Развитие познавательной активности ребенка в процессе ознакомления с живой и неживой природой.
статья

Акифьева Наталия Валерьевна

Выступление на педсовете по теме "Развитие познавательной активности ребёнка в процессе ознакомления с живой и неживой природой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности ребенка в процессе ознакомления с живой и неживой природой.

                               

          Природа – это удивительный мир, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека и, прежде всего, ребёнка-дошкольника, трудно переоценить. Практический опыт свидетельствует – детская душа раскрывается в общении с природой: развивается способность к образному мышлению, наблюдательность, внимание.

   Путем бесконечных вопросов и исследований ребенок расширяет свои представления об окружающем мире. При этом данное качество можно и нужно воспитывать. Во многом от взрослого зависит, будут ли познавательные интересы ребенка крепнуть и развиваться или останутся незамеченными.

Познавая мир, дошкольники стремятся все пощупать, изучить и по возможности разобрать. Они заваливают взрослых вопросами. Дошкольный возраст является благоприятным периодом познавательной активности детей. Умение наблюдать, сосредоточенно слушать рассматривать, запоминать очень пригодится ребенку при дальнейшем обучении в школе.

Любознательность определяется как стремление к приобретению новых знаний, живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления. Другими словами, любознательный человек имеет развитые познавательные интересы, стремится к овладению новыми знаниями и получает от этого процесса радость и удовлетворение. Жажда новых знаний играет важную роль в жизни каждого, особенно ребенка.

Она состоит в следующем.

  • наличие любознательности облегчает любое познание, в том числе учебу. Если у

ребенка есть желание и интерес к получению новых знаний, то в процессе учёбы у него "включается" внимание, он легче понимает суть информации, непроизвольно и без труда ее запоминает. И, что главное, все эти познавательные психические процессы сопровождаются эмоцией радости. Дошкольник получает удовольствие от познания, он не устает и с легкостью овладевает новой учебной информацией.

Если же у ребенка не развита любознательность, то познавательная деятельность, в том числе учеба, вызывает чувство насилия над собой, неудовольствия и страдания. Ему трудно удерживать внимание, в связи, с чем он плохо понимает и не запоминает учебный материал. Другими словами, любознательность - источник позитивной энергии, активизирующей и облегчающей учебу и любое познание.

  • любознательность, побуждает человека к активному интеллектуальному поиску,

позволяет ему создавать новое, делать открытия для себя и всего мира. Она лежит в основе всех изобретений, новых идей и креативных действий.

Любознательность как личностная черта возникает на основе развития эмоций радости, интереса и удивления в процессе познания. Она может быть как поддержана, так и подавлена реакциями и действиями взрослых. Поэтому так важно создавать у ребенка ощущение радости и активности в процессе любого познания. Например, можно пригласить дошкольника поэкспериментировать, какие предметы тонут в воде, а какие - нет, и подумать о том, от чего это зависит. Важно проявлять уважение к поделкам, догадкам, "открытиям", увлечениям самого ребенка. Иногда он "открывает" для себя то, что взрослым давно известно. В этом случае важно его поддержать, порадоваться, а не говорить, что это уже давно известно.

Существует много способов развития детской любознательности.

  • удовлетворение детской любознательности. Нельзя запрещать ребенку проводить исследования, если даже это приведет к поломке дорогой игрушки. Помогите ребенку разобраться, почему едет машина, звучит музыкальный инструмент и т. д. Нужно обратить внимание на детали, которые помогут ребенку самому ответить на интересующие вопросы. Заинтересованность взрослого к исследовательской деятельности ребенка заложит первый кирпичик в формировании любознательности как личностной черты. Если взрослые будут ругать ребенка за поломанные игрушки, запрещать или говорить, что в этом нет ничего интересного, постепенно ребенок перестанет интересоваться и проводить исследования, что приведет к безразличию к познавательной деятельности;
  • развития детской любознательности - внимание к его вопросам, свидетельствующим, что у ребенка развивается любознательность. Обязательно отвечайте на них как можно полно и доступно;
  • развития любознательности - передача ребенку своего интереса, удивления и радость от наблюдений, исследований;
  • выказывать уважение к людям, сделавшим открытия.

         Практический опыт свидетельствует, что детская душа раскрывается в общении с природой, развивается способность к образному мышлению. На занятиях познавательного цикла решаются образовательные и воспитательные задачи с целью заложить основы нравственного отношения к природе и дать элементарные знания о ее представителях (внешний вид, образ жизни, питание и так далее).

     В процессе совместной деятельности каждый ребенок может стать источником новых знаний для других детей, почувствовать радость от этого. Дошкольник получает возможность узнать, что все другие воспитанники в его группе - очень любознательны, знают то, что ему было неизвестно и что он в процессе занятия может узнать. Таким образом, создаются дополнительные условия для повышения самооценки и развития уважения к другим детям.

      На занятиях познавательного цикла мы решаем образовательные и воспитательные задачи с целью заложить основы нравственного отношения к природе и дать элементарные знания о её представителях (внешний, вид, питание, образ жизни и т. д.). Все занятия в старших группах строим на основе постановки проблемной задачи, и её решение происходит в процессе совместной беседы воспитателя и детей, что даёт детям возможность сравнивать, анализировать, использовать уже имеющиеся у них знания – развивать логическое мышление. На этих занятиях мы разъясняем, дополняем, вовремя направляем ход размышлений в нужное русло, помогаем решить ситуативные проблемы, логические задачи (почему ветки ели под снегом гнутся, но не ломаются, а у других деревьев – ломаются); используем наблюдения в уголке природы, на участке детского сада. В результате у дошкольников расширяется кругозор, развивается любознательность, они учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, развивается умение видеть красоту природы, восхищаться ей, желание сохранить её.

Методы и приёмы организации работы.

Освоение образовательной области «Познание» осуществляется в разнообразных методах и приемах.

  • дидактические игры и упражнения:

   В группе представлены дидактические игры,  предметные и сюжетные картинки и картины, репродукции с художественных картин, фотографии, видеофильмы для малышей.  Они помогают подробно, внимательно рассмотреть те или иные объекты и явления природы, более пристально сосредоточиться на тех явлениях, которые в естественных условиях просто не  попадают в поле зрения ребенка.

  • «Путешествие бабки-коробки»
  • «Большой - маленький»
  • Посади бабочку на цветок»

  • беседы, рассказы педагога, речевые логические задачи;

     Речевая логическая задача – это рассказ-загадка, в данном случае о природе, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы. Давая детям речевую логическую задачу, воспитатель ставит их в ситуацию, когда они должны использовать разные приёмы умственной деятельности (сравнение, рассмотрение явлений с разных сторон, поиск путей решения), это стимулирует развитие самостоятельности, мышления, гибкости ума. Чтобы дети могли правильно решить любую по сложности речевую логическую задачу, воспитатель использует различные методические приёмы: предлагает им вспомнить, что они наблюдали на прогулках, экскурсиях, задает наводящие вопросы, помогает правильно сформулировать мысль.

  • наблюдение на прогулке, экскурсии:

     На прогулках дети непосредственно воспринимают природные объекты и явления. Малыши любят играть в подвижные игры «Солнышко и дождик», «Воробушки и автомобиль», «Птички в гнездышках», «Раз, два, три… к березе беги», «Раз, два, три… елку найди!». Дети с удовольствием бегают и играют.

      Что, прежде всего, интересно малышу на улице? Погода! Ее состояние и постоянные изменения. Тепло или холодно, идет дождь, снег, светит солнце, дует ветер. Собираясь гулять, мы берем на прогулку куклу в одежде по сезону. При этом советуюсь с детьми, что же лучше на нее надеть, обратив внимание на то, как одеты они сами.

      Дети часто смотрят на небо. Какое оно огромное, высокое, какой простор открывается вверху! А какое оно разное по цвету! – голубое, синее; облака белые и темные плывут по небу. Чудесная картина!

     Каждый сезон по-своему прекрасен! Весной и осенью  проводили цикл наблюдений за изменениями в природе, рассматривали молодую берёзку. Весной наблюдали, как появляются серёжки и распускаются листочки, в сентябре обращали внимание детей на её красоту, на окраску листьев, на их количество на дереве и под деревом. Поздней осенью уточняли, почему листья опадают, хорошо это для растения или плохо.

     Наблюдали за птицами. Дети сами подходят к правильному решению вопроса «почему каждый год одни птицы улетают, а другие остаются зимовать. В ноябре, после заморозков, обращали внимание детей на то, что на участке появляются птицы из леса. Вешали кормушки, наблюдали, какие птицы прилетают к кормушкам. Выясняли, что человек должен помочь зимой птицам, а они помогут ему весной.

   Зимой знакомим детей со свойствами снега, воды, льда в разную погоду. Рассматриваем снежинки, выясняем, что они хрупкие, нежные, решая задачу – почему снег скрипит под ногами в морозный день. Залив ледяную дорожку на участке, отмечаем, что в морозную погоду скользить легче, чем в оттепель, так как она гладкая, твёрдая, без капелек воды, блестит. Измеряли глубину снега.

      Весной, в начале марта обращали внимание на сосульки – на их длину, толщину, на снег – быстрее тает на бугорках и у стволов деревьев. Сеяли семена растений, сухие и намоченные, выясняли, какие быстрее взойдут. Ухаживая за комнатными растениями, дети узнавали, какие условия необходимы для их роста.

     Летом собирали лекарственные травы, сушили их на солнышке и в тени. Дети узнавали, для чего они нам нужны, от каких болезней. Играя с песком, выясняли, что из сырого песка лучше делать постройки, на влажной земле легче рисовать палочкой, и рисунок виден лучше, чем на сухой. Рассматривали в уголке природы слои почвы: глина, песок, земля; рассматривали их в увеличительное стекло, сравнивали, находили отличия, смачивали водой.

  • работа в уголке природы

В группе проводили цикл наблюдений за веточками деревьев, рассадой цветов. Вели цикл

наблюдений в один день, но объекты располагали в разных условиях (тепло, холод, темнота, свет). Дети выясняли, что для существования растений необходимы свет, тепло, вода.

     Разнообразный посильный труд доставляет детям много радости, и вызывает  интерес к трудовой деятельности.  В то время, когда осуществляется уход за растениями в уголке природы, дети привлекаются к помощи. Они придерживают лейку, притирают листья, опрыскивают растения. Всякий раз инициатива детей поощряется, достижения ими положительного результата.

  • экспериментирование:

      В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования, на получение продуктов детского творчества - новых построек, рисунков, сказок и т. п. (продуктивная форма экспериментирования). Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования, и, наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.

          Ребятам очень нравятся игры - экспериментирования с водой, песком,  камешками и др., которые способствуют сенсорному развитию, расширению и углублению представлений о свойствах и качествах природных материалов.

      Обращается внимание на то, что сухой песок рассыпается, а если его полить водой, делается влажным, и тогда можно лепить из него пирожки для кукол, рисовать на нем палочкой.

       В играх с водой ребенок узнает, что вода льется, проливается, ее можно переливать из ведра в тазик, она бывает холодной и теплой, чистой и грязной. Водой умываются, ей поливают растения.

     В воде тонут камешки, а деревянные лодочки плавают. Если камешки намочить, то они изменятся  - заблестят.

           Все действия сопровождаются речью воспитателя и карточками-помощниками. Особенно интересны малышам опыты с сыпучими материалами.

  • «Что же там спрятать?» В песок прячется какой либо предмет, ребенок его ищет.
  • «Золушка». Смешиваются камешки мелкого и среднего размера. Ребенок их перебирает в разные формы.

        В заключении хочется сказать, что познавательное развитие является актуальным направлением дошкольной педагогики, формирует у детей экологическое сознание, результатом которого является экологическая культура личности. Формирует практические навыки и умения в природе, воспитывает гуманное отношение к ней. Это очень важно в наше время, когда весь мир ведёт борьбу за сохранение хрупкого экологического равновесия на планете. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его мягче, будит  в нём лучшие качества. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

        В процессе  наблюдений у детей развиваются такие качества, как доброта, забота об окружающем нас мире, удивление, радость, любовь к природе и стремление защищать её.

     Воспитание бережного отношения к природе идёт от углубления имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них- к интересу на более высокую ступень.

        Пройдут года, дети вырастут, и мы верим, что у них сохранится правильное отношение к природе, доброта и отзывчивость ко всему живому. Дети, прошедшие школу "зелёного" воспитания смогут увидеть и оценить прелесть букета в вазе, красоту клумбы или газона, очарование пейзажа. Они смогут самостоятельно вырастить не только комнатные растения, но и "чудесные сады".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы.

Тема:  Живая и неживая природа. Богатство живой  и неживой  природы. Цель: Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы...

Статья "Развитие познавательной активности учащихся с задержкой психического развития в процессе обучения математике с использованием наглядно-дидактического и игрового материала"

Особенности познавательной деятельности детей с ЗПР.Целевое назначение наглядно-дидактического и игрового материала.Наглядно-дидактический и игровой материал как средство активизации познавательной де...

Процессы в живой и неживой природе

Организуется наблюдение за процессами в живой и неживой природе, формируется умение устанавливать последовательность процессов...

Направления работы по новой психолого-педагогической проблеме: «Формирование устойчивой потребности в развитии познавательной активности субъектов образовательного процесса»

Направления работы по новой психолого-педагогической проблеме: «Формирование устойчивой потребности в развитии познавательной активности субъектов образовательного процесса»...

Формирование представлений о взаимосвязях живой и неживой природы в процессе ознакомления второклассников с окружающим миром

С переходом на новые образовательные программы по природоведению актуализируются все вопросы, связанные с освоением их содержания и эффективным внедрением в учебный процесс начальной школы. Это касает...

Материал для родительского собрания на тему "Коррекция и развитие познавательной активности ребенка через игру"

Данный материал предназначен для проведения родительского собрания в 3-4 классах....

Развитие познавательной активности в воспитательном процессе/

В данной презентации рассматриваются принципы познавательной активности...