Внеурочная деятельность в начальной школе.
учебно-методический материал (2 класс) на тему

Никонова Гюзель Агсамутдиновна

Доклад «Внеурочная деятельность в начальной школе»

 

         Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

         Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

        Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

        Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.

        В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.

          Воспитательная система школы требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.

      Классный коллектив работает по трём уровням результатов внеучебной деятельности школьников:

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

3. Цель внеурочной деятельности:

           Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования применяемое обществом системы ценностей, создание условий для многократного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учебы время. Развития здоровой творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способный на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Задачи внеурочной деятельности:

  • Обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе;
  • Включить учащихся в разностороннюю деятельность;
  • Формировать навыки позитивного коммуникативного общения;
  • Развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем;
  • Воспитывать трудолюбие, способности к преодолению трудностей, целеустремленность;
  • Улучшить условия для развития ребёнка;
  • Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;
  • Развить позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) – для формирования здорового образа жизни.

 

Принципы

1. Включение учащихся в активную деятельность;

2. Доступность и наглядность;

3. Связь теории с практикой;

4. Учет возрастных особенностей;

5. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;

6. Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

Ожидаемые результаты

-Воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, городу; -----воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; --формирование чувства гражданственности и патриотизма, осознанного отношения к профессиональному самоопределению, в конечном счёте — достижение обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

Направления реализации программы:

  • Спортивно - оздоровительное;
  • Общественно культурное;
  • Общеинтелектуальное;
  • Духовно-нравственное;
  • Социальная деятельность

Духовно-нравственное направление «Я и мир»:

  • «Уроки мужества»;
  • Выставки рисунков;
  • Тематические классные часы;
  • Традиции школы;
  • Познавательные встречи, экскурсии.

5.1. Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:

1. Спортивно-оздоровительное:

  • Работа по спортивной подготовке в спортивном зале (стадионе).
  • Работа кружка «ЮИД».
  • Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
  • Проведение бесед по охране здоровья.
  • Применение на уроках  игровых моментов, физкультминуток.
  • Ведение занятий «Растём здоровыми и сильными», «Полезные привычки», «Разговор о правильном питании».
  • Выездные внеканикулярные смены в загородный лагерь «Энергетик» ( октябрь, апрель, 2017г.).

2. Художественно-эстетическое:

  • Организация экскурсий, Дней музея, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
  • Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
  • Работа занятия «Театр»;
  • Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района.

 3. Научно-познавательное:

  • Предметные недели;
  • Библиотечные уроки;
  • Занятие «Моя читалия»;
  • Конкурсы, экскурсии, олимпиады, деловые и ролевые игры и др.

4. Гражданско-патриотическое:

  • Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;
  • Выставки рисунков.
  • Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян;
  • Встречи с участниками «горячих точек»;
  • Тематические классные часы;
  • Оказание помощи ветеранам ВОВ и труда.
  • Конкурсы рисунков.
  • Фестивали патриотической песни
  • Занятия «Музей в твоём классе».

5. Общественно-полезное:

  • Проведение субботников;
  • «Город Мастеров».
  • Разведение комнатных цветов.

6. Проектная деятельность:

  • Разработка проектов к урокам.
  • Разработка проектов на занятиях «Изучение природы родного края».

 

«Внеурочная деятельность — это осуществление взаимосвязи

и преемственности общего и дополнительного образования

как механизма обеспечения полноты и цельности образования»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Внеурочная деятельность в начальной школе»

         Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

         Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

        Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

        Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.

        В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.

          Воспитательная система школы требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.

      Классный коллектив работает по трём уровням результатов внеучебной деятельности школьников:

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

3. Цель внеурочной деятельности:

           Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования применяемое обществом системы ценностей, создание условий для многократного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учебы время. Развития здоровой творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способный на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Задачи внеурочной деятельности:

  • Обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе;
  • Включить учащихся в разностороннюю деятельность;
  • Формировать навыки позитивного коммуникативного общения;
  • Развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем;
  • Воспитывать трудолюбие, способности к преодолению трудностей, целеустремленность;
  • Улучшить условия для развития ребёнка;
  • Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;
  • Развить позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) – для формирования здорового образа жизни.

Принципы

1. Включение учащихся в активную деятельность;

2. Доступность и наглядность;

3. Связь теории с практикой;

4. Учет возрастных особенностей;

5. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;

6. Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

Ожидаемые результаты

-Воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, городу; -----воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; --формирование чувства гражданственности и патриотизма, осознанного отношения к профессиональному самоопределению, в конечном счёте — достижение обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

Направления реализации программы:

  • Спортивно - оздоровительное;
  • Общественно культурное;
  • Общеинтелектуальное;
  • Духовно-нравственное;
  • Социальная деятельность

Духовно-нравственное направление «Я и мир»:

  • «Уроки мужества»;
  • Выставки рисунков;
  • Тематические классные часы;
  • Традиции школы;
  • Познавательные встречи, экскурсии.

5.1. Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:

1. Спортивно-оздоровительное:

  • Работа по спортивной подготовке в спортивном зале (стадионе).
  • Работа кружка «ЮИД».
  • Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
  • Проведение бесед по охране здоровья.
  • Применение на уроках  игровых моментов, физкультминуток.
  • Ведение занятий «Растём здоровыми и сильными», «Полезные привычки», «Разговор о правильном питании».
  • Выездные внеканикулярные смены в загородный лагерь «Энергетик» ( октябрь, апрель, 2017г.).

2. Художественно-эстетическое:

  • Организация экскурсий, Дней музея, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
  • Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
  • Работа занятия «Театр»;
  • Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района.

 3. Научно-познавательное:

  • Предметные недели;
  • Библиотечные уроки;
  • Занятие «Моя читалия»;
  • Конкурсы, экскурсии, олимпиады, деловые и ролевые игры и др.

4. Гражданско-патриотическое:

  • Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;
  • Выставки рисунков.
  • Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян;
  • Встречи с участниками «горячих точек»;
  • Тематические классные часы;
  • Оказание помощи ветеранам ВОВ и труда.
  • Конкурсы рисунков.
  • Фестивали патриотической песни
  • Занятия «Музей в твоём классе».

5. Общественно-полезное:

  • Проведение субботников;
  • «Город Мастеров».
  • Разведение комнатных цветов.

6. Проектная деятельность:

  • Разработка проектов к урокам.
  • Разработка проектов на занятиях «Изучение природы родного края».

«Внеурочная деятельность — это осуществление взаимосвязи

и преемственности общего и дополнительного образования

как механизма обеспечения полноты и цельности образования»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

«Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования»

https://nsportal.ru/nikitina-natalya-sergeevna   В статье рассмотрен вопрос внеурочной деятельности в аспекте содержания ФГОС начального общего образования....

Использование технологии групповой деятельности на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.

        Проблема активизации познавательного интереса обучающихся по-прежнему остается актуальной. Л.С. Выготский говорит об интенсивном развитии интеллекта в младшем школьн...

Статья для учителей начальных классов: "Интегрированные занятия по внеурочной деятельности в начальной школе"

Данная статья  адресована прежде всего педагогам, работающим в начальной школе...

Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Проектная деятельность"

Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Проектная деятельностьк"...

Статья: «Проектная деятельность как инновационный подход к организации внеурочной деятельности в начальной школе»

В статье рассматриваются две модели вовлечения учащихся начальной школы в проектную деятельность посредством  внеурочных занятий....

«Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»

laquo;Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»...