Главные вкладки

    Программа внеурочной деятельности «Мир красоты» духовно-нравственное направление
    рабочая программа на тему

    Кувалева Светлана Михайловна

    Разделы программы рассматривают явления природы, жизни во взаимосвязи с другими явлениями  и с точки зрения личной знчимости для детей. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon mir_krasoty.doc158.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                           

         

    Программа

    «Мир красоты»

    духовно-нравственное направление

    Пояснительная записка

    Данная программа составлена на основе программы «Мир красоты» образовательного курса для младших школьников - Артемовск, 2009.-с.112 (центр Гуманной педагогики, - Артемовск, 2009 автор: Виктория Бак); имеет духовно-нравственное направление, предполагает кружковой уровень усвоения и практических навыков, позволяющих жить в согласии с самим собой и окружающим миром; отвечает целостному восприятию младших школьников и интегрирует в себе различные отрасли человеческого знания на доступном уровне; вопросы рассматриваются в связи с моральными качествами личности и эмоционально переживаются на занятии.  

    Программу «Мир красоты» изучила и переработала автор- разработчик  программы «Мир красоты» Кувалева С.М.  

    Всемирной организацией здравоохранения признано, что здоровье не просто отсутствие болезней, а состояние полного физического, психического и социального благополучия. При этом подразумевается гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, эмоционального и духовного аспектов жизни. Поэтому данная программа  интегрирует в себе знания литературы, искусствоведения, краеведения; позволяет не только расширить кругозор младших школьников, но и сделать знания жизненно важными для них. Разделы программы рассматривают явления природы, жизни, искусства во взаимосвязи с другими явлениями и с точки зрения личной значимости для детей. Рассказы, художественное и музыкальное оформление, виды деятельности на занятиях подобраны таким образом, чтобы занятие запомнилось и стало жизнью ребёнка.

    Программа «Мир красоты» предназначена для обучения и воспитания младших школьников с 1-4 классов. Объем часов в год составляет 33 часа. Итого весь курс обучения составляет 132 часа.

     В процессе занятий осуществляется групповая и индивидуальная работа. Расписание строится из расчета 1 час в неделю.

    Цель:

    • развитие духовно-нравственных основ личности детей.  

           Программа  имеет гуманистическую направленность и призвана решать следующие задачи: 

    • развивать творческий потенциал детей, способность ценить и воспринимать красоту во всех ее проявлениях;  
    • воспитывать в ребенке качества благородного человека, способность к самооценке поступков;
    • способствовать укреплению здоровья, содействовать  гармоническому  психологическому, социальному, физическому  развитию.

    Ожидаемый результат:

    • расширение кругозора младших школьников; участие детей в коллективных проектах, театрализованных представлениях, в конкурсах разных уровней;
    • развитие поликультурных, социальных, информационных,  коммуникативных  компетенций; позитивного взаимодействия с окружающим миром;
    • формирование у детей активной жизненной позиции.

    Для родителей готовятся пакеты-сюрпризы с работами детей, в которых отражается нравственный, духовный рост ребенка. Родители знакомятся с целью и задачами программы, помогают учителю в их достижении, поэтому для родителей проводятся занятия-праздники, беседы и встречи.

    Формы занятий:

    •  коллективные;
    •  групповые;
    • индивидуальные.

    Методы:

    • беседы;
    • практическая часть (проекты, исследование, рисование, сочинения);
    • ситуативные, ролевые игры;
    • экскурсии.  

    Методика работы с детьми строиться по гуманно-личностному подходу в воспитательном процессе, поэтому организуется с учётом следующих рекомендаций:  

    • в детях развиваются такие человеческие качества как чуткость, доброжелательность, правдивость, сопереживание, отзывчивость,  чистота;  
    • активизация внимания на занятии строится путем нестандартных приветствий, жестовых обращений, постановки проблемных вопросов;  
    • создание атмосферы успешности и поддержки мнений детей.

    Литература для учеников:

    • Андерсен Г.Х. Сказки и истории.-М.,1992
    • Антуан Де Сент-Экзюпери маленький Принц.-М.,1999.
    • Драбкина А. Волшебные яблоки.-М.,1975.
    • Заходер Б. Стихи и сказки.- М.,1991.
    • Катаев В.Цветик-семицветик.-М.,1987.
    • Корней Чуковский. Сказки.- М.,1981.  
    • Носов Н. Витя Малеев в школе и дома. -М.,1998
    • Пушкин А.С. Сказки. Уралд-Пресс,1993.

    Литература для учителя:

    • Амонашвили Ш.А. Школа Жизни.- М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000.
    • Амонашвили Ш.А.Улыбка моя, где ты?-Донецк,2005
    • Андерсен Г.Х. Сказки и истории.-М.,1992
    • Антуан Де Сент-Экзюпери маленький Принц.-М.,1999.
    • Гоголь Н. Вечера на хуторе близ Диканьки.-М.,1985.
    • Заходер Б. Стихи и сказки.- М.,1991.
    • Катаев В.Цветик-семицветик.-М.,1987.
    • Корней Чуковский. Сказки.-М.,1981.  
    • Носов Н. Витя Малеев в школе и дома. -М.,1998
    • Пушкин А.С. Сказки. Уралд-Пресс,1993.
    • СухомлинскийВ.А. Я сердце отдаю детям. –М.,1990
    • Виктория Бак Мир Красоты. Программа образовательного эколого-этического курса для младших школьников - Артемовск,2009.-с.112
    • Гриженя В.Е. «Подвижные игры для детей младшего школьного возраста» - М.: Физическая культура, 2007- 140с.
    • ФГОС  Примерные программы начального образования. – «Просвещение»,  Москва,  2009.        
    • ФГОС  Планируемые результаты начального общего  образования. – «Просвещение»,  Москва.  2009.        
    • ФГОС начального общего образования: текст с изм.и доп. На 2011г./м-во образования и науки РФ.-М.: Просвещение,2011.-33с.
    • Электронный журнал «Учительская»  ИРО-РТ , июль 2009.        
    • «Я иду на урок» - Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва,2000.  

                  Учебный план.

                                                     1 класс

    Мир природы и твоей души

    п/п

    Раздел

    Количество часов

    теория

    практика

    экскурсии

    1.

    Мир природы планеты Земля.

    4

    -

    3

    2.

    Жители Космоса.

    3

    1

    -

    3.

    Мир твоей души.

    8

    5

    1

    4

    Природа глазами души.

    3

    -

    1

    5

    Радуга чудес

    -

    3

    -

    Всего 33часа

    18

    9

    5

               

                                                           2 класс

                                                   Все связано со всем.

    п/п

    Раздел

    Количество часов

    теория

    практика

    экскурсии

    1.

    Природа глазами души.

    5

    1

    -

    2.

    Как стать лучше.

    10

    8

    1

    3.

    Радуга чудес.

    1

    2

    1

    4

    Ты и природа

    2

    1

    1

    Всего 33часа

    18

    12

    3

                   3 класс

                       Творчество прекрасного.

    п/п

    Раздел

    Количество часов

    теория

    практика

    экскурсии

    1.

    Учимся у природы

    10

    4

    -

    2.

    Мастерская творчества.

    5

    3

    1

    3.

    Я учусь творить.

    3

    2

    1

    4

    Радуга чудес.

    3

    1

    -

    Всего 33часа

    21

    10

    2

                       4 класс

                                             Кто мы?

    п/п

    Раздел

    Количество часов

    теория

    практика

    экскурсии

    1.

    Человек в прошлом, настоящем, будущем.

    3

    3

    1

    2.

    Я- Человек.

    12

    4

    -

    3.

    Я и общество.

    6

    4

    -

    Всего 33часа

    21

    11

    1

    КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

            1 класс

     

    Дата проведения занятия

    Тема занятия

    Кол-во часов

    Элементы содержания

    Мир природы планеты Земля. (7 часов)

    1

    Красота.

    1

    теория

    Знает символическое значение сказки «Курочка Ряба» на доступном уровне; приводит примеры Красоты в окружающем мире, в человеческих отношениях.

                                                                                            

    2

    Красиво то, что я люблю.

    1

    теория

    Знает содержание сказки Антуана де Сент Экзюпери «Маленький Принц».выражает свои чувства через слово.

    3

     Мир животных.

    1

    Экскурсия в зоопарк.

    Знает и называет представителей животного мира. Понимает необходимость бережного отношения к ним.

    4

    Мой маленький друг.

    1

    теория

    Составляет устный  рассказ о своем домашнем животном. Понимает свою меру ответственности за него.

    5-6

    В гости к старому дереву.

    2

    Экскурсия в парк

    Наблюдает природные явления. Различает звуки природы, понимает ценность мира природы, может увидеть в ней красоту.

    7

    Живая земля.

    1

    теория

    Объясняет причины страданий Земли, связанные с человеком и его деятельностью.

    Жители Космоса. (4часа)

    8

    Солнце-источник жизни.

    1

    теория

    Характеризует Солнце как звезду, дающую энергию для жизни на Земле. Приводит примеры влияния на жизнь Земли. Объясняет поведение животных, прослушав сказку «Краденое солнце» К.И. Чуковский.

    9-10

    Чему нас учит Солнце.

    1

    теория

    1 практика  

    Коллективная работа.

    Проводит аналогии между человеческими качествами: бескорыстием, радостью и характеристиками Солнца. Приводит примеры «солнечных» качеств человека. Использует в объяснении примеры из стихотворения В,В, Маяковского «Необыкновенное приключение»

    11

    Космос-дом планет и звезд.

    1

    теория

    Знает о бесконечности вселенной, уровнях ее организации. Строит свои размышление на основе отрывка из произведения «Маленький Принц»(прощание летчика с маленьким принцем) Знает об ответственности не только за свои поступки, но и за свои мысли. Представляет свою Звезду посредством красок.

                                          Мир твоей души.(14 часов)

    12

    Я- неповторимый человек.

    1

    теория

    Знает место человека в мире природы как части этого мира. Знает содержание рассказа В.А. Сухомлинского «Потому что я- человек», анализирует поступки человека, человеческие качества.

    13

    Самое важное

    1

    теория

    Знает суть понятия «смысл жизни» анализирует отрывок из пьесы Мориса Метерлинка «Синяя птица»

    14

    Посещение зала древнейшей истории краеведческого музея

    1 экскурсия

    Знает о существовании поселений древнейших людей на территории республики Хакасия.

    15

    Меняемся ли мы?

    1 практика

    Знает материальные и духовные накопления человечества, умеет их сравнивать.

    16

    Наша душа

    1

    теория

    Высказывает мнения о своих духовных качествах.

    17-18

    Сердце –солнце нашего организма

    1

    теория

    1 практика  

    Коллективная работа.

    Проводит простейшие наблюдения за работой сердца. На примере «Легенды о сердце» М. Горького объясняет, что такое бескорыстная любовь. Проводит параллели между словами сердце-солнце.

    19-20

    Чувства, живущие в сердце

    1

    теория

    1 практика  

    Знает и называет сердечные качества человека, о силе любящего сердца, приводит примеры из легенды «Горящее сердце Данко» М. Горького

    21

    Сон -другая сторона жизни.

    1

    теория

    Знает о сне как о особом состоянии человека,. Использует сказочный образ Оле Лукойе для преодоления ночных страхов.

    22

    Моя мечта

    1

    практика

    Определяет и выражает свою мечту через рисунок.

    23

    Множество решений

    1

    теория

    Умеет видеть много решений проблемы и выбрать правильное.

    24-25

    Решение и здоровье

    1

    Теория

    1 практика

    Знает, что решения принятые им могут повлиять на  его здоровье.

    Природа глазами души (4 часа)

    26

    Жители планеты Земля. Растения. Насекомые

    1 теория

    Знает о главных отличиях растений от других живых организмов.

    27

    Эльфы- души цветов.

    1 теория

    Знает содержание сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка». Фантазирует о жизни эльфов-хранителей растений посредством рисунка.

    28

    Кто приносит весну.

    1 теория

    Знает о весенних изменениях в  природе, может выразить весну через рисунок.

    30

    В парке ландшафтного дизайнера

    1 экскурсия

    Наблюдает за весенними изменениями в парке.

                                          Радуга чудес (3 часа)

    31-32

    Письмо деду Морозу. Подарки.

    2 практика

    Рисует и пишет письмо Деду Морозу.

    33

    Подарок для мамы.

    1 практика

    Изготавливает подарок своими руками для мамы,  знает  содержание чукотской легенды о «Сыновьях, не подавших матери воды»,высказывают своё мнение.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Доброе слово". Духовно-нравственное направление 1 класс

    Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Доброе слово"...

    Рабочая программа педагога по внеклассной внеурочной деятельности кружка по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Этика: азбука добра»

    Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности Бурейские родники (духовно-нравственное направление), срок реализации 4 года

    Программа научно-познавательного развития младших школьников «Бурейские родники» создана на основе требований:Федерального закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Фед...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Милый сердцу уголок" (духовно-нравственное, патриотическое направление )

    Данная программа разработана с учетом региональных особенностей, а также с учетом влияния социальной, природной, предметно-эстетической среды, для учащихся 1-4 классов....

    Рабочая программа внеурочной деятельности 4 класса духовно-нравственное направление курс "Путешествие в историю улиц"

    Курс «Путешествие в историю улиц» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 4 классе в рамках ФГОС НОО. Специфика курса состоит в том, что он имеет интегративный характер...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное направление)

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное  направление)...

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука нравственности» (духовно-нравственное направление) 1 – 4 классы

    Рабочая программа  внеурочной деятельности«Азбука нравственности»(духовно-нравственное направление)1 – 4 классы...