Методическая разработка коррекционно-развивающего урока «Изложение по миниатюре А.И.Приставкина «Муравей». 3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Токова Светлана Павловна

Методическая разработка коррекционно-развивающего интегрированного урока развития речи и психологии для 3-го класса по программе специального (коррекционного)   образования VII вида (УМК: «Школа России»), отвечающая требованиям ФГОС.  К уроку прилагается самоанализ и технологическая карта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc89 КБ
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_uroka.doc76 КБ
Microsoft Office document icon samoanaliz_uroka.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Светлана Павловна Токова

Методическая разработка коррекционно-развивающего урока.

Учебный предмет: Русский язык

Раздел: Развитие речи

Тема урока: «Изложение по миниатюре А.И.Приставкина «Муравей».

Уровень образования школьников: 3 класс по программе специального (коррекционного)   образования VII вида

УМК: «Школа России»

Тип урока: урок применения знаний и умений

Форма проведения: интегрированный урок (развитие речи и психология)

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы обучения: наглядные, практические, словесные, проблемный метод, дидактическая игра.

Педагогические  технологии:

- здоровьесберегающая;

- игровая;

- личностно-ориентированного обучения;

- словесной продуктивной и творческой деятельности;  

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

- информационно-коммуникационная технология.

 Ожидаемые результаты:

- знание написания новых словарных слов (ягода, земляника, муравей, человек)

- умение подробно передавать смысл прочитанного текста;

- повышение активности мыслительной деятельности учащихся;

- повышение мотивации обучения;

- развитие творческих способностей, орфографической зоркости у учащихся.

Цели:

 1.Коррекционно-образовательная:  формировать коммуникативно-речевые умения (слушание, говорение и создание текста); отрабатывать способы проверки орфограмм; учить понимать авторское отношение.

 2.Коррекционно-развивающая: развивать познавательные процессы: восприятие, мышление, оперативную и долговременную память, внимание путём подбора образных смысловых и фонетических ассоциаций, через сменяющиеся виды деятельности, наглядный материал;  развивать умения выражать своё отношение к поступку героя; активизировать словарный запас учащихся.

3.Коррекционно-воспитательная: воспитывать личностные качества ребёнка: целеустремлённость - через выработку потребности ставить перед собой цели и достигать их; чувства собственного достоинства, доброжелательность, сочувствие - через формирование адекватной самооценки у учащихся; способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету, любви к природе.

Оборудование:

персональный компьютер, электронная презентация (18 слайдов), проектор, экран, набор перфокарт (слова с непроверяемой безударной гласной в корне), муравей-игрушка, картонная цветная ягода (по количеству учащихся),  ягода-подушка, костюмы: усики для муравья, кепка для человека, «ягода успеха»-раскраска для самооценки, плакат «Виды текста», сюжетные картинки: 4 рисунка к тексту, карточки с текстом, портрет автора, зеркала индивидуальные, словарики, рабочие тетради, цветные карандаши, цветные ручки, эфирное масло «Сосна обыкновенная», магнитная доска, магниты.

Ход урока:

Этап-I. Ритуал «входа» в урок. Психологический настрой.     Слайд-1, щелчок на микрофон.

Звучит «Подари улыбку миру» в исполнении шоу-группы «Улыбка»

-Здравствуйте, ребята! Давайте возьмёмся за руки, посмотрим друг другу в глаза и подарим улыбку. Ведь именно с улыбки, с хорошего настроения начинается приятное общение. Вы готовы общаться? Тогда занимайте свои места за партами.

Этап-II. Организационный момент. Сообщение темы, целей.   Слайд-2.

Вновь заливистый звонок

Всех позвал нас на урок.

Станет пользой он для нас.

За работу, в добрый час!

Будем речь мы развивать

И поступки обсуждать.

- Итак, вы все, конечно же, догадались, что сейчас урок … («Развитие речи»), тема которого звучит так: (слайд – 2, щелчок) «Изложение по миниатюре А.И.Приставкина».

Этап-III. Проверка домашнего задания. Повторение пройденного. Актуализация знаний.

Но вначале проверим, как вы справились с домашней работой. (Заранее, до урока тетради проверяются учителем)

- На предыдущем уроке каждый из вас получил своё индивидуальное задание:

      1уровень сложности: закончить предложения так, чтобы каждое соответствовало трём видам текста.

1.Текст-описание

Ослик был очень симпатичный: …

2.Текст-рассуждение.

Я люблю своего ослика, потому что …

3.Текст-повествование.

Я давно мечтал о заводной игрушке. И вот на день рождения …

Справочное бюро: с ним весело  играть;  серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками и смешным хвостом; мама подарила мне ослика.

      2 уровень: распределить готовые мини-тексты по трём видам и записать их.

1.Вчера в цирке я видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.

2. Вчера в цирке я видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие.

3.Вчера в цирке я видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может, потому что человек их не боится? Или потому что дрессировщик заботится о них?

       3 уровень: составить и записать мини-текст одного из видов на тему «Рысь».        

(Примерная работа ученика:                   Текст-описание.

Рысь.

По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой, с пятнами.)

- Подведём итог домашнего задания, сделаем вывод по его выполнению.             Слайд-3.

                                Ой, посмотрите, снежинки влетели:        

                                «Что, интересно, от нас вы хотели?»

- Снежинки хотят поиграть в игру: «Не зевай – отвечай». Давайте правильно и быстро ответим на вопросы снежинок, чтобы они не успели растаять.

1.         Какие виды текстов вам известны? (В русском языке три вида текстов: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение).

2.         Что общего во всех этих текстах? (Все состоят из предложений, связанных между собой по смыслу. Их можно озаглавить).

3.         А чем же отличаются? Что такое текст-повествование? (Это текст, в котором рассказывается о том, что произошло. К таким текстам можно задать вопросы: что случилось?, когда?, где?, с кем?)

  1. Что такое текст-описание? (Это текст, который раскрывает признаки предмета, лица, явления. К таким текстам можем поставить вопросы какой? какая? какое? какие?)
  2. Что такое текст-рассуждение? (Это текст, который объясняет явления, события, раскрывает его причины. Можно поставить вопросы почему?, зачем?)

- Мы повторили все виды текста (Приложение-1) для того, чтобы вам, ребята, легко было определить, к какому же из них относится текст изложения,  с которым будем работать.        

Этап-IV. Подготовка к восприятию текста-изложения. Релаксация.

- Попрощаемся с зимними снежинками и на некоторое время перенесёмся в тёплый майский денёк.                                                                                             Слайд-4.

Приглашаю вас, ребята, в добрый лес.

Он, конечно, полон сказок и чудес.

- Устраивайтесь поудобнее. Ваши руки превращаются в мягкую подушечку. Положите голову на подушку и закройте глаза.

Звучит музыка «Звуки Вриндавана».

- Представьте себе, как в тёплый майский денёк вы совершаете прогулку по лесу. Среди деревьев много залитых солнцем полянок, покрытых густой травой. Вы вдыхаете аромат хвои и цветов. (Ароматерапия: учитель открывает флакон эфирного масла с ароматом сосны обыкновенной). Радует глаз пара бабочек, порхающих в воздухе. Вы слышите пение птиц, полёт шмеля, шелест крыльев стрекозы, шуршание маленького пушистого зверька, гудение пчёл над цветами. Они готовят сладкий, душистый мёд. По земле ползают муравьи. Каждый из них занят своим делом. Тысячи жучков рыхлят землю, паучок плетёт паутину. Давайте приглядимся повнимательнее к этой удивительной жизни трудолюбивых насекомых. Они часть нашего мира.

- Весь класс медленно пробуждается ото сна.

- Ребята, а какие «лесные картинки» представили вы себе? (ответы детей)

Этап-V. Лексическая работа.

- Ребята, после лесной прогулки к нам в класс  забрался гость. Он очень скромный, стеснительный. Кто же это такой? Давайте его отыщем. Он находится в правом нижнем углу. (Муравей).

- Сегодня мы подготовимся к написанию подробного изложения, которое так и называется «Муравей». А напишем его завтра, в первой половине урока русского языка.

- Написание какой буквы в названии может вызвать у вас трудность, сомнение? (Второй безударной гласной: А или О).

- Откройте словарики и запишите в левой графе слово мур_вей с окошком на опасном месте и ударением.

- Почему его так назвали? (Муравьи очень часто копошатся в травушке-муравушке). В левой графе запишем слова-помощники в запоминании: травушка-муравушка. Поставим ударение. В сильной, ударной позиции оказалась буква А. Вставим эту букву в окошко слова муравей.                (слуховая (фонетическая) ассоциация).        

- А посмотрите в дневники: чем вас одарил гостеприимный лес? (Дети достают ягоду)

- Ягода! Определите «опасное место» в этом слове? (Безударная гласная О или А).

- Выберите способ запоминания. (Внешний вид ягодки напоминает букву О).

(графическая ассоциация).

- Запишем в словарики слово с безударной гласной и подчеркнём орфограмму: ягОда – делаем зарисовку ягоды в левой графе, ставим =О.

-А как называется эта ягода? (земляника). Где в этом слове опасные места? Какие буквы можем написать? (з . мл . ника: первая гласная – Е или И, вторая – И, Е или Я).  Какие же буквы вставим и как запомним. Что делаю я с земляникой? (ем я). Запишем в словарик и подчеркнём слова-подсказки: зЕмлЯника. (слуховая (фонетическая) ассоциация)  Слайд-5.

- Перед вами на экране ягода и насекомое. Что между этими предметами  общего? Подсказка: за помощью обратимся к уроку природоведения. (Оба предмета - часть живой природы).

А в чём различие? (Ягода относится к растительному миру, а насекомое - к животному). Итак, перед вами животное и растение, а кто еще относится к живой природе, кого называют хозяином природы? (Человек).                                                                     Слайд – 5 ЩЕЛЧОК.

- Разберем написание слова человек. Назовите орфограммы. (е, о).

- Какие можно подобрать способы запоминания этого слова? (Лицо напоминает букву О).

- Слово человек связывают со словами чел и век.

- Чел – член семьи, век – здоровье, сила. Значит, получается сильный мужчина.

                                                (графическая и смысловая ассоциации).

-Запишем в словарик: ч_л_век с окошками, напишем в правой графе слова-помощники: член семьи, подчеркнём букву Е и вставим в слово человек. Нарисуем лицо человека =О, вставим букву О в окошко.

- На эти слова мы обратили внимание не случайно. Герои нашей истории – муравей и человек, а действия будут развиваться вокруг предмета - ягоды. Мы должны будем выразить своё отношение к поступку одного из героев.

 - А какие ещё проблемы мы ставили в начале урока? (Подготовить подробный пересказ и

определить к какому виду текста относится рассказ).

Этап-VI. Физминутка-массаж.                                                   Слайд-6.

(Дети встают друг за другом по кругу, кладут ладони на спину впереди стоящего)

Включается щелчком минусовка «Два весёлых гуся».

Встанем все по кругу,

Смотрим в спину другу.

За природой наблюдали

Мы, когда гуляли. (идут по кругу, руки – на плечах у соседа)

Глазки вверх мы поднимали,

Вниз их опускали.     (в проигрыш постукивают рёбрами ладоней)

Хлопаем ладошкой, (похлопывают ладонями по спине)

Кулачком немножко. (поколачивают кулачками)

Делаем массаж с любовью,

Было чтоб здоровье.

Этап-VII. Работа с текстом изложения. Анализ.

1) Чтение учителем.

                                                                                                         Слайд-7.

А.И.Приставкин  (Родился 17 октября 1931 г., 82 года). Он написал поучительное произведение                              Слайд-7 ЩЕЛЧОК

                                                                      «Муравей».              

- Сядьте поудобнее и послушайте историю, попытайтесь её представить.                Слайд – 8. Муравей тащил ягоду. Тяжёлую. Красную. Из неё капал сок, и у муравья щипало глаза. Весь день он тащил ягоду и только на закате солнца оказался на тропинке. А за ней уже видна острая крыша муравейника.

По тропинке шёл человек. Он нагнулся и сказал: «Гляди-ка, ягода». Потом он увидал муравья и щелчком сбил его на землю. «Поди прочь, привык на готовенькое!». И с тем засунул ягоду в рот. И пошагал дальше.

- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? (жалость к муравью, презрение, ненависть к человеку).

- Почему? (муравей слабый, маленький, беззащитный, весь день мучился, обрадовался, что скоро будет дома, а человек помешал ему, хотя никакой пользы от одной ягоды не получил).

2) Театрализация, рассматривание сюжетных картинок.

- А теперь обыграем историю, чтобы ярче представить себе героев. (Роли исполняют сами дети в костюмах).        

Муравей: Ой, какая тяжёлая, огромная, красная ягода! Как же трудно её всё-таки тащить. А

какой аппетитный сладкий сок из неё капает! От него у меня щиплет глаза. Фух, весь день я тащу эту ягоду. Вот уже и солнышко садится. Ой, да я же оказался на тропинке! А за ней видна острая крыша моего муравейника. (Слышатся шаги человека).

Человек: Гляди-ка, ягода! А это кто? Муравей… Вот тебе щелчок. Поди прочь, привык на

готовенькое (чавкает). Какая сочная сладкая ягода! (слышатся шаги человека).

3) Анализ произведения.                                                              Слайд-9.

- Что вы можете сказать о каждом из героев? Опишите муравья. (Измученный, бедненький, трудолюбивый).

- Почему вы его показываете согнутым и измученным? (Долго тащил, устал, тяжёлая ноша).

- Для кого он мог нести эту ягоду? (Для семьи, для детей).

- Как вы думаете, что ощутил муравей, когда увидел крышу своего муравейника? (Радость, облегчение).

- Расскажите, каким вы увидели человека? (Злым, жестоким, бездушным).

- Почему он кажется вам таким вальяжным, распущенным и даже нагловатым? (Чувствует себя сильнее, важнее всех, хозяином).

- Что почувствовал муравей, когда человек сбил его на землю? (Обиду, разочарование).

- Как иначе мог бы поступить человек в этой ситуации? (Посочувствовать, поднести к муравейнику).

Речевая разминка «Разомнем язычок»

 - Нам понадобятся зеркала, приготовили.

  1. Голодные дети.

 Максимально широко откроем рот, язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы и произнесём слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».

  1. Ждём землянику.
    Сделаем из языка «чашечку» и удерживаем ее мысленно под счет до «шести».
  2. Очень вкусная ягода!

Присасываем «широкий» язык к нёбу, затем произносим звук а.

4) Деление на части и озаглавливание их (составление плана). Работа в парах.

- Перед вами тексты. Разделите их на две части.

- Прочитайте первую часть. Как мы её озаглавим?

- Прочитайте вторую часть. Как озаглавим её?

- Открыли все тетради, записали число, тему урока, план.      Слайд-10.

План.

1. Трудный день.

2. Встреча.

3. Моё отношение к поступку человека. 

В третьей части вы выразите  своё отношение к герою.

Этап-VIII. Разбор языковых особенностей рассказа.                 Слайд-11.

- Приступим к разбору языковых особенностей рассказа. Какая была ягода? (Тяжёлая,  красная, сочная, из неё капал сок).

- Докажите, что муравью тяжело. (Тащил, тяжёлая, щипало, весь день, и только на закате).

- Почему автор выбрал именно эти слова? Что произойдёт, если мы заменим их другими словами – нёс, большую, вечером, увидел. (Не так ярко будет показана трудность муравья).

- Какие слова помогли нам оценить характер и поведение человека? (Гляди-ка, ягода, поди прочь, привык на готовенькое, щелчком сбил, засунул, пошагал).

- Что хотел показать автор, выбирая именно эти слова? (Какой человек невоспитанный, грубый).

- Что произойдёт, если мы их заменим: щелчком сбил – убрал, засунул – положил, пошагал – пошёл. (Человека увидим немного добрее).

- Кто в этом рассказе на самом деле «привык на готовенькое»?

Этап-IX. Пересказ текста по плану с опорой на сюжетные картинки. Слайд-12.

- Перескажите текст, используя слова автора, которые точно изображают героев, показывают отношение автора к каждому герою.

- А что вы напишите в третьей части? Как поступил человек? (Плохо, неправильно, подло). Почему? (Он обидел маленького, беззащитного, трудолюбивого муравьишку). Каким нужно быть человеком в данной ситуации? (Надо быть добрым, заботливым, бережно относиться ко всему живому).

Этап-X. Орфографическая подготовка.                                               Слайд-13.

- Проведём игру «Редактор». Перед вами карточки с рассказом «Муравей».  Кто быстрее и больше выделит в нём орфограмм.

Самопроверка.                                                                                Слайд – 14.

 - Посмотрите на экран и проверьте, все ли орфограммы вы заметили.

Этап-XI. Домашнее задание.                                                         Слайд-15.

- Дома вы должны будете объяснить написание найденных в тексте известных орфограмм,  т.е. подготовиться к грамотному письму изложения на следующем уроке.

Этап-XII. Итог урока.                                                                     Слайд-16.

- К какому же виду текста относится рассказ «Муравей»? (Текст-повествование). А ваше продолжение, третья часть? (Текст-рассуждение).

- Чему научил вас этот рассказ? (Быть добрыми, бережно относиться ко всему живому, заботиться о слабых).

- Все ваши выводы очень ценны. Жестокость в малом порождает жестокость в большом. От вас зависит состояние природы на земле. Мы сами (и взрослые, и дети) должны охранять природу – наше богатство.

- Таким образом, мы можем сформулировать заповеди нашего сегодняшнего урока.

Заповеди:  

1. Не навреди братьям своим меньшим.

2. Бережно относись ко всему живому.

3. Будь добрым, заботливым.

4. Охраняй природу - своё богатство.

Этап-XIII. Рефлексия  урока.                                                        Слайд-17.

Высказывания учеников о проделанной работе. Работа в парах по алгоритму.

- Ребята, проанализируйте своё участие в уроке и выскажитесь друг другу  о проделанной работе по алгоритму на экране:

- Я сегодня узнал(а) …

- Мне больше всего понравилось…

- Я затруднялся(лась)…

- Меня особенно удивило …

- Урок заставил меня задуматься…

Этап-XIV. Выставление оценок.                                                  Слайд-18.

– А теперь мне хочется, чтобы вы самостоятельно оценили свою работу на уроке. Раскрасьте соответствующим цветом «ягоду успеха».  (Дети получают раскраску ягоды)

  • Красная ягода (поспевшая) - Работой своей доволен. Всё получилось.
  • Оранжевая ягода (немного недоспевшая)  – Работал хорошо. Были небольшие затруднения.
  • Жёлтая ягода (только начавшая спеть) – Был пассивен. Было очень трудно.
  • Зелёная ягода (спрятавшаяся под листья куста) – Работой своей недоволен. Осталось много вопросов.

                                                                                                         Слайд-18 ЩЕЛЧОК на микрофон.

Звучит «Дорога добра». Авторы: Энтин Ю. (слова), Минков М. (музыка). Дети раскрашивают.

Поставьте в дневники заработанные оценки, соответствующие цвету вашей ягоды.

Красная ягода – «5»

Оранжевая ягода – «4»

Жёлтая ягода – «3»

Зелёная ягода – «2»

Этап-ХV. Ритуал выхода из урока                                               Слайд-19.

-Наш урок подошёл к концу. Станем лицом в круг, лёгким пожатием рук поделимся друг с другом энергией, которой вы зарядились на уроке. Протянем руки вперёд и возьмём с собой из урока всё важное, что было сегодня с нами. (Ребята прикладывают руки к груди).

-Урок окончен. Спасибо за прекрасную работу!

Литература:

  1. Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» №4, 2004 год
  2. С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. Современный урок. Часть 3. Проблемные уроки. Издательство: "Учитель", 2006 год
  3. М.А.Поваляева. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. Издательство: Феникс, Ростов-на-Дону, 2006 год

           



Предварительный просмотр:

Светлана Павловна Токова

Технологическая план-карта коррекционно-развивающего интегрированного урока «Изложение по миниатюре А.И.Приставкина «Муравей».

Этап урока. Слайды презентации.

Время.

Цель

Обратная связь

Формирование УУД

Деятельность  учителя

Деятельность   учащихся

1. Ритуал «входа» в урок. Психологический настрой.

( Слайд-1)

0,5 мин.

Настроить детей на работу.

Настраивает учеников на хорошее настроение и приятное общение.

Слушают песню «Подари улыбку миру»  и «дарят» улыбки.

Регулятивные действия: 

-эмоционально-положительный настрой на урок,

-создание ситуации успеха, доверия.

2. Организационный момент.

0,5 мин.

( Слайд-2)

Организовать учебную деятельность учащихся. Проверить готовность к уроку.

Сообщает тему, цели урока в стихотворной форме.

Читают стихотворение на экране.

Регулятивные:

-обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Личностные:

-выражение положительного отношения к процессу познания.

Коммуникативные:

-формирование  умения слушать и слышать.

3. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

(Слайд-3)

2 мин.

Предотвратить  пробелы в знаниях учеников по теме изученного материала: «Виды текста» через разноуровневую по степени сложности домашнюю работу.

Ставит перед учениками проблемы:

1) подвести итог по выводам из домашней работы с помощью игры «Не зевай – отвечай»,

2) по окончании работы с изложением определить вид текста.

Разбирают вопросы снежинок в игре «Не зевай – отвечай»  по теме: «Виды текста».






Познавательные:

-актуализация опорных знаний,

-настрой на главную проблему урока.

Личностные:

-проявление желания узнавать новое.






4. Подготовка к восприятию текста изложения.

Релаксация. (Слайд-4)

3 мин.

Заинтриговать детей работой на уроке, восстановить душевное равновесие, стимулировать умственную активность.

Под звуки Вриндавана и запах леса рисует словесные картины весенней природы

С закрытыми глазами, вдыхая аромат эфирного масла и слушая звуки леса, представляют «лесные картинки» с последующим их представлением всему классу.

 Регулятивные:

-оценивание результатов своей деятельности.

Познавательные:

-постановка и решение проблемы.

Коммуникативные:

-умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми,

-навык устного описания своего воображения.

5. Лексическая работа.

(Слайд-5)

7 мин.

Скорректировать зрительное и слуховое  восприятие (помочь детям запомнить написания незнакомых словарных слов, входящих в текст изложения,  через ассоциации: слуховой (фонетической), графической, смысловой).

Помогает детям подобрать способ запоминания к словарным словам.



По итогам работы наводящими вопросами подводит детей к поставленным проблемным ситуациям урока:

1) отнести рассказ к соответствующему виду текста,

2) подготовиться к подробному пересказу,

3) выразить своё отношение к поступку героя.

Записывают в словарики в левой графе слова с окошками, а после выбранных ассоциаций вставляют буквы и объясняют выбор письменно в правой графе.



Помогают учителю перечислить проблемы урока.

Регулятивные:

-постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.

Познавательные:

-анализ объектов с целью запоминания правописания словарных слов,

-классифицирование объектов (объединение в группы по существенному признаку),

-выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства.

Личностные:

-развитие познавательных интересов учебных мотивов.

Коммуникативные:

-умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. 

6. Физминутка-массаж.

(Слайд-6)

1 мин.

Снять утомление, напряжение.

Показывает  движения рук для массажа спины под тематическую песню.

Учащиеся выполняют действия за учителем.

Личностные:

-готовность к сотрудничеству со сверстниками и учителем.

7. Работа с текстом изложения. Анализ.

1)Чтение учителем.

(Слайд-7,8)

2 мин.

2) Театрализация.

2 мин.

3)Анализ рассказа

(Слайд-9)

2,5 мин.

Речевая разминка.

1 мин.

4)Деление на части и составление плана.

(Слайд-10)

5 мин.

Сформировать коммуникативно-речевые умения (слушание, говорение, создание текста), чувственные образы и представления у детей о героях истории.

Знакомит с портретом и миниатюрой автора.




Надевает костюмы детям для театрализации: муравью – усики и ягоду, человеку – кепку.







Проводит речевую разминку «Разомнем язычок»


Задаёт вопросы по рассказу.



Организовывает и контролирует самостоятельную работу по составлению плана.



Слушают учителя и рассматривают сюжетные картинки по ходу чтения.


Двое детей исполняют роли героев, читая текст с карточек. Один ребёнок у доски выставляет на доску сюжетные картинки по ходу инсценирования произведения.


Повторяют действия учителя.


Отвечают на вопросы.


Работают в парах: читают тексты, делят на 2 части и озаглавливают их.

Регулятивные:

 -составление плана и последовательности действий,

-предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Познавательные:

-извлечение необходимой информации из прослушанного текста,

-смысловое чтение,

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий,

- установление причинно-следственных связей,

-построение логической цепи рассуждений,

-яркое представление истории, более эффективное накопление и применение знаний через мыслительную деятельность при вхождении в роль героев.

Личностные:

- выражение положительного отношения к процессу познания,

- распределение ролей,

-знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности).

Коммуникативные: 

-распределение ролей,

-владение монологической и диалогической формами речи.

8. Разбор языковых особенностей рассказа.

(Слайд-11)

4 мин.

Научить видеть языковые особенности рассказа,  разбираться  в синонимах при наблюдении за ними для понимания авторского отношения к героям.

Задаёт вопросы по выбору автором конкретных слов.

Отвечают, сравнивая, объясняя, доказывая свою точку зрения.

Регулятивные:

 -умение планировать свою деятельность,

-умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

Познавательные:

-анализ-синтез слов,

-выделение существенных признаков, классификация,

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска,

 -построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования.

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи,

-оценивание содержания, обеспечивающего личностный моральный выбор.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

9. Пересказ текста по плану с опорой на сюжетные картинки.

(Слайд-12)

4 мин.

Научить детей подробно пересказывать содержание текста.

Создать атмосферу творчества, развить воображение для выражения своих чувств по отношению к каждому герою.

Предлагает вниманию детей выбранные из текста слова автора, находящиеся над сюжетными картинками, для пересказывания текста.




Ставит перед детьми проблему – сочинить продолжение рассказа (раскрыть третий пункт плана)

Четверо учеников «цепочкой» поочерёдно создают текст по памяти, картинкам и данным опорным авторским словам.


Устно создают третью часть, выражая своё отношение к поступку человека.

Регулятивные: 

-умение действовать по плану.

Познавательные:

творческая  деятельность учеников:

-установление последовательности событий,

-подробное изложение истории с элементами сочинения,

-умение оформлять свои впечатления в речи.

Коммуникативные:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Личностные:

-ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях,

-умение выделить нравственный аспект поведения,

-готовность к сотрудничеству и дружбе.

10. Орфографическая подготовка с самопроверкой

(Слайд-13, 14)

2,5 мин.

Развить орфографическую зоркость.

Проводит игру «Редактор» (задание – выделить все орфограммы в тексте).

Находят и подчёркивают все опасные места в словах.

Выполняют самопроверку, сверяя свою работу с выделенными орфограммами на экране.

Познавательные:

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

-проявление самостоятельности, внимания, желания узнать больше и поделиться своими мыслями.

Регулятивные:

-формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

11. Домашнее задание.

(Слайд-15)

0,5 мин.

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Объясняет домашнее задание - подготовиться к грамотному письму изложения на следующем уроке.

Записывают задание в дневники.

Регулятивные:

-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,

-осознание качества и уровня усвоения.

12. Итог урока.

(Слайд-16)

1 мин.

Сформировать умение соотносить поставленные задачи с достигнутым результатом, ставить дальнейшие цели.

Возвращается к проблемам, поставленным перед детьми в начале урока. Задаёт проблемные вопросы ученикам. Помогает сформулировать заповеди по теме урока.

Выделяют главное в уроке, чётко разграничивают  тему произведения и основную мысль его.

Делают выводы, составляют заповеди.

Регулятивные:

-выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке.

 Личностные:

-смыслообразование, т.е. ученик задается вопросом, что дал урок?

-нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания,  обеспечивающего личностный социальный выбор (ученики осознали необходимость приобретённых знаний). 

Коммуникативные:

-умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблем.

13. Рефлексия  урока.

(Слайд-17)

0,5 мин.

Дать возможность детям проанализировать свою проделанную работу.

Предлагает алгоритм.

Высказываются по алгоритму в парах, затем один ученик озвучивает.

Коммуникативные:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

14. Выставление оценок.

(Слайд-18)

0,5 мин.

Сформировать адекватную самооценку учащихся.

Ставит задачу – оценить свою работу на уроке.

Оценивают свою работу с помощью цвета ягоды-успеха.

Регулятивные:

-оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями,

-осуществление итогового контроля.

Личностные:

-оценивание собственной учебной деятельности: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

-умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми,

-проявление активности в деятельности.

15. Ритуал «выхода» из урока.

(Слайд-19)

0,5 мин.

Оставить у детей положительные впечатления об уроке.

Показывает движения под песню «Дорога добра».

Дети выполняют действия.

Личностные: 

-заряжение добром и знаниями из урока.



Предварительный просмотр:

Светлана Павловна Токова

Самоанализ урока.

Тема: Изложение по миниатюре А.И.Приставкина «Муравей».

Цели:

 1.Коррекционно-образовательная:  формировать коммуникативно-речевые умения (слушание, говорение и создание текста); отрабатывать способы проверки орфограмм; учить понимать авторское отношение.

 2.Коррекционно-развивающая: развивать познавательные процессы: восприятие, мышление, оперативную и долговременную память, внимание путём подбора образных смысловых и фонетических ассоциаций, через сменяющиеся виды деятельности, наглядный материал;  развивать умения выражать своё отношение к поступку героя; активизировать словарный запас учащихся.

3.Коррекционно-воспитательная: воспитывать личностные качества ребёнка: целеустремлённость - через выработку потребности ставить перед собой цели и достигать их; чувства собственного достоинства, доброжелательность, сочувствие - через формирование адекватной самооценки у учащихся; способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету, любви к природе.

Это был коррекционно-развивающий интегрированный урок (творчески реализованный), на котором развивался познавательный интерес на основе необычных средств представления учебного материала. ИКТ  повысила учебную мотивацию детей и помогла учителю в проведении урока.

Тип урока. По структуре урок применения знаний и умений, в которых сочетались различные формы организации учебной деятельности:

1.  Индивидуальная:

 - творческая  домашняя работа по разноуровневым карточкам,

 -  самостоятельная работа по орфографической подготовке с последующей самопроверкой,

 - осуществление итогового контроля через оценивание собственной учебной деятельности

2.  Фронтальная:

- опрос по подведению итогов выполнения домашнего задания,

- лексическая работа,

- анализ произведения,

- восстановление текста по сюжетным картинкам,

- итоговое составление заповедей по теме урока.

3. Парная:

- инсценирование произведения,

- деление текста на части,

- составление плана.

Урок имел линейную структуру. Все этапы урока были связаны между собой, и последующий этап плавно вытекал из предыдущего:

1. Орг. момент помог создать у учащихся рабочую и психологическую настроенность.

2. Проверка разноуровневого домашнего задания прошла в форме подведения итогов по видам текстов.

3. Подготовке к восприятию текста изложения и самой работе с текстом помог принцип психологической комфортности. При помощи ИКТ, ароматерапии, красочных иллюстраций, звуков природы, речевой разминки, физминутка-массаж по теме урока, была создана атмосфера творчества, развивались воображение, мышление, память, построились доверительные отношения, дети были расположены к учителю, сняты всевозможные стрессовые факторы.

4. Лексическая работа по запоминанию написания незнакомых слов строилась на ассоциациях: слуховой (фонетической), графической, смысловой.

5. Физминутка подобрана по теме урока, была проведена вовремя и служила связующим звеном между этапами.

6. При работе с текстом дети были активные, заинтересованные. Использовались коммуникативно-речевых умений: слушание, говорение, создание текста, высказывание своего отношения к поступкам героев.

7. Чётко разбирались в синонимах при наблюдении за языковыми особенностями рассказа.

8. Пересказ текста был подробный, с творческим выражением своего отношения к поступку героя.

9. Выведенными заповедями подвели итог урока. Дети чётко разграничили тему произведения и основную мысль его.

10. Домашнее задание служило продолжением данного урока, связующим звеном к написанию изложения орфографически верно.

11. У учащихся сформировалась адекватная самооценка, которая выразилась в цвете «ягоды-успеха».

Использовались следующие методы:

1. Словесные методы (рассказ, объяснение, беседа) реализовывались в совокупности с  наглядными методами (сюжетные и предметные картинки к рассказу, перфокарты словарных слов, портрет писателя), что  облегчило усвоение абстрактных положений, повысило осознанность знаний, активизирующих мыслительную деятельность, внимание и память.

2.Практический метод. Театрализация сформировала чувственные образы и представления о героях истории. На уроке реализовалась мыслительная деятельность для более эффективного накопления и применения знаний.

3.Проблемный метод. В начале урока была поставлена проблемная ситуация: к какому виду текста относится изучаемое произведение; была дана установка – выразить свое отношение к поступку одного из героев. В конце урока данные проблемы разрешились учащимися.

4.С помощью дидактических игр «Не зевай – отвечай» и «Редактор» было привлечено внимание детей, с интересом настроившихся на работу. Игры способствовали интенсификации умственной деятельности, делали процесс обучения занимательным, создали бодрое рабочее настроение.

На уроке реализованы следующие принципы:

1. Принцип адаптивности (каждый ученик на своём уровне, применялся дифференцированный подход).

2. Принцип развития (получение новых знаний, активизация словарного запаса).

3. Принцип психологической комфортности.

4. Принцип целостности содержания образования (на уроке прослеживается связь с темой предыдущих и последующих уроков, межпредметная связь: ориентирование в пространстве, повторение темы «Природа: живая и неживая» и т.д.).

5. Принцип ориентирования функции знаний (ученики осознали необходимость приобретённых знаний).

6. Принцип доступности (материал подобран, учитывая возрастные и психологические  особенности).

7. Помимо репродуктивного характера познавательной деятельности (чтение рассказа, пересказ, многократные повторение, воспоминания) прослеживался и продуктивный (доказательства, объяснения, сравнения, оценивания, высказывание своего мнения).

Стиль общения учителя с учащимися был демократический. Урок здоровьесберегающий. Цели урока реализованы полностью. Образовательная цель решалась в единстве с развивающей и воспитательной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка коррекционного- развивающего занятия " В мире много сказок"

Методическая разработка занятия по сказкам для детей с ограниченными возможностями здоровья. Игры, загадки, презентация....

Методическая разработка коррекционно-развивающего урока природоведения в 4 классе.

Методическая разработка урока-исследования для детей с ЗПР построена в соответствии с индивидуальными психофизическими особенностями учащихся. В основе урока – групповая разноуровневая работа с низким...

Методическая разработка коррекционно-развивающего воспитательского занятия «Сказка «Колобок» в 1 классе (для глухих детей со сложной структурой дефекта)

Данная разработка может быть полезна воспитателям при работе с глухими детьми со сложной структурой дефекта....

Методическая разработка коррекционно-развивающей работы по формированию школьных навыков учителя-дефектолога для детей 1 класса с задержкой психического развития

Актуальность методической разработки обусловлена тем, что в последние годы в общеобразовательной школе стало учиться всё больше детей испытывающих стойкие трудности в обучении. Причиной школ...

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия 1 класс

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятиядля учащихся 1 класса.Данная методическая разработка предназначена для педагогов-психологов, работающих с детьми, имеющими проблемы в обла...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛОГОРИТМИКЕ НА ТЕМУ - «СБОР УРОЖАЯ ОСЕНЬЮ – ОВОЩИ» (2 КЛАСС, ШКОЛА 8 ВИДА, 2 ВАРИАНТ ОБУЧЕНИЯ).

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛОГОРИТМИКЕ  НА ТЕМУ -   «СБОР УРОЖАЯ ОСЕНЬЮ – ОВОЩИ» (2 КЛАСС, ШКОЛА 8 ВИДА, 2 ВАРИАНТ ОБУЧЕНИЯ)....

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия для учащихся 1 класса "В гостях у осени"

Развитие  психомоторных навыков: точность движений, координация  речи, двигательная память, гибкость, учить выполнять различные ритмические движения.Воспитывать интерес к различным видам дея...