ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
статья (4 класс) на тему

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Становление нового общества в XXI веке актуализировало такие аспекты трансформации человеческого взаимодействия, как расширение границ восприятия и трансляции информации, глобализация личностных и общественных отношений, переход на новый уровень общения. Особенным процессом, в связи с такими изменениями, становится формирование диалогического взаимодействия участников коммуникации, способность восприятия и организации совместной деятельности, умение выстраивать и поддерживать диалог равнозначимых партнеров совместного действия.

Современные тенденции отражаются в процессе образования, в том числе школьников, для которых умение взаимодействовать и участвовать в диалоге является одним из наиболее значимых коммуникативных факторов развития полноценной личности. Являясь участниками единого процесса образования (переход с уровня дошкольного образования на уровень основного школьного образования), младшие школьники, попадая в новую для себя среду общения и взаимоотношений (учитель-ученик, ученик-ученик), сталкиваются с необходимостью преодоления собственной эгоцентрической позиции в ходе формирования умения вступать в диалог с другими участниками, слышать и слушать чужое мнение, высказывать свое мнение, анализировать полученную информацию (в процессе коммуникации) и т.п. Выход младшего школьника на новую личностную позицию, таким образом, обеспечивает накопление практического опыта функционирования в социуме и обеспечение активной позиции участника общественных отношений.

Умение учиться, а впоследствии и постоянное стремление учиться в течение всей жизни – это то свойство личности, которое определяет ее способность совершенствоваться и совершенствовать современное общество и общественные отношения путем реализации своей практической деятельности.

Умение учиться, или универсальные учебные действия (в широком значении термина), т.е. «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта» [1] – одно из основных понятий новой государственной политики в сфере образования.

В ФГОС представлено четыре вида универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Все направления формируются на основе системно-деятельностного подхода. В центре нашего внимания находятся именно коммуникативные универсальные учебные действия, которые «отвечают» за компетентность в сфере социума, коммуникативный диалог, партнерское взаимодействие. Значительную роль в процессе формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника играет учитель.

Остановимся на одном из направлений универсальных учебных действий, которое формирует компетентности в общении; способность принимать мнение других людей, устанавливать стиль отношений в общении и совместной деятельности, вести конструктивный диалог; умение планировать совместную деятельность с учителем и сверстниками.

 Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют обеспечению плодотворного сотрудничества в коллективной деятельности, проявляя толерантность и эмпатийность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учетом ситуации.

Перечислим коммуникативные универсальные учебные действия: умение формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать собственную точку зрения; умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила нормативного и традиционного поведения; умение задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; умение строить монологические высказывания; умение осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач [2].

Все универсальные учебные действия можно формировать и развивать во время работы учащихся в парах, малых группах, используя групповые игры, исследовательскую и проектную деятельность. Применение групповых форм работы дает широкие возможности для развития личности и мышления ребенка, создает условия для его самовыражения. Работа в малых группах помогает формированию учебной мотивации к обучению, стремления к успеху; развитию способности к самостоятельной оценке своей работы, умения общаться с другими детьми; снижает учебный стресс.

Являясь для младшего школьника образцом стиля поведения и осуществления общения с другими участниками коммуникации, учитель непосредственно влияет на процесс формирования коммуникативных умений ребенка. В реальной действительности человек не всегда общается только со своими сверстниками, ему необходимо осуществлять взаимодействие с людьми разных возрастов, социальной и половой принадлежности, уровнем интеллектуального и нравственного развития.

Отсюда и младшему школьнику недостаточно умения выстраивать диалогические отношения только с ровесниками, и организация на уроке и во внеурочной деятельности групповой работы, командных игр, парного выполнения заданий оказывается малоэффективной, если учитель при этом самоустраняется и не организует партнерский диалог с детьми.

Таким образом, в процессе формирования коммуникативных универсальных учебных действий активизируется и акцентируется роль учителя как непосредственного участника совместной деятельности, а не только как ее организатора. Именно в контексте партнерского взаимодействия у младших школьников развиваются полноценные умения осуществлять и организовывать значимые коммуникативные действия.

Литература:

  1. Батырева, С. Г. Коммуникативное целеполагание как основа типологизации задач по формированию коммуникативных универсальных научных действий [Текст] / С. Г. Батырева // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2013. – Т. 1. – № 4. – С. 46-51.
  2. Марахова, В. А. Основные трудности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников [Текст] / В. А. Марахова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2013. – № 3. – С. 23-26.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ "МЫ ВМЕСТЕ"

Успешное развитие и даже просто самосохранение общества, государства во многом зависит от того, научатся ли люди эффективно и мирно сотрудничать при решении тех сложных задач, которые ставит пер...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса....

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе

В данной статье рассматривается актуальность формирования коммутикативных УУД , приведён конспект урока русского языка...

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проектную деятельность».

В условиях начала реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и на...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

формирование специальной программы по развитию коммуникативных УУД в учебной и внеучебной деятельности младших школьников, направленной на использование групповых технологий, форм и методов орга...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся первого класса.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать, вступать в диалог; участвовать...