Программа кружка "Растем патриотами"
рабочая программа (1 класс) на тему

Методическая разработка. Программа кружка внеурочной занятости для 1-4 классов "Растем патриотами"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа кружка207 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город Краснодар

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное учреждение

муниципального  образования город Краснодар

средняя общеобразовательная школа №6

имени Героя Советского Союза Маргелова Василия Филипповича

(наименование образовательного учреждения)

               УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

от _______20___  года

Председатель педсовета

_____________    Диянова С.А.

                                                                                                      Подпись, печать  ОУ              Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

кружок

(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)

 «Растем патриотами»

(наименование курса)

4 года

(срок реализации программы)

7-10 лет

(возраст обучающихся)

                                                                             

                                                                                                       Вершинина О.К

                                                                            (Ф.И.О. учителя, составителя)

Программа внеурочной деятельности

по патриотическому воспитанию для учащихся 1–4-х классов

"Растем патриотами"

I. Актуальность программы.

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей гимназии. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

II. Пояснительная записка

Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе «Об образовании в Российской Федерации». Необходимо использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России.

Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации. В качестве конкретизации такого подхода к изучению края в начальной школе предлагается программа «Растем патриотами». В рамках программы мы рассматриваем понятие патриот как человек, преданный своей семье, классу, школе, городу, краю и любящий их. Программа “Растем патриотами” долгосрочная – с 1-го по 4-й класс. Главное в программе – системный подход к формированию патриотической позиции школьников. Программа включает 4 блока («Семья вся вместе – и душа на месте», «Школа – мой второй дом», «Краснодар – город родной», «Родной свой край люби и знай»), связанных между собой логикой формирования патриота Родины.

1. Цель работы по патриотическому воспитанию:

  • формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;
  • сохранение истории нашего края для будущих поколений;
  • воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.

Для достижения цели должны решаться следующие задачи:

2. Задачи работы по патриотическому воспитанию:

  • сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Краснодарского края
  • сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.
  • воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа.
  • организовать экскурсии по историческим местам Краснодарского края.
  • сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании.
  • вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности;

3. Исполнители программы:

  • учащиеся
  • классные руководители
  • учителя-предметники
  • психолог
  • родители
  • сотрудники музея.

4. Основные формы работы:

беседы
индивидуальное консультирование
совместные мероприятия
конкурсы
игры
семейные праздники
игровые программы

практические и учебные игры
викторины
заочные путешествия
экскурсии
презентации
исследовательские работы
утренники

5. Направления работы:

Профилактическая работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в поведении обучающихся.

Информационно-просветительская работа – пропаганда патриотического воспитания, наглядная агитация.

Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание уровня воспитанности обучающихся.

6. Принципы, положенные в основу программы.

При организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся руководствуемся в своей деятельности следующими принципами:

  • последовательности
  • гуманизации
  • интеграции
  • системности
  • культуросообразности.

7. Сотрудничество с другими учреждениями

Учреждение

Формы взаимодействия

Музей им. Фелицина

Экскурсия

Школьный музей ВДВ

Экскурсия, лекции, беседы

8. Сроки реализации программы.

Срок реализации программы – 4 года. Каждое мероприятие рассчитано на 35-40  минут и проводится 1 раз в неделю.

В содержание данной программы включены мероприятия, охватывающие все направления воспитательной деятельности.

III. Содержание программы.

Программа «Растем патриотами» включает в себя четыре блока:

  • Семья вся вместе – и душа на месте
  • Школа – мой второй дом
  • Краснодар – город родной
  • Родной свой край люби и знай

1 блок. «Семья вся вместе – и душа на месте».

Задачи:

  • воспитывать в детях уважение и любовь к семье;
  • формировать чувства ответственности перед будущей семьей.

Предполагаемый результат деятельности: формирование у учащихся семейных ценностей, воспитание семьянина; приобщение семьи к процессу воспитания детей; укрепление связи школы и семьи в интересах развития ребенка.

2 блок. «Школа – мой второй дом».

Задачи:

  • формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
  • воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность;
  • воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
  • вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний;
  • воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.

Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений “ученик – учитель”, “ученик-ученик”, выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в гимназии, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.

3 блок. «Краснодар   – город родной»

Задачи:

  • формировать представления о специфике города, об истории города;
  • приобщать детей к насущным заботам жителей города, к участию в различных общественных инициативах;
  • воспитывать гордость, любовь к своему городу, уважение к его истории и жителям.

Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному городу, осознание своей причастности к его истории через судьбы собственной семьи, личного отношения к прошлому и настоящему Краснодара.

4 блок. «Родной свой край люби и знай»

Задачи:

  • формировать представления об истории родного края, о культурных, политических, экономических особенностях России.
  • воспитывать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей народов России.

Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному краю, осознание того, что настоящий патриот любит свою Родину и гордится ею, изучает её историю, культурное, духовное наследие, готов к защите Отечества.

Программа состоит из четырех уровней:

1 ступень – 1 класс (33 часа);

2 ступень – 2 класс (34 часа);

3 ступень – 3 класс (34 часа);

4 ступень – 4 класс (34 часа).

Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения курса  «Растем патриотами»:

Личностные результаты:

-формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

-развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метапредметные результаты:

Регулятивные

  • Обучающийся научится:

•        учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•        планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • Обучающийся получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

 -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Познавательные

  • Обучающийся научится:
  • -добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

Коммуникативные

Научится:

-выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

умению координировать свои усилия с усилиями других.

•        формулировать собственное мнение и позицию;

•        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы;

Получит возможность научиться

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

Предметные результаты

В результате освоения курса обучающийся научится:

− понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; Родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория;

− ориентироваться в историческом времени; − определять на карте границы и крупные города России;

− рассказывать о родной стране, своем городе; − различать символы государства, флаг, герб России и флаг;

 − уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения; − уважительно относиться к защитникам Родины;

 − читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;

− различать художественную и научно-популярную литературу; − анализировать ответы товарищей;

− осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.

− понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники;

− общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное и версии в истории; − приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);

− различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);

 − анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко- обществоведческих знаний;

− на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно- следственные связи.

Коммуникативные:

  • Обучающийся научится:

-выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика),  координировать свои усилия с усилиями других.

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-задавать вопросы;

  • Обучающийся получит возможность научиться:

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Календарно-тематическое планирование

Название темы

Форма проведения

 

1 класс

 

I. Семья вся вместе – и душа на месте

1

Мои родные. Моя семья

Праздник, фотовернисаж

2

Имя твое

поисковое задание

3

Поздравление мам с Днем Матери

концерт

4

Мое имя и фамилия

в летописи семьи

5

Ты – родитель

игра

6

Игры бабушек, дедушек

практикум

7

Мои обязанности в семье

беседа

8

Поздравление пап с Днем защитника Отечества

праздник

9

Поздравление мам и бабушек с Женским праздником 8 Марта

открытка

 

II. Школа – мой второй дом 

1

Здравствуй, школа!

праздник

2

Школьные кабинеты

экскурсия

3

Адрес школы. Дорога в школу

составление маршрута

4

Мой сосед по парте

игра

5

Посвящение в первоклассники

праздник

6

Традиции школы

беседа, собрание для родителей

7

Школьная библиотека. Посвящение в читатели

экскурсия, конкурсы

8

Наши обязанности

игра

9

До свидания, первый класс!

праздник

 

III. Краснодар – город родной

1

Мой двор

рисунки

2

Удивительное имя нашего города

легенды

3

Герб города

беседа

4

Прогулка-экскурсия по города

экскурсия на автобусе

5

Удивительный наряд города

видео экскурсия

6

Характер города. Город владеет культурными богатствами

беседа

7

Характер города. Город владеет духовными богатствами

фотовернисаж

8

Посещение музея города.

экскурсия

9

Занятия жителей города

беседа

 

IV. Родной свой край люби и знай

1

«Большая Родина» –Россия. Географическое положение.

беседа

2

Москва– столица России.

видео экскурсия

3

Из бабушкиного сундука

фольклорные посиделки, игра

4

Кто нас окружает. Растительный и животный мир.

беседа

5

Красота родной природы

видео экскурсия

6

Дружба народов России

беседа

 

2 класс

 

I. Семья вся вместе – и душа на месте

1

Мой дом – моя крепость

игра

2

Досуг в моей семье

беседа, рисунки

3

Профессия моего отца

фотовернисаж

4

Профессия моей мамы

фотовернисаж

5

Распределение обязанностей в семье

практикум

6

Песни родителей, бабушек

прослушивание

7

Фамилия, имена, отчества членов семьи

поисковое задание

8

Папа, мама, я – читающая семья

соревнования, праздник

 

II. Школа – мой второй дом

1

Правила поведения учащихся на уроках и переменах

беседа

2

Распределение обязанностей в классном коллективе

беседа

3

Мои любимые книги

выставка книг

4

Береги учебник

акция

5

Бережное отношение к школьному имуществу

беседа

6

Я – директор школы

ролевая игра

7

Школа будущего

конкурс рисунков

8

Дом, в котором мы живем

практическая деятельность по созданию презентаций о школе

 

III. Краснодар – город родной

1, 2

Память о прошлом.

беседа

3

О чём говорят названия улиц

поисковое задание

4

Посещение кинотеатра, театра

культпоход

5

Альбом «Знай и люби свой город»

рисунки, сочинения, мини-доклады

6

Встреча с ветераном Великой Отечественной войны

встреча, беседа

7

Аллея героев

экскурсия

8

Основные достопримечательности города: памятники, музеи, старинные дома.

экскурсия

9, 10

Транспорт города. Профессии людей, работающих на транспорте. Правила поведения в транспорте

беседа, прогулки по отдельным местам города

 

IV. Родной свой край люби и знай

1

Флаг России, Краснодарского края, города Краснодара.

беседа, рисунки

2

Герб России, Краснодарского края, города Краснодара.

беседа

3

Гимн России, Краснодарского края, города Краснодара.

прослушивание

4

Национальная кухня Кубани

конкурс блюд

5

Национальный костюм Кубани

рисунки

6

Заповедные места Кубани

беседа

7

Игры кубанского народа

практикум

8

Праздники

праздник

 

3 класс

 

I. Семья вся вместе – и душа на месте

1

Моя семья

сочинение

2

У моих родителей (бабушек, дедушек) золотые руки

выставка семейных поделок

3

Герб моей семьи

конкурс рисунков

4

Моя родословная

составление родословной

5

У семейного очага

семейная игра

6

Великая Отечественная война в истории моей семьи

поисковое задание

7

Подвижные семейные игры

практикум

8

Поздравление бабушек и дедушек с Днем пожилого человека

открытки, праздник

 

II. Школа – мой второй дом

1

Моя школа – мой дом

беседа

2

Я работаю в библиотеке

ролевая игра

3

Поздравление учителей с Днем учителя

открытка

4

Что растет на территории школы

тесты

5

Все о школе

викторина

6

Школьный музей ВДВ

экскурсия

7

Акция «Хорошее время читать»»

читательский дневник

8

Трудовой десант

посадка многолетних растений на клумбах школьного участка

 

III. Краснодар – город родной

1

Исторические места города.

экскурсия

2

День рождения моего города

выставка фотографий

3

Промышленные предприятия города

экскурсия

4

Великая Отечественная война в истории моего города

беседа

5

Посещение музея им. Фелицина

экскурсия в музей

6

Знаменитые земляки

поисковое задание

7

Встреча с известными земляками

беседа

8

Знай, люби и гордись своим городом

практикум

 

IV. Родной свой край люби и знай

1

Кубань в далеком прошлом

беседа

2

Гражданская война на территории Кубани

беседа

3

Подвиги кубанцев в годы Великой Отечественной войны

беседа

4

Символика России и Кубани

беседа

5

Кто в государстве самый главный?

ролевая игра

6

Я – гражданин

рисунки

7

Многонациональная Россия

беседа

8, 9

Праздники русского народа

праздник

10

 Краснодар всем городам город.

экскурсия

 

4 класс

 

I. Семья вся вместе – и душа на месте

1

История одной фотографии

сочинение

2

Рукотворный мир

выставка поделок, сделанных совместно с родителями

3

Моя семья. Семейные традиции

практическая деятельность по созданию презентаций о семье, творческий отчет

4

Вклад моей семьи в историю страны

поисковое задание

5

Семейный бюджет

практикум

6

Права и обязанности родителей и детей

круглый стол

7

Папа, мама, я – дружная семья

спортивный праздник

8

Поздравление с Днем Семьи

поздравительная открытка

 

II. Школа – мой второй дом

1

Юбилейная дата. Встреча с детским писателем

беседа

2

Умники и умницы

интеллектуальная игра

3

Бюджет школы

практикум

4

Школьный музей ВДВ

экскурсия в школьный музей

5

Мой любимый предмет в школе

конкурс рисунков

6

История школы. Знаменитые люди –выпускники нашей школы.

создание альбома

7

Прощание с начальной школой

праздник

8

Подарок школе

 

III. Краснодар – город родной

1

Моя малая родина

сочинение

2

Писатели в годы Великой Отечественной войны

3

Знакомство с духовной жизнью города

экскурсии по храмам, соборам, мечетям

4

Герои – земляки Великой Отечественной войны

поисковое задание

5

Герои – земляки Великой Отечественной войны

экскурсия

6

Изучение археологических находок

сбор материала для школьного музея

7

Что мы покажем гостям Кубани

оформление уголка

8

Мой город в будущем

защита проекта

 

IV. Родной свой край люби и знай

1

Первобытный мир – начало истории человечества

беседа

2

Древние предки

беседа

3

Дар Екатерины

беседа

4

Наш край в годы Великой Отечественной войны

поисковое задание

5

На пути духовного возрождения.

экскурсия в храм

6, 7

Знакомство с произведениями литературы и искусства

чтение произведений, театрал. представления

8

Трудовые достижения и замечательные люди Кубани

поисковое задание

9

Что человечество ценит больше всего.

беседа

10

Далекое прошлое нашего края

викторина

 

IV. Реализация программы.

  1. Проведение тематических мероприятий по основным направлениям.
  2. Проведение совместных с родителями и учениками досугово-развлекательных игр, фольклорных праздников, интеллектуальных конкурсов по истории, направленных на воспитание патриотических качеств личности.
  3. Проведение конкурсов рисунков, плакатов, сочинений, презентаций.
  4. Посещение музеев
  5. V. Ожидаемые результаты:
  • Формирование гражданской позиции, нравственных основ личности, понимание прав и свобод личности;
  • Повышение уровня духовной культуры
  • Возрождение патриотического воспитания.

Список использованной литературы:

  1. Государственные символы России: Герб; Флаг; Гимн: Материалы для проведения уроков, посвященных государственной символике России, Шепелева Т. В.
  2. http://nsportal.ru/detskii-sad/konstruirovanie-ruchnoi-trud/programma-kruzhka-russkoi-narodnoi-kukly-vasilinka-dlya-d
  3. http://rushkolnik.ru/docs/235/index-109431.html
  4. http://www.samovarcheg.ru/index.php?categoryID=135

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания кафедры классных руководителей

МБОУ СОШ № 6

от _____20__  года № 1

_________Солонченко Г.В.                        

 подпись рук.кафедры    

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

______________Себова С.Г.

          подпись            Ф.И.О.

______________ 20__  года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа "Юный патриот"

Через работу по программе «Юный патриот» реализуется духовно-нравственное направление образования школьников посредством различных форм организации, таких, как  классные часы, экскурсии в музеи, ...

Программа "Растим патриота России"

Пояснительная запискаПрограмма «Растим патриотов России» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотич...

Приложение к программе «Растим патриота России» . Направление: «Наш край» Проект: территория школы - цветущий сад.

Цель проекта:  На практических занятиях раскрыть значение таких профессий, как озеленитель, дизайнер, цветовод. Объединение усил...

Рабочая программа кружка "Патриот" 1 класс

Программа кружка составлена в соответствии ФГОС НОО....

Авторская программа «Юные патриоты»

Программа по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся младших классов «Юные патриоты» отражает актуальную потребность нашего общества-воспитание  патриотизма и уважения к Родине. Программа ...

Рабочая программа «Юный патриот» по духовно-нравственному направлению

Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, се...

Программа "Растим патриотов"

Программа внеурочной деятельности разработана с учетом регионального компонента и ФГОС...