Коррекционный час. Уроки К.Д. Ушинского. "Бишка".
методическая разработка (3 класс) по теме

Алейникова Анджела Николаевна

Цель: коррекция нарушений речи в процессе работы с текстом.

Задачи: актуализация знаний о домашних животных, работа над словарным запасом, развитие фонетико-фонематического восприятия, автоматизация звукопроизношения, формирование брюшного дыхания и произношения фраз на выдохе, развитие креативных способностей, формирования самостоятельности, ответственности за тех, кого приручили, умения описывать, отвечать на вопросы, делать выводы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное специальное (коррекционное)          образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная

                                      школа №26 V вида г. Краснодара

                                                Краснодарского края

Коррекционный час:

«Уроки К.Д.Ушинского».

                   «Бишка».

Воспитатель:  А.Н.Алейникова

Краснодар

2013 г.

 Цель: коррекция нарушений речи в процессе работы с текстом.

Задачи: актуализация знаний о домашних животных, работа над словарным запасом, развитие фонетико-фонематического восприятия, автоматизация звукопроизношения, формирование брюшного дыхания и произношения фраз на выдохе, развитие креативных способностей, формирования самостоятельности, ответственности за тех, кого приручили, умения описывать, отвечать на вопросы, делать выводы...

Оборудование: зеркала, карточки, суджок , демонстрационный материал, мультимедийное оборудование, презентация.

Ход коррекционного занятия:

Воспитатель: Коррекционное занятие мы начинаем с                 артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Зачем мы делаем артикуляционную и пальчиковую  гимнастику? ( ответы детей).

  1. Артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика.

Цель: научить правильному произношению звуков, как отдельных звуков, так и в речи, автоматизация правильного звукопроизношения, подготовка речевого аппарата учащихся.

  1. Упражнение  «Лопаточка – иголочка».
  2.  Упражнения «Хоботок – улыбочка», «Качели»
  3.  Пальчиковая гимнастика:

На двери весит замок.

Кто открыть его бы смог?

Покрутили, постучали, потянули и открыли.

Воспитатель: Константин Дмитриевич  Ушинский написал для детей рассказы о домашних животных, которых называют друзьями человека.

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи!    (Собака).

- Молодцы, угадали. А теперь послушайте рассказ К.Д. Ушинского.

2.Выразительное чтение рассказа.

Бишка.

 - А ну-ка Бишка, прочти, что в книжке написано!

Понюхала собачонка книжку, да и прочь пошла.

 - Не моё, - говорит, - дело книги читать; я дом стерегу, по ночам не сплю, лаю, воров да волков пугаю, на охоту хожу, зайку слежу, уточек ищу, поноску тащу – хватит с меня и этого.

Словарь: поперёк, поноска.

3.Работа над содержанием рассказа.

Цель: проверить понимание учащимися прочитанного, обогащение активного словарного запаса, развитие речи, учить отвечать предложениями.

Вопросы:

  1. Как называется рассказ?
  2. Кто его написал?
  3. Кто такой Бишка?
  4. Что дали Бишке?
  5. Кто показал Бишке книгу?
  6. Зачем она это сделала?
  7. Нужна ли книга собаке? Почему?
  8. А вам нужна книга? Зачем?
  9. Назовите свои любимые книги.

4.Работа с иллюстрацией.

Цель: проверить понимание учащимися увиденного, обогащение активного словарного запаса, развитие речи, учить описывать картину и отвечать предложениями.

Воспитатель: Рассмотрите картинку и ответьте на вопросы:

  1. Что  делают дети?
  2. Чем заняты собаки?
  3. Сколько собак? Кто из них Бишка?

5.Повторное чтение и инсценировка.

Цель: развитие креативных способностей учащихся.

Воспитатель: Ребята, давайте представим, что кто-то из вас Бишка, а кто-то девочка и разыграем рассказ по ролям.

6.Физминутка:

Цель: снятия умственного напряжения, смена вида деятельности, стимуляция двигательной активности.

Раз-два – шли щенята,                 (шагаем на месте)

Три-четыре – шли домой.            (прыжки на месте)

Вслед за ними плёлся пятый,      (Хлопаем в ладоши)

Впереди бежал шестой,                (топаем ногами)

А седьмой отстал от всех,             (шагаем на месте)

Испугался, закричал:                       (хлопаем в ладоши)

 - Где вы, где, вы?                            (прыжки на месте)

- Не кричи, мы тут рядом, поищи!  (топаем ногами)

6. Звукобуквенный анализ  слова «СОБАКА».

Цель: развитие фонетико-фонематического восприятия учащихся, работа над постановкой ударения,слоговым составом слова.

СО-БА-КА                                6 букв

(САБАКА)                                 6 звуков

Однокоренные слова:

Собачата

Собачник

Собачий

7. Фразеологизмы.

Как кошка с собакой  живут.

  1. Пословица:

Как вы понимаете эту пословицу?

Собака – верный друг человека.

  1. Разучивание скороговорки.

Цель: автоматизация звукопроизношения, развитие памяти.

   Моя собака такса мне такси по таксофону вызвала.

Словарь:  такса, таксофон, такси.

  1. Ребус:

  1. Самомассаж пальчиков. Суджок.

Цель: подготовка к выполнению графического задания, к письму, развитие мелкой моторики.

  1. Графический диктант:

Цель: развитие пространственного мышления, ориентации в пространстве, коррекция оптической дизартрии и дизграфии.

Проведите 3 клетки вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 4 клетки вниз, 6 клеток вправо, 8 клеток вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 5 клеток влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 7 клеток вверх, 3 клетки влево, 3 клетки вверх,1 клетка вверх. 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1клетка вправо.

  1. Выставка работ.
  2. Рефлексия:
  1. Что нового и  полезного вы узнали?
  2. Почему собаку называют другом человека?
  3. Как помогает собака человеку?
  4. К следующему занятию  подготовьте рассказ или презентацию о своих домашних животных, нарисуйте  их.

Источники, используемая  литература:

1.М.В. Дедова Беседы по рисункам «Уроки Ушинского»

Издательство «ТЦ Сфера» 2008г.

2.Е.А. Савельева «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников» Издательство «Детство – пресс»2011г.

3. О.В.Савчук «Рисуем по клеткам». Издательство «ТЦ Сфера» 2008г.

4. О.В. Бурлакина  «Комплекс упражнений для формирования правильного дыхания»

Издательство  Санкт – Петербург «Детство – пресс» 2012г.

5.В.М. Акименко «Новые логопедические технологии», ООО «Феникс» 2009г.

Приложение: 1.карточки;

                        2.презентация;

                        3. фото.

Карточка

                              Бишка.

                                                           К. Д. Ушинский.

- А ну-ка Бишка, прочти, что в книжке написано!

Понюхала собачонка книжку, да и прочь пошла.

 - Не моё, - говорит, - дело книги читать; я дом стерегу, по ночам не сплю, лаю, воров да волков пугаю, на охоту хожу, зайку слежу, уточек ищу, поноску тащу – хватит с меня и этого.

   2.С О Б А КА  -    _______букв;      слогов - ___    

(САБАКА)   - ______ звуков

  C:\Users\Домашний\Desktop\фот 1а\DSC02719.JPG

                                  C:\Users\Домашний\Desktop\фот 1а\DSC02717.JPG

C:\Users\Домашний\Desktop\фот 1а\DSC02713.JPG     C:\Users\Домашний\Desktop\фот 1а\DSC02715.JPG


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коррекционный час: Уроки К.Д. Ушинского. « Бишка » Воспитатель ГБС(К)ОУ школы №26 V вида г. Краснодара Алейниковой А.Н.

Слайд 2

Артикуляционная гимнастика Упражнение «Лопаточка – иголочка» Упражнение «Хоботок – улыбочка» 3 . Упражнение «Качели»

Слайд 3

Пальчиковая гимнастика На двери весит замок. Кто открыть его бы смог? Покрутили, постучали, потянули и открыли.

Слайд 4

Заворчал живой замок.. Лёг у двери поперёк. Две медали на груди. Лучше в дом не заходи!

Слайд 5

« Бишка » Константин Дмитриевич Ушинский

Слайд 6

Словарь: поперёк – по направлению, соответствующему ширине чего-либо; поноска – вещь, к оторую дают нести.

Слайд 7

« Бишка » Константин Дмитриевич Ушинский

Слайд 8

ФИЗМИНУТКА Раз-два - шли щенята, Три-четыре – шли домой. Вслед за ними плёлся пятый, Впереди бежал шестой, А седьмой отстал от всех, Испугался, закричал: -Где вы? Где вы? - Не кричи. Мы тут рядом, поищи !

Слайд 9

СО БА КА [ сабака ] - 6 букв - 6 звуков Звуковой анализ

Слайд 10

Однокоренные слова С о бачата С о бачник С о бачий С о бачка С о бачонка С о баковод Синонимы пёс

Слайд 11

Как кошка с собакой живут О постоянно ссорящихся людях. Фразеологизмы

Слайд 12

Собака – верный друг человека. Пословицы

Слайд 14

Моя собака такса мне такси по таксофону вызвала. Скороговорки ТАКСА -

Слайд 15

Словарь: таксофон - - такси

Слайд 16

с бака  м ,,, б а о Ребус

Слайд 17

Самомассаж

Слайд 18

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Слайд 19

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Слайд 20

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Слайд 21

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Слайд 22

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Слайд 23

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Слайд 24

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Слайд 25

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Слайд 26

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Слайд 27

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Слайд 28

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Слайд 29

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Слайд 30

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Слайд 31

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Слайд 32

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Слайд 33

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Слайд 34

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Слайд 35

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Слайд 36

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Слайд 37

Рефлексия: Что нового и полезного вы узнали? Почему собаку называют другом человека? Как помогает собака человеку? Задание: К следующему занятию подготовьте рассказ или презентацию о своих домашних животных, нарисуйте их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно - развивающий урок "Звук и буква А"

Задачи:      Образовательные:      — познакомить учащихся со звуком [a], строчной и прописной буквами Аа;      — учить выделя...

Статья "Коррекционно-развивающий урок в специальной школе в аспекте здоровьсбережения"

Раскрытие актуальности технологии коррекционно-развивающего урока в школе, построение его на психофизических основах....

Профилактическая и коррекционная направленность уроков физической культуры и занятий ОФП для специальных медицинских групп в общеобразовательных учреждениях

Проект     «Профилактическая и коррекционная направленность уроков физической культуры и занятий ОФП дл...

Коррекционная направленность уроков математики с детьми, имеющими нарушения зрения.

В данной статье сообщается о коррекционной направленности уроков математики в начальной школе для детей с ослабленным зрением....

« Коррекционная направленность уроков математики при работе с детьми с ЗПР»

Методическая тема:« Коррекционная направленность уроков математики при работе с детьми с ЗПР»Предмет  математика настолько серьёзен, что полезно не упускать случаев делать его немного занима...

Методическая разработка коррекционно-развивающего урока «Изложение по миниатюре А.И.Приставкина «Муравей». 3 класс.

Методическая разработка коррекционно-развивающего интегрированного урока развития речи и психологии для 3-го класса по программе специального (коррекционного)   образования VII вида (УМК: «Ш...

Методическая разработка коррекционно-развивающего урока природоведения в 4 классе.

Методическая разработка урока-исследования для детей с ЗПР построена в соответствии с индивидуальными психофизическими особенностями учащихся. В основе урока – групповая разноуровневая работа с низким...