Системно-деятельностный подход в воспитании. Выступление на педагогическом совете школы.
методическая разработка (4 класс)

Кашкина Татьяна Михайловна

Из опыта работы. О воспитании учащихся. Выступление на педагогическом совете школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

   2017 г.

«Системно-деятельностный подход

 в  воспитании младшего школьника»

                                          

           «Если вы хотите воспитать – организуйте деятельность»   

                                                                                      А.С.Макаренко                             

 

         В стандарте ФГОС уделяется большое внимание вопросам организации воспитательного процесса в школе и системности в его реализации. Системообразующие направления воспитания (гражданское, патриотическое, нравственное, экологическое и др.) должны «пронизывать» учебный процесс, выходя во внеурочную и внешкольную деятельность, создавая тем самым воспитательное пространство, в котором гармонично развивается личность ребенка.

        Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается Человек, способный выбирать, оценивать, программировать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, в самореализации.

        Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит   совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не передает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с учащимися. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.

        Вспоминая детство, каждый из нас часто воспроизводит события, связанные с жизнью в школьные годы. Добрая память осталась о том учителе, с которым связаны радостные минуты общения, который помогал в решении личностных проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы, так как классный руководитель – связующее звено между учеником, педагогами и родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.

       В школе формируют у детей навыки социализации, которые будут необходимы детям в будущем, и принимать участие в этом процессе, считаю, должна не только школа, но и семья. Насколько человек социализирован к моменту окончания школы, зависит его будущая жизнь. Воспитание должно развивать активную позицию человека в жизни, он не должен оставаться равнодушным и черствым, новому поколению должно быть чуждо безразличие, которого сегодня в нашем обществе с избытком. Если классный руководитель человек творческий, он с интересом и личной заинтересованностью подходит к этому делу. Главный его ориентир – результат, которого он достиг, а это означает уровень успеха в его работе.

         Мои методы работы с классом строятся на основании нескольких основополагающих принципах системно-деятельностного подхода, сотрудничество, открытость и системность. В основе всего этого лежит взаимное уважение, которое строится на основе особенностей каждого участника воспитательного процесса, при этом я обязательно выделяю у каждого ученика его личную «зону успеха». 
        В воспитания и социализации школьника системно - деятельностный подход имеет свои особенности.

       Первая заключена в том, что воспитание как деятельность принципиально не может быть сведено к какому-то одному виду. Оно должно охватывать все виды образовательной деятельности: учебной (в том числе в границах разных образовательных дисциплин), учебно-трудовой, художественной, коммуникативной, спортивной, досуговой и др.

    Вторая особенность в том, что на ребенка оказывают мощное воспитательное и социализирующее влияние (не всегда позитивное) СМИ, Интернет, телевидение, иные источники информации, молодежные сообщества и др.  Уже в младшем школьном возрасте растущий человек тем или иным образом включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности. В содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Задача моя, как классного руководителя, помочь ребенку понять, что есть вечные ценности жизни: добро, искусство, герои России, культура, традиции… Так, участвуя в фольклорном празднике, класс представлял мордовскую народную сказку, татарскую народную игру. Дети с удовольствием к этому готовились.

             Принципов системно-деятельностного подхода достаточно.

Я использую в своей деятельности лишь немногие:

         Принцип субъектности воспитания

         Все занятия с детьми помимо уроков строятся так, чтобы личность духовно развивалась, а в творческие дела, всегда вовлечен весь класс. Организую всевозможные праздники и конкурсы, викторины и интересные проекты. Во всем этом дети принимают самое активное участие.  Ребята выполняют различные роли в зависимости от своих способностей и наклонностей. В конце учебного года делаю слайдовую фотогалерею, дети с удовольствием вспоминают яркие моменты, пережитые ранее. В таких условиях формируется единый, полноценный коллектив. Две галереи уже существует. Сейчас в разработке третья…

        Прежде всего, стараюсь создавать благоприятные условия для каждого ученика, чтобы он мог гармонично развиваться как личность. Поощряю познавательный интерес ребенка, чтобы он стремился получить дополнительные знания, расширял свой кругозор и эрудицию. Стремлюсь создавать условия, при которых творческий потенциал каждого ученика может быть раскрыт.

         В коллективных творческих делах участвуют все ученики. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю своего участия и ответственности. Будь то выпуск газеты или подготовка к конкурсам «Самый классный класс», агитбригад. В результате коллективные творческие дела становятся для всех желанными, понятными, личностно значимыми.

         Принцип обязательной результативности каждого вида деятельности.

         Воспитательная работа в классе направлена на поощрение творчества, самореализации в нем любого учащегося. Участие в творческих конкурсах помогает ребёнку проявить себя и получить заслуженную похвалу от одноклассников и взрослых, даже если не получилось стать победителем. Однако, мои воспитанники нередко становятся призёрами различных творческих конкурсов. И поэтому появляется ещё большее желание поучаствовать в тех или иных мероприятиях. Так, в 3 классе был проведены классные часы «Спешите делать добро», «Любимые животные». А в апреле 2016 года на республиканскомконкурсе «Спешите делать добро» Мещерякова Полина стала призером со своей работой «Гостиная для кошек».

Принцип обогащения, усиления, углубления детского развития.

Провожу классные часы с организацией бесед на темы нравственности, патриотизма – цикл классных часов, посвященных 70-летию Победы, о Суворове и русских солдатах. В юбилейный год Победы уделялось особое внимание патриотическому воспитанию. Был проведен классный час «Письмо прадеду», где учащиеся написали письма своим прадедам и о них самих. Результатом классного часа стала победа сочинения Мещеряковой Полины во Всероссийском конкурсе «Лучший урок письма-2015» в номинации «С чего начинается Родина»: «Из глубины веков. Истории и легенды моей семьи» - 1 место в Мордовии.

     Увидев интерес учащихся, запланировала классные часы по темам: «Дети войны», «Города-герои», «Генералы войны». Экскурсия в мемориальный музей военного и трудового подвига произвела огромное впечатление на детей: параллельно проходила церемония присяги офицерского состава МВД, было внесено знамя, звучал гимн России, а потом ребята моего класса возложили цветы к вечному огню. Все понятно без слов, когда в мороз мальчишки снимают головные уборы, подходя к монументу, где горит вечный огонь…

      Финалом учебного года стало общешкольное мероприятие, подготовленное 3Б классом, посвященное 100-летию со дня рождения Алексея Маресьева. Все ученики начальных классов узнали об известном летчике и его боевом подвиге. Мне казалось, что мои, на тот момент, третьеклассники как-то вытянулись, надев военную форму и исполнив песни о войне. В мероприятии участвовал весь класс. Не скрою, двое ребят отказались одевать военную форму. В глазах я увидела испуг, но никому из ребят этого не выдала. Постепенно класс наполнялся просто солдатами. Я в какой-то момент на один миг увидела в своих мальчиках и девочках детей войны… Все дети глубоко прочувствовали значимость коллективного творческого дела, чему я была просто рада.
Очень важно, чтобы каждый ученик чувствовал сопричастность к проводимому мероприятию, чтобы мог получить опыт, свой собственный, от взаимодействия с социумом. В таких условиях лучше раскрывается потенциал ученика. Именно поэтому любая деятельность класса должна быть содержательной и разнообразной. Дети не любят обтекаемых и пустых занятий, им важно чувствовать результат, и после всего необходимо поощрение. Перед детским коллективом лучше всего ставить увлекательную цель, чтобы она манила их и тянула за собой, подвигая к деятельности.

       Ко дню славянской письменности был проведен классный час «Кирилл и Мефодий», в процессе беседы учащимся было вновь предложено написать письмо, поучаствовав в конкурсе «Лучший урок письма-2016». Результат - работа Кузнеченкова Максима в номинации «С чего начинается Родина»: «Из глубины веков. Истории моей семьи», заняла 2 место в республике. Он писал о своем родственнике – народном писателе Мордовии – Кузьме  Абрамове. В послесловии было отмечено, что в Саранске нет улицы, носящей его имя. За пару дней до получения диплома победителя семья узнает, что в Луховке одной из улиц присвоено имя писателя…

      Март 2017 года. Урок литературного чтения. Прочитано стихотворение К.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете». Начат разговор о детях-героях войны. Ребята вспоминают об Александре Шалохине, прадедушке Полины Мещеряковой. Он был сыном полка, в 14 лет попав к бойцам Красной Армии. Полина вспомнила о сестренке прадедушки, десятилетней Вале, которая была подстрелена фашистским снайпером на территории оккупированной Украины.  Ее, как самую быструю и ловкую посылали к реке, за водой, в то время, когда все прятались от бомбежек в подвалах. Она возвращалась с полным чайником воды и была убита… Дети начали проводить аналогию с современными событиями в Украине, вспомнили доктора Лизу… Вот такой получился урок литературного чтения 2 марта…

      Принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых.

В современном мире дети большую часть времени проводят перед монитором, играют в электронные игры, и живое общение и подвижные игры на улице в явном дефиците. Но, я заметила, что дети хотят быть полезными для окружающих, и их нужно вовлекать во внеурочную деятельность.  Например, совместное дело по изготовлению мальчиками шляпок для девочек сплотило ребят. Два дня после уроков мальчики усердно работали, у некоторых даже открылось второе дыхание. А кто-то преодолевая обычную лень не хотел показаться таковым. Преодолев все трудности мальчики с успехом довели заданное дело до конца. А на вручении шляпок, наутро еще исполнили серенаду для девочек. Их хватило на все! Думаю, что классный руководитель должен задавать своим воспитанникам высокую планку для самореализации, саморазвития. Будут найдены точки соприкосновения в общении с детьми. Так вот после серенады Адель попросил слово, и прочитал для меня стихотворение с благодарностью за заботу о нем и словами признания меня, как учителя. Это был самый лучший подарок в моей жизни, поверьте.

Принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности.

       Деятельность должна быть социально-значимой и общественно-полезной. Отличным выходом из положения по устранению дефицита общения могут стать занятия после уроков, например, проведение конкурсов, праздников, викторин, проектов.

      Деятельностный подход предполагает открытие перед ребёнком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности, учить ребёнка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства её достижения. Помогать ребёнку, сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

       Золотые правила системно-деятельностного подхода:

  • Подари ребёнку радость творчества, осознание авторского голоса.
  • Веди ребёнка от собственного опыта к общественному.
  • Будь не «над», а «рядом».
  • Радуйся вопросу, но отвечать не спеши.
  • Учи анализировать каждый этап работы.
  • Критикуя, стимулируй активность ребёнка.

         P.S.  Л.Н.Толстой писал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». 
       Учитель - это самый трудный субъект при переходе на системно-деятельностный подход, как признают авторы проекта. Ему, преподавателю, давно пора бы перестать быть носителем знаний, их механическим транслятором, распределителем. Нужно ставить перед учеником проблему, чтобы он сделал для себя открытие, пусть маленькое, но свое. Это поистине задача из задач.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Системно- деятельностный подход в воспитании младшего школьника

Слайд 2

Системно- деятельностный подход Системный подход - это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике

Слайд 3

Принципы системно- деятельностного подхода: п ринцип субъективности воспитания; п ринцип обязательной результативности каждого вида деятельности; п ринцип обогащения, усиления и углубления детского развития; п ринцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых; п ринцип проектирования, конструирования и создания; ситуации воспитывающей деятельности.

Слайд 4

Работа над проектом «Времена года»

Слайд 5

День здоровья

Слайд 6

Классный час «Города-герои»

Слайд 7

Новогодняя сказка «Волк и с емеро козлят»

Слайд 8

Юные кукловоды

Слайд 9

Классный час «Осень в гости п росим»

Слайд 10

После экскурсии в музей

Слайд 11

Мордовская народная сказка

Слайд 12

После выступления…

Слайд 13

Конкурс агитбригад

Слайд 14

К рейсу готовы

Слайд 15

На смотре с троя и песни

Слайд 16

Конкурс рисунка на асфальте

Слайд 17

Подруги

Слайд 18

Победный май

Слайд 19

Выпуск стенгазеты к 8 марта

Слайд 20

Очаровательные шляпки

Слайд 21

Золотые правила системно- деятельностного подхода: Подари ребёнку радость творчества, осознание авторского голоса. Веди ребёнка от собственного опыта к общественному. Будь не «над», а «рядом». Радуйся вопросу, но отвечать не спеши. Учи анализировать каждый этап работы. Критикуя, стимулируй активность ребёнка.

Слайд 22

Выступление учителя начальных классов Кашкиной т.М . на педагогическом совете МОУ «СОШ №40» г.о . Саранск, 2017 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете школы "Системно-деятельностный подход".

Выступление на педагогическом совете школы "Системно-деятельностный подход"....

Выступление на педагогическом совете школы": «Проектирование урока с применением технологии деятельностного подхода»

Деятельностныйметод обученияОсновной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельностиОсновная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие....

"Проектная деятельность в начальной школе" Выступление на педагогическом совете школы.

Проектная деятельность - важное направление деятельности в сответствии с ФГОС, которое основывается на идее о направленности учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при реш...

Выступление на педагогическом совете школы по теме: «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЧНЫХ НАВЫКОВ ВЫЧИСЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ».

  Формирование вычислительных навыков – одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе.Программы по математике  включают большой интересный ...

Выступление на педагогическом совете школы на тему: Дифференцированное обучение и индивидуальный подход к учащимся во внеурочной работе.

Выступление на педагогическом совете школы на тему: Дифференцированное обучение и индивидуальный подход к учащимся во внеурочной работе....