Семья в мире, мир в семье.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Что такое семья? С чем можно сравнить радость обретения собственной семьи и горечь её потери? Можно ли прожить полноценную жизнь, не имея семьи? На эти и другие вопросы пытается давать ответы человек в течении стольких столетий, сколько существует сама планета Земля. Я тоже попытаюсь ответить на эти вопросы,используя собственный опыт работы с семьёй. Какая она, семья XXI века?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oblozhka.doc24 КБ
Microsoft Office document icon doklad.doc50.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ЛИЦЕЙ №7

Тема: Семья в мире, мир в семье.

                                   Саяногорск 2017



Предварительный просмотр:

Семья – один из шедевров природы.

Д. И. Писарев.

О современной семье много пишут и говорят. По данным многочисленных социологических опросов 7,8% педагогов обвиняют семью в том, что ребенок в ней не воспитывается. В то же время и родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Многие из них считают, что у педагогов низкий профессиональный уровень, невысокие моральные качества. Попав в ножницы между школой и семьей, дети вынуждены лавировать, приспосабливаться, что приводит, в конечном счете, к безнравственности. В свою очередь, изменилась и сегодняшняя семья. Родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок. Все труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Во многих семьях считается дурным тоном советоваться с учителями по поводу возникающих проблем в воспитании ребенка, но, тем не менее, когда становится невмоготу, и родители приходят к учителю, бывает уже очень поздно.

Педагоги делают порой невозможное, чтобы взаимодействие родителей с детьми было эффективным.

Что такое семья? С чем можно сравнить радость обретения собственной семьи и горечь ее потери? Можно ли прожить полноценную жизнь, не имея семьи? На эти и другие вопросы пытается давать ответы человек в течение стольких тысячелетий, сколько существует сама планета Земля.

Я тоже попытаюсь ответить на эти вопросы, используя собственный опыт работы с семьей. Какая она, семья XXI века? Какой она может стать? Что она представляет собой сегодня с точки зрения детей и родителей, совпадают ли мнения взрослых и детей в оценке сегодняшней семейной ситуации – в этом и во многом другом хотелось бы разобраться.

В городе Минске психологом Варюхиной С. И. было проведено анкетирование  семейных пар.

Отзвучал марш Мендельсона и молодым людям, только что вступившим в брак, был задан вопрос: Что такое семья для вас?

Супруги отвечали самостоятельно, без помощи друг друга. Участвовали 32 семейные пары:

10 пар ответило, что семья для них это – любовь друг к другу.

12 пар отметило, что главным критерием их семьи станет взаимопонимание.

8 пар определили для себя, что главным станет в семье уважение друг к другу.

2 пары предположили, что краеугольным камнем и основой прочности их семьи будет отсутствие лжи в отношениях мужа и жены.

В своих ответах молодые люди обратили внимание на те проблемы, которые их волнуют. Их размышления наводят на мысль о том, что в своих будущих семьях им хочется уйти от таких ситуаций, с которыми они сталкивались в родительском доме. На вопрос: «Хотели ли вы, чтобы ваша семья была похожа на ту, в которой выросли?» лишь  несколько пар, а точнее 8, ответили: «Да». Это говорит о том, что проблемы и трудности родительских отношений станут примером того, как не нужно строить семейный очаг.

На вопрос: «какие они, идеальные родители?» - дети отвечают:

«Это родители, которые понимают своих детей, любят своих детей, помогают решать проблемы, не кричат на своих детей, готовы к тому, чтобы всегда выслушать и поддержать своих детей, не читают нотации, не пьют – такой пункт посчитала значимым почти половина опрошенных. Одной из главных проблем, которая поднимается детьми — это проблема взаимопонимания. И детям, и взрослым необходимо, чтобы их не только слушали, но и слышали; не только принимали, но и поддерживали и помогали. Очень многие родители сетуют на то, что ребенок не желает общаться с ними, свои секреты старается рассказать другому человеку, порой совсем  постороннему. Хочется таким родителям дать один рецепт, основой которого являются шесть принципов:

« Взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом».

Самое главное для родителей – принятие ребенка. Принятие – это проявление такой родительской любви, когда ребенок понимает, что его любят несмотря ни на что. Любят не за отметку в дневнике или убранную без напоминания постель, а за сам факт его существования в этом мире. Принятие – это сохранение у него чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах.  Ребенок должен чувствовать, что родители стараются понять все его поступки, даже неправильные, но при этом они ему не угрожают, не требуют немедленного покаяния и осознания своей вины, а вместе с ним пытаются понять, что побудило совершить такой поступок и как можно избежать подобных ситуаций в дальнейшем.

Признание – это еще в какой – то мере и терпение родителей. Терпение заключается не в том, чтобы терпеть проступки ребенка и закрывать на них глаза, а в том, чтобы ребенок имел время прочувствовать и осознать совершенное им, а мать и отец были рядом и поддерживали его. Не менее важно, чтобы ребенок чувствовал любовь родителей. Им нужно, чтобы их обнимали, целовали не менее 4 – 5 раз в день. Зачастую все происходит наоборот. Дети сетуют на то, что родители мало говорят им о своей любви, мало обнимают, прижимают к себе, мало называют ласковыми словами. Родительская  любовь должна искать в своем ребенке достоинства, недостатки искать не нужно: они, как правило, всегда на поверхности. При этом родители должны помнить, что недостатки поддаются исправлению только тогда, когда это делается без сарказма и иронии, издевательства и обвинений.

Очень важным для детей является принцип доступности. Многие родители объясняют проблемы в воспитании тем, что им катастрофически не хватает времени на общение с детьми, что они много работают.. В общении с ребенком иногда промедление смерти подобно. Нельзя отмахиваться, нельзя списывать на занятость, нельзя переносить «на потом». Статистика говорит: из 100 опрошенных  детей лишь  38 ответили, что родители проводят свой выходной вместе с ними. На  вопрос: «Кто из родителей чаще всего проводит свое свободное время с вами?» - ответили так: 20% - мама и папа; 25% - мама; 55% - у родителей нет времени на совместные игры, забавы и развлечения. Данная статистика говорит сама за себя. В работе над такой проблемой мне помогают совместные игры: соревнования родителей и детей. Каждый ребенок приходит на игру с родителями, находится в одной команде, решает трудные задания плечом к плечу. Результат налицо: ребенок и родитель, как одно целое, переживают друг за друга, спорят, борятся за победу. Приходят даже те родители, которые находятся в разводе.

.   Многие  родители не обращают внимания на увлечения детей, считают их бесполезными, зачастую запрещают проявлять интерес и увлеченность теми делами, которые им, родителям, не нравятся. Отсутствие у родителей умения признавать интересы и способности своего ребенка может привести к крайне нежелательным последствиям, вплоть до ухода из дома.

Огромное значение имеет формирование привычки быть ответственным. Чем раньше ребенок начнет проявлять ответственность за свои  поступки и слова, тем больше шансов на то, что он сможет превратиться в уравновешенную и зрелую личность. На проявление ответственности огромное влияние оказывают стиль поведения родителей в семье, их способности проявлять эти качества в обыденной жизни. Мудрость  состоит в том, что они выполняют всегда то, что они обещают детям, а если по какой – то причине этого не произошло, они находят в себе смелость признать свое неумение сдержать обещание и пытаются исправить собственные ошибки. Настоящие родители не боятся детской критики, справедливых замечаний собственного ребенка.

Одним из главных условий воспитания ответственности является наличие у сына или дочери в семье определенных обязанностей, которые он должен выполнять ежедневно. При этом взрослые должны проявлять терпимость и терпение.  Если у ребенка появилась чужая игрушка, вещь или деньги, то родители должны выяснить их происхождение и дать возможность вернуть их самостоятельно их тому человеку, у которого он их взял. При этом ребенок должен извиняться сам, он должен пережить стыд  для того, чтобы никогда больше подобного не совершать. Миссия родителей – научить ребенка брать ответственность за свои поступки на себя. Очень часто происходит обратное – родители все берут на себя. Это порочно, потому что не ставят ребенка в ситуацию выбора, не учат осмысливать свои действия, не дают возможности распоряжаться собственной жизнью. К  большому сожалению, сегодняшнее поколение родителей больше, чем когда бы то ни было ранее, страдает болезнью под названием «безразличие по отношению к собственным детям». Небрежность в воспитании детей зачастую оборачивается трагедиями, которые можно было бы избежать, если помнить о родительской ответственности.

Одним из главных умений является твердость, умение сказать ребенку «нет». Главное, чтобы это было обоюдное решение родителей. Нет ничего более страшного, когда один запрещает, а другой – позволяет. Потворствуя ребенку в его неблаговидных поступках, скрывая проступки, мы способствуем вседозволенности, потере собственного уважения в глазах ребенка, создаем условия для усугубления конфликтной ситуации. Мнение родителей о родных и близких, окружающих людях, коллегах, поведение в кругу семьи  и вне его, поступки родителей, их отношение к работе и посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей друг к другу – все это слагаемые родительского авторитета. В своем классе я провожу собрания, посвященные этой проблеме. Особо останавливаюсь на таком вопросе, как «наказание ребенка». Непременно останавливаюсь на физическом наказании: ведь не секрет, что родители до сих пор видят только этот способ  действенным. Дети, получавшие шлепки и подзатыльники, становясь родителями, переносят этот опыт воспитания на своих детей. В завершение такого собрания, раздаю им  на руки памятку с правилами для родителей:

1) тысячу раз подумай, прежде чем ударить: удар обратно не возьмешь;

2)  бить детей очень вредно;

3) по голове – это преступление (вряд ли кто-то из бьющих родителей не желает видеть свое чадо умным); по рукам – медики категорически запрещают (так как здесь много нервных окончаний, связанных с самыми различными органами);

4) удар по лицу - самый унизительный, он никогда не забывается и никогда не будет прощен.

Авторитетные родители не ставят перед собой задачу наказать ребенка, для них является важным, что ребенок сам осознал степень своей вины. Авторитетность состоит не в том, чтобы повысить голос, взять в руки ремень, кричать так, что не выдерживают барабанные перепонки, а в том, чтобы спокойно, без истерик проанализировать ситуацию и предъявить ребенку требования так, чтобы он понял: об этом говорят ему раз и навсегда.

Мамы и папы! Дедушки и бабушки! Помните!

От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение: со мной все в порядке, я – хороший. От  сигналов осуждения, недовольства, критики появляется ощущение « со мной что-то не так, я – плохой».

 Душевная копилка ребенка работает день и ночь. Ее ценность зависит от того, что мы туда бросаем. Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть наполнены любовью и надеждой.

Научитесь слушать своего ребенка в радости и в горести.

Наказывая своего ребенка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.

Обнимайте и целуйте своего ребенка в любом возрасте.

Не разговаривайте со своим ребенком с равнодушным и безразличным лицом.

Учащиеся – выпускники предложили свой вариант Кодекса истинного родителя:

1) Если родители требуют, чтобы ребенок не лгал, они не лгут ни себе, ни другим, ни собственному ребенку.

2) Если родители требуют от ребенка проявления трудолюбия, они его сами проявляют и создают условия для формирования у ребенка умения трудиться.

3) Если родители хотят, чтобы их ребенок  не брал чужого, они сами не должны создавать подобных ситуаций в своей семье

4) Если родители хотят, чтобы их ребенок не пристрастился с раннего детства к спиртным напиткам, они сами не должны создавать культ спиртных напитков в семье. Культ спиртных напитков проявляется в том, что даже в детские праздники родители не могут обойтись без них.

5) Если родители хотят, чтобы их ребенок не страдал от одиночества, они дают ему возможность иметь друзей, приводить их в дом.

6) Если родители хотят, чтобы ребенок не относился к школе и учению с предубеждением, они сами вспоминают о школьных днях с удовольствием и с самыми теплыми чувствами.

Только добрый пример отца и матери может дать добрые всходы!

Литература.

  1. Дереклеева Н. И. Научно – исследовательская деятельность классного руководи-теля  в школе. М.: Вербум-М, 2000, 240 с.
  2.  Работа с родителями: Сборник статей. /Под общ.ред. Осиповой М.П., Бутрим Г.А. Минск: УП «Экоперспектива», 2003, 180 с.



Предварительный просмотр:

Приложение.

Анкета для родителей №1.

Фамилия, имя ребёнка ________________________________________________________

Дата рождения _______________________________________________________________

  1. Чем ваш ребёнок любит заниматься в свободное время?____________________________
  2. Какие игры предпочитает?_____________________________________________________
  3. Какие виды спортивных развлечений больше любит?_______________________________
  4. С кем чаще играет (с мальчиками или девочками)?_________________________________
  5. Как ведёт себя в детском коллективе (активен, пассивен, застенчив, и т.д.)?____________
  6. Какие обязанности  (эпизодические, постоянные) имеет дома?_______________________
  7. Кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребёнка?______________________
  8. Что Вас больше всего затрудняет в воспитании ребёнка?____________________________
  9. Какие методы воспитания Вы предпочитаете (уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения и т.д.)?___________________________________________________

Анкета для родителей №2.

Фамилия, имя ребёнка ___________________________________________________

Дата рождения __________________________________________________________

п/п

вопросы

ответы

да

нет

Трудно сказать

1

Легко ли рассмешить Вашего ребёнка?

2

Как часто он капризничает?

3

Имеются ли у него друзья, с которыми он охотно играет?

4

Часто ли он выходит из себя?

5

Можете ли вы оставить его одного дома?

6

Хорошо ли он ведёт себя со сверстни-ками?

7

Легко ли он вступает в контакт с незна-комыми детьми?

8

Теряется ли он в присутствии незнако-мых взрослых?

9

Драчлив ли ваш ребёнок?

10

Стремится ли Ваш ребёнок к уединению?

 Дата заполнения______________________

Методика незавершенных предложений.

Цель: изучить индивидуальные особенности детей в классе, их интересы и потребности.

Ход проведения: ребятам предлагается самим закончить следующие предложения:

  1. Мама – это…
  2. Папа – это…
  3. Я – это…
  4. Счастье – это…
  5. Радость – это…
  6. Любовь – это…
  7. Я очень хочу…
  8.  Я очень не хочу…
  9. Я очень люблю…
  10.  Я очень не люблю…
  11.  Моя самая заветная мечта…