Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс Что такое погода?
методическая разработка (2 класс) на тему

Мицукова Татьяна Николаевна

Технологичекая карта урока по теме "Что такое погода" разработана для учащихся 2 классов, изучающих  окружающий мир по программе "Школа России". Данный урок является частью темы "Природа". Он соответствует требованиям ФГОС и учитывает возрастные особенности учащихся. В ходе урока используется мультимедийное сопровождение в виде презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

     

 Мицукова Татьяна Николаевна

 Класс 2

 «Школа России»

Окружающий мир

Тема: Что такое погода?

Тип урока: изучение нового материала

Место и роль урока в изучаемой теме: промежуточный урок  в разделе «Природа».

Цель: формировать представления о погоде и погодных условиях; уточнить знание названий погодных явлений в природе.

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

научатся: определять понятие «погода», названия времен года; наблюдать погодные явления; определять  основные свойства воздуха и воды.

Определять и формулировать цель учебной деятельности; делать выводы о результатах учебной деятельности;

определять наиболее эффективные способы достижения результата; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Определять границу между знанием и незнанием. Воспроизводить и применять изученный материал. Извлекать информацию из иллюстраций и учебника.

Решать практические задачи с помощью наблюдения.

Применять правила групповой работы, распределять  роли и выполнять инструкцию,

формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

формировать уважительное отношение к иному мнению; развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося

Ход урока

Название

этапа урока

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

 Организационный момент

(самоопределение деятельности)

Содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству

Поверка готовности.

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжки и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать?

Начинаем наш урок

  • Дети, будем работать активно, творчески с интересом?
  • Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.
  • Давайте поработаем так, чтобы у всех настроение стало радостным.
  • Сегодня у нас урок-исследование. Вас ожидают интересные задания, небольшое открытие, а помощниками вам будут: внимание и находчивость.

Приветствуют учителя, проверяют своё рабочее место и наличие принадлежностей.

Определяют своё настроение.

Доброжелательный настрой учителя и учащихся, полная готовность класса к уроку, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Наблюдения учителя.

Групповая работа

Предлагает выбрать карточки определенной геометрической формы (квадрат, треугольник, круг)

Делятся на группы (в соответствии с выбранными карточками), приветствуют друг друга в группах.

Разрабатывают критерии учебной деятельности; распределяют роли и выполняют инструкции, участвуют в диалоге.

Наблюдение и оценивание активности работы.

Проводит инструктаж в группе

В группах: распределяют роли (выбирают командира группы, ответственного за записи ответов), проговаривают правила работы в группе::

  • Будь вежлив.
  • Умей выслушать мнение каждого.
  • Придя к общему мнению, выбери представителя для ответа у доски.

2

Проверка домашнего задания

Установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания;

Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения.

Индивидуальная работа

Раздает листочки с тестом.

Приложение 1.

Тест по пройденному материалу.

1. Чем измеряют температуру?

а) барометром;     в) термометром;       б) линейкой;     г) градусником.

2. От какой точки на термометре ведут отсчет температуры воздуха?

а) от самого нижнего деления;.   б) от нулевой отметки;    в) от самого верхнего деления.

3. При какой температуре теплее всего? Холоднее всего?

а) +10°                 б) -20°                           в) 0°

4. Закончи предложения об изменениях в неживой природе осенью.

Самое   заметное   изменение  в   неживой   природе   - это ____________________________. Небо часто закрыто ________________. Идет ______________________.   Вода в реках, прудах, озерах становится _____________________________.  Почва стала _______________________. Над водоемами часто бывают ____________________.

(Слова для справок: туманы, промерзать, похолодание, мелкий, моросящий, тучами, дождь, холоднее.)

5.Подчеркни в списке явления природы:

ЛЁД,ТАЯНИЕ ЛЬДА, ЯБЛОНЯ, ЦВЕТЕНИЕ ЯБЛОНИ, СКВОРЕЦ, ПРИЛЁТ СКВОРЦОВ.

Выполняют тест, взаимопроверка и оценивание работ по критериям, предложенным учителем; обсуждение результата работы, работа над ошибками.

Проверка знаний и способов действий учащихся, установление пробелов в их усвоении

Тестирование

3

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока

Создать условия для актуализации знаний, необходимых для открытия «новых знаний» по данному материалу.

Беседа

Беседа по теме
«Что такое окружающий мир?».

- Что удивительного и интересного окружает нас? - Всё ли мы можем объяснить? Хватит ли нам знаний?

- Что мы должны делать для того, чтобы получить знания? С каких слов мы начинаем задавать вопросы?

- А нужны ли нам помощники в этом трудном деле? Давайте узнаем, кто это?

Приложение №2.

ЗАГАДКИ

Её мудрость не забудешь:        

«Тише ходишь – дальше будешь».

«Костяна» её рубаха,

Ползёт без страха ... (черепаха).

Не найдешь у нас пилы,         

Не рубили мы стволы,        

Не стучали топором,         

А под елью вырос дом.   (Муравьи.)

Отвечают

на вопросы учителя:

1.Всё, что окружает нас удивительно и интересно (приводят примеры).

2.Мы ещё не всё можем объяснить.

3.В этом трудном деле нам помогут Мудрая  Черепаха и Муравьишка.

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.

Наблюдение за высказываниями и позицией учащихся.

4

Постановка учебной задачи.  

Определить тему урока.

Определить границы знания и незнания учащихся.

Подвести детей к теме урока. Создать проблемную ситуацию.

Слайд 2.

Сегодня был очень сильный ветер. Он разбросал буквы слова. Помогите их собрать. - Что получилось?

- Как вы думаете, какая тема урока?

Слайд 3.

Подводит к постановке цели урока с помощью вопросов:

- Какие времена года вы знаете?

-Как вы думаете, одинакова ли погода в разные времена? От чего она зависит?

- Какими словами нельзя охарактеризовать погоду?

Слайд  4.

Слайд 5. 

-  Как мы можем охарактеризовать плохую погоду?

- Зачем знать, какая сегодня погода?

Восстанавливают из букв слово:

ПОГОДА

Высказывают предположения относительно темы урока: Что такое погода?

Отвечают на вопросы учителя:

Называют времена года: зима, весна, лето осень.

Высказывают своё мнение о погоде в разные времена года и отчего она зависит.

Погоду нельзя охарактеризовать словами: маленькая, узкая, широкая, короткая.

Слайд 5.

Вывод: погода бывает дождливая, солнечная, холодная, ветреная, тёплая, сухая, сырая.

Плохую погоду можно охарактеризовать словами:

сырая, холодная, дождливая, ветреная.

Предлагают свои варианты ответов.

Формулировка целей урока вместе с учащимися; понимание учащимися социальной и практической ценности изучаемого материала

Оценивание ответов. Подводит итог.

Наблюдение за высказываниями и позицией учащихся.

Устный опрос.

5

Целеполагание.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя. Планировать учебную деятельность в  соответствии с поставленной целью.

Выдвижение идей.

Подводит к постановке цели урока.

Предлагает сформулировать действия, необходимые для достижения цели.

Записывает на доске ответы учащихся.

Предлагает определить порядок предъявленной найденной информации в тексте учебника на с.32.

Предлагает разработать критерии выступления от групп.

Предлагает разные варианты цели, и самостоятельно определяют шаги и их последовательность для ее достижения.

Определяют и формулируют цель учебной деятельности. Разрабатывают план учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебную задачу.

Разрабатывают критерии оценивания.

Наблюдения учителя.

Фиксация результатов.

6

Открытие нового знания

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала, содействовать усвоению учащимися способов, которые привели определенному выводу.  

Извлекать и представлять информацию в виде текста.

Осознанно строить речевые высказывания по прочитанному материалу.

Групповая работа.

Поисковая деятельность.

Предлагает воспользоваться карточками на столах и материалом учебника

 на с.33 для дальнейшей работы в группах.

1.Что такое погода?

2. Что такое температура? Как её записывают?

3.Что такое облачность и осадки?

Находят объяснение

Заполняют карточку с вопросами:

Составляют рассказ.

Карточка №1

Максимальное использование самостоятельности учащихся в добывании знаний и овладение способов действий, активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы.

Наблюдение и оценка работы группы и выступающих.

7

Закрепление новых знаний и способ действий

Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действия;

Обеспечить в ходе закрепления материла повышенного уровня осмысления изучаемого материала, глубины его понимания.

Презентация, обсуждение

Предлагает сверить определения данные словам  «погода», «температура воздуха», «облачность», «осадки», «метеорология».

Дополняет сведения, предложенные учащимися.

Ориентируются в карточке.  Проявляют интерес к новому учебному материалу.

Называют определения  словам: «погода», «температура воздуха», «облачность», «осадки», «метеорология».

Предлагают и принимают варианты условных обозначений ветра, осадков, облачность.

Каждая группа оценивает свои выступления и выступления своих групп

Правильность, полнота, осознанность, действенность знаний учащихся; самостоятельность учащихся в выполнении заданий; углубление знаний и способов действий учащихся.

Фронтальная.

Устная оценка ответов. Подведение  итога.

.

Слайд 6.

- Что такое температура воздуха? (Солнечные лучи нагревают воздушную оболочку Земли, которая называется атмосфера, а от воздействия солнечных лучей зависит температура воздух в данном месте, в данное время.)

Отвечают на вопросы: температура – это ощущение холода или тепла.

Сверяют свои ответы с образцом.

Слайд 6.

Привлечение класса к дополнению и корректировки ответов.

Индивидуальная работа.

Практическая деятельность.

Выполняют  задания по карточке №3.

- Температура зависит от времени года. Перед вами 4 времени года.

Записывают температуру каждого времени года

- Подумайте, какая средняя температура в каждом сезоне.

-Подумайте, почему времен года 4, а подсказок только 3?

Работают самостоятельно по карточке, заполняют пустые ячейки.

Делают вывод: летом температура положительная, зимой – отрицательная, осенью и весной положительная, но ниже, чем летом.

Слайд 7.

- Что такое осадки?

- Как они образуются?

- Какие осадки вы знаете?

Осадки - это дождь, град, снег.

Солнце нагревает землю, вода под воздействием тепла.

В атмосферу попадает большое количество влаги, которая охлаждается и образует капельки воды. Они в свою очередь собираются в облака и тучи. Когда тучи наполняются большим количеством влаги, они становятся тяжелее воздуха и тогда идет дождь.

В зависимости от времени года осадки могут выпадать в виде дождя, снега, тумана, росы и инея.

Беседа, опрос.

Демонстрирует слайд.

- Что такое ветер?

(Воздушная оболочка земли давит на поверхность планеты. Это давление называют атмосферным, оно постоянно меняется. Из-за разницы давления образуется ветер. Поток воздуха стремиться от высоко давления к низкому. Чем больше разница, тем сильнее ветер.)

- Какие явления погоды, связанных с ветром вы знаете?

Слайд 8.

Сильные и опасные ветры –

ураган, тайфун, смерч.

Тихие ветры – бриз, муссон.

Ветер – это потоки воздуха.

Приводят примеры  других явление погоды.

Ураган, тайфун, смерч, бриз, муссон.

- Что такое облачность?

Слайд 9.

(Погода зависит от состояния неба. Наличие на небе облаков или туч называется облачностью. Именно они не дают солнечным лучам нагревать поверхность земли.)

Сообщают результаты работы в группе.

- Что такое погода?

Слайд 10.

Слайд 11.

- Как называется наука о погоде? А людей, которые предсказывают погоду?

Отвечают на вопросы.

Погода – это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра.

Метеорология.

Метеорологами.

Физминутка

Предлагает текст стихотворения.

Приложение №3.

Дети выполняют упражнения по тексту.

Действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя

Наблюдения за действиями учащихся.

.

8

Применение знаний и умений в новой ситуации

Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их  в разнообразных ситуациях.

Обеспечить формировании у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях

Практическая деятельность.

Групповая работа

Предлагает продолжить работу в группах с карточкой № 2. 

По предложенной картинке и плану рассказать о погоде.

Составляют по  картинке рассказ, используя план для ответа.

Правильность, полнота, осознанность, действенность знаний учащихся; самостоятельность учащихся в выполнении заданий; углубление знаний и способов действий учащихся.

Наблюдение за высказываниями и позицией учащихся.

Чтение материала в учебнике с.34.

Предлагает ответить на вопрос: Для чего нужны прогнозы погоды.

Пробуют ответить на вопрос.

Беседа, обсуждение

Рассказ о народных и научных предсказаниях погоды.

Слушают учителя, запоминают информацию. Определяют границы между знанием и незнанием

9

Обобщение и систематизация знаний.

Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить усвоение учащимися метапредметных и межпредметных знаний;  обеспечить формирование обобщенных понятий

Фронтальная работа.

Слайд 12.

Предлагает  разгадать кроссворд. Приложение №4.

Вопросы:

  1. Наука о погоде.
  2. Снег, дождь, град – это ….
  3. Её узнать поможет нам термометр.
  4. Нашумела, нагремела,

Всё промыла и ушла.

И сады и огороды

Всей округи полила.

  1. Небо чистое, солнечно. Мы говорим: ….
  2. Сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра называют …
  3. От количества облаков на небе зависит …

8.Небо чистое, солнечно. Мы говорим: ….

Читают вопросы к кроссворду.

Отвечают на вопросы.

Проверяют правильность выполненного задания  с использованием слайдов.

Активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации знаний; выявление учащимися внутрипредмет ных и межпредметных связей.

Разгадывание кроссворда

10

Подведение итогов занятия.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Приложение №5.

Проводит беседу по вопросам:

– Что нового вы узнали на уроке?

– Какие приметы на погоду вы знаете?

Соотносят деятельность группы с разработанными ранее критериями  и планом работы

Определяют задачу на следующий урок.

Делают выводы о результатах своей работы в соответствии с поставленной целью и задачами. Определяют дальнейшее действие по решению учебной задачи

Динамика перехода учащихся с более низкого на более высокий уровень усвоения знаний

Оценивание правильности решения задачи.

Наблюдение за высказываниями учащихся.

11

Домашнее задание

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Объясняет домашнее задание. Выгляни в окно и опиши погоду. Попробуй записать ее условными знаками.

В  р.т. на с.15, задание 2. отгадай загадки.

С.33-35 читать.

Ответь на вопрос: Как животные   и растения предсказывают  погоду.

Запоминают домашнее задание.

Задают вопросы.

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем

Контролирует деятельность учащихся.

12

Рефлексия деятельности

Инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Обеспечить усвоение учащимися саморегуляции и сотрудничества

Предлагает группам заполнить оценочные листы.

Проговаривает с учащимися результаты по ранее составленному плану.

Слайд 13.

Я узнал…

Было интересно…

Я доволен своей работой на уроке….

Показывают карточку с настроением.

Приложение 6.

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Что такое погода? Окружающий мир. Выполнила: Мицукова Татьяна Николаевна МБОУ «СШ №38» Г.Норильск

Слайд 2

П О Г Д А О ПОГОДА

Слайд 3

Что такое погода?

Слайд 4

Какими словами нельзя охарактеризовать погоду? холодная дождливая большая сухая солнечная ветреная короткая маленькая широкая тёплая узкая сырая

Слайд 5

Погода бывает холодная дождливая сухая солнечная ветреная тёплая сырая

Слайд 6

Температура воздуха ощущение тепла и холода

Слайд 7

Осадки дождь град снег

Слайд 8

Ветер Ветер – это воздух, который приходит в движение. Сильные и опасные ветры – ураган, тайфун, смерч. Тихие ветры – бриз, муссон.

Слайд 9

Облачность ясно переменная облачность пасмурно

Слайд 10

Погода – это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра.

Слайд 11

Постепенно человек узнал причины изменения погоды . Они связаны с изменениями в атмосфере. Возникла наука метеорология – наука о земной атмосфере происходящих в ней явлениях. Данные этой науки показывают, что погода в городе или селе зависит не только от местных условий, но и связана с состоянием атмосферы всей Земли . от От греческого «метора» - атмосферные явления и «логос» - наука

Слайд 12

6 2 3 4 5 8 1 7 Наука о погоде м е т е о р о л о г и я Ответ Неизвестно, где живёт. Налетит – деревья гнёт. Засвистит – по речке дрожь. Озорник, а не уймёшь. в т е р Её узнать поможет нам термометр. т м п е р а т у р а Нашумела, нагремела, Всё промыла и ушла. И сады и огороды Всей округи полила. г о з а От количества облаков на небе зависит … о б а ч н о с т ь Сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра называют … п о г о д а Снег, дождь, град – это …. с а д к Небо чистое, солнечно. Мы говорим: …. с н о

Слайд 13

Рефлексия Я узнал… Было интересно… Я доволен своей работой на уроке….

Слайд 14

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"

« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов  по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока -  изучен...

Технологическая карта урока по окружающему миру. Тема "Кто такие насекомые?"

Представлено адекватное понимание специфики деятельности учителя по проектированию урока совместно обучающихся детей с ОВЗ и сверстников, не имеющих ограничений здоровья, выраженное в корректной диффе...

Технологическая карта урока русского языка 2 класс. Что такое глагол? Школа России.

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе.Учитель: Козлова Татьяна ВалерьевнаПредмет: русский языкКласс: 2Учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык 2 класс ...

Технологическая карта урока. Предмет: окружающий мир. Класс: 3 "Школа России"

Технологическая карта урока.Предмет: окружающий мир.Класс: 3...

Технологическая карта урока по окружающему миру Тема: Что такое экономика?

Технологическая карта урока по окружающему миру Класс: 2Тема: Что такое экономика?Тип урока: открытие новых знанийЦель: формирование у учащихся первоначальных представлений об экономике,...

Технологическая карта урока по окружающему миру. Класс: 4. Тема: Золотой век театра и музыки

Материал содержит технологическую карту урока, работу в парах и самостоятельную работу по теме урока....