Развитие познавательного интереса детей через игры в ГПД.
статья (4 класс)

Аверичева Надежда Васильевна

Описание опыта работы по развитию у школьников познавательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelnoy_deyatelnosti.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Сложнейшая и актуальнейшая проблема в настоящее время – это воспитание подрастающего поколения. Проблема раскрытия индивидуальности каждого ребенка не может быть решена вне той деятельности, которая организуется в свободное от учебной работы время.

От того, как организована жизнь и деятельность ребенка в группе продленного дня, насколько правильно произведен отбор содержания, видов деятельности, ее форм и их сочетания в единой системе воспитательного воздействия, зависит успех воспитательной работы в целом.

Дети любят играть, они внимательно слушают (или читают сами) сказки, сопереживая героям, любят рисовать, им хочется побегать, они с готовностью выполняют многие поручения.

Безусловно, по содержанию познавательная деятельность ребят в свободное от уроков время должна быть привлекательной и соответствовать разносторонним интересам ребенка; по организации – опираться на инициативу и самоуправление детей, предоставлять возможность свободы выбора содержания и форм деятельности настолько, насколько это целесообразно.

Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому.

Много внимания в школе отводится обучению правил дорожного движения. Очень хорошо мне в работе помогают видеоролики с участием других учащихся нашей школы: «Фликер», «Правила поведения в автобусе».

Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Учащиеся при такой организации учебного процесса переживают целый ряд положительных эмоций (радость при овладении более совершенными способами деятельности, чувство успеха при более глубоком познании мира, чувство собственного достоинства и т. д.), которые способствуют поддержанию и развитию их интереса к учебному процессу в целом. Ученикам 1 класса нравится игра «Маленький паучок».

Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает паучок, он двигается по команде. Он может ползти вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать и водить пальцем по полю нельзя. Внимание, начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево, одна клеточка вниз. Одна клеточка налево, одна клеточка вниз. Покажи, где остановился паучок.

Занимательным оказалось то, что, паучок сделан из бисера. И ребенку очень интересно передвигать его по полю. Главное - научить ребенка мысленно ориентироваться в клеточном поле. (Навыки ориентирования в пространстве, отработка понятий право, лево, верх, низ, увеличение объема внимания).

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. «Графический диктант».

На тетрадном листе, отступив четыре клетки сверху и слева, ставятся три точки одна под другой (расстояние между ними по вертикали 7 клеточек).

Пример: Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуй линию: одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, дальше, до конца строки продолжай самостоятельно.

Первый узор. Задание: «Поставь карандаш на следующую точку, внимание! Рисуй линию: Одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, дальше - самостоятельно».

Во время прогулки разнообразные игры «На что похоже облако?», вопросы «Вспомните, сколько елок растет возле дороги справа?»

Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы воспитателя по активизации познавательной деятельности учащихся — развитие их творческих способностей.

Ученики 1 класса, придя в школу, как показали занятия «Введение в школьную жизнь», не умели и не хотели правильно разукрашивать, штриховать рисунки.Чтобы заинтересовать первоклассников для начала в группе им предлагала просто обвести по точкам фигуру, потом персонаж из мультфильма (незаметно для детей выясняла любимого героя).

В 1-2 классах ведутся наблюдения за сезонными изменениями растений, поведения животных, образа жизни людей. При разработке плана работы учитывала региональный компонент. Экскурсии на пограничный пост, встреча с фельдшером ФАПа, библиотекарем, поздравления односельчан с праздниками.

Развитие познавательных способностей учащихся - длительный процесс. Система работы учителя и воспитателя по активизации учебной деятельности школьников должна строиться с учетом постепенного, планомерного и целенаправленного достижения желаемой цели — развития творческих познавательных способностей учащихся. Процесс овладения знаниями, умениями и навыками требует постоянного и эффективного самоконтроля детей, что возможно только при сформированности достаточно высокого уровня произвольного внимания.

В моей работе помогает КТД - дело, которое задумывается, планируется, проводится самими детьми на пользу своему коллективу и окружающим людям.

Ребята любят эту форму работы, поскольку здесь они чувствуют себя взрослее.

Успешно проходят такие КТД, как «Земля наш общий дом», «Доброта по всей планете».Традиционным в ГПД является акция «Доброта по всей планете». Воспитанники группы сами изготавливают подарки детям из детского сада. Ребята сами предлагают, что можно сделать в подарок малышам. Конечно, им больше всего нравится слово «малыши».

Конкурс – это соревнование двух или более участников в каком-либо виде деятельности.

Например,конкурс рисунков, поделок к празднику, конкурс загадок.

Как известно, у дошкольника преобладает непроизвольное внимание, оно же в первое время обучения преобладает и у младших школьников. Вот почему развитие произвольного внимания становится условием дальнейшей успешной учебной деятельности школьника, а следовательно, и задачей первостепенной важности для учителя, воспитателя.

Для шестилетнего ребенка, который только переступил школьный порог, накапливается очень много информации.

Как запомнить слово «макулатура», да очень просто. Мы объявили войну королю «Мусору»: коробку разукрасили и собираем в нее бумажки, фантики. При чем, второклассники постоянно произносят: куда положить макулатуру?

Во внеурочное время использую разнообразные формы работы, игровые приёмы по развитию познания: устные журналы «Азбука питания», «Дневник ученика», поле чудес «Кто живёт в лесу».

Во время прогулки можно развивать познавательную деятельность ребенка, если ее сделать содержательной и интересной. А это требует разнообразия в проведении прогулки, учета физической нагрузки, рационального чередования занятий.

- природоведческие экскурсии («Дождик по земле», «Диалог с природой», );

- прогулки – рейды ( «СОС – мусор», «Зеленый двор»);

- прогулки-практикумы («Красный, желтый, зеленый», «Правила поведения в природе»);

- творческие прогулки («Найди отличие», «Кто прячется в воде»)

- следопытские прогулки: («Покорми птиц», «Я и дорога»)

Используемые воспитателем приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся в обучении должны предусматривать постепенное, целенаправленное и планомерное развитие мышления учащихся и формирование у них мотивов учения, с одной стороны. С другой стороны, добиться хороших результатов в нашей работе можно только тогда, когда не перестаёшь любить детей, а для этого учитель должен самосовершенствоваться, изучая и применяя инновационные технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса учащихся через использование дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе

Данная работа посвящена исследованию влияния дидактической игры на повышение интереса к такому учебному предмету как русский язык....

Исследование игры как эффективного средства развития познавательных интересов детей с нарушением интеллекта

В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового ...

развитие познавательных интересов через дидактические игры

Для формирования и актуализации познавательного интереса его нужно постоянно инициировать. В школьный период своей жизни ребёнок старается узнать как можно больше обо всем мире. Поэтому, если найти пр...

Материал для родительского собрания на тему "Коррекция и развитие познавательной активности ребенка через игру"

Данный материал предназначен для проведения родительского собрания в 3-4 классах....

Развитие познавательных интересов через проведение воспитательных занятий «занятие- игра»

Развитие познавательных интересов через проведение воспитательных занятий «занятие- игра»...

Развитие познавательного интереса учащихся через систему проектной деятельности на уроках

Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов"«Развитие познавательного интереса учащихся через систему проектной деятельности на уроках»...