Диагностика исходного уровня развития воображения младших школьников
учебно-методическое пособие (4 класс) на тему

балагина елена владимировна

Диагностика исходного уровня развития воображения младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИКА ИСХОДНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

« Вербальная фантазия»: детям за одну минуту предлагается придумать рассказ (историю, сказку) о каком - либо живом существе и затем изложить его устно в течение 5 минут. 
В ходе рассказа воображение детей оценивается по таким признакам как: 
1) скорость процессов воображения; 2) необычность, оригинальность образов; 3) богатство фантазии; 4) глубина и проработанность (детализированность) образов; 5) впечатлительность, эмоциональность образов. По каждому признаку рассказ получает от 0 до 2-х баллов (0 баллов - отсутствие данного признака; 1 балл - он имеется, но выражен слабо; 2 балла - признак выражен достаточно сильно). Результаты работы фиксируются в таблице (составлялся протокол наблюдения); в результате 10 баллов соответствовало очень высокому уровню развития воображения; 8-9 – высокому; 5-7- среднему; 3-4- низкому; 0-2- балла очень низкому. 

  «Скульптура»: детям предлагается набор пластилина и задание: за 3 минуты смастерить поделку, вылепив ее из пластилина. Анализ результатов показал, что 4 ученика исследуемого класса, т.е. 22,2% от общего числа учащихся, вылепили из пластилина очень простые фигурки ( кубик, шарик, колечко, и т.д.). Им было поставлено по 2-3 балла, что соответствует низкому уровню развития воображения. Работы 10 детей (55,6%) были сравнительно простые и имели небольшое количество обычных деталей. Они были оценены на 4-5 баллов, что соответствует среднему уровню развития воображения. И, наконец, 4 работы (22,2% от общего числа работ) отличались чем-то необычным. Они были оценены на 8-9 баллов, соответствующих высокому уровню развития воображения.

 
Воображение младшего школьника носит подражательный характер. Ребенок в своих вымыслах и играх старается воспроизвести то, что он видел или слышал, повторить то, что наблюдал. Поэтому воображение носит репродуктивный (воспроизводящий) характер.
 Для развития воображения необходимо создание ряда условий. Нужен показ способов творческой деятельности. Поэтому необходимы специальные упражнения по его развитию с использованием наглядных методов обучения.

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ 

Почему детям на уроке не всегда интересно? То устанут, то скука одолеет. Почему жизнь школы порой не похожа на цветной, яркий мир, который сопровождает ребенка в его общении с друзьями и книгами? Школа и школьная жизнь должны увлекать ребенка, вводя его в удивительный мир познания.
Как же поступить учителю, чтобы достигнуть этой цели?
Есть много различных способов, которые помогли бы учителю разрешить эту проблему. Одним из этих способов являются наглядные методы обучения.
Игра- соревнование «Журнал «Небылицы в лицах».
Класс поделили на две команды. Каждая команда – это редакция журнала. У каждого члена редакции свой порядковый номер. Ведущий начинает сказку:
Жил-был маленький Винтик. Когда он появился на свет, то был очень красивый, блестящий, с новенькой резьбой и восьмью гранями. Все говорили, что его ждет великое будущее. Он вместе с некоторыми винтиками будет участвовать в полете на космическом корабле. И вот, наконец, настал тот день, когда Винтик очутился на борту огромного космического корабля
На самом интересном месте ведущий останавливается со словами: «Продолжение следует в журнале «.» в номере «.» . Ребенок, у кого в руках этот номер, должен подхватить нить сюжета и продолжить рассказ. Ведущий внимательно следит за повествованием, в нужном месте прерывает. Ведущий должен сказать: «Продолжение следует в журнале «.» в номере «..» Прервать сказку может ведущий словами: «Окончание в журнале «» в номере «.»
В результате детского творчества главный герой побывал на планете Марс, на Луне, встретился с инопланетянами. Работа проходила достаточно тяжело, детям было трудно сочинять что-то новое, поэтому они часто повторялись. Конец сказки получился довольно интересным. Один ученик  отправил Винтика обратно на Землю, где он остался навсегда и стал писать книги, в которых рассказывал о своих приключениях.
В целом этот вид деятельности показывает, что детям еще трудно подключить свободное фантазирование. Они лучше справляются с работой по готовым шаблонам.  
Игра «Презентация мира».
Предметное восприятие окружающего мира, свойственное детям (вот кошка, луна, скамейка, человек, палка и т.д.), с развитием ребенка преобразуется в социально- ценностное восприятие, когда подрастающий человек обнаруживает за предметами отношение, видит ценностные связи и взаимоотношения. Такое преобразование протекает незаметно, оно не обозначается каким-то резким переходом, когда бы вдруг простая «скамейка» превратилась бы в «место для отдыха старика, свидания для влюбленных» и т.д. Оно совершается в силу социализации личности, ее духовного развития, интеллектуального и эмоционального обогащения. 
Реквизит: живая роза. 
Смена предметного восприятия, однако, не всегда происходит вообще. Иногда мы видим человека, который живет среди предметов, фактов, случаев, но он выпадает из общественных отношений, культурных ценностей. Внешне – живет как все, в сущности – живет вне всех, так как исключен из системы ценностных отношений. 
«Презентация мира» направлена, прежде всего, на переход предметного восприятия мира в его образное восприятие. Предъявляется какой- либо предмет группе детей и предлагается описать роль этого предмета в жизни человека, зачем он для человечества, какую роль он играет в стремлении человека к счастью, какие отношения несет в самом себе, когда включен в повседневный быт. Таким образом, выявляется для детей духовная ценность материального предмета, смещает границы духовного и материального, развивает способность к одухотворению и в конечном итоге помогает ребенку обрести свою личность, подняться над ситуацией, освободиться от вещно-предметной зависимости. 
Для проведения данной работы избирается любой предмет, окружающий детей (нет смысла брать что- то незнакомое детям, как тостер или пуанты), задается вопрос о его роли в жизни человека, материальном и духовном предназначении, а так же вопрос о личном отношении ребенка к данному предмету. Необходимо создать надлежащую атмосферу, так чтобы все его достоинства были подчеркнуты, как ценность общечеловеческой культуры. Дети поочередно высказывают свои соображения. При этом они подходят к предмету, берут его в руки, демонстрируя всей группе, раскрывая то содержание, которое обнаружено им.
Предметом презентации мы избрали живую розу, оформив ее красиво в вазе на столе. Для обсуждения были предложены следующие вопросы:
- Что значит для нас простой цветок розы?
- Какая от него может быть польза?
- Что бы было, если бы роз не было на земле?
- Выскажите  ваше  личное отношение к этому цветку.
Реакция детей  довольно интересна. Естественно, прежде всего  дети увидели за розой «подарок», «любовь», «романтику», «радость», «симпатию». Мальчик высказал такое предположение, что если не будет роз, то тогда не будет и радости. Девочка  говорила, что роза ей не нравится, она вульгарна. Делая вывод, хочется сказать о довольно высоком ценностном восприятии детьми реальности. Поражает их готовность и умение рассуждать, строить выводы, общий высокий уровень интеллекта. В дальнейшем можно усложнить работу, предлагая детям самим выбрать предмет презентации, им может стать явление, событие, факт, процесс. 


Театр «Рукавичка»
Форма игры в театр определяет целенаправленное развитие чувственной сферы детей. Представляя, тот или иной персонаж в различных ситуациях, ребята огорчаются, радуются, веселятся, сердятся, негодуют – эмоционально осваивают мир отношений и фирмы их проявления, что способствует более глубокому пониманию духовных связей в реальной жизни. Кроме того используя народные литературные произведения, мы тем самым приобщаем детей к национальной культуре, русскому фольклору. 
Цель работы – обучение выразительному чтению на основе подражания, многократного перечитывания, развития памяти, речи, простейших движений, умения говорить перед аудиторией. 
Деятельность ребенка ориентирована на образец. В процессе общения воспитатель – взрослый своим примером обучает речи, движению, поведению, оказывает неназойливую помощь если дети что - то забыли. Основа поведения взрослого – доброжелательность, разумность, спокойствие и заинтересованное участие. 
Данный вид деятельности очень удобен не только для воссоздающего воображения, но и как форма проведения уроков чтения, литературы.
Реквизит (куклы – рукавички) – это опора для воссоздающего воображения, понимания характера персонажа, предпосылка к раскрепощению чувств, движения, к свободе речи. Привлекает и значительная простота в изготовлении самих кукол, мы отыскали старые перчатки, варежки, а уж на их основе с помощью кусочков материи, разноцветной бумаги, пуговиц, иголки с ниткой, ножниц и фантазии сделали и дедку с бабкой, и мышку, и лису, и собачку и т.д. 
Для постановки мы взяли русскую народную сказку «Петух и кот».

  Таким образом, в своей практической деятельности каждый учитель должен стремиться к тому, чтобы ученики были активны на уроке. В этом помогают наглядные методы обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наглядность есть такой целенаправленный и специально организованный показ учебного материала, который подсказывает учащимся законы изучаемого явления, в данном случае позволяет творчески открыть эти
законы или убедиться в их достоверности.
Наглядности  в обучении присущи следующие характеристики:
- она служит исходным моментом, источником и основой приобретения
знаний; 
- является средством  обучения, обеспечивающим оптимальное усвоение учебного материала и его закрепление в памяти; 
- образует фундамент развития творческого воображения и мышления; 
- является критерием достоверности приобретаемых знаний; 
- оказывается приемом развития памяти путем ее опоры на различные
органы ощущений и впечатлительность; 
- соответствует склонности учащихся мыслить формами, красками, звуками, ощущениями вообще; 
- обеспечивает обратную связь чувственно-наглядного впечатления,
образа памяти и образа творческого воображения; 
- мышечно-двигательная наглядность осуществляется в виде двигательных формул, содержащих зрительные, двигательные и слуховые элементы.
При использовании наглядных методов обучения в начальной школе необходимо соблюдать ряд условий:
- применяемая наглядности должна соответствовать возрасту учащихся
- наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;
- наблюдение должно быть организованно таким образом, чтобы все
учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет; 
- необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; 
- детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений; 
- демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала; 
- привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в
наглядном пособии или демонстрационном устройстве. 
Кроме того, мы постарались рассмотреть проблему управления вниманием младших школьников с помощью наглядных методов. 
Мы отметили, что от методов обучения зависит немалый успех работы
учителя и школы в целом. Методам обучения посвящено множество фундаментальных статей и, в частности, наглядным методам обучения. Несмотря
на это проблема методов обучения остается весьма актуальной. Актуальной
остается также проблема управления вниманием младших школьников, так
как произвольное внимание у них еще недостаточно сформировано. Объединив эти две проблемы в одну, мы выдвинули гипотезу о том, что наглядные
методы обучения весьма эффективно использовать при управлении вниманием младших школьников. Данную гипотезу мы постарались обосновать в работе.
Наглядные методы обучения необходимо использовать на уроках в начальной школе. Это правило вытекает из психологических особенностей
внимания младшего школьника. 
Эти методы способствуют развитию памяти, мышления, воображения.
Однако не следует отрицать при этом роль внимания. Как известно, внимание является функцией, обслуживающей все психические процессы. Без
внимания невозможно осуществлять ни одну сознательную деятельность, не
возникает мысль. Следовательно, без внимания не возможно нормально построить процесс обучения. Поэтому так важно научиться управлять вниманием учеников. 
У младших школьников небольшая устойчивость внимания, им свойственно частое отвлечение. В связи с этим с первых уроков необходимо "воспитывать" внимание. 
Среди наглядных методов обучения выделяют наблюдение, иллюстрацию и демонстрацию. Благодаря наблюдению, возможно возбудить у учащихся интерес к окружающей жизни и научить анализировать природные и
социальные явления, а также научить их концентрировать внимание на глав-
ном, выделять особые признаки. Благодаря демонстрации внимание учащихся оказывается направленным на существенные, а неслучайно обнаруженные,
внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов.
Иллюстрация особенно хорошо используется при объяснении нового мате-
риала. Тогда учителю следует иллюстрировать свой рассказ на доске мелом.
Рисунок поясняет слова преподавателя, а рассказ делает понятным содержание изображаемого на доске. 

Воображение развивается не только благодаря каким-то индивидуальным способностям ребенка, а при большой направленной работе учителя наставника. 
Чтобы процесс воображения превратился в разумную творческую деятельность, педагогу необходимо ставить перед детьми цель и помогать самостоятельно её достичь. Тогда ребёнок получает ту идею, которая соединяет все выдуманные картинки, эпизоды, рассказы во что-то единое.
Прежде всего ребёнку необходимо дать средства той деятельности, которой он начинает заниматься. 
Необходимо в каждый урок вносить момент игры. Ведь именно в игре делаются первые шаги к творческой деятельности. 
Чтобы вызвать у ребёнка активно к новому, желание думать и открыть
это новое, нужно разбудить в ребёнке интерес, для этого необходимо возникновение положительных эмоций.
Для развития воображения необходимо обогащение опыта ребёнка, насыщение его новыми знаниями и сведениями об окружающем мире. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие воображения младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"

Презентация разработана для проведения мастер-класса "Развитие воображения младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности". В презентации отражены некоторые теоретические вопросы по данной ...

Развитие воображения младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения

В статье описаны упражнения, которые можно использовать на уроках русского языка и литературного чтения для развития воображения младших школьников....

Развитие воображения младших школьников.

Формы и методы по развитию воображения у детей младшего школьного возраста на уроках чтения...

развитие воображения младших школьников через нетрадиционные художественные техники

Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития воображения не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получае...

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ – КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Игровая методика театральных занятий дает ему эту возможность и ребенок многократно может проигрывать сюжеты любимых сказок, историй, чтобы пережить еще и еще раз удовольствие победы своего успе...

Развития воображения младших школьников.Игры и упражнения по развитию воображения младших школьников.

Развития воображения младших школьников.  Воображение и фантазия – важнейшие стороны нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией или воображением. Мы лишили...