Внеклассное мероприятие по литературному чтению 1 класс Тема: «Прощай, Азбука!»
план-конспект занятия (1 класс) по теме

Горбунова Людмила Николаевна

Внеклассное мероприятие по курсу "Литературное чтение" (Обучение грамоте") в 1 классе УМК "Школа России". Тема мероприятия: "Прощай, Азбука!". Очень интересное и познавательное мероприятие. Дети рассказыывали стихи, пели песню и частушки. Показали сценки. Поработали с пословицами и поговорками. Составили из карточек предложение и объяснили, как они поняли это высказывание. Выполнили задания викторины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя школа № 41»

Внеклассное мероприятие

по курсу «Литературное чтение»

(«Обучение грамоте»)

1 класс

«Прощай, Азбука!»

Подготовила мероприятие:

учитель начальных классов

Горбунова Людмила Николаевна

МОУ «Средняя школа № 41»

г. Саранск

Сценарий внеклассного мероприятия

по курсу «Литературное чтение» («Обучения грамоте») «Прощай, Азбука!»

Тема мероприятия: «Прощай, Азбука!»

Цель мероприятия: 

обобщение знаний учащихся, полученных при изучении «Азбуки» курса «Обучение грамоте».

Задачи мероприятия: 

образовательные:

• подведение итога изученного по курсу «Обучение грамоте»;

• углубление знаний о русской Азбуке;

• подчеркнуть важность и необходимость умения читать.

развивающие:

• развитие устной речи, памяти, логического мышления;

• развитие самостоятельности, наблюдательности, навыков самоконтроля и самооценки;

• развитие познавательной активности, творческих и актёрских способностей детей;

• развитие мыслительных операций в ходе игры;

воспитательные:        

• воспитание уважения и любви к Родине;

• воспитание бережного отношения к книге, интерес к учению;

• воспитание умения работать сообща и дружно с одноклассниками.

Методы и приемы:

• методы словесной передачи информации и слухового восприятия (приемы: информационный рассказ, беседа);

• методы наглядной  передачи информации и зрительное восприятие (приемы: показ компьютерной презентации);

• методика концентрации внимания (игра «загадки»).

Формы организации на занятии: групповая, индивидуальная.

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, ИЗО, музыка.

Учебно-методическое обеспечение:

1. Дидактический материал: карточки.

2. Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.

Ход мероприятия:

I. Самоопределение деятельности (организационный момент)

1. Вступительное слово учителя

- Ребята, мы собрались сегодня все вместе на интересное мероприятие. У нас присутствуют гости. Чтобы занятие прошло успешно, давайте настроимся на хорошую работу и пожелаем друг другу удачи.

(Хлопки в ладони друг друга с соседом по парте)
2. Психологический настрой

Праздник начинается, гости улыбаются,

А дети постараются сегодня показать:

Всё - чему учились, всё - к чему стремились,  

Потому что есть у нас, что вам рассказать.

II. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

1. Отгадывание загадок

- Ребята, прослушайте и отгадайте загадки.

1) В этом заведении все перебывали.

Двоечники, гении отметки получали.

Учились здесь артисты, певцы, артиллеристы.

Сюда хожу и я, и вы, мои друзья. (Школа)

2) Если в школу ты пошел —

Новый статус приобрел.

Был ребенок, был дошкольник,

А теперь зовешься... (школьник).

3) Мы за парты дружно сели,

Рты закрыли на замок.

В перемену мы галдели,

А теперь у нас... (урок).

4) Он заданья нам дает,

Нас учить не устает,

Помогает нам волшебник,

Наш товарищ, наш... (учебник).

2. Выступление ученика (чтение стихотворения)

Учатся по книгам этим

На уроках, дома дети.

Эти книги всех научат.

Даже гном – волшебник,

Прежде чем он стал могучим,

Изучал учебник.

3. Беседа по вопросам

- Учебные книги называются учебниками. По каким учебникам учитесь вы?

(Азбука, математика, окружающий мир)

- А как вы должны за ними ухаживать?

(Обложить учебник, грязными руками не брать, не рвать, иметь закладку, не перегибать)

- Какие школьные принадлежности, кроме учебников, есть у вас?

(Пропись, тетради, альбом, пенал, ручка, карандаши, подставка)

- Кто, кроме учителя и учебников, помогает вам в учёбе? (Родители)

- Давайте их поприветствуем.

III. Актуализация опорных знаний

1. Вступительное слово учителя

- Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на нашем празднике.  Наши дети 1 сентября переступили порог школы. А сегодня мы празднуем их первую победу, которую они одержали благодаря старанию, трудолюбию, желанию учиться. Сегодня мы благодарим вас, дорогие мамы и папы, за то, что вы помогли приблизить эту победу. Наши дети научились читать и писать и с удовольствием покажут, чему они научились за это время.

- Ребята, ещё полгода назад вы были малышами, а сегодня - уже настоящие ученики, преодолевшие самую первую, самую трудную ступеньку по лестнице, ведущей к знаниям.

2. Отгадывание загадок

- Ребята, прослушайте и отгадайте загадки.

1) - Чёрные птички на каждой страничке.
Молчат, ожидают, кто их разгадает.
(Буквы)

2) - Тридцать три сестрички - ростом невелички,
Если знаешь наш секрет, мы покажем целый свет.
(Алфавит)

3) - Не умели мы писать, но волшебная тетрадь

Научила буквам нас. Стал теперь умней наш класс!

Мы крючки и зонтики стали рисовать.

Ты попробуй отгадать, что же это за тетрадь? (Пропись)

4) - Первая книжка для всех детишек:
Учит — мучит, а научит — радует.
(Азбука)

3. Определение темы мероприятия

Выступление ученика (чтение стихотворения)

Алфавит – наш лучший друг, знают все на свете.

Букв есть множество вокруг, учат их все дети.

Книжки чтобы прочитать, азбуку должны все знать.

- Что должны знать дети, чтобы прочитать любимую книгу?

- Угадайте, для чего мы сегодня здесь собрались?

- Мы сегодня попрощаемся с нашей первой учебной книгой – Азбукой.

4. Целевая установка

- Ребята, с самого рождения родители пели вам колыбельные. Затем, когда вы подросли, читали сказки, стихи. Вы с удовольствием разглядывали картинки в книгах и хотели сами почитать, что там написано. Но не могли. Не знали, как это делать. С приходом в школу вы научились писать и читать. Сегодня вы покажете родителям, как научились это делать.

V. Торжественная часть мероприятия, посвящённая Азбуке

1. Выступление ученика (чтение стихотворения)

- Сегодня первый класс

Пригласил на праздник «Прощай, Азбука!».        

Всех знакомых, незнакомых,

И серьёзных, и весёлых.

2. Выступление ученицы (чтение стихотворения)

- Милые мамы! Милые папы!
Бабушки, дедушки, братья и сестры!
Как хорошо, что вы рядом сейчас,
В этот торжественный радостный час.
Радость свою мы с вами разделим,
В жизни для нас вы компас земной.
Ведь для родителей главное – дети!
Мы благодарны вам всей душой!

3. Слово учителя

- В народе говорят: «Азбука – ступенька к мудрости». Азбука или алфавит появилась на свет благодаря двум монахам Кириллу и Мефодию. Они придумали славянскую азбуку более 1000 лет назад, которой мы до сих пор пользуемся. Слово «Азбука» получилось из названий двух первых русских букв. Буква «А» называлась тогда «аз», а буква «Б» – «буки». Из этих названий «аз» и «буки» и получилось русское слово «азбука». Слово «алфавит» пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась «альфа», а вторая – «вита». Из этих двух названий получилось слово «алфавит».

4. Выступление учеников (чтение стихотворения)

Ученик 1: - Букв сначала мы не знали,

Мамы сказки нам читали.

А теперь читаем сами,

Подружились сказки с нами.

Ученик 2: - Я с этой книжкой в первый раз 

Пришел в свой первый, светлый класс.

Я эту книгу полюбил, я в ней все буквы изучил.

И как мне радостно сказать: «Умею я теперь читать!».

Ученик 3: - Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку просить:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!».

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, прочитай еще страницу!».

Не надо звать, не надо ждать,

А можно взять и прочитать!

5. Торжественная встреча Азбуки

Учитель: - Ребята, подождите! Праздник начался, а самого главного гостя – Азбуки - нет. Давайте, ребята, позовем её.

Все: - Азбука! Мы ждем тебя!

Учитель: - Не идет. Давайте позовем её по-другому. Пусть буквы встанут рядом так, чтобы получилось слово «Азбука». Прочитаем это слово громко хором.

(Буквы встают рядком, дети читают. Входит Азбука.)

Азбука: - Здравствуйте, дети!
Я - Азбука, учу читать, меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо – и сможешь ты, тогда,
Любую книжку прочитать без всякого труда.
А в книгах есть про все, про все: про реки и моря,
И что у неба нет конца, и круглая земля,
Про космонавтов, к облакам летавших много раз.
Про дождь, и молнии, и гром, про свет, тепло и газ.

Азбука: - Я пришла сегодня к вам в последний раз, чтобы проводить в мир новых интересных наук, в волшебный мир знаний.

Учитель: - Здравствуй, Азбука! Мы рады видеть тебя на нашем празднике.

Азбука: - Ребята, знаете ли вы буквы?

Учитель: - А кто помогал нам с самых первых дней? Ну, конечно, наша первая книга – Азбука.

Ученик: - В азбуке у нас, точно на параде,
Гласные, согласные - стояли буквы разные,
Но не вместе в строчке, а поодиночке.
Говорить они пытались: и жужжали, и шептались.
Но о чем - пойми, попробуй. Буква
М мычит коровой,
Буква
А сказала: «А?». Что ты хочешь, буква А?
Но в ответ мне буква
А тоже спрашивает: «А?».

Азбука: - Дорогие гости, послушаем, как ребята выучили все 33 буквы русского алфавита. Но мы не только покажем знание букв, но и познакомим с интересными растениями и цветами.

6. Инсценирование стихов «Азбука в цветах»

Ученик: - Есть цветы на свете разные,
Все по-своему прекрасные. 
Что мне кажется занятным –
Красота всех нам понятна!

Азбука: - Начинайте, гласные!

1. Выступления гласных букв

1) Буква «А»: - Есть цветок такой в саду

И похож он на звезду.

Может быть любого цвета.

Для осеннего букета

Соберём цветок прекрасный,

Называется он - астра!

2) Буква «Е»: - Ежеголовник молодой

Растёт он над синей водой.

А рядом с ним, у речки,

Ромашка с золотым сердечком.

3) Буква «Ё»: - Ёлка, вправду, недотрога – у неё иголок много.

Даже ветер озорной ель обходит стороной.

Потому зимой и летом в свой наряд она одета.

И любуется народ недотрогой круглый год.

4) Буква «И»: - Ирисы вновь распустились радугой нежных цветов.

Кажется, с неба спустились, из синевы облаков. 

Утром в саду я встречаю радугу в брызгах росы.

С радостью вновь принимаю дивный подарок весны.

5) Буква «О»: - Одуванчик в поле спал, ветерок его качал.
Солнца луч его коснулся – одуванчик встрепенулся:
Лепестки свои раскрыл – красоту всем подарил.

6) Буква «У»: - Ус золотой стоит в горшке. 

Развесив лапы листьев,

И опустил усы на метр он от себя,

B немом вопросе голову повесив.

7) Буква «Ы»: - Буква «Ы» - чудная буква,

Старичок идёт как будто,

Будто палочкой стучит, у него сердитый вид.

Он обижен, что на «Ы» не придумали слов мы.

8) Буква «Э»: - Мой волшебный эдельвейс – дивные серёжки. 

Может поместиться весь в маленькой ладошке.

И в ладошках от него стало вдруг светлым-светло. 

Ты гори, гори, гори, светлый лучик от зари.

9) Буква «Ю»: - Юкка, юкка необычна! 
Иностранна, непривычна -
Из розеточки листков
«Хвостик» с множеством цветков!
Но глядеть на юкку можно хоть сто лет!
Прочь уходит скука, и печалей нет!

10) Буква «Я»: - Ясколка растёт у меня под окном.

Её цветочки надели платочки.

Каждое утро мне делает поклон

Растение с белыми цветочками.

Азбука: - Продолжайте, согласные!

2. Выступления согласных букв

1) Буква «Б»: - Дивная симфония – мой цветок - бегония.

Не большой, не маленький, мой цветочек аленький        

На окошке зацветает, сердце, душу согревает.

2) Буква «В»: - Фиолетовый и синий, 

Жёлтый, белый, голубой,

Василёк любим в России,

Наш цветочек полевой.

3) Буква «Г»: - Весь игольчатый, как ёжик. 

И махровым быть он может.

Куст высокий весь в цветах.

Восхищаются все: «Ах!». 

Занял клумбу всю один

Наш красавец - георгин!

4) Буква «Д»: - Пахнет свежая душица 

Ароматно-ароматно! 

Кто-то в лепестках душицы 

Копошится - непонятно... 

Может, паучок-плутишка? 

Или солнечный зайчишка? 

На душистых лепестках 

Ветерок росу искал. 

5) Буква «Ж»: - Жасмин, посмотрите, жасмин расцветает!

Каждый прохожий об этом узнает.

Цветка аромат слышен издалека!

Нету на клумбе пахучей цветка!

6) Буква «З»: - Зверобой, зверобой по названью очень злой!
А по правде, он полезен, лечит тысячу болезней!
Спас от гриппа нас с тобой этот добрый зверобой! 

7) Буква «Й»: - Йошта – ягодный кустарник. 

Люблю я солнце и полив.

У меня большие жёлтые цветы,

И отсутствуют колючие шипы.

8) Буква «К»: - В модной шляпке голубой 

Колокольчик озорной.

С кем ни повстречается-

До земли склоняется!

9) Буква «Л»: - Родился ландыш в майский день, 
И лес его хранит. Мне кажется, его задень -
Он тихо зазвенит. И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы... Давай послушаем,
А вдруг услышим - я и ты?

10) Буква «М»: - Низкий кустик, пышный цвет, 
Лета тёплого привет, в белых, розовых цветочках,
Словно ямочки на щёчках. Засмотрелась и улитка:
«Ай, да, чудо - маргаритка!»

11) Буква «Н»: - Листья, выпустил, как стрелы. 
Он цветёт цветочком белым, в серединке жёлт цветок,
Голову склоняет вбок, смотрит скромно-скромно вниз.
А красавца звать - нарцисс.

12) Буква «П»: - Пион расцвел на грядке

И удивил красою.

На нас глядит украдкой,

Он весь покрыт росою.

13) Буква «Р»: - Роза в горшке на окошке цветёт! 
Сколько уюта она создаёт!
Можно часами смотреть на неё!
Чудный цветок украшает жильё!
Только, характер у «девушки» строгий:
Хочешь – смотри, а руками не трогай!

14) Буква «С»: - Цветет сирень душистая, лиловая и белая,

Небесно-голубая, свежа, как зорька чистая,

Кудрявая, душистая - «сирень» - подарок мая.

15) Буква «Т»: - Лишь пригрело солнце ярко, 

Но ещё совсем не жарко.

Разноцветный сарафан

Надевает наш тюльпан.

16) Буква «Ф»: - Стайкой на поляночке зацвели фиалочки –

Вешние подружки на лесной опушке.

Нежно-голубые цветики лесные,

Грустные, лиловые, листочки бирюзовые.

17) Буква «Х»: - Хризантема – мой цветок, 

С белый шаром стебелёк!
Посмотрю я на неё – настроение моё
Поднимается всегда! Радость дарит красота!

18) Буква «Ц»: - Цинния-красавица утром просыпается,

В бархатное красное платье наряжается.

Пышная  корзиночка на ветру качается... 

Расцветать под солнышком славно получается.

19) Буква «Ч»:-Растёт чертополох в сухой степи. 
Как занесло его сюда – он вряд ли знает.
Как друга верного ему средь трав найти?
От одиночества чертополох страдает.

20) Буква «Ш»: - В воскресенье утром рано 

Расцвели в саду шафраны –
Солнышки садовые – зо-ло-то-го-ло-вы-е.
Пчёлка Жу и пчёлка Жужа над цветами дружно кружат…
А шафраны веселятся - пчёл нисколько не боятся.

21) Буква «Щ»: - Щирица, ах, щирица! 

Она же – амарант.
Поистине, поистине невянущий талант!
Может много дней стоять -
На радость нам - не увядать!

Азбука: - А сейчас продолжат буквы, которые не обозначают звука!

3. Выступления букв, которые не обозначают звука

1) Буква «Ъ»: - Молчаливый твёрдый знак делает всегда вот так:

Между букв встаёт он твёрдо и твердит всем очень гордо:

- Нужен я для разделенья, чтоб читалось без сомнений

Много слов, чтобы слово «СЪЕСТЬ» не читали бы, как «СЕСТЬ».

Эту букву не читают, ею буквы укрепляют!

2) Буква «Ь»: - Ну, а это мягкий знак. Что он делает и как?

Мягкий знак он очень мягок, любит он во всём порядок:

Он смягчает буквы нежно, разделяет их прилежно.

Для согласных мягкий знак нужен очень, он не враг,

Чтоб пятёрку получить знак получше изучи!

Азбука: - Буквы-значки, как бойцы, на парад
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется всё –

Дети: - Алфавит!

7. Выступление ученика (чтение стихотворения)

- В алфавите буква «Я» самая последняя.

Но бывают ребятишки, что её балуют слишком.

«Я» у них на первом месте, целый день их видишь вместе,

Слышно только: «Я хочу», «Я умею», «Я могу»,

«Я главнее», «Я умней»… Нет у Якалок друзей!

Не забудьте, буква «Я» нам нужна не для себя!

8. Сценка «Буква «Я» Бориса Заходера

Действующие лица: Автор, Буква «Я», Буква «Ф», Буква «С», Буква «В», Буква «П», Буква «Ь, Буква «Ъ»,  Буква «Х», Буква «О», Буква «А», Буква «Б». 

Автор: - Всем известно - буква «Я» 
В азбуке последняя.
А известно ли кому, отчего и почему?
- Неизвестно?
Дети: - Неизвестно.
Автор: - Интересно?
Дети: - Интересно!
Автор: - Ну, так слушайте рассказ.
Жили в азбуке у нас буквы.
Жили, не тужили,

Потому что все дружили,
Где никто не ссорится,
Там и дело спорится.
Только раз всё дело стало
Из-за страшного скандала:
Буква
«Я» в строку не встала,
Взбунтовалась буква
«Я»!
Буква «Я»: - Я, -
Автор: - Сказала буква «Я», -
Буква «Я»: - Главная-заглавная!
Я хочу, чтобы повсюду впереди стояла
«Я»!
Не хочу стоять в ряду. Быть желаю на виду!
Автор: - Говорят ей:

Буквы: - «Встань на место!».

Автор: - Отвечает:

Буква «Я»: - Не пойду! Я ведь вам не просто буква,
Я - местоимение. Вы в сравнении со мною -
Недоразумение! Недоразумение - не более не менее!
Автор: - Тут вся азбука пришла
В страшное волнение.
Буква «Ф»: - Фу-ты, ну-ты! -
Автор: - Фыркнул «Ф», 
От обиды покраснев.
Буква «С»: - Срам! -
Автор: - Сердито «С» сказало.
«В» кричит:
Буква «В»: - Воображала!
Это всякий так бы мог!
Может, я и сам - предлог!
Автор: - Проворчало «П»: 
Буква «П»: - Попробуй,
Потолкуй с такой особой!
Буква «Ь»: - Нужен к ней подход особый.
Автор: - Вдруг промямлил Мягкий Знак.
А сердитый Твердый Знак
Молча показал кулак.

(Буква «Ъ» показывает кулак) 
Гласные буквы: - Тише, буквы! Стыдно, знаки!
Автор: - Закричали Гласные.
Гласные буквы: - Не хватало только драки! А еще Согласные!
Надо раньше разобраться, А потом уже и драться!
Мы же грамотный народ! Буква «Я» сама поймет:
Разве мыслимое дело всюду
«Я» совать вперед?
Ведь никто в таком письме не поймет ни бе, ни ме!
Автор: - «Я» затопало ногами.
Буква «Я»: - Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама! Хватит у меня ума! -
Автор: - Буквы тут переглянулись,
Все, буквально, улыбнулись,
И ответил дружный хор:
Буквы: - Хорошо, идём на спор:
Если сможешь в одиночку
Написать, хотя бы, строчку, -
Правда, стало быть, твоя!
Буква «Я»: - Чтобы я, да не сумела!
Я, ж, не кто-нибудь, а «Я»!
Автор: - Буква «Я» взялась за дело:
Целый час она пыхтела, и кряхтела, и потела, -
Написать она сумела только
«яяяяя!» 
Автор: - Как зальется буква «X»! 
Буква «Х»: - Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!  
Автор: - «О» от смеха покатилось!
«А» за голову схватилось.
«Б» схватилось за живот...
Буква
«Я» сперва крепилась,
А потом как заревет!
Буква «Я»: - Я, ребята, виновата! Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята, даже сзади буквы
«Ю»!
Буквы: - Что ж.

Автор: - Решил весь алфавит.
Буквы: - Если хочет - пусть стоит!
Дело ведь совсем не в месте.
Дело в том, что все мы - вместе!
В том, чтоб все - от
«А» до «Я» -
Жили, как одна семья!
Автор: - Буква «Я» всегда была всем и каждому мила.
Но советуем, друзья, помнить место буквы
«Я»!

9. Исполнение частушек

1) Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.

2) Мы в нарядах нынче новых, 
И у всех счастливый вид.
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит.

3) Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы.
На одной живут странице
И повсюду славятся.

4) К нам сейчас они спешат, 
Славные сестрицы.
Очень просят всех ребят
С ними подружиться!

5) А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ
Прикатили на еже.
Зэ, И, Ка, Эль, Эм, Эн, О
Дружно вылезли в окно!

6) Пэ, Эр, Эс, Тэ, У, Эф, Ха 
Оседлали петуха.
Цэ, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я-
Все теперь мои друзья!

7) Разбудите меня ночью
В самой серединочке.
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.

8) Много слов в минуту нынче 
Как машинка я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом проглочу.

9) Мы простимся с Азбукой 
И рукой помашем.
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем.

10. Выступление учеников (чтение стихотворения)

Ученик 1: - Ты эти буквы заучи, 

Их три десятка с лишним,

Но для тебя они – ключи

Ко всем хорошим книжкам.

Ученик 2: - В дорогу взять не позабудь 

Ключей волшебных связку.

В любой рассказ найдешь ты путь,

Войдешь в любую сказку.

Ученик 3: - Прочтешь ты книги о зверях, 

Растеньях и машинах,

Ты побываешь на морях

И на седых вершинах.

Ученик 4: - Мне учиться очень нравится, 

Отвечать я не боюсь,

Я могу с задачей справиться,

Потому что не ленюсь.

11. Выступление ученицы (чтение стихотворения)

- Я бросила куклу, играть не хочу, 

Мне некогда очень, я буквы учу.

Из них я сама составляю слова,

Из них написала «трава» и «дрова».

«Дрова на дворе, трава на лугу».

Теперь, как большая, читать я могу.

12. Выступление ученика (чтение стихотворения)

- Сегодня, друзья, мы сюда собрались, 

Чтоб доброе слово сказать Тому,

Кто был другом, кто каждый свой час

Молчал, но учил нас трудиться.

(Показывает на «Азбуку»)

13. Слово Азбуки

- Я - «Азбука», учу читать,

Меня никак нельзя не знать,

Меня изучишь хорошо —

И сможешь ты тогда

Любую книжку прочитать

Безо всякого труда.

14. Выступление учеников (чтение стихотворения)

Ученик 1: - А в книгах есть про все, про все: 

Про реки и моря,

И что у неба нет конца,

И круглая Земля.

Ученик 2: - Про космонавтов, к облакам 

Летавших много раз,

Про дождь и молнии, и гром,

Про свет, тепло и газ.

15. Слово учителя

- Милая «Азбука», мы стараемся показать тебе всё, чему научились за время учёбы. Ты, наверное, устала, пока детям помогала осваивать грамоту. Посиди, отдохни, а ребята ещё тебе покажут, чему они научились.

16. Выступление учеников (чтение стихотворения)

Ученик 1: - Ежедневно по утрам 

Заниматься надо нам,

Мы с доски не сводим глаз,

А учитель учит нас.

Ученик 2: - Ель, топор, лопата, руки — 

В каждом слове слышны звуки.

Звуки эти разные:

Гласные, согласные.

Ученик 3: - Гласные тянутся в песенке звонкой, 

Могут заплакать и закричать.

В темном лесу звать и аукать

И в колыбельке сестренку баюкать.

Но не желают свистеть и ворчать.

Ученик 4: - А согласные согласны 

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ученик 5: - Дружат гласные с согласной, 

Составляют вместе слог.

«Ма» и «ма», а вместе «мама»

К нам явились на урок.

17. Сценка по стихотворению «Что трудней всего?»

Действующие лица: Ученик, Галочка, Женя, Вася.

Ученик: - Я спросил у Галочки:

- Что трудней всего?

Она сказала:

Галочка: - Палочки 

Писать трудней всего.

Ученик: - Тогда спросил у Жени я: 

- Что трудней всего?

Сказал он:

Женя: - Сложение. 

Но вычитать трудней всего.

Ученик: - Что на Земле трудней всего? – 

Я обратился к Васе.

Вася: - Трудней всего  учиться в первом классе! 

18. Выступление учеников (чтение стихотворения)

Ученик 1: - Прапрадедовской порой 

Стали буквы в четкий строй.

Строй как строй, да не простой.

Ученик 2: - Был он прозван АЛФАВИТ 

И повсюду знаменит.

До сих пор с него, как встарь,

Начинается букварь.

Ученик 3: - Буквы разуму верны, 

И за это им даны

Высочайшие права -

Образовывать слова.

Ученик 4: - Вы подумайте о чуде: 

Сколько букв - сестер родных?

Тридцать три! А сколько люди

Могут слов сложить из них!

19. Сценка «Разговор двух сестёр»

Действующие лица: Автор, Буква «И», Буква «Й»

Автор: - Сказала Й сестре родной:
Буква «Й»: - Вот ты, сестра-соседка, бываешь часто прописной, а я ужасно редко.
Буква «И»: - Ну, редко — это не беда! Иные буквы — никогда!
Буква «Й»: - А много их?
Буква «И»: - Да целых три: сестра и с ней два брата. Зовут их так...
Буква «Й»: - Не говори! Скажите вы, ребята!
Дети: - ь, ъ, ы.

20. Выступление учеников (чтение стихотворения)

Ученик 1: - Как сегодня радуются дети –

Стало больше грамотных на свете!

Скажем Азбуке мы «до свиданья»

И рукой помашем на прощанье.

Ученик 2: - Трудно было нам с тобой вначале, 

Мы полгода буквы изучали!

Но теперь нам совершенно ясно,

Что старанья были не напрасны!

Ученик 3: - Ничего на свете лучше нету, 

Чем прочесть журнал или газету,

Двадцать первого столетья дети,

Мы освоим сайты в Интернете!

21. Заключительное слово Азбуки

- Вот и пришла пора проститься,

И я хочу вам пожелать: всегда старательно учиться,

Всегда с охотою трудиться и Азбуку не забывать!

А на память я дарю вам закладки для новой книги.

(Вручает, прощается и уходит.)

22. Исполнение песни на мотив песни «Голубой вагон»

1. Время наше быстро улетело вдаль,
Очень жаль, что быстро всё прошло.
Повстречались с Азбукой недавно мы,
А теперь прощание пришло.

Припев:

Скатертью, скатертью, знаний путь стелется,
И упирается прямо в небосвод.
Многое, многое, нам узнать хочется,
Получать знания будем каждый год.

2. Говорим мы Азбуке «Прощай» сейчас,
К мудрым книгам мы узнали путь,
Вы, родители, порадуйтесь за нас,
Ведь, читать умеет весь наш класс.

Припев:

VI. Торжественная часть мероприятия, посвящённая Литературному чтению

1. Слово учителя

- Посмотрите, кто пришёл к нам в гости. Это ваш новый учебник, которому Азбука уступает свое место. Это - «Литературное чтение». Теперь она вас дальше поведет по стране знаний. Я надеюсь, что вы будете беречь ее, заботиться, чтобы страницы были чистыми, чтобы учебник оставался таким же красивым, каким вы его получите.

2. Вступительное слово Литературного чтения

 - Вам мое почтение! Я - Литературное чтение.
Полистай мои страницы: здесь стихи и небылицы,
Сказки, басни, прибаутки, поговорки, даже шутки.

Пушкин, Лермонтов, Толстой… Да, учебник непростой.
Так много интересного, и много неизвестного.

Я от Азбуки слыхала, что вы знаете немало.
Любознательных люблю, щедро знания дарю.
Всем, кто хочет много знать, надо хорошо читать.

3. Выступление учеников (чтение стихотворения)

Ученик 1: - Мы прочтем любые книжки,
Разберемся в словаре.
Потому что всюду буквы,
Те же, что и в Азбуке.

Ученик 2: - Под Российским небосводом 
Книгу любят и хранят.
Пусть же крепнет с каждым годом,
Дружба книги и ребят!

Ученик 3: - Мы хотим сказать тебе - спасибо! 
Мы тебя за все благодарим!
Говорим тебе мы до свидания!
Здравствуй! – новой книге говорим!

4. Заключительное слово Литературного чтения

- Я знаю, ребята, что все вы аккуратные, и все же я хочу, чтобы вы выполнили мою просьбу.

Я добрый друг и спутник твой.

Будь, школьник, бережным со мной.

Мой чистый вид приятен,

Оберегай меня от пятен.

Мой переплет не выгибай

Корешок не поломай.

Меня в бумагу оберни,

Где взял меня – туда верни.

Запомни, я – твой лучший друг,

Но только не для грязных рук.

5. Выступление учеников (чтение стихотворения)

Ученик 1: - Книжек первые страницы 

Нас встречают с первых лет.

И несут нас, словно птицы,

Облетая целый свет.

Ученик 2: - Даже маленький ребёнок, 

Не умеющий читать,

Только выйдет из пелёнок –

Просит книжку показать!

Ученик 3: - Книг заветные страницы 

Помогают людям жить,

И работать, и учиться,

И друзьями дорожить!

Ученик 4: - Если хочешь много знать, 

Многого добиться,

Обязательно читать

Должен научиться!

VII. Развлекательная часть мероприятия – задания для учеников

1. Задание «Отгадай загадку»

1) Для девчонок и мальчишек

Есть, друзья, немало книжек.

Эта ж первою была,

Я сама ее прочла. (Азбука)

2) Большой, просторный, светлый дом.
Ребят хороших много в нём.
Красиво пишут и читают.
Рисуют дети и считают.
(Школа)

3) На её листочках
И цифры есть, и буквы в строчку.
Листочки в клетку и в линейку.
Писать в ней ровно ты сумей-ка!
(Тетрадь)

4) Острым клювиком, как птичка,
Водит ровно по страничке.
И в твоей тетрадке
Должны быть строчки гладки.
(Ручка)

5) Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно чтению учиться.
(Книга)

2. Задание «Назови одним словом»

1) Учебное заведение для получения общего образования. (Школа)

2) Человек, передающий знания другим в системе начального, среднего образования. (Учитель)

3) Учащийся в общеобразовательном учебном заведении. (Ученик)

4) Школьный письменный стол, предназначенный для учеников в классе. (Парта)

5) Сумка ученика, для переноски тетрадей, книг, учебников и прочих предметов. (Портфель) 

3. Задание «Назови школьный предмет»

1) На этом уроке дети учатся читать. (Чтение)

2) На этом уроке дети учатся писать. (Письмо)

3) На этом уроке дети учатся считать. (Математика)

4) На этом уроке дети познают мир. (Окружающий мир)

5) На этом уроке дети учатся рисовать и лепить. (Изобразительное искусство)

6) На этом уроке дети поют и слушают музыку. (Музыка)

7) На этом уроке дети матерят и конструируют. (Технология)

8) На этом уроке дети занимаются спортом. (Физкультура)

4. Задание «Продолжи пословицу»

1) Учиться всегда … пригодится.

2) Повторенье - мать … ученья.

3) Грамоте учиться - всегда … пригодится.

4) Красна птица перьями, а человек ученьем.

5) Корень учения горек, да плод его … сладок.

5. Задание «Составь из слов предложение»

(На карточках написаны слова, дети составляют предложение)

Ученью – время, игре – час.

- Ребята, что это за предложение? (Пословица)

- Как вы понимаете эту пословицу?

VIII. Заключительная часть мероприятия

1. Слово учителя

- Вы прочли Азбуку до корки,

Вам по чтению — пятерка!

Позади нелегкий труд слогового чтения...

И теперь без передышки вы прочтете любые книжки.

Так что в путь, друзья, не робейте! Не грустите, не жалейте,

Что закончили азбуку. Я желаю всем вам

Унестись в эту неведомую даль, научиться дружить

И в беде помогать, и решительными быть.

2. Выступление учеников (чтение стихотворения)

(Ученики с азбуками)

Ученик 1: - Сегодня праздник необычный, 

Спасибо, Азбука, тебе.

Ты столько знаний подарила,

Мы будем помнить о тебе!

Ученик 2: - До свидания, учебник! 

А на следующий год

Ты других читать научишь,

Тех, кто в первый класс придёт!

3. Слово учителя

- Дорогие ребята! Азбука учила нас быть аккуратными, трудолюбивыми, заботливыми, воспитанными людьми. Она учила нас дружить, помогать друг другу. Мы многому у нее научились. Азбука открыла много нового и интересного. Мы попрощались с очень уважаемой, а для многих – первой в жизни, самостоятельно прочитанной книгой – «Азбукой». Поздравляю  Вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться.

IX. Итог мероприятия

1. Беседа по вопросам

- Ребята, чему нас научила «Азбука»?

- Когда появилась «Азбука»?

- Как появилось слово «Азбука»?

- Как появилось слово «алфавит»?

2. Заключительное слово учителя

- В народе говорят: «Азбука ступенька к мудрости» Вы одолели свою первую, очень трудную ступеньку. Молодцы! Вас ждут новые ступеньки на пути к мудрости.

- Всем спасибо за вниманье, за задор и звонкий смех.

Вот настал момент прощанья, будет краткой наша речь:

Поздравляем грамотеев. До счастливых новых встреч!

Книг прекрасных очень много, постарайтесь их беречь!

XIII. Список литературы и Интернет-ресурсов

1. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., и др. Азбука. 1 кл. в 2-х ч. М.: «Просвещение», 2016 г.

2. ped-kopilka.ru

3. ljubimyj-detskij.ru 

4. razumniki.ru

5. malchishki-i-devchonki.ru

6. neposed.net

7. riddle-middle.ru

8. deti-online.com

9. flaminguru.ru

10. semya-rastet.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературному чтению во 2 классе по теме: "Пословица - всем углам помощница"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению во 2 классе по теме: "Пословица - всем углам помощница" ...

Внеклассное мероприятие по литературному чтению "Спасибо, азбука, тебе!"

Это мероприятие помогает детям осознать, что они уже многому научились. В этой разработке помещён материал для праздника "Прощай, азбука!"...

Внеклассное мероприятие по литературному чтению на тему "Творчество К.И. Чуковского".

Данный материал представлен в виде конкурсной програмы, которая посвящена тврчеству замечательного детского писателя- сказочника К.И. Чуковского....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс

Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....

Внеклассное мероприятие по литературному чтению "Прощание с Азбукой"

Сценарий внеклассного мероприятия по литературному чтению "Прощание с Азбукой" (в рамках недели Детской книги)...

Внеклассное мероприятие по литературному чтению для 2 класса на тему: "Колосок" (Украинская народная сказка)

Внеклассное мероприятие по литературному чтению для 2 класса на тему: "Колосок" (Украинская народная сказка).Задачи:Закреплять знания детей о литературных жанрах, знания о видах сказок.Разви...

Внеклассное мероприятие по литературному чтению во 2 классе – литературная игра «Звездный час».

Данное мероприятие проходит в рамках декады начальных классов и относится к серии занятий по нравственному воспитанию детей в начальной школе.  Детские сказки – это не просто выдуманные ист...