ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ПО АВТОРСКОМУ КУРСУ «Воспитание нравственности у детей посредством изучения Библии»
рабочая программа по теме

Голутвина Людмила Степановна

   

«Как все понятно и ясно, особенно для ребенка,

и вместе с тем как строго и серьезно!… Я не могу

себе представить, какое возможно было бы образование,

если бы не было этой книги… 

Библия, как по форме, так и по содержанию, должна

Служить образцом всех детских руководств и книг для чтения»

/Л.Н. Толстой/

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

К  авторской  ПРОГРАММЕ

 

«ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ БИБЛИИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ

 

                       

«Воспитание нравственности у детей посредством изучения Библии»

 

 

 

 

 

 

Черта характера, раскрытию которой посвящена тема

Тема занятия

Цель занятия

Цитаты из Библии, отражающие основную мысль занятия. Источник информации

Оснащение занятия

Детская деятельность (игровая и изобразительная)

1

2

3

4

5

6

умение слушать

Что такое Библия?

Подвести детей к осознанию важности изучения Библии; вызвать у них интерес к Св. Писанию и желание ознакомиться с его содержанием.

«Слово Твое – светильник ноге моей и свет стазе моей»

Пс 118:105

«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» 2Тим 3:16 2Пет 1:19

Детская Библия, Каноническая, Новый Завет, Библии на немецком и английском языках. Стихи Байрона о Библии

Дети рисуют в альбомах Библию

Умение созидать, а не разрушать

Сотворение мира

Воспитание у детей стремления созидать, а не разрушать. Показать им, что любовь к природе и благоговение – это то основание, на котором должно строиться отношение человека к окружающему миру.

«Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» Ин. 1:3 Быт 1:1-25

Евр 11:3

Живые цветы, охапки пшеницы, ржи, льна. Картинки с красочными пейзажами (моря, горы, луга, озера), атлас животных. Фланелеграф. Презентация картин классиков на тему о сотворении мира

Играем в игру «Звуки животных». Дети выполняют рисунки на тему «Сотворение мира».

Осознание ребенком собственной значимости

Сотворение человека

Помочь ребенку осознать собственную значимость, место человека в мироздании, его ответственность за состояние природы.

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему». Быт 1:26 «Поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его» Пс 8:7

«…я дивно устроен» Пс 138:14

Быт 1:26-30.2:7-10. 2:15-25 Пс 8, 99

Фланелеграф. Цветные открытки с изображением людей разных национальностей. Картинки  с изображением вырубленных лесов, грудами мусора, гибнущих озер. Презентация репродукций картин

Лепим человека из пластелина.

Преданность

Неповиновение Адама и Евы Богу. Противоборство добра и зла

Раскрытие детям понятия преданности. Воспитание у них преданности родным, близким людям, преданности своему делу.

«Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» Отк 2:10

Быт 2:16,17

Быт3 Римл 5:12, 18, 19 IКор 15:21, 22

Иак 1:12-15 Иак 4:17

IИи 2:15, 16; 3:4

Фланелеграф Презентация репродукций картин классиков.

Выполняются рисунки на тему «Грехопадение».

 

 

 

 

 

 

 

 Смирение

Каин и Авель

Раскрыть детям такую черту характера как смирение. Воспитать в них смирение в  признании своих ошибок, умение почитать старших.

«…со смиренными – мудрость» Пр 11:2 Пр 28:13 Быт 4:1-16 Гал 5:19-21 Евр 11:4 Пр 21:27 IИн 3:10-15 2Ин 4:20

Фланелеграф. Портреты «Каина и Авеля в детстве» Презентация репродукций классиков

Играем в игру «Доброе –злое». Дети рисуют жертвоприношение Каина и Авеля

Умение выбрать главное и следовать ему в жизни

Недостроенная башня

Развить у детей умение определять, что действительно ценно в жизни; умение выбрать главное и следовать ему в жизни.

«Придет гордость, придет и посрамление..» Пр 11:2 Быт 9:1-19, 11:1-9, Втор 6:10-12, Пс 9:18, Пс 102:2, Евр 2:2, 3Лк 12:15-21

 

Фланелеграпрезентация  репродукций картин

Игра «Строительство Вавилонской башни». Дети рисуют недостроенную Вавилонскую башню.

Послушание

Ной строит ковчег

Раскрыть детям понятие «послушания». Воспитать у них умение подчиниться мудрому руководству, родителям.

«Будьте же исполнители слова, а не слышатели только» Иак 1:22, Быт 6:1-22, 7:1-23, Евр 11:7, 2Пет 2:9, Мф 24:38, 39

Макет: «Звери заходят в ковчег». Фланелеграф.

Играем в игру «Каких зверей мы знаем». Дети рисуют ковчег.

 

Доброта и любовь к ближним

Спасение Ноя с семейством  в ковчеге

Развить у детей такое качество характера как умение заботиться о тех,  кто в них нуждается, постоянство в  проявлении заботы.

«Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» Иак 4:17, Ин 3:36, 14:6, Быт 8:1-22, 9:1-17, 2Пет 2:5, 2Пет 3:20, Мф 24:37-39

Макет «Ковчег на горе Арарат». Красочная книга о всемирном потопе. Фланелеграф. Презентация репродукций картин классиков

 

Дети делают аппликацию радуги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Щедрость

География Израиля

Воспитать в детях щедрость на добрые дела, на общение. Научить их без сожаления делиться с ближним тем, что дорого самому.

«Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, то щедро и пожнет» 2Кор 9:6, Лк 12:15-20

Репродукция картины в. Поленова «На Геннисаретском (Тивериадском) озере

Ситуационная игра «Мы в Израиле». Обращаем внимание детей на Мертвое Море, которое не дает начало ни одной из рек; оно лишь принимает в себя потоки вод. Принимает, но не отдает. И это море мертво – в нем не живут ни рыбы, ни растения. Проводим аналогию с человеком – стяжателем.

Способность проявлять заботу

Служение пророка Илии

Развить у детей способность проявлять заботу, умение быть внимательным к окружающим. Пробудить у них  готовность делать добро.

«..отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру» Римл 12:9, 3Ц 16:29-33, 3 Ц 17:1-9, 4Ц 1:8, Мф 6:25-33

 

Репродукция картины Абрахама Блумамарта «Пейзаж с пророком Илией» Фланелеграф

Выполняются рисунки на тему: «Вороны кормят пророка Илию у потока Хораф»

Верность

Пророк Илия получает ответ на свои  молитвы

Раскрыть детям понятие  «верность», в частности, верности  долгу. Привить им желание держать свои обещания.

«Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить» Еккл 5:4, 3Ц 18: 1-46, Иак  5: 17-18, Мф 7:7-11

Фланелеграф

Дети рисуют пророка Илию на горе Кармил

 

Бесстрашие

Давид и Голиаф

Раскрыть детям такую черту характера как бесстрашие. Объяснить им, что значит владеть собой, не допускать страха в сердце, как достичь этого состояния

«…будь тверд и мужествен, не страшись и не  ужасайся; ибо с тобою Господь, Бог твой, везде, куда ни пойдешь» Нав 1:8, 1Ц 17:1-51, Ефес 6:10-13

 

Фланелеграф, репродукции картин Доре

Ситуационная игра.

Дети рисуют Давида и Голиафа

 

 

 

 

 

 

 

 Попечительство

Попытка Ионы бежать от Бога

Объяснить детям, что  означает попечительство о чистоте своего сердца, попечительство о душах других людей. Воспитать у детей умение выслушать другого и дать добрый совет.

«Только берегись, и тщательно храни душу твою».. Втор 4:9, Иона 1,2,3,4 Пс 138:7-12

Плакаты с изображением кораблей. Макет-игрушка «Иона в чреве кита». Игрушка «кит». Книга с красочными иллюстрациями о пророке Ионе. Фланелеграф.

 

Дети рисуют кита и пророка Иону

Целеустремленность

Спасение младенца Моисея, будущего вождя Богоизбранного народа

Объяснить детям, что в жизни надо ставить реальные и достойные цели и  иметь стремление достигнуть их.

«Не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели..» Флп 3:13-14, Исх 1:8-22, 2:1-10, 6:20, Пс 120:7, Чис 26:59, Евр 11:23, Деян 7:17-22, Римл 8:28

 

 

Фланелеграф

Дети лепят корзину с младенцем Моисеем

Смирение

Рождение Спасителя Иисуса Христа

Воспитать в детях умение смириться перед мудрым руководством. Дети узнают почему, где и когда родился Иисус Христос, узнают о Богоматери и Боге отце.

«..смиренный духом приобретает честь» Пр 29:23, Лк 2: 1-17

Репродукции картин Михеля Кокси «Благовещение» и Матиаса Стомера «Поклонение пастухов». Панно «Рождество Христово», изготовленное детьми. Макет «Рождение Спасителя»

 

 

Выполняются рисунки на тему: «Рождество Христово»

Терпение

Благословение Младенца Иисуса Христа в Иерусалимском храме. Старец Симеон. Пророчица Анна.

 

 

 

Раскрыть детям понятие «терпение», «долготерпение» на примере старца Симеона, терпеливо ожидавшего прихода в мир Спасителя.

«..будьте долготерпеливы ко всем» 1Фес 5:14

«Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собой лучше завоевателя города» Пр 16:32,

Лк 2:25-40

 

 

Фланелеграф

Дети рисуют старца Симеона.

 

 

 

 

 

 

 

 Умение приносить людям радость, утешение

Вифлеемская звезда.

Поклонение волхов.

Воспитать в детях умение быть источником радости для окружающих, находить слова утешения

 

«..утешайте малодушных, поддерживайте слабых..» 1Фес 5:14

Ис 9:6, Мф 2:1-12

Рождественское панно.

Фланелеграф, репродукции картин классиков

Дети рисуют Вифлеемскую звезду

Послушание

Детство Иисуса Христа. Проповедь в Иерусалимском храме в 12 лет

Побудить детей с уважением относиться к просьбам родителей, воспитателей.

 

«Дети, будьте послушны родителям вашим во всем..» Кол 3:20, Мрк 6:3, Лк 2: 39-52

Репродукция картины В.Поленова «Исполнялся премудрости».

Фланелеграф

 

Дети рисуют храм

Умение прощать

Притча о блудном сыне.

Научить детей находить основание для прощения, не осуждать других, а судить себя. Объяснить детям, что любовь дает силу любить даже  в болезненных обстоятельствах, любовь дает силу прощать (любовь-агапэ).

 

«..прощайте и прощены будете». Лк 6:37, Пс 88: 27, 1 Ин 4:10, Лк 15: 11-32, Мф 5: 43-45

Репродукции картин Рембрандта и Доминико Тьеполо «Возвращение блудного сына».

Фланелеграф, дети читают стихи А.С.Пушкина,В.Брюсова,

 

Дети рисуют любящего отца или блудного сына в качестве свинопаса.

Милосердие

Притча о заблудшей овце.

Воспитать у детей желание быть милосердным, умение оказать милость.

«..будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» Лк 6:36, Пс 22, Ин 10:1-18, Лк 15:1-7, Иезек 34:15-16, Захария 11:17

Кукла-«овца». Книга с красочными иллюстрациям «Добрый пастырь» (Псалом 22). Макет «добрый пастырь».

 

 

 

Ситуационная игра «Пастух и овцы». Дети рисуют заблудшую овцу.

 

 

 

 

 

 

 

 Умение быть благодарным

Исцеление десяти прокаженных

Раскрыть детям, что означают доброта и любовь к ближним. Пробудить у них стремление быть добрым во всех обстоятельствах. Научить их умению быть благодарными, ценить то, что дает жизнь

 

«За все благодарите..» 1Фес 5:18, Лк 17:11-19

Презентация репродукций картин на тему о десяти прокаженных

Дети рисуют исцеленного прокаженного, сумевшего быть благодарным

Доброта

Мальчик отдает Иисусу Христу свою еду

Воспитать у детей желание и умение поделиться с ближним тем, что принадлежит тебе

«..блаженнее давать, нежели принимать». Деян 20:35, Ин 6:1-14, Пр 2:20

 

2 рыбы и 5 булочек в корзине

Дети лепят 2 рыбы и 5 булочек

 

Настойчивость

Исцеление слепого Вартимея

Ознакомить детей с понятием «настойчивость» (настойчивость в труде, достижении поставленных целей. Настойчивость в борьбе со злом).

«Просите и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят». Мф 7:7-8, Пс 33:7, Мрк 10:46-52

 

Фланелеграф, кружка «для подаяния»

Ситуационная игра. Лепим из пластелина слепого Вартимея

 

Добродетельность

Притча о добром самарянине

Пробудить у детей стремление быть добрым во всех обстоятельствах

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Мф 22:39, Лк 10:25-37

 

Фланелеграф Презентация репродукций картин.

Выполняются рисунки по теме

 

 

 

 

 

 

 

 Стремление  к духовному совершенствованию

Спасение Закхея

Объяснить детям, что значит стремление к духовному совершенствованию (быть добрым, послушным, уметь прощать и т.д.)

 

«…поспешим к совершенству…! Евр 6:1, Ис 49:26, Ин 1:12, Лк 19:1-10

Кукла «Закхей»

Ситуационная игра. Выполняются рисунки – «Маленький Закхей на дереве»

Любовь к родителям, почитание

Анна просит сына

Воспитать у детей умение окружить членов семьи любовью

 

«…пусть дети учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям». 1 Тим 5:4, 1Ц 1:1-28

 

Макет «Анна в храме»

Фланелеграф

Дети рисуют Анну, молящуюся в храме

Готовность учиться

Призвание Самуила

Объяснить детям, что человек должен обладать таким ценным качеством, как готовность учиться

«Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою»

Пс 31:8, 1Ц 1:21-28, 2:11-26, 3:1-19

 

Макет «Самуил и священник Илия в храме»

Фланелеграф

Ситуационная игра.

Выполняем рисунки по теме занятия

Надежность

Воскрешение дочери Иаира

Объяснить детям, что значит быть надежным для тех, кто надеется на нас. Призвать их поступать так, чтобы люди были уверены в нас.

 

 

«Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды»

Пр 4:26, Мрк 5:21-43, Лк 8:41-56

Репродукция картины В. Поленова «Воскреше-ние дочери Иаира»

Фланелеграф

 

Дети рисуют дочь Иаира

 

 

 

 

 

 

 Сострадание

Исцеление расслабленного

Раскрыть детям смысл понятия «сострадание». Подвести их к осознанию того, что необходимо оказывать помощь другим людям, когда они в беде.

 

 

«..будьте друг ко другу добры, сострадательны..» Еф 4:32, Лк 5:17-26

Макет израильского дома

Ситуационная игра «Дети несут расслабленного на исцеление к Иисусу Христу»

Скромность

Торжественный въезд Иисуса Христа в Иерусалим

Научить детей вести себя скромно, не превозноситься

«Не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно..» Римл 12:3, Мф 21:1-11, 15-17, Мрк 11:1-11, Лк 19:28-44

 

 

Фланелеграф

Дети рисуют вербу

Внимательность

Игра-диагностика «Ловим рыбу» (опрос детей)

В процессе беседы с детьми, их ответов на вопросы выяснить их нравственную позицию в той или иной ситуации (предполагаемой)

 

Фланелеграф

Репродукции картин, макеты- две лодки (красная и синяя), красочные разноцветные рыбки

 

 

 

Дети грают в рыбаков, ловящих рыбу(ответ на вопрос означает пойманную рыбу)

 

Желание послужить ближнему

Иисус Христос умывает ноги ученикам

Воспитать в детях умение увидеть нужды ближнего и с любовью помочь ему

«Любовью служите друг другу» Гал 5:13, Ин 13:1-15

Тазик, полотенце

Дети рисуют предметы, посредством которых они помогают маме (веник, ведро, посуда и т.д.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Умение выбирать главное, трудолюбие

Два строителя

Подвести детей к осознанию ответственности за свои поступки. Побеседовать с детьми о жизненных ценностях,  о «кирпичиках», из которых они собираются строиться жизнь

 

«Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает»

Римл 14:22, Мф 7:24-28

Фотография большого дома.

Фланелеграф

Макет израильского дома

Ситуационная игра. Дети рисуют дом, построенный на песке и дом, построенный на камне

Прощение

Иосиф прощает братьев

Научить детей прощать

«Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» Ефес 4:32,  Быт 37, 39, 40, 41-45

 

Фланелеграф, репродукции картин классиков

Дети рисуют Иосифа

Любовь к ближнему

Исцеление больного в купальне Вифезда

Научить детей любить ближнего. Объяснить им, что любовь дает силу служить с радостью, ничего не требуя взамен, что подлинная любовь –щедрая

 

«…возлюби ближнего твоего, как самого себя» Мф 22:39, Евр 13:6, Ин 5:1-15

Фланелеграф

Дети рисуют тех, кого они любят

 

Уверенность, решительность

Иисус Христос идет по воде

Объяснить детям, как важна уверенность в благоприятном исходе дела, которым ты занимаешься. Развить у детей умение не поддаваться влиянию сверстников.

 

«Если вы будете иметь веру с горчичное зерно…ничего не будет невозможного для вас» Мф 17:20, Мрк 6:45-52, Мф 14:22-32, Ин 6:15-21

Фланелеграф, презентация репродукций картин

 

Дети рисуют Море Галилейское

 

 

 

 

 

 

 Дальновидность

Богатый юноша

Объяснить детям, что  надо уметь предвидеть отдаленные результаты своих поступков, решений. Подвести их к осознанию того, что не обязательно быть богатым и знаменитым, чтобы заслужить уважение людей.

 

«Мудрость разумного – знание пути своего». Пр 14:8, Мф 19:16-30

Фланелеграф

Дети рисуют богатого юношу

Правдивость

Иаков обманывает своего отца

Привить детям желание быть правдивым во всех жизненных ситуациях

 

 

«…преуспевай в правде...» 1Тим 6:11, Быт 27:1-35

Фланелеграф

Дети рисуют Исава и Иакова

Мужество

Бог взывает к Аврааму

На примере Авраама показать детям, что надо сохранять мужество даже в трудных жизненных ситуациях.

 

«…будь тверд и очень мужествен…»

Нав.1:7, Быт 12

Фланелеграф, репродукции картин классиков.

 

Дети рисуют патриарха Авраама

Внимательность

Игра-диагностика

Опрос детей в виде игры, беседа с ними

 

Фланелеграф, репродукции картин, иллюстрации, две «лодки» и цветные «рыбки»

 

 

Дети играют в игру «Рыбаки ловят рыбу»

 

 

В конце занятия, когда дети рисуют, приглушено звучит классическая духовная музыка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение

 

 

 

 

Авторская программа «Воспитание нравственности у детей посредством изучения Библии»

Педагогические разработки:

- беседы, игры, театрализация.

 

Информационные материалы:

- видеофильмы;

- диски, кассеты для прослушивания;

- репродукции картин художников;

- стихи классиков;

- фланелеграф;

- библейские атласы;

-атласы животных, растений.

 

Разработка для организации контроля и определения результативности обучения:

- диагностическая игра «Мы ловим рыбу»;

- викторины.

 

Материально-техническое обеспечение:

- стол;

- стулья;

- аудио- и видео-средства

- интерактивная доска

 

Кадровое обеспечение - не требуется.

 

Литература

 

 

Список литературы для педагога

 

1.     Библия. Изд. Моск. Патриархии- М., 1956;

2.     Бердяев Н.А. Самопознание.- Париж, 1949;

3.     Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду –СПб, : «Акцидент», 1997

4.     Ельчанинов А. Записки. – М: «Русский путь» 1992;

5.     Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. – М. : «Мартис», 1994

6.     Keппe H.P. (Keppe N.R.) Liberation. – Sao Paulo – Brazili: “Proton Editora@,1980,230cМушникова Э.Б. Роль нравственной педагогики в оздоровлении общества // Значение педагогики для возрождения нравственных основ общества. – СПб, 2008;

7.     Мушникова Э.Б. Воспитание христианского миропонимания в светской школе // Значение педагогики для возрождения нравственных основ общества.- СПб, 2008;

8.     Мысли о православной педагогике. – М.: «Высокопетровский монастырь»,

9.     Трофимов В., Волгин А. Поговорим об этикете. – М. : « Московская правда», 1991

10.                .Шендрик А.И. Теория культуры. – М: «Единство» 2002.         

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zanyatiy_po_avtorsk._progr.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

«Как все понятно и ясно, особенно для ребенка,

и вместе с тем как строго и серьезно!… Я не могу

себе представить, какое возможно было бы образование,

если бы не было этой книги…  

Библия, как по форме, так и по содержанию, должна

Служить образцом всех детских руководств и книг для чтения»

/Л.Н. Толстой/

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

К  авторской  ПРОГРАММЕ

 

«ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ БИБЛИИ»

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ

                       

«Воспитание нравственности у детей посредством изучения Библии»

Черта характера, раскрытию которой посвящена тема

Тема занятия

Цель занятия

Цитаты из Библии, отражающие основную мысль занятия. Источник информации

Оснащение занятия

Детская деятельность (игровая и изобразительная)

1

2

3

4

5

6

умение слушать

Что такое Библия?

Подвести детей к осознанию важности изучения Библии; вызвать у них интерес к Св. Писанию и желание ознакомиться с его содержанием.

«Слово Твое – светильник ноге моей и свет стазе моей»

Пс 118:105

«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» 2Тим 3:16 2Пет 1:19

Детская Библия, Каноническая, Новый Завет, Библии на немецком и английском языках. Стихи Байрона о Библии

Дети рисуют в альбомах Библию

Умение созидать, а не разрушать

Сотворение мира

Воспитание у детей стремления созидать, а не разрушать. Показать им, что любовь к природе и благоговение – это то основание, на котором должно строиться отношение человека к окружающему миру.

«Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» Ин. 1:3 Быт 1:1-25

Евр 11:3

Живые цветы, охапки пшеницы, ржи, льна. Картинки с красочными пейзажами (моря, горы, луга, озера), атлас животных. Фланелеграф. Презентация картин классиков на тему о сотворении мира

Играем в игру «Звуки животных». Дети выполняют рисунки на тему «Сотворение мира».

Осознание ребенком собственной значимости

Сотворение человека

Помочь ребенку осознать собственную значимость, место человека в мироздании, его ответственность за состояние природы.

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему». Быт 1:26 «Поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его» Пс 8:7

«…я дивно устроен» Пс 138:14

Быт 1:26-30.2:7-10. 2:15-25 Пс 8, 99

Фланелеграф. Цветные открытки с изображением людей разных национальностей. Картинки  с изображением вырубленных лесов, грудами мусора, гибнущих озер. Презентация репродукций картин

Лепим человека из пластелина.

Преданность

Неповиновение Адама и Евы Богу. Противоборство добра и зла

Раскрытие детям понятия преданности. Воспитание у них преданности родным, близким людям, преданности своему делу.

«Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» Отк 2:10

Быт 2:16,17

Быт3 Римл 5:12, 18, 19 IКор 15:21, 22

Иак 1:12-15 Иак 4:17

IИи 2:15, 16; 3:4

Фланелеграф Презентация репродукций картин классиков.

Выполняются рисунки на тему «Грехопадение».

 Смирение

Каин и Авель

Раскрыть детям такую черту характера как смирение. Воспитать в них смирение в  признании своих ошибок, умение почитать старших.

«…со смиренными – мудрость» Пр 11:2 Пр 28:13 Быт 4:1-16 Гал 5:19-21 Евр 11:4 Пр 21:27 IИн 3:10-15 2Ин 4:20

Фланелеграф. Портреты «Каина и Авеля в детстве» Презентация репродукций классиков

Играем в игру «Доброе –злое». Дети рисуют жертвоприношение Каина и Авеля

Умение выбрать главное и следовать ему в жизни

Недостроенная башня

Развить у детей умение определять, что действительно ценно в жизни; умение выбрать главное и следовать ему в жизни.

«Придет гордость, придет и посрамление..» Пр 11:2 Быт 9:1-19, 11:1-9, Втор 6:10-12, Пс 9:18, Пс 102:2, Евр 2:2, 3Лк 12:15-21

Фланелеграпрезентация  репродукций картин

Игра «Строительство Вавилонской башни». Дети рисуют недостроенную Вавилонскую башню.

Послушание

Ной строит ковчег

Раскрыть детям понятие «послушания». Воспитать у них умение подчиниться мудрому руководству, родителям.

«Будьте же исполнители слова, а не слышатели только» Иак 1:22, Быт 6:1-22, 7:1-23, Евр 11:7, 2Пет 2:9, Мф 24:38, 39

Макет: «Звери заходят в ковчег». Фланелеграф.

Играем в игру «Каких зверей мы знаем». Дети рисуют ковчег.

Доброта и любовь к ближним

Спасение Ноя с семейством  в ковчеге

Развить у детей такое качество характера как умение заботиться о тех,  кто в них нуждается, постоянство в  проявлении заботы.

«Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» Иак 4:17, Ин 3:36, 14:6, Быт 8:1-22, 9:1-17, 2Пет 2:5, 2Пет 3:20, Мф 24:37-39

Макет «Ковчег на горе Арарат». Красочная книга о всемирном потопе. Фланелеграф. Презентация репродукций картин классиков

Дети делают аппликацию радуги.

 Щедрость

География Израиля

Воспитать в детях щедрость на добрые дела, на общение. Научить их без сожаления делиться с ближним тем, что дорого самому.

«Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, то щедро и пожнет» 2Кор 9:6, Лк 12:15-20

Репродукция картины в. Поленова «На Геннисаретском (Тивериадском) озере

Ситуационная игра «Мы в Израиле». Обращаем внимание детей на Мертвое Море, которое не дает начало ни одной из рек; оно лишь принимает в себя потоки вод. Принимает, но не отдает. И это море мертво – в нем не живут ни рыбы, ни растения. Проводим аналогию с человеком – стяжателем.

Способность проявлять заботу

Служение пророка Илии

Развить у детей способность проявлять заботу, умение быть внимательным к окружающим. Пробудить у них  готовность делать добро.

«..отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру» Римл 12:9, 3Ц 16:29-33, 3 Ц 17:1-9, 4Ц 1:8, Мф 6:25-33

Репродукция картины Абрахама Блумамарта «Пейзаж с пророком Илией» Фланелеграф

Выполняются рисунки на тему: «Вороны кормят пророка Илию у потока Хораф»

Верность

Пророк Илия получает ответ на свои  молитвы

Раскрыть детям понятие  «верность», в частности, верности  долгу. Привить им желание держать свои обещания.

«Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить» Еккл 5:4, 3Ц 18: 1-46, Иак  5: 17-18, Мф 7:7-11

Фланелеграф

Дети рисуют пророка Илию на горе Кармил

Бесстрашие

Давид и Голиаф

Раскрыть детям такую черту характера как бесстрашие. Объяснить им, что значит владеть собой, не допускать страха в сердце, как достичь этого состояния

«…будь тверд и мужествен, не страшись и не  ужасайся; ибо с тобою Господь, Бог твой, везде, куда ни пойдешь» Нав 1:8, 1Ц 17:1-51, Ефес 6:10-13

Фланелеграф, репродукции картин Доре

Ситуационная игра.

Дети рисуют Давида и Голиафа

 Попечительство

Попытка Ионы бежать от Бога

Объяснить детям, что  означает попечительство о чистоте своего сердца, попечительство о душах других людей. Воспитать у детей умение выслушать другого и дать добрый совет.

«Только берегись, и тщательно храни душу твою».. Втор 4:9, Иона 1,2,3,4 Пс 138:7-12

Плакаты с изображением кораблей. Макет-игрушка «Иона в чреве кита». Игрушка «кит». Книга с красочными иллюстрациями о пророке Ионе. Фланелеграф.

Дети рисуют кита и пророка Иону

Целеустремленность

Спасение младенца Моисея, будущего вождя Богоизбранного народа

Объяснить детям, что в жизни надо ставить реальные и достойные цели и  иметь стремление достигнуть их.

«Не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели..» Флп 3:13-14, Исх 1:8-22, 2:1-10, 6:20, Пс 120:7, Чис 26:59, Евр 11:23, Деян 7:17-22, Римл 8:28

Фланелеграф

Дети лепят корзину с младенцем Моисеем

Смирение

Рождение Спасителя Иисуса Христа

Воспитать в детях умение смириться перед мудрым руководством. Дети узнают почему, где и когда родился Иисус Христос, узнают о Богоматери и Боге отце.

«..смиренный духом приобретает честь» Пр 29:23, Лк 2: 1-17

Репродукции картин Михеля Кокси «Благовещение» и Матиаса Стомера «Поклонение пастухов». Панно «Рождество Христово», изготовленное детьми. Макет «Рождение Спасителя»

Выполняются рисунки на тему: «Рождество Христово»

Терпение

Благословение Младенца Иисуса Христа в Иерусалимском храме. Старец Симеон. Пророчица Анна.

Раскрыть детям понятие «терпение», «долготерпение» на примере старца Симеона, терпеливо ожидавшего прихода в мир Спасителя.

«..будьте долготерпеливы ко всем» 1Фес 5:14

«Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собой лучше завоевателя города» Пр 16:32,

Лк 2:25-40

Фланелеграф

Дети рисуют старца Симеона.

 Умение приносить людям радость, утешение

Вифлеемская звезда.

Поклонение волхов.

Воспитать в детях умение быть источником радости для окружающих, находить слова утешения

«..утешайте малодушных, поддерживайте слабых..» 1Фес 5:14

Ис 9:6, Мф 2:1-12

Рождественское панно.

Фланелеграф, репродукции картин классиков

Дети рисуют Вифлеемскую звезду

Послушание

Детство Иисуса Христа. Проповедь в Иерусалимском храме в 12 лет

Побудить детей с уважением относиться к просьбам родителей, воспитателей.

«Дети, будьте послушны родителям вашим во всем..» Кол 3:20, Мрк 6:3, Лк 2: 39-52

Репродукция картины В.Поленова «Исполнялся премудрости».

Фланелеграф

Дети рисуют храм

Умение прощать

Притча о блудном сыне.

Научить детей находить основание для прощения, не осуждать других, а судить себя. Объяснить детям, что любовь дает силу любить даже  в болезненных обстоятельствах, любовь дает силу прощать (любовь-агапэ).

«..прощайте и прощены будете». Лк 6:37, Пс 88: 27, 1 Ин 4:10, Лк 15: 11-32, Мф 5: 43-45

Репродукции картин Рембрандта и Доминико Тьеполо «Возвращение блудного сына».

Фланелеграф, дети читают стихи А.С.Пушкина,В.Брюсова,

Дети рисуют любящего отца или блудного сына в качестве свинопаса.

Милосердие

Притча о заблудшей овце.

Воспитать у детей желание быть милосердным, умение оказать милость.

«..будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» Лк 6:36, Пс 22, Ин 10:1-18, Лк 15:1-7, Иезек 34:15-16, Захария 11:17

Кукла-«овца». Книга с красочными иллюстрациям «Добрый пастырь» (Псалом 22). Макет «добрый пастырь».

Ситуационная игра «Пастух и овцы». Дети рисуют заблудшую овцу.

 Умение быть благодарным

Исцеление десяти прокаженных

Раскрыть детям, что означают доброта и любовь к ближним. Пробудить у них стремление быть добрым во всех обстоятельствах. Научить их умению быть благодарными, ценить то, что дает жизнь

«За все благодарите..» 1Фес 5:18, Лк 17:11-19

Презентация репродукций картин на тему о десяти прокаженных

Дети рисуют исцеленного прокаженного, сумевшего быть благодарным

Доброта

Мальчик отдает Иисусу Христу свою еду

Воспитать у детей желание и умение поделиться с ближним тем, что принадлежит тебе

«..блаженнее давать, нежели принимать». Деян 20:35, Ин 6:1-14, Пр 2:20

2 рыбы и 5 булочек в корзине

Дети лепят 2 рыбы и 5 булочек

Настойчивость

Исцеление слепого Вартимея

Ознакомить детей с понятием «настойчивость» (настойчивость в труде, достижении поставленных целей. Настойчивость в борьбе со злом).

«Просите и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят». Мф 7:7-8, Пс 33:7, Мрк 10:46-52

Фланелеграф, кружка «для подаяния»

Ситуационная игра. Лепим из пластелина слепого Вартимея

Добродетельность

Притча о добром самарянине

Пробудить у детей стремление быть добрым во всех обстоятельствах

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Мф 22:39, Лк 10:25-37

Фланелеграф Презентация репродукций картин.

Выполняются рисунки по теме

 Стремление  к духовному совершенствованию

Спасение Закхея

Объяснить детям, что значит стремление к духовному совершенствованию (быть добрым, послушным, уметь прощать и т.д.)

«…поспешим к совершенству…! Евр 6:1, Ис 49:26, Ин 1:12, Лк 19:1-10

Кукла «Закхей»

Ситуационная игра. Выполняются рисунки – «Маленький Закхей на дереве»

Любовь к родителям, почитание

Анна просит сына

Воспитать у детей умение окружить членов семьи любовью

«…пусть дети учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям». 1 Тим 5:4, 1Ц 1:1-28

Макет «Анна в храме»

Фланелеграф

Дети рисуют Анну, молящуюся в храме

Готовность учиться

Призвание Самуила

Объяснить детям, что человек должен обладать таким ценным качеством, как готовность учиться

«Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою»

Пс 31:8, 1Ц 1:21-28, 2:11-26, 3:1-19

Макет «Самуил и священник Илия в храме»

Фланелеграф

Ситуационная игра.

Выполняем рисунки по теме занятия

Надежность

Воскрешение дочери Иаира

Объяснить детям, что значит быть надежным для тех, кто надеется на нас. Призвать их поступать так, чтобы люди были уверены в нас.

«Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды»

Пр 4:26, Мрк 5:21-43, Лк 8:41-56

Репродукция картины В. Поленова «Воскреше-ние дочери Иаира»

Фланелеграф

Дети рисуют дочь Иаира

 Сострадание

Исцеление расслабленного

Раскрыть детям смысл понятия «сострадание». Подвести их к осознанию того, что необходимо оказывать помощь другим людям, когда они в беде.

«..будьте друг ко другу добры, сострадательны..» Еф 4:32, Лк 5:17-26

Макет израильского дома

Ситуационная игра «Дети несут расслабленного на исцеление к Иисусу Христу»

Скромность

Торжественный въезд Иисуса Христа в Иерусалим

Научить детей вести себя скромно, не превозноситься

«Не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно..» Римл 12:3, Мф 21:1-11, 15-17, Мрк 11:1-11, Лк 19:28-44

Фланелеграф

Дети рисуют вербу

Внимательность

Игра-диагностика «Ловим рыбу» (опрос детей)

В процессе беседы с детьми, их ответов на вопросы выяснить их нравственную позицию в той или иной ситуации (предполагаемой)

Фланелеграф

Репродукции картин, макеты- две лодки (красная и синяя), красочные разноцветные рыбки

Дети грают в рыбаков, ловящих рыбу(ответ на вопрос означает пойманную рыбу)

Желание послужить ближнему

Иисус Христос умывает ноги ученикам

Воспитать в детях умение увидеть нужды ближнего и с любовью помочь ему

«Любовью служите друг другу» Гал 5:13, Ин 13:1-15

Тазик, полотенце

Дети рисуют предметы, посредством которых они помогают маме (веник, ведро, посуда и т.д.)

 Умение выбирать главное, трудолюбие

Два строителя

Подвести детей к осознанию ответственности за свои поступки. Побеседовать с детьми о жизненных ценностях,  о «кирпичиках», из которых они собираются строиться жизнь

«Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает»

Римл 14:22, Мф 7:24-28

Фотография большого дома.

Фланелеграф

Макет израильского дома

Ситуационная игра. Дети рисуют дом, построенный на песке и дом, построенный на камне

Прощение

Иосиф прощает братьев

Научить детей прощать

«Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» Ефес 4:32,  Быт 37, 39, 40, 41-45

Фланелеграф, репродукции картин классиков

Дети рисуют Иосифа

Любовь к ближнему

Исцеление больного в купальне Вифезда

Научить детей любить ближнего. Объяснить им, что любовь дает силу служить с радостью, ничего не требуя взамен, что подлинная любовь –щедрая

«…возлюби ближнего твоего, как самого себя» Мф 22:39, Евр 13:6, Ин 5:1-15

Фланелеграф

Дети рисуют тех, кого они любят

Уверенность, решительность

Иисус Христос идет по воде

Объяснить детям, как важна уверенность в благоприятном исходе дела, которым ты занимаешься. Развить у детей умение не поддаваться влиянию сверстников.

«Если вы будете иметь веру с горчичное зерно…ничего не будет невозможного для вас» Мф 17:20, Мрк 6:45-52, Мф 14:22-32, Ин 6:15-21

Фланелеграф, презентация репродукций картин

Дети рисуют Море Галилейское

 Дальновидность

Богатый юноша

Объяснить детям, что  надо уметь предвидеть отдаленные результаты своих поступков, решений. Подвести их к осознанию того, что не обязательно быть богатым и знаменитым, чтобы заслужить уважение людей.

«Мудрость разумного – знание пути своего». Пр 14:8, Мф 19:16-30

Фланелеграф

Дети рисуют богатого юношу

Правдивость

Иаков обманывает своего отца

Привить детям желание быть правдивым во всех жизненных ситуациях

«…преуспевай в правде...» 1Тим 6:11, Быт 27:1-35

Фланелеграф

Дети рисуют Исава и Иакова

Мужество

Бог взывает к Аврааму

На примере Авраама показать детям, что надо сохранять мужество даже в трудных жизненных ситуациях.

«…будь тверд и очень мужествен…»

Нав.1:7, Быт 12

Фланелеграф, репродукции картин классиков.

Дети рисуют патриарха Авраама

Внимательность

Игра-диагностика

Опрос детей в виде игры, беседа с ними

Фланелеграф, репродукции картин, иллюстрации, две «лодки» и цветные «рыбки»

Дети играют в игру «Рыбаки ловят рыбу»

В конце занятия, когда дети рисуют, приглушено звучит классическая духовная музыка

Методическое обеспечение

Авторская программа «Воспитание нравственности у детей посредством изучения Библии»

Педагогические разработки:

- беседы, игры, театрализация.

Информационные материалы:

- видеофильмы;

- диски, кассеты для прослушивания;

- репродукции картин художников;

- стихи классиков;

- фланелеграф;

- библейские атласы;

-атласы животных, растений.

Разработка для организации контроля и определения результативности обучения:

- диагностическая игра «Мы ловим рыбу»;

- викторины.

Материально-техническое обеспечение:

- стол;

- стулья;

- аудио- и видео-средства

- интерактивная доска

Кадровое обеспечение - не требуется.

Литература

 

Список литературы для педагога

  1. Библия. Изд. Моск. Патриархии- М., 1956;
  2. Бердяев Н.А. Самопознание.- Париж, 1949;
  3. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду –СПб, : «Акцидент», 1997
  4. Ельчанинов А. Записки. – М: «Русский путь» 1992;
  5. Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. – М. : «Мартис», 1994
  6. Keппe H.P. (Keppe N.R.) Liberation. – Sao Paulo – Brazili: “Proton Editora@,1980,230cМушникова Э.Б. Роль нравственной педагогики в оздоровлении общества // Значение педагогики для возрождения нравственных основ общества. – СПб, 2008;
  7. Мушникова Э.Б. Воспитание христианского миропонимания в светской школе // Значение педагогики для возрождения нравственных основ общества.- СПб, 2008;
  8. Мысли о православной педагогике. – М.: «Высокопетровский монастырь»,
  9. Трофимов В., Волгин А. Поговорим об этикете. – М. : « Московская правда», 1991
  10. .Шендрик А.И. Теория культуры. – М: «Единство» 2002.