НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ
статья (1 класс) на тему

Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. Чтобы сохранить уровень компетентности, необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Непрерывное образование становится потребностью.

Педагоги могут помочь родителям совместными усилиями найти наиболее эффективные способы решения возникающих проблем. Но для этого педагогам нужно сначала вовлечь родителей в совместную работу, установить с ними доверительные отношения и тесное сотрудничество. Для максимальной эффективности такого сотрудничества недостаточно простого информативного монологического общения, нужно стремиться к ведению равноправного диалога с семьями обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon netraditsionnye_formy_org-tsii_rod.sobr_._.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. Чтобы сохранить уровень компетентности, необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Непрерывное образование становится потребностью.

Педагоги могут помочь родителям совместными усилиями найти наиболее эффективные способы решения возникающих проблем. Но для этого педагогам нужно сначала вовлечь родителей в совместную работу, установить с ними доверительные отношения и тесное сотрудничество. Для максимальной эффективности такого сотрудничества недостаточно простого информативного монологического общения, нужно стремиться к ведению равноправного диалога с семьями обучающихся.

Семья сегодня переживает громадные экономические и духовные трудности: отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной национальной проблемой. Ведь далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка. Вот почему главные усилия всего педагогического коллектива должны быть направлены на:

- улучшение семейного микроклимата;

- формирование положительных взаимоотношений в семье;

- повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения;

- формирование совместными усилиями полноценной личности ребенка.  

Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьей.

Основной формой работы педагога с родителями являются родительские собрания. Они проводятся с обязательным монологом педагога, включающим в себя, как правило, оценку ребенка. При этом опыт родителей полностью игнорируется.

 Создание единой воспитательной среды необходимо для раскрытия потенциальных возможностей каждого школьника. Именно поэтому необходимо сотрудничество, общение на равных - такое взаимодействие педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать. Родители могут выступать в роли ассистентов, помощников при проведении какого-либо вида деятельности с детьми, в роли экспертов (если педагог готовит урок по теме, которой хорошо владеет родитель), в роли консультантов, в роли организаторов мероприятия и др.

От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства обучения.

Родительские собрания  могут быть:

- организационными (обсуждение задач на новый учебный год)

- тематическими (посвящены актуальным проблемам воспитания, обучения и развития школьника)

- итоговыми (подведение итогов, результатов образовательной работы за год)

Основные цели родительских собраний:

- Повысить психологическую и педагогическую компетентность родителей в области воспитания и взаимодействия с детьми;

- Привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству: совместно решать задачи адаптации, развития, воспитания и обучения детей (выработать коллективные решения и единые требования к воспитанию детей в школе и семье);

-  Содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению их в жизнедеятельность ОУ;

- Пропагандировать опыт успешного семейного воспитания, предотвращать возможность совершения родителями неверных действий по отношению к ребенку. 

На собрании не стоит делать:

- Осуждать отсутствующих родителей за их неявку на собрание.

- Сравнивать успехи отдельных детей с упоминанием их фамилий.

- Давать негативную оценку всему классу.

- Использовать для общения с родителями назидательный тон.

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные  формы.  Главное - донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями  школьников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы».

В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм. Выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые,  познавательные, наглядно-информационные.

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого школьника, общекультурном уровне его родителей, наличие у них необходимых педагогических знаний, отношение в семье к ребёнку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального личностно-ориентированного подхода к ребёнку в условиях образовательного учреждения.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать тёплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм относятся проведение педагогами совместных   праздников и досугов, как «Встреча нового года», «Рождественские забавы», «Масленица» и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт, сблизить участников педагогического процесса. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьёй предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приёмам воспитания для формирования у родителей практических навыков. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнёра по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные. Например, это может быть проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле чудес» и других.

Таким образом, познавательные формы организации общения педагогов и родителей призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание и развитие ребёнка в условиях семьи, развивают рефлексию.

Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера. Родительский вечер - это праздник общения с родителями друзей твоего ребенка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка. Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, отсутствие назидательности, добрый юмор и желание поделиться своим умением способствуют тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах, спрашивают совет, предлагают помощь и поддержку тем, кто в них нуждается.

В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали родительские тренинги.

Родительские тренинги - это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка.

В родительских тренингах должны участвовать по возможности оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставят себя ждать. Такой тренинг называется тренингом родительской эффективности.

Помимо тренингов хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг.

Родительские ринги - одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Некоторые из родителей считают, что их методы воспитания истинны и не подлежат сомнению и коррекции со стороны педагога. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.

Собрание «Мастер – класс»  - собрание, на котором родители могут провести мастер класс, демонстрируя свои достижения в области воспитания и развития детей.

Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребёнка, что именно такой подход к организации системы в работе с родителями:                                                                                                                

- помогает формировать уважение к профессиональной деятельности педагога;

- подчеркнёт значительность встреч педагога с родителями

- будет стимулировать их интерес к образовательному учреждению и культуре  родительского взаимодействия друг с другом.

На родительском собрании можно применять различные интерактивные методы: работа в мини-группах, дискуссии, деловые, ролевые, имитационные игры, анкетирование.

Мини-группы обеспечивают достаточно высокий уровень безопасности для родителей: высказать свое мнение в маленькой группе, связанной общей деятельностью, гораздо проще. В мини-группах родители непосредственно взаимодействуют друг с другом, что позволяет им лучше познакомиться, поделиться родительским опытом, наладить более прочные контакты. Оптимальное количество в одной группе – 5-6 человек. При увеличении группы может возрастать пассивность ее участников.

В процессе деловых  игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Примерными темами игр могут стать: «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он?».

Важную роль в интерактивном взаимодействии играют имитационные и ролевые игры.

Имитационные игры помогают моделировать конкретные ситуации, произошедшие в реальности, обстановку и условия протекания этих событий.

Ролевая игра дает возможность для получения новых знаний, выявления неосвещенных вопросов; развивает творческие способности; способствует развитию навыков участия в дискуссии, сотрудничества в достижении поставленной цели; а также формирует толерантное отношение к другим мнениям. Ролевая игра позволяет отработать тактику поведения, действий конкретного лица в воображаемой ситуации. Предлагаемые ситуации должны быть подобраны с учетом конкретной группы родителей. Родителям даются установки, как себя вести в соответствии с ролью, что дает возможность продемонстрировать разные стили поведения родителей, в том числе и нежелательные, лучше понять чувства ребенка.

Однако следует помнить, что проведение ролевых и имитационных игр возможно только в том случае, если между педагогом и родителями существует доверие.

Для того чтобы применение активных методов на родительском собрании было эффективным, необходимо учитывать некоторые условия:

1. Обеспечить безопасность участников. Педагог  не должен оценивать правильность или неправильность родительских мнений и установок. Особо следует отмечать ценность обратной связи, полученной от родителей: «Очень важно, что вы об этом сказали». Некоторые родители при участии в играх или дискуссиях могут чувствовать неловкость, которая маскируется смехом или оппозиционными реакциями.

2. Заинтересовать родителей. Нужно объяснить родителям, что интерактивные методы помогут лучше понять, прожить какие-то ситуации повседневной  жизни, применить полученные знания.

3. Организовать пространство. 

4. Предупредить родителей заранее. Сообщить о том, что на собрании будут применяться новые формы взаимодействия, можно различными способами (например, подготовить письменные приглашения и передать их с детьми).

5. Выбрать оптимальное время на родительском собрании для применения активных форм взаимодействия.  Время это обычно ограничивается 20-30 минутами. Если родители ранее не принимали участия в такой работе, то имеет смысл начинать с небольших по времени заданий, постепенно увеличивая их длительность.

Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей становятся, все более актуальны, востребованы как родительским, так и педагогическим сообществом. Значимость работы педагогов с родителями  не только в установлении контактов, но и в том, что благодаря созданной таким образом благоприятной эмоциональной почве родители лучше воспринимают советы педагога, становятся более откровенными, открытыми для восприятия помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нетрадиционные формы организации уроков гимнастики в начальном звене»

Хочется надеться, что материалы данной статьи помогут учителям физической культуры не только в проведении уроков физкультуры в начальной шк...

Использование нетрадиционных форм организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.

Охранение и укрепление здоровья учащихся; cовершенствование процесса физического воспитания и пропаганды здорового образа жизнидополнительное образование детей в области физической культуры...

Нетрадиционные формы организации урока

Выступление на научно-практической конференции (конспект и презентация)...

Нетрадиционные формы организации воспитательной работы.

Содержание нетрадиционных форм организации воспитательной работы в школе....

Нетрадиционные формы организации уроков

Данный материал подробно знакомит с нетрадиционным подходом в организации уроков с целью поддержания мотивации к обучению у обучающихся...

Нетрадиционные формы проведения родительского собрания.

Мастер-класс по нетрадиционным формам родительского собрания (конспект)....