Рабочая программа по внеурочной деятельности «Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций». 3 класс
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Перчаткина Наталья Олеговна

«Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Название кружка, автор: «Умники и умницы».

Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное.

Форма работы: индивидуальная, групповая.

Тема занятия: «Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций».  

Цель занятия: развитие у детей познавательных способностей (внимание, восприятие, различные виды памяти и мышления).

Планируемые результаты:

- предметные: ориентироваться в системе знаний; добывать новые знания: находить необходимую информацию в учебнике, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, иллюстрация); перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

- личностные: самооценка работы своей и работы группы.

Класс: 3 «г»

Время проведения:

Оборудование, материалы: рабочая тетрадь, карточки с изображением человека для рефлексии, карточки из приложения для развития зрительной памяти, карточки для групповой работы. Тетрадь №2 О.А. Холодовой по программе курса РПС (развитие познавательных способностей).

Ход занятия:

Этап занятия

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (УУД)

1.Организационный момент

8 мин.

Долгожданный дан звонок – 
Начинаем наш урок. 
Тут затеи и задачи, 
Игры, шутки, всё для вас. 
Пожелаю всем удачи – 
За работу! В добрый час!

- Я очень рада видеть вас сегодня. Улыбнитесь друг другу – и начнем!

- А с чего мы начинаем обычно наши занятия?  (С «мозговой гимнастики»).

- Для чего мы ее выполняем? (Чтобы на занятии нам лучше работалось).

Выполнение упражнений вместе с детьми.

     «Качания головой»: дышите ровно, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

 «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки – 3 раза.

Эмоционально готовиться к занятию

Выполнять упражнения вместе с учителем

Регулятивные УУД

Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Регулятивные: действия под руководством учителя

Личностные: овладение приемами здоровьесбережения

2. Основной этап

  1. – 20 мин

1. Определение и осознание учащимися целей и задач урока.

- Откройте тетради на странице 18.

- Рассмотрите задания сегодняшнего занятия 26.

- Какие задачи вы поставите себе на сегодняшнем уроке?

- Предложите, порядок работы:

  1. Разминка
  2. Развитие зрительной памяти
  3. Развитие логики и умения мыслить
  4. Развитие умения анализировать и рассуждать.

2. Разминка.

- С чего мы начнем работать? (С разминки)

- С какой целью мы проводим разминку?  (Мы тренируем быстроту реакции, развиваем сообразительность).

- В тетрадях открываем с. 18. Прочитайте вопросы про себя. Если вы знаете ответ на вопрос, поставьте рядом «плюс», если затрудняетесь ответить – «минус».

- Итак, на какие вопросы вы не смогли ответить? А кто нашел ответ на этот вопрос? (Проверка)

  1. Полтора судака стоят полтора рубля. Сколько стоят 15 судаков? (15 рублей)
  2. Сто сантиметров- это…? (метр)
  3. Его без огня не бывает. Что это? (Дым)
  4. Англичане говорят: «Мой дом- моя…» (крепость)
  5. Солнечные, песочные, электронные. Что это? (Часы)
  6. Золотые, умелые, длинные; иногда растущие, как говорят, не из того места. Что это? (Руки)
  7. Как называют и повара на судне, и петуха по- английски? (Кок)
  8. Какие рыбы выполняли все желания сказочного Емели и пушкинского старика? (Щука и золотая рыбка)
  9. Какое мужское имя «рыбье»? (Карп)

- Какую работу вы выполняли? (Мы выполняли разминку).

- Как вы считаете, вы справились? Оцените себя при помощи шкалы «знаний».

Если вы справились с заданием, у вас всё получилось, то поместите человечка (себя) на ступеньку зеленого цвета.

- Если у вас возникли затруднения, вы выполнили только часть задания – поместите человечка (себя) на ступеньку желтого цвета.

- Если у вас получилось не так как хотелось – поместите человечка (себя) на ступеньку красного цвета.

    3. Тренировка зрительной памяти.

- Что мы сейчас будем делать? (Развивать зрительную память).

- Что нам необходимо делать, для того чтобы успешно развить зрительную память?

Задание №1. Игра «Внимание». Сначала в течение 5 секунд (на счёт: один, два, три, четыре, пять - про себя) учитель показывает две карточки из приложения №16.

Установка: запомните, как можно точнее увиденные, изображения и зарисуйте в первых двух рамках.

Аналогично проводится работа с двумя другими карточками.

Проверка: учителем еще раз демонстрируются карточки.

     Задание № 2. Очень внимательно прочитайте три раза ряд слов, записанных на доске. Попытайтесь их запомнить:

ТРАВА- СЕНО, ЦВЕТОК- БУКЕТ, КАША- ПШЕНО,

СТУЛ- СТОЛ. (Учитель закрывает запись.)

Ответьте на вопросы:

  1. Сколько букв в последнем слове? (4.)
  2. Сколько слов состояло только из одного слога? (2.)
  3. Назовите третье с начала слово. (Цветок.)
  4. Встречалась ли в названных словах буква «У»? (Да, в слове букет и стул .)

Задание №3. У вас на столах лежат листы с изображенной фигурой. Что это? (Это пузырёк).  

У вас есть пазлы- «осколки» пузырька.

Задание: найдите к каждому «осколку» такую же по форме часть на пузырьке. Напишите их номера. Какие три осколка лишние?

- Итак, мы с вами тренировали память. А какую именно память тренируют выполненные нами задания? (Зрительную).

- Для чего необходимо тренировать зрительную память? (Человек воспринимает информацию не только на слух, но и зрительно, поэтому и память надо развивать с разных сторон).

Если вы справились с заданием, у вас всё получилось, то поместите человечка (себя) на ступеньку зеленого цвета.

- Если у вас возникли затруднения, вы выполнили только часть задания – поместите человечка (себя) на ступеньку желтого цвета.

- Если у вас получилось не так как хотелось – поместите человечка (себя) на ступеньку красного цвета.

4. Корректирующая гимнастика для глаз.

- Мы с вами хорошо поработали, пришло время отдохнуть. Отдых у нас будет активным и даже полезным.

1.   Моргания  (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох.

2. Закроем веки, слегка помассируем их пальчиками.

3. Левой рукой дотроньтесь до правого уха, а правой рукой – до кончика носа. Затем быстро меняем положение рук.

Задание 4.

- Прочитайте задание.

- Сейчас мы будем подбирать и записывать в пустые клетки мета-граммы.

- МЕТАГРАММА- слово, которое получается из данного в результате замены одной из букв на другую.

- Изобрёл эту игру британский писатель, математик, логик, философ Льюис Кэрролл. Он вам знаком. Наиболее известные его произведения - «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье». Например, мама- лама- лапа- папа (на доске)

- Для того, чтобы выполнять следующие задания нам нужно объединиться в группы.

- Напомните правила работы в группах.

Каждой группе раздаётся карточка с таблицей, в которой вписано самое верхнее слово и самое нижнее слово.  Между ними 3 ряда пустых клеток для новых слов.

- Обсудите в группах и впишите пропущенные слова.

- Какую работу вы выполняли?

- Как вы считаете, вы справились? Оцените работу своей группы при помощи шкалы «знаний».

 Если вы работали дружно, помогали найти верное решение, спра-вились с заданием, поместите человечка (себя) на ступеньку зеленого цвета.

- Если у вас возникли затруднения, вы выполнили только часть задания – поместите человечка (себя) на ступеньку желтого цвета.

- Если у вас получилось не так как хотелось – поместите человечка (себя) на ступеньку красного цвета.

 (проверка результатов работы в группе)

  1. Задания на свободный выбор

- Из оставшихся заданий выполните те, которые вам больше хочется.

(Индивидуальная проверка).

Открывать тетради, рассматривать задания. Определять цель своей деятельности.

Отвечать на заданные вопросы

Помещать человечка (себя) на соответствующую цветовую ступеньку

Внимательно рассматривать изображения, данные учителем, запоминать их и нарисовать

«рисовать» каждую фигуру в воздухе, а затем - на бумаге

Собирать пазлы

Помещать человечка (себя) на соответствующую цветовую ступеньку

Выполнять упражнения вместе с учителем

Работать в группах

Повторять правила работы в группе

Заменять букву так, чтобы получились новые слова.

Выполнять задание, демонстрируя карточки с ответами

Помещать человечка (себя) на соответствующую цветовую ступеньку

Выполнять задания

Познавательные УУД. Самостоятельное формулирование познавательной цели.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

Коммуникативные  УУД. Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Личностные: учебно-познава-тельный  интерес к учебному материалу и способам решения задач

Познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.

Регулятивные: выполнение работы в соответствии с заданным планом; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные:

составление,  понимание  и объяс-нение  простейшего алгоритма при работе с конкретным заданием;

Коммуникативные:  активное участие в обсуждениях, возникаю-щих на уроке;

ясное формулирование ответов на вопросы других учеников и педагога;

Регулятивные: выполнение рабо-ты в соответствии с заданным пла-ном; участие в обсуждении и формулировании алгоритма выпол-нения конкретного задания;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Регулятивные: действия под руководством учителя

Личностные: овладение приемами здоровьесбережения

Личностные УУД: толерантность  к чужим ошибкам и другому мнению; отсутствие боязни собственных ошибок и понимание, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.

Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

3. Заключительный этап

5 – 7 мин

- Какие задачи мы ставили?

- Удалось ли решить поставленные задачи?

- Что на занятии у вас хорошо получилось?

- Над чем еще надо поработать?

- Оцените свою работу на занятии с помощью цвета.

Дополните фразы:

- Я узнал, что…………………………………………………………

- В ходе работы научился……………………………………………

- Активно работал в паре, в группе…………………………………

  - Вы сегодня молодцы! Справились со всеми заданиями. Кто может положиться на свою память?

- Закончить наше занятие я хочу стихотворением.

Кто ничего не замечает

Тот ничего не изучает

Кто ничего не изучает

Тот вечно хнычет и скучает.

- Мы хныкали?

- Скучали?

- Значит…

- Что-то изучали!

Помещать человечка (себя) на соответствующую цветовую ступеньку

  Личностные УУД: понимание и оценивание  собственного  вклада  в решение общих задач; Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие "Юным умникам и умницам" по теме "Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи."

Данное занятие проводится в рамках программы "Работа с одаренными детьми" и способствует развитию познавательных способностей учащихся....

Презентация на тему: "Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций"

Внеклассное занятие по курсу "Юным умникам и умницам" для учащихся 2 класса в формате презентации с анимацией правильных ответов...

Конспект занятия по внеурочной деятельности."Умники и умницы. Совершенствование мыслительных операций"

Задания по формированию познавательных процессов учеников начальной школы...

Конспект внеурочного мероприятия по теме «Умники и умницы. Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умение решать нестандартные задачи».

Тема: Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умение решать нестандартные задачи».Цели: Развитие у детей познавательных способностей (внимание, восприятие, вооб...

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи....