Организация бивака в пешем маршруте
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Беган Марина Александровна

Занятие по программе "Юный турист"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_bivaka_v_peshem_marshrute.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

Организация бивака в пешем маршруте

Сценарий занятия

Цель: отработка и закрепление навыков организации и снятия бивака

Задачи:

  • совершенствование системы обучения туристов основам безопасности в чрезвычайных ситуациях, формирование навыков работы в экстремальных ситуациях и ЧС;
  • определение общего уровня участников, повышение их походной подготовки.
  • развитие координации движения, внимания, точности и правильности выполнения специальных приемов при бивачных работах.
  • формирование здорового и активного образа жизни молодежи, общественного сознания и гражданской позиции;
  • воспитание ответственности, чувства коллективизма, взаимопомощи.

Тип занятия: практическое.

Время занятия: 4 часа.

Формы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Методы: беседа, практическая работа, создание ситуации выбора, построение учебного взаимодействия на основе диалога, стимулирование проявления инициативы.

Оборудование и снаряжение:

Групповое: палатка (2 шт.), тент, котел на 5 л., топор, пила цепная, костровые принадлежности, продукты на одно приготовление пищи, саперная лопатка.

Личное: туристские коврики, мешки спальные, рюкзаки, КЛМН.

Форма одежды - спортивная.

Организационный момент:

Построение группы полукругом перед инструктором.

Обучающиеся должны знать:

критерии выбора оптимального места для организации бивака

время необходимое на организацию и снятие лагеря

Обучающиеся должны уметь:

распределять обязанности в группе в соответствии с опытом и способностями участников

максимально выгодно использовать пространство выбранного места

самостоятельно выполнять основные виды бивачных работ

Сегодня мы:

научимся находить наиболее оптимальное место под стоянку

получим новые знания и практические умения при проведении бивачных работ

выясним, какие бывают обязанности при организации бивака и как их распределять

закрепим полученные навыки и умения

Основная часть:

РАЗМИНКА (20 мин.) Проходит во время движения к месту проведения занятия.

Практическая часть:

Первая часть. Работа с инструктором. (2 ч. 40 мин.).

Выбор места (25 минут):

Рельеф - равнина, уклон, возвышенность, низина. (опасности подтопления, подветренные участки)

Покрытие - снег, камни, болото, песок, дерн. (сложности при установке лагеря, опасности подтопления)

Наличие источников воды. (проточная вода или вода из крупных водоемов без посторонних запахов и вкуса, следов деятельности человека и мертвых животных)

Естественная защита от погодных явлений - ветра, снега, дождя. (густой лес, возвышенность прикрывающая от ветра)

Наличие плохо стоящих деревьев. (опасность падения на людей, снаряжение)

Чистота места. (очистка территории отнимает лишнее время)

Доступность дров. (сухостой вне территории лагеря)

Следы деятельности человека и диких животных. (опасность встречи с нежелательными соседями)

Благоустройство места стоянки и распределение обязанностей (1 час 20 мин.):

Заготовка дров. (поиск сухостоя (мертвых деревьев); основные правила – самые лучшие дрова трещат как костер при ломании и не лежат на земле, не наносить травмы живым деревьям; место под дрова на удалении не менее двух метров от костра и мест нахождения людей)

Разведение костра. (выбор места с учетом ветра и опасности возникновения пожара, оборудование костровища – снятие верхнего слоя почвы, установка держателя для котла, разведение костра)

Установка палаток. (выбор наиболее ровного места с наименьшим уклоном и его очистка, установка палатки выходом на подветренную сторону и ее окапывание (если необходимо))

Приготовление пищи.

Установка тента. (если необходимо - для защиты снаряжения и костра от осадков)

Сбор воды. (правило – чем дальше от берега, тем качественнее вода; если требуется сойти в воду – соблюдать все правила как при переходе вброд; чем меньше мути создали движением, тем меньше ее окажется в котле, набирать воду желательно из верхних слоев)

Оставление места стоянки (40 мин):

Свертывание лагеря. (взаимоконтроль во избежание потери снаряжения)

Уборка территории. (сбор образовавшихся отходов, все негорючие отходы желательно забирать с собой)

Сжигание мусора. (пищевые отходы желательно сжигать, кроме полностью сгорающего мусора, нужно обжечь жестяные банки, затем расплющить их при помощи топора или камней, если они останутся на стоянке - закопать)

Тушение костра. (необходимо обязательно гасить костер перед уходом – не затушенный костер может стать причиной пожара; гасить пламя необходимо водой, засыпание огня почвой – крайняя мера, т.к. существует продолжения тления под землей; после затухания костра можно вернуть снятый ранее дерн на место)

Вторая часть. Самостоятельная работа группы. (1 час).

Самостоятельный поиск места и организация бивака с последующим его снятием. Выбранный группой руководитель распределяет обязанности в группе. По просьбе инструктора участники объясняют обоснованность совершаемых ими поступков.

Подведение итога занятия (15 мин) Что далось тяжелее всего? Почему?

Над чем надо будет еще работать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дорога, транспорт, пеший путь. Лес, речка, луг, где можно отдохнуть»

Выявить способность детей применять свои знания, умения и навыки в конкретных жизненных ситуациях...

СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА РЕБЕНКА С ОВЗ.

Структура психологического сопровождения ребенка с ОВЗ (цели,задачи,принципы, направления деятельности педагога-психолога)....

Мастер – класс "Организация работы по индивидуальным образовательным маршрутам"

Мастер – класс "Организация работы по индивидуальным образовательным маршрутам" поможет учителю построить индивидуальную работу не только с одарёнными детьми, но и со слабоуспевающими ребятами....

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося как способ эффективной организации образовательного процесса в условиях УДО

   Основная идея модернизации образования сегодня состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. А для этого образование должно соответс...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ .

В современном образовании на первый план выдвигается значимость личности школьника и становится важным адаптировать учебный процесс к особенностям ее развития....

Проектная деятельность как средство организации индивидуального образовательного маршрута младшего школьника

Проектная деятельность как средство организации индивидуального образовательного маршрута младшего школьникаВ настоящее время метод проектов рассматривается наукой как цикл инновационной деятельности ...

«Организация бивака в пешем маршруте»

План-конспект   занятий с группой детей 10-12 летЦель: отработка и закрепление навыков организации и снятия бивака...