Родительское собрание: "Семейное чтение".
план-конспект на тему

Кузнецова Наталья Васильевна

Цели:

§    Содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников,   приобщению их к семейному чтению;

§    Показать родителям приемы и методы приобщения ребенка к чтению;

§    Привлечь внимание родителей к книге как важному фактору воспитания личности;

§    Помочь решить проблему, связанную с нежеланием детей читать.

Форма проведения: круглый стол.

Вопросы для обсуждения: значение книг в жизни младшего школьника; как

          развивать читательский интерес ребёнка; культуру чтения школьника.

Подготовительная работа: анкетирование, анализ читательских интересов

          учащихся, подготовка памятки родителям.

Оборудование:

·                 Видеоролик (фрагмент чтения детей);

·                 интерактивная доска, презентация;

·                 выставка интересных книг;

·                 памятки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynoe_chtenie.docx288.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Семейное чтение»

Родительское собрание,

проведённое в 1 классе.

(круглый стол)

     Классный руководитель:

     Кузнецова

     Наталья Васильевна

Родительское собрание «Семейное чтение».

Цели:

  • Содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников,   приобщению их к семейному чтению;
  • Показать родителям приемы и методы приобщения ребенка к чтению;
  • Привлечь внимание родителей к книге как важному фактору воспитания личности;
  • Помочь решить проблему, связанную с нежеланием детей читать.

Форма проведения: круглый стол.

Вопросы для обсуждения: значение книг в жизни младшего школьника; как

          развивать читательский интерес ребёнка; культуру чтения школьника.

Подготовительная работа: анкетирование, анализ читательских интересов

          учащихся, подготовка памятки родителям.

Оборудование:

  • Видеоролик (фрагмент чтения детей);
  • интерактивная доска, презентация;
  • выставка интересных книг;
  • памятки.

Ход собрания.

1. Организационный момент                                                                                Сл. №1

2. Видеозапись «Чтение детей» (заранее снят фрагмент чтения детей).

                              Сл. №2

    Проанализировать чтение детей и ответить на вопросы родителей.

 3. Вступительное слово:  

     Дорогие друзья! Заявленная тема нашей встречи весьма актуальна. Важность чтения в жизни человека настолько очевидна, что каждый из сидящих здесь наверняка хотел бы, чтобы его ребёнок любил читать. Сухомлинский в период исследования причин умственной отсталости школьников заметил, что если в младших классах дети мало уделяют времени процессу чтения и обработки полученной информации, то у них складывалась структура малодеятельности мозга.

     Интерес к семейному чтению в последнее время возрождается. Систематическое общение «вокруг книги» способствует эмоциональному и духовному сплочению старших и младших, взаимопониманию и общению. Однако многие полагают, что книги сегодня вытесняются телевидением, компьютерными играми. На это я хочу сказать, что у книг не может быть конкурентов. В них заключены знания человечества. Они учат добру, справедливости, открывают красоту окружающего мира, прививают любовь к жизни, радость познания. Книги, как настоящие друзья никогда не предадут. И поскольку объём информации, которую должен переработать человек, чтобы утолить информационный город, стать успешным в профессии. Нравственно обогатиться, постоянно растёт, то соответственно возрастает и важность приобщения к чтению. Убедимся в этом на конкретных примерах.

О чтении языком статистики:                             Слайд №3

  • Человек принимает глазами 20% информации, из них 70% - посредством чтения.
  • К 1980 году объём информации удваивался каждые 5-7 лет, к 1990 году удвоение происходило ежегодно.
  • К 2013 году объём информации по сравнению с 1990 годом возрастёт в 4 раза, к 2040 году – в 32 раза.
  • Утверждается, что наш современник, для того чтобы быть в курсе научных новостей. В год должен прочитывать столько, сколько раньше он прочитывал за всю жизнь.
  • 95% людей читают очень медленно – 180-220 слов в минуту (1  страницу за 1,5-2 минуты).
  • Средняя скорость чтения старшеклассников – 90-100 слов в минуту, студентов  –  120-180,  специалистов  с  высшим   образованием  –    200-250

(степень усвоения при этом колеблется в пределах 20-60%).

  • Глаза человека со средними навыками чтения делают на одной книжной строке 12-16 остановок.
  • У традиционно читающего человека объём одномоментной фиксации составляет 10 печатных знаков – 1,5-2 слова одной строки.
  • Потрясающе быстро читали Ж. Ж. Руссо, А. С. Пушкин, Наполеон, О. Де Бальзак, Н. Г. Чернышевский, Л. Н. Толстой, В. И. Ленин, М. Горький, А. Энштейн, А. В. Луначарский.
  • Наполеон читал со скоростью 2 тыс. слов в минуту.
  • О. де Бальзак прочитывал роман в 200 страниц за полчаса.
  • М. Горький читал со скоростью 4 тыс. слов в минуту.
  • Просветитель Н. А. Рубакин в течении жизни прочитал более двухсот тысяч книг (по 2750 в год).
  • И. Гёте: «Добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и всё не могу сказать, что достиг цели».
  • Н. Амосов: «Для человеческого организма благоприятен только режим напряжения. Силы при напряжении возрастают».

     4 . Анкетирование родителей.                                                                          Сл. №4

  1. Любит ли читать ваш ребёнок?
  2. Читаете ли вы своему ребёнку?
  3. Читаете ли вы вместе с ребёнком?
  4. Любят ли в вашей семье читать взрослые?
  5. Как вы думаете, ваш ребёнок читает, потому что надо, или потому, что интересно?
  6. Книги  какого содержания предпочитает ваш ребёнок?

Сл. №5

     5. Анализ анкетирования детей.                                                                      Сл. №6                                                                   

1. Любишь ли ты читать?

2. Читают ли тебе родители?

3. Читаете ли вы вместе с ребёнком?

4. В твоей семье любят читать взрослые?

5. Ты читаешь потому, что надо, или потому, что интересно?

6. Какие книги тебе больше всего нравятся?

           

            Изображение 537

 

6.  Чтение – это важно!                                                                                     Сл. №7             

           Действительно, в истории русской  культуры литература для детей занимала почётное место – именно в детской литературе впервые появились стихи, рисунки, словари. В создании книг участвовали лучшие писатели, публицисты, учёные. Родоначальники детской литературы в России были буквари, азбуки, азбуковники. С детства памятны нам сказки В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. П. Ершова, А. Н. Афанасьева, Д. Н. Мамина-Сибиряка. Это наши воспитатели, хранители национальных традиций и «волнители чувств».

      А теперь, давайте сообща ответим на вопрос «Почему чтение – это важно?». Каждый ваш аргумент – это ступенька на пути к вершине, которую ребёнок достигает, если становится активным читателем.

                  Будит эмоции – повышает интеллект – помогает в учёбе – формирует самообразовательные  навыки  –  побуждает  к  нравственным  поступка м – даёт знания, духовность.

7.  Советы:                                                                                                    Сл. №8     

      - Как повысить темп чтения и не утратить имеющийся?

      - Как воспитать книгочея?

  • Первые книги у ребёнка должны быть красочно оформлены, тогда они ещё до чтения заинтересуют. В то же время они не должны состоять только из иллюстраций, тогда их смысл будет понятным уже после беглого просмотра, и желание читать пропадёт;
  • Лучше, если в книге есть разбивка на небольшие главы или она состоит из небольших законченных рассказов. Повествование, состоящее из множества страниц, психологически как бы «давит» на ребёнка, он понимает, что прочесть сразу он не может, а для него необходимо увидеть результат приложенных усилий;
  • Взрослые должны помнить, как много зависит от их отношения к чтению ребёнка.   Обязательно поговорите о прочитанном (и не переусердствуйте с вопросами   на   понимание   и  критическими   замечаниями  по   поводу самого чтения). Похвалите, даже если не всё было «гладко»;
  • Следует воспитывать культуру чтения. Если начал, дочитай до конца. Книгу нужно читать последовательно, не перескакивая со страницы на страницу, и не заглядывая в конец. Постарайтесь донести до ребёнка, что важно понять о прочитанном всё, а если что-то осталось неясным, спросить. Обратите внимание ребёнка на выразительность письма, на яркий образный язык;
  • Взрослым не стоит прекращать  читать  ребёнку вслух.  Вечерние  часы за   книгой,   когда      родители,   сами      увлекаясь     содержанием,    читают ребёнку – это замечательный способ духовного с ним  единения,  общения и естественного развития;
  • Дети должны видеть родителей читающими. Их естественная подражательная способность «сработает» в такой ситуации на результат;
  • В доме обязательно должна быть детская библиотека. Которая периодически пополняется. Она должна быть ориентирована на интересы ребёнка, но не только. Ребёнок, возможно ещё не осознаёт нужность энциклопедий, словарей, справочников. Но они должны найти место на домашних полках: со временем ребёнок их оценит;
  • Отыщите на антресолях свои любимые детские книжки. Расскажите о них ребёнку. Почитайте их вместе. Поведайте о том, какую роль они сыграли в вашей жизни;
  • Внимательно следите за программой по внеклассному чтению. Возможно, обязательность отторгает ребёнка от чтения таких книг. Попробуйте прочесть их (или хотя бы просмотреть) их и заинтересовать их содержанием.
  • Заведите «семейный читательский дневник», куда каждый из членов семьи коротко (возможно даже в одно предложение) запишет своё впечатление о прочитанном.
  1. Каждый родитель получает памятку.

Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и его содержанию. Долг каждого педагога – научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль играет книга. Но книга учит только тогда, когда ребенок умеет с ней работать, умеет читать в истинном смысле этого слова, т.е. понимает прочитанное, от этого во многом зависит и его воспитанность, и умственное развитие. Нужно помнить, что работа эта очень важная  и  её нужно проводить систематически. Оттого, насколько дружно мы будем ей заниматься, зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями, и какими людьми. Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупана: “Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать”.

Памятка для родителей.

     1.      Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день

2.      Перед чтением уберите со стола все отвлекающие предметы, проветрите  комнату.

3.      Если ребенок устал, проведите физ.минутку.

4.      Во время чтения выясняйте значения трудных слов, рассматривайте  иллюстрации.

5.      Беседуйте о прочитанном,  о том чему учит книга, что нового узнал  ребенок.

6.      Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку  или выучить его наизусть.

     9. Спасибо за внимание. До новых встреч!

Список литературы

  1. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. М., 1987.
  2. Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 классах. –М.: Вербум-М, 2001. – 80 с.
  3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. М.: Вако, 2003. – 240 с.
  4. Жукова Т., Виноградова Н. Нарушения письма и чтения у школьников. //Начальная школа (приложение к газете “Первое сентября”). 1998. №19.
  5. Зайцев Н.А. Письмо. Чтение. Счёт. СПб., 1997.  
  6. Зинченко С.Н., Почему детям бывает трудно учиться. Киев, 1990.
  7. Локалова Н.П. Как преодолеть медленное чтение у школьников. // Начальная школа (приложение к газете “Первое сентября”). 1998. №18.
  8. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М., 2001.
  9. Саляхова Л.И. Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения. 1-4 классы. – М.: Глобус, 2007. – 315 с.
  10. Хрестоматия по возрастной психологии. Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1994.
  11. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. //Избранные психологические труды. М., 1995.
  12.  festival.1september.ru › articles/581125/
  13.  leninskoen.eao.ruschools.ru › rabota s rod.aspx

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями. Родительское собрание (семейный совет) "Ребёнок и школа"

Что делать, если ребёнок идёт в школу без желания? Выход есть!Надо об`единиться семье и школе. А для начала провести семейный совет.Цель: активизировать взаимодействие семьи и школы;Задачи: Опр...

Родительское собрание "Семейное чтение"

Материал содержит презентацию по теме и приложение с анкетой для детей и родителей, памяткой по воспитанию книгочея и упражнениями  для развити я осознанного чтения....

Родительское собрание.Семейное чтение.

-Цели: - содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников, приобщению их к семейному чтению;-показать родителям приемы и методы приобщения ребенка к чтению;-привлечь внимание родителей к к...

Сценарий родительского собрания "Семейное чтение"

Вашему вниманию предоставляю сцений родительского собрания на тему: "Семейное чтение"....

Сценарий родительского собрания "Семейное чтение"

Вашему вниманию предоставляю сценарий родительского собрания на тему: "Семейное чтение"....

презентация к родительскому собранию "Семейное чтение"

В презентации представлены материалы к родительскому собранию....