Исследование взаимоотношений родителей и детей-подростков. Программа и пояснительная записка
рабочая программа на тему

Гаврилкова Татьяна Викторвна

Сложности взаимоотношений родителей и детей являются наиболее частой причиной обращения семей к специалистам социальных служб. На фоне новых социально-экономических условий и кризиса семьи наблюдается искажение родительско-детских отношений либо в сторону тревожности и гиперопеки, либо отстраненности от ребенка, переложения воспитательных функций на образовательные учреждения, развивающие центры. Часто родителям не хватает элементарной психолого-педагогической грамотности для разрешения своих проблем 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskiy_plan.docx29.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический план занятий

Тема

Цели и задачи занятия

Наименование форм работы, упражнений

(без подробных описаний)

Кол-во часов

Методическое обеспечение

1-2

Вводное занятие

Знакомство

Цель: знакомство, формирование представления о себе, обучение навыкам релаксации.

Задачи: разъяснение задач родительских групп педагогом-психологом.

  • Психологический настрой
  • Представление родителями на круге общения себя и своих трудностей, проблем, запросов и целей участия в группе
  • Анкета «Ожидания»
  • Упражнение «Интервью»
  • Релаксационный блок
  • Рефлексия занятия
  • Прощание

2

Цветные карандаши, листы формата А3

3

Нарушения процесса воспитания: виды и причины

Цель: формирование навыков выхода из конфликтных ситуаций

Задачи: выявление причин нарушения  воспитания в семье

  • Психологический настрой.
  • Рефлексия предыдущего занятия.
  • Круглый стол
  • Игра «Мир чувств»
  • Релаксационный блок: упражнения
  • Рефлексия занятия
  • Прощание

1

Бланки, листы бумаги

4

Особенности подросткового возраста.

Цель:  обучение навыкам релаксации,  навыкам рефлексии собственного состояния, формирование толерантного поведения.

Задачи: развитие навыков эффективного общения между родителем и ребенком, формирование толерантности

  • Психологический настрой.
  • Рефлексия предыдущего занятия.
  • Релаксационный блок
  • Упражнение «Межличностная дистанция»
  • Дискуссия: «Опасности подросткового возраста»
  • Обсуждение настоящих конфликтов
  • Письма друг другу
  • Мозговой штурм «Стратегии выхода из конфликтных ситуаций»
  • Рефлексия занятия.
  • Прощание

1

Листы бумаги, цветные карандаши

5-6

Семейные линии. Воспроизводство отношений и конфликтов

Цель:  ситуаций, развитие навыков самоконтроля и произвольности

Задачи: создание благоприятной, эмоционально положительной среды для отреагирования отрицательных эмоций, разрешения конфликтов между участниками, воспитывать в детях безграничное уважение к родителям

  • Психологический настрой
  • Рефлексия предыдущего занятия.
  • Создание дерева семьи
  • Обсуждение «Воспоминание о предках»
  • Диспут «Мы и наши родители
  • Упражнение « «Неписанные» правила»
  • Упражнение «Сходные черты»
  • Рефлексия занятия
  • Прощание

2

     Лист А3,альбом, цветные карандаши, семейные фотографии, музыка для релаксации

7-8

Роль родительских ожиданий.

Цель: проблемы детско-родительских отношений и благополучия подростка в семье

Задачи: развитие навыков эффективного общения между родителем и ребенком

  • Психологический настрой
  • Рефлексия предыдущего занятия
  • Упражнение «Обязанности семьи»
  • Тренинг: «Что могут родительские ожидания спровоцировать и породить у детей?»
  • Рефлексия занятия.
  • Прощание

2

Лист А3,альбом, цветные карандаши

9

Нравственные основы родительства

Цель: выяснить: в чем заключается суть воспитания в семье

Задачи: развитие мотивационно-потребностной сферы

  • Психологический настрой
  • Рефлексия предыдущего занятия.
  • Упражнение «Время семьи»
  • Дискуссия «Что родители должны дать детям и что дети должны дать родителям? В чем суть воспитания — в обучении или общении?
  • Рефлексия занятия
  • Прощание

2

Альбом, цветные карандаши

11-12

Оптимальная дистанция в общении с детьми

Цель: осознание собственных способов общения и влияния, формирование навыков слушания, «открытых отношений».

Задачи: развитие навыков общения между родителем и ребенком,  создание благоприятной, эмоционально положительной среды для отреагирования отрицательных эмоций, развитие рефлексии участников тренинга

  • Психологический настрой
  • Рефлексия предыдущего занятия
  • Упражнение «Стили общения»
  • Тренинг с элементами арт-терапии «Как сложилась бы наша жизнь, если бы у нас не было детей?
  • Дискуссия: « Как ребенок мешает нам жить?»
  • Упражнение «Способы манипулирования»
  • Рефлексия занятия
  • Прощание.

2

Музыка для релаксации.

13

Разрешение конфликтов

Цель: развитие эффективных навыков общения, формирование навыков отреагирования тревожащих событий.

Задачи: создание благоприятной, эмоционально положительной среды для отреагирования отрицательных эмоций, разрешения конфликтов между участниками, обучение навыкам нервно-мышечной релаксации.

  • Психологический настрой
  • Рефлексия предыдущего занятия.
  • Упражнение «Я-высказывания».
  • Упражнение «Я должен, я предпочитаю…»
  • Упражнение «Отражение чувств»
  • Упражнение «Спрятанные проблемы»
  • Упражнение «Игра в ситуации».
  • Рефлексия занятия.
  • Прощание

1

Коробка

14

Стереотипные взаимодействия с детьми, их выявление

Цель: Развитие эмоционального интеллекта

Задачи:  обучение навыкам выхода из конфликтных ситуаций, развитие навыков рефлексии, формирование навыков отреагирование тревожащих событий

  • Психологический настрой
  • Рефлексия предыдущего занятия
  • Тренинг«Эмоциональная составляющая родительско-детских отношений»
  • Рефлексия занятия
  • Прощание

1

Бланки, музыка для релаксации

15

Вербальное и невербальное общение с детьми».

Цели занятия:  формирование способности управлять своим поведением при общении с детьми

Задачи: развитие навыков эффективного общения между родителем и ребенком.

  • Психологический настрой
  • Рефлексия предыдущего занятия
  • Упражнение «Зеркало»
  • Дискуссия «Какими нас видят дети?».
  • Рефлексия пройденного
  • Прощание.

1

Анкеты, музыка для релаксации.

16

Конференция с родителями

Цель: обсуждение результатов исследования взаимоотношений родителей и детей-подростков.

Задачи: подведение итогов, разработка рекомендаций для родителей.

  • Психологический настрой
  • Выступление: «Какими нас видят дети?».
  • Выступление:  «Семья, как ее видят дети».
  • Выступление: «Как мы наказываем детей. Когда наказывать детей?»
  • Тренинг с элементами кинотерапии: Просмотр и обсуждение фильма «Родня» Рефлексия занятия
  • Прощание

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа с пояснительной запиской по курсу "Окружающий мир" для 2 класса А. А. Плешаков

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир»...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс (по программе В.В.Репкина, Е.В.Восторговой, Л.В.Чеботковой) Пояснительная записка

Программа для третьего года обучения предусматривает, что формирование умений и навыков, развитие устной и письменной речи учащихся с самого начала опираются на системные знания школьников в обл...

Пояснительные записки к рабочим программам для 2 класса по программе "Планета Знаний"

Пояснительные записки содержат разделы:1. На основании какого документа создана программа;2. Общая характеристика учебного предмета;3. Описание места учебного предмета в учебном плане;4. Описание ценн...

Рабочая программа (с пояснительной запиской) по русскому языку 1 класс

Данная рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС, в тематическом планировании расписаны УУД....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Общение родителей и детей-подростков. Обсуждение и рекомендации.

Если вы испытываете чувство озабоченности или беспокойство к своему ребенку-подростку, то значит пришло время изменить что-то в вашей собственной жизни, взглянуть на нее другими глазами....

Общение родителей и детей-подростков.

Особенности детей подросткового возраста....