Тема проекта: «Кукла-колокольчик» Номинация: «Традиционная народная кукла»
проект на тему

Пашина Елена Васильевна

 Изготовление тряпичной народной куклы по традиционной технологии.

Ознакомиление  с культурными традициями предков,

Повышение интереса у детей к русской тряпичной кукле как к виду народного художественного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_kukla.docx627.26 КБ

Предварительный просмотр:

  1.  Цель : научиться выполнять тряпичную народную куклу по традиционной технологии.

           Задачи: 

  • ознакомиться  с культурными традициями предков,
  • вызвать интерес у друзей к русской тряпичной кукле как к виду народного художественного творчества,
  • развивать глазомер и умения работать с лоскутами ткани,
  • сделать  куклу-колокольчик, используя традиционную технологию.
  1. Актуальность: в последнее время в России традиционная народная кукла переживает подлинное возрождение и приобщает нас к народному культурному опыту.

Оборудование: презентация с поэтапным изготовлением куклы,

 книги с иллюстрациями русских народных костюмов.

Материалы и инструменты: наборы лоскутов цветных и однотонных  х/б  тканей, нитки мулине, тесьма, ножницы.

            Мне уже 12 лет, но я до сих по интересуюсь  куклами .

 Знаю, что куклы необходимы для развития любого ребенка. Но интересны они не только детям. Некоторые творческие люди всю свою жизнь посвящают  игрушкам . Ведь изготавливая куклу, мастер вкладывает в неё частичку своей души. Я решила сама больше узнать о русских народных куклах, сделанных своими руками и вызвать интерес у друзей к русской тряпичной кукле как к виду народного художественного творчества.

 Ведь с  давних времен кукла считалась не только предметом игры, она была символом счастья и прибыли, ей приписывали магические и охранительные функции. Для взрослых она также является предметом внимания. Сейчас кукла, выполненная своими руками, может служить как сувенир и подарок к празднику. Считалось, что детские игры могут вызвать богатство, счастливый брак или же, наоборот, принести несчастье. В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если же небрежно – беда. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и как оберег клали их рядом с ребенком. Важную роль отводили кукле – она была символом продолжения рода, и игры в куклы особенно поощрялись. Ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно.  

2.1. Из истории кукол.

 Традиционная народная кукла имеет свою богатую историю. На земле куклы появились очень давно. Самой старшей больше четырех тысяч лет. Археологи нашли ее во время одной из древнегреческих раскопок. В старину, когда человечество поклонялось языческим богам, куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. По своему назначению куклы делились на три большие группы: куклы-обереги, игровые и обрядовые куклы.

Куклы-обереги в народной традиции были безликими, что указывало на их неодушевленность и недоступность для вселения в неё злых сил. Они выполняли роль амулетов, защитников домашнего очага и членов семьи и были в каждом доме. Каждая из кукол-оберегов имеет свое предназначение: от порчи и сглаза, от лихорадки, от тоски и др. Чаще всего они оберегали детей и женщин. Кукла – берегиня охраняла от темных сил, ссор и болезней. Кукла – берегиня с младенцем является символом продолжения рода. Кукла – барыня символизирует женскую судьбу. Чем краше кукла, тем счастливее женская доля. Кукла «Параскева» - покровительница женских ремесел, так как женщина в русских селениях умела ткать, прясть, вышивать и шить. Поэтому она изображалась многорукой. Обрядовая кукла (ритуальная) - те, которые использовались в обрядах календарных праздников и жизненного цикла с целью положительного влияния на этот обряд. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы - талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. Свадебные куклы «Неразлучники» - это мужская и женская фигурки с одной общей рукой. Этих кукол делали родственники со стороны невесты, иногда свекровь, дружки. Эти куклы использовали во время свадебного обряда, подвязывая либо на свадебный поезд, либо к полотенцу, на котором выносили хлеб и соль. Они отводили недобрые взгляды от молодых. Хранили всю жизнь за иконой или возле иконы. Кукла «Покосница» изображала женщину во время сенокоса. Эта кукла выполнялась дочерью для матери во время сенокоса. Руки куклы обматывались нитями , чтобы защитить руки матери от повреждений. Эту куклу закладывали под стог при метании сена. Зимой, когда разбирали стог, тот, кто первым находил куклу – был счастливым. Игровые куклы. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Куклы имитировали взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Кукла – мамка подобно матрешке, была многодетной. Если развязать ее пояс, то в ваших руках окажутся сразу пять куколок-младенцев. 

2.2.Предназначение куклы. 

Я тоже решила сделать свою первую куклу….Это будет кукла добрых вестей « Колокольчик ». Родина этой куклы - Валдай. Оттуда пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко. Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Оберег - предмет, оберегающий владельца от бед, защищает дом или человека, приносит любовь, счастье, каждая деталь оберега имеет определенный смысл. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение. Сделанный собственноручно, оберег несет отпечаток не только защиты, но и поток мыслей и чувств человека, сделавшего его. Так что, приступая к работе, надо запастись добрыми мыслями и хорошим настроением.

   2.3. Описание работы. 

Сначала мне пришлось изучить различную литературу на тему « Народные куклы» и конечно же добыть нужную информацию в интернете. Затем , определившись с выбором, я взяла за основу  презентацию Ксении Андрияновой (ученица 5 класса г. Москва) с технологической картой по изготовлению традиционных народных кукол.Раньше такие куколки имели еще общие имена: рванки и мотанки. При их создании не применялись ни иглы, ни ножницы. Так как делающий куклу не хотел, чтобы владелец оберега был подвержен «колото-резанной» жизни. Создавались они из лоскутков ношеной одежды. И сохраняли в себе теплоту мыслей человека, носящей ее. 
Для работы мне понадобились:
добрые мысли и пожелания, хлопчатобумажная ткань (белая), разноцветные лоскуты тканей (хлопок, ситец), красная хлопчатобумажная нить, ножницы, карандаш, линейка.

Из белой хлопчатобумажной ткани я вырезала квадрат примерно 24 см – это будет голова, руки и туловище моей куколки . Из трех разноцветных лоскутов   делаю три юбочки .  Нужно сделать из них три круга, диаметром: 28, 32 и 36 см. Вырезаю три  юбочки и белый лоскут. Обрезки не выбрасываю (они тоже пойдут в дело) . Приступаю к сотворению куклы! Кладу на стол круг из ткани сначала самого маленького диаметра, на него - круг среднего диаметра, а сверху закрываю кругом из ткани самого большего диаметра (вся ткань выкладывается изнанкой вверх). Слежу за тем, чтобы ткань легла ровно, и не было перекосов. В руках сминаю в шарик мелко порезанные или порванные остатки от ткани, кладу его в центр юбки. Затем формирую голову  куклы. Собираю все три юбки в сборку, внутри остаются лоскуты, смятые в шарик – голова. Переворачиваю куклу. Завязываю вокруг головы красную нить. Получилась шея. Я взяла красную хлопчатобумажную нить не случайно. В славянском костюме немаловажную роль играла вышивка. Она так же выполняла обереговую защитную функцию и выполнялась красными нитями. Так что  красная нить – это имитация вышивки. Присборяю белую ткань вокруг шеи куклы. Заматываю красной нитью . Еще раз напомню , что обережным куклам не рисовали лица т. к. считалось, что в расписанную куклу может вселиться дух и навредить хозяину. Поэтому все обрядовые и обереговые куклы были безлики. Приступаю к созданию рук,  делаю оригами из белого лоскутика. Завязываю  запястье красной нитью. Формирую рубашку кукле, подворачиваем края ткани так, чтобы не торчали срезы. Аккуратно присборяю ткань на талии куклы, завязываю рубашку пояском. Плету куколке косу из золотистой тесьмы. Из синей ткани вырезаю треугольник – платочек  и белый кружевной фартучек. И вот она - кукла «Колокольчик» - кукла добрых вестей готова.

2.4 Планы на будущее.

 Я довольна проделанной работой, цель поставленная в начале работы достигнута. Теперь в планах на будущее я отмечу для себя пункт «Сделать коллекцию народных кукол». И начну с изготовления куклы «Крупеничка».

3. Заключение.

Игра и игрушка – это часть народной традиции. В далеком прошлом с их помощью обучали детей труду.  Ребенок не только играл в куклы, но и стремился сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду и творчеству. И это я думаю самое невероятное! Трудясь, получать огромное удовольствие и радость, что несомненно является главным достоинством самодельной игрушки.

4. Список используемой литературы:

«365 кукол со всего света» М. Левена. Айрис-Пресс.Рольф. Москва. 2000 год;

«Игрушка» Л.Н. Соловьёва. ЗАО «Интербук-бизнес», 2002 год;

 Журнал «Кукольный мастер» за 2004-2005 годы;

«Мягкая игрушка. Игрушки в подарок», Н. Деревянко,  Москва.

 

Содержание:

1. Введение.

                     1.1.Цель и задачи работы.

                     1.2. Актуальность проблемы

2. Основная часть.

                      2.1.Из истории кукол.

                      2.2. Предназначение куклы.

                      2.3.Описание работы по изготовлению.

                      2.4. Планы на будущее.                

 3.  Заключение.

 4. Список литературы.

5. Приложение.

          Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Учхозская средняя общеобразовательная школа»

                         Краснослободского муниципального района

                                            Республики Мордовия

                                             

ул. Садовая, д. 4, посёлок Преображенский

                                                                    Краснослободский район

Республика Мордовия, 431290

              тел., факс: (83443)20-3-00, uchsch@mail.ru, сайт:   www.uchsch.narod.ru

      Тема проекта: «Кукла-колокольчик»

Номинация: «Традиционная народная кукла»

                    Автор: ученица 6 класса Кряжева Екатерина

                    Руководитель: воспитатель ГПД Пашина Е.В

                                           2016 год

     

 H:\Images\Фото0004.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиционная народная тряпичная кукла на занятиях кружка «Русский дом» в ССПК

г.о. Самара, ГБОУ СПО ССПК, преподаватель изобразительного искусства с методикой преподаванияКириллова В.М.За пятнадцать лет удалось выстроить гармоничную методику приобщения детей к творчеству на уро...

Методическое пособие "Кукла-столбушка" (традиционная народная кукла")

Столбушка или закрутка -одна из самых древних кукол и самая простая в изготовлении. Для изготовления куклы можно использовать разные материалы: бересту, солому и ткань. В методическом пособии описывае...

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе на тему "Изготовление эскизов костюмов игрушек, предметов быта по материалам исследования традиционного народного искусства"

Тема: Изготовление эскизов костюмов игрушек, предметов быта по материалам исследования традиционного народного искусстваТип урока: открытие новых знанийЦель урока: создать условия для изготовления эск...

Проект по внеурочной деятельности «Традиционная пища Южного Урала» по теме «Казахское национальное блюдо- баурсак»

Цель исследования:    Изучить и сохранить особенности национального казахского блюда .Задачи:1.Выяснить особенности приготовления и их пользы.2. Собрать материал о соблюдении...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Художественной направленности «Традиционная народная кукла» разноуровневая (стартовая)

Дополнительная общеобразовательная программа «Традиционная народная кукла» относится к художественно-эстетической направленности, которая обладает целым рядом уникальных возможностей для р...

Фестиваль творческих проектов «Группа года-2022» в рамках года культурного наследия народов России и школьного проекта «Лабтэйко», в номинации «Актерское обаяние».

В сказках о животных отражены поучительные уроки, которыми руководствовались и должны руководствоваться люди. Так, в сказках осуждается хвастовство и хитрость, высмеивают глупых и ленивых. Сказки учат...