», что вызывает противоречивость чувств и реакций со стороны ребенка. Дети переживают тревогу перед неопределенностью будущего, они могут тяготиться домом. Нередко дети проецируют причину ссор на себя, что приводит к формированию заниженной самооценки, ещё более тревожной является ситуация, когда при семейном разладе дети начинают выступать с одним из родителей против другого. Ребенок становится дезориентированным в выборе эмоциональных отношений и это надолго определяет его последующие установки.

Семейные условия, определяющие формирование аддиктивного поведения детей с высоким риском злоупотребления наркотиками:

  • неопределенные распоряжения без четких границ (часто достаточно одного раза, чтобы донести до ребенка в неадекватной форме важную информацию о том как получить то, что хочешь. В следующий раз ребенок думает: «Может быть, я поднял недостаточно шума, чтобы получить то, что хочу? Я подниму еще больше шума»);
  • отсутствие у родителей между собой содружества и четкой позиции по отношению к детям; например, один из родителей не хочет быть авторитарным и, в результате, оказывается настолько уступчивым и услужливым, что теряет авторитет у ребенка, который начинает использовать слабости родителя, чтобы добиться желаемого;
  • игнорирование родителями хорошего поведения одновременно с наказанием плохого (чаще такой оказывается позиция отца);
  • неполный контроль, когда родители не знают, где находятся их дети;
  • непоследовательные   дисциплинарные  требования   и   пустые   угрозы; постоянное выражение недовольства ребенком;
  • стойкий или затяжной конфликт между родителями и остальными членами семьи;
  • «блоки» внутри семьи, неспособность испытывать общие для всей семьи радости;
  • неспособность родителей понимать и сочувствовать потребностям своего ребенка;
  • нереальные родительские ожидания по отношению к нему, то есть те случаи, когда родители ожидают от ребенка удовлетворения своих собственных, нереализованных эмоциональных потребностей;
  • вера родителей в воспитательное значение физических и других наказаний;

Приложение №3

Анкета для родителей (педагогов). Проблемы взросления

Уважаемые педагоги (родители), Вам предлагается оценить, насколько выражены те или иные особенности у конкретного ребенка (подростка, юноши). Обведите цифру, которая соответствует выраженности качества между его крайними вариантами.

ФИО ребенка (или код)_________________________________________

1.Умеет справляться с трудной ситуацией

2.Контролирует свои эмоции в критической ситуации

3.Умеет обратиться за помощью в трудной ситуации

4.Умеет оказать поддержку сверстникам

5.Поддерживает дружеские отношения с большинством сверстников в группе

6.Имеет свое мнение в ситуациях общения со сверстниками

7.Объективно оценивает себя

8.Поддерживает дружеские отношения с противоположным полом

9.Учитывает, ориентируется на мнение педагогов

10.Не зависит от мнения педагогов

11.Имеет теплые, дружеские отношения с родителями

12.Успешен в учебной деятельности

13.Имеет четкое представление о своих целях и намерениях

14.Использует доступные возможности для укрепления своего здоровья (физкультура, гигиена, питание)

15. Не имеет вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики)

16. Редко болеет

17.Соблюдает нормы поведения в учреждении

7  6  5  4  3  2  1

7  6  5  4  3  2  1

7  6  5  4  3  2  1

7  6  5  4  3  2  1

7  6  5  4  3  2  1

7  6  5  4  3  2  1

7  6  5  4  3  2  1

7  6  5  4  3  2  1

7  6  5  4  3  2  1

7  6  5  4  3  2  1

7  6  5  4  3  2  1

7  6  5  4  3  2  1

7  6  5  4  3  2  1

7  6  5  4  3  2  1

7  6  5  4  3  2  1

7  6  5  4  3  2  1

7  6  5  4  3  2  1

Пасует перед трудной ситуацией

Не контролирует

Не умеет (не хочет)

Не умеет (не хочет)

Не имеет дружеских отношений в группе сверстников

Не имеет своего мнения (зависит от них)

Не объективно оценивает себя

Имеет конфликтные отношения с противоположным полом (избегает их)

Игнорирует, не учитывает

Зависит от мнения педагогов

Проблемные отношения с родителями

Неуспешен

Отсутствует четкое представление о своих целях и намерениях

Не использует

Имеет вредные привычки

Часто болеет

Нарушает нормы поведения в учреждении

Приложение №4

Анкета для оценки проблем взросления детьми.

Какие проблемы с твоей точки зрения наиболее характерны для твоих сверстников?

В учебной

деятельности

1. Отношение к учёбе.

2. Усвоение знаний.

В социальных

контактах

1. В общении с преподавателями и другими взрослыми.

2. В общении с родителями.

3. В общении со сверстниками.

В эмоциональной сфере

1. Преобладающее настроение.

2. Особенности реагирования на значимые ситуации (тревога, агрессия, уход, молчание, депрессия).

В усвоении школьных норм поведения

1. Поведение на уроке.

2. Поведение вне урока.

Мероприятие для родителей

подростков по профилактике наркозависимого поведения.

Занятие 1.

Цель: Способствовать расширению знаний у родителей о вреде употребления   ПАВ.

Задачи: 

  1. Информировать родителей о положении дел, связанных с употреблением ПАВ в г. Вологодской области.
  2. Рассмотреть с родителями причины употребления ПАВ детьми и подростками и возможные последствия.

Ход занятия.

        Перед началом занятия родителям предлагается сесть в круг.

Ведущий: предлагаю прослушать монолог матери наркомана.

Я отупела от вечного страха, безысходности, нескончаемого горя и боли. Вот уже 1,5 года я ложусь с одной мыслью: «Господи, дай мне смерть», - а, просыпаясь, думаю: «Зачем, зачем эта жизнь – горе, боль, слезы?».

Мой сын – наркоман, ему 18 лет, больше двух лет он «колется». Через две недели после того, как я узнала об этом, положила его в больницу, у меня даже мысли не возникло, что я ничего не смогу сделать, потеряю единственного сына. Не описать того ада, что я с ним прошла, а сегодня он в тюрьме. Он у меня единственный сын, но мне легче было бы похоронить его один раз. Не спешите меня осуждать, понять меня может только тот, кто был в таком положении. Где я могу взять 5 тыс.  рублей и выше, чтобы пройти курс лечения.

 Прослушав ситуацию, предлагается аудитории следующие вопросы:

 Что вы хотите сказать? Что вы чувствуете, думаете по поводу услышанного?

 Обратите внимание на тяжесть последствий не только для подростков, но и для близких.

 Последствия не только для здоровья, но и мешают жизни.

  1. Информационная справка о положении дел, связанных с употреблением ПАВ в г. Вологде.(Приложение № 1)
  2. Причины употребления.

* Предлагается работа в малых группах по 5 – 7 человек. Выдаются листы ватмана, на которых члены группы прописывают возможные причины, побуждающие к употреблению ПАВ. Наработки вывешиваются на доску и анализируются ведущим. Итогом работы является попытка классифицировать причины. Например, социальные, психологические, биологические, внешние, внутренние и т.д.

 

При всем разнообразии причин – общей является проблемы, трудности связанные с ситуациями, с которыми ребенок не справляется. Проблемы в значимых для ребенка сферах: в общении со сверстниками, с родителями, с учителями.

  1. Игра «Клубок»

Цель: осознание общности проблем и возможностей взаимоподдержки.

Инструкция: каждый из вас, держа в руках клубок, будет говорить о том, как его лично коснулось обсуждении проблемы. Затем наматывает на палец нитку и отдает другому, кто хочет высказать свое мнение. Готовую паутинку можно скомкать, а можно распутать.

Мероприятие для родителей подростков по профилактике зависимости от ПАВ.

Занятие 2.

        Цель: определить пути эффективного взаимодействия родителей с детьми для профилактики наркозависимого поведения.

        

Задачи мероприятия:

  1. Акцентировать внимание родителей на создание и развитие благоприятных условий для роста и развития детей в семье.
  2. Провести диагностику с родителями определения подростковой наркомании.
  3. Дать родителям адреса помощи.

Ход занятия.

  • Вступительное слово ведущего:

Сегодня у нас очередное занятие по профилактике зависимости от ПАВ. На прошлом занятии мы затронули вопрос об актуальности данной проблемы и рассмотрели возможные причины и последствия употребления ПАВ. На сегодняшнем занятии мы поговорим о роли семьи в профилактике наркозависимого поведения. Что вы, родители, сможете конкретно сделать для своего ребенка, чтобы у него не появилось желание употреблять ПАВ.

  • Родителям предлагается поделиться на малые группы.
  • Каждая группа получает заготовку таблицы:

Какие условия способствуют оптимальному росту и развитию детей в семье.

Условия (факторы), способствующие развитию личности

Как родители могут создать эти благоприятные условия.

Наработки групп вывешиваются на доску, зачитываются и обсуждаются.(см. приложение)

  • Родителям предлагается обыграть ролевую ситуацию.

Ситуация: дочь приходит домой поздно. Мать узнает, что у ее ребенка появился подозрительный, по ее мнению, друг. Дочь проводит с ним много времени и замечена в прогуливании школьных занятий.

Каковы действия членов семьи (мамы, папы) при серьезном разговоре с дочерью?

Дается возможность обыграть тактику построения разговора, поведения родителей (2 раза).

Обсуждение:

  • Все ли в этой семье созданы условия для благоприятного развития личности?
  • Как бы вы поступили в сложившейся ситуации?
  • Что понравилось в действиях, что бы вы сделали по-другому?

! Обратите внимание на необходимость сохранения доверительных отношений, контакта с ребенком, как важный фактор противодействия злоупотреблению ПАВ.

  1.  Работа по заполнению анкеты «Анкета для определения подростковой наркомании». Каждый заполняет анкету индивидуально.

После заполнения анкеты – знакомство с памяткой. Что вы можете сделать если появились подозрения, что ребенок употребляет наркотики (подозрительный запах, необычные предметы) Может быть моделирование разговора

3.   Дать адреса помощи.



Предварительный просмотр:

АНКЕТА

1. К кому ты чаще всего обращаешься за разъяснением своих прав и обязанностей?

А – к родителям

Б – к учителям

В – к друзьям

Г – классному руководителю

Д – к знакомому взрослому

Е – ни к кому не обращаюсь

2. К кому ты чаще всего обращаешься за необходимым тебе советом?

А – к родителям

Б – к учителям

В – к друзьям

Г – классному руководителю

Д – к знакомому взрослому

Е – ни к кому не обращаюсь

3.  С кем ты обычно проводишь свое свободное время?

А – с родителями

Б – наедине с собой

В – с друзьями по классу

Г – с друзьями вне школы

Д – с кем-то еще

4. Кто к тебе лучше всего относится?

А – дедушка и бабушка

Б – папа и мама

В- учителя

Г – друзья по классу

Д – друзья вне класса

Е – кто-то еще

5. Кто тебя чаще всего обижает и неправильно оценивает твое поведение?

А – родители

Б – учителя

В – одноклассники

Г – классный руководитель

Д – знакомые вне школы

Е – кто-то еще

6. Кто чаще всего благодарит тебя за успехи в учебе или хорошие поступки, хвалит тебя?

А – родители

Б – учителя

В – друзья вне класса

Г – классный руководитель

Д – одноклассники

Е - никто

7. Когда в твоей семье будет расти сын или дочь, то ты будешь строгим родителем?

А- да

Б- трудно сказать

В- нет

8. Будешь ли ты воспитывать своих детей так, как твои родители тебя?

А- да

Б- трудно сказать

В- нет

9. Проводишь ли ты своё свободное время вместе с родителями?

А- да

Б- трудно сказать

В- нет

10. Что ты больше всего ценишь в своих родителях?

11. Какие отношения сложились у тебя с родителями?

А- хорошие

Б- не очень хорошие

В- плохие

12. Как ты определяешь своё положение в семье?

А- как человека, которого понимают и уважают

Б- как человека, которого не понимают, не уважают, не любят

В- как человека, который должен слушаться

Г)  как-то ещё ………………………………….

                     



Предварительный просмотр:

Психолого педагогическая работа с семьей по профилактике употребления пав

   Родители являются самыми значимыми людьми для детей и подростков. Семейная профилактика включает работу со следующими дифференцированными группами родителей: родители, активно участвующие в профилактике; родители с проблемами; родители с явлениями зависимости и созависимости.

   Важным звеном первичной профилактической работы на уровне школы является профилактика вовлечения несовершеннолетних в прием ПАВ, алкоголя. Это направление работы связано с оказанием первичной профилактической помощи детям группы «риска» по ранней алкоголизации и наркотизации. Данное направление предусматривает работу с конфликтными (дисфункциональными) семьями. При этом эффективность таких форм первичной профилактической деятельности как лекции на родительских собраниях, на «родительском университете», несомненно, снижается. Большее значение принимают такие формы работы как семейное консультирование, социальное вмешательство со стороны службы социальной помощи.

   Организация такого направления работы с родителями относится в комплексной первичной профилактической помощи и может оказываться школьным психологом и социальным педагогом, специалистами муниципальной службы социальной помощи, районной комиссии по делам несовершеннолетних. Координация и направление такая работы обеспечивается заместителем директора по воспитательной работе.

Оптимальными формами для реализации работы с семьей являются:

  • родительский семинар, тематика занятий которого ориентирована на овладение родителями положений о путях преодоления внутрисемейных проблем;
  • выявление родителей, готовых участвовать в оказании социальной поддержки другим семьям, создание из таких, действенно настроенных родителей групп родительской поддержки для «трудных» семей данного класса, данной школы;
  • налаживание через работу групп родительской поддержки постоянных контактов с взрослыми членами дисфункциональных семей, выявление родителей с риском алкоголизации и наркотизации, эмоционально пренебрежительного или жестокого отношения к детям. Для них через помощь групп родительской поддержки может быть организована соответствующая социально-психологическая помощь или консультирование по специальным наркологическим проблемам у специалистов наркологической службы.

Содержание работы с семьей определяется следующим образом:

  • формирование активного отношения родителей к риску наркотизации в той среде, в которой вращается ребёнок;
  • предупреждение вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, эмоционального отвержения детей, жестокого обращения с ними в семье;
  • оказание помощи семье, когда ребёнок начал употреблять ПАВ.

Работа с родителями подростков выстраивается по нескольким направлениям (от наиболее широких, просветительских к наиболее специфичным, ориентированным на работу с конкретными психологическими проблемами):

- просвещение всех родителей, у кого имеются дети 13-15 лет, об особенностях развития в подростковый период, об особых задачах и специфике детско-взрослых отношений в этот период (включая и темы профилактики злоупотребления ПАВ);

- тренинги (психологическое просвещение и психокоррекция с использованием активных методов групповой работы), направленные на развитие общей психологической компетентности родителей подростков (развитие способности строить партнерские взаимоотношения с подростком, повышение самоуважения и самопринятия у родителей подростков, развитие навыков саморегуляции, способов взаимоподдержки и т.п.);

- специфические тренинги и группы психологической помощи для родителей проблемных подростков (анализ и работа с неконструктивными типами семейных отношений, работа с определенными типами нарушений эмоциональной сферы и поведения, анализ собственного жизненного пути и др.).

Основные формы и средства помощи семье:

  • лекционная – через родительские собрания, семинары, занятия в родительском университете;
  • индивидуальное семейное консультирование родителей из проблемных семей: предупреждение алкоголизации, наркотизации, безнадзорности и правонарушений;
  • формирование из родительского актива групп поддержки;
  • выявление родителей группы риска алкоголизации и наркотизации, обеспечение им социальной и медико-психологической помощи;
  • социальное вмешательство в семью при асоциальном образе жизни в семье;
  • оказание помощи родителям в возвращении ребёнка в семью (семейное примирение) в случае ухода ребёнка из дома.

   Информационно-просветительская работа с семьями учащихся по вопросам профилактики злоупотребления психоактивных веществ

К формам и средствам информационно-просветительской работы с родителями относятся: встречи, листовки, видео; родительский совет; опросы, вечера-дискуссии; письма родителям; дни открытых дверей и экскурсии для родителей, учителей и учеников; список родителей, обладающих специальными познаниями и навыками по вопросам профилактики и трезвого здорового образа жизни; советы родителям по поводу курсов, меющихся в местных университетах по вопросам здоровья, навыкам общения, тренинги по укреплению роли семьи в воспитании детей и т.п.; предоставление доступа к литературе, аудио и видео материалам.

Основной формой работы с родителями является лектории и родительские собрания, предусматривающие взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Целью родительских собраний является привлечение внимания взрослых к проблеме, предоставление взрослым возможность познакомиться с информацией и статистикой по проблеме профилактики ПАВ, убеждение родителей в необходимости активного

обсуждения данной проблемы в семье.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

«Применение нетрадиционных форм и методов работы педагога  с родителями будущих первоклассников »

 (опыт работы Борисовой О.Н.)

В последнее время все больше внимания уделяется проблемам семьи, что является естественным, так как семья – это самая первая и важная ступень в воспитании ребенка. Именно в семье дети приобретают те важные качества, которые в дальнейшей жизни оказывают влияние на развитие личности ребенка. В связи с этим возникает ряд сложностей по организации эффективной совместной работы педагогического и родительского коллектива, направленной на положительное влияние семейного воспитания ребенка.

Одно из важнейших направлений  работы педагога – психолога ОУ психологическое просвещение родителей через   сотрудничество с семьями учащихся, активное включение родителей во внутришкольную деятельность,  повышение психолого-педагогической грамотности родителей, формирование активной позиции родителей, создание атмосферы гармоничного взаимодействия на уровне «взрослый-взрослый», «взрослый – ребенок».

Организация такой деятельности позволяет корректировать негативное воздействие среды на ребенка, что оказывает положительное влияние и на повышение уровня качества знаний, стимулирование интереса к здоровому образу жизни, включение родителей в реализацию школьных программ. Именно установление контакта с семьей позволяет предупреждать негативные тенденции в семье, создавать условия для самоактуализации ребенка, по защите его прав, способствует его полноценному развитию, формирует потребности родителей в повышении своей воспитательной культуры.

Приоритетной целью начального образования  в  условиях внедрения ФГОС НОО  становится создание условий для развития личности ребенка, тех её качеств, которые необходимы для жизни в условиях открытого общества (ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии и т. д. ) , а формирование этих качеств возможно при тесном сотрудничестве школы и семьи.

Конкретизируя эту общую цель, на этапе поступления детей в школу, когда не только ребенок, но и родители становятся участниками образовательного пространства, необходимость включения родителей в решение задач связанных с развитием ребенка, становится наиболее своевременной и актуальной.

Таким образом, учитывая заинтересованность родителей в пополнении психолого-педагогических знаний и стремлении школы к сотрудничеству с семьей, как важнейшей составной частью воспитательного пространства, возникла необходимость в  психолого-педагогического просвещении  родителей на этапе работы школы будущего первоклассника.

Это направление  уже на пороге школьной жизни, позволяет создать единое информационное пространство, как основу дальнейшего взаимодействия “семьи и школы” .

Календарно – тематическое планирование по разделу программы «АБВГДейка» блок «Работа с родителями»

Тема занятия

Количество часов

Формы и методы организации

1 этап. Презентация раздела программы  . Анкетирование родителей (выявление потребностей, запросов)

1

Знакомство с целями ШБП. Анкетирование родителей детей предшкольного возраста с целью изучения образовательных потребностей родителей в психолого- педагогической помощи

Входящая диагностика (анкетирование) .Замер уровня тревожности родителей на 1 этапе.

Тренинг «Давайте познакомимся».

Тренинг на снятие нервного напряжения.

2

Анкетирование, тренинг , релаксационные техники, музыко-терапия, буклеты.

Самоопределение – визитная карточка семьи,

Упражнение:«Корзина грецких орехов»

2 этап Реализация раздела  программы

2

Возрастные особенности детей дошкольного возраста.

Что должен знать и уметь ребенок при поступлении в школу?

 Как организовать процесс подготовки детей к школе в домашних условиях?

 

2

Лекция для родителей, + практическая часть – ролевые игры

«Конверт дружеских вопросов»

ИКТ, памятки для родителей

3

-«Компоненты психологической готовности ребёнка к школьному обучению. Формирование компонентов психологической готовности в условиях семейного воспитания»

.( Практическая часть мастер – класс для родителей)

2

ИКТ технологии,

тематическая консультация, тренинг, мастер класс для родителей «пальчиковая гимнастика», «песочные игры», «Эта волшебная крупинка», буклеты.

4

Практическое занятие творческое анкетирование, направленное на рефлексию детско – родительских отношений, + релаксационная часть «Портрет моего ребенка»

2

ИЗО - терапия «Портрет моего ребенка»

«Психологическая студия»

5

Что такое ФГОС? Краткая характеристика программ начального обучения.  Подробный анализ программ «Гармония», «Школа России». Портфолио первоклассника.

2

ИКТ – технологии,

Групповые игры  «Собери портфель», «Школьная форма – как ее подобрать», Тренинг «Ребенок в зеркале родителей»

«Дискуссионные качели»

6

Что такое внеурочная деятельность. Ознакомление с организацией внеурочной деятельности в образовательном учреждении.

2

Мастер – класс по программе внеурочной деятельности «Голубая планета», «Умники и умницы»

Групповая работа «Мир похож на цветной луг», релаксационные этюды.

7

- «Здоровье первоклассника - залог успешного обучения в школе», режим дня будущего первоклассника.

2

Семинар – практикум «Физкультминутки», ИКТ – технологии, памятки, буклеты – памятки, практическая часть – комплексы гимнастики для первоклассника

8

Практическое занятие  Особенности проблемных детей(с речевым недоразвитием, с нарушением самооценки, гиперактивный ребенок,застенчивый ребенок, ребенок с ММД)

2

Групповая деятельность, решение педагогических ситуаций, поведенческий тренинг. Ролевые игры, решение педагогических ситуаций.

9

Индивидуальное консультирование родителей по результатам психодиагностического исследования детей, индивидуальные советы и рекомендации

2

 Индивидуальная работа с родителями - консультирование

3 этап. Анкетирование родителей (удовлетворение родителей организацией работы «Школы», анализ полученных данных).

4 этап. Проектирование дальнейшего хода работы с родителями первоклассников.

10

Совместный праздник для детей и родителей

«Здравствуй, школа !»

2

Групповая работа, музыкотерапия, ИКТ - технологии

 Краткий анализ форм и методов работы педагога - психолога с родителями

 В психолого – педагогических исследованиях многих авторов встречаются различные классификации форм и методов работы с педагога – психолога с родителями. Мы в своей работе за основу принимаем подход О.В.Хухлаевой. Она классифицирует формы и методы работы  по следующим основаниям:

1.Информационные методы

Анкетирование

Интервью

Метод беседы

Метод наблюдения

Метод самонаблюдения

Метод анализа документов

2.Проблемные методы

Групповые игры и упражнения

Игры-энергетики

Игры-проблематизации
Игры на отработку навыков ( ролевая игра).

Метод групповой тематической дискуссии. 

Метод ролевой игры..

Тренинг.

Арт-терапия

В исследованиях  авторов (Безруких М.М, Березина Т.А., Галкина Э.Е.) нас особенно заинтересовали нетрадиционные формы организации родителей.

К наиболее интересным на наш взгляд можно отнести:

1. «Разброс мнений».

«Разброс мнений» - это организованное поочередное высказывание участниками групповой деятельности суждений по какой-либо проблеме или теме. Предполагается, что суждения могут быть самыми разными, неожиданными как по форме, так и по содержанию. Никаких границ для выражения мнений не существует, каждый имеет право сказать то, что хочется, что «приходит в голову».

2 «Конверт дружеских вопросов».

Конверт дружеских вопросов – свободный обмен мнениями на самые различные темы в особо созданной дружеской обстановке. Приготавливается большой красивый конверт, в него вкладывается на отдельных карточках множество (числом равным количеству присутствующих) вопросов по теме занятия. Но формулировка вопроса программирует выход отвечающего на уровень духовности. Например: «Если Вы разозлились, то учитываете ли Вы в это время состояние того, на кого разозлились»?» и др. Пакет с вопросами передается из рук в руки. Причем, ответивший на вопрос преподносит пакет тому, чьи суждения ему особенно интересны. После ответа на вопрос карточка в пакет уже не вкладывается.

3.Психологическая студия

Психологическая студия – одна из новых форм работы с родителями, призванная повысить педагогическую культуру воспитательного процесса. Предметом изучения на психологической студии и субъектом этого изучения выступают психолого-физиологические особенности ребенка, межличностное общение, детско – родительские отношения. Методика психологической студии такова, что самопознание протекает опосредованно, через интересные формы разнообразной деятельности, через познание «другого» как человека. Работа группы проходит как общение добрых друзей, объединенных психологической пытливостью.

4. Ролевая игра в форме групповой дискуссии.

Сюжет игры составляет принятие группового мнения о том, какова роль родителей в развитии психических процессов у детей.

Цель: исследование возможностей групповой дискуссии в выявлении адаптационных резервов детей, повышении роли родителей в развитии психических процессов у детей, возможности проведения коррекционной работы.

5.«Грецкий орех» - зрительный образ трудного вопроса жизни, стоящего перед любым родителем. Иногда он надеется на чью-либо помощь, часто уверен, что сам справится со своими проблемами. Однако момент обозначения проблемы, ее формулировки, выдвижения в качестве главного вопроса жизни – уже начало разрешения.

«Корзина грецких орехов» - это разговор о том, что заботит родителей, с чем не могут пока справиться, - вопросы крепкие, как грецкий орех. Эти вопросы произносятся, как будто бы бросают в общую корзину, как будто бы хотят посмотреть, велика ли эта корзина и каково же ее содержание. Никто не дает никаких советов, не предлагает ответов – внутренняя реакция участников остается тайной каждого, о ней лишь можно догадаться по мимическим, пластическим проявлениям, изредка – по репликам, брошенным кем-либо вслед «грецкому ореху», опущенному на дно корзины. У каждой группы родителей может быть своя «корзина грецких орехов» (для занятия можно использовать корзину, сделанную из папье-маше или сплетенную из ивовых прутьев).

Раскрываются психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста.

6. «Вечер вопросов и ответов» проводится в форме группового интервью.

Групповое интервью – процедура изучения мнения участников (родителей) по поводу определенного вопроса, проводимая путем суммирования, классификации и анализа индивидуальных точек зрения на общую для всех проблему. Тема группового интервью – «Роль родителей в формировании ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у детей, повышение адаптационных возможностей детского организма».

7.«Дискуссионные качели»: Роль родителей в формировании ценностных ориентаций у детей на сохранение и укрепление собственного здоровья и здоровья других людей.

Суть этой формы работы с родителями – в имитации раскачивающихся качелей. Партнерами становятся две группы родителей, расположившиеся друг против друга. После того, как предложен вопрос для обсуждения, они поочередно высказываются по предложенному вопросу, - «качели» начинают свое движение.

Поощряя, корректируя, направляя, усиливая высказывания родителей, руководитель занятия поддерживает ход дискуссионных «качелей», пока ему не покажется, что силы родителей исчерпаны. Он останавливает «качели»: долго качаться нельзя – голова закружится!», подводит итог дискуссии.

8. «День добрых сюрпризов».

Проявление этой формы деятельности связано с распространением житейского взгляда на знаки внимания: лучше один цветок каждый день, чем огромный букет раз в год. День добрых сюрпризов – это этическое упражнение в умении оказывать знаки внимания, это пробуждение жажды доставлять окружающим благо, это веселый добрый розыгрыш, итог которого заведомо приятен. В нем могут участвовать и педагоги, и дети, и родители. О Дне добрых сюрпризов сообщается задолго, так, чтобы у всех участников было время подготовиться, реализовать творческую задумку. Предотвращая нежелательные формы сюрпризов, можно объявить о главном законе этого дня, например: «Сюрприз – это доброе движение доброго сердца».

Обобщение личного опыта педагога – психолога по применению нетрадиционных форм и методов работы с родителями

Работая в школе будущего первоклассника на протяжении 6 лет, нам удалось экспериментальным путем отобрать наиболее эффективные формы и методы работы с родителями, создать авторскую систему работы, учитывая сочетаемость форм и методов организации родителей будущих первоклассников.

Наш опыт показал, что начинать работу с родителями целесообразнее с таких форм взаимодействия, в которых от родителей требуется минимальная активность. Мы применяли информационные методы: информационные тексты, устные информационные сообщения, информационные лекции с применением ИКТ, групповые обсуждения, беседы, анкетирование родителей, индивидуальное консультирование родителей.

Чтобы уже на начальных этапах работы активизировать родителей применяем нетрадиционные формы организации родителей будущих первоклассников. Например:  «конверт дружеских вопросов», «корзину грецких орехов» и т.д. Такие формы организации родителей помогают психологу быстрее наладить контакт с аудиторией, организовать взаимодействие между родителями.

 А по мере возникновения доверия, снижения напряженности, уменьшения уровня тревожности  включались менее определенные и знакомые методы, постепенно повышалась активность родителей. Среди таких форм и методов работы можно назвать проблемные методы: проблемные лекции, «круглые столы», совместные детско – родительские мероприятия, тренинги, ролевые игры, дискуссии, интерактивные игры в малых группах, изо - терапия и др.(Активно применяли нетрадиционные формы взаимодействия: «дискуссионные качели», «Психологическая студия» и др.)

Из опыта работы прошлых лет, мы сделали вывод о том, что родителям необходимо давать возможность присутствовать на занятиях вместе с ребенком. Где родители могут  познакомиться  со стилем работы учителя, узнать требования программы, понаблюдать за учебной деятельностью своего ребенка. Такой этап работы у нас тоже предусмотрен, но он идет дозированно, для родителей готовятся специальные уроки, например, на формирование определенного навыка у ребенка или решения определенной учебной задачи.

На первых порах работы  мы опасались применять проблемные методы работы с родителями, предполагая пассивность последних. Но ожидаемого результата применение только информационных методов мы не получили. И итоговое анкетирование родителей это подтвердило. Уровень тревожности снизился незначительно.

Организовав работу в школе будущего первоклассника по нашей разработке раздела программы и применяя разнообразные формы и методы работы с родителями, уделяя особое внимание проблемным, нам удалось достаточно снизить уровень тревожности родителей, сформировать родительский коллектив, повысить эмоциональный фон в коллективе родителей, что безусловно положительно повлияет на психологическое благополучие детей – будущих первоклассников. Данные наблюдений мы проверили с помощью мониторинга.



Предварительный просмотр:

Рекомендации педагога — психолога  для педагогов,

работающих с детьми ОВЗ

Рекомендации учителям по обучению детей с ОВЗ

         Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы изменения способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Необходимо предоставление особых условий: изменения сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов.

         Необходимые изменения способов подачи информации и модификации должны быть включены в индивидуальный образовательный план учащегося. Эти изменения следует применять так, чтобы они отражали индивидуальные нужды учащихся с особыми потребностями, причем очень важно также узнавать мнение самих учащихся о том, в чем именно они нуждаются.

         Рекомендации по поводу коррективов в учебниках и образовательных программах, возможных изменений на уроке в классе и заданиях и возможных поведенческих ожиданиях, которые нужно принять во внимание при обучении детей с особыми образовательными потребностями.

    В процессе обучения учителю следует:

- использовать четкие указания;

- поэтапно разъяснять задания;

- учить последовательно выполнять задания;

- повторять инструкции к выполнению задания;

- демонстрировать уже выполненное задание (например, решенная математическая задача);

   В учебном процессе использовать различные виды деятельности:

- чередовать занятий и физкультурные паузы;

- предоставлять дополнительное время для завершения задания;

- предоставлять дополнительное время для сдачи домашнего задания;

- использовать листы с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;

- использовать упражнения с пропущенными словами/предложениями.

- обеспечивать школьника копией конспекта.

Способы оценки достижений и знаний учащихся:

- использовать индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;

- ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;

-оценка работы на уроке учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями.

- акцентировать внимание на хороших оценках;

- разрешать переделать задание, с которым ученик не справился;

- проводить оценку переделанных работ;

- использовать систему оценок достижений учащихся.

В организации учебного процесса необходимо:

- использовать вербальные поощрения;

- свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем негативное;

- составлять планы, позитивно ориентированные и учитывающие навыки и умения школьника;

- предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства;

- разработать кодовую систему общения (слова, жесты), которая даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент;

- игнорировать незначительные поведенческие нарушения;

-                   разработать меры вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным;

-                   осваивать знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями здоровья.

 

Рекомендации учителям при работе со слабовидящим школьником

 

Учитель должен знать индивидуальные особенности функционирования зрительной системы ученика. Дети с нарушением зрения при одинаковом состоянии зрительного анализатора (при одинаковой остроте и поле зрения) отличаются друг от друга возможностями его использования: один может выполнять задания с опорой на зрение, другой - на осязание, третий - на осязание и зрение.

В случае если у ребенка нет светобоязни, и он нуждается в дополнительном освещении, рабочее место должно быть освещено настольной лампой с регулятором степени освещенности, поскольку количество света, необходимое для нормального функционирования зрения, зависит как от общей освещенности классной комнаты, так и от функционального состояния зрительного анализатора ученика. Если у учащегося наблюдается сильная светобоязнь, его нужно посадить спиной к окну или закрыть окно шторой. При наличии светобоязни на одном глазу, ребенку следует сидеть так, чтобы свет падал с противоположной стороны.

В процессе выполнения письменной работы, необходимо следить за осанкой ученика с нарушением зрения, прежде всего в младших классах. Расстояние от глаз ученика до рабочей поверхности должно быть не менее 30 см. Для чтения можно использовать подставки.

Учителю  следует знать, что оптимальная нагрузка на зрение у слабовидящих учеников составляет не более 15 - 20 минут непрерывной работы, для учеников с глубоким нарушением зрения, в зависимости от индивидуальных особенностей, она не должна превышать 10 - 20 минут.

Учителю  следует помнить, что темп письма и чтения слепого или слабовидящего ниже.  В связи с этим используются диктофоны, на которые записываются фрагменты урока.

На уроках математики необходимо использовать, с одной стороны, компенсаторные механизмы памяти (устный счет), с другой стороны - прибор прямого чтения.

Речь учителя должна быть выразительной и точной, необходимо проговаривать все, что он делает, пишет, рисует или когда проводит опыт.

Словарную работу следует проводить на каждом уроке, а не только на уроках родного языка, т.к. для многих слабовидящих характерен вербализм, который объясняется обедненностью опыта и отсутствием за словом конкретных представлений.

Необходимо проводить специальную работу по ориентировке. Работу по обучению ориентированию следует вести на всех занятиях, где материал позволяет усвоить и закрепить соответствующие знания. Это возможно при работе с книгой, с планом, на занятиях по рисованию и физической культуре. При этом важно использовать все сохранённые и нарушенные анализаторы.

 

Рекомендации учителям по оптимизации обучения детей с ММД

·                    Интенсивный темп занятия может приводить к ухудшению общего соматического состояния детей, замедлять процесс физиологической нормализации работы мозга, усиливать его дезорганизацию. Необходимо избегать переутомления детей в течение всего учебного дня.

·                    Лучше, чтобы  эти дети вообще как можно меньше писали. Удобно использовать тетради с напечатанными заданиями, в которых нужно только проставить, или обвести, или дорисовать ответ. Вместо того чтобы писать на доске, ребенку можно предложить выбрать карточку с ответом из висящих рядом с доской кармашков.

·                    Мелкую моторику, необходимую для выработки хорошего почерка, развивать раскрашиванием по методу Монтессори. А проблем с прописыванием букв бывает значительно меньше, если к нему дети приступают после тренировочной работы с раскрасками.

·                    Обучение чтению должно значительно опережать обучение письму и проводиться с визуальной опорой на буквы или, еще лучше, целые слова.

·                    Использовать системность подачи информации, которая создает системно организованную память, облегчает поиск необходимой информации, развивает мышление. Форма подачи информации должна быть алгоритмичной, четкой. Должна соблюдаться лаконичность формулировок, оформления, иллюстраций, которые не должны содержать ничего лишнего, незначащего, отвлекающего.

·                    Необходимо показывать, рассказывать, совместно обыгрывать ту информацию, которая должна быть усвоена ребенком. При этом не следует требовать ответов, спрашивать, что ребенок запомнил. Учебные демонстрации и рассказы должны быть короткими (2-З минуты), быстрыми, каждый раз частично обновляться, чтобы не ослабевал интерес.

В конце “работы” надо обязательно хвалить ребенка независимо от того, демонстрировал он свои знания или только смотрел, слушал и повторял. Запоминание на самом деле идет прекрасно, когда от ребенка не требуют воспроизвести все, что он должен запомнить, и у него нет страха забыть что-то, оказаться несостоятельным и получить неодобрение взрослых.

·                    При объяснении любого урока надо давать детям точный алгоритм действий, уметь выделять сущность. Следует использовать короткие, четко построенные фразы. Желательно разрабатывать графическое изображение алгоритма для каждой темы и давать его детям на карточках. Не надо заставлять их самих вычерчивать или рисовать алгоритм, лучше “проиграть” его с детьми.

·                    Обстановка на уроках должна быт свободной и непринужденной. Нельзя требовать от детей невозможного: самоконтроль и соблюдение дисциплины, исключительно сложны для ребенка с ММД. Искренние попытки ребенка соблюдать дисциплину (правильно сидеть, не вертеться, не разговаривать и т. д.) и переживания по поводу того, что это никак не получается, еще быстрее приводят к переутомлению и потере работоспособности. Когда на дисциплине не заостряется внимание, а уроки проводятся в игровой форме, дети ведут себя спокойнее и более продуктивно работают.

·                    Если учитель видит, что ребенок «выключился», сидит с отсутствующим взглядом, то в этот момент его не надо трогать: ребенок все равно будет не в состоянии разумно отреагировать.

·                    При проведении игровых уроков нужно помнить, что сильные

и яркие эмоциональные впечатления могут дезорганизовать деятельность детей.

·                    Для детей с ММД не подходят традиционно используемые методы эмоционального включения в урок.

·                    Не использовать сильные отрицательные эмоции в обучении детей с ММД, которые снижают способность к обучению.

·                    Монотонная неинтересная работа утомляет детей с ММД.

·                    У детей с ММД часто возникает проблема с закреплением материала, переводом его из кратковременной, оперативной памяти в долговременную. Для закрепления материала урок должен быть построен так, чтобы на его протяжении варьировался один и тот же алгоритм или тип задания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как научить ребёнка работать над проектом? Учитель начальных классов: Борисова О.Н.

Слайд 2

Проект – одна из форм исследовательской работы. Проект – совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Проект

Слайд 3

раскрытие творческого потенциала; умение работать в группе; деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися; умение презентовать свою работу. Что такое проект? Для ученика

Слайд 4

Проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация. Что такое проект? Для учителя

Слайд 5

Чему учит проектирование: строгости и четкости в работе; умению планировать свои изыскания; формирует важное для жизни стремление – двигаться к намеченной цели. Проектирование – это творчество по плану, в определённых контролируемых рамках.

Слайд 6

Монопредметный; Межпредметный - прослеживает связи двух, реже трех учебных предметов, например, литературы и истории, географии и биологии; Надпредметный - не выделяет для реализации отдельные предметные области, а способствует формированию метапредметных знаний и ключевых компетенций. Классификация по предмету:

Слайд 7

Классификация по количеству участников: Индивидуальный; Групповой (работа в небольшой группе — обычно от 2—3 до 7 человек); Коллективный (работа с целым классом или несколькими группами).

Слайд 8

Классификация по ведущей компетенции: Исследовательский (ведущая компетенция - учебно-познавательная); Информационный (ведущая компетенция - информационная); Коммуникативный (ведущая компетенция - коммуникационная); Социальный (ведущая компетенция - социально-трудовая); Развивающий (ведущая компетенция - саморазвитие).

Слайд 9

План создания проекта:

Слайд 10

Особенности организации Тема проекта - выбирается из содержания учебных предметов; - близка и понятна детям ; - находится в зоне их ближайшего развития. Длительность выполнения проекта 1-2 урока; 1-2 недели в режиме урочно-внеурочных занятий при участии родителей. Оценка выполнения проекта Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.

Слайд 11

Проект – это пять «П» : -роблема, -роектирование -оиск информации, -родукт, -резентация. П

Слайд 12

Требования к проектам В проекте обязательно должна быть решена какая-либо проблема. Исследование, как и сам проект, учащийся должен выполнять самостоятельно . Результаты выполненного проекта должны быть материальны (оформлены) и иметь практическую значимость.

Слайд 13

Структура учебно- исследовательской работы: Введение. Актуальность. Объект исследования. Предмет исследования. Цели и задачи исследования. Гипотеза. Практическое значение работы. Основная часть (теоретическая). Практико-ориентированная часть (проведение эксперимента, диагностика). Выводы.

Слайд 14

Как сформулировать цель? Цель звучит ёмко и отражает тему проекта: · · написать.. · составить.. · сделать.. · выяснить.. · доказать.. · разработать… · убедить..

Слайд 15

Как сформулировать задачи? Задачи – это шаги, которые необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели: изучить… описать… установить выявить… сформулировать… привлечь… исследовать…

Слайд 16

Как сформулировать гипотезу? Гипотеза – это предвидение событий. Гипотезы – обычно начинаются словами: - предположим… - допустим… - возможно… - что, если…

Слайд 17

Методы исследования Понаблюдать Прочитать Найти в Интернете Спросить у взрослых Провести опыт

Слайд 18

Рефлексия: Я узнала… В ходе работы удалось научиться… Порадовалась тому, что… Постигаешь (улавливаешь) смысл… Выражу свое мнение, свою позицию…

Слайд 19

Формы продуктов проектной деятельности справочник; газета; журнал; альбом; гербарий; карта; экскурсия; игра; сценарий праздника; костюм; макет; модель; сувенир; мультимедийный продукт; учебное пособие и др.

Слайд 20

Формы презентации проектов демонстрация медиа-презентации, коллажа, макета, журнала, игрушек, предметов домашнего обихода; защита реферата; сюжетно-ролевая игра или экскурсия; праздник или инсценировка ; демонстрация учебного пособия и т.п.

Слайд 21

Литература Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе//Начальная школа. 2004. № 2. С.96-101. Кривцова А. Правило трех «С»//Школьный психолог. 2005. №18. Кузнецова Л.М. Параллельный мир//Школьный психолог. 2005. №18.С.19-23. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993. Цукерман Г.Л., Поливанова Н.К. Введение в школьную жизнь. Томск: Пеленг, 1992. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М. 2004. А.И.Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников, Издательство «Учебная литература», 2008.

Слайд 22

Исследовательские умения Менеджерские умения Оценочные умения Рефлексивные умения Презентационные умения Информационные умения Коммуникативные умения Развитие школьников в процессе проектной деятельности

Слайд 23

Критерии успеха работы над проектом Достижение конечного результата. Овладение учащимися учебными умениями, связанными с приемами самостоятельного приобретения знаний. Сплоченность участников команды. Получение удовлетворения от сделанного. Уверенность детей в том, что они могут создавать продукт, востребованный для них и других людей.



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга с использованием нетрадиционных форм работы  "Психологическая готовность школе. В семье будущий первоклассник»

Цель: способствовать расширению представлений родителей, дети которых посещают подготовительную группу, о готовности к школьному обучению.

Задачи:

1. Привлечь внимание родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе;

2. Определить, что входит в понятие “психологическая готовность к школе”;

3. Вовлечь родителей в понимание готовности ребенка к  школе через опыт активного обучения.

4. Применять различные виды работ для достижения задач семинара.

Форма работы: групповая

Виды работы: короткое информационное сообщение, упражнения в парах, обсуждения, работа в небольших группах, игры,

Ход семинара

  1. Упражнение «Имя - качество»

Цель: активизация положительных эмоций, настрой на совместную работу.

Здравствуйте, уважаемые родители! Давайте познакомимся поближе. (Все родители сидят в кругу.) Каждый из вас сейчас по очереди называет свое имя и какое-то прилагательное (качество, которое начинается на первую букву имени (при затруднении — на вторую). Например, Ирина — инициативная (игривая, изобретательная, интеллектуальная, интересная). 

2. Игра-опрос

Цель: помочь выяснить насколько хорошо вы знаете своих детей.

« Все присутствующие получили 3 листочка разных цветов. Я задаю вопрос, а вы поднимаете листочки».

Если

“Да” - красный цвет.

 “Нет” - зеленый.

“Не знаю” - синий.

Вопросы

Добрый ли ваш ребенок?

Вежливый ли ваш ребенок?

Общительный ли ваш ребенок?

Внимательный ли ваш ребенок?

Правдивый ли ваш ребенок?

Отзывчивый ли ваш ребенок?

Справедливый ли ваш ребенок?

Ответственный ли ваш ребенок?

3. Упражнение «Разброс мнений»

О том, что начало обучения ребенка в школе — один из самых серьезных моментов в его жизни, знают все. Но что значит «серьезный момент»? Что изменится в жизни ребенка, что нового он приобретет? На этот вопрос я попрошу ответить вас.

Родители выполняют задание, передавая друг другу мяч.

Например: новый коллектив, новые знания, новая учительница, много новых впечатлений, новые обязанности, большие нагрузки.

4. Упражнение - дисскусия «Идеальный первоклассник».

Цель: осознание разницы между ожиданиями и реальностью.

Инструкция: Участникам предлагается назвать качества идеального первоклассника (черты характера, внешний вид) и записать их на ватмане.

Комментарий: Как показывает опыт проведения этого упражнения, разница между ожиданиями и реальностью очевидно. Идеальный образ первоклассника (аккуратный, собранный, ответственный, отличник) далек от реального (растрепанный, шаловливый, веселый, ошибающийся, любящий побегать, подраться).

Затем предлагает познакомиться с “портретом идеального (по мнению психологов, педагогов) первоклассника”

5. Игра «Конверт дружеских ответов»

Раздаются карточки с первыми словами предложения, а родители должны его продолжить.

Мой ребенок любит играть ...

Игры могут научить детей ...

Мой ребенок боится ...

Мой ребенок любит ...

Я со своим ребенком занимаюсь ...

Моему ребенку трудно ...

Мой ребенок не умеет ...

Мой ребенок в школе ...

Я хочу, чтобы мой ребенок ...

Меня волнует в моем ребенке ...

Положительные черты характера моего ребенка – это ...

Дома я своему ребенку читаю ...

Я думаю мой ребенок в школе ...

Я рассказываю своему ребенку о школе ...

Любимая сказка моего ребенка ...

Меня радует в моем ребенке ...

Мой ребенок умеет хорошо ...

С началом школьной жизни я думаю, что мой ребенок ...

6. Рефлексия. «Корзина Грецких орехов»

Передавая корзину с грецкими орехами, каждый участник тренинга берет себе орех и ему предлагается ответить на вопрос:

• Чем полезно именно для вас было данное занятие?

• Что нового о себе и своем ребенке вы узнали?

Главный совет, который могут дать педагоги родителям будущих первоклассников, — любите своего ребенка таким, какой он есть, уважайте его индивидуальность, будьте внимательными к его жизни, к его настроению, желаниям.

Памятка родителям будущих первоклассников.

  1. Поддерживайте в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Ваш ребенок придет в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
  2. Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  3.       Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у будущего первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними до школы или на первом году обучения.
  4. Поддерживайте будущего первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка  способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
  5. Если вас что-то будет беспокоить в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
  6.  С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы.   Это учитель.   Уважайте мнение ребенка о своем педагоге.
  7. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно методическое пособие в помощь педагогу психологу. Программа формирования психологических компонентов школьной готовности у детей.

представлена программа, разработанная педагогом-психологом для комплексной подготовки дошкольников к школьному образованию. В программу включены задания по развитию произвольности поведения, познавате...

Консультативная помощь педагогам "Методика проведения артикуляционной гимнастики"

Рекомендации педагогам по проведению артикуляционной гимнастики с дошкольниками включают: отбор артикуляционных упражнений, количество, последовательность и способы их выполнения....

Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям детей с задержкой психического развития для профилактики школьной дезадаптации.

В статье описываются психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, влияющие на школьную дезадаптацию. Раскрываются параметры успешной а...

Вячеслав Букатов "Игровая "неотложка" Практическая помощь педагогам в формировании дружного класса

ПРЕДИСЛОВИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4БАТУТ УЧИТЕЛЬСКИХ ИМПРОВИЗАЦИЙ . . . . . . . . . . . . . . . 4ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ....

Помощь педагогам при работе с детьми начальной школы

Ребенок с помощью школы должен не только научиться добывать самостоятельно знания, но, главное, понимать их ценность, уметь их применять в жизни. Для этого необходимо изменить и ха...

Алгоритм работы социального педагога с детьми и семьями находящимся в социально опасном положении

Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Он прово...