Системно -деятельностный подход в воспитании экологической культуры школьников.
статья на тему

Ахметшина Ирина Николаевна

Материал  из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Системно - деятельностный подход в воспитании экологической культуры школьников.

Основным средством формирования экологической культуры призвана стать система экологического образования, которая направлена на формирование человека нового типа, обладающего экологическим мировоззрением, имеющего  активную жизненную позицию.

Решение данной проблемы требует внедрения новых технологий обучения, среди которых важное место занимает деятельностный  подход.

Данный подход является одним из эффективных в обучении и воспитании учащихся, в том числе и в области экологической культуры. Его использование позволяет сформировать познавательные, практические и творческие умения, экологические убеждения, готовность к деятельности  по охране природы, пропаганде экологических знаний. Экологическая деятельность является способом  и  средством  удовлетворения  экологических потребностей, поддержания окружающей среды в пригодном для существования и развития человека состоянии.

Система экологического образования с использованием деятельностного подхода создана в муниципальном бюджетном учреждении «Айшинская СОШ ЗМР РТ». Экологическая образовательная среда включает коллектив экологически компетентных педагогов, материально-техническую базу, учебно-методическое и дидактическое обеспечение, механизм  взаимодействия с социумом.

Деятельность по экологическому образованию осуществляется на всех ступенях обучения с 1-го по 11-й классы. В школе обучаются 287 человек. Никто не остается в стороне от проводимых мероприятий: будь  то трудовые десанты по очистке территории, конкурс плакатов, рисунков по экологии, либо сбор макулатуры, участие в акциях. Условия школы позволяют организовать тесное взаимодействие между учащимися, родителями,  педагогами, администрацией школы. Директор школы, глава сельского поселения поддерживают коллектив во всех начинаниях и принимают активное участие в реализации мероприятий по экологическому воспитанию учащихся и улучшению экологической обстановки на селе.

Школа имеет большие возможности для реализации деятельностного подхода в плане экологического образования и воспитания: на территории  Айшинского сельского поселения находится Ильинская балка, где произрастают редкие виды растений, а также находится крупнейшая колония серых цапель. Недалеко от Айши в п. Сафоново бьет родник, по территории Айшинского поселения протекает река Сумка.  Важной проблемой, требующей конструктивного решения, является загрязнение бытовым мусором загородных территорий и водоемов вследствие низкой экологической культуры местных жителей и гостей, выезжающих отдохнуть на природу. Уже второй год коллектив учителей и учащихся осуществляет проектную деятельность по проблеме загрязнения территории сельского поселения бытовым мусором.

Цель нашего проекта - привлечение внимания жителей района к проблеме мусора и снижение объема бытовых отходов через формирование экологически грамотного стиля жизни.

Работа ведется по следующим направлениям: формирование экологически грамотного стиля жизни учащихся и родителей, привлечение внимания местного населения к проблеме мусора.

Традиционными стали социальные  акции «Мусору - нет!», «Сохраним чистоту села!». Школа принимает активное участие в акциях «Международный день посадки деревьев», «Марш парков», во Всероссийском Дне защиты от экологической опасности», Дне энергосбережения, Международных днях Земли, воды. Два последних года являемся участниками Всероссийского образовательного проекта «Хранители воды», участниками акции «Нашим рекам – чистые берега». Экологическое воспитание школьников осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время. На уроках трудового обучения  используется  бросовый материал для изготовления поделок. На уроках литературного чтения  воспитывается любовь к родному краю, которая проявляется в стремлении сохранить его красоту и чистоту. Уроки окружающего мира учат детей экологически грамотному стилю жизни. Ребята с удовольствием принимают участие в конкурсах различного масштаба. Ежегодно учащиеся принимают активное участие в муниципальном туре олимпиады по экологии. Интересной идеей стал выпуск газеты «Чистоту – родному селу Айша» где были представлены предложения и призывы учащихся и педагогов  сделать село чище и красивее.

Одним из путей решения проблемы бытовых отходов является вторичное использование вещей, материалов. С этой целью ежегодно проводятся  конкурсы и выставки поделок «Новая жизнь старых вещей». Традиционными стали конкурсы по изготовлению новогодних игрушек, костюмов  из бросового материала.  Ребята с удовольствием изготавливали поделки, увлекли идеей родителей. Из поделок организуются выставки. Лучшие работы были представлены на муниципальном этапе конкурса, фотографии  размещены в Контакте на странице Эко-школы.  Активное участие приняли ребята в конкурсе «Украсим дом… мусором», организованном Волжско-камским природоохранным заповедником.  Ежегодно объявляется акция по сбору макулатуры школьниками. В этом году она приурочена к экологической декаде.

Большое внимание уделяется благоустройству пришкольной территории, очистке территории села и прилегающих к нему территорий от бытового и природного мусора. В трудовых десантах по очистке территории принимает весь ученический, преподавательский коллектив, обслуживающий персонал. К этой работе привлекаются и родители. Субботники, средники стали традиционными в осенний, весенний периоды. В прошлом году в школе был апробирован проект «Школьный двор», цель которого озеленение и благоустройство пришкольной территории. Ребята с удовольствием принимали участие в этом проекте. Презентация пришкольных участков состоялась в канун нового учебного года.  Школа является призером Республиканского конкурса «Я - гражданин России» в номинации Благоустройство территории. Учащиеся школы ведут шефство над родником с. Сафонова, заботятся о его чистоте и красоте.

Мы не в силах остановить экологические катастрофы в мировых масштабах.  Но в наших силах сделать всё от нас зависящее, чтобы сохранить природу родного края и обратить внимание к этой проблеме жителей нашего села, нашего района.

Литература.

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"/ Российская газета - Федеральный выпуск №6693 (122) от 08.06.2015  года.

1. Бурова Л.И. Экологическая практика учащихся начальной школы: Пособие для учителя/ Л. И. Бурова, Г.П.Сеничева, А.В.Сорокина.– Вологда,2004.–72 с.–(ВИРО).

2. Дагбаева Н.Ж. Системный подход к экологическому образованию младших школьников//Начальная школа.–2003.–№ 6.–С.23–26.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет по теме:Системно-деятельностный подход в воспитании как основа ФГОС в начальной школе.

Данный материал носит практическую напрвленность и дает возможность принять участие в педагогическом совете всем членам коллектива. Интересная форма проведения и подведение итогов делают его более зна...

Презентация "Деятельностный подход к формированию экологической культуры младших школьников"

Здесь можно ознакомиться с основными формами деятельностного подхода к формированию экологической культуры младших школьников, своеобразный отчёт о работе педагогов в этом направлении...

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ СЕМЕЙНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА

Статья из сборника методических разработок для Первой Межрегиональной практической конференции "Системно-деятельностный подход в воспитании. Духовно-нравственное развитие и воспитание - главные п...

Системно-деятельностный подход в воспитании как основа ФГОС в начальной школе.

Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, определили новые подходы к содержанию образования (обучения и воспитания), привели к созданию и реализации современной модели образов...

Системно-деятельностный подход в воспитании. Выступление на педагогическом совете школы.

Из опыта работы. О воспитании учащихся. Выступление на педагогическом совете школы....

Буклет "Освоение системно-деятельностного подхода в воспитании"

В данном буклете содержится информация о формах взаимодействия взрослого и ребёнка, в рамках системно-деятельностного подхода...

Системно-деятельностный подход в воспитании по ФГОС.

Презентация рассказывает об опыте работы в начальной школе по использованию системно-деятельностного подхода в воспитании....