Материал для родительского собрания на тему "Коррекция и развитие познавательной активности ребенка через игру"
консультация (3, 4 класс) на тему

Данный материал предназначен для проведения родительского собрания в 3-4 классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материал для родительского собрания

«Коррекция и развитее познавательной активности ребенка через игру».

Цель: познакомить родителей с различными видами

                                                        коррекционных игр и упражнений.

        Игра - это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир

ребёнка вливается живительный

 поток представлений,

 понятий об окружающем мире.

Игра - это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности.”

Сухомлинский В.А.

Психофизическое развитие наших детей характеризуется различными особенностями, которые проявляются в процессе обучения. У них очень медленный темп обучения, преобладание непроизвольного внимания над произвольным, как правило, отсутствует мотивация, они быстро утомляются, характерна частая смена настроений, большая зависимость от погодных и природных изменений.

Игра являются одним из ресурсов формирования познавательных интересов учащихся.

Актуальность использования игры как средства коррекции обусловлена тем, что игра является не только основным и любимым занятием детей, но и становится универсальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на их развитие.

Игровая форма выступает как средство побуждения, стимулирования ребенка  к различным видам деятельности и выполняет следующие функции:

  • обучающую;
  • коммуникативную;
  • занимательную.

 Игра делает процесс обучения ребенка занимательным, создаёт хорошее настроение, облегчает преодоление трудностей в обучении. В процессе игры ребенок незаметно для себя выполняют различные виды упражнений, заданий, где тренируется, например, в устном счёте, решает задачи, сравнивает множества, учится беглому чтению и так далее.

          Некоторые дети с трудом контактируют с взрослыми, не умеют общаться со сверстниками, не владеют способами усвоения общественного опыта. В играх такие дети учатся умению действовать сообща, умению ждать, стремиться к совместной цели, соотносить свои действия с действиями взрослого или товарищей.

Единая сюжетная нить, пронизывающая игру позволяет достаточно быстро овладевать предметными и игровыми действиями, преодолевать собственные затруднения в общении и в поведении. Положительный эффект воздействия на ребенка во время игры идет на положительном эмоциональном настрое с максимальной психологической поддержкой со стороны взрослого, с воздействием на все органы чувств. Выполняя игровые действия, ребенок упражняется в различении и определении формы, величины, цвета, пространства, звуков, временных отношений, зрительных представлений.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, формой, качеством. В играх также ненавязчиво решаются задачи на сравнение и классификацию предметов. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: дети упражняются в определении предмета по какому-нибудь одному признаку, что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

У большинства детей наблюдается недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у некоторых не выделяется ведущая рука. Ребенок порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Использование игровых упражнений направленных на развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации способствуют коррекции этих недостатков.        

Одной из острых проблем обучения в начальной школе выступает проблема сдерживания двигательной активности инициативного ребенка и, наоборот, активизация вялых и пассивных детей. В игре ребёнок учится управлять собой: учится подчинять свою эмоционально-волевую сферу правилам игры, у него формируются правильные движения, внимание, умение сосредоточиться и др. Таким образом, происходят качественные изменения в психике детей, формирование основных психических процессов и свойств личности, что особенно важно для коррекционной работы с детьми.

Игровые методы развивающего и психо-коррекционного характера укрепляют психику учащихся, развивают мышление и эмоционально-волевую сферу, снимают остро-невротические реакции, нейтрализуют эмоционально-отрицательные переживания.

Игра создает благоприятные условия для формирования у детей таких важных для становления учебной деятельности качеств и состояний, как общее положительное отношение к школе и учебным предметам, желание расширять свои возможности и способности, и в том числе различных способов самоконтроля и самооценки. Игра ненавязчиво вовлекает ребенка в учебную деятельность, стимулирует его познавательную активность, имеет сохраняющий здоровье компонент.

Например, игра, которую можно применять (и советую всем) в любых  жизненных ситуациях: в поездке на транспорте, в ожидании очереди к врачу, на даче и т.д.  – «Найди и назови «лишнее…».  «Лишним…» может быть всё: просто  слово, словарное слово, предмет, картинка, литературный персонаж, (геометрическая фигура, линия, число) явление природы, животное, растение и т.д. Например, взрослый записывает слова:

Сорока, ворона, петух, корова, дорога

Далее идут рассуждения:

1. Я считаю, что «лишнее» слово петух, так как для написания всех слов потребовалось 6 букв, а для слова петух – всего 5.

2. Я считаю, что «лишнее» слово петух, так как во всех словах 3 слога, а в этом слове 2.

3. Я считаю, что «лишнее» слово петух, так как все слова заканчиваются на гласную, а данное слово на согласную.

4. Я считаю, что «лишнее» слово дорога, так как все слова отвечают на вопрос кто?, а слово дорога – на вопрос что?

        И так далее. Аргументов может быть много и «лишних» слов тоже.

Ценность игровых приемов в том, что они развивают умственную активность и познавательные интересы детей, способствуют обеспечению осознанного восприятия учебного материала, постоянство действий в одном направлении, развивают самостоятельность.

Таким образом, игра под руководством каждого из вас может стать одним из инструментов активизации познавательных способностей вашего ребенка, воспитания у него устойчивого интереса в частности и успешности обучения в целом.


ПРИЛОЖЕНИЕ

ВАРИАНТЫ УПРАЖНЕНИЙ

 

Выбор упражнений, направленных на коррекцию психических функций, личностных качеств определяется психофизическими особенностями ребёнка.

  

КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ И УТОЧНЕНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ:

Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок является осознание ребёнком схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, ориентирование в окружающем пространстве, определение последовательности предметов или их изображений.

Следующее по сложности задание – вычленение одного из звеньев в цепи однородных предметов, изображений, графических знаков.

 «Чего не хватает на этих рисунках?», «Какие предметы спрятаны на рисунках?», «Лабиринты», «Установи последовательность», «Размещение набора игрушек по словесной инструкции», «Размещение набора игрушек на основе наглядной инструкции», «Чья тень?», «Найти осколок», «Узнать предметы по пунктирным изображениям», «Назвать изображения, перечёркнутые дополнительными линиями», «Назвать изображения с пропущенными деталями», «Показать и назвать изображения, наложенные друг на друга», «Из каких чисел состоит человечек», «Определить направление», «Заплатки», «Найти ошибки в последовательном изображении», «Игра в неделю»,

Цель: формировать представления о величине, форме, размере предмета, восприятие направления, расстояния, целостное восприятие объекта, явления.

КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ:

«Заучивание 3-5, а в дальнейшем – 10 слов», «Ряд знаков, предметов», «Что изменилось», «Наведи порядок (используются парные картинки)», «Подбери другое слово».

Цель: тренировка произвольной слуховой, зрительной, моторной памяти.

КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ:

 

«Разрезные картинки», «Исключение лишнего», «Найди сходство и различия», «По каким признакам можно объединить предметы», «4 лишний», «Что на чем растет», «Назови противоположные признаки», «Узнать буквы по зеркальному изображению», «Показать правильную букву в зеркальном изображении», «Какая буква спряталась в рисунках», «Показать и назвать все цифры в определенной числовой последовательности», «Ералаш», «Классификация на основе двух признаков», «Сравнение предметов», «Сравнение сюжетных картинок», «Определение ошибок художника», «Формирование умозаключений» (какой фигуры не хватает в ряду, лабиринты)

Цель: формирование приёмов синтеза, анализа, обобщения, исключения, развитие наглядно-образного, практически-действенного, словесно-логического мышления, установление межпредметных связей и отношений, классификации, умозаключения.

КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ:

«Найди 5 (10) различий», «Найди фрагмент рисунка», «Разгадай послание», «Найти одинаковые предметы», «Выделить изображения предметов среди геометрических фигур»,  «Определить, чей силуэт», «Найти аналогичное изображение», «Разложить предметы по своим местам»

Цель: развитие объема, переключаемости внимания, его концентрации, умения устанавливать связи между предметами, явлениями, отношениями.

 

КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ:

«Группировка предметов по общему признаку», «Подбор предметов по данному обобщающему понятию», «Исключение слов, не относящихся к данному понятию», «Составление предложений на основе образца», «Составление предложений с данным словом», «Составление предложений со словами, имеющими противоположное значение», «Словесное рисование», «Составление предложений по опорным словам» и т.д.

Цель: формирование речевой активности, организация речевой практики, обучение речевой деятельности, формирование понятий.

КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ И СЕНСОРИКИ:

«Дорисовывание симметричной половины изображения», «Пальчиковые игры» (с речевым сопровождением; разведение и сведение ладоней; поочерёдная смена положений рук;  без речевого сопровождения), «Упражнения с использованием предметно-практической деятельности» (конструирование из кубиков, палочек по образцу и по памяти; раскладывание и складывание разборных игрушек; складывание из спичек; работа с мозаикой; наматывание ниток на катушку, клубок; расстегивание – застегивание пуговиц, шнурование; раскрашивание, лепка, вырезание; обведение контуров; дорисовывание предметных изображений).

КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СЛУХО-ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ:

«Упражнение на воспроизведение ритмических структур», «Узнавание ритма с опорой на зрительную модель», «Воспроизведение ритма».

КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ФОНЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ:

«Артикуляционная гимнастика», «Чтение слоговых таблиц» (отраженное воспроизведение, последовательное чтение, чтение вразбивку), «Узнавание звуков», «Определение наличия звука», «Подбор слов на заданный звук», «Добавление в слово недостающего звука», «Цепочка слов», «Найти ошибки в стихотворении», «Изменить слова по образцу», «Чистоговорки», «Слоговое лото».

Цель: развитие звукового анализа слов, развитие фонематического  восприятия, дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики.

           

Интерес у детей также вызывают задания, требующие относительно «активной мыслительной деятельности» и «длительного сосредоточения внимания», например, раскрасить рисунок в соответствии с цветовыми обозначениями, раскрасить рисунок с предварительным решением примеров, решение числовых «цепочек», складывание картинок из фрагментов, выполнение рисунка из геометрических фигур с опорой на образец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка

Чтение – это важнейшее условие формирования  мыслительных способностей. Сухомлинский  отмечал, если в начальной школе дети мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга. Э...

Родительское собрание "Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка"

Цель: познакомить родителей с результатами  развития читательских умений учащихся, развить интерес у родителей к формированию у детей желания читать...

Родительское собрание Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка

Родительское собрание Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка с целью оказания помощи родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, как за...

Методическая разработка родительского собрания по теме: «Способы развития познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития»

В данной методической разработке представлен материал по особенностям детей с задержкой психического развития, а также способах развития их познавательных процессов родителями....

Развития познавательной активности учащихся через проектную деятельность

Развития познавательной активности учащихся через проектную деятельность...

Развитие познавательной активности ребенка в процессе ознакомления с живой и неживой природой.

Выступление на педсовете по теме "Развитие познавательной активности ребёнка в процессе ознакомления с живой и неживой природой....

Развитие познавательного интереса детей через игры в ГПД.

Описание опыта работы по развитию у школьников познавательной деятельности...