Эстетическое воспитание детей средствами окружающей среды
статья на тему

Кошелева Татьяна Сергеевна

Эстетическое воспитание детей средствами окружающей среды

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эстетическое воспитание детей средствами окружающей среды

Кошелева Татьяна Сергеевна

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №34»

         Характер ребёнка развивается не просто под влиянием среды, а в зависимости от того, как сложились отношения ребёнка со средой, как он действует в своей среде, чем он в ней интересуется…

                                                                                                                            Г.А. Фортунатов

        Воспитание начинается с создания для растущего человека воспитывающей среды. Именно воспитывающей, то есть целенаправленно позитивно влияющей на процесс развития личности. Свою лепту в формировании личности растущего человека вносит такой фактор как внешнее оформление помещения. Интерьер несёт определённую информацию, способствует развитию и воспитанию детей, обеспечивает им необходимый  комфорт. Психологами установлено, что неинтересный безвкусный интерьер не только не воспитывает у живущих в нём детей вкус, но и способствует проявлению агрессивных наклонностей. И наоборот, красивая обстановка развивает и вкус, и доброту, и даже жажду к знаниям.

        Будучи учителем начальных классов для меня в воспитании детей важную роль имеет оформление моего кабинета: цветовая гамма, эстетически продуманное предметно-пространственное окружение, информационно-стендовое пространство, комплектность и внешний вид мебели, учебно-наглядных пособий, технических устройств, доступность всех компонентов для каждого ребёнка и для всего коллектива в целом.

        В нашем классе  мы окрасили  стены в зелёный цвет, так как этот цвет успокаивает, нормализует кровяное давление, способствует подъёму внутренней работоспособности.

Повесили красивые голубые шторы с ламбрикеном, так как голубой цвет способствует нежности и мечтательности, добавили жёлтые тона, которые гасят отрицательные эмоции.

В этой же цветовой гамме мы оформили стенды в виде солнца, облаков, забора и огромного ветвистого дерева.

        На стенды мы разместили ту информацию, которая не только способствует обучению, но и воспитанию тоже. Это материалы, отражающие символику государства, края и города, способствующие начальному патриотическому воспитанию; материалы по родной речи, которые учат младщих школьников любить и уважать родной язык; материалы про здоровый образ жизни. Есть и классный уголок, который отражает все события внутренней жизни нашего коллектива.

         Зелёная зона – это то место, где мы учимся ухаживать за растениями, которые радуют нас своей красотой.

         В школе дети не только овладевают знаниями, но и учатся общаться. Для этого у нас есть зона детства, включающая в себя развивающие игры, куклы в национальных костюмах, игровые модули. Здесь дети могут отдохнуть, найти себе занятие по душе.

        С первого класса мы формируем читательский интерес учащихся. В этом нам помогает наша маленькая библиотечка.

         В классе имеется стеллаж с теле-видео аппаратурой, ноутбук с проектором, фотоаппарат, которыми дети пользуются как с помощью взрослого, так и самостоятельно.  

        В классе новая мебель: современная стенка, парты и стулья, конторки, учительский стол, стеллаж для аппаратуры, шкафы для таблиц. Используем разные способы расстановки парт и стульев: «круглый стол» - расположение столов по кругу, «большой круг» - расположение стульев по кругу, «пресс-бой» - расположение напротив… Это немаловажная деталь воспитательного процесса.

        Кабинет включает в себя учебно-наглядные демонстрационные пособия, иллюстрированные плакаты и таблицы, гербарии и природные материалы, яркие муляжи и раздаточные пособия по предметам, энциклопедии, словари, CD и DVD диски с познавательной информацией,  и многое другое. Доля разных видов средств обучения, имеет принципиально важное значение для воспитания подрастающего поколения.

         Ребята нашего класса и сами украшают наш кабинет своими рисунками и поделками к каждому празднику. Это для нас добрая традиция.

         Эстетика быта – это и внешний вид человека. Поэтому мы остановились на единой школьной форме, которая нравится детям, создаёт психологический фон, внешне объединяет наш классный коллектив и является фактором воспитания личности.

        Красивая обстановка радует глаз, вызывает положительные эмоции, желание сохранять эту красоту.  Но важно привлекать внимание детей к красоте: «Как  стало красиво». Подобные реплики могут звучать постоянно. И постепенно они формируют эстетическое сознание.

         Нельзя забывать и про красивую речь педагога, являющейся примером для учащихся. Слышат учащиеся красивую речь и невольно сами начинают ей подражать.

        Так, три правила: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя – являются средствами эстетического воспитания. Мы надеемся, что наша работа будет давать желаемые результаты.

Список литературы

  1. И.А. Зимняя, Б.Н. Боденко, Н.А. Морозова. Воспитание – проблема современного образования в России (состояние, пути, решения). – М.: Издательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003
  2. Воспитательное пространство как объект педагогического исследования/ Под ред. Н.Л. Селивановой. Калуга: Институт усовершенствования учителей, 2005
  3. Л.И. Новикова. Школа и среда. М.: Знание, 2009

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эстетическое воспитание как средство развития творческой личности »

Материал содержит воспитательную систему класса, напраленную на развитие творческой личночти....

Театр как средство художественно – эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Представляемая   модель  развития эстетических способностей средствами театрального искусства заключается в том, чтобы гармонизировать отношения ребёнка с окружающим миром, что в дальнейшем ...

Художественно-эстетической воспитание учащихся средствами танца в школе полного дня.

В своей статье я описываю, как в нашей начальной школе полного дня ведется внеурочная работа, которая тесно связана с дополнительным образованием. Занятия хореографией в школе помогают разностороннему...

Эстетическое воспитание как средство формирования личности младшего школьника на примере специализированного хореографического класса МОБУ СОШ № 27 города Якутска

Одной из особенностей нового  стандарта является то, что  образовательный  стандарт второго поколения выступает не только как стандарт обучения, но и как стандарт воспитания."Будущее че...

Воспитание детей средствами окружающей среды

Воспитание детей средствами окружающей среды ...

Театральное искусство как средство эстетического воспитания детей

Эстетическое воспитание детей средствами театральной деятельности...

Доклад на тему: "Художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства"

Эстетическое воспитание младших школьников является очень важным, так как оно будит и развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. В школе встреча детей с произведениями искусства происходи...