Методическая разработка классного часа "Зачем творить добро?"
методическая разработка (3 класс) на тему

Гончарова Татьяна Владимировна

Классный час.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx168.6 КБ

Предварительный просмотр:

 Методическая разработка классного часа. 3 класс

Тема классного часа: «Зачем творить добро».

Автор: Гончарова Татьяна Владимировна

Место работы: ГБОУ СОШ № 692 Калининского района Санкт Петербурга.

Должность: учитель начальных классов

Квалификационная категория :    1.

C:\Users\Teacher_1\Pictures\i66P293IF.jpg

Цель : создание условий формирования нравственных ценностей, сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях. Прийти к осмыслению «Зачем творить добро?»

    Задачи:

- личностные: 

  -  развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле; 

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения на основе ситуационного метода;

-метапредметные:

-  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

-овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;

-предметные:

 – знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности  в жизни человека и общества;

Формы работы :беседа, анализ  легенды, работа с притчей, инсценирование, самостоятельная работа в группах,  участие в учебном диалоге.

Ход занятия:

(Дети сидят группами)

  1. Организационный момент

Педагог зачитывает стихотворение из сборника стихов С.П. Хисамутдиновой

Мир и Любовь!
Добро и Чистоту!
Покой и Свет!
Улыбку и Участье
Хочу я видеть
В каждом существе
И знаю: в этом мое счастье.
Когда тепло сердец,
Их нежность ощущаю,
С надеждой я
К Всевышнему взываю
И, как молитву,
Я твержу одно:
"Творите, люди,
На Земле добро!

- как вы думаете, о чём пойдет сегодня разговор на нашем уроке?

2. Актуализация знаний по теме . Сообщение темы с мотивирующим приемом.

1.) Организационный момент

Тема: «Зачем творить добро»

 -Какие  ассоциации у вас  возникают, когда  вы  слышите  слова «добро» или «зло»?

(на партах у вас есть конверты со словами – ключами (подсказками)

(Мама, дом, здоровье, красота, мир, Бог, любовь, надежда, истина, верность, вежливость, дружба, милосердие, улыбка, честность, отзывчивость, забота, помощь.

Зависть, ревность. Обман, жадность, грубость, предательство, война, ссора, ложь, ненависть, коварство, грех, эгоизм, беда, досада, несчастье, равнодушие)

2.) Работа с определением (работа в группах со словарем)

Работая в группах со словарями разных авторов, вы узнаете лексическое значение слов «добро» и «зло».

 – В словарях Ожегова и Даля даны такие определения добру и злу:

Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу;(Ожегов)

Добро - в духовном значении благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина; противоположно худу и злу; (Даль)

Зло - Нечто дурное, вредное;(Ожегов)

Зло - худое, лихое; (Даль)

  1. Совместное «открытие» знаний
  1. Показ фокуса

Учитель показывает детям два одинаково привлекательных яблока, но одно из них учитель перед уроком незаметно для детей несколько раз ударил о пол так, чтобы кожура яблока не повредилась

 - Опишите, как выглядят эти яблоки. На первый взгляд, они выглядят хорошо: большие, красные.

Учитель взяла яблоко, которое бросала, сказала, что оно ей не нравится и попросила его оскорбить. (Ребята говорят обидные высказывания)

  - А теперь похвалите другое яблоко.

Учитель снова показала оба яблока: они выглядели так же хорошо, как и раньше. Затем она разрезала яблоки пополам. Яблоко, которому говорили приятные слова выглядело очень хорошо, а яблоко, к которому они были так жестоки внутри было поврежденным, потемневшим, мягким, рыхлым.

 - А как вы думаете, что происходит с ребятами, которых обижают сверстники?

Вывод: дети, которых обижают, оскорбляют сверстники внешне могут быть обычными, но внутри они переживают страшную боль.

1)Работа с пословицами

 - Перед вами  лежит  карточка, на  которой  начало  и  конец  пословиц. Попробуйте  их  восстановить с  помощью  стрелочек и объяснить смысл каждой пословицы (Каждая  группа  зачитывает  по  одной  пословице.) Готовность – сигнализируем.

Худо тому,                                                       кто добра не делает никому.

Доброе слово                                                   и кошке приятно.

За недобрым пойдешь -                                  на беду набредешь.

Злой плачет от зависти,                                  добрый - от радости. 

2)Работа с притчей

 – А как вы думаете, каких людей на свете больше добрых или злых? Напишите свой ответ на листочках и никому не показывайте, а я вам прочитаю притчу).

Мир такой, каким ты его видишь.

В один оазис пришел молодой человек, попил воды и спросил у старика, который отдыхал возле источника:

- Какие люди здесь живут?

Старик, в свою очередь, спросил у юноши:

- А какие люди живут там, откуда ты пришел?

- Куча эгоистов с плохими помыслами, – ответил молодой человек.

- Таких же и найдешь здесь, – сказал старик.

В тот же день другой юноша подошел к источнику утолить жажду с дороги. Увидев старика, он поздоровался и спросил:

- Какие люди живут в этом месте?

Старик в ответ задал тот же вопрос: - А какие люди живут там, откуда ты пришел?

- Прекрасные! Честные, гостеприимные, дружелюбные. Мне больно было расставаться с ними.

- Таких же и найдешь здесь, – сказал старик.

Один мужчина, слышавший оба разговора, спросил: - Как ты мог дать два таких одинаковых ответа на один и тот же вопрос?

На что старик ответил: (КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО ОТВЕТИЛ СТАРИК? Обсудите в группах и дайте ответ)

- Каждый из нас может видеть только то, что несет в своем сердце.

Тот, кто не нашел ничего хорошего везде, где побывал, не сможет отыскать ничего другого ни тут, ни в любом другом месте.

А теперь посмотрите на свои ответы, сделайте для себя выводы, а мне скажите, как вы поняли, чему учит притча.

 – Все люди на свете знакомы с золотым правилом этики: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

« У христиан есть особые причины для того, чтобы  не быть эгоистами…»

Кто такие эгоисты? (ответы детей)

ЭГОИЗМ - Себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих. (Ожегов)

Первая и главная причина по которой Христиане творят добро – это благодарность за подвиг Христа.

3) Работа с легендой

Давайте прочитаем легенду об апостоле Петре

Вот такая легенда, а теперь ответьте на мои вопросы.

В какой город пришел проповедовать Петр (Рим)

Все ли с радостью приняли его проповедь (Нет, император Нерон)

Кого обвинили в поджоге города? (Христиан)

Как с ними поступали? (Арестовывали, казнили.)

Что это за странник повстречавшийся Петру? (Христос)

Что спросил поражённый Пётр у Христа? (Куда ты идёшь, Господи?)

Что ответил Христос?( Я иду в Рим, чтобы там умереть ещё раз.)

Почему Пётр содрогнулся от слов Христа?

(-Однажды он уже отрекся от своего учителя. Теперь он бросал ещё и своих учеников.)

Как поступил Пётр в минуту тяжких преследований? (Вернулся  в  город)

Для чего, с какой целью Пётр решил вернуться в опасный для жизни город? (Чтобы в минуту тяжких преследований уберечь своих учеников  от трусости и предательства, поддержать их словом и примером…»)

Можно сказать, что Пётр подражал Христу и благодарен ему за его подвиг?(Да Пётр был благодарен Христу.)

Как вы считаете, кто в этой легенде творил добро? Возможно даже рискуя своей жизнью.( Христос и Пётр.)

- Давайте прочитаем еще раз слова Христа.

Какой вывод вы можете сделать для себя из этих слов.

Благодарность -  какое удивительное слово. Из каких слов оно состоит?

                                   

          Благодарность

 Благо                    дар дарить

Благо – это то, без чего человек не может жить в радости.

4) Работа со стихотворением

А сейчас я прочитаю стихотворение, а в нем скрыта вторая причина по которой люди творят добро.

М. Исаковский

Вишня

В ясный полдень, на исходе лета,
Шел старик дорогой полевой;
Вырыл вишню молодую где-то
И, довольный, нес ее домой.

Он глядел веселыми глазами
На поля, на дальнюю межу
И подумал: «Дай-ка я на память
У дороги вишню посажу.

Пусть растет большая-пребольшая,
Пусть идет и вширь и в высоту
И, дорогу нашу украшая,
Каждый год купается в цвету.

Путники в тени ее прилягут,
Отдохнут в прохладе, в тишине,
И, отведав сочных, спелых ягод,
Может статься, вспомнят обо мне.

А не вспомнят — экая досада,—
Я об этом вовсе не тужу:
Не хотят — не вспоминай, не надо,—
Все равно я вишню посажу!»

- Что решил сделать старик?

- Для кого он решил посадить вишню?

- ждал ли он благодарности?

- как называют людей, которые совершают добрые дела и не ждут за это ничего? (бескорыстными)

- как вы думаете, что чувствовал старичок, когда решил посадить вишню (радость)

- вот это чувство радости и заставляет нас совершать добрые дела бескорыстно, от всего сердца, жертвовать собой и своими интересами ради других.

5) Инсценирование

Давайте рассмотрим такую ситуацию «Ученик не готов к уроку»

Мне понадобятся 5 человек

1уч. - По очереди просит списать домашнее задание

Ответы одноклассников

Вот еще, сам думай! Я весь вечер трудился, а ты как всегда бездельничал. Вот теперь и получай двойку! Так тебе и надо.

Я тебе списать дам, а ты мне за это на сотовом поиграть.

На списывай, только отстань.

Списать не дам, а как правильно решить объясню, пойдем помогу.

 – как вы считаете, кто из одноклассников действительно совершил добрый поступок.

  1. Рефлексия
  • Над чем заставило задуматься это занятие?
  • Что означает понятие «добро»?
  • Захотелось ли вам делать добрые дела?
  • Ребята, перед вами ладошки (из бумаги красного цвета). Напишите на них слова напутствия, обращение к окружающим с призывом к добрым поступкам. Из этих ладошек мы сделаем большое сердце – символ добра и любви и милосердия.

4. Обобщение по теме. Подведение итогов.

- С какими понятиями мы познакомились на данном занятии?

-Нужна ли сегодня самоотверженность, бескорыстность? Зачем творить добро?

Ну что ж, наше занятие подошло к концу! Будьте добрее, терпимее друг к другу! Идите по жизни только дорогой Добра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного час для учащихся начальной школы «Юн и в старости тот, кто смолоду здоровье бережет!"

Цель:         дать представление о том, как нужно заботиться о своём здоровье.Задачи: дать ученикам представление о здоровом образе жизни;помочь учащимся задума...

Методическая разработка классного часа «МИЛОСЕРДИЕ» (духовно-нравственная проблематика классного часа в младшей школе)

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Твори добро"

Данная методическая разработка воспитательного мероприятия предназначена для педагогов дополнительного образования, учителей, воспитателей.Занятие рассчитано для детей младшего и среднего школьного во...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Твори добро!"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Твори добро!"...

Методическая разработка классного часа: "Спеши творить добро"

Игра-путешествие «Спеши творить добро»  Игра направлена на побуждение младших школьников к добрым делам и поступкам. Завораживающая атмосфера сказки и тайны, неожиданные гости. Возмож...

Методическая разработка классного часа во 2 классе «Традиции – семейные и классные»

Цель: углублять представления воспитанников  о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких. Задачи:- раскрывать значение понятия «семейные традиции»...

Методическая разработка педагогического мероприятия «Твори добро!»

Данный классный час был разработан с целью познакомить студентов с яркими примерами проявления доброты в жизни и литературе, способствовать развитию творческих способностей, умению рассуждать, выделат...