Рабочая программа внеурочной деятельности гражданско-патриотического направления «Моя малая родина»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Модернизация в обществе и соответственно в образовании, влечет за собой изменение стандарта знаний, составной частью которого является знание истории своей Малой Родины. Так основ­ными направлениями Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является вос­питание гражданственности, патриотизма. Таким образом, актуальность данной программы возрастает в связи с ростом роли патриотического воспитания. Огромную важность приобретают вопросы патриотиче­ского воспитания через изучение своей малой родины в кружковой работе. Для учащихся начальных классов я разработала программу кружка « Моя малая родина».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_malaya_rodina.docx57.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Тыгдинская средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа

внеурочной деятельности

гражданско-патриотического направления

«Моя малая родина»

Составитель:

Вамбольд Н.А.

Пояснительная записка

Основные задачи модернизации российского образования - повышение его доступности, качества и эффективности. Модернизация в обществе и соответственно в образовании, влечет за собой изменение стандарта знаний, составной частью которого является знание истории своей Малой Родины. Так основными направлениями Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание гражданственности, патриотизма. Таким образом, актуальность данной программы возрастает в связи с ростом роли патриотического воспитания. Огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение своей малой родины в кружковой работе. Для учащихся начальных классов я разработала программу кружка « Моя малая родина».

Программа дополнительного образования «Моя малая Родина» руководствуется педагогическими принципами, которые выражаются в следующих категориях: научная достоверность используемого материала; соответствие содержания, методики обучения и воспитания уровню психофизического развития учащихся; комплексность решения задач обучения и воспитания; постоянство требований и систематическое повторение действий; гуманизация образовательного процесса и уважение личности каждого воспитанника; единство развития коллективных свойств творческого сотрудничества и личностной инди-видуальности каждого ребенка.

Программа рассчитана на учащихся 1- 4 классов общеобразовательных учреждений. Курс программы рассчитан на 54 часа. Занятия для учащихся первого класса начинаются со второго полугодия. Программа состоит из трёх разделов: « Мой дом. Моя семья», «Моё село. Мой край», «Природа и мы». Содержание каждого года обучения представлено в тематическом плане. Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории, природе родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов.

Данная программа позволит осуществить военно-патриотическое направление во внеурочной деятельности.

Программа кружка «Моя малая Родина» является ориентиром для учителей с. Тыгда

Основные цели: - создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации ребёнка в окружающем мире; - воспитывать гражданское самопознание через ознакомление с историей, природой и культурой родного села.

Задачи для учащихся по возрастным группам:

В 1 классе: - расширять представления о ближайшем социальном окружении; -учить видеть прекрасно) окружающем мире; - познакомить с картой района, области; - развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.

Во 2 классе: - способствовать осознанию неразрывной связи истории родного села с историей стран

-        дать понятие о символах района и Российского государства; - учить пользоваться картой - схемой Магдагачинского района; - расширять знания о природе, растительном и животном мире края, учить видеть прекрасное в окружающем мире; - учить выбирать наиболее безопасный путь из школы домой; - развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.

В 3 классе: - уточнять знания о достопримечательностях Магдагачинского  района;

-        схемой села; -познакомить с земляками внёсших вклад в победу над врагом, в развитие села; - продолжить знакомство с природой района, обычаями народов, населяющих наш район; - развитие индивидуальных творческих способностей учащихся. В 4 классе: - расширять знания об истории родного села; - расширять знания о природных ресурсах области и района, их использовании и значении для края; - обобщать знания о труде людей нашего края; -продолжить знакомство с природой района, показать важность охраны природной среды от загрязнения, разрушения; - развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.

   Ожидаемым результатом программы будет:

 - устойчивый интерес к истории своей малой родине,  знание своей взаимосвязи с окружающим микромиром,

- знания по истории, природе, культуре родного края,

- знания правил охраны природы, - способность творчески мыслить и рассуждать,

 - умение переносить полученные в ходе курса знания и умения на другие учебные курсы (литература, окружающий мир и др.) и внеучебную деятельность, в условиях модернизации, приобретать такие черты, необходимые любому современному человеку как предприимчивость, конкурентоспособность, способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах, способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность.

Знания и умения учащихся к концу 4 года обучения:        

Знать:


Уметь:

Своих предков, их ФИО, профессии, увлечения, участие в ВОВ.


Составлять родословную

 
Знать название рек и других объектов.        

Составлять устный рассказ о своей школе.

Названия улиц, культурных центров, памятных мест села.

Ориентироваться по карте, находить объекты ( села, реки, улицы,,.)

Составлять план-схему безопасного маршрута от дома до школы

Названия полезных ископаемых, добываемых в области и районе, их использование; названия распространенных растений и животных края. Формы охраны природы.

Отличать полезные ископаемые, растения и живот ных края по внешнему виду и описанию. Соблюдать правила поведения в природе.

Национальный состав села, праздники и обычаи народов.

Фамилии земляков, внёсших вклад в победу над врагом, в развитии села.

свою взаимосвязь с окружающим микромиром


переносить полученные в ходе курса знания и умения на другие учебные курсы (литература, окружающий мир и др.) и внеучебную деятельность; умения общаться, сотрудничать.

заниматься исследовательской деятельностью индивидуально
и в творческих группах.


РАБОТА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЧЕРЕЗ организацию следующих видов деятельности:

 - познавательной (наблюдение, получение информации от педагога, чтение литературы, выполнение заданий на применение знаний);

- ценностно - ориентационной (оценка значения изучаемых объектов и обоснование своей точки зрения);

- коммуникативной (коллективное планирование и обсуждение результатов дел);

- художественно-эстетической (восприятие эстетических свойств природных объектов);

- трудовой природоохранительной (сохранение окружающей среды, поддержание порядка радом с домом, в школе).

  Формы работы: Занятия, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, игры, практические работы, индивидуальная работа.

Формы контроля промежуточных и конечных результатов:  Викторины, творческие задания, составление альбомов, выставки творческих работ, презентации индивидуальных творческих проектов, кс-курсы.

  Условия реализации программы: - изучение предусмотренных программой теоретических и практических занятий, - учёт возрастных и личностных особенностей учащихся, - использование разнообразно-дидактического материала, - наличие мультимедийного оборудования.

Учебно-тематический план 1 класс

№ п/п

Раздел

Тема

кол-во часов

Содержание занятий

Формируемые ЗУН

1

Мой дом. Моя семья.

Вводное занятие. Что такое краеведение? Правила техники безопасности.

1

Беседа.

Понятие «краеведение». Правила поведения на экскурсии.

2

С кем я живу

1

Беседа. Конкурс рассказов «Когда я был маленьким»

Формирование навыков творческого рассказывания.

3, 4

Мои родственники.

Мой лучший ДРУГ.

2

Беседа. Игра « А ты мне кто?» Диагностика « Дом ,в котором я

живу», Творческая работа. Рассказ о лучшем друге.

Родственные отношения между членами семьи.

Развитие творческих способностей речи.

5

Моё село. Мой край.

Это моя школа. А что вокруг?

1

экскурсия

Устное описание объектов природы и культуры.

6

Моё село на карте Абатского района, области, России.

1

Практическая работа.

Умение ориентироваться по карте

7

Природа и мы.

Прогулка в гости к «весне»

1

Экскурсия. Наблюдение

Развитие умения вести простейшие наблюдения в природе

8

Кто живёт на школьном дворе.

1

Экскурсия. Беседа. Эвристические игры. Самостоятельная работа.

Обитатели пришкольного участка.

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

9

Итоги обучения.

1

Викторины, презентации проектов.

ИТОГО: 9 часов (в т.ч. 1 практическая работа)

Учебно-тематический план (2 класс)

Раздел

Тема

кол-во

Содержание занятий

Формируемые ЗУН

часов

1

Мой дом. Моя семья.

Знакомство с содержанием работы кружка. «С чего начинается родина?»

1

Беседа, прослушивание музыки на тему, чтение стихов, выполнение рисунков.

Понятия Родина, малая родина

2

« Моя семья»

1

Беседа, творческая работа детей (рассказы, рисунки, сочинения)

Семья.

3

Основы генеалогии. Генеалогическое древо.

1

Рассказ, чтение книг о науке. Сбор информации.

Понятие о генеалогии

Составление родословной

4

Выставка. «Генеалогическое древо моей семьи».

1

Практическая работа Оформление родословной своей семьи. Выставка paбот

Поколения, родословная

5

Моё село. Мой край.

Конкурс рисунков, сочинений « Моя улица».

1

Творческая работа, беседа, поиск информации

Название улиц села

Творческая! работа      

6

Символика Российского государства.

1

Беседа, просмотр, слайдов, чтение литературы по теме.

Символы России ( гимн, флаг, герб страны)

7

Символика Абатского района.

1

Просмотр презентации по теме, индивидуальная работа. Беседа.

Символы района ( флаг, герб)

8

Карта - схема Абатского района. Путешествие по плану -схеме с.Абатское. Игра «Где эта улица?»

1

Рассказ, игра.

Умение поль зоваться картой - схемой района      

9

Безопасный путь в школу и из школы домой.

1

Беседа, викторина, практическая работа.

Правила безопасного движения.

Разработка  маршрута  

10

Природа и мы.

Операция « Мы друзья птиц». Изготовление кормушек.

1

Беседа, изготовление кормушек, игра, подкормка птиц.

Подкормка для птиц. Виды кормушек. Долг детей - помогать птицам в трудное время.

Навык изготовления кор мушек.      

11

Мы - друзья птиц. Прогулка в парк. Наблюдение.

1

Наблюдение в природе. Игра. Стихи о помощи птицам, чтение рассказов.

Птицы нашей местности.

Наблюдение

12

« Древесные растения нашей местности».

1

Презентация итогов индивидуальной работы, викторина.

Разнообразие древесных растений.

Определение названия древесного расте ния  по листьям.            

13

« Доктор - природа».

1

Беседа, викторина, работа с гербарием, иллюстрациями, литературой. Практическая работа

Лекарственные растения нашей местности, места распространения, роль.

Умение распо знавать и ис пользовать ле карственные растения    

14

(15

)

Подготовка, оформление материала по итогам работы.

1-2

Оформление альбома, выставки,

Работа с информацией.

Презентация работы.      

Итого: 15ч.(в т.ч. 3 практических работы)

Учебно-тематический план (3 класс)

Раздел

Тема

Дата

П.   ф.

Содержание занятий

Формируемые ЗУН        

1

Природа и мы.

Лес - наше богатство.

Беседа, чтение стихотворений, игра.

Растения, деревья, грибы нашего

леса.                

2

Красная Книга. Путешествие по страницам Красной Книги.

Беседа, прослушивание сообщений, просмотр презентации.

Красная книга.          

3

Охраняемые животные и растения нашего края.

Беседа. Прослушивание сообщений.

Называть животных и растений! Тюм. Области, из Красной книги

4

Экскурсия.

Экскурсия в места природы нашего края

Умение наблюдать.        

5

Моё село.

Посещение биб-

Экскурсия

Писатели- земляки, их произведения

Мой край.

лиотеки. Писатели- земляки.

Проект.

6

Наши знаменитые земляки. Сбор информации.

Беседа, просмотр презентации.

Работа с информацией.

7

Мой знаменитый земляк.

Сообщение учащихся

Умение представить полученную информацию.

8

Моя семья. Мой

ДОМ.

Праздники и обычаи моей семьи.

Беседа. Творческая работа с привлечением родителей.

Название праздников, их особенности.

9

Праздники и обычаи народов

моего края. Сбор информации.

Беседа. Работа  с

литературой. Подготовка проектов с привлечением родителей.

Работа с разными источниками информации

10

Презентация творческих проектов «Праздники моей семьи».

Конкурс рассказов, рисунков, сообщений, «Праздники моей семьи».

Название праздников, их особенности.

11

Природа и мы.

Звери, птицы и растения нашего края весной.

Беседа, наблюдения, разгадывание кроссвордов.

Дикие звери, птицы, растения нашего края (распознавать по внешнему виду, описанию)

12 13

Моё село. Мой край.

Достопримечательные места с. Абатское. Экскурсия по достопримечательным местам родного села.

Беседа. Презентация. Игра

Экскурсия

Достопримечательности родного села.

Достопримечательности родного села

14

Чему мы научились за год.

Игра

Проверка полученных знаний.

15

Презентация индивидуальных творческих проектов.

Презентация.

Развитие творческих способностей, умения применять полученные знания, работать с информацией.

Раздел

Тема

Дата

П.   ф.

Содержание занятий

Формируемые ЗУН

16

Мой дом. Моя семья.

Профессии членов моей семьи.

беседа

Профессия, место и содержание работы родителей.

17

Этому я научился у своих родных.

Подготовка к выставке. Практическая работа.

Развитие творческих способностей.

Моё участие в жизни семьи.

18

Этому я научился у своих родных. Выставка,

Организация выставки в классе с экскурсией для учеников других классов.

Развитие коммуникативных умений.

19

Моё село. Мой край.

Каким было моё село раньше.

Работа со статьями в районной газете.

Вклад старших родственников и земляков в дело Победы. Работа с информацией.

20

Каким было моё село раньше. Экскурсия.

Экскурсия в краеведческий музей « Зал истории села».

Связь истории страны с историей села. Жизнь и быт Абатского острога.

21

Природа и мы.

Что растёт на полях моего края.

Беседа, викторина,работа с гербарием.

Растения полей района и их роль для жизни села, области. Труд хлеборобов.

22

Природные ресурсы моего

края и пути их применения.

Беседа. Презентация.

Природные ресурсы района, области и пути их применения.

23

Правила охраны природы моего края.

Лекция. Практикум.

Составление советов, памяток по теме охраны природы.

Закон об охране природы. Фо| мы охраны природы.    1

24

Леса родного края. Акция « Посади дерево»

Практическое природоохранное дело.

Озеленение своей улицы, двора.

Формирование экологической культуры,             положительной мотивации в общественно- полезной деятельнсти по сохранению природы    своего края                        1

25

26

Реки моего края. Акция «Спасём Землю!»

Беседа, викторина. Трудовое природоохранное дело по

очистке берегов у водоёмов.

Причины загрязнения водоёмов

27

Экологическая фотовыставка.

Оформление фотовыставки « Береги природу!»

Вести разговор на экологическую тему.            

28

29

30

Подготовка коллективного творческого проекта.

Работа по группам, работа с литературой, обобщение накопленного материала.

Коллективное планирование, применение полученных знаний.                        

31

32

Презентация коллективного

творческого проекта « Моя малая родина»

Презентация.

Коммуникативные умения.

33

34

35

Итоговая познавательная игра « Наш край».

Игра.

Праздник

Применение полученных знаний.                        

Итого: 35 (в т.ч. 4 практических работы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Нравственно-патриотическое направление «Моя малая Родина» 2 класс .

       «Краеведение – это радость подробного узнавания  жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков....

Рабочая программа внеурочной деятельности (гражданско-патриотическое направление) курса «Севастополеведение» в начальной школе «Страницы истории Севастополя от основания до настоящего времени» (для 3 класса)

Рабочая программа внеурочной деятельности (гражданско-патриотическое направление)курса «Севастополеведение» в начальной школе«Страницы истории Севастополя от основания до настоящего времени»(для 3 кла...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Моя малая Родина»

Одним из приоритетных направлений внеурочной деятельности обучающихся является духовно-нравственное направление, которое представлено программой «Моя малая Родина»....

Программа внеурочной деятельности гражданско - патриотического направления "Клуб путешественников"

Программа внеурочной деятельности"Клуб путешественников" направлена на формирование  гражданской позиции через изучение  прошлого и настоящего, обычаев, традиций и  уклада...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Дорогою добра» 4 года (срок реализации программы) 7-10 лет (возраст обучающихся)

Возрождение России связано, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Духовно-нравственное ...

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Моя малая родина» для начальной школы

Одним из приоритетных направлений внеурочной деятельности обучающихся является духовно-нравственное направление, которое представлено в нашем общеобразовательном учреждении ТО «Наш Кужебар, хран...