Выступление на педагогическом совете школы": «Проектирование урока с применением технологии деятельностного подхода»
методическая разработка (4 класс) на тему

Буданчикова Ирина Геннадьевна

Деятельностный
метод обучения

Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.  

Деятельностный -метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. 

Скачать:


Подписи к слайдам:

Образовательные технологии в рамках системно-деятельностного подхода

Основные задачи современного образования:не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь; работать в команде; способность к самоизменению и самореализации.
Системно-деятельностный подход обеспечивает системное включение ребенка в процесс самостоятельного построения им нового знания
Системно-деятельностный подход
Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие
Ключевые словадеятельностного подхода:ИСКАТЬДУМАТЬСОТРУДНИЧАТЬПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛОАДАПТИРОВАТЬСЯ
метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности
Деятельностный метод обучения
Характерная черта технологии деятельностного метода обучения - способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
Роль ученика
I шаг учебной деятельности (чему надо научиться)
II шаг учебной деятельности (приобрести новые способности)
Структура учебной деятельности в ТДМ
затруднение
Актуализация знаний
Пробное действие
Реализация знаний
П
рефлексия
ИИсследование места затруднения
ККритика (исследование причиы затруднения)
П Проект выхода из затруднения на основании анализа з тапа актуализации
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Цель: мотивирование (самоопределить) учащихся к учебной деятельности. «надо» «хочу» «могу»Организация этапа (1-2 мин):1) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо») УУД: регулятивные, коммуникативные;2) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу») УУД: личностные.3) устанавливаются тематические рамки («могу»).
Цель: подготовить мышление учащихся к последующим шагам учебной деятельности и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.Организация этапа (5-7 минут ; 2-4 задания):актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их вербальная и знаковая фиксация и обобщение; УУД : регулятивные;актуализация мыслительных операций и познавательных процессов, достаточных для построения нового знания; УУД : познавательные;3) мотивация к пробному учебному действию ( «надо» - «хочу» – «могу») и его самостоятельное осуществление;фиксация каждым учащимся индивидуального затруднения в выполнении пробного учебного действия или его обосновании; УУД : познавательные, регулятивные;5) выход в пространство рефлексии пробного действия.
Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести их к выявлению места и причины затруднения.Результат этапа – выявление учащимися места и причины затруднения, т.е. того, какого способа действий им не хватает, «чего они не знают». УУД : познавательные.
Сознательная постановка цели своей учебной деятельности
Устранение причины возникшего затруднения
Переход к проектированию путей реализации поставленной цели
Цель: построить проект выхода из затруднения. Организация этапа: на данном этапе учащиеся в коммуникативной форме строят проект будущих учебных действий; УУД : регулятивные : согласовывают тему урока;ставят цель (целью является формирование знания нового способа и умения им пользоваться); определяют состав и последовательность учебных действий; УУД : познавательные; регулятивные; устанавливают сроки; выбирают способ (дополнение или уточнение); определяют средства – алгоритмы, модели, учебник и т.д. УУД : познавательные.
Цель: реализовать построенный проектОрганизация этапа:построить новое знание (способ действия) в соответствии со своим планом в установленные сроки выбранными способами и средствами; УУД : коммуникативные, познавательные;2) зафиксировать построенное новое знание в речи и знаково (с помощью эталона);3) организовать решение исходной задачи, данной для пробного действия;4) зафиксировать преодоление затруднения; 5) уточнить общий характер нового знания; УУД : познавательные;.
Цель: организовать усвоение детьми нового знания при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи.Организация этапа:1) оформление в мышлении (усвоение) построенного способа действий;2) решение типовых заданий в форме коммуникативного взаимодействия (сначала фронтально, затем в группах и в парах с проговариванием алгоритма решения вслух);рефлексия того, что и как делается и всё ли понятно; УУД : коммуникативные;.
Цель: организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новое знание в типовых ситуациях.Организация этапа (индивидуальная форма работы): 1) учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа; 2) выполняют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном; 3) рефлексия хода реализации контрольных процедур; 4) самооценка усвоения нового знания(что уже достигнуто, а что – пока ещё нет); 5) планирование коррекционных мер (при необходимости); 6) создание ситуации успеха (достижения учащихся), мотивирующая к дальнейшей самостоятельной учебной работе; УУД : регулятивные; познавательные.
Цель:1) выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний; 2) повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности. Организация этапа:1) Уточняются существенные особенности нового знания;2)Устанавливается, в каких известных типах заданий может быть использовано новое знание;Выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг; УУД : регулятивные.
Цель: организация рефлексии и самооценки учениками своей учебной деятельности на уроке.Организация этапа:фиксируется изученное учебное содержание; УУД : познавательные;2) организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности; УУД : познавательные; коммуникативные; регулятивные;3) организуется рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; УУД : познавательные;4) фиксируются неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности; УУД : регулятивные;5) согласовывается домашнее задание; УУД : регулятивные.
Включает в себя две части:1) Обязательную часть – посильную для каждого ребёнка, небольшую по объёму (по нормам САНПиНА), на вариативной основе, с творческим компонентом;2) Необязательную часть – одно задание (лучше по выбору) творческого уровня (то есть метод выполнения которого не изучался).
Фрагмент урока математики 3 класс (Введение новых знаний) по теме: «Умножение двузначного числа на однозначное»
1 этап. Мотивация(самоопределение) к учебной деятельности.Цель: мотивировать (самоопределить учащихся к учебной деятельности.
Организация учебного процесса на данном этапе.( форма работы - фронтальная)Как вы думаете, лучше работать: по одному или в группе? (Как правило дети выбирают групповую форму работы)У нас сегодня будут разные виды работ: будет и работа в группах, потому что «Один ум – хорошо, а … ( Дети: « …. два лучше!»)- Это и будет девизом нашего урока. 2) Проверка домашнего задания. (Дети выполняли д/з по учебнику на стр. 74 №7, которое звучит так: «Составь все возможные равенства из чисел 80, 6, 480. Пользуясь ими, повтори правила умножения и деления на круглые числа.» Кроме того им были даны карточки с выражениями: а) (4+5)Х7 Б) (6+9)Х5 И предлагалось найти значение выражений, используя распределительное свойство умножения.
2 этап. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии..
Цель: 1. Актуализация известных способов действий, достаточных для построения нового знания, их вербальная (в речи) и знаковая (эталон) фиксация и обобщение.2. Актуализация мыслительных операций и познавательных процессов, достаточных для построения нового знания.3. Мотивация к пробному учебному действию и его самостоятельному осуществлению.4. Фиксация учащимися индивидуальных затруднений и выполнение пробного учебного действия. Организация учебного процесса на этапе 2.Форма работы – фронтальная.
Актуализация знания правила умножения круглых чисел.- Какие выражения составили? (Дети устно проговаривают: 80 Х 6 = 480, 6 Х 80 = 480, 480 : 6 = 80, 480 : 80 = 6)- Как найти произведение круглых чисел? ( Можно выполнить умножение не глядяна нули, а потом приписать столько нулей, сколько в обоих множителях вместе.) На доску помещается правило умножения круглых чисел.Это правило пригодится вам на уроке.2 Актуализация знания распределительного свойства умножения.Проверяется второе задание из д/з : а) (4 + 5) Х 7 =63 б) (6 + 9) Х 5 = 75 (в случае необходимости исправляются ошибки)- Чем выражен первый множитель в каждом выражении?
Какое свойство умножения применяли? Как оно звучит? ( Чтобы умножить сумму на число, можно каждое слагаемое умножить на это число и полученные результаты сложить.) Это свойство умножения нам тоже сегодня пригодится. (на доску помещается эталон характеризующий распределительное свойство умножения ( А + В ) + С = А Х С + В Х С )3. представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. ( 63 и 75 )На доске помещается текст правила:« Любое двузначное число можно представить в виде разрядных слагаемых.»Это утверждение необходимо помнить нам сегодня на уроке.4. Создание затруднения в индивидуальной деятельности.Запишите в тетрадь выражения и через 10 секунд дайте ответ. 6 Х 4 = ? (24) 80 Х 4 = ? (320) 86 Х 4 = ? ( индивидуальное затруднение, проблема) ( возможно , что кто-то из детей даст правильный ответ. Тогда предлагаем всем подумать, как он пришёл к этому результату и проверить, прав ли он.)
3 этап. Постановка проблемы.
Цель. 1. Восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение; 2. Соотнести свои действия с используемым способом действия и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания и умения, которых недостаёт для решения исходной задачиОрганизация учебного процесса на этапе 3. Форма работы – фронтальная.
- Почему с первыми двумя выражениями вы справились быстро, а с третьим – нет? ( Не решали такие выражения)- Где возникло затруднение? (При умножении двузначного числа на однозначное)Чем это задание отличается от предыдущих? ( В первых двух случаях мы знали способ действия, а в третьем - нет.)
4 этап. Построения выхода из затруднения ( цель, тема, способ, план).Цель: построить проект выхода из затруднения.Организация учебного процесса на этапе 4Форма работы – фронтальная.
- Какую цель нам надо поставить? (Научиться умножать двузначные числа на однозначные)- Как бы вы предложили сформулировать тему урока? (Умножение двузначного числа на однозначное.)Тема и цель урока появляется на доске.
5 Этап. Реализация построенного проектаЦель: 1. Организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;2. Зафиксировать построенный способ действия в речи и знаках ( с помощью эталона)3. Организовать решение исходной задачи, данной для пробного действия и зафиксировать преодоление затруднения;4. Уточнить общий характер нового знания.Организация учебного процесса на этапе 5форма работы - групповая
- Давайте ещё раз посмотрим, какие правила повторили мы в начале урока.- Используя их попробуем самостоятельно вывести правило умножения двузначного числа на однозначное, применяя имеющиеся у нас знания ( Дети работают в группах.А) Тем группам, в которых сразу наметилась ситуация успеха, учитель даёт возможность вывести правило самостоятельно.Б) Там, где идей нет, приводится подходящий диалог:- Какие правила повторяли в начала урока?( перечислить с опорой на эталон)- Можем применить распределительное свойство умножения? ( Нет. Нет суммы) - Можно применить правило умножения круглых чисел?( Нет. Нет круглых чисел)- Можем представить двузначное число в виде суммы разрядных слагаемых? ( Да)- Какое получилось выражение?( 80 + 6) Х 4 Мы умеем умножать сумму на число? (Да) Далее работа продолжается самостоятельно.
( Представитель группы, которая первая нашла верное решение решает пример на доске, пошагово проговаривая новый способ действия Решение служит подробным образцом, с которым остальные сравнивают свою работу.) Вывод правила умножения двузначного числа на однозначноеКакой вы сделали первый шаг? ( Представили первый множитель в виде разрядных слагаемых.)Второй шаг? ( Применили распределительное свойство умножения.)Сформулируйте правило, используя свои ответы.Чтобы умножить двузначное число на однозначное, надо представить двузначное число в виде суммы разрядных слагаемых и применить распределительное свойство умножения.Правило помещается на доску.
6 этап Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.Цель: Организовать усвоение нового способа действия при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи.( работа в парах)
Может применяться при изучении любого предметаОрганично сочетается с различными современными образовательными технологиямиОбеспечивает включение детей в деятельностьСоздаёт благоприятные условия для разноуровневого обученияОбеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий
Преимущества деятельностного метода обучения
Способствует формированию ключевых компетентностей учащихся: - готовность к разрешению проблем, - технологическая компетентность, - готовность к самообразованию, - готовность к использованию информационных ресурсов, - готовность к социальному взаимодействию, - коммуникативная компетентность.
Преимущества деятельностного метода обучения
Преимущества деятельностного метода обучения
Позволяет осуществлять:- формирование мышления через обучение деятельности (самоопределение, осознанное построение своей деятельности по достижению цели -самореализация, адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов - рефлексия);- формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;- формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете школы "Системно-деятельностный подход".

Выступление на педагогическом совете школы "Системно-деятельностный подход"....

Выступление на педагогических чтениях "Формирование УУД на основе системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон в контексте реализации ФГОС"

Выступление на педагогических чтениях "Формирование УУД на основе системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон в контексте реализации ФГОС"...

Системно-деятельностный подход в воспитании. Выступление на педагогическом совете школы.

Из опыта работы. О воспитании учащихся. Выступление на педагогическом совете школы....

Выступление на педагогическом совете: «Здоровьесбережение на уроках в начальной школе»

Выступление на педагогическом совете: «Здоровьесбережение на уроках  в начальной школе»...

Выступление на педагогическом совете школы на тему: Дифференцированное обучение и индивидуальный подход к учащимся во внеурочной работе.

Выступление на педагогическом совете школы на тему: Дифференцированное обучение и индивидуальный подход к учащимся во внеурочной работе....

Проектирование урока в системно - деятельностном подходе. Из опыта работы учителя начальных классов Горбачёвой Светланы Викторовны

Учебная деятельность – это процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменение старых. Предметы науки и культуры – это особые предметы, с которыми надо научить...