Главные вкладки

    Выступление на педагогическом совете: «Воспитательная работа как ресурс реализации требований к «Портрету выпускника»
    методическая разработка на тему

    «Воспитание – великое дело: им решается участь человека». Эти хорошо всем известные слова В.Г. Белинского не только не теряют своей актуальности, но и приобретают еще большую значимость в современном обществе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Сургутская специальная (коррекционная) начальная школа – д/сI,V вида

    Выступление на педагогическом совете:

    «Воспитательная работа как ресурс реализации требований к «Портрету выпускника»

    Выполнила: воспитатель

    группы продлённого дня

    Кичула Светлана Васильевна

    г. Сургут, 2013 год


    «Воспитание – великое дело: им решается участь человека». Эти хорошо всем известные слова В.Г. Белинского не только не теряют своей актуальности, но и приобретают еще большую значимость в современном обществе.

    Проблема использования свободного времени младших школьников всегда была насущной для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется решение следующих задач: развитие личности школьника, его творческих способностей; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим», интереса к учению; формирование желания и умения учиться, освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и преобразования в условиях решения учебных и жизненных задач. Таким образом вырисовывается

    Портрет выпускника начальной школы:

    Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир.

    Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности.

    Любящий свой народ, свой край и свою родину.

    Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.

    Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.

    Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, аргументировать свою позицию, высказывать свое мнение.

    Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

    Концепция воспитательной системы школы выстраивается с ориентацией на модель выпускника как гражданина-патриота, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способную к саморазвитию. Такой системный подход позволяет сделать педагогический процесс более целесообразным, управляемым и самое главное, эффективным.

    Основой воспитательной работы является социализация детей и подростков, повышение уровня воспитанности учащихся на основе духовно-нравственного воспитания.

    Качество воспитания необходимо оценивать не по количеству проведенных мероприятий, а по качеству отношений между детьми и взрослыми. Стиль педагогического воздействия можно кратко обозначить так:

    - оказывать доверие

    - проявлять уважение

    - обеспечивать успех

    Цель воспитательной работы — воспитание свободного гражданина с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством личной ответственности, твердой моралью, способного к преобразовательной продуктивной деятельности, ориентированного на сохранение ценностей общечеловеческой и национальной культуры и саморазвитие. Педагогическим коллективом школы был изучен пакет материалов, разработанный в рамках ФГОС нового поколения, определены основные направления воспитания и социализации учащихся начальных классов, отработан механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями, разработана модель организации внеурочной деятельности.

    Воспитательная работа в школе проводится по следующим направлениям:

    1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

    2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

    3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

    4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

    5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

    6. Формирование здорового и безопасного образа жизни

    Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ряд очень важных задач:

    обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе

    улучшить условия для развития ребенка

    учесть возрастные и индивидуальные особенности младших школьников

    Цель внеурочной деятельности создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

    Учитывая основные направления и виды внеурочной деятельности по новым стандартам, все виды внеурочной деятельности школы ориентированы на воспитательные результаты: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная, художественное творчество, трудовая, спортивно-оздоровительная.

    В работе педагогами используются следующие формы внеурочной деятельности младших школьников: классный час, проект, праздники, соревнования, конкурсы, экскурсии, концерты, встречи с интересными людьми, беседы, просмотр фильмов, творческие задания.

    Формы деятельности и содержание работы выстроены таким образом, чтобы они обеспечивали устойчивое развитие воспитательных результатов, т.е. изначально ребенок приобретает знания, затем к ним вырабатывается положительное отношение, и только после этого ребенок может использовать приобретенные знания в личном опыте.

    Спортивно-оздоровительная работа одна из востребованных детьми. Подвижные игры для ребят – это не только развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости, самостоятельности в двигательной деятельности, но и форма общения со сверстниками. Спортивно-оздоровительные занятия помогают приобщить детей к здоровому образу жизни.

    Проведение занятий по воспитанию ценностного отношения к природе, окружающей средепозволяют школьникам шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и приобщиться к исследованию родного края в разных формах – от простейших описаний до исследовательских и творческих проектов. Экологические конкурсы, походы, акция «Посади цветок» формируют любовь к природе и бережному отношению к родному краю, способствует становлению социально значимых ценностей у подрастающего поколения.

    Занятия на «Станции юных натуралистов» способствует развитию познавательных интересов младших школьников, социализации, общению с живой природой. В процессе занятий большое внимание уделяется выращиванию растений, проведению наблюдений и опытов, работе с природным материалом. Методической основой организации деятельности детей на занятиях является творческий метод: занятие-сказка, занятие-путешествие, экскурсии в природу, конкурсы, что помогает объединить детей.

    Программа кружка «Модульное оригами» разработана с целью формирования основ художественной культуры ребенка. Работу по этому направлению ведет учитель ИЗО. На своих занятиях она создает условия для освоения нравственно-эстетических ценностей, учит детей пользоваться ими в повседневной жизни. На решение этих задач ориентированы игровые методы и приемы, экскурсии и виртуальные путешествия в художественные, мировые галереи и залы.

    В течение года педагогическим коллективом была проделана большая работа по патриотическому воспитанию детей: воспитание уважения к символам и атрибутам Российского государства, прививалась любовь к малой Родине, к родной школе через традиционные школьные мероприятия: «Я – гражданин России», «Государственная символика России», Акции «Ветеран живет рядом», «Великий подвиг ваш история хранит».

    Педагогами внедряются инновационные формы работы по патриотическому воспитанию детей: заочное путешествие, посещение музея, выставки, уроки духовного общения, акции, посиделки, участие в народных праздниках, конкурсы. Патриотическое направление прослеживается в спортивно-оздоровительных мероприятиях: игры народов мира, интеллектуальные спортивные игры, КВН.

    Стержнем военно-патриотического воспитания обучающихся школы является воспитание на примере жизни участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Традиционно проходит месячник патриотической работы. В план работы включены различные мероприятия, как по форме, так и по содержанию они направлены на охват всех учащихся школы. В рамках месячника проводятся: уроки мужества, встречи с ветеранами ВОВ, конкурс рисунков «Они сражались за Родину. Историческая хроника военных лет, стихи о войне, музыка того времени способствуют воспитанию в наших детях высоких нравственных качеств: патриотизм, гражданственность, благодарность, чувство долга перед старшим поколением. Активное вовлечение школьников в социальную деятельность и сознательное участие в ней, осознание неповторимости своей Родины, её судьбы, формируют у подрастающего поколения гордость к делам своих предков и ответственность за происходящее в обществе.

    Духовно - нравственное воспитание построено так, чтобы продолжать развивать у учащихся культуру поведения, ответственность, доброту, честность, вежливость, жизнерадостность, общение, трудолюбие.

    Работа школы по вопросам духовно-нравственного воспитания реализуется через воспитательную систему бесед, конференций, творческих отчетов и конкурсов, экскурсий, КТД, проектную деятельность. Система дополнительного образования, работа библиотеки, способствуют формированию основ духовной культуры личности школьника, необходимых для полноценного развития человека как гражданина.

    Ценным средством воспитания являются традиции школы. Традиции выполняют две очень важные функции в жизни школы. Во-первых, они формируют общие интересы, придают школьной жизни определенную прочность, надежность, постоянство. Во-вторых, придают свое особое ни на кого не похожее лицо школе. Она становится особенной, неповторимой, такой, которой можно гордиться, традиции создают общность интересов, переживаний, сплачивают школьный коллектив и обогащают жизнь школы. Интересной, содержательной деятельностью были наполнены:

    «1 сентября – День Знаний» «День Учителя»

    «Праздник Букваря»

    Новогодняя ёлка

    День рождения школы

    «День Защитника Отечества»

    «Салют, Победа!»

    «Последний звонок»

    Праздник в 4-ом классе «Прощай, начальная школа!»

    В становлении личности учащихся большая роль отводится нравственно-эстетическому воспитанию. Приобщение детей к миру прекрасного –участие школьников в конкурсах и выставках детского рисунка, в конкурсах стенных газет и плакатов; в конкурсах прикладного искусства - способствует развитию творческих задатков, способностей, дарований и талантов.

    Тематическая направленность деятельности музыкального клуба «Домисолька» позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, приобщить к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства, формировать устойчивый интерес к пению, музыкально-творческой деятельности, воспитывать художественно-эстетический вкус.

    Вся работа школы по экологическому воспитанию направлена на привлечение внимания к проблемам сохранения окружающей среды, формированию у подрастающего поколения экологической нравственности, экологической культуры. В течение учебного года в школе были проведены акции «Чистые лёгкие планеты», «Каждой пичужке по кормушке», «Зеленая планета».

    Основополагающей идеей направления воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни является систематический, совместный, созидательный, социально значимый труд. Ежедневно педагоги стараются формировать у учащихся навыки умения трудиться на уроке, в столовой, во время дежурства по школе, по классу. Классные руководители используют различные формы внеурочной деятельности: предметные олимпиады, конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, устные журналы и т.д. Уровень заинтересованности учащихся в подобных мероприятиях высокий, что позволяет судить о достаточно хорошем уровне сформированности нравственных и духовных качеств учащихся.

    В школе углублена работа по привитию и воспитанию толерантных чувств у детей.

     Были организованы и проведены мероприятия:

    - Ко Дню Народного единства и к Международному дню толерантности.

    - «Мы разные, но мы вместе!» - коллективное изготовление плаката учениками 1-4 классов.

    С целью объективного фиксирования индивидуальных достижений учащихся в школе отработана система учета внеучебных достижений школьников. Основанием для оценки и учета внеучебных достижений служит портфолио учащихся.

    В современных условиях решение социальных проблем детей рассматривается, прежде всего, в аспекте охраны и защиты их прав. Деятельность нашей школы по защите детей от проявлений насилия, жестокости, информации наносящей вред их духовному здоровью и развитию: успешная социализация, создание условий для реальных социальных проб учащихся, формирование сознательной дисциплины, профилактика вредных привычек.

    Во второй половине дня в школе созданы условия для продуктивной, полезной и значимой деятельности школьников.

    Становление гражданственности у школьников определяется степенью участия их в общественной деятельности, умением ориентироваться во всех областях жизненного пространства. Поэтому в работе школы было уделено особое внимание мероприятиям по гражданско-правовому воспитанию среди учащихся, расширению их кругозора по вопросам правовой культуры, обеспечению социальной защиты детей и подростков. В декабре прошел месячник по правовому воспитанию. Воспитателями проводились беседы на тему «Конвенция о правах ребенка». «Основные права и обязанности детей». Правовое знакомство учащихся с Конституцией РФ, Семейным кодексом, Уголовным кодексом продолжалось в течение всего учебного года.

    Педагогический коллектив школы стремится создать благоприятные условия для всестороннего развития личности каждого ученика, отводя определенную воспитательную роль учебно-познавательной деятельности. На уроках, в учебной деятельности, учителя формируют научное мировоззрение учащихся. Это находит продолжение и во внеклассной работе, во внеурочных занятиях. Введены в традицию предметные недели, внеклассные предметные мероприятия,

    Большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям и пропаганде здорового образа жизни: физическому воспитанию учащихся, приобщению их к здоровому образу жизни.

    Воспитание здорового образа жизни осуществляется через следующие виды деятельности:

    Организация спортивно-массовой работы, профилактика вредных привычек, формирование навыков личной безопасности

    Вся работа ведётся по трем направлениям:

     - профилактика и оздоровление – физкультминутки во время учебного процесса для активации работы головного мозга и релаксации органов зрения,

    - образовательный процесс – использование здоровьесберегающих образовательных технологий, - информационно—консультативная работа: классные часы, родительские собрания, внеклассные мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни: спортивные соревнования.

    «Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

    Технология охраны здоровья и пропаганда здорового образа жизни:это тематические классные часы, беседы, направленные на приобщение учащихся к здоровому образу жизни, конкурс плакатов «Мы за здоровый образ жизни», конкурс рисунков «Здоровая пища - путь к здоровью», разработка проектов.

    По профилактике детского дорожного травматизма классными руководителями и воспитателями проводятся часы общения, беседы, ролевые игры, пятиминутки. В начале учебного года в целях повышения безопасности детей и восстановления у них после летних каникул навыков безопасности поведения на дорогах и в транспорте в школе проходил месячник по ПДД, в котором приняли участие уч-ся всех классов.

    Воспитание здорового образа жизни у учащихся осуществляется и через формирование навыков личной безопасности. Проводится серьёзная работа по охране жизни и здоровья всех участников образовательного процесса и обеспечению условий пожарной безопасности. Навыки поведения в чрезвычайных ситуациях формируются в ходе проведения учений, эвакуаций, классных часах, регламентированных занятиях.

    Система работы по дополнительному образованию помогает создать индивидуальную, образовательную среду для каждого ученика, развивает его мотивацию к учебно-познавательной деятельности, дает возможность для практической деятельности ребенка, помогает сохранить и укрепить здоровье, вести здоровый образ жизни, создает условия для развития и реализации творческих и интеллектуальных возможностей учащихся. Результаты диагностики уровня воспитанности показывают, что наблюдается положительная динамика высокого уровня воспитанности учащихся. В большинстве своем ученики школы воспитаны, активны в школьной жизни, стараются вести себя хорошо вне стен школы.

    Каждая школа использует свою стратегию и тактику в воспитании, главное в любой воспитательной системе - это наличие положительного результата, а у нас он есть. Воспитательная работа заключается в педагогически целесообразной организации жизни детей. Появляются новые формы работы, зарождаются новые традиции, появляются новые общешкольные мероприятия, которые призваны объединять детей. Конечно, воспитание - понятие очень объёмное и воспитывается человек на протяжении всей жизни, но если педагог замечает положительные моменты у своих воспитанников, то это свидетельствует о достижении.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на педагогическом совете: «Формы работы педагогов и воспитателей школы по формированию семейной культуры».

    Выступление на педагогическом совете: «Формы работы педагогов и воспитателей школы по формированию семейной культуры».      В последние годы наше общество в полной мере ...

    выступление на педагогическом совете конкурсная работа

    выступление на педагогическом совете : Введение ФГОС : 10 важных вопросов и ответов...

    Выступление на педагогическом совете. Формы работы с семьей по сохранению и укреплению здоровья школьников

    С первых дней школьной жизни мы учим детей тому, как сохранить и укрепить своё здоровье, но основы здоровья ребенка закладываются в семье, поэтому большое значение приобретает активное и целенаправлен...

    Выступление на педагогическом совете. Тема: "Работа с неуспевающими детьми в начальной школе".

    Каждому педагогу хочется, чтобы ребенок хорошо учился. Для этого необходимо придерживаться четырех важных правил:      1. Заинтересованность в процессе обучения...

    Выступление на педагогическом совете "Особенности работы в малокомплектной школе "

    Выступление на педагогическом совете "Особенности работы в малокомплектной школе "...

    Презентация к выступлению на педагогическом совете: «Воспитательная система класса в условиях введения ФГОС»

    Цель воспитательной системы – развитие личности учащегося с устойчивым нравственным поведением, способным к самоопределению, самоорганизации, самоадаптации в социуме. Основные воспитательные мом...