Роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста
консультация (1, 2 класс) на тему

Смирнова Лариса Степановна

Реферат  по  теме  "Духовно-нравственное воспмитание дошкольников". В реферате отображена  роль  художественной  литературы  в  духовно-нравственном  воспитании  дошкольников  и  младших  школьников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat.docx66.07 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №408 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

Реферат по теме «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»

 Выполнил:

 Смирнова Л. С.  

Воспитатель группы продлённого дня

ГБОУ лицей №408

Санкт-Петербург 2017 г

Содержание

  1. Введение.                                                                                                           стр. 4
  1. Актуальность нравственного воспитания.
  2. Наступление нового века и детская литература.
  3. Восприятие взрослым человеком детской литературы.
  4. Понятие «детской литературы».
  5. Невозможность дошкольного детства без художественной литературы.
  1. Основная часть.                                                                                                стр. 7
  1. Восприятие детьми литературных произведений.
  2. Роль семьи в восприятии художественной литературы.
  3. Умения, которыми овладевают дети, взрослея.
  4. Средства художественной выразительности.
  5. Роль сказок.
  6. Роль фольклора.
  7. Роль стихотворений.
  8. Юмористические произведения для показа отрицательных образов.
  9. Экологическое воспитание через произведения художественной литературы.
  10. Принципы при организации работы с художественным произведением.
  11. Умения в старшем дошкольном возрасте, необходимые для восприятия содержания литературных произведений.
  12. Чтение вслух – способ общения с ребёнком.
  13. Советы в выборе книг.
  14. Что должен знать и уметь педагог или родитель при общении с художественным произведением в старшем дошкольном возрасте.
  1. Вывод.                                                                                                               стр. 24
  1. Художественная литература и книга – важное средство для всестороннего развития личности ребёнка.
  2. Роль чтения.
  3. Ребёнок и детская литература – два объекта в процессе литературного образования дошкольников.
  1. Список используемых источников.                                                                стр. 26

Введение

1.1. Вопросы нравственного воспитания были актуальны всегда. Но особенно остро они встают сегодня, когда меняются ценности общества. Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Основные моральные качества формируются в эти годы. Формирование нравственных качеств и воспитание нравственных чувств – сложный процесс.

 Актуальность темы: Духовно-нравственное воспитание, обеспечивает устойчивое,  гармоничное развитие человека, включающее в себя соблюдение  норм общественной морали и формирование нравственных качеств личности.

        «ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО, НЕ ВОСПИТАВ ЕГО НРАВСТВЕННО, - ЗНАЧИТ ВЫРАСТИТЬ УГРОЗУ ДЛЯ ОБЩЕСТВА»

                                                                                                 Теодор Рузвельт

«ВСЕ, ЧТО ПРЕКРАСНО, - НРАВСТВЕННО»                            Гюстав Флобер

         «ОДИН ТОЛЬКО УРОК НРАВСТВЕННОСТИ ГОДЕН ДЛЯ ДЕТСТВА И В ВЫСШЕЙ СТЕПЕНИ ВАЖЕН ДЛЯ ВСЯКОГО ВОЗРАСТА – ЭТО НЕ ДЕЛАТЬ НИКОМУ ЗЛА»                                                                                            Ж-Ж Руссо  

1.2. Наступление нового века почти ничего не изменило в решении проблем детского  чтения, за исключением одного: всё шире и изобретательнее становятся издания произведений русской, русскоязычной и зарубежной детской литературы. Но переиздание известных и публикация новых художественных текстов требуют грамотного общения с ними не только для того, чтобы они были правильно прочитаны и поняты, но и для того, чтобы они вовремя были введены в круг чтения для тех детей, которые в силу своего возраста не занимаются подбором книг для собственного чтения. Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Основные моральные качества формируются именно в эти годы. Успех педагогических воздействий, в значительной мере определяется тем, насколько удается вызвать у ребенка определенные чувства к тому или иному лицу, предмету или действию.

                                                           

4

1.3. Взрослый человек воспринимает детскую литературу по-разному: один уважительно относится к ее истории, наслаждается богатством ее художественных достижений; другой видит в ней забаву для маленьких, недостойную глубокого внимания; третий вообще не имеет представления о том, что такая литература существует.  

1.4.Между тем детская литература, история развития которой исчисляется с конца ХV в., давно утвердилась в праве быть самоценным видом словесного художественного творчества, играющим приоритетную роль в развитии и воспитании ребенка. Существуют различные представления о понятии «детская литература». Наиболее распространенным является следующее: детская литература — это комплекс произведений, созданных специально для детей с учетом психофизиологических особенностей их развития. О детской литературе, ее сути и роли в детской жизни не однократно говорили как писатели, так и читатели. Их эмоциональные опреде- ления представляют особую ценность в понимании ее феномена. Среди читателей бытует мнение о том, что детская литература — это те произведения, которые человек в своей жизни читает трижды: будучи ребенком, став родителем и затем приобретя статус бабушки или дедушки. Детскую литературу, прошедшую такую проверку временем, называют «классической», «настоящей». Относительно такой литера- туры вводят понятие «вечная книга». С читательскими перекликаются образные определения, данные писателями. Ф. М. Достоевский о детской литературе говорил так: «Книги, из которых не вырастают». Б. Житков считал, что детские книги должны иметь «запас на вырост», а М. Горький определил детскую литературу как «великую державу» с «суверенными правами и законами». В быту детской литературой считают все книги, которые читают дети.

1.5.Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая

5

знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.

6

Основная часть

2.1. Развивать духовно богатую, здоровую личность ребенка невозможно только с помощью замечаний, наставлений, порицаний. Важно воспитать у детей способность видеть, понимать и разделять огорчения и радости другого. В чем должна проявляться эта способность?

В умении относиться к другому, как к самому себе, понимать, что ему, может быть больно и неприятно, когда его обижают.

В готовности прощать нечаянно причиненную боль, извиняться, если виноват.

В умении считаться с желаниями и интересами товарищей.

         Восприятие детьми литературных произведений в дошкольном возрасте достаточно сложно. Каждый ребенок проходит большой путь от простого участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия литературного произведения. Психологи обратили внимание на особенности понимания дошкольниками художественной формы и содержания литературных произведений – это и небольшой жизненный опыт ребенка, и конкретность мышления, и непосредственное отношение к действительности. Эстетическое восприятие литературного произведения происходит в результате целенаправленного восприятия на определенной ступени развития.

2.2.В формировании у дошкольников любви к художественным произведениям существенную роль играет семья, перед которой стоит задача по воспитанию грамотного читателя. Эту задачу семья может реализовать через ежедневное чтение ребёнку художественных произведений, рассматривание книг, иллюстрации к ним, беседы о прочитанном, выясняя, что понравилось или не понравилось ребёнку, что интересно ему как читателю, как он воспринимает прочитанное, чем мотивирует выбор книг для чтения. С помощью книги развивать эмоциональную сферу ребёнка, учить правильному обращению с книгой, концентрировать его внимание на том, кем создана книга, как она называется, приучать  воспринимать   процесс  чтения как  интересное, серьёзное и важное дело,

формировать нравственные качества ребёнка.

7

● «На каждое произведение, - писал К.Д. Ушинский, - мы должны смотреть как на окно, чрез которое мы можем показать детям ту или другую сторону жизни''

● В. Г. Белинский писал: «Художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие к герою»

● Для ознакомления детей с нормами морали необходимо использовать

художественную литературу, в которой писатели представляют героев

(положительные и отрицательные), в доступной форме описывая конкретные поступки.

         2.3. В старшем дошкольном возрасте детям предлагаются произведения,

позволяющие оценивать поступки и личные качества героя путем поиска;

произведения, в которых описываются отрицательные поступки, качества (стыд, совесть, раскаяние) героя, а затем их последствия.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается довольно обширный жизненный опыт, помогающий ему осмыслить более сложные литературные факты. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких подчас не было в их собственном опыте. 

Взрослея, дети овладевают способностью анализировать литературные произведения, учатся передавать определенное содержание в единстве его художественной формы, а также в активно осваивают средства художественной выразительности.

         2.4. Работа над изобразительными средствами языка воспитывает внимание к слову, чуткость, понимание оттенков его значения, его скрытого, иносказательного смысла, его эмоциональных окрасок. Дошкольник приобщается, таким образом к стилистике художественной речи, сам овладевает ее простейшими средствами. Этим же целям, в сущности служат и другие направления в общей системе словарной работы: обращение внимания детей на синонимы, антонимы, крылатые слова [фразеология], многозначность слов; упражнения на их употребление в речи, рассказе, в собственном рассказе; отработка интонации, подготовка к выразительному   чтению   художественных   текстов;   специальные  упражнения на

8

подбор сравнений, эпитетов, составление загадок и т. п. Важнейшими источниками

развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и УНТ (в том числе и малые литературные формы). Достаточный объем активного словаря, разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также выразительное оформление связного высказывания являются показателями богатства речи ребенка. В связи с этим прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой основным источником обогащения речи становится текст художественного произведения, который воспитатель читает или рассказывает детям, а дополнительно остается речь воспитателя и иллюстрации книги.

2.5. В народных сказках раскрываются перед детьми меткость и выразительность языка; в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают напевность, музыкальность и ритмичность русской речи. Однако полноценно воспринимается литературное произведение лишь в том случае, если ребенок к нему соответствующе подготовлен. Поэтому необходимо обращать внимание детей как на само содержание литературного произведения, так и на его выразительные средства. Не стоит забывать, что интерес к чтению можно привить лишь в том случае, если литература будет соответствовать интересам малыша, его мировоззрению, запросам, душевным побуждениям.

         Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Так, В.Г. Белинский ценил в сказках их народность, их национальный характер. Он полагал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения. В.Г. Белинский, глубоко понимавший природу ребенка, считал, что у детей сильно развито стремление ко всему фантастическому, что им нужны не абстрактные идеи, а конкретные образы, краски, звуки. Н.А. Добролюбов считал сказки   произведениями,   в которых   народ   выявляет   свое  отношение к жизни, к современности.  Н. А. Добролюбов   стремился   понять   по   сказкам   и   преданиям

9

взгляды народа и его психологию, хотел, «чтобы по преданиям народным могла обрисоваться перед нами живая физиономия народа, сохранившего эти предания».

Великий русский педагог К.Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы». Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка; он решительно ставил народную сказку выше рассказов, опубликованных в образовательной литературе специально для детей, ибо последние, как считал великий педагог, все-таки подделка: детская гримаса на старческом лице.

У сказки всегда особое отношение к действительности: сказочное пространство и сказочное время не вписаны в реальную географию и историю, повествование оказывается как бы вне действительности, что позволяет максимально проявиться поэтическому вымыслу. Вместе с тем сказки сохраняют жизненное правдоподобие, несут в себе "стихийный реализм", наполнены правдивыми бытовыми деталями. Правда и вымысел, два противоположных начала, диалектически соединены в сказках в одна целое.

Развлекательный характер сказок не противоречил их идейной устремленности. Сказки реагировали на негативные стороны жизни, противопоставляли им свое, справедливое решение. Нельзя не заметить того, что они сочувствуют беззащитным, обиженным, невинно гонимым - идеализируют этих героев, делают их счастливыми. Вымысел, возведенный сказками в абсолютную степень как категория эстетическая, выступал в единстве с народной этикой.

Итак, сказки имеют философский характер, за их конкретным содержанием встает обобщенная мысль народа. Сюжет сказки мог восприниматься как своеобразная   метафора  реальных  человеческих  отношений  и  находить  для  себя

10

бесконечные аналогии в самой жизни.

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

В русской педагогике встречаются мысли о сказках не только как воспитательном и образовательном материале, но и как педагогическом средстве, методе. Так, безымянный автор статьи «Воспитательное значение сказки», в ежемесячном педагогическом листке «Воспитание и обучение (№ 1, 1894), пишет, что сказка появилась еще в то отдаленное время, когда народ находился в состоянии младенчества. Раскрывая значение сказки как педагогического средства, он признает, что, если детям повторять хоть тысячу раз одну и ту же нравственную сентенцию, она для них все же останется мертвою буквою; но если же рассказать им сказку, проникнутую тою же самою мыслью, - ребенок будет взволнован и потрясен ею. Далее в статье комментируется рассказ А.П. Чехова. Маленький мальчик вздумал курить. Его усовещивают, но он остается глух к убеждениям старших. Отец рассказывает ему трогательную историю, как вредно повлияло курение на здоровье одного мальчика, и сын со слезами бросается на шею отца и обещает никогда не курить. «Таких фактов из жизни детей много, - заключает автор статьи, - и каждому воспитателю, наверное, приходилось иногда употреблять с детьми этот прием убеждения».

Сказки как прием убеждения широко использовал в своей педагогической деятельности и выдающийся чувашский педагог И.Я. Яковлев.

Многие сказки, да и рассказы И.Я. Яковлева, составленные им на манер бытовых сказок, носят характер этических бесед, т.е. выступают как средства убеждения в нравственном воспитании детей. В ряде сказок и рассказов он усовещивает  детей  ссылкой  на   объективные  условия   жизни, а  чаще  всего  -  на

11

естественные последствия дурных поступков детей: уверяет, убеждает их в важности хорошего поведения.

Следует отметить, что познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи.

Например, в чувашской сказке «Не почитающий старого и сам добра не увидит» рассказывается о том, что сноха, не послушавши свекрови своей, решила сварить кашу не из пшена, а из проса и не на воде, а только на масле. Что же из этого вышло? Как только она открыла крышку, просяные зерна, не варившиеся, а жарившиеся, выскочив, попали ей в глаза и навеки ослепили. Главное в сказке, конечно, моральный вывод: нужно прислушиваться к голосу старых, учитывать их житейский опыт, иначе будешь наказан. Но для детей она содержит также и познавательный материал: на масле жарят, а не варят, следовательно, нелепо кашу варить без воды, на одном масле. Детям обычно об этом не говорят, потому что в жизни никто и не делает так, но в сказке дается наставление детям, что всему свое место, что во всем должен быть порядок.

В народных сказках находят отражение некоторые приемы воздействия на личность, разбираются общие условия семейного воспитания, определяется примерное содержание нравственного воспитания и т. п

В силу отмеченных выше особенностей сказки всех народов являются эффективным средством воспитания. О воспитательной ценности сказок писал А.С. Пушкин: «...вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания». Сказки - сокровищница педагогических идей, блестящие образцы народного педагогического гения.

Итак, работая со сказкой, педагог оказывает на ребенка определенное воздействие. Сказка с помощью своих волшебных образов, которые наиболее интересны и понятны ребенку младшего школьного возраста, помогает сформировать определенную картину мира, подготовить ребенка к будущей самостоятельной   жизни.  Ставя   своих   героев  в   определенные   отношения,  при

12

которых силы добра обычно побеждают силы зла, сказка тем самым вырабатывает у детей определенные отношения к реальной действительности, формирует у них нравственные качества.

Из всех литературных жанров сказка в наилучшей форме соответствует интересам и способностям ребенка. Она всегда побуждает к определенным рассуждениям. Наилучшей формой работы со сказкой является ее чтение и последующий анализ ее содержания и скрытых смыслов. Таким образом, в современном мире знание сказок восстанавливает исконные этические и эстетические нормы, способы художественного и морального воспитания человека.

художественный литература нравственный дошкольник

        2.6. Значение фольклора огромно: он оказывает и познавательное, и воспитательное, и эстетическое влияние на ребенка. Нельзя не подчеркнуть, что фольклор развивает умение чувствовать мелодику, художественную форму, ритм родного языка. Своеобразна и сама художественная система русского фольклора. Жанровые формы произведений (былин, сказок, легенд, песен, преданий, а также малых форм – потешек, частушек, загадок, пословиц и поговорок) также чрезвычайно богаты, в тоже время язык их точен, прост и выразителен.

         В воспитании дошкольников успешно применяется фольклорная проза, слагаемое духовной культуры народа, это пословицы, поговорки, сказки.

В российских энциклопедиях пословицу определяют как жанр народнопоэтического творчества, как краткое, логически законченное изречение. Пословицы украшают нашу речь, делают ее яркой и эмоциональной, так же в сконцентрированной форме выражают многовековую мудрость народа, его наблюдения над миром, окружающей природой и взаимоотношениями между людьми. Предки словно говорят с нами, отстаивая свою точку зрения на то или иное, поучая нас, делясь жизненным опытом.

Самая большая часть пословиц посвящена нравственной сути человека: добру и злу, правде и кривде, жалости и состраданию: "Каков в колыбельку, таков и в могилку",     "Каково   семя,   таково  и   племя",   "Живет  в  хлеву,   а   кашляет   по-

13

горничному", "Кто без призора в колыбели, тот весь век не при деле", "Не в том дело, что овца волка съела, а в том дела, как она его ела", "У батюшки промеж пальчиков, у мужа в руках" и многие другие.

У всех народов воспитание является главной задачей педагогики, что получило отражение и в пословицах.

Рассматривая труд как моральный и воспитательный фактор, народ подчеркивает его психологическое значение и отмечает, что труд доставляет человеку душевное и моральное удовлетворение: «Без труда нет и покоя», - говорят аварцы, «Друг сделал - телу легче, сам сделал - душе легче», - говорят лезгины и табасаранцы, труд является источником жизни на земле: «Без труда нет и жизни на земле», - говорят даргинцы.

Из комплекса идей о трудовом воспитании на первом месте оказываются идеи о воспитательном значении труда. Только в процессе труда вырабатываются такие моральные качества, как чувство человеческого достоинства, трудолюбие, настойчивость, последовательность, чувство долга и ответственности за результат дела: «Хозяин земли тот, кто ее пашет» (даг.), «Вдоль пахал - след, добавь поперек - будет пашня» (табасар.), «Пока спина не взмокнет - поле не вспашешь» (аварск.), «Труд и терпенье - превращаются в золото» (лакск.), «Отложенное дело - засыпает снег», «Кто умеет, тот и на море разведет огонь» (кумыкск.) и др.

Праздность осуждалась народом как явление в высшей степени чуждое его образу жизни: «Погибшая на ногах собака - лучше, чем сдохший лежа лев» (аварск.), «Жизнь, потраченная на сон, - пропавшая жизнь» (лакск.), «Сегодняшнюю работу не взваливай на завтрашнего верблюда» (ногайск.). Наоборот, трудолюбие, готовность выполнять любую работу в народе считались одним из ценных качеств, которые необходимо воспитывать у детей. При этом выдвигалось требование: формировать у детей понимание того, что, как сказано в лакской сказке «Зурнач, барабанщик и канатоходец», «всякая профессия, оказывается, хороша, если только зарабатывать деньги трудом, а не хитростью и обманом».

Нужно   сказать,   что   педагогические   идеи   в   пословицах   представлены в

14

различных формах. Обобщающая информация о детях, воспитании, родителях и т.п. имеет форму советов, предсказаний, правил и др. Отдельные пословицы по характеру близки к педагогическим принципам и живо напоминают фрагменты теории. Коменский, например, в своих научных выводах так трансформирует мысли народа: «Молодое дерево можно сажать, пересаживать, подчищать, изгибать как угодно, но если выросло, это невозможно сделать... Все это, очевидно, в такой же мере относится и к самому человеку». Коменский много раз возвращался от теории к народной мудрости. В своем сборнике «Мудрость старых чехов» он приводит пословицу: «Второй день всегда мудрее». Аналогичная мысль присутствует в пословицах всех народов. Но если, например, русская пословица - «Утро вечера мудренее» предполагает решение серьезного вопроса не в утомленном состоянии, а после отдыха, то чешский афоризм, приведенный великим педагогом, высоко оценивает накопленный опыт.

Много пословиц могут выражать совокупно одну общую идею, но и одна пословица может содержать в себе все богатство и многообразие идей, раскрывающихся каждый раз особенным образом, в зависимости от конкретной ситуации. Жизнь пословиц в народе настолько своеобразна и богата, что возможно посвящение целых исследований одной какой-либо пословице.

Многозначность пословиц предполагает многосторонние и многочисленные связи их друг с другом, взаимные дополнения, разъяснения, комментарии. Эта многозначность в значительной степени обусловлена высокой поэтичностью пословиц.

В воспитательной работе с детьми необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает. Примером ниже приводим русские пословицы, которые учитель, воспитатель могут использовать в воспитательном процессе.

Родимая сторона - мать, чужая - мачеха.

Где сосна взросла, там она и красна.

И кости по родине плачут (по преданию - в некоторых могилах слышен вой костей).

15

Русский человек хлеб-соль водит.

На Руси не все караси - есть и ерши.

Два века не изживешь, две молодости не перейдешь.

Молодой работает, старый ум дает. Молодой на службу, старый на совет.

Смолоду наживай, а под старость проживай!

Который палец не укуси - все одно: все больно /дети/.

Отцовским умом жить деткам, а отцовскими деньгами не жить.

На что и клад, коли в семье лад. Совестно жить - время коротать.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Таким образом, пословицы и поговорки, возникшие как жанр народной прозы в глубокой древности, это энциклопедия народных знаний, а также "моральный кодекс" народа. Они являются слагаемым духовной культуры народа.

   2.7. При рассмотрении методики заучивания стихотворений надо исходить из того, что стихотворное произведение имеет две стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму. Заучивание стихотворения включает в себя восприятие поэтического текста и его художественное воспроизведение, что позволяет использовать дальнейшие эпитеты в собственной речи, чем способствует ее развитию.

На запоминание и воспроизведение стихов оказывают влияние такие факторы:

– психологические возрастные особенности усвоения и запоминания материала;

– содержание и форма стихотворения;

– качество выразительного чтения взрослых;

– приемы, используемые на занятиях;

– индивидуальные особенности детей.

2.8. Особое место среди произведений, рисующих образы отрицательных персонажей, занимают юмористические произведения. Комические образы детской литературы обобщают и вместе с тем гиперболизируют многие типичные стороны детской жизни и психики ребенка и связанные с ними типичные комические проявления  детей:  хвастовство,  неряшливость,  плаксивость  и  т.п.  Поскольку эти

16

 проявления жизненны и достоверны, они вызывают не желательные для отдельных детей комические ассоциации при их восприятии в коллективе и поэтому сильно  действуют на детей. Никто не хочет быть похожим на «Мастера-Ломастера», «Девочку-Ревушку» и других героев юмористической литературы подобного типа.

Поэтому в книгах, используемых для нравственного воспитания детей, обязательно должны быть, наряду с положительными героями, отрицательные образы. Важно учить детей различать и правильно оценивать дурное и хорошее в поведении людей. 

2.9. Проблемы экологического воспитания волнуют многих. Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. И чем раньше мы введем детей в прекрасный окружающий их мир, тем больше знаний, навыков и умений они получат.

Природа - это чудо, великолепие. Она научит детей образному мышлению, наблюдательности, разовьет внимание, творчество, умение быть добрыми и ласковыми. Маленькие дети способны видеть, понимать и чувствовать природу, а мы - взрослые должны только помочь ребенку.

В детском саду во всех группах ведется углубленная работа по экологическому воспитанию, используются разные сферы деятельности детей: наблюдение, изобразительная деятельность, фольклор, музыка. "Самое прекрасное, что мы можем испытать - это ощущение тайны". (Альберт Энштейн)

Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экокультуру. Таким образом, художественная литература и наблюдения служат могучим средством в экологическом воспитании детей и способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, фантазию, полет мысли и дают возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке.

17

2.10. При организации работы с художественным произведением нужно опираться на следующие принципы:

 - принцип систематичности: воспитание гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста будет успешно проходить только при систематическом усвоении знаний и умений;

 - принцип активности: воспитание гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста будет эффективно только при познавательной активности детей;

 - принцип доступности: при организации педагогического процесса, направленного на воспитание гуманных чувств детей дошкольного возраста необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития детей;

 - принцип рациональности: сочетание коллективных и индивидуальных форм в работе по воспитанию  гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста необходимо использовать разнообразные формы работы воспитания и обучения (коллективные, групповые, индивидуальные);

 - принцип прочности: для углубления и закрепления полученных знаний и умений необходимо организовать повторение, но так, чтобы уже в известном материале ребёнок мог находить что-нибудь новое;

 - принцип гуманизма: коренные изменения характера взаимодействия в общении педагогов и детей, предполагающий ориентацию воспитателя на личность ребёнка.

2.11.Уже в старшем дошкольном возрасте дети способны понимать содержание, идею и выразительные средства языка, и дальнейшее знакомство с литературными произведениями будет опираться непосредственно на фундамент, который взрослые (родители, воспитатели) закладывают в дошкольном детстве. 

В старшей группе при восприятии содержания литературных произведений детей учат замечать выразительные средства. Дети 5 – 6 лет способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения, осознавать особенности художественной формы. К этому возрасту они уже могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.  Чтобы  дети  смогли  понять  и  почувствовать  художественные достоинства

18

сказки и глубокое идейное содержание, необходимо чтобы им полюбились и надолго запомнились поэтические образы. При ознакомлении детей с произведениями стихотворного жанра, необходимо помочь ребенку почувствовать напевность и красоту стихотворения, глубже осознавать его содержание. При знакомстве с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать взаимоотношения героев, общественную значимость описываемого события, обращать внимание детей на то, какими словами автор характеризует как самих героев, так и их поступки. Вопросы по прочитанному произведению должны определять понимание ребенком основного содержания, а также умение оценивать поступки и действия героев.

В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей к художественной литературе, книге, умение чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений. Необходимо проводить такой анализ литературных произведений, при котором дети научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельном творчестве и повседневном речевом общении. В этом возрасте у детей развивается способность наслаждаться художественным словом, закладывается фундамент для формирования любви к родному языку.

         Для детей 6-7 лет необходимы более объемные книги, требующие чтения с продолжением, имеющие многоходовой сюжет, большое количество действующих лиц, сложные художественные приемы. Старшим дошкольникам близок и понятен мир лирических впечатлений и переживаний. Поэзия игры и сказки обогащается у них острым ощущением поэзии окружающей жизни, природы, человеческих дел и чувств, поэзии действительности.

19

Ознакомление с художественной литературой включает как целостный анализ произведения, так и выполнение творческих заданий. Все это оказывает положительное влияние на развитие словесного творчества детей и поэтического слуха.

2.12. Дети, которым читают вслух, быстрее познают мир. Чтобы лучше понять незнакомые для себя вещи, ребенок активнее мыслит, включает воображение.

Кроме того, чтение вслух – замечательный способ общения с ребенком. Вы можете обсудить с ним сказочных героев, их поступки, характер. Превратите чтение в игру: попробуйте читать по ролям, разыгрывайте сценки, предложите ребенку по-своему развить сюжет.

Ребенок дошкольник является своеобразным читателем. Он воспринимает литературу на слух, и этот процесс длится до тех пор, пока он сам не научится читать. Чем раньше вы привьете ребенку любовь к книгам, тем легче будет обучить его самостоятельному чтению, а это способствует формированию врожденной грамотности, что значительно облегчит ему учебу в школе. Но, даже овладев техникой чтения, ребенок еще долго по-детски относится к книжным событиям и героям. 

Дети становятся читателями, когда родители читают им вслух. Это совсем несложно и очень приятно! Вы потратите не так уж много сил, зато воспоминания об этих драгоценных минутах останутся на всю жизнь. Чем раньше вы начнете читать детям вслух, тем лучше. Хотя начинать никогда не поздно. Например, начните прямо сегодня! Читайте с удовольствием!

2.13. Дадим несколько советов, которые не только помогут в выборе книг для вашего малыша, но и подскажут, как  вырастить увлеченного читателя.

1.     Книга должна быть хорошего качества, с красочными картинками, понятным самому родителю сюжетом.

2.     Наиболее интересными для дошкольников будут книги о детях, а так же о природе, животных, приключениях.

     3.     Постарайтесь  заранее  прочесть   книгу, которую  собираетесь  читать  ребенку.

20

Вспомните, какие книги читали вам в детстве, спросите у своих  родителей.  Узнайте у

друзей    и   знакомых,  что   они    читают   своим    детям,   делитесь    друг  с   другом

впечатлениями  о  книжных  новинках.    Книга,  которую  читает   ребенку    взрослый,

должна нравиться ему самому. Если вам не нравится – лучше не берите, ребенок очень

тонко чувствует настроение, и чтение не вызовет должного отклика у ребенка.

4.     Будьте готовы к тому, что ребенок не захочет слушать выбранную вами книгу.  Не

нужно насильно   заставлять  ребенка  слушать то, что он отвергает.  Любым давлением

можно  навсегда отбить  желание читать.   После нескольких попыток отложите чтение,

возможно,   ребенок   просто   еще  «не   дорос»  до  предложенной   книги.   Старайтесь

подобрать  то,  что  понравится,  и  вы обязательно найдете книгу, которая заинтересует

вашего ребенка.

5.     Каждый  ребенок является индивидуальностью, то, что интересно одному ребенку,

может совершенно  не нравиться  другому. Выбирайте книги, которые с удовольствием

воспринимает именно ваш ребенок.

6.     Выбирайте  правильное  время  для  чтения.   Не читайте насильно. Главное, чтобы

чтение  вызывало  у  вашего  ребенка  положительные  эмоции, не  воспринималось как

наказание    или    неприятное    занятие.     Если   ребенок   хочет   поиграть,    побегать,

предоставьте   ему   такую  возможность,  а  для  чтения  подойдет и  послеобеденное, и

вечернее время.   Чтение   перед   сном  дает  ребенку  возможность  успокоиться  после

активного  дня,  пофантазировать  и  хорошо выспаться. В том случае, если цель чтения

обучающая, лучше выбрать время до полудня, или ближе к вечеру после дневного сна.

7.     Читать нужно регулярно, так вы постепенно сможете создать у малыша потребность в каждодневном чтении. Сначала можно читать по 10-15 минут, очень важно успеть остановиться до того момента, когда ребенок заскучает.

8.     Старшим дошкольникам нравятся длинные истории с большим количеством героев. Только перед началом чтения  очередной главы всегда уточняйте у ребенка, на чем вы остановились в прошлый раз. Этот простой прием прекрасно развивает память, также навыки пересказа.

9.     Дети любят, когда им много раз подряд читают одну и ту же книжку. Наберитесь

21

терпения и читайте сказку столько раз, сколько малыш просит. Книга, понравившаяся ребенку, берет его в плен настолько, что он не отделяет себя от происходящего в ней, погружаясь в нее, до мелочей представляя события и процесс своего участия в изображаемом. Для дошкольника перечитывание создает ситуацию комфортности. Ребенок знает, что будет дальше и заранее радуется поворотам сюжета, обращая внимание на отдельные слова и фразы, каждый раз замечая что-то новое.

10.  Важно не забывать и о сезонном принципе в подборе литературы для чтения. Например, в жаркую летнюю пору читать о том, как «белый снег пушистый падает-кружится», неуместно.

11.   Не существует жестких разграничений в чтении младшим и старшим дошкольникам. В семьях, где подрастают дети разного возраста, можно увидеть, как старшие с удовольствием слушают произведения, предназначенные для младших, активно их воспринимают и обсуждают, проговаривают, создавая тем самым благоприятную ситуацию для примера и повторения.

2.14.Необходимо развивать интерес к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам). С помощью различных приемов и специально организованных педагогических ситуаций способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание к героям произведения. Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) основные жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. Продолжать воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно,  с   естественными   интонациями  читать  стихи,   участвовать  в  чтении

 текста  по ролям, в инсценировках.

22


         Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Рассказывать детям о своих любимых детских книгах, выяснять их симпатии и предпочтения.

23

Вывод

3.1. В заключении хотелось бы отметить, какую важную роль играет ознакомление дошкольников с произведениями художественной литературы во всестороннем развитии.

Методика формирования  представлений должна основываться на доступных впечатлениях, получаемые ребенком, наиболее доступные ему: природа и  мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.

Большую роль в формировании нравственных качеств призвана сыграть КНИГА.

 Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего

гармонического развития личности. Она необычайно расширяет жизненный опыт человека: помогает почувствовать, узнать и пережить то, что читатель,

может быть, никогда не сможет испытать и пережить в действительной жизни.

● Дети еще не принимают непосредственного участия во многих видах

деятельности, формирующих личность, и поэтому художественная литература

как своеобразная форма познания действительности играет в жизни ребенка

особенно важную роль.

● В процессе чтения художественных произведений у ребенка накапливается

опыт разнообразных непосредственных читательских переживаний: различно

окрашенных читательских эмоций – от восторга до грусти и даже страха. Книга

заставляет думать, понимать чувства и поступки, становится лучше.

3.2.Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает

24

представления о жизни, труде, об отношении к природе.

3.3. В процессе литературного образования дошкольников в современных детских учреждениях в центре внимания должно быть два объ екта: ребенок, находящийся в сензитивном периоде своего развития, и детская литература, чрезвычайно интересный и самодостаточный вид искусства, основным инструментом которого является слово, об раз. «Образ» и «образование» — однокоренные слова. Чтобы человек мог назвать себя образованным, одних знаний недостаточно. Необходимо иметь широкий образ мыслей, нравственно продуктивный образ жизни и светлый образ той идеи, которая может привести к усовершенствованию мира и самого человека и будет способствовать «формированию целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений».

КНИГИ УЧАТ ДОБРОТЕ, НРАВСТВЕННОСТИ, ВЕЖЛИВОСТИ, ДЕЛАЮТ ЧЕЛОВЕЧНЕЕ И МУДРЕЕ.

25

Список используемых источников

  1. Абдурахманова М. Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Дошколенок.ру : сайт. – [Б. м.], 2011-2014. – URL:http://dohcolonoc.ru/cons/4508-rol-khudozhestvennojliteratury-v-razvitie-rechi-detej-
  2. Берестов В.Д. Книги для детей: что и зачем нужно читать дошкольникам: советы рук. детского чтения и родителям // Дошк. образование. – 2006. – № 16. – С. 7–20.doshkolnogo-vozrasta.html

  1. Бушуева Л. С. Нравственное воспитание при изучении произведений басенного жанра / Л. С. Бушуева, Н. И. Комаха // Начальная шк. – 2013. – № 6. – С. 39-42. 10.

4. Варнаков С.В. Педагогические основы использования художественной литературы в социально-нравственном воспитании ребенка дошкольного и младшего школьного возраста : автореф. дис. … канд. пед. наук / Варнаков С.В. ; [Нижегор. гос. лингвист. ун-т им. Н.А. Добролюбова]. – Н. Новгород, 2000. – 19 с. ; Оглавление; Введение; Заключение; Список лит. к дис. [Электронный ресурс]. - URL:http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-osnovy-ispolzovaniyakhudozhestvennoi-literatury-v-sotsialno-nravstve....

5. Варнаков С.В. Педагогические основы использования художественной литературы в социально-нравственном воспитании ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: дис. ... канд. пед. наук / Варнаков С.В. – Н. Новгород, 2000. – 168 с.

6. Вострякова С. А. Самопознание и самосовершенствование подростка через психологический анализ литературного произведения в личностно-ориентированной школе // Русская литература в мировом культурном и образовательном пространстве : [материалы конгр.], Санкт- Петербург, 15-17 окт. 2008 г. – СПб. : МИРС, 2008. – Т. 1, ч. 2 : Место и роль русской литературы в мировом образовательном пространстве. – С. 184-192.

26

 7. Гаврилова И. В. Влияние произведений художественной литературы на экологическое воспитание детей дошкольного возраста // Внешкольная экология : сборник. – [Б. м., б. г] ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.eco.nw.ru/lib/data/04/7/050704.htm.

8. Гайворонская Н. Н. Коррекция ценностных ориентаций несовершеннолетних правонарушителей на уроках литературы // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. Сер.: Педагогика и психология. — 2012. — Вып. 4. — С. 102-107 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-tsennostnyh-orientatsiynesovershennoletnih-pravonarushiteley-na-urokah-l....

9. Гарбуза Л.Г. Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой // Дошк. педагогика. – 2012. – № 5. – С. 18-22

10. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе / В.В. Гербова. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 80 с

11. Гриценко З.А. Современная детская литература в круге чтения дошкольников // Семейное чтение. – 2010. – № 3. – С. 10–15

12. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка // Дошк. воспитание. – 2007. – № 6. – С. 35– 40

13. Иванова О.А. Учимся читать художественную литературу: Программа. Тематическое планирование. Конспекты занятий : для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста / О.А. Иванова. – М. : Школьная Пресса, 2004. – 80 с. – (Я - человек)

14. Каминская А. Н. Использование художественного произведения в познании глубинно-психологических ценностей субъекта // Психотерапия. — 2012. — № 12. — С. 20-21

15. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. Ранний дошкольный возраст / Н.С. Карпинская. – М. : Педагогика, 1972. – С. 61–62

16. Короткова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста // Дошкол. воспитание. — 2001. — № 8. — С. 34-41

27

17. Килиметьева Н.А. Значение художественной литературы в эмоциональном развитии детей // Воспитание и развитие детей дошкольного возраста : из опыта работы дошк. образоват. учреждений г. Магнитогорска : [сб. науч.-метод. ст.] / Магнитогор. гос. ун-т, Каф. дошк. педагогики и психологии, Упр. образованием администрации г. Магнитогорска. - Магнитогорск : МаГУ, 2007. - С. 341-343

18. Конина М.М. Художественная литература как средство нравственного воспитания // Вопросы эстетического воспитания в детском саду : [сб. ст]. - М. : Учпедгиз, 1960. - С. 60-68.

19. Мусаева В.И. Совершенствование воспитательных возможностей художественной литературы на пути от дошкольника к читателю-школьнику / В.И. Мусаева, Н.Н. Родионова // Дошкольное образование: начало века : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 9-10 окт. 2003 г. — Барнаул, 2003. — С. 90-95

20. Поликарпова Е. М. Духовно-личностный подход к восприятию художественного произведения // Среднее профессиональное образование. — 2013. — № 1. — С. 57-59. — (Школа педагога).

 21. Поляткова Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы / Н.А. Поляткова, С.Д. Якушева // В мире науч. открытий. – 2010. – № 5–3. – С. 88–94.

22. Решетняк И.А. Народное творчество как средство духовно- нравственного воспитания младших школьников [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования «Наша сеть» : сайт. – [Б. м.], 2012. - URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/narodnoetvorchestvo-kak-sredstvo-dukhovno-nravstvennogo-vo....

23. Сабирзянова А.Ф. Формирование нравственных представлений дошкольников при ознакомлении с художественной литературой в детском саду [Электронный ресурс] // RusArticles : тематический каталог статей : [сайт]. – [Б. м.], 29.01.2012. - URL:http://www.rusarticles.com/pedagogikastatya/formirovanie-nravstvennyx-predstavlenij-doshkolnikov-pri-oznakomlenii-sx.

28


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа патриотического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Программа патриотического воспитания детей младшей группы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних....

Физкультурный досуг для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Королева книжка – малышка в гостях у детей»

Физкултурный досуг включающий гимнастику, игры, эстафеты, загадки, упражнения для развития мелкой моторике....

«Опыт использования подвижных игр, направленных на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования детей»

Данный материал содержит теоретическую и практическую часть. В практической части представлены игры, которые возможно использовать на занятиях. Данные игры направлены на формирование коммуникативных у...

Воспитание духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста

Тезисы доклада "Воспитание духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста"...

Роль аналитико-синтетической деятельности в обучении звуко-буквенному анализу и синтезу детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ИННОВАЦИИ. Материалы XV Всероссийской научно-практической конференции 18-19 ноября 2021 года....