Внеурочная деятельность 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

Устинкина Татьяна Николаевна

Рабочая программа и тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_4kl.2017_g.docx97.71 КБ

Предварительный просмотр:

Волшебный мир книг

Курс внеурочной деятельности

                    4 класс

                                     

           

             

           

                Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир книг» (далее – программа) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под  редакцией   Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «В мире книг», автор Ефросинина Л.А. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с.). В авторскую программу внеурочной деятельности под  редакцией   Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «В мире книг», автор Ефросинина Л.А.) внесены изменения в календарно-тематическое планирование.

Программа «Волшебный мир книг» реализует общеинтеллектуальное направление. Основной вид деятельности -  реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.

Программа «Волшебный мир книг» - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

Программа «Волшебный мир книг» рассчитана на 4 года обучения, для обучающихся 7-10 лет. Специфика организации занятий по программе «Волшебный мир книг» заключается в создании условий для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На  занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг детскими периодическими и электронными изданиями.

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Программа «Волшебный мир книг» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 2 часа в неделю во внеурочное время в объеме 70 часа в год - 4 класс.

Предполагаемый  результат  деятельности:

В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Предметные умения:

  • осознавать значимость чтения для личного развития;
  • формировать потребность в систематическом чтении;
  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;
  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Универсальные учебные действия:

  • находить книгу в открытом библиотечном фонде;
  • выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
  • формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
  • книге и героях;
  • характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
  • заданную тему;
  • сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
  • слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
  • пользоваться аппаратом книги;
  • овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
  • систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

Содержание программы

4 класс (70ч)

Тема  1. Страницы старины седой (8 ч)

Былины, былинщики. Былинные богатыри. «Былина о Святогоре»

в стихотворной форме и прозаической форме. Выставка книг.

Библиотечный урок. История книги. Рукописные книги.

Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Наставления Ярослава Мудрого.

Первая печатная книга на Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.

Библия на русском языке. Библейские предания: «Суд Соломона», «Блудный сын».

Экскурсия в типографию или книжный магазин.

Тема  2. Крупицы народной мудрости (8 ч)

Сборники произведений фольклора.

Героические песни о Родине. Песня-слава «Русская земля».

Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», «Суворов приказывает армии переплыть море».

Сбор дополнительной информации о героях России и оформление постера (стенда) с собранными материалами.

Книга С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах» в разных изданиях. Справочный материал об А.В. Суворове (справочники, энциклопедии).

Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»: отбор пословиц

по теме, объяснение скрытого смысла, оформление рукописной книги

«Русь великая в пословицах и поговорках».

Сбор дополнительной информации о героях России, оформление по-

стера (стенда) с собранными материалами, презентация постеров и книг.

Тема  3. Мифы народов мира (4 ч)

Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, ки-

тайские и т. д. Выставка книг.

Работа с системным каталогом.

Читальный зал. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И».

Конкурс-кроссворд «Мифологические герои».

Тема  4. Русские писатели-сказочники (6ч)

Библиотека сказок. Книги со сказками А.С. Пушкина, В. Жуковского,

М. Лермонтова, П. Ершова, В. Гаршина. Фольклорные корни сказок.

Час читателя. Сказка сказок П.П. Ершова «Конёк-Горбунок».

Поиск: исторические корни литературных (авторских) произведений (летопись «Вещий Олег» из «Повести временных лет» и стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»).

Библиографические справочники. Библиографические справки о писателях-сказочниках (проектная деятельность).

Тема  5. «Книги, книги, книги…» (9ч)

Библиотечный урок. Храм книги. Библиотека. Первые библиотеки.

Правила пользования библиотекой. Экскурсия в детскую библиотеку.

Книга. Элементы книги. Справочный аппарат. Классификация книг по структуре, изданиям, авторам (работа в группах).

Книги учебные, художественные, научно-популярные, справочники и энциклопедии. Структура энциклопедии и книги-справочника.

Книги-сборники «Басни И. Крылова», «Легенды и сказы», «Сказки народов мира», «Стихи русских поэтов».

Проект «Русские баснописцы»: сбор материала, чтение басен, басни с «бродячими» сюжетами.

Тема  6. Книги о детях и для детей (6 ч)

Дети — герои книг Н. Гарина-Михайловского, К. Станюковича,

Х.К. Андерсена, Марка Твена, В. Гюго, А. Гайдара, Е. Ильиной и др. Выставка книг.

Фантастика и приключения. Поиск книг по каталогу, составление списка.

Читальный зал. Книги А. Рыбакова, В. Крапивина, К. Булычёва,

А. Волкова. Конкурс-кроссворд «Писатели-фантасты».

Аннотация к книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».

Тема  7. Словари, справочники, энциклопедии (7 ч)

«Хранители слов» — словари: орфографический, толковый, словарь

синонимов, этимологический. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово».

Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?».

Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахождение ответов в книгах-справочниках.

Тема  8. Родные поэты (8 ч)

Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги.

Чтение и слушание стихотворений о Родине А.С. Пушкина,

М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова, И. Бунина.

Конкурс чтецов «Стихи о Родине».

Тема  9. Писатели о писателях. Очерки и воспоминания (8 ч)

Книги-сборники «Очерки и воспоминания». Очерки о природе, людях, событиях.

Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай

Алексеевич Некрасов»: чтение, выбор информации, определение жанра и темы.

Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания об А.П. Чехове».

Творческая работа: очерк о своём городе, о своём классе, о любимой книге.

Мир книг (6 ч)

Типы и виды книг: поисковая работа в библиотеке.

Книги о животных. Э. Сетон-Томпсона «Герои-животные». Очерк

В. Пескова «В гостях у Сетон-Томпсона».

Час читателя: знакомство с книгой В. Бульванкера «От кота до кита».

Литературная игра «Тайны учебной книги».

Периодические печатные издания для детей: детские газеты и журналы.

Формы организации занятий:

  • литературные игры,
  • конкурсы-кроссворды
  • библиотечные уроки
  • путешествия по страницам книг
  • проекты
  • уроки-спектакли.

                               

                                     

                                  Календарно-тематический план

Наименование раздела и тем

Часы

Страницы старины седой ( 8ч.)

Былины, былинщики. Былинные богатыри. Книги-сборники.

2

Книги Древней Руси. Первые библиотеки. Первая печатная книга на Руси.

2

Библия. Библейские предания.

2

Творческая работа: история книги.

2

Крупицы народной мудрости (8ч.)

Героические песни о героях России. Песня-слава.

2

Книга-сборник С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах». Справочный материал об А.В. Суворове.

2

Русь великая в произведениях фольклора.

2

День народного единства: презентация рукописной книги и постеров (стендов) о героях России.

2

Мифы народов мира (4ч.)

Мифы народов мира. Книги-сборники.

2

Мифологические герои.

2

Русские писатели- сказочники ( 6ч.)

Мир сказок: сказки народные и авторские.

2

Книги со сказками русских писателей-классиков. Сказка сказок П. Ершова «Конёк-Горбунок».

2

Исторические (фольклорные) корни литературных произведений на примере летописи «Вещий Олег» и «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина.

2

Книги, книги, книги…(9ч.)

Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования библиотекой. Экскурсия в библиотеку.

2

Книга. Элементы книги. Справочный аппарат книги.

2

Книги. Типы книг. Справочный аппарат книги.

2

Проектная деятельность: создание рукописной книги «Русские баснописцы».

3

Книги о детях идля детей ( 6ч.)

Дети — герои книг писателей XIX века.

2

Библиографические справки о Марке Твене, В. Гюго, Д. Мамине-Сибиряке, А. Куприне и др.

2

Конкурс-кроссворд «Авторы произведений о детях». Аннотация на книгу-сборник писателей-классиков.

2

Словари , справочники, энциклопедии (7ч.)

«Хранители слов» — словари. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово».

2

Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия.

2

Игра «100 вопросов Почемучек» — практическая работа со справочной литературой.

3

Родные поэты ( 8ч.)

Книги-сборники поэтов о Родине и родной природе. Структура книги.

3

Читаем и слушаем стихотворения о Родине А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова и др.

3

Конкурс «Читаем стихи о Родине и родной природе».

2

Писатели о писателях (8ч.)

Очерки и воспоминания. Писатели о писателях.

2

Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай Алексеевич Некрасов»: чтение, выбор информации, определение жанра и темы.

2

Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания об А.П. Чехове».

2

Творческая работа: очерк о своей школе, о своём городе или о любимой книге.

2

Мир книг (6ч.)

Книги о детях войны. Е. Ильина «Четвёртая высота».

2

Детские газеты и журналы.

2

Библиотечная мозаика: выставки книг, игры, конкурсы, подготовленные презентации.

2

     

             

       Быстрее, выше, сильнее

                    1. Пояснительная записка

1. Введение

Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от учащихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.

Внеурочная деятельность обучающихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию обучающихся в формах, отличных от урочной системы обучения. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено физкультурно-спортивное и оздоровительное направление.

Программа внеурочной деятельности «Быстрее! Выше! Сильнее!» предназначена для физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с обучающимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, во 2-4 классах.

Программа по внеклассной работе составлена на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-4 классов. Автор Матвеев В.Г. (Физическая культура. Рабочие программы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений, 2014г.).

2. Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются личностные, метапредметные и предметные универсальные учебные действия.

Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и здоровье», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что(«гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник»и др.) и профессиональные роли (« спортсмен», «тренер», «командир», «капитан» и др.):

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

К метапредметным результатам относятся освоенные младшим школьником универсальные способы деятельности, применимые как
в рамках внеурочной деятельности (образовательного процесса), так и в реальных жизненных ситуациях.

Регулятивные:

  • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения;
  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.
  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их проверки;
  • организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
  • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой.

Познавательные:

  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
  • технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Коммуникативные:

  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  • оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
  • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.

К предметным результатам относятся усвоенные младшим школьником в процессе внеурочной деятельности знания, умения, навыки и специальные компетенции; опыт творческой деятельности; опыт познавательной деятельности; опыт коллективной самодеятельности в спортивной группе (команде); ценностные установки, специфичные для занятий спортом и ведения ЗОЖ, межличностной коммуникации.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности младших школьников распределяются по трём уровням.

1. Результаты первого уровня (приобретение младшим школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни): приобретение знаний об истории Олимпийского движения, правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены, о технике безопасности при занятии физическими упражнениями и спортом, о различных видах спорта, о правилах конструктивной групповой деятельности в команде, о способах организации досуга, о способах самостоятельного поиска, нахождения информации.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения младших школьников к базовым ценностям российского общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к физкультуре и занятиям спортом, к природе, к малой родине и родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям.

3. Результаты третьего уровня (приобретение младшими школьниками опыта самостоятельного социального действия): приобретение обучающимся опыта актуализации физкультурно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве, опыта заботы о младших и организации их досуга, опыта волонтёрской деятельности, опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.

3. Содержание программы и методические рекомендации

Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение  2 часов в неделю, 68 часов в год. Программа  построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального  здоровья.

Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся.

Теоретические знания.

Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля.

Основы знаний о физической культуре, умения и навыки.

Естественные основы. Здоровье и физическое развитие человека. Строение тела человека, положения тела в пространстве (стойки, седы, упоры, висы). Основные формы движений (вращательные, ациклические, циклические), напряжение и расслабление мышц при их выполнении. Работа органов дыхания, роль зрения и слуха при движениях и передвижениях человека.

Выполнение основных движений с различной скоростью, с предметами из разных исходных положений, на ограниченной площади опоры и с ограниченной пространственной ориентацией. Выявление работающих групп мышц и измерение частоты сердечных сокращений в процессе сюжетно-образных упражнений и подвижных игр с использованием основных форм движений.

Социально-психологические основы. Влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепление здоровья. Физические качества (сила, быстрота, гибкость, выносливость) и их связь с физическим развитием; комплексы упражнений на развитие физических качеств и правила их выполнения; обучение движениям и правила формирования осанки; комплексы упражнений на коррекцию осанки и развитие мышц. Эмоции и их регулирование в процессе занятий физическими упражнениями.

Выполнение жизненно важных навыков и умений (ходьба, бег, прыжки, метание предметов, лазанье, ползание, перелазание, передвижение на лыжах) различными способами и с изменяющейся амплитудой, траекторией и направлением движения в условиях игровой и соревновательной деятельности. Контроль за правильностью выполнения физических упражнений и тестирование физических качеств.

Приемы закаливания.

Воздушные ванны. Осенью и зимой принимать воздушные ванны 2 раза в день. Сначала по 5—10 мин, постепенно довести до 30—60 мин (температура воздуха от +22 до —16 °С). Воздушные ванны рекомендуются в сочетании с занятиями гимнастикой, подвижными и спортивными играми. Летом световоздушные ванны — 10—60 мин и дольше. 

Солнечные ванны. В средней полосе между 9—11 ч от 4 до 60 мин (на все тело). 

Водные процедуры. Обтирание — рано утром, после зарядки или до дневного сна 2—3 мин. Обливание — утром после зарядки, воздушной и солнечной ванн (летом) 40—120 с (в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей). Душ — утром перед едой или перед дневным сном, 90—120 с. Купание в реке, водоеме. Первые купания при температуре воздуха +24 °С, воды от +20 °С, продолжительность около 2 мин. В дальнейшем пребывание в воде может быть постепенно увеличено до 10—15 мин. Хождение босиком. Осенью и зимой начинать с нескольких минут хождения босиком в комнате с постепенным увеличением продолжительности процедуры. Летом хождение по траве и грунту. При хорошем состоянии здоровья зимой возможны хождение и бег по снегу в течение 10—40 с.

Способы саморегуляции. Овладение приемами саморегуляции, связанными с умениями учащихся напрягать и расслаблять мышцы. Контроль и регуляция движений. Специальные дыхательные упражнения, а также игры-упражнения на снижение психологического напряжения, тревожности , агрессивности.

Способы самоконтроля. Измерение массы тела. Приемы измерения пульса (частоты сердечных сокращений до, во время и после нагрузки). Тестирование физических (двигательных) способностей: скоростных, координационных, силовых, выносливости и гибкости.

Практические занятия затрагивают все двигательные умения, навыки и направлены на:

1. закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве;

2. закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей,  ориентирование в пространстве;

3. закрепление и совершенствование метаний на дальность и точность, развитие способностей к дифференцированию параметров движений;

4. овладение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и ведении мяча;

5. закрепление и совершенствование держания, ловли, передачи, броска и ведения мяча и на развитие   способностей   к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве;

6. освоение общеразвивающих упражнений с предметами, развитие координационных, силовых способностей и гибкости;

7. освоение акробатических упражнений и развитие координационных способностей;

8. освоение навыков лазанья и перелезания, развитие координационных и силовых способностей, правильную осанку;

9. освоение навыков равновесия;

10. освоение танцевальных упражнений и развитие координационных способностей;

11. совершенствование навыков бега и развитие выносливости.

 

п/п

Основное содержание

всего

теория

практика

1

Легкая атлетика

77

2

5

2

Подвижные игры с элементами баскетбола

110

3

7

3

Гимнастика с элементами акробатики

77

1

6

4

Подвижные игры с элементами волейбола

111

4

7

Итого:

335

Тематический план

4 класс

п/п

Тема занятия

Количество часов

Описание примерного содержания занятий

1

История физической культуры

1

Урок-беседа: история физической культуры и спорта. Подвижные игры по выбору учащихся.

2

Первые Олимпийские Игры

1

Урок-беседа: Олимпийские Игры до нашей эры. Разминка. Бег на короткие и длинные дистанции.

3,4

Олимпийские игры современности

2

Урок-беседа: зимние и летние Олимпийские игры и их программа. Подвижные игры по выбору учащихся.

5,6

Ее величество – легкая атлетика

2

Разминка. Игры "Догонялки", "Салки", "Метко в цель", "Снайпер", "Классики", "Резиночки", "Пятнашки".

7

Алло! Мы ищем спортсменов!

1

Разминка. Эстафеты с предметами и полосой препятствий. Подвижные игры по выбору учащихся.

8,9

Кто придумал мяч?

2

Урок-беседа: как появился мяч? Разминка. Игры и упражнения с мячами.

10,11

Быстрые и меткие

2

Разминка. Эстафеты с метаниями различных снарядов. Игра "Дартс", "Попади в корзину".

12

Роль слуха в жизни человека

1

Урок-беседа. Зачем нужен слух? Виды спорта для слабослышащих и глухих (Паралимпийский спорт).

13,14,

15

Физические качества детей младшего возраста

3

Урок-беседа: вспомним физические качества. Разминка. Упражнения и игры для развития ловкости, гибкости, быстроты, выносливости, силы.

16

Роль зрения при занятиях спортом

1

Урок-беседа. Как заниматься спортом, если ты не видишь? (Паралимпийский спорт).

17,18

Лазание и перелазание

2

Разминка. Лазанье по гимнастической стенке, канату; по наклонной скамейке. Эстафеты с полосой препятствий.

19,20

Физические качества

2

Разминка. Упражнения и игры для развития ловкости, гибкости, быстроты, выносливости, силы.

21,22

Игры с мячом

2

Разминка. Спортивные игры по выбору учащихся по упрощенным правилам.

23,24

Веселые старты

2

Разминка. Эстафеты с предметами и без, с элементами полосы препятствий.

25,26

Занятие спортом – путь к здоровью

2

Урок-беседа: зачем заниматься спортом? Каким спортом хотелось бы заняться профессионально. Подвижные игры.

27

Дневник самонаблюдения

1

Урок-беседа: что такое самонаблюдение? Как завести дневник самонаблюдения и для чего он нужен? Разминка. Подвижные игры.

28

Утомление

1

Урок-беседа. Первая помощь при утомлении.

29

Строение человека

1

Урок-беседа. Опорно-двигательный аппарат человека. Скелет и мышцы.

30

Развиваем координацию и скорость

1

Разминка. Игры "Перестрелка", "Знамя", "Снайпер", "Пустое место".

31,32

Цирковая акробатика

2

Разминка. Упражнения для развития ловкости и гибкости на гимнастической скамье.

33,34, 35

Влияние подвижных игр

на двигательные способности

3

Урок-беседа: можно ли с помощью игр развивать физические качества? Разминка. Подвижные игры по выбору учащихся.

                   Основы здорового питания                

                                    1.   Пояснительная записка

Одна из главных задач, решаемых в образовательных учреждениях, - это обеспечение конституционного права каждого ребенка на охрану его жизни и здоровья.

Питание играет огромную роль в жизни человека. Исключительное значение питание имеет в период наиболее интенсивных процессов роста и развития всех систем организма детей.

Обучение в школе связано с большими умственными и физическими нагрузками. Для сохранения здоровья и работоспособности школьников в этих условиях необходимо, чтобы получаемая ежедневно пища полностью возмещала то количество энергии, которое учащийся затрачивает в течение суток. Чрезвычайно важно, чтобы школьное питание дополняло, а в некоторой мере и восполняло не всегда качественное питание дома.

Важнейшим фактором здоровья является соблюдение принципов рационального питания. Нерациональное питание негативно сказывается на здоровье и физическом развитии школьника ведет к нарушению процессов обмена веществ, снижению иммунитета, способствует развитию заболеваний желудочно – кишечного тракта и всего организма. При изучении данного курса учащиеся узнают о здоровом, рациональном питании как основе сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья окружающих. Школьник должен понимать, что такое здоровое питание, что надо есть, как надо есть, зачем надо есть, каковы особенности современного питания.

Большинство родителей осознает важную роль питания для здоровья своих детей, но не достаточно информировано о том, как правильно его организовывать. Бытует мнение, что качество питания зависит от благосостояния семьи. Во многих семьях до сих пор укоренились тенденции и мнения, которые противоречат медицинским рекомендациям по рациональному питанию. Нередко питание бывает однообразным, строится с учетом лишь одного принципа – удовлетворения вкусов членов семьи. Часто вместо натуральных продуктов используются продукты быстрого приготовления: пельмени, колбасные изделия, чипсы, газированные напитки, генетически модифицированные продукты и т.д. При этом однобоком рационе ребенок не получает достаточного количества пищевых веществ, необходимых для его нормального роста и развития.

Актуальность введения данной программы усиливается статистическими данными по увеличению заболеваемости детей болезнями желудочно-кишечного тракта, аллергическими заболеваниями, а так же йоддефицитным состоянием.

Требования к знаниям и умениям

^ Учащиеся должны знать
:

-что такое питание, режим питания, пища, питательные вещества, продукты питания, рациональное питание, здоровое питание.

Учащиеся должны иметь представление:

-о продуктах питания, которых следует избегать в употреблении;

-о полезных и вредных воздействиях продуктов питания на организм человека;

-о хранении продуктов питания в домашних условиях;

-о значении питании для роста и развития детского организма.

^ Учащиеся должны уметь:

-называть и характеризовать продукты питания;

-соблюдать правила кулинарной обработки:

-соблюдать гигиенические правила хранения и рекомендации по употреблению пищевых продуктов. Помогать родителям в выборе продуктов питания.
Адресность: программа рекомендована 4 класса и рассчитана на два года обучения в объеме 68 часов. Возможны различные варианты ее реализации: внеурочная деятельность, кружковая работа.


                                                                   
                                           
Содержание учебной программы

                                                                     4 класс

Введение


Питание и здоровье. Калорийность питания. Режим питания. Рациональное и нерациональное питание. Критерии рационального питания: разнообразие, умеренность, режим. Питательные вещества и их значение для роста и развития организма.

^ Раздел №2. Из истории питания

Питание наших далеких предков. Откуда родом наша пища. Происхождение названий. О прошлом вкусных продуктов.

Раздел №3. Продукты питания, которые следует избегать.

Отдельные современные кондитерские изделия, содержащие красители, консерванты, газированные напитки и лимонады с вредными добавками. Соль и соленые продукты: соленые хлебцы, орешки, чипсы. Приправы: горчица, соусы, маринады, кетчуп.

Продукты, насыщенные жирами: копченое мясо, колбасы, сосиски, бройлерные куры.

Рафинированная белая мука и продукты из нее. Очищенный белый рис, перловая крупа, хлопья.

Табак и продукты, получаемые на его основе: сигареты, папиросы. Кофе натуральный. Тоник. Энергетик. Кола. Фанта.

^ Раздел №4. Здоровое питание и индивидуальное здоровье.

Азбука правильного питания. Вредные и полезные продукты твоего рациона питания. Голод и аппетит.

Практическая работа №1 «Составление суточного пищевого рациона учащегося 4 класса».

^ Раздел № 5. Гигиена питания.

Профилактика желудочно – кишечных заболеваний. Источники заражения: больной человек, вода, молока, некачественные пищевые продукты, грязные руки, мухи. Защитные реакции организма: понос и рвота.

Пищевые отравления. Первая помощь при пищевых отравлениях. Заражения глистами. Меры профилактики. Желудочно – кишечные заболевания.

^ Разделы №6. Производство и хранение продуктов питания.

Способы обработки пищи: варка, сушка, вяление, замораживание, консервирование на конкретных примерах. Особенности применения вида обработки конкретного пищевого продукта. Способы хранения продуктов питания. Упаковка продукта и информация, которая она несет. Практическая работа №3 «Определение срока годности продуктов питания по упаковкам».


                                      Тематический план

                                        4 класс



Название темы


Основное содержание


Кол-во часов


1.


Введение



2часа


1.1.


Питание и здоровье.


Питательные вещества в продуктах питания. Белки. Жиры. Углеводы. Вода. Витамины. Калорийность питания.


1 час


1.2.


Режим питания.


Режим питания: завтрак, 2-ой завтрак, обед, полдник, ужин. Суточные нормы питательных веществ (работа с таблицами «Суточные нормы питательных веществ», суточные нормы пищевых продуктов)


1 час


1.3.


Рациональное и нерациональное питание. Питание при занятиях спортом и умственным трудом.


Характеристика критериев рационального питания: разнообразие, умеренность, режим.


1 час


1.4.


Питательные вещества и их значения для роста и развития организма.


Питательные вещества основных блюд русской кухни.


1 час.


2.


Из истории питания.

1


2 часа


2.1.


Питание наших далеких предков.


Питание наших далеких предков. Откуда родом наша пища. Происхождение названий. О прошлом вкусных продуктов


1час


2.2.


Напитки, отгоняющие сон.

1


1час


2.3.


Биологическая ценность сладостей.


Полезен или вреден сахар? Что интересно знать о шоколаде


1 час


3.


Продукты питания, которые следует избегать.



1 час


3.1.


Современные кондитерские изделия.


Отдельные современные кондитерские изделия, содержащие красители, консерванты, газированные напитки и лимонады с вредными добавками.


1час


3.2.


Соль- продукт питания. Приправы.


Соль и соленые продукты: соленые хлебцы, орешки, чипсы, кислая капуста. Приправы: горчица, соусы, маринады, кетчуп.


1 час.


3.3.


Продукты, насыщенные жирами.


Копченое мясо, колбасы, сосиски, бройлерные куры.


1 час


3.4.


Рафинированные продукты.


Рафинированный сахар. Рафинированная белая мука и продукты из нее. Очищенный белый рис, перловая крупа, хлопья.


1 час


3.5.


Табак и его вред растущему организму.


Табак и продукты, получаемые на его основе: сигареты, папиросы.


1 час.


3.6.


Тонизирующие напитки.


Кофе натуральный. Что содержит кофе? Тоник, кола, фанта, энергетик.


1 час


4.


Здоровое питание и индивидуальное здоровье.



4 часа


4.1.


Режим питания.


Азбука правильного питания. Вредные и полезные продукты твоего рациона питания.


2 часа


4.2.


Практическая работа №1.


«Составление суточного пищевого рациона учащегося 4 класса»


1 час


4.3.


Практическая работа № 2.


«Составление режима питания учащегося 4 класса»


1 час


5.


Гигиена питания.



1час


5.1.


Профилактика желудочно-кишечных заболеваний.


Источники заражения: больной человек, вода, молоко, пищевые продукты, грязные руки, мухи


1 час


5.2.


Защитные реакции организма, при употреблении некачественных продуктов.


Понятие защитной реакции организма. Диарея. Рвота.


1 час


5.3.


Пищевые отравления.


Причины пищевых отравлений. Первая помощь.


1 час


5.4.


Заражения глистами.


Причины заражения. Меры профилактики: коротко стрижены ногти, не грызть и не брать пальцы в рот, мыть руки с мылом после посещения туалета и перед прием пищи, не пить сырую воду из под крана, не есть не мытые овощи и фрукты. Желудочно – кишечные заболевания.


1 час


5.5.


Желудочно-кишечные заболевания.


Причины желудочно-кишечных заболеваний. Заболевания «грязных рук»


1 час


6.


Производство и хранение продуктов питания.



3часа


6.1.


Способы обработки пищи.


Варка, сушка, вяление, замораживание, консервирование на конкретных примерах. Особенности применения вида обработки к пищевому продукту.


1 час


6.2.


Способы хранения продуктов питания.


Упаковка продуктов питания. Информация, содержащаяся на упаковке.


1 час


6.3.


Практическая работа №3.


«Определение срока годности продуктов питания по упаковке пищевых продуктов»


1 час


6.4.


Производство, хранение и реализация продуктов питания в домашних условиях.


Знакомство с правилами хранения продуктов в домашних условиях.


1 час


6.5.


Химия и пища.


Химия пищевой промышленности. Порошки, «облагораживающиеся» пищу. Замечательные ускорители-ферменты. Ферменты и пища.


1 час



Итоговое занятие


Праздник здорового питания: «Я и здоровое питание!»


1 час



Итого



35часов

                                   

                                           

                          Сто добрых дел

                                                    Пояснительная записка

Рабочая программа «Сто добрых дел»  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования и представляет собой интегрированный модуль социально преобразующей добровольческой деятельности.

Актуальной проблемой современного образования и воспитания является проблема социализации обучающихся. Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются совместно жить и эффективно взаимодействовать друг с другом. Она предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной реализации.

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности

«Сто добрых дел»

   Личностными результатами освоения курса является:

• ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие;

• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Метапредметные результаты

  • приобретение школьником социальных знаний,
  • понимание социальной реальности и повседневной жизни;
  • приобретение навыков групповой работы;
  •  получение опыта разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
  • поиск, нахождение и обработка информации  о принятых в обществе нормах поведения и общения; о толерантности к другим людям; о взаимопомощи и т.п.;
  • способность регулировать собственную деятельность;
  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
  • приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);
  •  совершенствование в умениях слышать себя  и других;
  • приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыт исследовательской и поисковой деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

В процессе оценки достижения планируемых результатов используются такие методы, как наблюдение, анализа результатов деятельности, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка.  

   Результаты  внеурочной деятельности отслеживаются в портфолио учащихся. Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:

• самостоятельность работы;

• осмысленность действий;

• разнообразие освоенных задач.

 

В рамках программы «Сто добрых дел» могут использоваться  следующие формы организации внеурочной деятельности:

  • беседы;
  • встречи с  людьми различных профессий;
  • просмотр и обсуждение видеоматериала;  
  • экскурсии, поездки;
  • конкурсы;
  • выставки детских работ;
  • коллективные творческие дела;
  • праздники;
  • викторины;
  • творческие проекты, презентации;
  • мастерские подарков;
  • аукционы добрых дел;
  • трудовые десанты;
  • общественно полезные практики;
  • социально-значимые акции,
  • социальные проекты  и т.п.

Процесс воспитания социальной активности строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Чисто детских социальных инициатив не бывает. На самом деле детская социальная инициатива - это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлекшая ребят. Благодаря помощи и руководству взрослых дети взрослеют.

В соответствии с учебным планом начального общего образования МБОУ ООШ №»8 программа «Сто добрых дел» реализуется с 1 по 4 класс. Общий объем учебного времени составляет 135 часов (33 недели в 1 классе и 35 недель во 2-4 классах по 1 часу в неделю).

    

Содержание программы

Содержание данной программы ежегодно конкретизируется с учетом плана воспитательной работы МБОУ ООШ №28 и плана развития классного коллектива. Она играет роль общего ориентира, где очерчивается круг рассматриваемых проблем, но учитель имеет возможность сам конструировать ход занятий, исходя из индивидуальных возможностей и интересов  учеников.  

                     Календарно- тематическое планирование

4 класс

Дата

№ зан-ия

Тема занятия

Кол-во часов

Практическая часть занятия

1-2

Мой вклад в работу класса.

2

Самообслуживание, дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей

3-4

Проект «Растения моего края»

2

Сбор и оформление гербариев. Презентация папки.

5-6

Операция «Подарок малышам»

2

Изготовление пособий для наглядности  первоклассникам.

7

Акция «Мы уважаем старших! »

1

Подготовка выступлений –поздравлений для бабушек и дедушек.

8-9

Проект «Учительница первая моя»

2

Создание газеты ко Дню учителя. Подготовка концернтых номеров.

10

Рейд-смотр «Как живешь, учебник?»

1

Создание памяток о правильном хранении учебных принадлежностей. Презентация памяток среди первоклассников.

11

Операция «Чистокласс»

1

Генеральная уборка класса.

12-13

Проект «Наши руки не знают скуки».

2

Изготовление костюмов для участников театрального кружка «В гостях у сказки»

14-15

Работа в мастерской Деда Мороза

2

Изготовление ёлочных украшений. Участие в выставках новогодних игрушек и поделок.

16-17

Акция «Покормите птиц зимою»

2

Изготовление и установка  кормушек, кормление птиц в зимний период

18-19

Мой подарок для папы

2

Подготовка к празднованию 23 февраля. Подготовка поздравлений – выступлений и открыток.

20-21

Мой подарок для мамы

2

Создание поздравительной газеты, выступлений к 8 марта.

22-25

Проект «Наша школа – чистый и цветущий сад».

4

Работы по подготовке рассады цветов, высадке ее в на клумбы. Отбор семян. Посадка семян. Наблюдение и т д.

26-27

Акция «Домик для птиц»

2

Изготовление и развешивание скворечников. Наблюдение за птицами.

28

Трудовой десант.

1

Уборка класса.

29-30

Акция «Подарок ветерану»

2

Подготовка концерта ко дню победы.

31

«Акция «Белые журавлики»

1

Изготовление бумажных журавликов, запуск у обелиска.

32-33

Операция «Спортивный праздник»

2

Подготовка и организация спортивных состязаний для младших школьников.

34,

35

Копилка добрых дел.

2

Самоанализ деятельности данного направления.

                          Моя малая Родина

-                                 

                                        1. Пояснительная  записка

         Предлагаемый  внеурочный курс  «Моя  мала  родина»  позволит  решить  данные  проблемы, так  как  ставит  перед  собой  такие  цели:

  • создать  условия  для  духовно – ценностной  и  практической  ориентации  школьника  в  окружающем  мире;
  • воспитывать  патриотизм,  через  знание  истории  края,  его  этнокультуру;  чувство  гордости  за  людей,  прославляющих  -  побуждать  школьников  к  экологической  работе:  охране  и  преумножению  природных  богатств;

      В  основе реализации  данной  программы  лежат  следующие  методы:  наблюдение,  экскурсии,  рассказ,  беседы,  используются  формы  работы:  КТД,  фотосессия,  лекция,  практическая  работа,  устный  журнал,  вернисаж,  творческая  лаборатория,  круглый  стол.

     Факультативный  курс  «Моя  малая  родина»  предназначен  для  4  класса  начальной  школы.  Программа  рассчитана  на  35  часов (1  раз  в  неделю),  продолжительность  занятия  40  минут.

                      2.  Предполагаемые результаты деятельности:

Знать:

-  свободно  оперировать  понятиями:  край,  родимая  сторона,  окрестность,  окраина,  околица.

-  называть  крупные  географические  объекты,  области  (города,  реки).

-  растительный  и  животный  мир,  нуждающийся  в  охране.

-  экологическую  обстановку  района.

-  традиции  народов,  проживающих  на  данной  территории.

-   творчество  (архитектура,  музыка,  поэзия,  художники).

Уметь:

-  ориентироваться  в  справочной  литературе  по  краеведению;

-  пользоваться  физической  картой  области;

-  ориентироваться  в  плане  микрорайона  (поселения);

-  составлять  экологические  обращения,  воззвания,  знаки.  

                                                                                                                    

                                     3.Содержание программы.

          Программа  естественно – исторического  направления  -9 ч.

 -   Введение.  Что  такое  краеведение,  основные  направления  изучения  данного  курса.  Уточнить  понятия:  край,  Отчизна,  отечества,  родимая  сторона.

-  Знакомство  с  физической  и  административной  картами.  правилами  работы  с  контурными  картами,  планами.  Уточнение  географического  положения  изучаемой  местности  на  карте.

-  Практическая  работа:  нанесение  городов,  сел,  рек  на  контурную  карту.                      

- Водные  богатства   моего  края,  знакомство  с  рекой,  притоком  какого  водоема  является,  устье, исток,  её  составные  части,  направление  течения.

-  Знакомство  с  растительным  и  животным  миром.  Красная  книга.  Заказники  и заповедники.  Встреча  с  работниками  лесного  хозяйства.

                   Экономическое  направление – 3 ч.

-  Какие  крупные  промышленные  или  сельскохозяйственные  предприятия  расположены.  Их  основные  виды  деятельности.

-  Встреча  с  людьми,  работающими  на  предприятиях.

Практическая  работа:

-  написать  мини - сочинения  «Кем  быть? Чем  заниматься?»

         Культуроведческое   направление  - 9 ч.

-  Что  такое  фольклор? Знакомство  с  местными  традициями,  обычаями, песнями.  Традициями  семьи  учащихся.  Какие  народы   проживают  на  территории.  Их  отличительные  признаки  (речь,  внешние  признаки,  обычаи  фольклор).

-  Заочное  знакомство  и  встречи  с  творческими  людьми  (художниками,  поэтами,  бардами,  народными  умельцами).

-   Достопримечательности.  Архитектурное  наследие.

Практическая  работа.

-  придумывание  узоров,  эскизов,  элементов  к  костюмам  данного  народа;

-  разучивание  песен  родного  края,  сочиненных  бардами;

-  составление  рисованного  диафильма  «Мой  край»;                          

-  нанесение   на контурную  карту   места  положения:  памятников,  музеев.

Я  и  люди  окружающие  меня – 5 ч

-  уточнить  роль  ребенка  в  семье,  его  обязанности.  Чем  занимается  каждый  член    семьи  (профессия,  мир увлечений).

-  встреча  со  старшим  поколением  семьи,  с  целью  выяснения  как  истории  страны,  повлияла  на  жизнь,  быт,  обычай  семьи.

-  знакомство  с  уставом,  традициями,  достижениями  школы.

Практическая  работа:

-  мини – исследовательская  работа

   Цель:  выявить  и  рассказать  о  людях  прославивших  школу  своим  трудом.

- рисование  дружеского  портрета  своего  одноклассника.  Составление  рисованного  альбома  (или  заменить  Полезные дела  моего  класса).

    Экологическое  направление

-  Дать  общее  представление  об  экологии.  Какие  экологические  связи  отслеживает  данная  наука.  Познакомить  с  экологическими  службами  области  их  задачами.

Практическая  работа

- нанесите  на  карту места  «Экологической  тревоги»

- озеленение  и  уборка  территорий.

                                4.Формы  проведения:

беседа,  экскурсия,  лаборатория,  конференция,   встреча  с  интересными  людьми,  круглый  стол,  фото-сессия,  устный  журнал,  КТД,  творческая  лаборатория.

 5.Календарно- тематическое планирование

п/п

Содержание  материала

Кол-во  часов

Форма  проведения

1.

Введение

1

беседа

2.

Знакомство  с  малой  родиной

1

экскурсия

3.

Экскурсия  в  краеведческий  музей

1

экскурсия

4.

Физическая  карта  области

1

лекция

5.

План  .

1

Практич. работа

6.

Водные  богатства  области

1

Беседа,  практич.  работа

7.

Река  на   которой  я  живу

1

экскурсия

8.

Флора  и  фауна  края.  Красная  книга.

1

беседа,  встреча  с  лесничим

9.

Конференция  «Совет  существ»

1

Конференция

10.

Отрасли  производства

беседа

11.

Люди  разных  профессий

встреча

12.

«Кем  работать?  Чем  заниматься?»

круглый  стол

13.

14.

Люди  разных  народов

Посещение  (местного  музея)

1

беседа

15.

16.

Заочное  знакомство (встреча)  с  творческими  людьми.

2

Просмотр  видеофильмов,  выставка  работ

17.

Творчество  моими  руками (придумывание  костюма,  элементов  узоров  для  данного  народа).

1

Творческая  лаборатория (рисунок,  лепка)

18.

19.

Музыкальная  мозаика  (разучивание  песни  о родном  крае)

2

20.

Архитектура,  достопримечательности

1

21.

Составление  рисованного  диафильма  «Мой  край»

1

КТД

22.

23.

Я  и  моя  семья

История  семьи – история  страны

1

Фото-сессия.  Встреча  со старшим  поколением  учащихся

24.

Моя  школа.  Её  устав,  традиции.  Достижения.

1

25.

«Люди  прославившие  мою  школу  трудом»

1

Устный  журнал

26.

«Мои  одноклассники»  КТД.  Составление  рисованного  альбома.

1

Вернисаж, КТД

27.

Что  изучает  экология?

1

беседа

28.

Экологические  проблемы  нашей  местности

1

экскурсии

29.

«Мы  экологи»  (изготовление  экологических  знаков  и  работа  с  контурной  картой)

1

Практическая  работа

30.

«Защитите будущее»  (составление  воззвания  к  односельчанам,  землякам)

1

Групповая  работа, КТД

31 -32

Озеленение  школьного  двора ,  класса,  уборка территории  около  школы

2

Практическая  работа

33.

Экологический  поход

1

34.

35

Итоговая  выставка  наших  лучших  работ,  выполненных  за  весь  курс.  

2

Занимательная математика

 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.  Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

                            2.Предполагаемые результаты.

Занятия должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;
  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

                                      3.Содержание прогаммы.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

Программа рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать– 40 минут.

  • Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

  • Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  • Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

  • Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.

  • Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

                                 

                                4.    Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач
  • оформление математических газет
  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой
  • проектная деятельность
  • самостоятельная работа
  • работа в парах, в группах
  • творческие работы
  • экскурсия

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по развитию логического мышления

Темы занятий

Кол-во часов

1

Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения?

1

2

Старинные системы записи чисел. Упражнения, игры, задачи.

1

3

Иероглифическая система древних египтян. Упражнения, игры, задачи.

1

4

Римские цифры. Упражнения, игры, задачи.

1

5

Римские цифры. Как читать римские цифры?

1

6

Решение задач из стенгазеты № 1.

1

7

Пифагор и его школа. Упражнения, игры, задачи.

1

8

Бесконечный ряд загадок. Упражнения, игры, задачи.

1

9

Архимед. Упражнения, игры, задачи.

1

10

Умножение. Упражнения, игры, задачи.

1

11

Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах. Логические задачи. Загадки.

1

12

Деление. Упражнения, игры, задачи.

1

13

Делится или не делится.

1

14

Решение задач из стенгазеты № 2.

1

15

Новогодние забавы.

1

16

Математический КВН. Решение ребусов и логических задач.

1

17

Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины.

1

18

Игра «Веришь или нет».

1

19

Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки.

1

20

Экскурсия в компьютерный класс.

1

21

Время. Часы. Упражнения, игры, задачи.

1

22

Математические фокусы.

1

23

Конкурс знатоков.

1

24

Открытие нуля. Загадки-смекалки.

1

25

Решение задач из стенгазеты № 3.

1

26

Денежные знаки. Загадки-смекалки.

1

27

Решение задач повышенной трудности.

1

28

Игра «Цифры в буквах».

1

29

КВМ «Царица наук».

1

30

Задачи с многовариантными решениями.

1

31

Игра «Смекай, решай, отгадывай».

1

32

Игра «Поле чудес».

1

33

Решение занимательных задач в стихах.

Отгадывание ребусов.

1

34,35

Интеллектуальный марафон.

2

Шахматы      

1.  Пояснительная записка

          Актуальность данной программы, определена особенностями современного общества. Современная образовательная система школы, находится в поисках моделей обучения, способствующих развитию не только познавательных процессов, но и «эмоционального интеллекта». Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления». Эта удивительная, древнейшая игра доставляет детям много радости, удовольствия, в то же время оказывает огромное влияние на умственное развитие. Игра в шахматы расширяет кругозор, учит думать, быть внимательным, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Развивает изобретательность и логическое мышление. У ребенка вырабатывается выдержка, сила воли, усидчивость, внимательность и собранность.                Особенно важно обучение игре в шахматы гиперактивных детей, которые с трудом могут усидеть пять минут на месте. Они становится спокойнее, уравновешеннее,  учатся умению преодолевать трудности, стремиться к достижению поставленной цели, развивать способность к взаимодействию.  Шахматных занятия способствуют осуществлению желание родителей видеть своих детей успешными,  самокритичными, умеющими  самостоятельно принимать решения, не унывать при неудачах. Выявляют индивидуальные  личностные особенности младшего школьника.  Предупреждают отклонения в личностном развитии, приобретается первый опыт в умении совершенствовать собственные черты характера, сдерживать нежелательные эмоции, сопереживать, проявлять доброту и внимание. В результате прохождения программного материала обучающиеся приобретают систему знаний и возможности для раскрытия  своих индивидуальных личностных особенностей.           Играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные; изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет ему истинное удовольствие.  Игра в шахматы дисциплинирует мышление, Она должна войти в жизнь начальной школы, как один из элементов умственной культуры. Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы».
          Вполне понятно, что педагогический эффект шахмат проявляется не сразу. Прежде всего, необходимо обеспечить массовое вовлечение младших школьников в занятия шахматами, потому, что педагогические задачи, стоящие перед этой удивительной игрой, довольно широки и разнообразны.                                                                                                                        

  1. Образовательная: расширяет общий кругозор, знания обогащаются новыми понятиями, активизируется мыслительная деятельность младших школьников.  Приобретаются  умения ориентироваться на плоскости, тренируется логическое мышление.                                          
  2. Воспитательная:     воспитывает сосредоточенность,  вырабатывается  настойчивость и выдержка, умение контролировать своё эмоциональное состояние, формируются положительные черты характера, уверенность в собственных  силах.
  3. Эстетическая:      умение находить в обыкновенном необыкновенное, обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой;
  4. Физическая – среди ребят, играющих в шахматы, часто бытует такая поговорка: «Чтобы гроссмейстером стать, надо много знать, постоянно физкультурой, спортом заниматься, ежедневно закаляться». Чтобы хорошо играть в шахматы, надо быть физически здоровыми.
            Все дети изначально талантливы. Но знакомя с элементарными правилами игры, ребенку – младшему школьнику, следует помочь усвоить известную истину: шахматы – дело занимательное, увлекательное, но и сложное, шахматы – это труд, труд упорный и настойчивый.  За основу взята программа факультативный  курс «Шахматы в школе» И. Г. Суханова  рекомендовано как программа обучения шахматам в школе.  Данная программа составлена на основе учебно – методического комплекса «Шахматы, первый год».

2Предполагаемые результаты:

  • представление об истории и происхождении шахмат;
  • знает правила игры и турнирного поведения;
  • знает основы тактики и стратегии, активно применяет в своей игре тактические приемы;
  • владеет фундаментальными знаниями по разыгрыванию дебюта и эндшпиля;
  • умеет применять полученные теоретические знания на практике;
  • умеет записывать партии;
  • с удовольствием играет в шахматы;
  • видит и осознает свои ошибки;

знает нормы этикета при игре в шахматы

1 уровень:

  •  знать шахматные термины белое и  чёрное пол, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белое, чёрное, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая лакировка, ,шах, мат, пат, ничья;
  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, король;
  • правила хода и взятие каждой фигуры.

2 уровень:

  • уметь ориентироваться в шахматной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности, и в совокупности с другими без нарушений правил шахматного кодекса;
  • правильно помещать шахматную доску между партнёрами;
  • правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • рокировать;
  • объявлять шах;
  • ставить мат.

3 уровень:

  • решать элементарные задачи на мат в один ход.

Программа предусматривает  35 шахматных занятий, учебный курс,  включает в себя шесть  тем. Занятия проводятся 1 раза в неделю продолжительность занятий  40 минут.
Учебный курс  занятий включает в себя темы:

Предполагаемая тематика курса.

  1. «Шахматная доска»;
  2. «Шахматные фигуры»;
  3. «Начальная расстановка фигур»;
  4. «Ходы и взятие фигур»;
  5. «Цель шахматной партии»;
  6. «Игра всеми фигурами из начального положения».

3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.

Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.

2.

Шахматы – спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат. Различные системы проведения шахматных соревнований.

3.

Правила игры. Правила турнирного поведения. Правило «тронул-ходи».

4.

Первоначальные понятия. Запись партий. Мат, ничья. Относительная ценность фигур. Практические занятия: упражнения на запоминание правил шахматной нотации, игры с ограниченным набором фигур, простейшие этюды.

5.

Тактика игры. Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов.

6.

Стратегия игры. Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана, централизация. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.

7.

Эндшпиль. Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Правило квадрата. Мат различными фигурами. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач.

8.

Дебют. Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок.

9.

Конкурсы решения задач, этюдов. Понятие о позиции. Правила проведения конкурсов решений. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса.

10.

Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем сеансов одновременной игры с последующим разбором партий с ребятами.

11.

Соревнования

12.

Итоговое занятие. Подведение итогов года. Планы на следующий год.

Календарно—тематический план

Темы и виды деятельности

На теоретические занятия

На практические занятия

Итого

1.

Организационное занятие.

1

1

2.

Шахматы – спорт, наука, искусство..

2

2

3.

Правила игры.

2

2

4.

Первоначальные понятия.

2

2

4

5.

Тактика игры.

2

2

4

6.

Стратегия игры.

2

2

4

7.

Эндшпиль.

3

1

4

8.

Дебют.

2

1

3

9.

Конкурсы решения задач, этюдов.

5

5

10.

Сеансы одновременной игры.

4

4

11.

Соревнования.

2

2



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Роль музея в урочной и внеурочной деятельности класса

Использование различных форм музейной работы в урочное и внеурочное время помогает воспитать высоконравственного  члена общества, патриота своей страны....

Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 3А, 2014-2015 гг.

Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 3А, 2014-2015 гг....

Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 4А, 2015-2016 гг.

Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 4А, 2015-2016 гг....