Внеурочная деятельность "Студия творчества" 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_1klass_studiya_tvorchestva.docx41.03 КБ

Предварительный просмотр:

       муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа с углубленным

изучением отдельных предметов № 3»

СОГЛАСОВАНА

на заседании МО

Протокол № 1

от  «29» августа 2016г.

Руководитель МО

______/Сергеева Е.И.

РАССМОТРЕНА

на заседании МС

Протокол № 1

от «30» августа 2016 г.

Руководитель  МС

_____/ Зеленская М.В.

ПРИНЯТА

на заседании ПС

Протокол №1

от «31»  августа 2016 г.

УТВЕРЖДЕНА

Директор МБОУ «Средняя      общеобразовательная

 школа №3»

_______/Горяинова И.П.

приказ №___

от «___»  сентября 2016 г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

художественно-эстетического направления

« Студия творчества»

1 В класс

2016 - 2017 учебный год

                                                       

Учитель: Одинокова Б. О.

Пояснительная  записка

Нормативно - правовой базой разработки программы  являются:

 - Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 статья 12).

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ 6 декабря 2009 года № 373

- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03- 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- Санитарно-эпидемиологические требования  к условиям и организации  обучения в общеобразовательных учреждениях – СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года № 189;

- Серия «Стандарты второго поколения»  «Организация внеурочной деятельности школьников:  методический конструктор»  П.В.Степанов, Д.В. Григорьев. М. Издательство Просвещение,  2010 год.

На современном этапе развития образования и воспитания очень важно, чтобы в стремительном потоке изменения нашего общества не потерять богатство и уникальность накопленного поколениями опыта, сформировавшего духовную культуру нации и всего человечества, т.е. актуальными и значимыми в процессе воспитания и образования остаются предметы художественно-эстетического цикла.

Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности. Необходимо также учитывать принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка, о которых педагоги еще два-три десятилетия назад даже не догадывались. Учет этих условий требует существенной корректировки подходов к организации воспитания и социализации обучающихся.

Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих табу в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления. Ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.

С каждым годом становится все больше детей, которые не знают и не любят читать сказки, отечественным детским художественным и мультипликационным фильмам предпочитают американские, японские и т.д., среди которых есть, безусловно, и высокохудожественные, но большинство не отличаются ни эстетикой, ни нравственностью.

Общая характеристика программы внеурочной деятельности

Актуальность программы. Современные дети, приходя в 1 класс, умеют читать, владеют компьютером, имеют достаточно широкий для своего возраста кругозор. Но общаться они не умеют, часто конфликтуют по незначительным причинам, глухи к чужим переживаниям. Им одиноко в мире людей, а комфортно лишь в виртуальном мире: любимое занятие первоклассника – компьютерные игры. Дети не любят читать, не знают сказок, не умеют фантазировать по поводу прочитанного. А ведь сказки – это народная мудрость, уроки добра и человечности, именно сказки учат жизни. Не зря говорят: “Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”. Поэтому целью программы кружка “В гостях у сказки” стало нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание, развитие у учащихся эстетического восприятия, воображения, внимания, мышления, способствующих успешному формированию гармоничной личности младшего школьника.

Предлагаемый курс внеурочной деятельности «Студия творчества»  включает в себя литературное чтение и слушание, изобразительное и театральное искусство.

Учебный материал курса предусматривает реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей и воспитывающей. В интегрированный курс включены такие виды деятельности, как чтение, слушание, рисование, лепка, конструирование, дидактическая и ролевая игра, инсценировка, неоднократный просмотр видеофрагментов с последующим озвучиванием.

Цель программы:

- подробное изучение литературного жанра – сказки;

- развитие познавательных процессов (воображения, внимания, памяти, мышления), развитие речи посредством изучения сказок;

- формирование личностных качеств, нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста на примере сказок.

Задачи программы:

- воспитание доброты, трудолюбия, отзывчивости;

- воспитание любви к природе, к своим близким, к своей родине;

- формирование активной жизненной позиции;

- развитие прикладных умений и навыков;

- развитие мелкой моторики;

- развитие устной речи, навыков общения;

- воспитание активной жизненной позиции, культуры поведения.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

 - занимательность;

 - сознательность и активность;

 - наглядность;

 - доступность;

 - связь теории с практикой;

 - деятельностный подход;

 -личностно-ориентированный подход.

Структура занятий:

1. Беседа, рассказ учителя.

2.Слушание, просмотр.

3.Различные виды чтения.

4.Озвучивание героев, пантомима, инсценировка.

5. Устный журнал, театрализация.

6. Лепка из пластилина, соленого теста, глины.

7. Иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций.

8. Конкурсы, викторины.

9. Творческая работа: составление сказок, загадок, ребусов, создание книжек-малышек.

 Описание места внеурочной деятельности в учебном плане

Программа составлена для 7-8-летних детей сроком на 1 учебный год из расчета 2 часа в неделю.

Межпредметные связи на занятиях:

- с уроками литературного чтения: слушание и различные виды чтения, пересказ, инсценирование;

- с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование сказок, оформление книжек-самоделок и других творческих  работ, участие в выставках рисунков при защите проектов; 

- с уроками технологии: изготовление поделок к сказкам, различных элементов по темам проектов.

Личностные,  метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности

Результаты

Формируемые  умения

Средства формирования

Личностные

- Формирование у детей мотивации к обучению, помощь им в самоорганизации и саморазвитии;

- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания,

- развитие критического и творческого мышления.

- Организация на занятии парно-групповой работы.

Регулятивные

- Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

- В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- преобразовывать практическую задачу

в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные

- Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы;

- основам смыслового чтения художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

- Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Коммуникативные

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

- Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников.

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности

К концу обучения обучающиеся будут знать:

- популярные русские народные сказки;

- сказки отечественных авторов;

- признаки сказки как жанра;

- виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных)

- правила работы с красками, пластилином, ножницами.

К концу обучения обучающиеся будут уметь:

- слушать, осознанно читать и отвечать на вопросы;

- иллюстрировать услышанное или прочитанное;

- пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;

- передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки;

- определять главную мысль сказки и поучительную ценность;

- работать в паре, в группе, уметь договариваться, учитывать мнение других.

Содержание программы внеурочной деятельности

Курс внеурочной деятельности «Студия творчества»  включает в себя два раздела: «Русская народная сказка», «Сказки русских писателей».

Раздел: «Русская народная сказка»

Русская народная сказка «Колобок». (Слушание, рассказывание сказки, словесное рисование героев сказки, лепка колобка.) 

Русская народная сказка «Теремок». Слушание, рассказывание, инсценировка.

Русская народная сказка «Репка». Слушание, инсценировка, рисование с помощью трафарета.

Русская народная сказка «Волк и лиса». Презентация, слушание, лепка из пластилина, рисование пальчиками.

Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк». Слушание, рассказывание сказки, рассматривание иллюстраций к сказке.

Русская народная сказка «По щучьему веленью». Просмотр мультфильма, чтение, иллюстрирование.

Русская народная сказка «Лиса и журавль». Чтение, инсценировка, иллюстрирование.

Русская народная сказка «Рукодельница и ленивица». Слушание, лепка из пластилина колодца и ведерка, пересказ.

Русская народная сказка «Снегурочка». Слушание, рассказывание сказки, словесное рисование героев сказки.

Русская народная сказка «Три медведя». Слушание, рассказывание сказки, ролевая игра.

Русская народная сказка «Сивка- Бурка». Слушание, рассказывание сказки, рассматривание иллюстраций к сказке.

Русская народная сказка «Маша и медведь». Слушание, пересказ, рисование свечкой и акварелью. Ролевая игра.

Русская народная сказка «Мальчик с пальчик». Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки.

Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть». Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки.

Русская народная сказка «Гуси-лебеди». Рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр.

Русская народная сказка «Финист Ясный Сокол». Слушание, рассказывание сказки, подбор иллюстраций.

Русская народная сказка «Каша из топора». Слушание, чтение, иллюстрирование, рисование свечкой и акварелью.

Русская народная сказка «Летучий корабль». Слушание, рассказывание сказки, рассматривание иллюстраций к сказке.

Русская народная сказка «Кот и лиса». Чтение, краткий пересказ, рисование жидкой гуашью путем набрызга – животные.

Русская народная сказка «У страха глаза велики». Слушание, рассказывание сказки, ролевая игра.

Русская народная сказка «Лягушка-царевна». Рассказывание, чтение, аппликация.

Русская народная сказка «Чудесная рубашка». Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки.

Русская народная сказка «Морозко». Слушание, чтение, ролевая игра.

Русская народная сказка «Медведь – липовая нога». Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки.

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Слушание, чтение, краткий пересказ, рисование с натуры лица восковыми мелками.

Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок». Слушание, рассказывание сказки, рассматривание иллюстраций к сказке.

 Русская народная сказка «Хаврошечка». Чтение, рисование жидкой гуашью путем набрызга – цветы на поляне.

Интерактивная игра «В мире сказок». Проект «В гостях у русской  народной сказки». Проведение викторины и выставка поделок сказочных персонажей (по выбору детей).

Раздел «Сказки русских писателей».

А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе  Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Просмотр мультфильма, выборочный пересказ, заучивание отрывков из текста.

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Просмотр мультфильма, выборочный пересказ, подбор иллюстраций к сказке.

А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Просмотр мультфильма, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки.

С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек». Слушание, чтение, иллюстрирование.

В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». Рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр.

В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница». Слушание, выборочный пересказ, создание книжки-малышки.

Л. Н. Толстой.  «Липунюшка». Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина.

Л. Н. Толстой. «Царь и рубашка». Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина.

Д. Н. Мамин - Сибиряк. «Аленушкины сказки». «Сказка про храброго Зайца—длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Рассказывание, чтение, лепка, инсценировка отрывков сказки.

Д. Н. Мамин - Сибиряк. «Серая Шейка» Слушание, выборочный пересказ, подбор иллюстраций к сказке.

Сказки К. И. Чуковского. «Муха-цокотуха». «Мойдодыр». Просмотр мультфильмов, слушание, выборочный пересказ, заучивание отрывков из текста.

П. П. Бажов. «Серебряное копытце». Слушание, выборочный пересказ, создание книжки-малышки.

С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев». Просмотр мультфильма, рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр.

А. П. Гайдар. «Сказка о Мальчише - Кибальчише и его твердом слове». Слушание, чтение, иллюстрирование.

В. В. Бианки.  «Как Муравьишка домой спешил». Слушание, выборочный пересказ, создание книжки-малышки.

В. В. Бианки. «Чей нос лучше?» Слушание, выборочный пересказ, подбор иллюстраций.

Л. Пантелеев. «Две лягушки». Слушание, выборочный пересказ, инсценировка.

Праздник сказок. Проект «В гостях у сказки». Проведение викторины и спектакля (по выбору детей).

п/п

Дата

Тема занятий

план

факт

Русская народная сказка

1-2

Русская народная сказка «Колобок»

3-4

Русская народная сказка «Теремок»

5-6

Русская народная сказка «Репка»

7-8

Русская народная сказка «Волк и лиса»

9-10

Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк»

11

Русская народная сказка «По щучьему веленью»

12

Русская народная сказка «Лиса и журавль»

13

Русская народная сказка «Рукодельница и ленивица»

14

Русская народная сказка «Снегурочка»

15

Русская народная сказка «Три медведя»

16

Русская народная сказка «Сивка- Бурка»

17

Русская народная сказка «Маша и медведь»

18

Русская народная сказка «Мальчик с пальчик»

19

Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»

20

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

21

Русская народная сказка «Финист Ясный Сокол»

22

Русская народная сказка «Каша из топора»

23

Русская народная сказка «Летучий корабль»

24

Русская народная сказка «Кот и лиса»

25

Русская народная сказка «У страха глаза велики»

26

Русская народная сказка «Лягушка-царевна»

27

Русская народная сказка «Чудесная рубашка»

28

Русская народная сказка «Морозко»

29

Русская народная сказка «Медведь – липовая нога»

30

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

31

Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок»

32

Русская народная сказка «Хаврошечка»

33

Интерактивная игра «В мире сказок».

Проект «В гостях у русской  народной сказки».

Сказки русских писателей

34-35

А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

36- 37

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

38-39

А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»

40-41

С. Т. Аксаков.  «Аленький цветочек»

42-43

В. Ф. Одоевский.  «Мороз Иванович»

44-45

В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»

46-47

Л. Н. Толстой.  «Липунюшка»

48-49

Л. Н. Толстой.  «Царь и рубашка»

50-51

Д. Н. Мамин - Сибиряк. «Аленушкины сказки».

«Сказка про храброго Зайца—длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

52-53

Д. Н. Мамин - Сибиряк. «Серая Шейка»

54-56

Сказки К. И. Чуковского. «Муха-цокотуха».

«Мойдодыр»

57-58

П. П. Бажов.  «Серебряное копытце»

59-60

С. Я. Маршак.  «Двенадцать месяцев»

61

А. П. Гайдар. «Сказка о Мальчиш е- Кибальчише и его твердом слове»

62

В. В. Бианки.  «Как Муравьишка домой спешил»

63

В. В. Бианки. «Чей нос лучше?»

64

Л. Пантелеев. «Две лягушки»

65-66

Праздник сказок.

Проект «В гостях у сказки»

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

методические и печатные пособия:

для учителя и обучающихся:

        классная библиотека.

Компьютерные и информационно – коммуникативные средства

Мультимедийные (цифровые) ИНСТРУМЕНТЫ и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.

1. Детские электронные презентации http://www.viki.rdf.ru

2.Детский портал “Солнышко” http://www.solnet.ee/

3.Сайт “Фактор роста” http://www.farosta.ru/

4.Сайт “Учительской газеты” http://www.ug.ru/

5.Сайт ИД “Первое сентября” https://my.1september.ru/

Технические средства обучения

 Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

Экспозиционный экран.

Телевизор.

Видеоплеер.

Аудио проигрыватель.

Персональный компьютер.

Диапроектор.

Мультимедийный проектор.

Экранно – звуковые пособия

Видеофильмы. Слайды.

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения.

Игры и игрушки

Настольные развивающие игры. Наборы ролевых игр, игрушек.

Оборудование класса

Ученические столы (двухместные) с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

внеурочная деятельность 1 класс УМК Школа России ФГОС

Данная рабочая учебная программа по литературному чтению для 1 класса  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепци...

внеурочная деятельность 1 класс "Спортивно-оздоровительное направление"

Календарно-тематическое планирование по спротивно - оздоровительному направлению в 1 классе...

внеурочная деятельность 1 класс "Мой родной край "

Научно позновательное направление "Мой родной край"...

Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.

Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...

"Скелет - наша опора" Внеурочная деятельность 1 класс

Разработка занятия " Скелет - наша опора" по программе внеурочной деятельности " Школа докторов природы" в 1 классе".Составлено  в соответствии с ФГОС.Цель занятия - побудить стремление детей быт...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...