АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Моя малая Родина»
рабочая программа (3 класс) на тему

Мельникова Наталья Михайловна

Одним из приоритетных направлений внеурочной деятельности обучающихся является духовно-нравственное направление, которое представлено программой «Моя малая Родина».

        Данная программа внеурочной деятельности  «Моя малая Родина»  для 3 класса разработана на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта.

       Данная программа объединяет школьников, желающих систематизировать и расширять знания в изучении природы родного края, истории образования своего города и района, исследовании местной флоры и фауны. В ходе реализации программы школьники получают знания об охране окружающей среды и бережного отношения к ней. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение            

 средняя общеобразовательная школа №1

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА 

внеурочной деятельности

духовно-нравственного направления

«Моя малая Родина»

разработана учителем начальных классов                                                      высшей квалификационной категории

Мельниковой Натальей Михайловной

МБОУ  СОШ № 1г. Белая Калитва                                Ростовская область

Паспорт программы.

Название программы

«Моя малая Родина»

Разработчик программы

Мельникова Наталья Михайловна,

учитель начальных классов

Сроки реализации

1 год

Участники

Ученики 3 класса, учителя начальных классов и родители

Содержание материала

Формирование представления о своей малой Родине – Белокалитвинской земле

Нормативно-правовая основа программы «Моя малая Родина»

  • Конституция РФ
  • Конвенция ООН о правах ребёнка,
  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ); (преемственность образовательных программ.; доступность дошкольного образования.)
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  • Устав школы

Пояснительная  записка.

Одним из приоритетных направлений внеурочной деятельности обучающихся является духовно-нравственное направление, которое представлено программой «Моя малая Родина».

        Данная программа внеурочной деятельности  «Моя малая Родина»  для 3 класса разработана на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта. 

       Данная программа объединяет школьников, желающих систематизировать и расширять знания в изучении природы родного края, истории образования своего города и района, исследовании местной флоры и фауны. В ходе реализации программы школьники получают знания об охране окружающей среды и бережного отношения к ней. Кроме того, в процессе углубленного изучения своей родины, дети знакомятся с жизнью замечательных людей своего города, занимаются изучением материальной и традиционной культуры народов, живущих рядом. Таким образом, у учащихся совершенствуются навыки и умения научно-исследовательской работы, направленные на становление личности ребенка через использование краеведческого материала, учитывающие возрастные и психологические особенности младших школьников, предусматривает приобретение основных краеведческих знаний о родном крае, соответствует интересам учащихся и является реально выполнимой.

 Теоретические и практические занятия должны проводиться с использованием новейших методик и технологий.

        Ведущим видом деятельности является развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся. Содержание программы носит личностно-ориентированный и развивающий характер.

  Основной целью программы является создание условий для формирования у детей младшего школьного возраста целостного представления о своей малой Родине, воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой город и область (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Достижение цели становится возможным через решение следующих задач:

1.Формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта, края и его населения;

2.Ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Ростовской области, как опорного края России;

3.Развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности;

4.Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.

5.Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.  

6.Развитие интеллектуальных  умений, навыков исследовательской и проектной деятельности в ходе изучения местного материала, воображения и эмоций в процессе исторической реконструкции местных сюжетов; формирование ключевых компетентностей;

7.Формирование положительной мотивации в общественно-полезной    деятельности учащихся по сохранению природы родного края.

8.Формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;

 9.Общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, памятников истории и культуры.

Условия реализации программы.

Продолжительность реализации программы один год. Программа предназначена для учащихся 3 класса начальной школы.

Программа реализуется при двухчасовом режиме работы в неделю, всего 68 часов, продолжительность занятия – 30-35 минут.

 

Планируемые результаты освоения программы «Моя малая Родина» к концу 3 класса

Личностные УУД:

будет сформировано: осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие; положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своего города; способность к самооценке; знание и понимание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение; чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края; понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье;

получат возможность для формирования: установки на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении; устойчивого интереса к изучению природы, человека, истории своей страны; умения оценивать трудность предлагаемого задания; адекватной самооценки; чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе; осознанных устойчивых эстетических предпочтений в мире природы; осознанного положительного отношения к культурным ценностям; основ экологической культуры; уважительного отношения к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, города, страны;

Метапредметные:

Регулятивные УУД принимать и сохранять цель познавательной деятельности; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; осуществлять пошаговый и итоговый контроль; осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями; самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.

Познавательные УУД: находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты; осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам; устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе; обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы; выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов; устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя); сравнивать исторические события, делать обобщения.

      получат возможность научиться: осуществлять поиск информации с использованием     ресурсов библиотек и Интернета; сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий; сравнивать исторические и литературные источники; строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников; собирать краеведческий материал, описывать его.

     Коммуникативные УУД: сотрудничество с одноклассниками при выполнении заданий в паре: установление очерёдности действий, осуществление взаимопроверки; распределение обязанностей при работе в команде, группе;  учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.

Предметные: родословную своей семьи; историю своего населённого пункта, различных учреждений; историю народов, проживающих в своём крае и их традиции; основные краеведческие термины и понятия; администрацию района и своего населённого пункта, правительство, губернатора Ростовской области, значения официальных символов; основные этапы и ключевые события истории с древности до наших дней; изменения природной среды в результате деятельности человека; особенности природы, населения; специфику географического положения и административно-территориального устройства; природные и антропогенные причины  возникновения экологических проблем; важнейшие достижения культуры и системы ценностей

     

Содержание программы.

Содержание разработанной программы достаточно универсально, что предоставляет широкие возможности для создания индивидуализированных учебно-тематических планов. При этом учителю предлагается дать собственный подход в части структурирования материала, а также путей формирования системы способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым, данная программа содействует сохранению единого образовательного и воспитательного пространств, не сковывая творческой инициативы, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению всего курса, формированию ключевых компетенций.

Программа выполняет две функции:

               - информационно-методическая функция - позволяет всем участникам внеурочной деятельности получить представление о целях, содержании, воспитании и развитии учащихся средствами данного направления;

              - организационно - планирующая  функция - предусматривает выделение этапов деятельности, структурирование материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:

         - признание приоритета воспитательных задач, его нацеленности на формирование патриотов страны, своей области, района, населённого пункта, рачительных хозяев;

         - выделение этапов подготовки школьников в соответствии с возрастом учащихся, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении реализации программы внеурочной деятельности единства целей и принципов.

В содержательной линии:

            - изложение содержания с территориально - хронологических позиций;

            - понимание этапов представляемой программы, позволяющих учащимся увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный, единый мир.

Следовательно, курс данной программы должен быть интегративным, вбирающим в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, исторические, культурологические компоненты. Однако, опираясь на содержание традиционных школьных предметов, содержание программы духовно-нравственного направления при этом не должно являться повтором сведений из этих предметов;

- несводимость данного курса к содержанию ни одного другого школьного предмета (окружающий мир, география, история и др.): имея свой объект изучения, выступая средством рассмотрения региона как целостной системы, оно выходит на вопросы, которые не рассматривает ни один из других школьных предметов;

- принципиальное различие содержания национально-регионального и краеведческого компонента для каждого конкретного населённого пункта;

- пристальное внимание к субрегиональному материалу, к изучению истории и сегодняшней жизни своего района, посёлка, улицы, дома;

- опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России и региона;

- обращение к реалиям повседневной жизни, решение воспитательных задач курса с помощью содержания, актуального для учащихся, осуществление личностно-ориентированного подхода при определении сущности изучаемого курса.

В организационной линии:

        - реализация важнейшей особенности данного направления внеурочной деятельности;

        - придание особой роли наглядности в реализации программы в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио - и визуальных материалов, мультимедийных технологий;

        - вовлечение в практическую деятельность по изучению края (населенного пункта) через обучение учащихся работе с источниками и справочной литературой и ученические исследования , экспедиции (археологические, экологические, геологические, этнографические, фольклорные и археографические и т.п.), экскурсии и туристические походы.

          Программа курса духовно-нравственного направления в ходе внеурочной деятельности младших школьников «Моя малая Родина», представлена в виде семи блоков, каждый из которых предусматривает реализацию целей, задач, ключевых вопросов представляемой программы:

1. История моей семьи (9 часов).

2. История своего города (12 часов).    

3. История открытия нашего края (10 часов).

4. Белокалитвинский  район –железнодорожный узел (8 часов).

5.Ростовская область –  субъект Российской Федерации (10 часов).

6. Природа нашего края (13 часов).

7. Природные комплексы края (6 часов).

Каждый блок разделён на разделы по тематике курса и включает в себя практические работы.

Содержание курса «Моя малая Родина» 3 класс (68 часов).

История моей семьи (9 часов).

Моя родословная. Генеалогическое дерево семьи.

Старые фотографии рассказали. Вклад семьи в развитие своего края.

Традиции семьи.

Практические работы:

1) Составление древа семьи.

2) Исследование старых фотографий и их анализ.

3) Беседы с родителями, бабушками и дедушками, родственниками об их участии в развитии своего посёлка.

4) Изучение традиций семьи и их описание.

История своего посёлка (12 часов).    

История создания металлургического завода, строительства города. История школы и других учреждений.

Народы, заселяющие населённый пункт. Традиции народов, живущих в городе.

Практические работы.

1) Экскурсия на завод с целью изучения его истории развития.  

2) Посещение музея с целью анализа данных о развитии завода и города.

3) Изучение материалов об истории школы и других учреждений населённого пункта.

4) Администрация поселения.

5) Изучение и описание традиций народов, живущих в городе.

История открытия нашего края (10 часов).

Открытия и исследования.

История города.

Полезные ископаемые. Древняя история подземных кладовых.

Практические работы.

1) Работа с картой Ростовской области.

2) Исследование полезных ископаемых.

3) Составление рассказа о биографии города.

Белокалитвинский район –железнодорожный узел (8 часов).

История района.

Происхождение названий местных населённых пунктов, улиц.

Символы района.

Администрация района.

Практические работы.

1) Работа на контурной карте с целью обозначения границ Белокалитвинского района.

2) Работа с топонимическим словарём.

3) Изучение символики района.

Ростовская  область –  субъект Российской Федерации (10 часов).

Ростовская область на карте мира, на карте Российской Федерации.

Границы, пограничные территории.

Ростов-на -Дону – столица нашей области.

Официальные символы.

Практические работы.

1) Работа на контурной карте с целью обозначения границ Ростовской  области.

2) Изучение герба, флага, гимна Ростовской области.

Природа нашего края (13 часов).

 Представители животного и растительного мира, редкие и исчезающие растения и животные. Красная книга Ростовской области.

Край рек. Водные объекты нашего края. Характеристика местных рек, использование в хозяйственной деятельности.

 Климат и погода. История метеонаблюдений. Современные наблюдения за погодой. Опасные погодные явления. Местные приметы о погоде. Климатическая характеристика района проживания.

Практические работы.

1) Работа с топонимическим словарём о происхождении названий географических объектов.

2) Составление рассказа о реках города.

3) Виртуальная экскурсия в районный метеорологический пункт.

4)Фотовыставка «Местные пейзажи в разные времена года».

5) Составление альбома о местных животных и растениях.

Природные комплексы края (6 часов).

Природные комплексы и их охрана.

Заповедники 21 века.

Памятники природы края.

Практические работы.

1) Виртуальная экскурсия горы «Две сестры».

2) Конкурс плакатов и рисунков «Берегите природу!»

3) Викторина об охраняемых территориях и заповедниках нашего края, памятниках природы.

4) Виртуальное путешествие в Сосновый бор.

Тематическое планирование курса «Моя малая Родина».

Раздел, тема.

Количество часов

Форма занятий

всего

теор

практ

1

2.

3.

4.

5.

6.

7.

История моей семьи.

1. Генеалогическое дерево семьи. Моя родословная.

2.Старые фотографии рассказали. Вклад семьи в развитие своего края.

3. Традиции семьи.

Практические работы:

1) Составление древа семьи.

2) Исследование старых фотографий и их анализ.

3) Беседы с родителями, бабушками и дедушками, родственниками об их участии в развитии своего посёлка.

4) Изучение традиций семьи и их описание.

История своего города.    

1.История создания металлургического завода, строительства города.

2.История школы и других учреждений.

3. Народы, заселяющие населённый пункт.

4. Традиции народов, живущих в городе.

Практические работы.

1) Экскурсия на завод с целью изучения его истории развития.  

2) Посещение музея с целью анализа данных о развитии города.

3) Изучение материалов об истории школы и других учреждений населённого пункта.

4) Администрация городского поселения.

5) Изучение и описание традиций народов, живущих в городе.

История открытия нашего края.

1. Открытия и исследования. История гор.

2. Рождение гор.

3. Горная решётка

4.Полезные ископаемые. Древняя история подземных кладовых.

Практические работы.

1) Работа с картой.

2) Исследование полезных ископаемых

.

3) Составление рассказа о биографии гор.

Белокалитвинский район –железнодорожный узел.

1. История района.

2.  Происхождение названий местных населённых пунктов, улиц.

3.Символы района.

4. Администрация района.

Практические работы.

1) Работа на контурной карте с целью обозначения границ Белокалитвинского района.

2) Работа со словарём.

3) Изучение символики района.

Ростовская область –  субъект Российской Федерации.

1. Ростовская область на картах мира и  России.

2. Границы, пограничные территории.

3. Ростов -на -Дону – столица нашей области.

4. Официальные символы.

5.  Губернатор и правительство области.

Практические работы.

1) Работа на контурной карте с целью обозначения границ Ростовской области.

2) Изучение герба, флага, гимна Ростовской области.

3) Достопримечательности города.

Природа нашего края.

1. Представители животного и растительного мира, редкие и исчезающие растения и животные.

2. Красная книга Ростовской области.

3. Край рек. Водные объекты нашего края.

4. Реки – это жизнь.

5.  Характеристика местных рек, использование в хозяйственной деятельности.

6. Климат и погода. История метеонаблюдений. Современные наблюдения за погодой.

7. Опасные погодные явления. Местные приметы о погоде.

8. Климатическая характеристика района проживания.

Практические работы.

1) Работа с топонимическим словарём о происхождении названий географических объектов.

2) Составление рассказа о реках Ростовской области.

3) Заочная экскурсия в районный метеорологический пункт.

4)Фотовыставка «Местные пейзажи в разные времена года».

5) Составление альбома о местных животных и растениях.

Природные комплексы нашего края.

1. Природные комплексы и их охрана.

2. Заповедники 21 века.

3. Памятники природы края.

Практические работы.

1) Виртуальная экскурсия горы «Две сестры».

2) Конкурс плакатов и рисунков «Берегите природу!»

3) Викторина об охраняемых территориях и заповедниках нашего края, памятниках природы.

4) Виртуальное путешествие по Сосновому бору.

5) Составление правил поведения на территории памятников природы.

9

3

3

3

12

3

3

2

4

10

3

2

2

3

8

3

3

1

1

10

2

2

2

2

2

13

2

1

2

1

2

3

1

1

6

2

2

2

3

1

1

1

5

1

1

1

2

5

1

1

2

1

4

2

1

1

4

1

1

1

1

6

1

1

1

1

1

1

2

1

1

4

1

1

1

1

1

1

7

2

1

1

1

2

5

2

2

1

4

1

2

1

6

2

2

2

7

2

1

1

1

2

4

1

1

1

1

Рассказ учителя

Беседа

Практическая работа

Беседа

Творческий проект с защитой

Исследовательский проект

Рассказ учителя

Просмотр презентации и обсуждение

Анкетирование и опрос

Экскурсия

Практическая работа

Викторина

Интеллектуальный марафон

Рассказ учителя

Практическая работа с картой Ростовской обьласти

Практикум по изучению полезных ископаемых

Практическая работа

Викторина

Составление рассказа

Исследовательский проект

Рассказ учителя

Практикум с контурной картой

Практическая работа со словарём

Интеллектуальный марафон

Рассказ учителя

Работа с картой

Беседа

Просмотр презентации

Практиче6ская работа

Олимпиада

Просмотр презентации

Практическая работа

Презентация

Работа с энциклопедией

Изучение исследовательских работ

Рассказ учителя

Практическая работа

Практическая работа

Творческий проект

Экскурсия

Выставка

Практическая работа

Рассказ учителя

Путешествие по заповедному краю

Экскурсия

Творческий конкурс

Викторина

Экскурсия. Просмотр презентации с обсуждением

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России  - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
  3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
  4. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Т.Л.Белоусова и др.- М.:Просвещение, 2011, 127с.
  5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя.  А.Г.Асмолов, и др.- М.: Просвещение, 2011.- 151 с.

литература, рекомендуемая для учащихся

  1. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2006.

литература, используемая учителем

  1. Алексенко В.Н., Мартынова М.И.  География Ростовской области. Ростов-на-Дону, «Терра», 2005.
  2. Донецкий А., Снитко А. Белая Калитва. Историко-краеведческий очерк. – Ростов-на-Дону:  Ростовское книжное издательство, 1978.
  3. Донской народный костюм. Сост Т.К.Тумасов. Т.С. Скуба. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во,1986.
  4. Закруткин В.А. Природа родного края. Научно-популярные статьи и очерки. Ростов. Кн. Изд-во.1975.
  5. Ильюков Л.С. Очерки древней истории Донского края. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2004.
  6. Казачий Дон: Очерки истории. В 2ч. /А.П.Скорик, Р.Г.Тикиджьян и др. -  Ростов-на-Дону: Изд-во обл.ИУУ, 1995.
  7. По старым казачьим станицам. Под. ред. Чеснока В.Ф. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во.1985.
  8. Сафонова Л. Белая Калитва.300 лет – ИП Ютищев – 2003.
  9. Сафонова Л. Казаки Усть –Белокалитвинского Юрта.- Ростов-на-Дону: «Аверс»,2007.
  10. Степаненко Л.Г. Ростовская область. Растительное убранство. Ростов-на-Дону:  «Багир», 2003
  11. Степаненко Л.Г. Степные загадки. Ростов-на-Дону:  «Багир», 2004.
  12. Сухарев Ю. Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории. Чапаевск. 2001.

13. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Кн. в 3 ч. Ростов-на-Дону: «Учитель», 2003.

14. Чёрная А.В. Традиционные игры Дона: этнопсихологический феномен. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.гос.пед.ун-та, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Нравственно-патриотическое направление «Моя малая Родина» 2 класс .

       «Краеведение – это радость подробного узнавания  жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков....

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Моя малая родина"

Рабочая программа предназначена для внеурочной деятельности по духовно-нравтсенному направлению "Моя малая родина". 3 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности гражданско-патриотического направления «Моя малая родина»

Модернизация в обществе и соответственно в образовании, влечет за собой изменение стандарта знаний, составной частью которого является знание истории своей Малой Родины. Так основ­ными направления...

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного, социального направления « Я гражданин России » для 1- 4 классов

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать...

Авторская программа по духовно-нравственному воспитанию "С чего начинается Родина" для начальной школы

Данная программа является интегрированной, междисциплинарной, реализуется во внеурочной деятельности. Программа рассчитана на 4 года обучения с 1 по 4 класса  для детей младшего школьного возраст...

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Моя малая родина» для начальной школы

Одним из приоритетных направлений внеурочной деятельности обучающихся является духовно-нравственное направление, которое представлено в нашем общеобразовательном учреждении ТО «Наш Кужебар, хран...